Народ созидатель в стихотворении н а некрасова железная дорога конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, связно излагать мысли, формулировать и отстаивать свою точку зрения, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию

Подготовительная работа:

Самостоятельное чтение статьи учебника о Н. А. Некрасове

Вспомнить произведения поэта, изученные в 5 классе

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

- С какими произведениями поэта вы уже знакомы?

- Назовите главную тему творчества Некрасова

(Судьба простого русского народа)

3. Проверка домашнего задания

- К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать статью из учебника о Некрасове. Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?

- Обратите внимание на эпиграф к статье

Воля и труд человека

Дивные дивы творят…

Н.А. Некрасов

- Какова роль эпиграфа?

(Помочь читателю понять главную мысль)

- Какие черты личности проявились у молодого Некрасова?

(Самостоятельность, решительность, трудолюбие, любовь к людям)

- Именно эти черты помогли Некрасову стать великим русским поэтом.

4. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

( Продолжим знакомство с творчеством Некрасова)

- Вдумайтесь в название стихотворения. Постарайтесь определить его тему. Для этого вспомните, символом чего в литературе является образ дороги.

(Дорога – символ пути, развития, будущего)

- В соответствии с поэтическими традициями это слово также использовалось русскими поэтами и писателями при создании художественного образа Родины

Запись на доске и в тетрадях

1) символ пути, развития, будущего

2) образ Родины

- Совместите эти два значения. Что получилось? (Стихотворение о России, о её будущем)

5. Чтение стихотворения учителем

6. Первичное восприятие текста

- Понравилось ли стихотворение? Какое впечатление оно произвело на вас?

- Из скольких частей состоит? Определите композицию (построение) стихотворения.

Запись в тетрадях

КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ

1. Осенний пейзаж

2. Картины подневольного труда

3. Монолог генерала о народе

4. Итоги работы. Бесправие и покорность русского народа

7. Проблемное объяснение нового знания

Анализ I части стихотворения

- Стихотворение начинается с зарисовки родной природы. Как называется картина природы в художественном произведении? (Пейзаж)

- Назовите ключевые образы I части стихотворения. Найдите лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих образов

- Какие средства выразительности использует автор для создания пейзажа? (Эпитеты и сравнение)

- Какую роль они играют при описании? (Помогают передать радостное, бодрое настроение)

- Первая часть стихотворения заканчивается словами

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою …

- Какие звуки повторяются? (  ч  ,  у  )

- Вспомните, как называется повтор звуков как художественный приём (аллитерация)

8. Анализ II части стихотворения

- Прочитайте первую строфу II части стихотворения

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

- Какой папаша? Какой Ваня? О какой правде идёт речь? Всё прояснится, когда мы обратимся к эпиграфу. Чем он необычен? (Вместо привычной, как правило, пословицы или цитаты даётся диалог)

- Кто участвует в диалоге? (Отец и сын)

- В начале урока мы уже говорили о том, что эпиграф помогает понять главную мысль произведения. Какой вопрос вынесен за пределы стихотворения?

- Кто же, по мнению генерала, является строителем?

( Граф П.А. Клейнмихель)

- Обратимся к сноске в учебнике. Какую информацию она содержит?

(Граф Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железой дороги между Петербургом и Москвой)

- А каково мнение автора? (Он считает, что истинный строитель – русский народ)

Запись на доске и в тетрадях (составление кластера)

КТО СТРОИТЕЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ?

1) граф Клейнмихель

2) русский народ

- Столкновение разных точек зрения предполагает спор. Как автор доказывает своё мнение? Приведите примеры из текста.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден –

Не по плечу одному!

Он-то согнал сюда массы народные…

- Какой ценой была построена дорога?

Многие - в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

- Изображая картины подневольного труда, автор рассказывает о тяжелом положении русского народа

Запись на доске и в тетрадях

КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?

-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть

- Обратим внимание на строителей. Кто выделяется из них? (белорус).

- Почему герой Некрасова просит Ваню приглядеться к нему?

(Для того чтобы Ваня запомнил его, чтобы знал, кому обязан. Ведь белорус – символ всего народа)

- Какие чувства вызывают у вас строители железной дороги?

(Жалость, сострадание, сочувствие)

- Как соотносятся 1-я и 2-я части стихотворения?

- Что заставляло рабочих трудиться в таких условиях?

(Приходилось, потому что ими правил голод)

- А почему голод Некрасов называет царем? (олицетворение)

- В чем проявляется власть царя-голода? (пример из текста)

Запись на доске и в тетрадях

КАКОВО ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА?

-тяжёлый, изнуряющий труд, несущий болезни и смерть

- К чему призывает Ваню лирический герой Некрасова?

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать

-Почему герой, от лица которого идёт повествование, обращается только к Ване? (Ваня – символ молодого поколения, именно в руках молодого поколения находится будущее России)

- Каким видит это будущее автор?

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только – жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся – ни мне, ни тебе.

9. Анализ III части стихотворения

- Какую роль играет в композиции стихотворения III часть? ( Она противопоставлена 2-ой части, так как генерал спорит с лирическим героем)

- Для генерала всё, что говорит лирический герой, - чепуха. Генерал возмущён той страшной картиной, которую тот нарисовал мальчику, и просит показать светлую сторону жизни.

10. Анализ 4 части стихотворения

- Какую картину мы видим по окончании работ? (текст)

- Труды закончены. Рабочие столпились у конторы. Но оказалось, что они не только ничего не заработали, но ещё и остались должны подрядчику.

- Сравните портрет подрядчика с портретом белоруса. Какой приём использует автор? (Контраст)

- Почему слова подрядчика: И недоимку дарю! – выделены курсивом? (В них звучит издевательство над народом, они противоречат здравому смыслу)

- Как откликается народ на поздравление лабазника? (Впряглись в телегу и помчали приказчика по дороге)

- Светлую ли картину нарисовал автор?

- Самая светлая сторона в стихотворении оказалась самой безобразной.

- Вспомните 1 часть стихотворения: Нет безобразья в природе! А где есть? ( В мире людей)

-В чём выражено это безобразие? (Народ создаёт, а кто-то пользуется плодами его труда)

-Каково отношение автора к власть имущим? ( Он их обличает)

- Кто, по-вашему, виноват в бедственном положении народа? (Законы, царящие в стране, но и сам народ)

- За что автор осуждает русский народ? ( За его покорность и терпение)

- Продолжите работу с кластером

Запись на доске и в тетрадях

ОТНОШЕНИЕ К РУССКОМУ НАРОДУ

1) уважение, сочувствие, осуждение за покорность и терпение (автор)

2) презрение, потребительское отношение (власть)

11.Обобщение

- Сформулируйте основную проблему стихотворения. ( Бедственное положение русского народа, картина беспощадной его эксплуатации)

- Как изображён народ в произведении?

(С одной стороны, это – это народ - труженик, строитель, созидатель, я с другой – покорная, терпеливая, покорная масса, смирившаяся со своей участью)

12. Синквейн

2) работает, страдает

3) трудолюбивый, покорный, бесправный

4) народ достоин уважения

5) созидатель

13. Рефлексия

- Какую цель урока ставили?

- Что нового узнали на уроке?

- Дайте оценку своей работе по плану:

а) Сегодня я понял…

б) Я почувствовал…

г) Сегодня было интересно узнать…

14. Домашнее задание

1) Выучить отрывок из стихотворения - 1-я или 4-я часть – (по выбору учащихся)

2) Выполнить творческое задание (с.220 учебника) – по желанию

(Приложение №1)

В основе некрасовского стихотворения лежит реальный факт – строительство железного полотна между Петербургом и Москвой, названного в честь императора Николая I николаевской железной дорогой. Оно продолжалось восемь лет (1843-185).Сейчас ее называют октябрьской. Строительством дороги руководил очень жестокий граф Клейнмихель. Чтобы угодить царю, он стремился быстрее закончить работу, и поэтому был беспощаден к рабочим. Казнокрад и деспот, он считал, что ему и только ему принадлежат честь и слава этого строительства.

(Приложение№2)

На постройку железной дороги были согнаны десятки тысяч крестьян. Строительных машин, облегчающих труд людей, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в воде. Жили они впроголодь, в сырых, холодных землянках. Если кто отказывался работать, били плетьми. Не всякий мог выдержать такую жизнь, поэтому было много больных, которые умирали часто там, где работали. На русских костях была построена эта дорога,- говорили в народе. И это была правда.

На первом плане картины художник изобразил фигуры работающих людей. Их головы низко склонены, на руках вздутые от напряжения вены. Одежда рваная, ноги босые. Работают даже дети.

Урок литературы в 6 классе

Тип урока : постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: владеть знаниями о мастерстве поэта, выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, формировать собственное отношение к произведениям Некрасова, приобщаться к духовным ценностям русской литературы, владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование.

Личностные: осознавать личный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: отвечать на вопросы учителя, анализировать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, сети Интернета;

Регулятивные : овладевать способами понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: проявлять умения вести монолог, диалог. Работать индивидуально и в группах; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы: исследовательский, проблемный

Формы обучения: групповая и индивидуальная

Организационный этап урока:

Создается атмосфера заинтересованности - включается аудиозапись со звуком движущегося поезда.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите этот звук? (едет поезд, пролетают леса, поля, стук колес, железная дорога и т д)

Одно несомненно- это дорога России, а ее путь- это путь народа ,и поэту по пути с ним. Некрасов чуток к изменениям, совершающимся в народной жизни.

Постановка целей и задач урока

Я не зря оставила пустое место в названии темы урока. Дело в том, что мы должны добавить в заголовок урока еще одно слово и сейчас вы его выберете сами, исходя из лексического значения. ( Можно работать в группах 1 мин)

( на доске или слайде даны слова с их значениями: Созидатель- тот, кто создает что- либо. Патриот -человек, преданный своему народу, любящий свое отечество)

А почему вы выбрали именно это слово?

А какое слово в названии темы вам уже знакомо с других уроков? (образ)

Сформулируйте цели нашего урока с помощью опорных слов? (на слайде слова: мы познакомимся с…, мы узнаем…, мы будем уметь…, мы можем поразмышлять…)

(мы познакомимся с жизнью и трудом народа в стихотворении; мы узнаем , какой ценой была построена железная дорога; мы будем уметь анализировать стихотворный текст, отвечать на вопросы по содержанию и т.д.); мы можем поразмышлять о тяжелых жизненных условиях рабочих железной дороги, о несправедливости, обмане и т.д.)

Постановка проблемного вопроса

Скажите, кто обычно строит железные дороги? (специалисты, строители). А кто строит железную дорогу в стихотворении Некрасова? (простой народ). Как такое могло случиться, давайте разбираться.

Изучение нового материала.

Главный образ в стихотворении - образ народа- созидателя.

Погрузимся в ту эпоху, когда писалось стихотворение.

Рассказ учителя или подготовленного ученика «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года.

19 февраля 1861 года Александр 2 издал манифест и Положение, отменившие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользования землей до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.

Так какой же вывод можем сделать о реформе 1861 года? (она освободила от крепостной зависимости, но земля по- прежнему находилась в руках помещиков)

В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительство в 1842- 1851 годах Николаевской железной дороги, соединяющей Москву с Петербургом. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство железной дороги и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительства машин, облегчающих труд, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь, в сырых холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболели и падали и падали от бессилия, а иные тут же умирали.

Все это припомнилось Н.А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.

Анализ стихотворения

1. Работа с эпиграфом

Что предваряет текст стихотворения? (эпиграф)

В чем особенность эпиграфа? (оформлен как миниатюрная пьеска - указаны действующие лица, имеются авторские ремарки в скобках)

О чем можно судить по ремаркам? (кто действующие лица)

Кто участвует в диалоге? (отец и сын)

Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)

Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? ( нет, в стихотворении говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)

Мы убедились, что Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда

Таким образом, истинным строителем железной дороги был многострадальный народ.

2. Анализ 1 части.

Из скольких частей состоит стихотворение?

О чем говорится в первой части? (поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона)

Природа предстает перед нами во всем великолепии.

Найдите цитаты, подтверждающие это.

Но какое слово выделяется из всего этого великолепия и красоты? (безобразие)

Если в природе нет безобразия, значит оно где- то есть?

3. Анализ 2 части.

Об этом мы узнаем во 2 части.

Что нам рассказывается во 2 части? (страдания мужиков- строителей)

Как можно соотнести 1 и 2 части? (они противопоставлены друг другу)

Как называется такой прием? (антитеза)

Анализ отдельных эпизодов, работа в группах:

Сейчас мы поговорим об отдельных образах народа ,поработаем в группах.(ученики получают карточки с заданиями, работают с ними 3 мин)

1 гр - Царь-голод

Прочитайте свой отрывок.

Как называет голод поэт? (царем)

Что сделал голод? Найдите ответ в тексте:

Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Какой художественный прием встретился нам здесь? (олицетворение)

2 гр - Песнь мертвецов

Прочитайте свой отрывок.

С помощью каких слов Некрасов рисует нам толпу мертвецов?

Реальна ли эта сцена? Почему?

Какую песню поют мертвецы? Почему в ней именно такие слова?

Как они поют эту песню?

Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его образ

Прочитайте свой отрывок.

Какие эпитеты использует автор? (губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной).

4 гр- Мысли о будущем

Прочитайте свой отрывок.

Что пришлось вынести русскому народу? (вынес достаточно русский народ,

вынес и эту дорогу железную)

Что еще предстоит вынести? (Вынесет всё, что господь ни пошлет!)

Ради чего на долю народа выпали такие суровые испытания? Приведите цитату? (ради светлого будущего)

Откроем 3 часть произведения и найдем строчки, как реагирует генерал на рассказ Вани об удивительном сне? (захохотал)

Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?

Правильно ли это отношение? (нет)

Как его можно назвать? ( жестокое, бессердечное)

А в реальной жизни мы сталкиваемся с таким отношением?

Когда? (ответы из личного опыта)

Но если мы обратимся к 4 части, то увидим сцену веселья , ликования:

С богом, теперь по домам, — поздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю. “

Кто-то „ура“ закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее. Глядь:

С песней десятники бочку катили.

Тут и ленивый не мог устоять!

Вы знаете, что значит это слово? (взятые в счет зарплаты деньги) И почему они получились?

Все заносили десятники в книгу-

Брал ли на баню, ходил ли больной…

Человек был болен, но все равно должен был идти на каторжную работу.

Каков итог работы? (еще остались должны)

Картину ли радости мы видим в этом эпизоде?

Какова главная мысль стихотворения? ( уважение к народу - труженику, народу- созидателю)

Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение,- мысль народная. Образ народа в центре внимания поэта. Именно своими думами делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.

Мы поняли, что болеет за свой народ Некрасов не случайно: доля его тяжела. Но автор возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Хотя понимает, что не так скоры по времени и просты пути, ведущие к исправлению народа.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть 1 часть

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Сформировать понятие о народе как созидателе, показать двойственное отношение автора к народу: страдание за народ и гордость за его свершения.

2. Развивать умение видеть замысел автора, единство формы и содержания

3.Воспитывать чувство уважения к людям труда, к созидательному труду.

Конспект урока № 19 по литературе в 6 классе

Цели.1. Сформировать понятие о народе как созидателе, показать двойственное отношение автора к народу: страдание за народ и гордость за его свершения.

2. Развивать умение видеть замысел автора, единство формы и содержания

3.Воспитывать чувство уважения к людям труда, к созидательному труду.

Тип урока. Закрепление материала и развитие знаний, умений и навыков.

Оборудование: Портрет Н.А. Некрасова, листы формата А-3 и А-4, фломастеры.

1. Знакомство с темой урока, постановка цели.

Ребята делятся на две команды, и отвечают на вопросы, которые были заданы домой.

- Какова роль природы в стихотворении?

- Как рисует Некрасов образ родины?

- С какой целью автор вводит эпиграф?

- Как изображает Некрасов картины тяжелого труда?

- Как автор показывает будущее?

- Как относится автор к труду народа?

- Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

Итак , как изображает Некрасов народ в стихотворении?

( Через фантастические картины: рисует образы мертвецов.)

Какой из этих образов самый яркий? ( Образ белоруса, тяжелым трудом, зарабатывающий себе на жизнь)

Что вынуждает людей заниматься таким непосильным трудом? (Ими движет Голод)

Как изображает голод поэт? ( В образе фантастического сказочного Царя- голода)

На каком приеме построено все стихотворение ( На приеме антитезы)

Озаглавьте каждую часть.

- « Спор генерала с лирическим героем.

- « Ответ лирического героя генералу.

- Почему Некрасов верил в светлое будущее народа? ( Потому что такой терпеливый и трудолюбивый народ заслуживает счастья)

-Какие чувства испытывает поэт к народу?

(Он гордится его созидательным трудом – трудом во благо общества. Он страдает из-за его тяжелой доли.)

.Подведем итог. Народ- созидатель, его труд приносит благо всем, но к сожалению не ему) 5. Творческая работа.

У каждого человека есть мечта о совершенстве мира. Запишите ее. Что вы пожелаете:

Можете выполнить рисунки, сделать плакаты и т.д.

5.Заслушивание работ.

6. Подведение итогов. Какова главная мысль Некрасова?

Выставление оценок.

7. Рефлексия. Что вы сегодня узнали нового? О каких проблемах задумались?

Цели: показать отношение Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь обучающимся представить картины и людей, в них изображенных; обучать выразительному чтению стихотворения; развивать умение находить художественные средства выразительности; развивать речь, воображение.

Ход урока

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но это не простое путешествие. Мы поедем по Николаевской железной дороге. (СЛАЙД 2). Представьте, что вы дамы и господа XIX века. 1851 год. Только что запущена новая железнодорожная ветка Москва-Санкт-Петербург. Перед поездкой вам необходимо приобрести билеты. СЛАЙД 3 (1 щелчок – 1 предложение).

-Где прошло детство Н.А. Некрасова? (В деревне Грешнево)

-В каком заведении учился Некрасов до 5-го класса? (В Ярославской гимназии)

-Почему Некрасов так глубоко понимает страдания бедных людей? (Во время учебы в университете писатель терпел нужду и жил впроголодь).

Ну вот, билеты куплены. СЛАЙД. Занимайте свои места!

Кто же такой граф Клейнмихель, который, по мнению генерала, строил эту железную дорогу? СЛАЙД.

Ученик. Петр Андреевич Клейнмихель – царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой.

Верно. Но этот разговор между отцом и сыном вам почему-то не дает покоя. Вы едете и смотрите в окно вагона. Что же вы видите? СЛАЙД. Подготовленный ученик читает наизусть первую главу. (Слайды синхронно листаются, необходимо остановиться на слайде с водоемом).

-Какую картину вы видите за окном?

-Какие средства выразительности помогают насытить эту картину красками? (Эпитеты)

Верно. СЛАЙД. Эпитеты: славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, мягкой, желты, свежи, морозные, тихие, лунным.

СЛАЙД. Сравнения: как тающий сахар, как в мягкой постели, как ковер.

Хорошо. Мы видим, что в природе все хорошо, царит гармония.

Но если в природе нет безобразья, то где оно есть? (В жизни, в мире людей).

Именно. В жизни и царит это безобразье. Об этом вы думаете после услышанного разговора. Поэтому вам сразу же захотелось рассказать, что настоящим строителем этой железной дороги является не граф Клейнмихель.

СЛАЙД (до картины К.А. Савицкого).

-Кто является истинным строителем железной дороги? (Крестьяне, народ)

Многие искали лучшей жизни, но нашли лишь смерть. Столько людей погибло здесь, столько могил находится под этими рельсами, по которым мы едем, что становится невообразимо страшно! Чудовищная картина стоит перед глазами!

-Как они выглядят? Как одеты?

-Каким трудом они занимаются? Какая у них работа? (Трудная, тяжелая, изнурительная, сложная, нелегкая, мучительная)

-Что в картине передает состояние рабочих?

-Какие чувства у вас вызывает эта картина?

Тяжелые мысли не дают покоя, но все-таки постепенно мы засыпаем под стук колес. Мы спим. СЛАЙД. Колеса стучат, поезд мчится. Но. что это?

Трое подготовленных учеников читают эпизод появления мертвецов. СЛАЙД. Хор мертвецов.

-Вам было страшно?

-Каких людей вы нарисовали в своем воображении?

-Для чего они явились? (Открыть правду, искоренить несправедливость).

Рабочий люд явился не для того, чтобы отомстить, проклясть обидчиков. Они явились для того, чтобы напомнить о себе.

Верно. Все равны. Все мы – люди, поэтому у нас одинаковые права. А самое главное – право на жизнь. Гибель народа выглядит здесь как убийство. Это ужасно.

Посмотрите, как испугался Ваня. Стоит ли ему бояться? Взгляните вместе с ним на одного из строителей – это белорус. Как он выглядит? Чтение описания белоруса. СЛАЙД.

Вот он – один из тех, кто погиб на строительстве. Для чего подробно описан рабочий? (Чтобы на конкретном человеке показать общее состояние всех рабочих).

Давайте теперь выясним, какова главная мысль 2 главы? Чтение учеником последних строф 2 главы.

-На что надеется автор-рассказчик? (На то, что народ станет свободным, ведь он столько уже пережил, но переживет еще больше, только ни Ваня, ни герой не увидят этого).

НО. ваши раздумья прерывает резкий звук свистка. СЛАЙД.

СЛАЙД. Захохотал генерал.

-Почему генерал посмеялся над словами Вани? (Он не верит в то, что народ – истинный строитель железной дороги).

Генерал не признает этой правды. Вот что он на это говорит. Чтение учеником слов генерала .

Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор – рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее.

Чтение 4 главы учениками.

СЛАЙД. Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации? (ИРОНИЯ).

Ирония – тонкая, затаенная насмешка, употребление слова в обратном, противоположном его значении.

Как вы думаете, почему рабочие так обрадовались вознаграждению, да еще и впряглись вместо лошадей? (Народ еще малограмотный, он ничего не понимает, еще верит в то, что с ним честны).

ВЫВОД. Так что же хотел сказать Некрасов?

СЛАЙД. Авторская мысль: народу надо помочь, если он не в силах сделать это сам.

СЛАЙД. Некрасов везде видел людские страдания и слезы, несправедливость и жестокость по отношению к народу.

Вот, что хотел сказать своим стихотворением поэт. Ну а мы с вами прибыли на Николаевский железнодорожный вокзал. СЛАЙД. Посмотрите, каким он был в XIX веке, и какой он сейчас.

СЛАЙД. Наше путешествие закончено. Спасибо, что выбрали именно этот маршрут.

Читайте также: