Опора и движение 8 класс конспект
Обновлено: 09.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Проверить знания учащихся по опорно-двигательному аппарату.
Развитие у учащихся мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни.
I . Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Садитесь! На прошлом уроке мы закончили изучение опорно-двигательного аппарата. На дом вам было задано повторить весь материал по этой теме. Сегодня за урок все получат оценки. Итак, даю вам пять минут на повторение.
II . Проведение итогового урока.
— Письменно самостоятельную работу в рабочей тетради на странице 70, задания уровня А выполняют Адоньев Георгий, Афанасьев Владимир, Дубровина Анастасия, Шабалдас Эдуард и Яблоновский Александр.
Фронтальный опрос на количество баллов. Устный опрос по теме,
1. Функции скелета (опорная и защитная, кроветворение , обмен минеральными веществами).
2. Скелет головы (череп) .
3. Скелет головы состоит из двух отделов (мозговой и лицевой).
4. Отделы скелета туловища (позвоночник и грудная клетка).
5. Соседние позвонки отделены друг от друга (хрящевыми дисками).
6. Пояс верхних конечностей образуют (лопатка и ключица).
7. Три отдела скелета верхней конечности (плечо, предплечье, кисть).
8. Три отдела кисти (запястье, пясть, пальцы).
9. Три отдела нижней конечности (бедро, голень, стопа).
10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка (надкостница).
11. Полости трубчатых костей заполнены (красный костным мозгом).
12. Кости бывают (трубчатые, широкие или плоские, смешанные).
13. Мышцы прикрепляются к костям с помощью (сухожилий).
14. Работа, связанная с перемещением тела или груза называется (динамической).
15. Работа, связанная с удержанием определенной позы или груза называется (статической).
16. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе (осанка).
17. Болезненные изменения стопы (плоскостопие).
18. Полное или частичное нарушение целостности кости (перелом).
— Ребята, вы отлично справились с первым заданием, а теперь двое желающих я приглашаю к доске, где необходимо повторить:
1) соединения костей (с примерами) — (ответ: а) неподвижное — швы, череп, копчик; б) полуподвижное — позвоночник, грудная клетка; в) подвижное – суставы).
2) формы костей (с примерами) — (трубчатые кости: длинные (плечевая, бедренная), короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев), широкие или плоские кости: кости черепа, таза, рёбра, грудина; смешанные кости: позвонки, кости основания черепа. К доске: ……
— А пока ребята выполняют задание, вопросы, на которые нужно дать полный ответ и можно заработать 3 балла. Скажите мне:
1) А что вы знаете о химическом составе кости? (ответ: а) органические вещества (30%); б) неорганические вещества (60 %); в) вода — 10%).
2) На какие отделы делиться скелет головы (череп)? (ответ: Скелет головы Мозговой: лобная, затылочная, клиновидная, решётчатая, 2 теменные, 2 височные. Лицевой: 2 верхнечелюстные, 2 скуловые, 2 слёзные, 2 носовые, нижнечелюстная, подъязычная кость).
3) Назовите основные группы мышц. (Мышцы головы, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей).
– Из чего состоит опорно-двигательный аппарат?
– Какая ткань образует кость?
– За счёт чего растёт кость в толщину?
– Почему кости черепа соединены неподвижно?
– Какую роль играют изгибы позвоночника?
– Самая крупная кость скелета человека?
– В чём анатомические особенности мимических мышц?
– Назовите самую длинную мышцу нашего тела.
– Какую функцию выполняют четырёхглавая мышца бедра?
– Из чего состоит скелетная мышца?
– Какая работа совершается при удерживании груза?
– Почему мышцы устают?
– От чего зависит скорость развития утомления мышц?
III . Подведение итогов, выставление оценок.
IV . Домашнее задание.
Подготовиться к письменному зачёту по опорно-двигательному аппарату. Повторить с.92 — 115, (с.100 — 126).
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат .К его изучению мы и приступаем.
Постановка цели урока.
3 . Изучение нового материала.
Опорно –двигательная система
1) Структурный состав опорно-двигательного аппарата. Движение тела в пространстве осуществляет опорно-двигательный аппарат, состоящий из костей скелета и прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. В состав опорно-двигательного аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему. 2. Функции: а) Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены подвижно с помощью суставов. В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км. в) Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них опираются внутренние органы, мозг, кожа.
.Рассмотрите скелет человека. На какие отделы его можно разделить?
Скелет состоит из четырёх отделов:
- Скелет головы – череп
- Скелет туловища
- Скелет верхних конечностей, пояс верхних конечностей
- Скелет нижних конечностей, пояс нижних конечностей.
1.Скелет головы – череп ( слайд)- Рассмотрите основные отделы черепа.
Мозговой и лицевой отделы. Запишите в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
- Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?
(защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).
2. Скелет туловища - Основные отделы – это грудная клетка и позвоночник. (слайд)
- Рассмотрим, из каких отделов состоит позвоночник.
Шейный (7 позвонков), грудной( 12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).
- Рассмотри строение шейных позвонков. 1 шейный позвонок – атлант. 2 шейный позвонок – аксис. Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы. Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.
- Назовите, какими отделами представлена грудная клетка? ( Грудина, ребра (12 пар), реберные хрящи).
- Какие функции выполняет грудная клетка? (защитная – защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц.)
3. Скелет верхней конечности. ( слайд)По учебнику назовите основные отделы и кости верхней конечности.- Скелет свободной конечности состоит из:
1.Плечо - плечевая кость
2.Предплечье – локтевая.лучевая кости
3.Кисть - запястья, пястье, фаланги пальцев
Пояс верхней конечности образован парными костями: лопатками и ключицами
- Назовите, какие суставы обеспечивают подвижность в верхней конечности?
4. Скелет нижней конечности (слайд)По учебнику назовите основные кости нижней конечности.
1.Бедро – бедренная кость
2.Голень – большая и малая берцовые кости
3.Стопа - предплюсна , плюсна, фаланги пальцев
Пояс нижней конечности состоит из: тазовых костей (подвздошных, седалищных, лобковых). Соединяются тазовые кости с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб.
- Скажите, какие суставы в нижней конечности обеспечивают ее подвижность? (тазобедренный, коленный, голеностопный)
5. Каковы особенности скелета человека ,связанные с прямохождением и трудовой деятельностью? В чем отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных?
4. Закрепление учебного материала.
1.Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с названием частей скелета
. 2. Графический диктант.
Лобная кость – часть лицевого отдела черепа.
Тазовые кости соединены неподвижно.
Теменных костей у человека -2.
В грудной клетке 10 пар ребер и грудина.
Подвижное соединение костей – сустав.
Грудная клетка защищает сердце и легкие.
Скелет руки – это плечо,предплечье, кисть.
Плечевой пояс – опора для скелета руки.
Позвонки соединены неподвижно.
Кости черепа подвижны
5. Домашнее задание.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Опорно-двигательная система (опорно-двигательный аппарат или костно-мышечная система)— комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Система образована скелетом и мышцами.
Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция.
Скелет человека включает шесть отделов:
- череп,
- позвоночник (осевой скелет),
- пояс верхних конечностей,
- пояс нижних конечностей,
- верхние конечности,
- нижние конечности.
Состав и строение костей.
В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Живые кости человека содержат 22 % воды, 5 °% белка, 21,8 °% неорганических веществ и 15,7 °% жира. Органические вещества, входящие в состав костей (главным образом, оссеин и оссеомукоид), обеспечивают кости гибкость и упругость, а минеральные вещества (преимущественно карбонат и фосфат кальция) — твёрдость и прочность. С возрастом соотношение органических и минеральных веществ в кости меняется. Так, у детей в кости больше органических веществ, поэтому их скелет эластичен; кости пожилых людей, содержащие больше минеральных веществ, более твёрдые, но хрупкие, что повышает вероятность переломов в этом возрасте.
Снаружи кость сращена с надкостницей (обеспечивает рост кости в толщину), состоящей из плотной соединительной ткани и пронизанной большим количеством кровеносных, лимфатических сосудов и нервов. Она обеспечивает питание кости, а также рост кости в толщину. Кость содержит два вида костного вещества: снаружи — плотное компактное, а внутри — губчатое. Структурной единицей компактной костной ткани является остеон. Каждый остеон состоит из 5—20 цилиндрических костных пластинок, вставлённых одна в другую. В центре остеона проходит центральный (Гаверсов) канал, содержащий кровеносные, лимфатические сосуды и нервы. Губчатое вещество кости состоит из сети тонких взаимно перекрещивающихся костных перекладин, между которыми находятся мелкие полости, заполненные красным костным мозгом. Расположение перекладин отражает направление наибольшего растяжения и сжатия кости. Распределение компактного и губчатого веществ в разных костях зависит от функции, которую эти кости выполняют в организме.
Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости. Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.
Типы соединения костей
Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.
Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа).
Скелет человека
В скелете человека различают следующие отделы: осевой скелет и скелет конечностей (верхних и нижних). Осевой скелет, в свою очередь, подразделяется на скелет головы (череп) и скелет туловища (позвоночник и грудная клетка).
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Кости черепа (за исключением нижней челюсти) неподвижно сочленены между собой. У новорождённых детей пространство между костями заполнено соединительной тканью (роднички), благодаря чему череп очень эластичен. Формирование швов между костями завершается к 3—5 годам.
Позвоночник (позвоночный столб) — опора туловища, он состоит из 33—34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (срастающихся в единый крестец) и 4—5 копчиковых. Позвонок состоит из тела, дуги, замыкающей позвоночное отверстие, и семи отростков: остистого, двух поперечных, двух верхних суставных и двух нижних суставных.
Скелет грудной клетки образован грудиной, 12 парами рёбер и грудными позвонками. Рёбра — плоские, дугообразно изогнутые кости, спереди переходящие в хрящ. Сзади они сочленены с грудными позвонками. Спереди 7 пар верхних рёбер (истинные рёбра) непосредственно соединены грудиной — плоской костью, лежащей по средней линии груди. Три следующие пары (ложные рёбра) своими хрящами присоединяются к хрящам вышерасположенных рёбер. Две последние пары (колеблющиеся рёбра) не имеют хрящей и свободно располагаются в мышечной стенке туловища. Приподнимаясь и опускаясь, рёбра обеспечивают изменения объёма грудной клетки при дыхании.
Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук). В состав плечевого пояса входят две парные кости — лопатка и ключица. Лопатка — плоская кость треугольной формы, прилегающая к задней поверхности грудной клетки и сочленяющаяся с плечевой костью и ключицей. Ключица (тонкая изогнутая кость) одним концом соединена с грудиной, другим — с лопаткой. Скелет свободной верхней конечности состоит из плеча, предплечья и кисти. Плечевая кость, образующая плечо, соединена с лопаткой (плечевой сустав) и костями предплечья (локтевой сустав). Предплечье состоит из двух костей — локтевой и лучевой. В состав кисти входят 8 коротких костей запястья, 5 длинных костей пясти и фаланги пальцев (большой палец имеет две фаланги, все остальные — по три). Нижний конец лучевой кости с тремя верхними костями запястья образуют лучезапястный сустав.
Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади неподвижно сочленены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью полусустава (лобковый симфиз). Каждая тазовая кость образована тремя сросшимися костями (подвздошной, седалищной и лобковой). По бокам тазовых костей расположены круглые впадины для сочленения с головками бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедра, голени и стопы. Бедро образует крупная массивная бедренная кость, головка которой с тазовой костью образует тазобедренный сустав. В состав голени входят большеберцовая и малоберцовая кости. Большеберцовая кость сочленяется с бедренной, образуя коленный сустав. Спереди от коленного сустава, в толще сухожилий, расположен небольшой треугольный надколенник (коленная чашечка). Кости голени образуют с таранной костью предплюсны голеностопный сустав. Стопа состоит из 7 коротких костей предплюсны, 5 длинных костей плюсны и фаланг пяти пальцев (первый палец имеет две фаланги, остальные — по три). Стопа имеет вид свода.
Данный урок предназначен для учащихся 8 классов. Цель данного урока: расширить знания о строении и функциях скелета,особенностях опорно- двигательного аппарата человека, связанного с его прямохождением и трудовой деятельностью. Основные задачи урока: дать знания учащимся о строении отделов скелета человека; научить выявлять особенности человека, развивая умение наблюдать, обобщать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Цель: расширить знания о строении и функциях скелета, выявить особенности скелета человека связанные с его прямохождением и трудовой деятельностью. Задачи: 1. познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; расширить знания о строении и функциях опорно-двигательного аппарата. 2. научиться выявлять особенности скелета человека, развивать умение делать выводы, обобщать изученный материал. 3. воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет человека”.
1. Организационный момент. ( Приветствие учащихся, проверка присутствующих)
2. Повторение изученного материала.
Вставьте пропущенное слово в предложение.
1. Система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ информации, называется – (анализатор).
2. Орган зрения – это (глаз).
3. Орган зрения состоит из (глазного яблока и вспомогательного аппарата).
4. Пигмент, определяющий цвет глаз, находится в (радужке).
5. Рецепторы сумеречного цвета – это (палочки).
6. Цветное зрение обеспечивают – (колбочки).
7. Орган слуха подразделяют на (наружное, среднее и внутреннее ухо).
8. Комплекс ощущений, возникающих при раздражении рецепторов кожи называют – (осязанием).
9. Восприятие запахов обеспечивает – (обоняние).
10. Вкусовые ощущения обеспечивает – (вкусовой анализатор).
2. Актуализация знаний.
Эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
3 . Изучение нового материала.
Опорно – двигательная система
1) Структурный состав опорно-двигательного аппарата. Движение тела в пространстве осуществляет опорно-двигательный аппарат, состоящий из костей скелета и прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. В состав опорно-двигательного аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему. 2. Функции: а) Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены подвижно с помощью суставов. В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3,5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км. в) Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них опираются внутренние органы, мозг, кожа.
3. Отделы скелета.
Скелет состоит из четырёх отделов:
Скелет головы – череп
Скелет туловища
Скелет верхних конечностей, пояс верхних конечностей
Скелет нижних конечностей, пояс нижних конечностей.
1.Скелет головы – череп. ( Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И., Сапин М.Р., Дрофа 2011) - Рассмотрите основные отделы черепа. Мозговой и лицевой отделы. Запишите в тетрадь, какими костями образован мозговой и лицевой отделы черепа.
- Ответьте на вопрос, какую функцию выполняет череп?
(защитная функция – защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, опорная – дает опору мышцам лица).
На уроке ученики раскрывают основные понятия темы, работают с презентацией, дополнительными источниками информации такими, как энциклопедия, справочники. В конце урока обучающимся предложено творческое домашнее задание.
Описание разработки
Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
3. Химический состав кости.
4. Микроскопическое строение кости.
5. Макроскопическое строение кости.
7. Соединение костей.
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
Формулировка цели урока. (слайд 1) . Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока) .
Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей. (Слайд 2)
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
Учитель. Сколько у человека костей?
Ученики. (из дополнительных источников) Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 - 306. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 - 210.
Учитель. Ребята, что такое опора?
Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?
Ученики. Тело человека.
Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция - проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Сформулируйте вывод о значении костно-мышечной системы.
Ученики. Скелет определяет форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции, участвует в обмене веществ. (слайд 3)
Учитель. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям (слайды 4, 5, 6) .
Найдите в тексте учебника эту информацию.
Ученики. Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны) . Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов) . Внутри тела кости имеется полость.
Широкие кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина) . Их ширина значительно преобладает над толщиной.
Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
3. Химический состав кости.
4. Микроскопическое строение кости.
5. Макроскопическое строение кости.
7. Соединение костей.
IV. Закрепление и обобщение изученного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся и целеполагание.
Формулировка цели урока. (слайд 1). Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока).
Цель урока: изучить строение, свойства и химический состав костей, рост кости и типы соединения костей. (Слайд 2)
III. Изучение нового материала.
1. Состав и функции опорно-двигательной системы.
Учитель. Сколько у человека костей?
Ученики. (из дополнительных источников) Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 - 306. Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 - 210.
Учитель. Ребята, что такое опора?
Ученики. Поддержка.
Учитель. Что поддерживает опорно-двигательная система?
Ученики. Тело человека.
Учитель. Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов. Опорная функция - проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
Сформулируйте вывод о значении костно-мышечной системы.
Ученики. Скелет определяет форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции, участвует в обмене веществ. (слайд 3)
2. Форма костей.
Учитель. Кости взрослого человека составляют около 18% массы его тела. Они неодинаковы по форме и выполняемым функциям (слайды 4, 5, 6).
Найдите в тексте учебника эту информацию.
Ученики. Различают трубчатые кости, они могут быть длинными (например, плечевая) или короткими (кости плюсны). Эти кости состоят из удлиненной средней части (тела) и двух утолщенных концов (эпифизов). Внутри тела кости имеется полость.
Широкие кости участвуют в образовании стенок полостей, содержащих внутренние органы (кости мозгового отдела черепа, кости таза, грудина). Их ширина значительно преобладает над толщиной.
Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и очертание. Это, например, позвонки, кости основания черепа.
3. Химический состав кости.
Читайте также:
- Конспект столбняк бешенство возбудитель основные симптомы профилактика
- Город как среда повышенной опасности необходимая самооборона в различных ситуациях конспект кратко
- Конспект занятия аппликация золотая рыбка
- Конспект занятия моя любимая мамочка
- План конспект урока по английскому языку домашние животные