Первая российская революция и политические реформы 1905 1907 гг конспект 9 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Первая русская революция (1905-1907). Причины и цели.

Первая русская революция (1905-1907)
Государственная дума

Первая русская революция. Причины: существование абсолютной монархии, нерешенность крестьянского вопроса, неудачи в русско-японской войне, тяжелое экономическое положение населения.

Задачи (цели) революции — свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; достижение равноправия народов России.

Первая русская революция (1905-1907). Причины и цели.

В революции участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.

Ход революции

1-й этап. Развитие революции по нарастающей (январь — октябрь 1905):

2-й этап. Пик революции (октябрь-декабрь 1905):

3-й этап. Затухание и поражение революции (январь 1906 — 3 июня 1907):

Первая Государственная дума

I Государственная дума (апрель — июнь 1906 г.). Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства). Социал демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Дума предложила программу демократизации России. Главным в Думе стал аграрный вопрос. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды. В апреле 1906 г. министром внутренних дел был назначен П.А. Столыпин, ставший с июля того же года председателем Совета министров (создан в октябре 1905 г.).

Вторая Государственная дума

II Государственная дума (февраль — июнь 1907 г,). При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить послушную Думу, но он просчитался.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просуществовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон. 3 июня считается последним днем революции 1905—1907 годов.

Первая русская революция: ИТОГИ

Одним из главных итогов революции 1905—1907 гг. было создание Государственной думы и ограничение самодержавной власти. Революция изменила социально-политический строй России, заложив основы парламентаризма и многопартийности. Буржуазия получала возможность участвовать в политической жизни страны.

Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию. Были отменены выкупные платежи, понизилась арендная и продажная цена на землю, крестьяне были приравнены к другим сословиям в праве на передвижение и выбор места жительства, поступление в вузы и на гражданскую службу. Однако в главном аграрный вопрос так и не был решен: крестьяне не получили земли. Часть трудящихся получила избирательные права. Пролетариат получил возможность образовывать профсоюзы. Рабочий день сократился до 9—10 часов, а иногда даже до 8 часов.

Царизму пришлось умерить русификаторскую политику, национальные окраины получили представительство в Думе. Однако противоречия, вызвавшие революцию, были только смягчены, их полного разрешения не произошло.

Дополнительный материал

Первая русская революция. Ход революции

Первая русская революция (1905-1907). Ход революции

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1905 – 1907 гг

Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, что первая российская революция была обусловлена неразрешенностью социально-экономических и политических противоречий; подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905–1907гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить ее значение для дальнейшего развития страны.

Развивающие : способствовать формированию умений и навыков учащихся:

- по систематизации, обобщению и анализу исторического материала;

- самостоятельной работы с материалами учебника, документами;

- по выявлению причинно-следственных связей и делать выводы;

Воспитательные:

- патриотическое воспитание на материале урока;

- научное понимание исторического процесса.

Задачи урока:

1) П ознакомить учащихся с Первая Российская революция 1905-1097 ;

2) Проследить причинно-следственные связи, ход, итог и значении революции

I.Оганизационный момент ( 1минута)

II. Проверка домашнего задания ( 7 минут)

Слайд 2: Вопросы для повторения

2.Каковы последствия Русско-японской войны?

3.После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?

Вашему вниманию предложена информация проблемного содержания, с помощью которой вы должны определить тему урока.

Работа с документом

Учитель : Исходя из понятия модернизация, назовите проблемы скрытые в данном тексте?

Предполагаемый ответ ученика: Отсутствовала политическая модернизация, т.к. царь стремился сохранить самодержавие. Следовательно, он против введения выборного органа власти в лице Государственной думы, т.к. она будет ограничивать власть царя.

Отсутствовала и социальная модернизация, что бы реформировать социальную сферу надо сделать гражданское, равноправное общество . Для этого необходимо ликвидировать сословные перегородки.

Экономическая модернизация проходила, т.к. были и капиталовложения, и привлекался иностранный капитал на территорию России. Царь опасался превращения России во второстепенную страну.

Предполагаемый ответ ученика : Царь не был заинтересован в политической и социальной модернизации, т.к. проведя данные реформы, самодержавие было бы ограничено, а Николай 2 стремился его сохранить.

Учитель : Итак, мы с вами обозначили проблемы , теперь обозначим средства их преодоления. Как общество и власть пытались бороться с существующими в начале XX в. проблемами?

Предполагаемый ответ ученика : Мятежи, бунты не помогли, значит, революция

III. Новый материал: ( 34 минуты)

Учитель : Тема урока: Первая российская революция 1905 – 1907 гг.

Сегодня мы познакомимся с причинами, основными событиями и итогами первой российской революции.

А.Причины и задачи и первой русской революции.

Б. Политические силы

Г. Кровавое воскресенье

Е.Высший подъем революции.

Ж.Манифест 17октября 1905

З.Итоги революции 1905 – 1907 гг.

А) .ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ

Первая революция в России вспыхнула в 1905 г. в результате глубоких политических и социально-экономических противоречий, обострившихся в начале XX в.

Историки революцию называют буржуазно – демократической.

Учитель: Объясните смысл данного названия.

Предполагаемый ответ ученика : Буржуазная, т.к сохранились феодальные пережитки( помещичье землевладение, использование наёмного труда)

Демократическая, т.к. должна демократизировать политический строй , ограничить самодержавие введя Конституцию и Гос. Думу.

Учитель: Таким образом, исходя из объяснения понятия буржуазно – демократическая революция, можно назвать её основные задачи . основные задачи 1. Ликвидация самодержавия, помещичьего землевладения, феодальных пережитков. Демократизация политического строя страны.

Б) ПОЛИТИЧЕКИЕ СИЛЫ

Учитель: В политическую борьбу включились 3 политические силы. Назовите их.

( в ходе рассуждения ученики заполняют схему на доске: состав, цели и методы)

2.Представители от земств

1.Сохранить самодержавие

1.Ввести конституцию

1.Уничтожение самодержавия

Создать республику

Учитель: сделайте вывод о положении в обществе

Предполагаемый ответ ученика: Общество расколото и не имеет единых чётких целей и руководителей.

В) ЭТАПЫ РЕВОЛЮЦИИ

1. 9 января 1905 г. -3 июня 1907 г. “ Кровавое воскресенье” стало точкой отсчета революции.

2 . Октябрь — декабрь 1905 г . — высший подъем революции .

3. Январь 1906 г. — 3 июня 1907 г. —спад .

Учитель: Еще в 1904 году священник Петербургской пересыльной тюрьмы Георгий Гапон при содействии полиции создал в городе рабочую организацию "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга". Впервые месяцы рабочие устраивали общие вечера, часто с чаем, танцами.

Учитель: Кто был движущей силой революции?

Предполагаемый ответ ученика: рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, интеллигенция, отдельные части армии

Задание классу: В ходе объяснения нового материала учащиеся заполняют таблицу( на доске)

Основные события первой российской революции:

Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества.

19 сетября-17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 37-38)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

Слайд17. В декабре 1904 года с Путиловского завода уволил 4 рабочих, которые были членами организации. "Собрание" отправило делегацию к директору завода, и, несмотря на его попытки загладить конфликт, рабочие решили в знак протеста прекратить работу.

3 января 1905 года огромный Путиловский завод остановился.

В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу с петицией

"Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!"

Учитель:- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Предполагаемый ответ ученика: Петиция могла содержать экономические требования ( повышение заработной платы, снижение налогов)

Учитель: В ходе стачки к рабочим присоединились с.-д, революционеры

Работа с документом( 3 минуты). Из петиции рабочих царю от 9.01. 1905г.

Немедленное освобождение всех политических заключённых;

Свободы и неприкосновенность личности, свободы слова, печати, свободы собраний.

Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

Ответственность министров перед народом.

Равенство перед законом всех без исключения…

Учитель: Каков характер приведённых требований?

Предполагаемый ответ ученика: Требования из экономических перешли в политические

Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения. 10 января бастовал весь рабочий класс столицы, Украина, Польша.

Слайд 22 ТАКИМ ОБРАЗОМ : Трагические события "кровавого воскресенья" имели историческое значение. Веками воспитывавшаяся в народе вера в царя была расстреляна солдатами, затоптана казацкими конями.

ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ

Между тем Николая II 9 января, не было в Петербурге, и он при всем желании не мог бы принять петицию.

Государь с семьей уехал в Царское Село, где находился до 11 января. Таким образом, Царь о происходящем в столице не знал, однако вину за происшедшее революционеры и либералы приписали ему, называя с тех пор "Николаем Кровавым".

Царское правительство теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили

В феврале 1905 года по все России бастовали 810тыс. рабочих. Самая крупная стачка рабочих, длившаяся 72 дня произошла в Иваново – Вознесенске., в ходе которой был создан Совет рабочих уполномоченных – нового органа власти рабочих. Вслед за

рабочими революционные события захватили армию и флот.

ТАКИМ ОБРАЗОМ : Восстание на “Потемкине” имело историческое значение. Впервые большой военный корабль открыто перешел на сторону революционного народа. Восстание на броненосце показало, что армия, считавшаяся оплотом царизма, начала колебаться.

ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ: В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. С.Ю. Витте советовал царю: необходимо положить предел самоуправству и деспотизму администрации, даровать народу основные свободы и установить настоящий конституционный режим.

Серьёзность положения была наконец осознана царём

17 октября 1905г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы, которая бы занималась “предварительной разработкой законов”. Всеобщее возмущение вызвал этот проект Булыгинской Думы (по имени министра внутренних дел).

.«…Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2… привлечь… к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

Учитель : Оцените его содержание и значение для дальнейшего развития событий в стране. Какие изменения произошли в стране после принятия этого документа?

Предполагаемый ответ ученика: Люди получили гражданские и политические, был создан народный орган власти –Гос.дума., самодержавная власть пошатнулась.

Учитель : Но, царский манифест не удовлетворил население в полном объёме. Многие участники революции считали Манифест явно недостаточным. Предположите, почему?

Предполагаемый ответ ученика: Манифест может иметь множество оговорок и ограничений, имущественный ценз, условия выборов, а значит, что эти ограничения думу сделают консервативной – самодержавной.

Учитель : Большинство населения, согласно проекту, не имело избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и,т.д.). Для крестьян предполагалось установить четырёхступенчатые выборы и имущественный ценз.

Учитель: Царское правительство шло на это вполне сознательно: с одной стороны, оно пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь их от революции, с другой – тешило себя надеждой на крестьянскую веру в “доброго царя”. Т.О. власть пошла на уступки неради людей, а ради своего спокойствия. Можно было бы избежать революции?

Предполагаемый ответ ученика: Для этого царь должен был стать на путь реформ, не дожидаясь революции.

III. ОБОБЩЕНИЕ

.ИТОГИ РЕВОЛЮЦИИ 1905 – 1907 гг.( 3минуты)

Учитель : Подведём итоги. Какие изменения произошли в политической системе России?

Фронтально называем итоги революции

Ученик: Россия встала на демократический путь развития.

Учитель: Доказываем ответ

В стране несколько изменилась ….

Ученик: ……. политическая система: появились элементы демократии — Государственная дума, многопартийность, признание основных прав личности, но без гарантий их соблюдения.

Учитель: В деревне…..

Ученик: …. были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю. Но аграрный вопрос не был решен: сохранялось помещичье землевладение.

Учитель: Рабочие…

Ученик: получали право создавать профсоюзы, им разрешались забастовки.рабочий день сокращен до 9 часов, повышена зарплата.

Учитель: Но основные противоречия русской действительности решены не были…

Ученик: … оставалось самодержавие, помещичье землевладение.

Учитель: Вывод: Одним из главных итогов революции 1905-1907гг. явился заметный сдвиг в сознании народа. На смену патриархальной России шла Россия революционная.
Революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения) . Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.( 2 минуты)

§ 5, Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: — Как проходила первая российская революция?

Вопрос для обсуждения.

Согласны ли вы с утверждением, что революция 1905 – 1907 гг. потерпела поражение? Аргументируйте свой ответ.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Первая российская революция. Политические реформы 1905–1907 годов"


Далее вы узнаете о роли левых и правых партий в I и II Государственной думе.

Согласно Манифесту 17 октября, населению Российской империи даровались гражданские свободы – неприкосновенности личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. Также был обещан созыв Государственной думы.

Однако революционные партии – большевики и эсеры – не поддержали Манифест и продолжили подготовку вооружённого восстания. Они закупали оружие и создавали в промышленных центрах рабочие дружины. Наиболее подготовленная и хорошо вооружённая дружина была организована на одной из фабрик на Пресне.


7 декабря в Москве началась всеобщая политическая забастовка, в связи с чем более 100 тысяч пролетариев прекратили работу. В Москве остановились крупнейшие предприятия, не ездили трамваи, закрылись магазины, не подавалась электроэнергия.

В такой ситуации 8 декабря московский генерал-губернатор Фёдор Васильевич Дубасов объявил в городе и по всей Московской губернии чрезвычайное положение.

9 декабря правительственные войска разгромили штаб боевых дружин Москвы. На следующий день забастовка рабочих переросла в вооружённое восстание, в котором участвовало около 6 тысяч человек.


И только у двух тысяч из них имелось оружие. Более того, у повстанцев не было централизованного управления и единого плана восстания, а правительственные войска обладали очевидным преимуществом в вооружении. Поэтому восставшие вскоре перешли в оборонительное положение.

В ночь с 14 на 15 декабря из Петербурга в Москву прибыли 2 тысячи солдат Семёновского лейб-гвардии полка. К утру 15 декабря повстанцев оттеснили в район Пресни. И уже 19 декабря 1905 года восстание было подавлено. В ходе вооружённого восстания тысячи людей были расстреляны, арестованы или избиты. После этих событий Первая русская революция пошла на спад.

Ещё в ходе восстания в Москве 11 декабря 1905 года был издан Именной высочайший указ об изменении Положения о выборах в Думу. Этот указ был большим шагом вперёд в развитии российского избирательного права.

Согласно указу от 11 декабря, члены Государственной думы избирались на 5 лет по четырём избирательным куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской.


В самих куриях не было равенства по количеству выборщиков – в землевладельческой курии был 1 выборщик от 2 тысяч населения, в городской – 1 выборщик от 4 тысяч человек, в крестьянской – 1 выборщик от 30 тысяч, в рабочей курии был 1 выборщик от 90 тысяч населения.

Выборщики избирались уполномоченными от каждой курии в ходе четырёхстепенных выборов у крестьян, трёхстепенных выборов у рабочих и двухстепенных выборов среди буржуазии и землевладельцев. Очевидно, что избранную по таким правилам Государственную думу нельзя было считать всенародно избранным представительным органом.

20 февраля 1906 года был издан Манифест, согласно которому законодательными функциями наделялся Государственный совет. Николай II рассчитывал на то, что Государственный совет станет его опорой и противовесом Думе, поскольку он наполовину состоял из членов, назначенных лично императором.

Выборы в I Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 года. Однако большинство левых партий их бойкотировали. Среди них большевики, эсеры и национальные социал-демократические партии. Они считали, что Дума не обладает никакой реальной властью.


Торжественное открытие I Государственной думы состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 года в присутствии Николая II. Её председателем был избран профессор Московского университета, кадет Сергей Андреевич Муромцев.

Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределились в Думе по фракциям. Абсолютное большинство мест заняла фракция конституционных демократов. Они получили 1/3 мест от общего числа депутатов.

Центральное место в деятельности I Государственной думы занял аграрный вопрос. 7 мая кадетская фракция выдвинула законопроект, который предполагал дополнительное наделение крестьян землёй за счёт казённых, монастырских, церковных, удельных и кабинетских земель, а также частичный принудительный выкуп помещичьих земель.

Национализация – передача в собственность государства земель, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам.

Избирательная кампания во II Думу началась в конце ноября 1906 года. Она проходила по тем же правилам, что и в I Думу на фоне затухающей революции. На этот раз в выборах участвовали социал-демократы и эсеры. Правительство заранее знало, что в случае неработоспособности этой Думы она будет распущена, а избирательный закон изменён. Сессия II Государственной думы началась 20 февраля 1907 года. Председателем стал кадет Фёдор Александрович Головин.

Такое неповиновение не устраивало правительство. Поэтому 1 июня 1907 года председатель Совета Министров Пётр Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократов. Они обвинялись в заговоре.

Самым важным итогом революции 1905–1907 годов стало создание Государственной думы. Это положило начало развитию парламентаризма в России. Дума была первым в истории России представительным органом власти, который имел законодательные полномочия и ограничивал самодержавие. Новая политическая система стала называться думской монархией.

В Российской империи были введены демократические свободы, отменялась цензура, разрешались профсоюзы и легальные политические партии. Таким образом буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны. Также было улучшено положение трудящихся – продолжительность рабочего дня была сокращена до 9–10 часов, а заработная плата повышена.

Началось подписание коллективных договоров рабочих с предпринимателями. В них оговаривалась минимальная зарплата, продолжительность рабочего дня, пособия по болезни. Расширялась свобода передвижения крестьян. Отменялись выкупные платежи, была снижена арендная плата за землю и ограничена власть земских начальников. В национальных регионах было разрешено использовать родной язык в школах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: -познакомить учащихся с причинами, основными событиями и результатами первой российской революции.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания. Беседа или выполнение тестовых заданий.

Определение темы урока

-Какие событии назревали в Росси в годы русско- японской войны?

Изучение новой темы.

Причины революции (работа с учебником стр. 88 - самостоятельно).

- Какие противоречия сложились перед началом революции между властью и народом


Основные события первой российской революции.

Выделяют 3 этапа революции:

1 этап – начало революции( янв. – сент. 1905г.)

2 этап (Наивысший подъем (окт. – дек. 1905г.)

3 этап – Спад революции ( янв. 1906г. июнь 1907г.)


Основные события первой российской революции:

9 января 1905 год

(Картина на стр. 89)

Нарастание революционного движения: забастовки рабочих, выдвигавших как экономические так и политические требования.

Революция охватывает большую часть территории страны и все слои общества.

Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Разгром крестьянами помещичьих имений, создание Советов, восстания в армии и на флоте. ( карта стр. 90)

17 октября 1905 год.

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

Николай II издает Манифест 17 октября 1905 года, которым предоставил гражданские права и свободы и выборную Государственную думу, - начало политических реформ в России (документ на стр. 96-97)

10 декабря-19 декабря 1905 год.

Вооруженное восстание в Москве.

Поражение Московского восстания привело к переносу центра политической жизни в Государственную думу.

Формирование политических партий.

Работа с учебником по группам стр. 92-93. Заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

Политические партии

монархические

либеральные

Конституционно-демократическая партия

Историк П.Н.Милютин

Фабрикант А.И.Гучков

Время создания

Октябрь 1905

Октябрь 1905

Ноябрь 1905

Численность

Состав организации

Ученые, творческая интеллигенция, врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие, либерально настроенная буржуазия и помещики

Крупная буржуазия, помещики, военные чины, профессура, инженеры, управляющие частными предприятиями

Основные идеи

Восстановление и сохранение самодержавия, православия, народности,

Антисемитизм (против евреев)

Установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законов, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки, 8 ч. рабоч. день

Содействие правительству, сохранить единство и нераздельность гос-ва, уравнять крестьян в правах, активизировать переселенческую политику

Деятельность Государственной Думы. Сравнить деятельность.

Работа с учебником стр. 94, п. 8 (беседа по вопросам)

11 декабря 1905г. был издан указ о выборах в гос. Думу.

- Кто мог принимать участие в выборах в Гос. Думу?

- Какими были эти выборы? Что это означало?

- На какой срок избирались члены Гос. Думы?

20 февраля 1906 г. Государственный Совет получил законодателную инициатиу. Т.о. царь устанавливал противовес Гос. Думе.

- Какими полномочиями обладал царь в соответствии с новыми законами?

- Между кем делилась законодательная власть?

Линия сравнения

1 Госуд. Дума

2 Госуд. Дума

Председатель

Профессор, кадет С.А.Муромцев

Кадет Ф.А.Головин

Период работы

27 апреля – 9 июля 1906

20 февраля – 3 июня 1907

Основные вопросы

Полная и безвозмездная конфискация помещичьей земли и превращение всей земли в общенародную собственность

Результаты революции (работа с учебником, составление схемы).


5. Закрепление темы урока (ответы обучающихся)

- Укажите причины революции.

- Дайте характеристику основных событий.

- Каковы результаты первой российской революции?

-Ребята, подводя итоги урока прошу вас сделать выводы о первой российской революции.

(Первая российская революция способствовала демократизации государства и общественной жизни, улучшила положение рабочего класса и национальных меньшинств, но не разрешила главной проблемы – малоземелья крестьян.)

Читайте также: