Конспект занятия звук щ в средней группе

Обновлено: 04.07.2024

Структура занятия:

  1. Вводная часть.
  2. Основная часть.
  • І этап: показ и объяснение артикуляции звука. Многократное повторение изолированного звука воспитателем и детьми.
  • II этап: закрепление произношения звука в слогах.
  • III этап: закрепление произношения звука во фразовой речи.

Методические приёмы: показ, объяснение, индивидуальное и хоровое повторение, утрированное произношение звука, образное называние звука, образная физкультминутка, вопросы.

Материалы к занятию: чудесный мешок, Петрушка, картинки(пила, дед, медведь, щука), зеркало. Предметы со звуком Щ: плащ, ящик; цыплята-2.

Ход занятия

(Дети садятся полукругом)

«Жил однажды в лесу добрый медведь, а звали его Миша. Недалеко от леса стояла избушка, в которой жил старенький и тоже очень добрый дед. Захотелось однажды Мише сходить к домику, увидеть, как дед живёт. Вот собрался он и пошёл. Подошёл к домику, постучал, никто не отвечает. Зашёл во двор, слышит, раздаётся песенка, да не совсем обычная – щ-щ-щ-щ-. Подошёл Миша, смотрит, а это дед пилит доски, а пила поёт – щ-щ-щ-щ.(показ картики-символа). Понравилась Мише песенка, и он решил помочь дедушке, и вот заработали вместе – щ-щ-щ-.

А язычок услышал эту песенку и давай тоже её петь – щ-щ-щ-«.

- Пусть и ваши язычки выучат песенку пилы. Чтобы правильно спеть, язычок сделайте широким, как чашечку, поднимите кверху, пустите ветерок, рот откройте. Вот так(показ).

А теперь эту песенку послушаем у….(воспитатель подходит, индивидуально показывает выполнение упражнения детьми, используя зеркальце).

Воспитатель: Отойдёт Миша подальше от пилы, песенка пилы тихая, подойдёт поближе – громкая(-Щ-Щ-Щ). дети, спойте тихую песенку. А сейчас громкую(упражнения).

Ребята, я знаю другие песенки, в которых слышится песенка – Щ-Щ-Щ-. Споём их:

Щи-щи-щи – мы варили щи.
Ща-ща-ща – ходит Юля без плаща.
Щу-щу-щу – я Марата ищу.
Ащ-ащ-ащ – вот тебе и плащ.
Ща-ща-ща – вот и нет плаща (индивидуальное, хоровое повторение)

Появляется Петрушка, приносит чудесный мешочек, в нём 3 щётки, ящик, плащ, щука.

Петрушка: Здравствуйте, ребята. Вот услышал я, что вы очень смеялись и решил к вам зайти. А принёс вам сегодня мешочек. А что в нём сейчас покажу(достаёт 3 щётки)

  • Что это? (Щётка)
  • Что это? (Щётка)
  • Что это? (Щётка)

А теперь поиграем с ними. (физминутка)

«Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щёткой чищу:
Этой щёткой- чищу зубы,
Все три щётки мне нужны.

Петрушка. А в мешочке ещё что-то есть.

Воспитатель. Иди,(имя ребёнка), достань из мешочка и скажи, что это.

Что это, (имя ребёнка)? (ящик)

Песенка пилы слышится в слове. Я-щ-щ-щик.

Давайте ещё достанем из мешочка и назовём их вместе.

Воспитатель: Петрушка сейчас хочет незаметно взять эти вещи, но он не хочет, чтобы вы видели. Вы сейчас закроете глаза, а когда я скажу, откроете их.

(Воспитатель убирает один из предметов, дети с глазами.Дети открывают глаза и называют предмет, которого не стало).

Воспитатель: Чего не стало? (не стало ящика)

Когда несколько человек подтвердят, что взят именно этот предмет, воспитатель спрашивает:

Зачем, для чего эта щётка нужна Петрушке?

Постепенно воспитатель убирает все предметы, а дети угадывают, для чего они нужны. Воспитатель следит, чтобы дети были внимательны, правильно определили взятые предметы и чётко произносили слова.

Воспитатель: А сейчас Петрушка, будь внимателен, послушай как правильно ребята умеют слышать песенку щ-щ-щ. Я скажу слово. Если в нём услышат песенку – щ, хлопнут в ладоши, а если нет, то будут тихо сидеть. Итак, лампа, щука, веник, щётка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла, плащ, щенок.

Воспитатель исправляет, помогает произносить.

Воспитатель: Я знаю стихотворение про 2-х щенков.

Кто хочет рассказать так, чтобы песенка –щ-щ- была слышна? ( спросить 2 детей, затем мальчиков, девочек и хором).

Воспитатель: Молодцы!

С какой песенкой вы сегодня познакомились?

Мне сегодня понравилось, как ребята отвечали на вопросы, помогали мне, были внимательны, поэтому научились новой песенке. Занятие окончено.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивать фонематический слух;

Расширение словаря: обувная, зубная, одежная щетки;

Формировать умение отвечать на вопросы;

Упражнять делить слова на слоги и соотносить с соответствующей слоговой схемой:

Упражнять в развитии графических навыков.

Развивать психические функции: память, мышление, внимание;

Развивать связную речь.

Совершенствовать умения внимательно слушать и слышать педагога;

Воспитывать усидчивость, внимание.

Ход занятия:

Организационная часть.

Педагог начинает занятие с вступления:

Сядем рядышком, друг с другом.

Скажем, Здравствуйте! Друг другу

Нам здороваться не лень:

А еще мы скажем:

Педагог предлагает детям подумать и ответить

Как называется суп, приготовленный из капусты? ( Щи)

Как называется хищная рыба с острыми зубами? (Щука)

Как называется детеныш собаки? ( щенок)

Чем чистят обувь? ( щеткой)

Отгадывание загадок.

К нам сегодня гость прилетел, давайте отгадаем его, кто это.

Песню на ветке завел

Звонкоголосый …(щегол)

Педагог показывает картинку птицы и рассказывает, что это еще одна из зимующих птиц. Очень яркая птица, с красивым нарядом, веселым нравом и чудесным пением.

Птичка, хочет загадать вам свои загадки: ( по Е.Г. Карельской)

Наш Емеля без забот

Пусть хоть полный дом работ!

Для него всё это – скука.

Выручит Емеля …(Щука)

Непогода нас застала

Обувь грязная вся стала,

У порога встала робко,

Ей пришла на помощь … ( щетка)

Не побрившись пару дней

К зеркалу бежит Матвей

Там ужасная картина:

На лице растет … (щетина)

Чистоговорка.

А теперь давайте нашей птичке-невеличке, покажем, как мы умеем четко говорить этот звук, давайте проговорим чистоговорки.

Ща-ща-ща - я поймал леща

Щё-щё-щё – поиграй еще

Щу-щу-щу – я тебя ищу

Щи-щи-щи – ты меня ищи

Ще-ще-ще – дырка на плаще

Ащ-ащ-ащ- я надену плащ

Ещ-ещ-ещ – подплывает лещ

Щи-щи-щи – Наташа любит щи

Физминутка. Пальчиковая гимнастика

«Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

( чайник, щука, печенье, мяч, щетка, клещи и т.д.)

Педагог предлагает поиграть еще в одну игру, необходимо подсказать словечко в конце четверостиший и разделить слова на слоги, прохлопать.

- У меня пропал носок,

Утащил его….(щенок) . ( В слове щенок – два слога)

Щелкает зубами…..(щука) ( в слове щука – два слога)

Однажды мне сказали:

- Боимся мы щекотки

Сапожной строгой …(щетки) ( в слове щетка – два слога)

Далее дети делают слоговые схемы слов.

Развитие графических навыков.

Педагог спрашивает у детей, какие они знают виды щеток и предлагает детям послушать стих:

Этой щеткой чищу зубы

Этой щеткой башмаки,

Этой щеткой чищу брюки,-

Все три щетки мне нужны .

Дети дорисовывают щетинки трем разным щеткам.

Итог занятия . Цыпленок рассматривает выполненные задания, хвалит детей.

- Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал / авт. Сост. О.М.Ельцова

hello_html_797507bb.jpg

Краткое описание документа:

В данном конспекте представлена работа над звуковой стороне речи у детей среднего возраста. А именно знакомство со звуком "Щ". В данном материале представлены разнообразные приемы и упражнения на выделения звука в слове, отработка звука в словах, предложениях. Представлены пальчиковая игра, упражнения на отработку простейших графических навыков. Также педагог продолжает знакомить детей со слоговой структурой слова.Весь материал построен на игровой основе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 912 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.02.2019 960
  • DOCX 94.8 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кобзева Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность. Воспитывать культуру общения.

И. О. О.: Р. р., П. р., С.-К. р., Х.-Э. р.

Начало НОД.

Мы сейчас пойдем налево,

А потом пойдем направо.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Заниматься все начнем.

- Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке. Хотите?

Основная часть.

1.Артикуляционная гимнастика и артикуляция звука Щ.

- Жил да был в своём домике язычок (в каком домике?).

Язычок умел песенки петь, стихи и сказки рассказывать и даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка?)

Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.

Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять – гулял он, гулял и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Сел на пенёк и заплакал.

2.Чистоговорки.

- Послушайте внимательно и повторите:

Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща.

Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу.

Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё.

Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи.

Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще.

- Ребята, скажите, какие звуки мы услышали в чистоговорках?

3. Физминутка.

Если вы услышите слово со звуком Ч, то вы хлопаете, а если в слове услышите звук Щ – прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете. Слушайте внимательно: чемодан, щека, собака, щука, ложка, чайник, книга, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок, часы, молоток, человек.

Итог НОД.

- Ребята, какой звук мы учились правильно и красиво произносить? Какие звуки хотели нас запутать?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;

- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;

- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.

1. Вводная часть.

Сюрпризный момент. ( Работа группами у стола)


Ребята, я сегодня получила два письма.


Там должны быть подсказки, о чем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.

Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.


На какие звуки начинаются слова? (ответы).

Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.

2. Основная часть (работа за столами).

Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места (словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). - Сели на свои места.

Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки).

На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:

«Звук щ похож на знакомый нам звук ч. Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

Чи – щи –чи, ащ – ущ - ча

Ач – ач – щу, чу – ча – щи.

Молодцы, справились с заданием!

2. Найди звук в слове.

Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.

Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.

3. Физминутка

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.



Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

Теперь очень трудное задание.

- Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок - кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).

Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.


5. Закрепление.

Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.

Мальчик - пальчик, где ты был?

(большой пальчик поворачивается)

- С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)

- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)

- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)

- С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)

Песни пел, да плясал,

Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)

- Ребята, а теперь разукрасьте каждую картинку соответствующим цветом.

Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. – синим.



-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Щ], с буквами Ч, Щ)

Читайте также: