Облака удивительные явления природы 3 класс планета знаний конспект

Обновлено: 07.07.2024

содействовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе, дружелюбию, любознательности, самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – путешествие.

Ответы на вопросы:

- Как определить наличие воздуха в природе?

- Какие свойства воздуха знаете?

- Что такое ветер?

- Как образуется ветер?

- Как определить скорость и направление ветра?

- Как человек использует ветер?

- Что способствует загрязнению воздуха?

- Какие меры применяются для его очистки?

Подготовка к восприятию нового материала1. Загадка. Без крыльев летят,

Без паруса плывут. (Облака)

- Как вы думаете, откуда берутся облака?

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата?

Работа над новым материалом. Загадки.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт,

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Дождь)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке? (Снежинки)

На семьдесят дорог:

Никто его не подберёт. (Град)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. (Туман)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (Иней)

- Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)

- Откуда же берутся осадки, например, дождь?

7. Объяснение учителя. (все части круговорота воды в природе двигаются для наглядной демонстрации непрерывного движения , учитель с помощью пера обозначает стрелочками движение воды, телеграфная лента сообщает о термине круговорот воды в природе )

8. Демострация круговорота в природе.

Дождевая вода возникает не сама по себе. Вода, выпадающая на Землю в виде дождя, попадает в атмосферу из морей, рек, озёр и даже из мокрого белья, которое сушится на дворе. Когда бельё высыхает, вода становится частью воздуха. Влагу, содержащуюся в воздухе, называют водяным паром. Когда вода превращается в водяной пар, мы говорим, что она испаряется. Процесс испарения воды из морей, озёр и рек протекает непрерывно.

Когда воздух становится холоднее, водяной пар превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки такие лёгкие, что не могут упасть на Землю. Они зависают в воздухе, образуя облака.

. По форме облака делятся на несколько видов: перистые, кучевые и слоистые.

- Как вы думаете, почему их так называют?

10. Предположение учащихся.

11. Самостоятельное чтение текста в учебнике на стр.

- Какие облака приносят моросящие дожди?

- Почему же выпадает дождь?

Тысячи капелек, образующих облако, объединяются в одну дождевую каплю.

Если вокруг очень холодно, капельки в облаках примерзают друг к другу и образуют снежинки.

- Какие ещё могут выпасть осадки?

Найдите в тексте сведения о других видах осадков.

12. Работа с учебником.

- Что такое облако?

- Что такое туман?

13. Закрепление изученного материала.

* Как вы думаете, необходимо ли изучать явления природы с которыми познакомились на уроке?

Если да, то для чего?

Космические аппараты вращаются вокруг Земли и фотографируют её из космоса с высоты 1500 км. На фотографиях виден облачный покров Земли. Изучив фотографии, люди могут предсказать погоду на ближайшее будущее. Кому необходим прогноз погоды?

Прогноз погоды необходим и капитанам кораблей, и летчикам, и водителям, и железнодорожникам, и строителям, и работникам сельского хозяйства. От погоды зависит время сева, уборки урожая, сенокоса.

14. Домашнее задание: 12 страница флипчарта (указано разноуровневое домашнее задание)

1 обязательный уровень: нарисовать виды облаков, условные знаки осадков.

2 возможный уровень: подготовить рассказ по вопросам учебника №1,2 стр

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок окружающего мира в 3 классе.

Задачи урока:

дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь);

раскрыть научную сторону этих явлений;

закрепить ранее полученные явления о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации;

продолжать формирование логического мышления, воображения,

памяти, наблюдательности и творческих способностей обучающихся;

уметь анализировать, обобщать, делать выводы;

показать красоту явлений природы, их своеобразие и эстетическую привлекательность;

воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

(высказывания детей)

- А все ли мы знаем о воде?

- Воду называют путешественницей. Вы согласны?

IV. Работа над новой темой.

1) Разгадывание загадок.

(Загадки воспринимают на слух, отгадки - в презентации; после каждой загадки смена картинки по щелчку)

1. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

3. На дворе лежал горой,

В дом занес, он стал водой. (Снег)

4. Кто всю ночь по крыше бьет

И бормочет, и поет,

5.Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лед)

6.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

а пошли искать их днем-

Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

7.Он из носа самовара, из кастрюли и из крана устремляется наверх.

А еще бывает в бане, изо рта, когда мороз. (Пар)

8. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Стало видно далеко. (Туман)

9. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

- На какие на три группы можно разделить отгадки? (Работа с интерактивной доской: снег, лед, иней; дождь, роса; пар, облака, туман)

-В каких состояниях встречается вода в природе?

- Как связаны между собой пар, облака и туман? (Облака и туман образуются из пара)

- Можете назвать тему сегодняшнего урока? (Облака. Удивительные явления природы)

IV. Новый материал.

1 . Постановка вопроса:

- А кто знает как образуются облака? (высказывания детей)

2. Объяснение учеников или учителя.

-Невидимый водяной пар - очень лёгкий газ. Поднимаясь высоко вверх, он охлаждается от соприкосновения с холодным воздухом и превращается в мельчайшие капельки воды или кристаллики льда, которые соединяясь вместе, образуют облака.

- Облака имеют разную форму. В зависимости от формы и разные названия.

Давайте, исследуем облака и попробуем определить названия.

(На экране изображение облаков, дети пробуют по внешнему виду дать названия облакам)
1. Работа по учебнику (с. 39)

- Найдите текст на стр.39

1 ряд ищет информацию о слоистых облаках;

2 ряд - о кучевых; 3 ряд - о перистых.

V. Первичное закрепление материала.

- Что узнали об облаках?

- Я буду называть признаки облака, а вы будете вставать, если услышите признак своего вида облака:

образуются на высоте 10-12 км (перистые);

образуются на высоте 6-10 км (кучевые);

образуются на высоте 1-2 км (слоистые);

похожи на клочки ваты (кучевые);

серые, низкие (слоистые);

похожи на перья птиц (перистые);

вестники ненастной погоды (слоистые);

состоят из мельчайших капелек воды (кучевые);

состоят из кристалликов льда (перистые).

7. Итог. Закрепление.
- Так какие же бывают облака? (ответы детей)
(СЛАЙД 28) – Какие облака находятся выше всех над поверхностью Земли?
- А ближе всех к поверхности Земли?
- Между перистыми и слоистыми?
- Капельки воды или кристаллики льда находятся в перистых облаках?

VI. Открытие нового

С водой связаны удивительные явления природы. Многие из них вы, ребята, наблюдали в природе.

Образование росы . Причины.

- Что такое роса? Почему она образуется?

Условие выпадения росы - резкое понижение температуры воздуха, что наблюдается, как правило, под утро. А листья деревьев и трава охлаждаются сильнее, чем стволы деревьев или поверхность почвы.

Другое явление природы - туман.

- Чтение текста на с. 40 - 41. Что говорят учёные об этом явлении природы?

- Ответы на вопросы (с. 41, № 3 а, б )

Примерные ответы обучающихся:

а) Мы выдыхаем тёплый воздух. Зимой на улице он соприкасается с холодным воздухом. При этом образуется туман. Летом или в комнате выдыхаемый воздух соприкасается с тёплым воздухом, и образование тумана не происходит.

б) Очень горячая вода частично испаряется. Невидимый пар при соприкосновении с более холодным воздухом в ванной комнате образует туман.

Образование инея .

Очень красивое, сказочное, волшебное явление природы.

Зимой после оттепели вода, которая покрывает ветки деревьев и кустарников, замерзает и превращается в пушистый игольчатый иней.

VII. Закрепление знаний.

- А теперь давайте проверим свои знания. Задание каждой паре на отдельной карточке: прочитайте вопросы и найдите ответы. Надо выписать буквы, означающие верные ответы из правого столбика

- Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, начинаем наш урок.

- Какое настроение мы возьмём сегодня на урок? Изобразите его соответствующим цветом.

II. Проверка дом. задания.

1) Повторение.

- Как вы думаете, ребята, можно ли назвать воду полезным ископаемым?

(Находится под землёй, на земле, используется в хозяйстве)

Вода - это жидкое полезное ископаемое.

Перед вами глобус - модель Земли. Вспомните, ребята, что обозначает синий цвет? (Воду)

- А зелёный, коричневый? (Равнины, горы, материки)

Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий)

- Что из этого следует?

Вывод: На Земле большую часть занимают водные пространства. Взгляните на диаграмму.

3/4 Земного шара занято водой.

2) Моделирование ситуаций.

1. Ребята! Я вам расскажу сейчас свою тайну. Я налила в чайник воды и поставила его на газовую плиту греться, а сама в это время проверяла ваши тетради, одну за одной. Радовалась вашим успехам. Затем пошла в кухню, посмотрела. А воды осталось совсем немного. Куда она подевалась? Почему это произошло?

Или другой пример. Проведем простой опыт. Влажной тряпкой я протираю доску. Что произойдёт, дети?

- А может ли вода из жидкого состояния перейти в твёрдое? Докажите! Кто наблюдал такую ситуацию?- Можно ли в нашей модели изменить стрелки? (из твёрдого состояния в жидкое? (надо нагреть: ведь лёд и снег тают в тепле) А в природе можно наблюдать такую ситуацию? (сосульки, снег, лёд тают)

- А может ли пар снова стать жидкостью? (Да, если охладить, капли в ванной на потолке)

ВЫВОД: ВОДА - чудесный минерал. Он может быть сразу в 3-х состояниях и переходить из одного состояния в другое. Больше такого полезного ископаемого нет.

III. Постановка цели урока.

- Как вы думаете, ребята, мы всё узнали о воде?

А вот о чём сегодня будем говорить на уроке, нам подскажут загадки:

Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (облако)

Молоко над речкой плыло,
ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (роса)

И не снег, и не лёд.
А серебром деревья уберёт. (иней)

- Вот об этих удивительных явлениях природы мы и поговорим сегодня.

IV. Новый материал.

1. Постановка вопроса:

- Ребята, а кто из вас наблюдал за облаками?

До чего же они интересные?! (выдержки из творческих работ)

2. Объяснение учителя.

В воздухе всегда есть пар - очень лёгкий газ. Поднимаясь высоко вверх, он охлаждается от соприкосновения с холодным воздухом и превращается в капельки воды или кристаллики льда, которые соединяясь вместе, образуют облака. Облака имеют разную форму. В зависимости от формы они свои названия. Давайте, исследуем облака и попробуем определить названия.

ПЕРИСТЫЕ ОБЛАКА (напоминают пёрышко)

Они очень красивые. Самые высокие, состоят из кристалликов льда. А при восходе и заходе солнца бывают розовыми.

Отдельные большие плотные облака. Часто эти облака, достигая большой высоты, похожи на громадные горы, покрытые снегом. Появление кучевых облаков, как правило, служит признаком хорошей погоды.

СЛОИСТЫЕ ОБЛАКА Это серые низкие облака. Когда облака затягивают небо, погоду называют пасмурной.

Я узнала, что есть облака, которые называют "Барашки" - это маленькие, скученные вместе облачка белого цвета располагаются группами а могут и рядами.

Дождевые облака - плотный слой тёмных бесформенных облаков с разорванными краями.

V. Первичное закрепление материала.

1.Работа по учебнику (с. 39)

- Найдите текст на стр.39 (3 абзац)

- Вопрос № 2. На какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака? Зачитайте.

2. Работа в тетради. (с.16)

- Напишите под рисунками названия облаков. А кто запомнил, на какой высоте образуются эти облака, укажите.

VI. "Открытие" нового"

1.Удивительные явления природы.

С водой связаны удивительные явления природы. Многие из них вы, ребята, наблюдали в природе.

Образование росы. Причины.

- Что такое роса? Почему она образуется?

2. Проведение опыта " Получение росы"

Для опыта нужно взять 2-а пластиковых контейнера. В 1-й (контрольный) налить воду комнатной температуры. Во 2-й контейнер поместить измельчённый лёд (снаружи контейнер остаётся сухим)

Через некоторое время на поверхности будут оседать капельки воды - 2 роса".

ВЫВОД: В основе этого явления - процесс конденсации. Условие выпадения росы - резкое понижение температуры воздуха, что наблюдается, как правило, под утро. А листья деревьев и трава охлаждаются сильнее, чем стволы деревьев или поверхность почвы.

Другое явление природы - туман.

- Чтение текста на с. 40 - 41. Что говорят учёные об этом явлении природы?

- Ответы на вопросы (с. 41, № 3 а, б )

Примерные ответы обучающихся:

а) Мы выдыхаем тёплый воздух. Зимой на улице он соприкасается с холодным воздухом. При этом образуется туман. Летом или в комнате выдыхаемый воздух соприкасается с тёплым воздухом, и образование тумана не происходит.

б) Очень горячая вода частично испаряется. Невидимый пар при соприкосновении с более холодным воздухом в ванной комнате образует туман.

Образование инея.

Очень красивое, сказочное, волшебное явление природы.

Зимой после оттепели вода, которая покрывает ветки деревьев и кустарников, замерзает и превращается в пушистый игольчатый иней.

- С какими удивительными явлениями природы сегодня познакомились?

- Вспомните, с каким настроением вы начали работать? Изменилось ли оно у вас, ребята? Спасибо за урок!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: представление о свойствах тел и веществ; выделение существенных и несущественных признаков; сравнение и классификация предметов по различным признакам.

Планируемые результаты:

Предметные: осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы.

Личностные: интерес к изучению природы, стремление к расширению и углублению знаний, осознание своего продвижения в овладении учебными действиями.

Метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии; осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок окружающего мира,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Мы часто говорим о природе. О том, что природу необходимо изучать, беречь и охранять. Но что такое природа?

Все, что тебя окружает, называется материальным миром, или проще – ПРИРОДОЙ. Живая природа – это животные, растения, другие организмы. Неживая природа – океаны, моря, земля и воздух, планеты и звезды…

Человек вокруг себя создал множество предметов и живет среди них. Но и рядом с изделиями человека множество природных объектов.

Наблюдая за природой, вы конечно, заметили, что в ней постоянно всё изменяется.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Введение в тему урока.

В природе все время происходят какие-то изменения: течет река, дует ветер, плывут облака, происходят землетрясения, растут деревья, день сменяет ночь, лето сменяет зиму.

Все изменения, происходящие в природе, называются ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ.

Изменения в природе всегда привлекали внимание учёных. Изучая их, они сумели разгадать многие тайны. Например, они узнали, что лунный свет – это отражённый поверхностью Луны свет Солнца; Земля и другие планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца; все тела обладают энергией и многое другое.

Может, вы думаете, что на свете не осталось никаких тайн? Ничего подобного! Мир полон неоткрытых чудес. Многие загадки природы, возможно, предстоит разгадать вам.

Откройте учебники на стр. 15 и назовите явления природы, которые вы видите на рисунке. (ветер, листопад, дождь, день, осень, движение облаков)

Расскажите, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул.

Какие явления природы изображены на рисунках на стр. 16? (ледоход, молния)

В какое время года можно наблюдать такие явления?

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Присматривайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумление.

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновение.

Что называют явлением природы? (изменения, которые происходят с телами живой и неживой природы; явление всегда выражает определённое состояние, которое свойственно телам как живой, так и неживой природы)

Приведите примеры явлений в окружающей природе.

Любое изменение в природе – это явление: рост растения или животного, выпадение снега или дождя, цветение растения и рождение цыплёнка.

Явления природы очень многообразны, поэтому их изучением занимаются разные науки. Но природа едина, и поэтому между разными науками о природе нет строгих границ.

Изучением явлений, происходящих в живой природе, занимается БИОЛОГИЯ.

Изучением явлений, происходящих в земных недрах и на поверхности Земли, а также с водами океанов и с воздухом, занимаются НАУКИ О ЗЕМЛЕ: физическая география, геология, океанология и другие.

Изучением явлений, происходящих с различными небесными телами – планетами, звездами, галактиками, - называется АСТРОНОМИЯ.

Превращения веществ изучает ХИМИЯ.

Общие закономерности явлений природы изучает ФИЗИКА.

ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, НАУКИ О ЗЕМЛЕ, АСТРОНОМИЯ и некоторые другие науки объединены общим названием – ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ.

Как вы думаете, какая основная задача сейчас стоит перед нами? (научиться различать явления по их природе)

Вылепим из пластилина куб, а затем превратив его в шар. Что произошло?

Мы изменили форму предмета, но вещество, из которого он состоит, не изменилось.

Переложим шар с одного стола на другой. Что случилось?

Изменилось положение шара в пространстве, а форма и вещество этого тела не изменились.

А можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. При этом изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве и другие изменения, учёные называют физическими. При этом вещество, из которого состоит тело, не изменяется.

А теперь рассмотрим другой пример. Если оставить железный гвоздь в сыром помещении, то он заржавеет. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это – другое вещество.

Когда жгут костёр, то остаётся уголь и зола. По составу это совсем другие вещества, отличающиеся от дерева.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими.

К каким явлениям (хим., физ., биол., астр., геогр.) вы отнесете:

- Сгорание спички: дерево превратилось в уголь;

- полет мяча: его бросили и он летит;

- Земля движется вокруг Солнца;

- Гвоздь ржавеет: вместо железа образуется ржавчина;

- Стальная булавка притягивается к магниту;

- Рост собаки: из щенка она превращается во взрослую собаку;

- На берег идет огромная морская волна – цунами;

- Птенец вылупляется из яйца;

- Карандаш падает со стола;

- Из саженца вырастает высокое дерево;

- В ночном небе видна комета;

- На ветвях дерева набухают почки;

- С помощью фотореактивов проявляется фотопленка;

- Ребенок на санках катится с горы;

Физическими явлениями называют изменения тел природы или вещества, которые происходят в результате:

Перемещения тела в пространстве

Изменения формы тела

Переход вещества из одного состояния в другое (вода при замораживании превращается в лёд, вещество не изменяется)

Химические явления – это те изменения, в процессе которых одни вещества превращаются в другие.

Рефлексия деятельности:

О чём мы сегодня говорили на уроке?

Зависит ли ваше настроение от состояния природы?

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения С. Есенина:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце красное скатилось….

Назовите явление природы, о которых рассказывает поэт в этом четверостишии. (туман, закат)

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?

Какое у вас настроение?

Сегодня на уроке мне было интересно…

Осенние явления природы

Жаркую душную летнюю погоду сменяет осенняя прохлада. Суточный день становится короче, а ночи начинают тянуться нескончаемо долго. На неизбежные изменения первыми реагируют деревья. Они активно начинают сбрасывать листву, она желто-багряным ковром покрывает всю округу.

Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.

Именно во время листопада наступает период бабьего лета. Последние максимально теплые температуры радуют умеренным солнцем. Поспевают поздние фрукты, которые наполняются сладостью и особым ароматом. Ночью уже чувствуется дыхание близких холодов, но днем очень красиво и умиротворенно.

Бабье лето длится недолго, начинаясь в 20-е числа сентября, оно заканчивается с наступлением следующего месяца, его сменяют первые серьезные признаки осенних ненастий. На землю опускается густой туман, липкий и молочный, наполняющий воздух прелой сыростью.

По своей сути, туман – это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя ее в нем. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.

Иней – это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.

Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.

Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход.

В середине осени землю покрывает гололед, он образуется только при условии легкого мороза, который не дает дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля еще не настолько остыла, чтобы все вокруг покрылось белым покрывалом снега – первого предвестника сильного мороза.

Зимние явления природы

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.

Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.

Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.

Весенние явления природы

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух – все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

Летние явления природы

Когда начинается календарное лето – известно всем, но когда оно начинается с биологической точки зрения или натуралистической?

В науке принято считать, что лето начинается в период летнего солнцестояния, которое приходится на 20-21 июня. Самый длинный день и самая короткая ночь, с которой стартует обратный отчет дневного времени.

Погода стоит отличная. Все явления природы благоприятные. Яркое солнце, легкие воздушные облака часто превращаются под действием тепла в кучевые и дождевые. Опускаясь очень низко над уровнем горизонта, они нередко орошают землю теплыми дождями, которые способствуют росту обильной растительности.

Нередко можно увидеть такое характерное для этого времени природное явление, как летняя гроза. При определенном стечении факторов, когда сильный ветер сгоняет кучевые облака, а воздух наполняется электрическим напряжением, возникает молния, сопровождаемая раскатом грома. Гроза часто имеет страшных попутчиков.

Вместе с грозою могут возникнуть проливные дожди, сильные штормовые ветра и даже град. Последнее явление – своеобразный нонсенс. Летом в жаркую знойную погоду с небес на землю сыплются крупные шарообразные частички льда. Их размер может быть самым разным: от одного миллиметра до больших глыб с килограмм веса. Они падают только из кучевых облаков черного цвета. Вся вакханалия длится минут пятнадцать, но последствия порою бывают очень серьезными. Страдают посевы, гибнет будущий урожай.

После грозы нередко можно видеть такое явление природы - радуга. Это не атмосферное, а оптическое явление, показывающее, как может преломляться солнечный свет, отражаясь в семицветном спектре. Радугу можно увидеть и в постоянных брызгах фонтана. Она переливается, создавая иллюзию нереальной картинки.

Роса - первый предвестник того, что лето заканчивается. Она выпадает в предрассветные часы в виде небольших капель, которые оседают на стеблях и листве растений. В ночное время температура резко падает, влага поднимается над землей и конденсируется в виде капель воды. Переоценить значение росы невозможно. Она помогает наполнять растения живительной влагой, насыщать их необходимой энергией.

Переход к осени – это сезон сбора урожая. Горячая пора, но очень радостная. Конец августа – начало снижения температур, все чаще начинают идти дожди, которые становятся все холоднее и холоднее. Липа – первое растение, которое сбрасывает листья, вот с этого момента осень входит в свои законные права. Дни становятся короче. Птицы собираются в стаи и потихоньку начинают покидать насиженные места. Воздух заполняется определенной свежестью, в которой чувствуются предвестники скорых ненастий. Погодные явления подсказывают, как скоро им не смену придут другие.

Читайте также: