Конспект нод по чтению художественной литературы в подготовительной группе

Обновлено: 03.07.2024

Оценить 4669 0

Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в подготовительной группе.

Цель: Формировать у детей умение воспринимать литературное произведение.

Задачи: 1. Воспитывать эмоциональный отклик, вызываемый книгами, обогащать духовный мир детей, готовить их к реальной жизни.

2. Развивать речь, творческие способности детей, интерес к книге.

3. Учить детей анализировать произведение.

Ход занятия:

Друг на друга посмотрели

Крепко за руки взялись

И друг другу улыбнулись.

Попрошу ответить на вопрос: Кто вы? (девочки и мальчики? А для мам и пап(дочки и сыночки) Девочки- будущие…. Мальчики будущие….

- Ребята, я желаю вам доброго утра и хорошего настроения! Скажите, пожалуйста, вы любите книги?

- Мне очень хочется. Чтобы каждый из вас сказал, чему учат разные книги. А каждое ваше красивое слово я положу в волшебный сундучок.

Три сына (рассказ)

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.

– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.

– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну, что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

- Понравился рассказ?

- Подумайте и передайте интонацию – (выражение чувств, мимика, жест).

- Подумайте и передайте интонацию.

- Как вы думаете, как она сказала (интонация – выражение чувства, мимика, жест).

- Что увидел старичок, когда на встречу выбежали три мальчика? (Один через голову кувыркается, колесом ходит, другой соловьем заливается, а третий взял тяжёлые ведра у матери и потащил).

- Что ответил женщинам старичок?

- Как вы думаете, почему он так ответил?(только один сын помог матери, и он старичку понравился).

- А который из сыновей вам понравился больше всего? Почему?

Дети, а как можно назвать сына, который помог маме донести воду? (Ответы детей). Этот мальчик любит труд, значит он какой?(Трудолюбивый).

Какая часть рассказа вам понравилась больше, и вы хотели бы услышать ее еще раз?

Воспитатель предлагает пересказать рассказ по цепочке, не повторяя сюжет предыдущего рассказчика, а продолжая сюжетную линию произведения.

Девочки попрыгали, мальчики присели,

Мамины дочки похлопали в ладошки,

Папины сыночки встали на носочки,

Внучки подняли вверх ручки.

Внуки широко разводят руки.

Добрые, послушные малыши -

На стульчики дружно пошли.

- Я знаю, вас очень любят в вашей семье, потому что вы…. (дети продолжают фразу, давая характеристику своих положительных качеств, передавая сердечко).

-Важно ли то, что мы сегодня узнали? Какое задание было трудным? Почему? Что нужно сделать следующий раз? Что вы расскажите папам о нашей встрече? –

Чему вас научил этот рассказ?

-Добрым быть совсем не просто!

Не зависит доброта от роста!

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды!

Доброта с годами не стареет!

Доброта от холода согреет!

Если доброта как солнце светит!

Радуются взрослые и дети!

Я предлагаю взять сердечко, кто готов делать добрые дела.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Автор: Храмцова Яна Владимировна

Населенный пункт: Свердловская область Асбест

Автор: Анкудинова Светлана Михайловна

Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест

Цель:

Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Приоритетная образовательная область:

Интеграция образовательных областей :

Виды детской деятельности:

Игровая, Коммуникативная, Музыкально – художественная, Двигательная.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Оздоровительные задачи:

Методы:

Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы:

Сюрпризный момент, использование ТСО, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал:

Оборудование:

Педагогические технологии :

Элементы социоигровые, личностно – ориентированные, здоровье сберегающие, элементы ТРИЗ.

Предварительная работа :

самостоятельная деятельность детей - изготовление вместе с родителями пособий для инсценирования сказок.

Ход НОД:

Звучит негромкая музыка. Дети проходят, встают в круг.

Ритуал начала НОД:

Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.

C тук в дверь, принесли письмо от Сказы Рассказовны.

Воспитатель : (читаю письмо). Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна, меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила. C пасибо вам заранее." Ребята, давайте поможем. Я очень люблю сказки. А вы, дети, любите сказки? (ответы детей)

Дети. Да. Любим. Очень любим. И поможем.

Воспитатель . Вот первое задание. - А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети . Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель. Вот вам второе задание.- Вспомните пословицы о книге.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель . Почему они называются народными?

Дети : Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Вот вам и третье задание. - И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Воспитатель. И с этим заданием вы справились.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель . А вот и четвёртое задание. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук

Воспитатель . Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Этих сказочных друзей!

Вот следующее задание. (Загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

Воспитатель . Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Воспитатель. А вот с этим заданием мы точно справимся. (Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее).

Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка.

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Проделки Кощея преодолели!

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

И на стулья тихо сели.

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Тем, кто трудился,

Тем, кто старался

Подарок свой всем сейчас покажу.

Воспитатель. Со всеми заданиями вы очень быстро справились, и вам Сказа Рассказовна в подарок отправила эту сказку.

(Дети смотрят сказку

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Отворит все двери.

Итог:

- что было интересно?

- что вызывало трудности?

(Дети прощаются и уходят в группу).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

2. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду – как форма работы с детьми и родителями. М… Линка Пресс, 2008г.

3. Копцева Т. А. Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей в дошкольном учреждении.

5. Маханёва М. Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.; Аркти, 2005г.

6. Князева О. Л. Приобщение детей к русской народной культуре. СПб;Детство-Пресс.

7. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. М. Линка-Пресс 2003г.

1. Мотивоционный этап.
Воспитатель обращает внимание на новую книгу.
Воспитатель: Ребята, вы заметили, что сегодня в нашей библиотеке появилась новая книга?


2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, это произведение сказка или рассказ? (ответы детей). Почему? Вы можете догадаться, что сделал суслик, чтобы быть похожим на человека? (предположения детей). Я сейчас прочту это произведение, и мы узнаем, верны ваши предположения или нет.

3. Исполнительский этап.
1) Чтение-слушание.

Жил-был Суслик. Ему очень хотелось быть похожим на Человека. Он надел на себя брюки и спросил:
- Я похож на Человека? (как вы думаете, что ответил Человек?)
- Хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки.
Суслик надел ещё и рубашку и спросил:
- Ну? Я похож?

- Хм, хм, - сказал Человек, - ты похож на Суслика, который надел брюки и рубашку.
- А, - сказал Суслик, - я забыл надеть пиджак. - И он надел пиджак.
- Вот теперь я похож на Человека, - сказал Суслик (Ну, хотя бы в брюках, рубашке, пиджаке суслик похож на человека?)
- Э-э-э. - задумчиво сказал Человек, - ты ещё не похож на Человека, Суслик.
Суслик ударил себя в грудь, и подскочил, и закричал:
- Я знаю! Я догадался! Я понял, что нужно, чтобы стать Человеком, что необходимо, чтобы стать Человеком, и чего мне не хватает, чтобы стать Человеком. (Интересно,что еще придумал суслик, чтобы быть похожим на человека?)
И он раздобыл себе ещё и портфель, и очки, и шляпу, и галстук.
- Ну, а теперь-то я - Человек! - сказал Суслик и важно пошел по делам - топ-топ-топ. (Представьте себе суслика в одежде, с портфелем и в очках. Представили?)
Но когда он вернулся - шлёп-шлёп-шлёп, - на нём не было ни пиджака, ни брюк, ни рубашки, ни шляпы, ни галстука, ни очков. (Что же случилось с бедным сусликом?!)
- Что с тобой? - спросил Человек.
- Со мной? - спросил Суслик.
- Что это с тобой случилось? - спросил Человек.
- Это не со мной случилось, - сказал Суслик, - это случилось с Котенком.
- С каким Котёнком?
- С таким Котёнком, который сидел в колодце.
- Как же он очутился в этом колодце?
- Как он очутился, я не знаю. Знаю я, что он там очутился. И плакал. И очень громко. И, наверно, ему было страшно в страшном колодце. И холодно в холодном колодце. И мокро в мокром колодце… (Бедный котенок! Как его жаль, правда, ребята?) И не было верёвки, ни одной верёвки, никакой верёвки,(Да, без веревки как помочь котенку?! Интересно, что придумал суслик, чтобы спасти котенка) и хорошо, что были брюки, пиджак и рубашка, потому что надо же было сделать верёвку!
- И ты сделал верёвку?
- Сделал. (Вот какой молодец Суслик! Он не пожалел вещей, чтобы сделать веревку из них и помочь котенку). Верёвку я сделал, но теперь. Теперь я ничем не похож на Человека. Ни брюками, ни пиджаком, ни рубашкой. Да. Я понимаю. Ведь я ещё уронил очки. Когда я тянул Котёнка, я уронил в колодец портфель и шляпу. Да! Ты посмотри, теперь я уж ничем не похож на Человека.
- О! - сказал Человек, глядя не на Суслика, а в небо. - О, как похож! - сказал Человек, даже не взглянув на Суслика. - Как ты похож на Человека! Теперь ты очень похож на Человека! - сказал Человек. (Догадались, почему так сказал Человек?)

2) Обобщающая беседа.
Воспитатель: Я прочитала вам произведение. Как вы думаете, это сказка или рассказ?
Воспитатель: Что же делал суслик, чтобы быть похожим на человека? Когда ему удалось стать похожим на человека? Почему?
Воспитатель: Что можно сказать о суслике, какой он по характеру? (Суслик очень добрый, смелый, он готов помогать другим животным).
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?




4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Ребята, что больше всего вам понравилось в сказке? Что вас удивило? О чем хотел сказать нам автор? (Не костюм и прочие внешние атрибуты делают человека Человеком, а его поступки).
Воспитатель: Что вы поняли, когда познакомились с этой сказкой? Кому бы вы рассказали это произведение?
Воспитатель предлагает 2-3 детям пересказать текст рассказа, помогает при необходимости.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: Автор этого произведения- Эмма Мошковская. Представьте себе автора. Каким вы его видите? (ответы детей).
Воспитатель показывает портрет.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

(Развитие дошкольников в игре)

Цель: Развивать интерес к художественной литературе.

Ход мероприятия: (Дети заходят и стоят у входа в музыкальный зал)

— Сегодня нас ждёт что-то необычное – мы попадём в сказку.

— когда то люди что бы порадовать своих маленьких деток сочиняли сказки. Детки подрастали – своим детям их рассказывали, каждый, что-нибудь своё в них добавлял. Так и дошли сказки до нас через века.

— А кто скажет, почему сказки называют русскими народными?

Дети: (Их написал русский народ)

Воспитатель — А чем отличается сказка от рассказа?

Дети: (Сказка – это то, чего не может быть на самом деле, это вымысел)

Воспитатель — А какие бывают сказки?

Воспитатель — А в сказках, на чём путешествуют?

Дети: (На ковре самолёте, на метле, на воздушном шаре, на ласточке, на лошади, на печке, на гусях, в карете, пешком, в летающем домике) (музыка замолкает)

Воспитатель — Мы полетим сегодня на ковре – самолёте, вот он – садитесь.

(Звучит музыка – релаксация) Давайте закроем глаза и чуть — чуть помолчим.

Воспитатель — Что вы видите. Где мы летим? Вот мы летим над полями, лесами, морями, мимо городов и деревень. Как красиво кругом.

Воспитатель — Откройте глаза. (Музыка замолкает)

Воспитатель – Вот мы и на месте.

— Посмотрите. Какой- то сундук. Интересно, что там? (Открывает).

Воспитатель Вот это да! Ну, что ж, будем выполнять задания? Ну, мы не боимся, потому, что знаем: В сказках добро всегда побеждает зло! Проверим? Тогда тихонечко идём. Вот и стрелка.

Игра с заданиями.

Воспитатель — А вот и первая страница. Что здесь?

— А здесь, портреты писателей и книги. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: Назвать автора и его книгу.

Воспитатель — Да, нужно узнать автора и рядом с его портретом положить его сказку.

(Дети по портрету называют автора и название сказки)

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием мы справились. Идём дальше по стрелке?

— А вот и следующая страница.

Воспитатель — Посмотрите, экран какой — то с нотками, значит, эта страница – музыкальная. ( На мультипроекторе нарисованы нотки) Я догадалась, нужно угадать героя по песне. Послушаем? Тогда давайте присядем. (Дети садятся на расставленные мягкие модули).

(Звучат отрывки песен крокодила Гены, Винни Пуха, Бременских музыкантов, кота Леопольда – дети отгадывают героя и на экране появляется отрывок – видео)

И тут всё у нас получилось. А вот опять стрелка. Продолжим путешествие? (Дети идут по стрелке)

Воспитатель — А вот и следующая страница. Ребята вы знаете, что в сказках любой предмет может оказаться волшебным. Вот обычные вещи, а вы скажете, в какой сказке они упоминаются.

Предметы: сапоги, яйцо, горошина, рукавичка, дудочка, яблоко.

Воспитатель — И с этим заданием мы справились. Только что — то я устала. Давайте встанем в кружок – Сказочная физминутка “Машенька”

Вышла Маша погулять,

И грибы пособирать.

Раз нагнулась, два нагнулась.

И тропинки не нашла

А к медведю в дом пришла.

Воспитатель — Идём дальше? Где у нас стрелочка? — Посмотрите, здесь иллюстрации к сказкам и какие-то пословицы.

Воспитатель – Что такое пословицы?

Дети: (Пословицы – это меткое, короткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.

Воспитатель — Мы с вами знаем много пословиц и применяли их в разных ситуациях. Вы знаете, что пословицы хороши, когда сказаны к месту. Нужно знать, когда их сказать. И мы сейчас посмотрим, как у вас это получится.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Назовите названия сказки и автора, а потом подберите пословицы. Согласны? Тогда начнем. (Воспитатель выставляет картины)

Воспитатель — Ну, вот ещё одну страницу прошли.

Воспитатель — Всё получилось? Тогда в путь, я вижу последнюю стрелку.

Появляется Бастинда: «АААА, вот я вас и жду. Через волшебный экран я видела, как вы выполняете все задания – не понимаю, как это у вас всё получается? Решила за последними заданиями лично проследить.

Бастинда: У каждой сказки есть свой сюжет, соберите каждую сказку по порядку, по сюжету. Если вы правильно соберете и назовёте сказку, на моём волшебном экране эта сказка тотчас появится.

(Дети собирают сказки по картинкам и называют)

Бастинда: Глянь, какие умные. Да разумные. Ладно – вот моё последнее задание.

— Посмотрите, сколько сказок, да вот только на всех иллюстрациях отсутствует или предмет какой — нибудь, или герой – вот они – все перепутаны. Посмотрим, как вы справитесь.

Воспитатель: Конечно, справимся. Сейчас только пальчики наши подготовятся к работе (пальчиковая гимнастика)

Пальчики считаем, сказки называем:

Заяц Хваста, Колобок.

И, конечно, Теремок.

Илья Муромец – дружок.

И, конечно же, царевна,

Наша Марьюшка Моревна.

Вот Хаврошечка идёт и Бурёнушку ведёт.

Тут же рядом Буратино и красавица Мальвина.

Сказок всех не перечесть и, конечно, не прочесть.

(Дети подбирают к каждой иллюстрации предмет или героя и вставляют по типу паззла)

Бастинда: Надо же справились. Ну, вот вам сундук – я отпускаю вас из своей сказочной страны. До свидания. (Уходит)

Воспитатель — Давайте сядем на наш ковёр – самолёт и вернёмся в детский сад и почитаем сказки. Садимся.

Читайте также: