Конспект по теме поиск информации в глобальной сети

Обновлено: 06.07.2024

Код ОГЭ по информатике: 2.4.1. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов

Поиск информации (информационный поиск) — это информационный процесс, цель которого — получение информации из информационного объекта или из хранилища информационных объектов. Поиск информации является разновидностью процесса обработки информации. Для ускорения информационного поиска создают и используют информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковая система (ИПС) — система, выполняющая функции хранения больших объёмов информации, быстрого поиска требуемой информации и её вывода в удобном для человека виде.

Информационно-поисковые системы позволяют добавлять, удалять и изменять хранимую информацию. Существуют информационно-поисковые системы двух видов:

  • документальные (в результате поиска выдаётся документ);
  • справочные (в результате поиска информация предъявляется или сообщается).

Справочные ИПС, в свою очередь, делятся на:

  • фактографические (в результате поиска предъявляется искомая информация, факт);
  • адресные (в результате поиска предъявляется адрес, где информация хранится).

Документальные и фактографические ИПС. Документальными ИПС являются книжные фонды, открытые для доступа в читальных залах библиотек или в магазинах. Однотипные информационные объекты (книги) стоят на стеллажах чаще всего в порядке отраслей знаний (философия, математика, физика и т. п.). Читатель (покупатель), проходя вдоль стеллажей, ищет сначала названия отраслей знаний, а затем книги в разделах.

В словарях однотипные информационные объекты (слова и связанные с ними описания) расположены в алфавитном порядке, что существенно ускоряет поиск нужного слова или словосочетания. В энциклопедиях в аналогичном порядке расположены другие однотипные информационные объекты — статьи с описанием понятий. По такому же принципу организованы алфавитные книжки для записи телефонов и адресов, а также список учеников класса в классном журнале.

В другом порядке — хронологическом — организованы фактографические ИПС, которые называются расписаниями. Имеются в виду расписания занятий, расписания движения поездов, самолётов и т. п.

Адресные ИПС в документах. Адресные ИПС распространены гораздо шире документальных и фактографических. Каждый бумажный документ, исключая словари и энциклопедии, имеет собственную адресную ИПС в виде оглавления (содержания). В оглавлении записаны названия разделов документа и указаны их адреса — номера страниц, на которых эти названия находятся.

Поиск информации в документе состоит из трёх этапов:

  • поиск в оглавлении подходящего названия раздела с адресом (номером страницы);
  • поиск в документе страницы по адресу (номеру);
  • поиск информации в разделе.

Адресные ИПС в хранилищах информационных объектов. В хранилищах бумажных документов (библиотеках, архивах) создаются адресные ИПС, которые называются каталогами.

Традиционные каталоги содержат бумажные карточки с описаниями документов и их адресов в хранилище (номер хранилища, номер стеллажа и т. д.). Адрес документа в хранилище называется шифром. Аналогичным образом организуется хранение и адресация звуко-, кино- и видеозаписей.

Поиск информации в хранилище информационных объектов состоит также из трёх этапов:

  • поиск в каталоге карточки подходящего информационного объекта с адресом (шифром);
  • поиск в хранилище информационного объекта по адресу (шифру);
  • поиск информации в информационном объекте.

Оценка результатов поиска информации. Поиск информации в информационных объектах или в хранилищах информационных объектов редко бывает однократным. Результат поиска всегда оценивается с точки зрения полноты требуемой информации. Если информации недостаточно, поиск других источников информации проводят снова и снова, пока результат не станет удовлетворительным.

Поиск внутри компьютера

Для запуска процесса поиска в поле поиска вводят символы из имени файла или его содержимого. В области просмотра появляется список файлов и папок, которые отвечают запросу. В строке каждого файла указан реальный путь к нему.

Список с результатами поиска анализируется пользователем самостоятельно. Одно можно сказать точно: если файл на самом деле находится в компьютере, то его имя непременно окажется в списке результатов поиска.

Чтобы просмотреть файл в содержащей его папке, по строке файла щёлкают левой, потом правой клавишей мыши, а затем в контекстном меню щёлкают по пункту Расположение файла. В области просмотра открывается папка, содержащая файл.

Поиск в Интернете

Существует несколько сайтов, которые представляют в Интернете поисковые системы (поисковые машины), в том числе русскоязычные:


Поисковые системы представляют собой адресные информационно-поисковые системы. Они обычно включают два компонента:

  • базу рефератов электронных документов, которые размещены на серверах Интернета, вместе с гиперссылками на эти документы;
  • поисковый механизм, который позволяет автоматически по запросу найти информацию в этой базе данных (базе рефератов).

Процедура поиска информации. Для проведения автоматического поиска вводят текстовый запрос в поле поиска поисковой системы.


По умолчанию поисковые системы настроены на поиск в Интернете веб-страниц, которые содержат ключевые слова. Иногда требуется сузить область поиска, чтобы, например, найти новостную страницу или страницу-словарь, либо изменить объект поиска, чтобы, например, найти картинку, музыку, видео.


Для выбора объекта и области поиска поисковые системы в Интернете предлагают меню. После ввода данных щёлкают по кнопке Найти (или аналогичной). Через некоторое время окно браузера обновляется и в нём появляются результаты поиска в виде списка гиперссылок на документы. Этот список может содержать тысячи гиперссылок. По первой двадцатке списка всегда видно, точным ли был запрос. Иногда запрос следует уточнить и запустить поисковую систему ещё раз. В любом случае для получения ответа достаточно просмотреть первую сотню документов, обращаясь к ним с помощью гиперссылок из списка.

Поисковые каталоги. Многие поисковые системы на своих веб-страницах имеют поисковые каталоги, которые построены в виде меню, пунктами которого являются разделы каталога. Принцип построения поисковых каталогов аналогичен принципу построения дерева папок в компьютере. Выбор пункта каталога открывает новое меню, в котором также делают выбор. И так до тех пор, пока на экран не будет выведен список ссылок, входящих в конечный пункт каталога. В процессе поиска следует только правильно определяться с выбором пунктов каталога.

Сохранение информации из Интернета. Просмотр веб-страниц может сопровождаться сохранением информации с этих страниц.

Именно так в Интернете можно собрать информацию для подготовки реферата практически на любую тему.

Технология поиска информации в интернете, используемые методы и инструменты: поисковые службы, индексы и каталоги. Системы мета-поиска, принципы их работы и оценка эффективности. Практические аспекты использования сервисов, их сопоставление и значение.

Рубрика Программирование, компьютеры и кибернетика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 09.12.2014
Размер файла 38,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа

Введение

интернет поисковый каталог

Сегодня каждый день множество людей неожиданно открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве, имя которому - Интернет. Интернет многогранен и нельзя четко определить, что это такое. С технической точки зрения, Интернет - объединение транснациональных компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам и оптоволокну, через спутники и радиомодемы. Сегодня практически любой человек, обладающий доступом к компьютеру с простейшим модемом, может использовать в своей деятельности огромные информационные ресурсы, предоставляемые Интернет.

Интернет замечателен тем, что сеть и ее сервисы стали широко распространены в жизни общества, что они оказались достаточно хороши, чтобы река информации потекла руслом Интернет. Интернет не решил проблему хранения и упорядочения информации, но решил проблему ее передачи - дал возможность получить любую информацию где угодно, когда угодно.

Чтобы жить в городе, нужно уметь пользоваться транспортом. Для каждой поездки выбирают свой вид транспорта. За город ездят на электричках, в аэропорт можно поехать на маршрутном такси, до метро можно доехать на троллейбусе. Интернет в этом плане очень похож на город. Чтобы успешно работать с ним, нужно знать правила поведения в сети и уметь ориентироваться в множестве доступных Вам информационных сервисов. Увы, ввиду децентрализованности и молодости Интернет, не существует единой его карты или путеводителя по всем его сервисам. Эффективность работы в сети определяется знанием существующих сервисов, умением обращаться с конкретными сервисами и способностью выбрать правильный способ решения конкретной задачи. Этим определяется не только то, как скоро можно найти нужную информацию, но и то, можно ли ее найти вообще.

1. Технология поиска информации в интернет

1.1 Поисковые службы

Общим подходом для всех служб является поиск по заданным пользователем ключевым словам. Наличие заданных ключевых слов проверяется в теле документа, его заголовке или ссылках. В ходе поиска формируется Web-страница результатов, содержащая адреса URL, названия и краткие описания найденных источников. Общая последовательность работы со всеми службами одинакова.

1. Откройте начальную страницу службы.

2. Введите ключевые слова для поиска и нажмите. Программа возвращает Web-страницу с первой группой найденных источников, удовлетворяющих условиям поиска.

3. Обнаружив в списке нужный источник, щелкните на ссылке. Броузер откроет соответствующую Web-страницу.

По способу поиска и организации результатов все программы поиска можно разбить на две группы. Системы индексирования (search index) проводят поиск по заданным пользователем ключевым словам. Составители каталогов (search directory) организуют Web-страницы в систему иерархически связанных разделов. Способов поиска в такой системе много, включая перемещение по ссылкам от разделов высшего к разделам низших уровней. И те, и другие выводят результаты, используя базу данных, которую составляют, периодически совершая рейды по сети.

1.2 Что такое поисковые индексы и каталоги

Индекс используется для поиска Web-страниц по ключевым словам, каталог - по разделам, систематизированным по иерархическим рубрикам.

Броузеры имеют встроенные средства поиска документов

И NetScape Navigator, и Microsoft Internet Explorer имеют встроенные средства, позволяющие быстро находить нужные страницы.

Поисковая система - мощный инструмент, позволяющий узнавать обо всем на свете: от результатов последних спортивных матчей до ежедневных происшествий. Благодаря правильно организованному средству поиска Web становится неотъемлемой частью повседневной жизни пользователя.

1.3 Индексы

Появление индекса является результатом работы трех элементов программы индексирования. Схема взаимодействия между ними представлена на рис. 1. Собственно поиск по ключевым словам выполняет поисковая система (search engine). Именно к этой части программы индексирования обращается пользователь, задавая условие поиска в строке для ключевых слов. Поиск проходит в организованной программой базе данных. Совокупность найденных ссылок и адресов URL оформляется в виде Web-страницы результатов. Системы различаются своими возможностями. Некоторые из них поддерживают использование ключевых выражениях булевых операторов, позволяя существенно сузить область поиска. Другие, напротив, собирают всё, что содержит по крайней мере одно из заданных ключевых слов.

Если какую-либо Web-страницу не удается найти, это еще не значит, что такой страницы не существует. Многие поисковые системы генерируют списки, в которых родственные темы собраны в разделы, организованные по принципу каталогов (такой принцип заложен, например, в Yahoo!). Если вам не удается найти нужные материалы - скажем, об уходе за йоркширским терьером (grooming Yorkshire Terrier), попробуйте отыскать их по индексу. Вполне возможно, искомая тема обнаружится среди его ссылок.

1.4 Составители каталогов

На первый взгляд отличить программы индексирования от составителей каталогов трудно. Материя для поиска для обоих инструментов служит содержимое Web-страниц.

Однако, в отличие от программ индексирования, составители каталогов не разыскивают все Web - страницы Internet. Объектом поиска для них являются адреса URL, которые включаются в систематизированный каталог. Поиск по каталогу можно проводить как с помощью броузера, так и вручную, щелкая на названиях разделов и знакомясь с их содержимым.

Тем не менее, несмотря на принципиальные различия в механизмах работы, грань между граммами индексирования и составления каталогов постепенно стирается. Все чаще можно встретить индекс, снабженный средствами построения каталога. Нередко сами Web-страницы в верхней части имеют некое подобие содержания со ссылками на отдельные разделы.

2. Популярные поисковые службы

2.1 Тематические каталоги

2.2 Роботы индексов или поисковые машины

Поисковые машины и тематические каталоги сегодня имеют много общего. У каталогов присутствует возможность поиска информации по строке запроса с использованием логических операторов, а поисковые машины содержат свои собственные тематические каталоги. И тем не менее лучше всего эти поисковые сервисы проявляют себя в своей первоначальной категории.

2.3 Системы мета-поиска

Также существуют так называемые мультипоисковые страницы:

Эти сервера не умеют посылать запросы и получать отчеты от поисковых служб как системы мета-поиска. Мультипоисковые страницы загружают во множестве окон поисковые службы и передают им ваш запрос. К тому же такие системы работают не стабильно.

2.4 Системы поиска в конференциях Usenet

Существуют глобальные иерархии, как-то comp, и иерархии, локальные для какой-либо организации, страны или сети. Вообще говоря, набор групп, которые получает Ваш локальный сервер Usenet, определяется администратором этого сервера и наличием этих групп на других серверах, с которыми обменивается новостями Ваш сервер. Однако, обычной является ситуация, когда сервер получает, во-первых, все глобальные иерархии, во-вторых, группы, локальные для Вашей страны и сети, и, в-третьих, группы, локальные для Вашей организации. Например, к первой группе относятся иерархии comp, news, misc, alt, rec, ко второй - иерархии relcom и fido7 в России и иерархия de в Германии, к третьей - иерархии jet для Jet Infosystems и cern в CERN.

2.5 Службы поиска людей

3. Приемы эффективного поиска

3.1 Практические аспекты использования поисковых сервисов Интернет

Самым интересной чертой Интернет является ее полезность. В отличие от других перспективных технологий, использовать глобальную сеть можно уже сейчас. Условно говоря, объем информации, доступной Вам таким образом, гораздо больше доступной традиционными путями. Представление и удобство ее восприятия пока не могут сравниться с книгами или телевидением, но количество и доступность информации в сети несравненно выше. Далее в этой главе рассматриваются ситуации, в которых приводятся примеры использования Интернет в повседневной деятельности. Они призваны показать, что уже сегодня можно пользоваться информацией, доступной из сети, столь же легко и обыденно, как, скажем, телефоном. Дело здесь только в отношении к инструментам, находящимся в Вашем распоряжении. К сервисам Интернет (в первую очередь это касается World Wide Web) нужно просто привыкнуть и чувствовать, что они есть под рукой. Если Вам требуется некоторая информация, то, прежде, чем искать справочник или звонить коллеге, оцените, нельзя ли получить ту же информацию в Интернет. Это может оказаться самым скорым способом, да и вероятность найти нужную информацию больше. С другой стороны, сегодняшний мир стремительно изменяется, знания и данные накапливаются так быстро, что книги просто не могут успеть за ними. Интернет - источник наиболее свежей информации. Готовить и публиковать ее в электронном виде несравненно быстрее и дешевле, чем традиционными путями. Дальнейшие выводы сделать нетрудно. Если уже сегодня Ваше умение и привычка работать с информацией on-line влияют на скорость и эффективность Вашей работы, то завтра они могут стать определяющими факторами.

Некорректным было бы умолчать о слабых сторонах Интернет как источника информации. В первую очередь, надо иметь в виду, что Интернет международная сеть. Это значит, что 99 процентов ее документов написаны на английском языке. Это не значит, что в Интернет нечего делать, не зная его. Эта статья, например, будет доступна в Интернет. Но хотя и существует некоторое количество русскоязычных серверов, их все же недостаточно, чтобы создать русскоязычную информационную среду. Конечно, знание английского языка сегодня становится критерием общей грамотности, но мы ведем разговор об информации, ее получении и усвоении. Документ на родном языке читается и воспринимается гораздо быстрее. Так или иначе, тотальная англоязычность Интернет имеет не только плюсы, но и минусы.

3.2 Составление ссылки из имени организации

3.3 Нахождение информации с применением серверов глобального поиска

3.4 Нахождение информационных ресурсов в каталогах

В каталогах Интернет хранятся тематически систематизированные коллекции ссылок на различные сетевые ресурсы, в первую очередь на документы World Wide Web. Ссылки в такие каталоги заносятся не автоматически, но их администраторами. Более того, занимающиеся этим люди стараются сделать свои коллекции наиболее полными, включающими все доступные ресурсы на каждую тему. В результате пользователю не нужно самому собирать все ссылки по интересующему его вопросу, но достаточно найти этот вопрос в каталоге - работа по поиску и систематизации ссылок уже сделана за него.

Как правило, хорошие каталоги Интернет обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, списки последних поступлений, списки наиболее интересных из них, выдачу случайной ссылки, автоматическое оповещение по электронной почте о свежих поступлениях. Все это делает использование таких коллекций весьма удобным.

3.5 Сопоставление поисковых серверов и каталогов

Когда же Вас заинтересует, какие изданы книги по языку постскрипт, то ничего не надо искать - достаточно обратиться к одному из каталогов. То есть условно можно сказать, что они - средство сфокусированного поиска информации, а поисковые серверы - рассеянного.

Поработав немного с различными каталогами, Вы наверняка выберите из них один, наиболее удобный и симпатичный Вам. Вы научитесь быстро искать в нем информацию, и другие коллекции ссылок Вам уже будут казаться ненужными. С другой стороны, никогда не бывает достаточно одного поискового сервера. Во-первых, разные серверы охватывают различные области информации в Интернет, частично перекрывающиеся. Они используют различающиеся методы индексирования документов и способы оценки значимости слов в них. Если Вы не нашли искомую информацию при помощи одного из серверов, то достаточно велики шансы найти при помощи другого. Во-вторых, существуют специализированные серверы поиска по отдельным типам ресурсов Интернет (как, например, система поиска в сетевых новостях DejaNews), а существуют универсальные, охватывающие все виды сервисов.

Каталоги и поисковые серверы - две стороны поиска информации в Интернет. Они разные по методам, но едины в целях. Научившись быстро использовать один, наиболее подходящий для Вас, каталог и несколько хороших поисковых серверов, Вы получите средство быстрого и эффективного нахождения информации в глобальной сети.

Заключение

Итак, если Вы занимаетесь компьютерами и читаете по-английски, Интернет может служить удобным и эффективным источником информации в Вашей повседневной деятельности. Если Вы начнете пользоваться его ресурсами, то наверняка скоро выработает свои привычки и методы работы в электронном мире.

Подводя итог, можно сказать, что единой оптимальной схемы поиска в Интернет не существует. В зависимости от специфики необходимой вам информации, для ее поиска вы должны использовать соответствующие поисковые службы. В принципе, конечно, можно всегда пользоваться какой-нибудь одной поисковой системой, например Rambler, но чем грамотнее подобраны поисковые службы и составлен запрос на поиск информации, тем качественнее будут результаты поиска. А в бизнесе качество информации играет далеко не последнюю роль.

Список использованной литературы и источников

3. Иванников А.Д., Ижванов Ю.Л., Кулагин В.П. Перспективы использования WWW-технологии в высшей школе России // Информационные технологии, 1996. №2. С. 24-29.

4. Информатика: учебник / под. ред. проф. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997.

8. Семенов Ю.А. Протоколы и ресурсы Internet. М.: Радио и связь, 1996. 320 с.

9. Спейнаур С., Куэрсиа В. Справочник Web-мастера: Пер. с англ. К.: BHV, 1997. 368 с.

Подобные документы

Средства поиска информации в сети Интернет. Основные требования и методика поиска информации. Структура и характеристика поисковых сервисов. Глобальные поисковые машины WWW (World Wide Web). Планирование поиска и сбора информации в сети Интернет.

реферат [32,2 K], добавлен 02.11.2010

Особенности поиска информации в Интернет: стратегия и методика. Поисковые машины, каталоги и порталы информационных ресурсов. Подбор и введение ключевых слов. Использование режима "расширенный поиск", который имеет каждая из поисковых систем в Интернете.

реферат [27,3 K], добавлен 06.08.2014

Основные протоколы, используемые в Интернет. Инструменты поиска в Интернете. Популярные поисковые системы. Как работают механизмы поиска. Средства поиска и структурирования. Автоматизированная навигация по Сети. Критерии качества работы поисковой машины.

реферат [19,7 K], добавлен 14.02.2012

Сущность и принцип работы глобальной сети Интернет. Поиск информации по параметрам в системе Google. Специализированные системы поиска информации: "КтоТам", "Tagoo", "Truveo", "Kinopoisk", "Улов-Умов". Целесообразное использование поисковых систем.

презентация [572,6 K], добавлен 16.02.2015

Характеристика методов поиска информации в Интернете, а именно - с использованием гипертекстовых ссылок, поисковых машин и специальных средств. Анализ новых интернет ресурсов. История возникновения и описание западных и русскоязычных поисковых систем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование навыков поиска информации в сети Интернет.

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, преподаватель - ученик, ученик-ПК;

развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Данный урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень.

Программа курса обеспечена учебником: Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ.

Информатика и ИКТ: практикум / Н.Д.Угринович, Л.Л., Босова, Н.И.Михайлова. – М.: БИНОМ.

Наглядные пособия: презентация-сопровождение урока.

Технические средства обучения: ноутбуки с выходом в Интернет – по количеству учащихся, видеопроектор, и др.

Программы: Microsoftt PowerPoint, Microsoft Word, браузеры – Mozila Firefox, Google Chrome.

Презентация урока (Microsoft PowerPoint).

Конспект урока

Предмет информатика Класс 9

формирование навыков поиска информации в сети Интернет.

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, дисциплинированности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества;

воспитывать культуру труда, общения: ученик-ученик, преподаватель - ученик, ученик-ПК;

развитие логического мышления, познавательных интересов, памяти, умений грамотно излагать свои мысли, делать выводы.

Данный урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Базовый уровень.

Программа курса обеспечена учебником: Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. – М.: БИНОМ.

Информатика и ИКТ: практикум / Н.Д.Угринович, Л.Л., Босова, Н.И.Михайлова. – М.: БИНОМ.

Наглядные пособия: презентация-сопровождение урока.

Технические средства обучения: ноутбуки с выходом в Интернет – по количеству учащихся, видеопроектор, и др.

Программы: Microsoftt PowerPoint , Microsoft Word , браузеры – Mozila Firefox , Google Chrome .

Презентация урока (Microsoft PowerPoint).

Планируемые результаты:

предметные: изучение различных поисковых систем и освоение технологии поиска информации в глобальной сети;

межпредметные: знать приемы поиска информации с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

метапредметные: развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения; осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

личностные: владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Личностные УУД: знание правил техники безопасности в кабинете информатики, умение организовать свое рабочее время, распределить силы; умение проходить тестирование в режиме on-line, умение получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.

Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение работать с различными поисковыми системами; умение оформить результаты своей деятельности путем создания презентаций, информационных бюллетеней.

Регулятивные УУД: формирование умений ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; сотрудничать в различных видах деятельности, ставить цели, планировать свою деятельность.

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

- создать положительный настрой;

- напомнить о важности внимательной работы на уроке.

Методы: словесные, эмоциональные (создание ситуации успеха).

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Сегодня на уроке нам предстоит выполнить серьезную и интересную работу. От вас потребуются внимание, последовательность и правильность выполнения заданий.

Для начала я предлагаю вам продемонстрировать с каким настроением вы пришли на урок. (учащиеся поднимают одну из предложенных картинок)

Я вижу настроение у всех рабочее, начнем наш урок.

Опрос обучающихся по заданному материалу.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цель урока.

Цель, которую хочет достичь учитель:

создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

Вступительное слово учителя. (Этап погружения в тему урока).

Начать наш урок я бы хотела вот с такого стихотворения:

Мир виртуальная сетка окутала

Судьбы связала, сплела, перепутала.

Сети электронной большое сплетение

Двинемся мы на его покорение.

Мысли уверенных станут движением

Всюду, всегда будем в ногу со временем

Компьютер для всех и компьютер всегда!

Хорошая истина очень проста.

Как вы считаете, о чем говорится в этом стихотворении? (учащиеся отвечают)

Сегодня мы с вами научимся искать информацию в Интернет. Эти знания вам пригодятся для дальнейшего обучения и работе по профессии. Вы сможете самостоятельно искать необходимую вам информацию средствами Интернет.

Как вы считаете, чему вы научитесь на уроке (ответы детей):

работать в среде браузеров;

искать информацию по заданным адресам;

искать информацию по ключевым словам.

Изучение учебного материала.

Актуализация опорных знаний.

Цель, которую учитель ставит перед учениками:

продемонстрировать необходимость правильного поиска информации.

Цель, которую учитель хочет достичь: мотивировать и сопровождать работу обучающихся по правильному поиску информации.

Методы организации работы: словесные, наглядные.

Методы стимулирования: похвала, оценка.

Методы оценивания: взаимопроверка и контроль учителя.

Постановка учебной задачи

Цель: совершенствовать навык правильного поиска информации

побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; предлагать визуальный материал для самоконтроля; стимулировать интерес к деятельности.

Открытие новых знаний

Цель: сформировать представление об особенностях поиска информации

Методы: учебный диалог

Изложение нового материала.

Говорят, что в Интернете есть все. Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, найти нужную информацию среди огромного количества Web-страниц становится всё сложнее. Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи – где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. В итоге поиск информации в Интернете можно считать одной из самых трудных задач.

Существует три способа поиска информации в сети Интернет:

Способ 1: Указание адреса страницы (дети отвечают, что это за способ)

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Способ 2: Передвижение по гиперссылкам (дети отвечают, что это за способ)

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Способ 3: Обращение к поисковой системе (дети отвечают, что это за способ)

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете.

Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.

В настоящее время существует огромное количество поисковых систем.

Вот, например некоторые из них: yandex , rambler , mail , google , yahoo , nigma , aport , altavista . (Перечисление поисковых серверов, дети записывают в тетрадь незнакомые им серверы)

А теперь давайте сформулируем и запишем алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов: (дети проговаривают этапы и записывают их в заранее подготовленные бланки)

Открываем начальную страницу информационной системы.

Уточняем область поиска.

Вводим запрос на поиск информации.

Нажимаем кнопку для начала поиска.

После нахождения нужной ссылки щелкаем на ней мышью и переходим на страницу, которую разыскивали.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

снять напряжение, сменить статическую позу.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятие напряжения, смены статической позы.

Давайте немного передохнем и проведем физминутку для расслабления.

Закрепление учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед учениками: научиться использовать поисковые серверы при поиске необходимой информации на практике. Самостоятельно определять вид деятельности для выполнения задания.

Цель, которую ставит перед собой учитель: сформировать у обучающихся потребность в самостоятельном поиске ответа на вопрос; создать условия для практического ознакомления с понятием поиска информации в сети Интернет.

определить практическую значимость знаний о правильном поиске информации;

направлять действия обучающихся в процессе практической работы (групповое, индивидуальное инструктирование).

Методы: словесные (беседа);

практические (выполнение работы);

волевые (прогнозирование будущей деятельности); социальные (заинтересованность результатами коллективной работы, создание ситуации взаимопомощи);

методы самоконтроля (сравнение личных результатов с образцом); эмоциональные (удовлетворение желания быть значимой личностью).

А теперь я предлагаю вам закрепить полученные знания и выполнить небольшую практическую работу.

Безопасность школьников при работе в интернете.

Здоровый образ жизни.

Режим дня школьника.

Правила поведения на дороге.

Вам необходимо разбиться на команды. Участники команды определяют самостоятельно, какую информацию они будут искать: информационный материал или картинки по выбранной теме. Вам необходимо выбрать одного или двоих участников, которые будут преобразовывать найденный материал в презентацию или бюллетень.

После того как ваша работа готова вы пересылаете ее мне по электронной почте или на съемном носителе. И представляете свою работу всему классу.

Домашнее задание.

Цель, которую ставит учитель перед учениками:

иметь представление о поисковых серверах; закрепить умения поиска, анализа и систематизации информации

Домашнее задание (на выбор):

Сделать сравнительный анализ 3-4 поисковых систем по выбранным вами критериям. Результат представить в виде таблицы (в электронном виде по почте или на съемном носителе).

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создание условий для формирования навыков самооценки учебной деятельности

сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.

практические (фиксирование результатов);

методы эмоциональные (стимулирующее оценивание);

социальные (организация самопроверки и взаимопроверки);

волевые (самооценка и коррекция своей деятельности).

О чем мы говорили на уроке?

Какую учебную задачу ставили в начале урока?

Удалось ее решить? Каким образом?

Что же нового мы узнали о поиске информации? (интересной ли оказалась тема, что удалось лично мне, чему я научился, мои ощущения).

А давайте теперь вернемся к началу нашего урока и посмотрим изменилось ли настроение после урока (учащиеся поднимают одну из предложенных картинок)

Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.

Алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов:

Алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов:

Алгоритм поиска информации с помощью поисковых серверов:


Мир виртуальная сетка окутала Судьбы связала, сплела, перепутала. Сети электронной большое сплетение Двинемся мы на его покорение. Мысли уверенных станут движением Всюду, всегда будем в ногу со временем Компьютер для всех и компьютер всегда! Хорошая истина очень проста.

Мир виртуальная сетка окутала

Судьбы связала, сплела, перепутала.

Сети электронной большое сплетение

Двинемся мы на его покорение.

Мысли уверенных станут движением

Всюду, всегда будем в ногу со временем

Компьютер для всех и компьютер всегда!

Хорошая истина очень проста.

Поиск информации в сети Интернет

Поиск информации в сети Интернет

Георг Зиммель

Пополнение информационных ресурсов Интернета происходит высокими темпами, и найти необходимую информацию становиться все труднее.

Пополнение информационных ресурсов Интернета происходит высокими темпами, и найти необходимую информацию становиться все труднее.

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Это наименее удобный

способ, так как с его помощью

можно искать документы,

только близкие по смыслу

текущему документу.


Поисковая система предоставляет возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.

Поисковая система

предоставляет возможность поиска информации в Интернете.

Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины.

Существует огромное количество поисковых систем

Существует огромное количество поисковых систем

www. yandex.ru www. rambler.ru www. mail.ru www. google.ru

www. yahoo.com www. nigma. ru www. aport. ru www. altavista.com

1) Переходим на начальную страницу поисковой системы 2) Уточняем область поиска 3) Вводим запрос на поиск информации 4) Нажимаем кнопку для начала поиска 5) После нахождения нужной ссылки щелкаем на ней мышью и переходим на страницу, которую разыскивали

1) Переходим на начальную страницу поисковой системы

2) Уточняем область поиска

3) Вводим запрос на поиск информации

4) Нажимаем кнопку для начала поиска

5) После нахождения нужной ссылки щелкаем на ней мышью и переходим на страницу, которую разыскивали


Предлагаемые темы практической работы:

Предлагаемые темы практической работы:

Домашнее задание (на выбор):

2. Сделать сравнительный анализ 3-4 поисковых систем по выбранным вами критериям. Результат представить в виде таблицы (в электронном виде по почте или на съемном носителе).

Если необходимо найти какую-либо информацию в сети Интернет, а вы даже не представляете, с чего начать поиск, - начните с поисковых систем. Поисковые системы содержат огромные базы данных по сайтам и помогают быстро найти те из них, которые содержат нужную вам информацию. Начнем знакомство с поисковыми системами с Яндекса. Как на любых поисковых серверах, на Яндексе есть поле для ввода запроса. Запрос – это набор ключевых слов, которые сообщают поисковой системе, что вы хотите найти. Помните, чем конкретнее запрос, тем точнее будет результат. После того как вы введете запрос и нажмете Enter, Яндекс произведет поиск по своей база данных и покажет вам результаты в виде ссылок на походящие страницы и краткие выдержки из текстов. Нередко это число бывает очень большим: тысячи или даже миллионы страниц могут соответствовать вашему запросу. Разумеется, загрузить сразу все найденные ссылки невозможно. Яндекс выдает результат по 10 ссылок за один раз. Ссылки отсортированы по релевантности, вероятнее всего, вы найдете то, что вам нужно среди первого десятка ссылок. При желании можно посмотреть второй десяток и т.д. Приступим к поиску. Предположим, что мы хотим найти изображения новых красивых автомобилей и их характеристики. Попробуем различные запросы.
Выполните:

Видно, что большинство ссылок касается Интернет – магазинов, где в продажу поступили новые машины, или советы по покупке новой машины. В данном случае мы задали слишком общий и неконкретный вопрос. Запрос нужно хорошо продумать и внести в него интересующие слова. Совсем необязательно, чтобы получилось осмысленное предложение или словосочетание, главное – указать нужное слово. Не стоит ставить знаки препинания – они в поисковых системах имеют особое значение. Разделяйте слова пробелами.
Выполните:

  1. Введите запрос новые модели машин.
  2. Посмотрите, сколько было найдено страниц, и оцените, насколько ссылки соответствуют нашей цели.
  3. Проанализируйте подобным образом запрос новые модели автомобилей.
  4. Проанализируйте подобным образом запрос новые модели автомобилей характеристики.
  5. Проанализируйте подобным образом запрос новые модели автомобилей характеристики фотографии.
  1. Сделайте в поисковой системе Яндекс запрос Египет.
  2. Оцените количество найденных страниц, просмотрите заголовки страниц.
  3. Сделайте запрос Египет – агентство – турфирма.
  4. Оцените изменения в результате поиска.
  5. Сделайте запрос Египет – агентство – турфирма – отдых.
  6. Сделайте запрос Египет +культура – агентство – турфирма – отдых.

4. Физ. минутка. (Продолжение урока). Когда просто вводится набор слов, находятся страницы, которые содержат эти слова, причем необязательно, что слова будут стоять рядом. Например, если вводим запрос вопросы к экзамену по информатике, то этому запросу будут удовлетворять страницы, содержащие текст вопросы квалификационного экзамена учителей информатики. Если же поместить это словосочетание в кавычки, то будут найдены только те страницы, на которых эти слова стоят рядом.
Выполните:

  1. Щелкните по ссылке Картинки.
  2. Введите запрос Владимир Путин.
  3. В поле размера выберите Любые (этот выбор стоит по умолчанию, поэтому выполнять не обязательно).
  4. щелкните по кнопке Найти или Enter.
  5. Среди результатов поиска выберите тот, который больше нравится, и щелкните по нему – откроется страница с полноразмерным вариантом.
  6. Сохраните фотографию на диске в свою папку.
  7. Проделайте все операции с пункта 2, но уже по собственному запросу и задайте другой размер картинки.

5 Обобщение. Вы познакомились с основными принципами поиска в сети Интернет с помощью поисковой системы Яндекс. Другие популярные системы, конечно, имеют свои особенности, но во многом работа с ними происходит так же. С помощью лабораторной работы предлагаю вам познакомиться с другими системами самостоятельно.

Лабораторная работа " Поиск информации в Интернете".
Цель урока: познакомить учащихся с поисковыми системами и правилами формирования запроса в поисковой службе, закрепление полученных знаний на предыдущем уроке. Каждый учащийся получает технологическую карту и по ней выполняет лабораторную работу.

Урок 26. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Практическая работа № 10. Интернет: работа с поисковыми системами

Средства поиска информации в WWW

Как уже говорилось выше, WWW — это система web-страниц, связанных между собой гиперссылками. Однако эти связи не имеют регулярности, как, например, в иерархической структуре данных. В этом смысле можно говорить о том, что система web-страниц не структурирована.

Единственной координатой web-документа является его URL-адрес. Однако URL-адрес никак не связан с содержанием документа. Но поиск данных осуществляется именно по содержанию. Как же в такой ситуации можно выполнять поиск нужной информации в паутине?

В поиске информации в WWW пользователю помогает поисковая служба Интернета — услуга поисковых серверов. Существуют две разновидности поисковых серверов: поисковые каталоги и поисковые указатели.


Поисковые каталоги. Если вам приходилось пользоваться услугами больших библиотек, то вы знаете, что такое библиотечный каталог. Существуют алфавитные и предметные каталоги. В алфавитных каталогах карточки с библиографическими данными книг разложены в алфавитном порядке фамилий авторов. В предметных каталогах карточки систематизированы по содержанию книг.

Систематизация в предметном каталоге производится по иерархическому принципу. На первом уровне иерархии весь книжный фонд делится на крупные разделы: художественная литература, учебная литература, общественно-политическая литература, научно-техническя литература и т. п. Каждый из этих разделов делится на подразделы; например, учебная литература делится на разделы высшего, среднего, дошкольного образования. Книги для среднего образования могут делиться по предметам, которые, в свою очередь, делятся по классам. Чтобы подобрать литературу по нужной теме, читатель должен понимать принцип организации каталога.

Поисковые каталоги WWW организованы по аналогичному иерархическому принципу. Только в них систематизируется информация не о книгах, а о документах, хранящихся в World Wide Web. На главной странице поискового каталога располагается список основных тематических разделов (рубрик). Например: финансы и экономика, государство и право, наука и образование, компьютеры, политика и т. д. Каждое имя в этом списке является внутренней гиперссылкой поискового каталога. Щелчок мышью по гиперссылке вызывает на экран список заголовков следующего подраздела и т. д. Очевидно, такая система подобна дереву файловой системы. Перемещаясь по дереву внутренних гиперссылок каталога, пользователь в конечном итоге получает список внешних ссылок на искомые web-документы.

Поисковые каталоги заполняются вручную специалистами, обслуживающими данную службу. При ручном способе отбора невозможно получить в каталоге исчерпывающую информацию о ресурсах Сети, и в этом состоит основной недостаток каталогов. Однако такой способ классификации исключает ссылки на случайные документы, не имеющие отношения к указанной теме. Таким образом, поисковые каталоги при относительно небольшом охвате ресурсов Сети обеспечивают хорошее качество подборки документов.

Примерами русскоязычных поисковых каталогов являются:

Принцип работы поисковых указателей заключается в создании и использовании индексных списков — аналогов книжных предметных указателей.

Задачи поисковых машин состоят в формировании индексных списков, охватывающих как можно большее число документов паутины, а также в ответах на запросы клиентов. Ясно, что таким способом проиндексировать вручную все документы WWW невозможно. Их число давно перевалило за миллиард. Поэтому поисковые машины строят индексные списки автоматически.

В отборе наиболее важных документов пользователю помогает рейтинговый принцип, используемый некоторыми поисковыми указателями. На запрос пользователя по ключевому слову система выдает список ссылок на документы, расположенные по убыванию рейтинга. Рейтинг определяется по числу обращений к документу, которые были сделаны ранее. Самые популярные документы попадают в начало списка.

Число поисковых указателей превышает число поисковых каталогов. Популярными в России указателями являются:

Поисковая служба Google работает как в международном, так и в российском секторе Интернета и является самой популярной.

image


Практикум

Практическая работа № 2.4
Интернет. Работа с поисковыми системами


Цель работы: освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя.

Используемые программные средства: браузер WWW, по-исковые серверы, Microsoft Word.

В следующих заданиях требуется найти в WWW ответы на поставленные вопросы, используя поисковые серверы. Попытаться добраться до нужной страницы:

а) с помощью одного из поисковых каталогов:

б) с помощью одного из поисковых указателей:

Сопоставить результаты поиска по вариантам а) и б). Вывел ли поиск на одну и ту же страницу? Возможно использование также зарубежных поисковых систем.

Результаты поиска отразить в отчете, созданном в текстовом редакторе, заполнив следующую таблицу:

image

Задание 1

1. Найти информацию о том, кто был первым чемпионом мира по шахматам и в каком году состоялся первый чемпионат.

3. Найти репертуар театра Ленком на текущий месяц.

6. Найти почтовый индекс дома номер 40, находящегося по проспекту Парковый в городе Пермь.

7. Кто стал чемпионом мира по фигурному катанию 2007 года среди спортивных пар?

9. Когда компания AMD продемонстрировала свой первый двухъядерный процессор?

Задание 2

1) программу-архиватор 7-ZIP;

2) последнюю версию программы CPU-Z;

3) песню Yesterday группы Beatles;

5) программу для записи компакт-дисков InfrRecoder;

6) фотографию Гарри Поттера (Harry Potter).

Задание 3*

1. На куполе одного из семи чудес света возвышалась статуя бога моря. Как называлось это чудо света?

2. Этот детский писатель стал командовать полком еще в 16 лет. Каковы его имя и фамилия?

Читайте также: