Конспект урока по экологии 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Валентина Валентиновна Родионова, воспитатель.
Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"

Описание материала: Предлагаю вам конспект познавательного занятия-путешествия "Лес и его обитатели". Данный материал составлен для обучающихся 6-го класса и направлен на формирование у них целостного взгляда на окружающий мир. Предлагаемый материал будет полезен воспитателям и классным руководителям 5-х и 6-х классов в плане экологического воспитания детей.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Целеполагание.
Добрый день, ребята!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте о чём пойдёт речь сегодня на занятии.
Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел берёзу.
Шаловливый ручей
Что-то бысто лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чём-то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
- К нам пришёл человек,
И не злой, а хороший.

1) Ежи обитают на поверхности земли, а кукушки - в кронах деревьев.
2) Кукушка - птица, а ёж - млекопитающее (звери).
3) У ежа на теле иголки, а у кукушки - перья.
4) Кукушка летает, а ёж бегает по земле.
Для того чтобы ребята могли выделить большее количество признаков, можно предложить им дополнительно прочитать информацию о ежах и кукушках в книгах и поиграть в эту игру еще раз на следующем занятии.
Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков.

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки —
Собираем огоньки.
1.Черника. 2. Земляника. 3.Малина.

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
1. Ромашка. 2. Одуванчик. 3. Астра.

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
1. Шиповник. 2. Лебеда. 3. Репейник.

Стоит Алена:
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
1. Береза.2. Ива. 3. Осина.

Посадили зернышко —
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем —
Много зерен соберем.
Их поджарим — погрызем.
А приедут гости —
Им дадим по горсти.
1. Груша. 2. Подсолнух. 3. Малина

В сенокос - горька,
А в мороз — сладка,
Что за ягодка?
1. Калина. 2. Клюква. 3. Рябина.

Только тронь —
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
1. Белена. 2. Крапива. 3. Чертополох.

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь:
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый!
1. Колокольчик. 2. Клевер. 3. Василек.

Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья!
1. Зерно. 2. Шишка. 3. Орех

II тур. Вопросы о зверях и птицах
Какая птица считается самой умной?
1. Орел. 2. Ворон. 3. Попугай
Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль?
1. Трава. 2. Грибы. 3. Соль.

Какова длина туннеля, который за одну ночь способен прорыть крот?
1. 10 м. 2. 60 м. 3.40 м.

Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
1. Языком. 2. Клювом. 3. Лапой.

Какой зверек умеет летать?
1. Белка-летяга. 2. Рысь. 3. Летучая мышь.

Какие из этих птиц являются перелетными?
1. Воробей. 2. Малиновка. 3. Соловей.

Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку?
1. Барсук. 2. Еж. 3. Медведь.

Сколько вылетов за насекомыми в день могут совершить птицы во время выкармливания птенцов?
1. 400. 2. 200. 3. 100.

Как называется жилище бобра?
1. Нора. 2. Логово. 3. Хатка.

Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
1. Ремез. 2. Клест. 3. Зяблик.

III тур. Что это за насекомое?
Толстая рыжеватая бабочка с ярко-черными поперечными полосами, узкими прозрачными крыльями, умеющая жужжать.
1. Стеклянница. 2. Лимонница. 3. Махаон.

Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тонкое жало. Его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
1. Муха. 2. Клещ. 3. Комар.

Маленькие не летающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
1. Пчелы. 2. Муравьи. 3. Тараканы.

Зеленое насекомое с сильными челюстями и тремя пара¬ми ног, причем задняя пара длиннее остальных, так как используется для прыжков. Оно имеет две пары крыльев: тонкие и жесткие. Самцы, потирая жесткие крылья друг о друга, издают стрекочущие звуки.
1. Кузнечик. 2. Блоха. 3. Долгоносик.

IV тур. Кто автор?
Чуть живой, не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
1. Барто A.Л. 2. Рубцов Н.М. 3. Успенский Э.Н.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро, на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
1. Пришвин М.М. 2. Толстой Л.Н. 3. Маршак С.Я.

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит — а над крышей галка летает и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась — не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.
1. Заходер В.В. 2. Осеева В.А. 3. Житков Б.С.

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
1. Мошковская Э.Э. 2. Сладков Н.И. 3. Михалков С.В.

5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Кто себя чувствовал на занятии комфортно? Кто не очень? Кому не нравилось работать?
- Что больше всего понравилось?
- Что нового узнали на занятиях?
- Какой вывод можно сделать из услышанного на занятии?
Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдёт даром, вы станете настоящими защитниками природы.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с различными видами взаимоотношений живых организмов в сообществе.

1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

2. Сформировать знания о функциональном делении организмов на группы; показать роль данных групп в сообществе.

3. Активизировать познавательный интерес учащихся. С этой целью использовать ИКТ и проектную деятельность.

4. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции в отношении охраны биоценозов родного края.

Оборудование: выставка рисунков учащихся, таблички с терминами, компьютер, кружки зелёного и красного цвета.

Основные термины и понятия: биоценоз, продуценты, консументы, опад, ветошь, подстилка.

  1. Актуализация опорных знаний.
  2. Изучение нового материала с использованием ИКТ и проектной деятельности учащихся.
  3. Закрепление. Викторина.
  4. Задание на дом: п. 10,11

Урок целесообразно начать с повторения изученных терминов и понятий. С этой целью проводится игра на знание и грамотное написание терминов и понятий.

- эк . л . гические группы;

  1. Назовите основные формы взаимоотношений растений в сообществе. (Конкуренция, паразитизм, комменсализм).
  2. Дайте определение понятию конкуренция. Как вы думаете, за что способны конкурировать растения в сообществе? Каково значение конкуренции? ( Конкуренция - форма взаимоотношений, при которой у организмов наблюдается сходные потребности. Растения способны конкурировать за свет, воду и минеральные вещества. Конкуренция приводит к гибели многих особей (естественное прореживание), а также формирует особый облик растений ).
  3. Чем отличается дерево, выросшее в лесу от дерева, выросшего на открытом пространстве? (Деревья отличаются высотой, диаметром ствола, формой кроны).
  4. Среди растений – паразитов выделяют настоящих паразитов и полупаразитов. В чём отличие между ними?

(Растения-паразиты получают от хозяина и энергию и вещества (органические и неорганические ). Полупаразиты способны к фотосинтезу, а от хозяина получают только воду с минеральными веществами ).

  1. Изучение вопроса о взаимоотношениях организмов в сообществе сопровождается демонстрацией слайдов, иллюстрирующих разнообразие сообществ.

Учитель. Красива природа Саратовского края. Притягивают взор его лесные просторы, луга, богатые разнотравьем луговые степи, таящие тишину реки, болота. Но так ли всё тихо в природе? Может быть, мы просто недостаточно знаем всех её тайн?

Изучение вопроса о взаимоотношениях растений, животных, грибов и бактерий в сообществе следует начать с определения понятия биоценоз.

- Приведите примеры биоценозов.

Для каждого биоценоза характерны не только свои растения, но и свои животные. Например, только в степи произрастают шалфей степной, лук круглый, полынь равнинная и другие; обитают серая куропатка, грызуны – суслик крапчатый, мышь полевая, обыкновенный хомяк, сурок обыкновенный, гадюка степная, богомол обыкновенный и другие.

(Показ слайда степи, степных растений и животных).

Далее следует раскрыть роль автотрофных и гетеротрофных организмов в сообществе, показать функциональное деление организмов на группы.

Все живые организмы биоценоза делят на автотрофов и гетеротрофов. Они не могут существовать друг без друга и выполняют разные функции в сообществе.

Продуценты – организмы, создающие органические вещества.

- Какие организмы создают органические вещества?

Консументы – организмы, потребляющие органические вещества.

- Какие организмы относятся к консументам?

Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Между организмами, составляющими биоценоз, существует множество разнообразных взаимоотношений, одни из них – пищевые.

Взаимоотношения между организмами.

(Учащиеся записывают в тетради)

Пищевая цепь – это цепь организмов, где одни служат пищей другим.

На примере пищевых взаимоотношений между организмами степи необходимо показать место продуцентов, консументов в цепи, а также

деление консументов на порядки.

I порядка II порядка III порядка

шалфей богомол жаворонок степная гадюка

Учащиеся самостоятельно составляют пищевую цепь организмов соснового бора, используя слайды (сосновый слоник, ястреб, сосна, синица). Затем проверяется правильность составления пищевой цепи.

Далее рассматриваются другие взаимоотношения в биоценозе.

Изучая биоценоз, следует остановиться на группе насекомоядных растений. Учитель обращает внимание на выставку рисунков учащихся

Рассказ ученицы о росянке круглолистной, пузырчатке.

- Какой способ питания характерен для росянки и пузырчатки?

3 . Для эффективного завершения изучения нового материала рекомендуется закрепить новые понятия, рассмотренный материал.

Верны ли утверждения? Ответ обоснуйте. Используйте для ответа кружки зелёного и красного цвета. Зелёный цвет означает верный ответ, красный – неверный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок экологии

в 6 классе

hello_html_m280b2fe5.jpg

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

углубить знания учащихся об экологии

выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье;

осуществить самоконтроль, оценивание и рефлексию,

формировать логичность и критичность мышления,

прививать навыки коллективного труда.

Значение природы для человека.

Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Какова экологическая обстановка в нашем городе?

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Накопление вредных веществ в организме

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Ход мероприятия.

Учитель : Земля наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на Земле должно быть нам родное и маленький ручеек и кудрявая березка. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, степи оказываются на краю гибели. Наша задача предотвратить все это. Больших проблем нам пока не решить , но кое- что вы можете сделать: посадить деревья, ухаживать за растениями и животными.

Я думаю что наша встреча не пройдет даром и вы станните настоящими защитниками природы, но для того чтобы защищать природу нужно много о ней знать, мы сегодня узнаем что вы знаете о природе.

Вопросы команде 1 .

Вопросы задаются командам по очереди ( за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Какая наука изучает отношения организмов между собой и с окружающей средой ? ( Экология)

2. Назовите четыре среды жизни на Земле. ( Водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная)

3. Как называют экологические факторы неживой природы? Перечислите их.( Абиотические, свет, вода, воздух, температура.)

4. Какое название имеют живые факторы. Приведите примеры ( Биотические, шмель опыляет цветок)

5. Растет ли дерево зимой? ( нет)

6. Что делает лягушка в холодное время года? ( Впадает в оцепенение)

7. Какой снег тает быстрее чистый или грязный? (Грязный)

8. В названии какого растения есть птичий глаз? ( вороний глаз)

9. Название какого растения связано со звоном? ( колокольчик)

10. Какое пресмыкающиеся может менять свой цвет? ( хамелеон)

11. Сколько лет живет хвоя сосны, ели? ( Хвоя сосны – 2-3 года, сосны – 5-6 лет)

12. Самая маленькая птица на Земле? (Колибри)

13. Как называется книга в которую занесены редкие и исчезающие растения и животные?

14. Как называются территории, где охраняют животных и растения?

Вопросы команде 2.

Назовите страну – родину тюльпанов (Иран)

Назовите цветок, посвященный богине радуги Ириде? (ирис)

В Швейцарии ежегодно устраивают праздник нарциссов или фиалок? (нарциссов)

Какой первоцвет называют так же, как и семейство ночных бабочек: хохлатка или цикламен? (хохлатка)

Как называется плод ландыша? (ягода)

В какой стране ежегодно устраивались праздники в честь новых сортов тюльпанов? (в Голландии)

Первоцветы опыляются преимущественно ветром или насекомыми? (насекомыми)

8. Как называется жанр живописи с изображением цветов? (натюрморт)

9.В какой сказке подснежники цветут в феврале?

10.Как называется подземный видоизмененный побег тюльпана? (луковица)

11. Какого цвета ягоды у ландыша? (красного)

12. В каком литературном произведении герои летели на воздушном шаре в

. 13. Сколько лепестков у тюльпана? (шесть)

14. Какой цветок является символом, эмблемой врачебного искусства? (ландыш)

II . Знакомые незнакомцы .

Команды получают карточки с заданиями. Время выполнения 12 минут. За каждый правильный ответ -1 балл)

Из набора букв нужно составить 2 слова, которые относятся к охране животных и растений)

hello_html_m358a5536.jpg

АВДЕЗИКНОПА (заповедник, заказник).

Командам предлагаются двустишия, в которых зашифрованы названия животных. При разгадывании можно соединять слоги и буквы рядом стоящих слов, не меняя слова местами.)

hello_html_346d54cd.jpg

У трамвайного депо

Левка снял своё пальто . ( Полевка) .

2 . Пахом Якову принес

В торбе рожь, ячмень , овес. ( Хомяк).

hello_html_2b4b793f.jpg

3 . Игра чудная – погляди!

hello_html_m550e7e6b.jpg

4. Плыву на лодке вдалеке,

Шалаш мелькнул на островке ( Шмель).

hello_html_m45683840.jpg

5. Кот Васька – форменный бандит,

А ведь имеет кроткий вид. ( Крот).

hello_html_m77a36838.jpg

6 . Забрался теленок в капусту с ура,

Дядя теленка прогнал со двора . ( Дятел)..

hello_html_me38e830.jpg

7. Тащу кастрюльку с кипятком –

Не стойте на пути моем. ( Щука).

hello_html_m5b576c4c.jpg

8. У ткачихи – паучихи нить длинна,

Не рвется, только тянется она . ( Утка).

hello_html_m26ec3ef2.jpg

III . Чудесный мешочек .

В мешочке лежат различные плоды ( морковь, яблоко, апельсин, картошка). Участники команд на ощупь определяют, что это?

hello_html_m27c2d5f5.jpg

Приглашаются двое желающих. Звучат мелодии песен, в тексте которых упоминаются цветы. Участники должны их угадать, прослушав небольшой фрагмент песни. Музыкальные отрывки по очереди отгадывает каждый из участников за ограниченное время.

Список песен (примерный)

hello_html_m44b34cce.jpg
hello_html_m2f2e9c31.jpg
hello_html_2b41d9d4.jpg

V . Экознак .

Придумать и изобразить на бумаге экологический знак – символ защиты природы. Время выполнения – 5 минут максимальная оценка 5 баллов.

hello_html_3ad2b6b2.jpg

VI . Заключение. Подведение итогов. Награждение.

Мы хозяева на шей природы, и она для нас кладовая с великими сокровищам жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы – нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи , горы, Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по экологии для учителя и ученика.

  • Все 455
  • Уроки 82
  • Презентации 80
  • Тесты 14
  • Планирование 22
  • Мероприятия 93
  • Прочее 164

Нажмите, чтобы узнать подробности


Даная разработка в сфере естественно-научной направленности дополнительного образования решает вопрос межпредных связей между биологией и экологией и формирует метапредметные результаты учеников.

Цели: формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого школьника за судьбу как своей малой родины, так и судьбу России и планеты Земля в целом.

Образовательная: дать первоначальное представление об экологии. Ввести понятия и способствовать усвоению терминов “экология”, "экосистема", “методы экологических исследований”, экологических “законов” Б. Коммонера учащимися.

Воспитательная: сформировать активную экологическую позицию учащихся по охране окружающей среды.

Развивающая: развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности; расширение кругозора учащихся.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Учащимся заранее задано задание: подготовиться к КВНу об охране природы.

Урок сопровождается презентацией.

Учитель: Слайд 1-2. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами урок географии, но не совсем обычный, Наша с вами встреча посвящена особому дню в календаре – 22 апреля.

Слайд 3: 2 апреля планета людей отмечает День Земли. Это не очередной праздник, “красная дата”, которую обычно сопровождают торжественными речами, беззаботным весельем и радостью! Этот день – напоминание. В третьем тысячелетии новой эры проблемы охраны природы становятся всё актуальнее.

Слайд 4: День Земли впервые стали отмечать американцы в 1970 году, после того, как в 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. Ныне он вошел во все календари мира.

Слайд 5: Экологическое движение – главное дело всех жителей планеты. Оно не знает границ, оно объединяет людей, независимо от политических убеждений, религий, возраста и пола.

Приступим к нашему уроку - КВНу.

Учитель. Свои экологические знания сегодня вы и покажите на нашем КВНе. Предоставляю слово команде 6 А класса, 6 Б класса, 6 В класса

(Оценивает жюри из классных руководителей и завуча)

1 конкурс – название, девиз, эмблема

Учитель: Слайд 6: Биосфера охватывают всю поверхность Земли, покрывая её плёнкой живого вещества. Биосфера — экосистема высшего порядка, объединяющая все остальные экосистемы и обеспечивающая существование жизни на Земле.

В состав биосферы входят: атмосфера, гидросфера, литосфера, педосфера (почвенная оболочка).

Слайд 7: Термин биосфера был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века, а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году. Однако создание целостного учения о биосфере принадлежит русскому учёному Владимиру Ивановичу Вернадскому.

2-й конкурс - "Разминка”

Учитель: Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам по очереди. На обдумывание даётся 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда:

1. Что делает ёж зимой? (Спит.)

2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)

3. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)

4. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка.)

5. Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

6. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

7. Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (Лиственница.)

8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)

9. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

10. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёзу.)

11. Какое дерево цветёт первым, а какое – последним? (Ольха и липа.)

12. У каких деревьев осенью листья красные? (У клёна и рябины.)

13. Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)

14. Какой город парит в небе? (Орёл.)

15. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и берёзовые.)

Жюри оценивает конкурс.

Слайд 10-11: Задания на составление пищевой цепочки.

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею -
Гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице – сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Ростки —> овца —> волк

Семена —> голубка —> орел

Цветок —> светляк —> соловей —> сова)

3-й конкурс – "Пантомима”

Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное.

Даётся время на обсуждение и подготовку. Затем пантомима показывается, а команды-соперницы угадывают животное.

Задание для 1-й команды: Изобразить дрессированного медведя в цирке.

Задание для 2-й команды: Изобразить утку, которая обучает своих гусят хождению "гуськом”.

Задание для 3-й команды: Изобразить обезьян в зоопарке.

Задание болельщикам: придумать плакат об охране природы.

Пока жюри оценивает конкурс, беседа. Слайды 13-16

- Правильно ли выражение “полезные и вредные виды”? Слайд 13

Нет, виды в естественных биоценозах составляют единую систему, в которой все части взаимодействуют друг с другом и необходимы для целостной системы

1. Почему уничтожение хищников привело к сокращению численности их жертв?

2. В чём состоит положительное влияние хищников в животном мире?

Выводы. Слайд 15. Уничтожая больных и слабых животных, хищники приносят большую пользу, так как являются санитарами природы. Роль хищников заключается в поддержании равновесия в животном мире. Взаимоотношения “хищник – жертва” необходимы в природе для поддержания экологического равновесия.

Учитель: Слайд 16. Сущность принципа конкурентного исключения Гаузе.

Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности одинаковы, т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.

4-й конкурс - экологический рассказ “Воскресенье в лесу”

1. Я прочитаю вам рассказ, вы должны найти ошибки, совершенные школьниками.

2. Чтение рассказа. (Слайды 17-18). За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали кукурузные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Все равно – гадина!” - ответил Петрик.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибница – деревья”. 3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается. 4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет. 5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в сложном обществе. 9. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно – в него может попасть молния.

10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

Слайд 20. Введение понятия "экология"

Учитель: Экология (от греч. o'ikos — жилище, местопребывание и . логия), биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы. Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.

"На гробнице одного из фараонов было высечено: “Я никогда не перегораживал текущей воды". Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как вы понимаете слово “экология? (Учащиеся высказываются) Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы”.

Слайд 21: Методы (путь, способ познания) экологических исследований: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, моделирование.

Слайд 22: Экология - наука, у науки бывают свои законы. Законы экологии:

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничего не дается даром.

4. Природа “знает” лучше.

Слайд 23. Сформулировал их американский биолог и эколог Барри Коммонер, противник ядерных испытаний. Основоположник мирового экологического движения скончался в больнице Нью-Йорка 30 сентября 2012 года в возрасте 95 лет.

5-й конкурс

Выступление Аляшева Юрия (Приложение 1) - выпускника нашей школы 2011 года - "Утилизация отходов", его вопросы и задачи учащимся. Презентация 2

- А вы хотите жить в чистом городе? Что надо сделать для этого?

6-й конкурс: Все дальше и дальше

Слайд 25: Что вы знаете о проблемах окружающей среды? (Ответы обучающихся)

Слайд 26: Какие экологические проблемы вы знаете? (Ответы обучающихся)

  1. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений и животных всего мира (Краснаякнига)
  2. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов (Экология)
  3. Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий)Слайд 28 Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
  4. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? (Огурец)
  5. Как называется скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли? (Смог)

Слайд 29: Вопросы, болельщикам:

1. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Охотятся на птиц —> падает урожайность полей)

2. С прилета каких птиц считается начало весны? (Грач, скворец)

3. Какие птицы улетают от нас осенью последними? (Гуси, утки, лебеди)

4. Что представляет собой заповедник? (Территория, полностью исключенная из хозяйственного использования)

5. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? (Они не конкурируют за пищу. Вспомним принцип конкурентного исключения Гаузе)

6. Что называют черным списком? (Международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь скелеты)

Если команда не даёт правильного ответа, то ответить могут болельщики класса. Если и у болельщиков нет правильного ответа, то вопрос передаётся учащимся других классов. Ответы на все вопросы оцениваются в 1 балл.

7-й конкурс "Веселый привал"

А теперь давайте споем командами песню о природе.

Слайд 31. Прогнозы: Что ожидает природу в будущем?

(Возможные ответы обучающихся:

1. Полное уничтожение.

2. Изменения, т.к. люди будут заботиться о ней.

3. Возрождение, потому что сажают новые леса.

Слайд 31. Какую воду мы пьем?

(Возможные ответы обучающихся:

1. Наверное чистую

2. Грязную, т.к. предприятия сбрасывают свои отходы в нее.

3. В некоторых районах вообще проблемы с питьевой водой.

4. Самая чистая вода - это из родника)

Слайд 31. Есть ли будущее у нашей природы?

(Возможные ответы обучающихся:

1. Думаю да, если мы будем беречь ее

2. Нет, т.к. люди каждый год наносят непоправимый вред экологии, выбрасывая различные виды отходов

3. Возможно, потому что в наше время есть различные организации, которые занимаются охраной природы

Слайд 32. Экосистема — сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической (живая природа) и абиотической (неживая природа) частями экосистемы. Из этого следует, что не всякая биологическая система может назваться экосистемой, например, Таковыми не являются аквариум или трухлявый пень.

Экологический фактор – это любое условие среды, способное оказать прямое или косвенное воздействие на живые организмы хотя бы на одной из фаз их развития.

Экологические факторы делятся на две категории:

Факторы неживой природы или абиотические факторы.

Факторы живой природы или биотические факторы.

Учитель: Человек – часть природы и может существовать только сохраняя ее.

Каждый человек, бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих поколений

Слайд 34. Мыслить - глобально, действовать - локально!

Что вы можете сделать для охраны окружающей природы?

Примерные ответы учащихся: Нужно убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не смывать грязную воду в реки, не топтать траву. Выводить мусор на мусоровоз, а не бросать куда попало.

Звучит песня группы "Земляне" - Прости, Земля.

Учитель: В любом доме можно жить лишь тогда, когда он правильно построен, когда крыша не протекает, а стены не пытаются упасть на жильцов. Если развалились стены, упадёт крыша, от дома ничего не останется. А природа, тоже дом, но особый, наш настоящий. Необъятный, общий для всех людей дом. Дом, без которого нам не прожить? Внутри этого дома всё очень тесно связано: животные с растениями, растения с растениями, животные – с другими животными, а всё вместе – с ласковым солнцем, землёй, водой. Нарушим эти связи – словно стены осядут в нашем доме, какое-то время он ещё постоит, но потом начнёт разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а чего делать ни в коем случае не следует. А помогает всё это узнать нам наука экология.

Читайте также: