Конспект занятия знакомство с бумагой в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Задачи

Образовательные задачи:

  • Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процессе ее изготовления и применения.
  • Дать знания о том, что бумагу делают из древесины.
  • Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.
  • Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивающие задачи:

  • Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой.
  • Развивать познавательную активность
  • Формировать навыки внимания, память и мышления, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к бумаге
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Ход занятия

Часть 1. Организационная

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о замечательном и нужном материале, который можно использовать в жизни. Послушайте об этом материале загадку.

Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, альбомом, книгой, упаковкой,

письмом, газетой и листовкой, салфеткой, веером, талоном, неувядающим пионом.

она бывает и деньгами, а что же это? Догадайтесь сами! (Бумага)

- Правильно ребята, это бумага.

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой и дома и в детском саду. Сегодня мы поговорим о разных видах бумаги, их свойствах. Но сначала я хочу рассказать об истории ее происхождения.

( рассказ сопровождается презентацией)

В древние времена, когда не было бумаги, одни люди писали на глиняных плитках, другие на дощечках. Египтяне придумали писать на папирусе, который делали из болотного тростника. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма. Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал. Они раньше других придумали бумагу и никому не рассказывали секрет ее изготовления, поэтому бумага стоила очень дорого. Только спустя многие годы они раскрыли свой секрет.

- А вы знаете, из чего делают бумагу в наши дни? (Ответы детей)

Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.

Раньше, ребята, был один вид бумаги – для письма. Теперь их много. О разных видах бумаги и ее свойствах, мы сегодня и поговорим.

Часть 2. Экспериментальная. Изучение свойств бумаги.

Опыт 1. Определение разновидности бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства)

Что можно сказать о бумаге? Какая она на ощупь?

Дети определяют (гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.)

Вывод: бумага бывает разная - гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.

Возьмите в руки белый лист бумаги. Что можете сказать об этой бумаге? Какая она?

(Плотная, белая, гладкая, непрозрачная, на ней можно писать, рисовать, ее можно сгибать)

- А раз на ней можно рисовать, давайте порисуем. Попробуйте провести линию карандашом, затем ручкой. (Дети выполняют задания)

- Есть другая бумага. Возьмите следующий лист. Может вы знаете, как она называется? (Калька)

- Какая она? (Тонкая, белая, легко мнется)

- А рисовать на ней можно? Давайте попробуем на ней порисовать сначала ручкой, затем карандашом. (Дети рисуют)

- Как вы думаете, почему рисунок плохо видно на этой бумаге? (Она тонкая, может порваться, если сильно надавить на нее)

- Но все же эта бумага немного волшебная. Переверните листы, на которых рисовали. Что вы увидели? (На бумаге для рисования не видно рисунка, а на кальке видно, она прозрачная)

- Это еще одно качество бумаги калька. Посмотрите, рисунок сквозь нее просвечивает и его можно обвести по контуру.

Опыт 2. Определение мягкости.

Давайте проверим, какими свойствами обладает бумага. Возьмём салфетку и сомнём её.

Её смять легко или трудно? Ответы детей.

–Значит, она мягкая и легко мнётся. Теперь возьмём газету и сомнем ее. Ответы детей.

–А теперь возьмём картон. Сомните его. Легко ли вам его мять? Как выдумаете почему? Ответы детей.

Вывод: бумага мнется, тонкая легко мнется, а чем толще бумага, тем она труднее мнется

Опыт 3. Определение толщины.

Сейчас проверим, какую бумагу легче порвать: салфетку, газету или картон. А теперь порвите.

Вывод: салфетка рвётся легко т.к. она тонкая. Газета рвётся с усилием, т.к. она толще.

Картон рвётся трудно, т.к. он толстый.

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее рвется

Опыт 4. Бумага размокает в воде.

А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку,

затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Ответы детей. Вся бумага намокла?

Какая бумага намокла быстрее? Ответы детей. Достаем тонкую бумагу. Правильно, она

распадается. Толстая бумага тоже намокнет, только для этого понадобится больше времени.

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Опыт 5. А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колтыхаясь в разные стороны. Поднимите над головой картон и выпустите его из рук. Что произошло? ( Ответы детей).

Вывод: бумага падает по-разному.

(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал и т.д.).

Физкультминутка

- Скажите, что можно делать ножницами с бумагой? (разрезать, вырезать, отрезать, обрезать, стричь и т. д.). Вся ли бумага режется? (разрезают бумагу)

Вывод: бумага режется ножницами, и чем толще бумага, тем труднее её разрезать.

- Ребята, посмотрите, у меня есть еще один вид бумаги. Кто знает, как она называется? (Цветная бумага)

Еще можно сказать она разноцветная. Как я сказала про бумагу? (Она разноцветная)

- А зачем нужна цветная бумага? (Из нее можно делать красивые поделки, аппликации).

- А чтобы мы могли делать из нее разные поделки, наши пальчики должны быть ловкими и умелыми.

Мои пальчики расскажут, (хлопают в ладоши)
Что умеют – все покажут.
Их по пять на каждой ручке. (одноименные пальцы обеих рук
Все сделать смогут, всегда помогут. (соприкасаются друг с другом)
Они на дудочке играют, (выполнять действия
Мячик бросают, в соответствии с текстом)
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков. (показать пальцы обеих рук)

Часть 3. Продуктивная. А сейчас мы с вами будем учиться вырезать из разноцветной бумаги большие и маленькие стаканчики.

Аппликация "Большие и маленькие стаканчики"

Часть 4. Заключительная Рефлексия

Что нового вы узнали про бумагу?

  1. Бумага бывает разная -гладкая, шершавая, тонкая, толстая и т. д.
  2. Бумага мнется, тонкая легко мнется, а чем толще бумага, тем она труднее мнется.
  3. Чем толще бумага, тем она труднее рвется.
  4. Бумага боится воды. Тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времен
  1. Бумага падает по-разному.
  2. Бумагу можно резать.

MyCollages_(5).jpg
MyCollages_(6).jpg

IMG_20191205_155359.jpg

Литература:

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий, МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2012г.

Дети на занятии знакомятся с бумагой и её свойствами.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_svoystva_bumagi.docx 13.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой. Выполнение из бумаги поделок. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др). Предметы, изготовленные из бумаги. Емкость с водой. Оборудование для конструирования из бумаги.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.

А что в нем лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег Дружу с карандашом

Где он пройдет – заметочку кладет (Бумага)

Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)

В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой. Где применяют бумагу? (ответы детей)

Правильно ребята, бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги есть свое название.

Давайте поиграем с сундучком

Я листочки положила в разноцветный сундучок.

Ну-ка (имя ребенка) вынь листок и назови.

(Дети достают из сундучка листы бумаги, называют и рассказывают, для чего ее используют).

Молодцы, все верно назвали

А сейчас подумайте и назовите предметы, которые могут быть сделаны из бумаги? (дети перечисляют)

Ребята давайте посмотрим, а что еще в чудесном сундучке? А тут вот еще, сколько разных предметов! Может, вы знаете про них загадки?

Что скажите за конверт - Маленький и яркий

Облетит весь белый свет, как наклеишь марки (конверт)

В них живут рассказы, сказки, Комиксы, стихи, раскраски

Все девчонки и мальчишки любят их, ведь это… (книжки)

Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Слушайте задание, пройдите по групповой комнате, найдите и принесите по одному предмету, сделанному из бумаги.

Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:

-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)

-бумажная (салфетка, коробка)

-бумажные (игрушки, цветы)

Ребята возьмите листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. Вся бумага одинаковая? Нет. Чем отличается? (ответы детей)

А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)

У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).

А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?

Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.

Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.

Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает.

Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.

На занятиях мы тоже учимся делать разные игрушки из бумаги. Давайте подойдем к столу и попробуем сделать поделку к празднику 23 февраля. Мы их подарим нашим родным.

Сегодня вы играли, узнали разные свойства бумаги. Перечислим их еще раз (дети перечисляют – вся бумага мнется, рвется, намокает). Молодцы!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД в старшей группе на тему:

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Образовательные:

- расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

Развивающие:

- пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

(Лежат в сундучке разные виды бумаги.)

- Правильно ребята, это бумага.

- Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

-Для чего нужна бумага? Вспомните, где применяется бумага? А вот, всегда ли у человека была бумага? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди? (На камнях, на скалах.)

- В разные времена люди писали на разных материалах. А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах (слайд).

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).

Бревна привозят на завод (слайд).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой. (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд).

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд).

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд).

Макулатура – бережет наши леса. (слайд).

- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги).


Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги.

- А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще, тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? Вывод: бумага горит.

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

- Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

- А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

- Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги на альбомный лист.)

- Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

- Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.

Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Беседа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с этапами производства бумаги.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста бережного отношения к бумаге.


Задачи:
1. увлечь детей интересным рассказом об производстве бумаги;
2. познакомить детей с этапами производства бумаги;
3. воспитывать у детей старшего дошкольного возраста бережное отношение к бумаге;
4. формировать у детей экологическую культуру и навыки рационального природопользования;

Эпиграф: Дети юные творцы, они каждый день рисуют всевозможные картины. Иногда рисунок не получается и дети его выбрасывают в мусорную корзину. Воспитателям детского сада необходимо научить детей бережно относится к бумаге.
Беседа: Что такое бумага?
Ведущая: Ребята посмотрите, что я держу в руках? (Лист бумаги) Да это обыкновенный лист бумаги, на которой Вы любите рисовать.
Слайд №1
А Вы знаете, что раньше бумаги не было. Что было вместо неё? Что бы узнать ответ на этот вопрос, ученые много лет изучали древние рукописи и раскапывали старинные города.
Так откуда же появилась бумага? Оказывается, давным-давно люди писали на бересте. Что такое береста? (Ответы детей)
Слайд №2
Береста – наружная часть березовый коры (показ березовый коры).



Ученые нашли на раскопках древнего города берестяные грамоты. Это письма и документы, написанные на бересте. Буквы процарапаны особыми костяными инструментами. Но такой способ письма был неудобным, так как свитки бересты занимали много места.
Слайд №3
Тогда люди придумали листы из тонкой кожи молодых животных – пергамент.



Это очень прочный материал (показ образца тонкой кожи). Раньше были даже целые пергаментные книги. Для защиты от царапин их оковывали медью, и книга напоминала сундук.



Такое сходство дополняли застежки, а иногда и замки. Такие книги были объемными, и занимали много места.
Но шло время, и появился новый материал, который был намного тоньше пергамента. В Древнем Китае придумали рецепт изготовления бумаги. На нем было просто и удобно писать. Этим материалом как диковинкой восхищались все страны, но чудесный способ изготовления её держался в строгой тайне.
Прошло много лет и жители других стран узнали, способ изготовления этого чуда.
Как Вы думаете из чего изготавливают бумагу? (Ответы детей) Если дети затрудняются с ответом обратимся к загадке.
Слайд №4
Загадка: В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)




На фабрике с деревьев сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки сортируют, добавляют специальные водные растворы, и отправляют на варку.



Слайд №7
Существует два вида обработки древесины:
1. Механический способ
Бумага получается непрочной, идет на производство газеты.
Слайд №8
2. Химический способ
Из древесины получается бумажная масса, которая попадает в бумагодельную машину, в которой много-много валиков.



Слайд №9
Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют. Так переходя с валика на валик, наша древесина превращается в высококачественную белую бумагу.
Слайд №10
Скажите ребята, а для чего людям нужна бумага? (Ответы детей)
Ведущий: Много предметов вокруг нас сделаны из бумаги. Посмотрите и назовите эти предметы. (Ответы детей)
1. Школьные принадлежности: книги, учебники, тетради, блокноты, альбомы для рисования, цветная бумага;
2. Изделия для квартиры: газеты, журналы, обои, салфетки, туалетная бумага;
3. Изделия для упаковки: коробки, тары, упаковочная бумага и т.д.
Для всего этого нужно много бумаги. При этом быстро сокращаются лесные массивы. Чтобы не вырубать леса люди придумали сдавать макулатуру и из неё производить бумагу.
Слайд №11
Макулатура – это использованная в быту бумажная продукция (старая газета, тетради, журналы, коробки и т.д.) Так бумага получает вторую жизнь и называется вторсырьем.



Слайд №12
Научимся беречь бумагу!
В нашем детском саду была подготовлена и проведена акция по сбору макулатуры. Взаимодействие родителей, воспитанников и педагогов принесла пользу экологии и радость участникам акции.



Слайд №13
Общими усилиями удалось собрать 350 килограммов макулатуры. Особо приятно отметить тот факт, что 250 килограммов были собраны активистами нашей группы.
Слайд №14
24 октября - отмечается Международной день без бумаги.
Девиз дня научить людей рационально (экономно) использовать бумагу.



Слайд №15
Наши достижения:
- Мы научились беречь бумагу!
- Мы узнали, как появилась бумага!
- Мы научились рисовать красивые деревья!
- Мы научились собирать и сдавать макулатуру!
- Мы спасли деревья от вырубки!



Слайд №16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рекомендации: С целью актуализации знаний детей провести беседу: Что дарят людям деревья?









№ 574 Конспект занятия "Волшебная бумага"

Дата проведения: 29.01.2015г.
Количество детей: 12 чел.(старшая группа)
Начало занятия 9.00-9.30

2014-2015 учебный год.

О.Ц.: расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программное содержание: уточнить представления детей о бумаги и её свойствах, процессе изготовления и её применение. Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойство бумаги.

Учить анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно- следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Обучающие задачи: систематизировать знания о свойствах бумаги, её видах и назначении. Формировать навыки нетрадиционной техники в рисовании пейзажей, развивать фантазию и цветоведение, внимание, память, мышление, развивать мелкую моторику рук.

Обогащение словаря: шероховатый, глянцевый, гофрированный, бархатный, тонкий, плотный, пейзаж, макулатура.

Условия проведения занятия (санитарно-гигиенические- влажная уборка группы)

Материалы и оборудование: бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, ёмкости с водой индивидуальные салфетки, краски акварельные, чемодан для художника и рабочие места для творчества, ширма, цифры, ноутбук.

Форма организации занятия: с подгруппой детей, стоя и сидя за столом, в

свободном движении, в круге.

Воспитатель входит с глобусом вместе с детьми, рассматривают, вращают вокруг оси и изучают.

-Дети, что это такое? (глобус).

-Что такое глобус? (это модель земли)

-А что такое модель земли? (это наша планета уменьшенная в миллион раз)

-Посмотрите внимательно на нашу планету, почему она разноцветная?( на ней много разных цветов)

-Какого цвета много? (Голубого, синего)

Почему? (потому что это вода)

А какого цвета мало? (зелёного)

-Что обозначает зелёный цвет? (леса)

Как вы думайте, почему лесов мало? (они горят, их рубят, они болеют и стареют)

-А для чего рубят леса? (из леса строят дома, делают мебель и бумагу) Мы встречаемся с бумагой в нашей жизни очень часто.

-Дети, посмотрите внимательно вокруг, назовите предметы сделанные из бумаги? (книги, альбомы, глобус, карта)

Эти вещи нам нужны в д/с, в школе, дома, без них невозможно научиться чтению, письму, конструированию, грамоте.

Ребята, вы хотите быть юными друзьями леса? (да)

Но что же нам делать, как помочь лесам, спасти их от вырубки?

Как быть нам, маленьким друзьям леса?

-Мы будем любить и охранять леса.

-А как это сделать?

-Не будем жечь костры.

-Ходить по тропинкам.

-Спиливать больные деревья.

Так мы с вами сбережём много лесов.

Сегодня мы с вами будем экспериментировать с бумагой. Ребята, как вы думайте, что такое эксперимент? (опыт, проба) Бумага, как и другие предметы имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы увидим на опытах.

А сейчас небольшая физминутка

Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать.

А сейчас мы вместе сядем, встанем- будем взрослым дядей. Наклонитесь ниже, ниже головой к коленям ближе А сейчас вы потрудитесь- хорошенечко прогнитесь Головой покрутите и плечами повертите Ну-ка дети, не устали, сели- встали, сели-встали.

Все руками помахали, и ко мне все подбежали А теперь мы повернёмся и все вместе засмеёмся.

А теперь нам пора в волшебную комнату познакомиться со свойствами бумаги.

Стоит ширма (открываем дверь и идём в волшебную комнату)

Стоит стол, на столе лежит бумага, покрытая красивой салфеткой. Дети, подойдите к столу для экспериментирования.

-Угадайте, что лежит под салфеткой? (бумага)

Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги-бумага мнётся.

Вот на столе лежит бумага разной плотности, попробуем её помять.

-Какая бумага легче мнётся плотная или тонкая?

-Бумага мнётся вся, но тонкая бумага мнётся легче и пальцы не устают. Дети, посмотрите внимательно и найдите цифру два. А что здесь лежит под

красивой салфеткой? (бумага)

Второе свойство бумаги-бумага рвётся. Возьмите тонкий кусок бумаги и начните рвать, потом рвите плотную.

-Скажите, какую бумагу рвать легче тонкую или плотную? (рвать легче тонкую, плотную труднее, устают пальцы рук.)

А сейчас мы опустим плотную бумагу в воду и через несколько минут будем её рвать.

-Как она стала рваться после намокания? (легче до намокания).

-Дети найдите цифру три, вы наверное догадались, что лежит под салфеткой (бумага

Третье свойство бумаги-бумага намокает, впитывает в себя влагу.

-Мы помоем в ёмкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим белую бумагу.

Почему бумага поменяла цвет? (бумага впитала в себя влагу).

-Четвёртое свойство бумаги- бумага гнётся-Возьмите в руки листы плотной и тонкой бумаги.

-Сложите лист тонкой бумаги на два прямоугольника, чётко выделите линию сгиба, о потом сложите лист плотной бумаги на два прямоугольника и так же выделите чётко линию сгиба, а потом разверните и попробуйте удалить линии.

-Получиться ли это у вас?( не получиться, потому что линия оставила отпечаток на бумаге).

-Пятое свойство бумаги- бумага горит и легко воспламеняется.

-Это свойство бумаги мы не будем экспериментировать.

-Как вы думайте, почему? (потому что это опасно, может быть пожар, можно получить ожог глаз, рук).

-А если это произойдёт где-то, вы обязательно должны помочь, вызвать пожарников и скорую помощь.

-По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? ( 01, 02, 03)

У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь
плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфом. Дети подходят к столу, педагог завязывает глаза
даёт им в руки кусок бумаги, дети определяют, какая бумага (шероховатая,
глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная).

Здесь на столе очень много разных предметов, которые нужны людям

разных профессий. Среди них есть вещи, очень нужные художнику. Но их надо найти. Поможем художнику (да). Дети выбирают предметы: палитра,

краски, бумага, кисти, мелки Но дети не кладут мятую бумагу, которая

-Дети, как вы думайте, для чего на столе мятая бумага? ( испортил рисунок, расстроился, решил выбросить, проводил опыт).

А знаете ли вы о том, что на бумаге рисуют, бумагой. Для этого надо помять бумагу, сделать себе небольшой тампончик и рисовать. Надо вам дорисовать пейзаж.

-А что такое пейзаж? (это картины то природе).

-Ребята, обратите внимание, как у нас красиво в группе, висят красивые пейзажи, стоит лес в зимнем наряде, на земле снег.

-Вы наверное тоже хотите нарисовать что-то красивое, зимнее.

-А каким цветом можно нарисовать снег на белом листе бумаги? ( синем, голубым, розовым. ).

-Какой пейзаж понравился больше всего? Почему?

-Дети, а вы знаете стихи о зиме, о снеге.

-Понравилось ли вам наше занятие? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?

-Какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

-Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни? ( на ней рисуем, пишем, делаем оригами, обрывную аппликацию).

-А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? ( собирать макулатуру, хранить книги, посадить дерево. Любить свой край, природу) -Молодцы, вы настоящие друзья леса.

Вот вам задание на дом. Попробуйте дома провести опыт, как мокрая бумага прилипает к стеклу, выполнить аппликацию обрывания.

А потом нам расскажите об этих экспериментах.

А теперь нам пора возвращаться из волшебной комнаты в группу (выход

Читайте также: