Свет в жизни растений 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: учить определять освещённость у окна, в углу, в комнате при выключенном свете, лампы.

Развивать знания детей о значении света на жизнь растений

развивать умение устанавливать причинно - следственные связи,

расширять словарь детей, развивать познавательную активность,

1. Что такое свет? Из каких частиц он состоит? (Мельчайшие частицы – фотоны)

2. Что такое источники света? Какие источники света знаете? (Лампа, свеча, фары, солнце и т. д.)

3. Назовите части суток. (Утро, день, вечер, ночь)

4. Свет распространяется с большой скоростью или нет? (Да, со скоростью очень большой 300 тысяч километров в секунду)

5. Свет влияет на жизнь растений : при низкой освещённости растения плохо растут.

Сначала буду маленьким

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим

До лампы дотянусь.

Опытно – экспериментальная часть:

Измерение силы света (освещённость) у окна.

Измерение силы света в углу.

Измерение силы света при выключенном свете в комнате. (укладывание киберкрысы спать)

Измерение силы света лампы освещения.

- Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению силы света и убедились, что растения (цветы) растут при ярком свете, без света они погибают!

-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.

Разработка урока для 5 класса к УМК Сонин НИ (прилагается фрагмент рабочей тетради, презентация, дополнительные материалы, технологическая карта к уроку)
фрагмент рабочей тетради и фото растений
ZIP / 6.8 Мб
презентация к уроку
PPTX / 17.71 Мб
технологическая карта урока
DOCX / 20.8 Мб

УМК: Сонин Н.И.Биология. Введение в биологию (линейный курс).

Класс: 5а класс

Учитель: Хохлова И.А.

Тема: Значение растений в природе и жизни человека.

Дидактическая цель: формирование представлений о значение растений в природе и жизни человекав процессе работы с презентацией, учебником, дополнительными источниками ирабочей тетрадью.

Цели урока (для учащихся):

развивающая:осуществить поиск необходимой информации, проводить анализ текста и формулировать выводы; проводить классификацию.

воспитательная: осознать, что необходимо ответственно и бережно относиться к растениям.

Технология урока: интерактивная.

Метод проведения: диалоговое общение, комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.

Элементы основного содержания:дикорастущие растения, культурные растения; основные группы растений(пищевые, декоративные, технические, лекарственные).

Требования к планируемым результатам:

ученик должен

иметь представление о дикорастущих и культурных растениях;

знать названия растений, относящихся дикорастущим и культурным растениям;

уметь объяснять значение растений в природе и жизни человека; определять принадлежность растений к одному из отделов; приводить примеры дикорастущих и культурных растений; различать на фото различные группы растений.

- регулятивные: уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

- познавательные: использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи, выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать разные виды информации, проводить простейшую квалификацию растений, узнавать изучаемые объекты на фото.

- коммуникативные: уметь слушать учителя и отвечать на познавательные задания; уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, участвовать в совместной деятельности.

Личностные результаты: умение соблюдать дисциплину на уроке, удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; приобретение целенаправленной познавательной деятельности.

Междисциплинарные связи: окружающий мир, мировая художественная культура, русский язык, дизайн, фармацевтика, сельское хозяйство, легкая промышленность,экология.

Внутри дисциплинарные связи: ботаника, селекция.

Информационно методическое обеспечение:учебник, рабочие тетради, презентация, набор открыток, коробочки из-под лекарственных растений, фотографии растений; красная книга растений Забайкальского края, коллекция каучука, набор ткани (лен и хлопок), изделия из хлопка, льна, подсолнечника, гевеи, пшеницы; и прочие материалы для выставки.

Организация деятельности учащихся: выполняют познавательные задания, проводят классификацию растений,отрабатывают новые понятия; работают с презентацией ирабочей тетрадью, дополнительными источниками информации.

Приемы деятельности учителя: диалоговое общение, познавательные задания в рабочей тетради и презентации, совместная деятельность.

Измерители: познавательные задания, тесты.

Критерии оценки выполнения заданий:

- дали определения ключевым понятиям; назвали группы растений; привели примеры культурных и дикорастущих растений; распределили по растения группам; распознали растения на картинках и фотографиях; подведены итоги урока (эмоциональная рефлексия).

Физкультминутки нет, так как дети по ходу урока на определённых этапах находятся в движении.

Особенности подготовки к уроку:

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты / УУД

Организационныймомент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности.

Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя.

уметь соблюдать дисциплину на уроке

Мотивация к обучению,

формулирование темы урока

определение целей урока.

Просит сформулировать тему урока, с помощью цитаты Владимира Ивановича Вернадского и мечты Ивана Владимирович Мичурина

Слушают цитату И.В. Вернадского, и

мечты И.В. Мичурина

аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты: значимость изучаемого материала.

Слайд 3.

Просит, используя номера заданий в рабочей тетради поставить цели урока (смотри приложение)

Открывают РТ с.54 и ставят цели урока.

уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

приобретение целенаправленной познавательной деятельности

Слайд 4.Оценивание (дублируется надпись на доске)

По ходу урока на полях оценивают свою работу.

Алгоритм оценивания дети знают, учитывая при этом как выполнял задание: сам, при помощи одноклассника, или только при проверке понимал, как правильно его сделать

(отработано на предыдущих уроках)

Личностные результаты: удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Актуализация знаний

7.Слайд 5.

Выполните задание в РТ №128.

Просит пронумеровать и назвать изображённые растения, сделать соответствующие подписи;

Проверка

Теперь необходимо установить соответствие, вписав на против названий отделов номера цифр тех растений, которые относятся к данным отделам.

Проверка.

Обращает внимание на группу растений, выделенных красным и синим контуром, просит объяснить на какие две группы делятся растения и по какому признаку, вы провели данную классификацию;

Проверка

Просит назвать органы растений, изображения которых появляются на картинках.

Выполняют задание в РТ №128:

Нумеруют и подписывают названия растений;

Устанавливают соответствие между изображенными растениями и их отделами;

Проводят классификацию растений на низшие и высшие,

выделяют признаки по которому проводили классификацию (наличие или отсутствие органов);

Называют органы растений (опираясь на картинки).

Предметные результаты: определять принадлежность растений к одному из отделов.

Метапредметные результаты: проводить простейшую классификацию растений.

Личностные результаты: контроль и коррекция знаний.

4. Комплексное взаимодействие ЗУН на уровне мышления, воспроизведения, восприятия.

Слайд 6

Слайд 7.

(на столе у ребят перед началом урока разложены фото растений)

Встаньте те, кто у кого на столе лежат картинки изображением дикорастущих растений. Назовите их.

Встаньте те, кто у кого на столе лежат картинки изображением культурных растений. Назовите их.

Запиши те по 3-4 примера дикорастущих и культурных растений в тетрадь

Выполняют задание №122

Устно осуществляют подбор слов для постановки определения (всем классом)

Подводят итог, называют определение.

Подводят итог, называют определение.

Встают и приводят примеры дикорастущих и культурных растений.

Продолжают работать в рабочих тетрадях

Регулятивные УУД: владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Уметь слушать учителя, слушать друг друга, аргументировать свою точку зрения, участвовать в совместной деятельности. Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке.

иметь представление о дикорастущих и культурных растениях;

знать названия растений, относящихся к дикорастущим и культурным растениям; приводить примеры;

уметь различать на фото различные группы растений.

Познавательные УУД: уметь работать с познавательными заданиями, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям.

Слайды 8,9.

С помощью иллюстраций дать названия культурных растений и определить к какой группе их можно отнести и почему.

Рассматривают иллюстрации и предполагают, название групп изображенных растений

Коммуникативные УУД: слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты: иметь представления о различных группах культурных растений.

Слайд 10-14. (проверка домашнего задания. )

Слайд 15.

Просит дать название данной группе растений!

Слайд 16.

Просит выполнить задание №125 – работая в парах.

Первую колонку заполняют под руководством учителя.

Самостоятельная работа 3 мин.

Проверка заполнения таблицы.

В ходе выступления демонстрируют коллекции и изделия из данных растений.

Делают вывод: что из данных растений делают различные изделия или получают сырье для производства.

Размышляют и называют технические!

Вписывают названия групп культурных растений.

Самостоятельно работая в паре, подбирают примеры растений и как использует их человек.

Слайд 17.

Просит выполнить задание №124.

Для начала нужно сделать подписи названия изображенных растений (вместе).

А теперь выполните задание самостоятельно без помощи одноклассников

Обведите растения, которые относятся к техническим 1 мин.

Просит объяснить, почему они обвели эти растения и сформулировать вывод.

Иллюстрация данных продуктов

Выполняют задание №124.

Называют названия растений (если не знают, учитель называет сам) и делают подписи.

Обводят растения, которые относятся к техническим.

Объясняют, подчеркивают, что из данных растений изготавливают сырье для промышленности и что именно потом производят из данного сырья.

из данных растений изготавливают сырье для промышленности и что именно потом производят из данного сырья.

Уметь: объяснять значение растений в жизни человека.

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, выделять главное.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные результаты: приобретение целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Слайд 18

Просит выполнить задание № 126.

Для этого сначала демонстрирует как выполнить данное задание.

Организует работу в микрогруппах.

Просит выйти в конец класса к столу и воспользоваться дополнительными источниками информации (открытки с лекарственными растениями и коробочки из-под лекарственных растений).

Слушают инструкцию как выполнить данное задание.

Смотрят как нужно заполнить таблицу.

Выходят в конец класса и с помощью дополнительных источников информации заполняют таблицу.

Работают в микро-группах.

Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; умение заполнять таблицу.

Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности.

Умение соблюдать дисциплину на уроке.

14.Слайд 19.

Просит приступить к выполнению задания №127

Алгоритм действий: по картинкам определить значение растений в жизни человека.

Слайд 17

Просит вспомнить тему урока и подумать, о чем мы еще не беседовали?

Проводит беседу, о значении растений в природе.

Демонстрация Красной книги Забайкальского края

Просит ответить на вопрос №123

Выполняют задание №127.

Отвечают по одному,

Рассуждают, что не беседовали о значение растений в природе.

Рассматривают иллюстрации и делают выводы о значении растений в природе.

Выполняют задание № 123.

Познавательные УУД: умение дополнять схему.

Личностные результаты: понимание необходимости ответственного, бережного отношения к растениям

Итоги урока

Подведем итоги урока.

осознают, что необходимоответственно и бережноотноситься к растениям.

Домашнее задание

Слайд 22.Запишем домашнее задание (на выбор)

№131. Вставить пропущенные буквы

Записывают домашнее задание в дневник

Регулятивные УУД: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Предметные: уметь объяснять значение растений в природе и жизни человека.

Рефлексия

Всем ли понравился наш урок?

Нарисуйте смайлик, который отражает ваше эмоциональное состояние по работе на уроке!

Выражают свое эмоциональное отношение уроку, рисуют смайлик на полях внизу рабочей тетради

Подсчитайте заработанные баллы и выставите себе отметку

Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный с элементами исследования.

иллюстрации живых организмов, 2 чашки с пшеницей, комнатные растения, карточки – задания (ЛОС), 3-х гранная призма, экран, схемы фотосинтеза и соотношения длины дня на суше и в водоеме.

“Мы об этом не думаем,
но всё, что ходит, двигается,
живёт на нашей планете,
есть дитя Солнца”.

2. Актуализация знаний, умений, навыков.

  1. Что такое экологические факторы?
  2. Назовите 3 основные группы экологических факторов?
  3. Как называются факторы неживой природы?
  4. Приведите примеры абиотических факторов.
  5. Какие формы воздействия организмов друг на друга вам известны?
  6. Приведите примеры антропогенного воздействия на природу.
  7. Назовите среды жизни живых организмов.
  • все экологические факторы взаимодействуют между собой;
  • могут быть ограничивающими;
  • действуют на организм прямо или косвенно.

3. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Тема урока: “Свет как абиотический фактор”.

- Что является источником света на Земле? (ответы детей)

- Конечно, Солнце. Солнце – символ жизни на Земле. Пересекая атмосферу, на землю ежесекундно обрушивается поток солнечных излучений. Жизненную дозу энергии отмеряет атмосфера. Без атмосферы Солнце раскалило бы земную поверхность до + 100 0 С, а ночью температура достигала бы - 100 0 С. Двухсотградусный перепад суточных температур, намного превышает возможность выживанию большинства живых организмов.

Вывод. Значит, свет является одним из важных абиотических факторов.

Учитель. Известно, что для жизнедеятельности организма необходима энергия. Солнце – источник энергии на Земле.

-Что собой представляет Солнце?

Дети. Солнце – огромный светящийся шар, излучающий свет и тепло. Температура на Солнце составляет +6000 0 С.

Учитель. Что происходит с веществами при такой температуре? Вспомним агрегатные состояния вещества.

Дети. При такой температуре вещества превращаются в газ.

Учитель. Со времени образования нашей планеты, уже миллиарды лет приходит на землю солнечный свет. В ясные дни свет беспрепятственно достигает земной поверхности. Это прямой солнечный свет, лишь небольшая часть лучей отражается находящимися в воздухе капельками водяного пара, частицами пыли. Солнечные лучи рассеиваются. Такой свет называют рассеянным.

-Как вы думаете, в пасмурную погоду света проходит меньше или больше? (ответы детей)

  • инфракрасные (тепловые лучи);
  • ультрафиолетовые – воспринимаются нашими органами чувств;
  • видимый свет.

Работа с ЛОСом (лист опорной схемы): (приложение № 1)

Учитель. Солнечные лучи называются солнечным спектром.

“Спектр” в переводе с латинского - видение.

Ребята, в чем заключается тайна солнечного лучика?

Вывод: видимый свет – белый. Если поставить на пути света трёхгранную стеклянную призму, появится на экране разноцветная полоска, состоящая из семи цветов.

Учитель. Каждый из вас видел радугу, преломление солнечного луча через спектр. Перечислим непрерывный спектр белого цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Глаз человека воспринимает видимую часть солнечного света. Пчела видит только синий и фиолетовый. Собака видит всё в чёрно – белом цвете. Другие организмы могут воспринимать не только свет, но и инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Свет распространяется с огромной скоростью – 300 000 км / сек, от Солнца до Земли доходит за 8 минут.

Учитель. Какого значение каждого вида солнечных лучей для живых организмов?

Инфракрасные лучи имеют огромное значение в жизни живых организмов. Любой организм содержит большое количество воды. Вода нагревается равномерно, поэтому и организмы нагреваются равномерно. Для рептилий: жаб, лягушек, температура тела которых зависит от окружающей среды – это очень важно.

Как вы думаете, почему?

Какова роль инфракрасных лучей в жизни растений?

Они предохраняют их от перегревания. Нагреваясь, наземные части растений испаряют воду. При этом отводятся излишки тепла, создаются условия для поглощения растениями СО2.

Ультрафиолетовые лучи для живой материи губительны. Основная часть их до поверхности Земли не доходит. Они задерживаются веществом, которое называется озон. Озоновый экран (слой озона) окружает нашу планету на h 10 -15 км. Верхний уровень 45 – 50 км, нижний 8 -10 км. В небольших дозах ультрафиолетовые лучи полезны и используются растениями и животными. Под их действием у животных и человека образуется витамин D. При его недостатке развивается болезнь под названием рахит. У растений синтезируются пигменты, отвечающие за окраску органов.

Демонстрация гербарного препарата.

Избыток может принести к заболеваниям и гибели организма.

Какого экологическое значение видимого света?

Ученые выяснили, что под действием солнечного света идут химические процессы. Главный процесс - фотосинтез.

Что такое фотосинтез? Это процесс образования в листьях на свету органических соединений из воды, минеральных солей, углекислого газа и выделение О2.

Работа над схемой фотосинтеза.

Вывод: растения основные производители органического вещества на Земле.

Возможен ли этот процесс без энергии солнечного лучика?

Органического вещества являются пищей для человека и животных.

Кислород, образованный растениями, обеспечивает процессы дыхания всех живых организмов. Вспомним органы дыхания рыб, земноводных, насекомых, млекопитающих, человека (жабры, трахеи, кожа и легкие у земноводных, легкие у человека)

Ребята, давайте проследим, как передается энергия солнечного луча от одного организма к другому.

Работа со схемой.

Растения --> растительноядные --> плодоядные (хищники) --> бактерии

Зная, что на планете Земля существует 4 среды, рассмотрим значение света для водной среды жизни. Количество света изменяется по сезонам и в течение суток.

Работа с учебником.

Автор Никишов А.И. и др.

Экология 5 -6 класс,

Демонстрация на доске диаграммы “Соотношение длины дня на суше и в воде” (приложение № 2)

  • Ребята, а нужен ли свет организмам, живущим в почве?
  • Зачем почвенным организмам нужно Солнце?
  • Почему живые организмы, живущие в почве, не опускаются на глубину?

Дети. Солнце нагревает верхний слой почвы.

Почва - самая богатая живыми организмами среда жизни. Растения – обитатели двух сред жизни. Наземная часть находится в наземно-воздушной среде, корни – в почвенной. Нужен ли корням свет? А наземным частям для чего?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, заложим опыт, результаты, которого проверим через неделю.

Берём 2 чашки с пшеницей. Смачиваем водой. Одну чашку разместим на подоконнике, а другую уберём в тёмное место.

ІV. Закрепление изученного на уроке.

- Ребята, обратите внимание на слова известного французского ученого.

- Докажите правильность этого утверждения.

Дети. Свет одно из условий жизни для живых организмов. Он помогает найти пищу, убежище, приспосабливаться к изменениям в природной среде. Без света не возможен процесс фотосинтеза.

- Что вам понравилось на уроке?

V. Домашнее задание.

Закончить работу с ЛОСом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлом занятии вы ознакомились с особенностями Наземно-воздушной среды обитания.

А)А какие среды обитания вы еще знаете?(почвенная,водная,организменная)

Б)А что же такое-Среда обитания?

Среда обитания —условия в которых обитает организм, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Б)Экологические факторы?

Экологи́ческие фа́кторы — свойства среды обитания, которые влияют на организм

В)Давайте вспомним:Какие есть экологические факторы живой и не живой природы?

Факторы живой природы- все формы влияния на организм со стороны окружающих живых существ (микроорганизмов, влияние животных на растения и наоборот, влияние человека на окружающую среду).

Факторы неживой природы, имеющие важное значение для растений – это свет, температура, обеспеченность водой, газовый состав воздуха, почва.

Г)Как вы думаете какой главный фактор в жизни растений?-свет

А сегодня мы с вами выясним, какую же роль свет играет в жизни организмов

2.3Изучение нового материала

Открываем тетради записываем число ,Классная работа и тему нашего урока: Свет в жизни растений и животных.

Как мы уже выяснили,свет нужен растениям для многих жизненных процессов. Но важнее всего, что

благодаря свету растения создают органические вещества, которые потом служат пищей не только самим растениям и животным ,а даже бактериям и грибам.

Кто помнит: как называется процесс,когда на свету из неорганических веществ образуются органические?

Мы с вами уже знаем, что по отношению к свету растения делят на 3 группы.

Открывайте учебник на страничке 24 и найдите на какие же 3 группы делят растения по отношению к свету.

Итак берем наши тетради и Записываем:

По отношению к свету растения делят на:

1 Светолюбивые приспособленные к жизни на хорошо освещаемых солнцем местах(плохо переносящие длительное затенение )( сосна, берёза,яблоня,виноград)

2 Теневыносливые растения- терпимые к затенению (т.е те которые не любят но могут расти в тени)( сирень, дуб,ландыш)

3 Тенелюбивые-растущие ТОЛЬКО в затемнённых условиях.( мхи, лишайники, плауны, папоротники)

А сейчас давайте все встанем и представим,что каждый из нас красивая яблоня( яблоня-любит свет?)ну-ка потянулись все к свету , рассправили веточки,подул ветерок и наши листики зашевелились)

А теперь представим,что мы важные папоротники(-раскинули листья,но папоторники тенелюбивые,они боятся света,так ,что мы прячемся и садимся на свои места)

Как вы думаете свет важен только для растений?

А теперь отложите ручки и послушайте как же важен свет для человека.

Кроме органических веществ во время фотосинтеза выделяется кислород,который просто необходим не только нам и животным но и самим растениям для дыхания,а значит мы с вами дышим благодаря нашим растениям и свету.

Как вы думаете а для животных свет важен?

потому что при свете животные ищут пищу,убегают от хищников и очень активно себя ведут,но есть и такие которые не любят свет.

давайте запишем:

животные которые активны днем:куры, воробьи,ласточки,стрижи,зайцы

2.4.Закрепление

Давайте с вами поиграем,я вам называю 3 вида животных,а вы говорите какое из них лишнее и почему.

1 заец,воробей и СОВА

2 ЛАСТОЧКА,летучая мышь и ежик

3 куры,ФИЛИНЫ и стрижи

А сейчас открываем тетради и записываем:

Практическая работа №1

Влияние света на рост и развитие растений

Цель: выяснить влияние света на рост и развитие растений на примере клубня картофеля

И на стр.25 прочтите подробное описание опыта.

2.6.Рефлексия

Итак,подведем итоги,что нового мы сегодня узнали?

Приведите примеры светолюбивых,теневыносливых и тенелюбивых растений.

А теперь дневных и ночных животных.

А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание:

§7 стр 22-25.начать оформлять пр.работу №1

Раздаточный материал

Классная работа

Свет в жизни растений и животных

По отношению к свету растения делят на:

1 Светолюбивые( сосна, берёза,яблоня,виноград)

2 Теневыносливые( сирень, дуб,ландыш)

3 Тенелюбивые( мхи, лишайники, плауны, папоротники)

По отношению к свету животных делят на:

1 Дневные животные:куры, воробьи,ласточки,стрижи,зайцы

2 Ночные животные: совы,летучие мыши,ежи,филины,волки

Практическая работа №1

Влияние света на рост и развитие растений

Цель: выяснить влияние света на рост и развитие растений на примере клубня картофеля

Читайте также: