Иммунитет клеточный и гуморальный конспект

Обновлено: 07.07.2024

Клеточный иммунный ответ. Гуморальный иммунный ответ. Защитные функции иммуноглобулинов ( антител ).

Клеточный иммунный ответ направлен против внутриклеточно паразитирующих микроорганизмов, основная защитная роль в нем принадлежит активированным макрофагам и цитотоксическим лимфоцитам (CD8+ CTL).

Макрофаги, инфицированные микроорганизмами, получают от Thl в качестве сигналов активации цитокины: гамма-интерферон и туморнекротизирующий фактор (ТНФ), которые действуют через свои рецепторы, вызывая усиленную продукцию макрофагами супероксидных и нитроксидных радикалов, убивающих внутриклеточные паразиты.

Цитотоксические CD8+ CTL способны убивать зараженные вирусами клетки при непосредственном контакте с ними. В месте контакта из CTL в мембрану клетки-мишени проникают порообразующие белки — перфорины, формирующие в мембране микроканалы, через которые в клетку-мишень проникают ферменты — фрагментины, вызывающие разрушение ядра клетки и ее гибель.

Гуморальный иммунный ответ

Гуморальный иммунный ответ защищает преимущественно против внекле-точно паразитирующих микроорганизмов, которые доступны действию специфических антител. Продуцентами антител (иммуноглобулинов) являются потомки активированных В-лимфоцитов — плазматические клетки.

В-лимфоцит получает сигнал активации при соединении его антиген-распознающего рецептора с антигеном. Для активной пролиферации и дифференцировки в плазматические клетки потомки В-лимфоцита получают дополнительные сигналы активации — продуцируемые Th2 цитокины: интерлейкины-4, -5, -6, -10, -13. Те же цитокины усиливают продукцию и секрецию специфических для данного антигена антител зрелыми плазматическими клетками.

Таблица 8.5. Защитные функции иммуноглобулинов (антител) разных изотипов

Изотипы (классы) иммуноглобулинов Локализация Защитные функции
Иммуноглобулин G Кровяное русло и ткани Нейтрализация токсинов и вирусов, активация системы комплемента, усиление фагоцитоза
Иммуноглобулин М Только кровяное русло Активация системы комплемента
Иммуноглобулин А (секреторный) Секреты на слизистых оболочках, грудное молоко Препятствие адгезии бактерий и вирусов на слизистых оболочках, их связывание

Специфические антитела — иммуноглобулины против конкретных антигенов бактерий (стафилококки, стрептококки, возбудители дифтерии, кишечных инфекций, клостридии и др.), связываясь с бактериальными токсинами, вызывают их нейтрализацию, т. е. утрату токсического действия на организм. Сами бактерии, связавшиеся со специфическими антителами, быстрее и легче захватываются и убиваются фагоцитирующими клетками или лизируются активированной системой комплемента.

Иммуноглобулины делятся на пять классов (изотипов): IgG, IgM, IgA, IgE, IgD. В нормальной сыворотке крови 80 % всех иммуноглобулинов составляют IgG, на долю IgM приходится 6 %, на долю IgA— 13 %, а на долю IgE и IgD — сотые или тысячные доли процента. Главными защитными иммуноглобулинами являются IgG. У иммуноглобулинов разных изотипов различаются защитные свойства (табл. 8.5).

Цель: Изучить защитные свойства организма.

Задачи:

Развивающие:

развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_immunitet.docx 384.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии

Изучить защитные свойства организма.

развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщения и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядные (демонстрация);
  • частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа;
  • проблемные (проблемные вопросы);
  • практические (решение теста).

Формы организации познавательной деятельности :

  • индивидуальная;
  • работа в парах
  • групповая;
  • фронтальная

Основные понятия урока:

  • Иммунитет - способность организма находить чужеродные тела и вещества и избавляться от них
  • Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.
  • Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).
  • Вакцина - культура ослабленных микробов.
  • Сыворотка - жидкая часть крови бесформенных элементов и фибрина переболевших людей или животных,

Планируемые образовательные результаты:

Формирование знаний учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

Формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Формирование интеллектуальных умений, ответственного отношения к обучению; реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализация установок здорового образа жизни.

" Наш организм - государство,

а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости" .

Ребята! Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

  1. Опрос учащихся у доски. Составить схему внутренней среды организма.

http://bio.1september.ru/2000/06/5.jpg

2 .Одновременно с устным опросом осуществляется избирательный письменный опрос по теме в виде теста ( для мотивированных учащихся с элементами заданий ГИА типа А,В,С)

(6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).

3.Решите задачу: Кто из вас имеет вес 47 кг?

Давайте определим, сколько литров крови содержится в организме человека массой которого 47 кг, если известно, что кровь составляет 7% от массы тела, плотность крови равна 1,06 г /см 3 .

Зная, что кровь составляет 7% от массы тела, определяем, сколько крови содержится в организме. 7% - 47 кг/100 х=7% *47/100%=3,29 кг.

Исходя из этого объём крови = масса/плотность=3290/1,06 г/см 3 =3103 или 3л 10мл.

4. Задания для устного блиц - опроса :

  1. Что такое внутренняя среда организма?
  2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда?
  3. Что такое гомеостаз?
  4. Каков состав крови?
  5. Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?
  6. Что такое форменные элементы?
  7. Какие форменные элементы крови тебе известны?
  8. Назовите основные признаки характеристики и функции форменных элементов.
  9. Какие форменные элементы отвечают за защитную функцию крови?
  10. От чего зависит количество лейкоцитов в крови человека?

Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина "Пир во время чумы":

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Тихо всё. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн. человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн. человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки, которые защищают наш организм - это клетки крови лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины. На уроке мы расширим знания о защитных свойствах организма. Попробуем сформулировать тему нашего урока (предложения обучающихся) - "Иммунитет".

Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они встречаются повсюду – в воде, почве, воздухе и т.д. Но человек при этом не обязательно заболевает. Каким же образом организм человека защищается?

Первыми на пути микробов встают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов вредных для здоровья. Если же патогенный микроорганизм проникает в организм, то в борьбу вступают другие “защитные силы” - фагоцитоз. ( Вспомните, что такое фагоцитоз? Кто его открыл?) .

Однако, решающую роль в борьбе с инфекциями играют особые вещества – антитела.

Антитела – это белковые соединения, синтезирующиеся в организме при попадании в него чужеродных веществ и микроорганизмов.

Антиген – чужеродное вещество, вызывающее образование антител.

Естественная защита от патогенных микроорганизмов:

  1. Кожа и слизистые оболочки.
  2. Фагоцитоз.
  3. Антитела.

Иммунитет – способность организма распознавать и обезвреживать чужеродные вещества или живые клетки и организмы. Термин “иммунитет” происходит от лат. immunitas – избавление, освобождение от чего-либо (в Древнем Риме это слово означало освобождение гражданина от какой-либо обязанности, повинности или службы).

Течение заболевания зависит не только от особенностей вызвавшего его микроорганизма, но и от устойчивости к нему человека. При проникновении микробов в организм человека возникает защитная реакция – совокупность биологических реакций, направленных на устранение любых повреждений организма, в том числе инфекции, и ее последствий.

Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Как вы считаете, есть ли особая защитная система в организме человека?

Правильно, это иммунная система.

Иммунная система состоит:

  • красный костный мозг;
  • тимус, или вилочковая (зобная) железа,
  • первичный орган иммунной системы;
  • лимфатические узлы;
  • селезенка.

Мы выяснили, какие органы входят в состав иммунной системы, но еще пока не знаем, какие виды иммунитета различают. Откройте пожалуйста стр.74, прочитайте второй и третий абзац. (частично-поисковый метод)

Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется клетками, называется…(клеточным)

Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью химических веществ – антител – называется… (гуморальным)

Клеточный иммунитет был открыт…(Мечниковым)

Гуморальный иммунитет был открыт…(Эрлихом) портреты

  1. Физкультминутка . Гимнастика для глаз
  2. Физиологическая сущность иммунитета ( объяснение учителя, демонстрация слайда, запись в тетрадь названий клеток)

Разновидности лейкоцитов

Но может ли человек своим вмешательством помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

В XVIII в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Люди с гладкой кожей, без оспенных рубцов встречалось редко. Давно было замечено, что работники ферм, имевшие дело с животными, болевшими коровьей оспой, никогда не заболевали натуральной оспой.

Эти наблюдения позволили английскому врачу Э. Дженнеру в 1776 г. предложить способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал в царапину на коже человека. Зараженный человек заболевал оспой в легкой форме. Привитые таким способом люди никогда не заболевали оспой.

Широкое практическое применение оспопрививания применялось без понимания его механизмов вплоть до работ выдающегося французского ученого Луи Пастера. В 1881г. он изучил действия возбудителя куриной холеры, обычно вызывающей 100% гибель. Луи Пастер сделал вывод, что ослабленные возбудители болезни, будучи введенные в организм, вызывают в нем способность сопротивляться против данного заболевания. Культуру ослабленных возбудителей он назвал вакциной.

  1. Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой

Проблемный вопрос: Смог ли Дженнер после удачного прививания объяснить механизм действия прививки?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd8a8763d57e/982623_4.jpg

В 1796 году Эдуард Дженнер сделал великое открытие. Он нашел средство предупреждения одной из самых страшных инфекционных болезней – натуральной оспы. При натуральной оспе кожа покрывается пузырями, наполненными бесцветной жидкостью. Позже пузыри вскрываются, и на их месте образуются струпья. В то время оспа поражала людей десятками тысяч. Оставшиеся в живых почти всегда оставались рябыми, а нередко и слепыми. Дженнер знал, что, однажды переболев оспой, человек не заражается ею повторно – становиться к ней невосприимчивым. Кроме того, он подметил, что доярки на фермах очень редко заболевают натуральной оспой. Объяснить причину этого ему помогло другое наблюдение. На вымени коров часто появляются пузыри, похожие на оспенные – это так называемая коровья оспа. Это навело Дженнера на предположение, что коровья оспа – легкая форма человеческой. При дойке больных коров в трещины кожи на руках доярок попадает жидкость из лопнувших пузырей. Это вызывает заражение оспой, которая протекает в очень легкой форме, незаметно для заболевших. Вот почему доярки не восприимчивы к натуральной оспе. Но предположение надо было проверить на практике. Дженнер втирал людям жидкость из оспенных пузырей коров через небольшие надрезы на коже. На месте прививки появлялся пузырек; вокруг него кожа краснела и припухала. Через несколько дней пузырек вскрывался и подсыхал. Эти прививки оказались безвредными. Зато люди, которым сделали прививки, становились невосприимчивыми к натуральной оспе.

Вклад Луи Пастера

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd8a8763d57e/982623_5.jpg

Сделать выдающееся открытие ученому помогла чистая случайность. Культуру возбудителя куриной холеры полагалось регулярно пересевать на свежий мясной бульон, в котором она охотно размножалась. Однажды Пастера отвлекли дела, и он забыл о ней на несколько недель, а обнаружив свою оплошность, полюбопытствовал: что произошло за это время с микробами? Выяснилось, что они потеряли способность убивать кур, но зато приобрели новое и очень ценное свойство: делали хохлаток невосприимчивыми к холере, подобно тому, как прививка коровьей оспы защищает людей от оспы натуральной. Так был найден популярный поныне способ предохранения от заразных заболеваний с помощью введения ослабленных возбудителей. Он оказался эффективным в борьбе со многими инфекциями и сыграл тем самым огромную роль.

Следует знать, что иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным заболеваниям. Некоторыми можно болеть много раз, как например ангиной. Важно помнить, что потеря способности вырабатывать иммунитет приводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита)

3. Вклад И.И.Мечникова

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/30/s_5bd8a8763d57e/982623_6.jpg

В декабре 1882 г. в Мессине (Италия) Илья Ильич Мечников успешно завершил эксперименты, которые привели к открытию фагоцитоза. В 1883 г. выступил на Одесском съезде врачей и естествоиспытателей с речью "О целебных силах организма", в которой впервые была сформулирована фагоцитарная теория. Работе над этой теорией Мечников посвятил 25 лет. С 1888 г. Мечников работал в Интитуте Пастера в Париже, где возглавлял одну из лабораторий. Фагоцитарная теория, поначалу имевшая много противников, в том числе в лице таких видных ученых, как Роберт Кох и Эмиль Беринг, впоследствии получила международное признание. В 1908 г. И. Мечникову (Россия) и П. Эрлиху (Германия) присуждается Нобелевская премия за работы по иммунизации (теория иммунитета).

Какие прививки делали вам в течение жизни? Вы когда-нибудь интересовались вопросом, зачем вам делают прививки? (ответы учащихся)

http://bio.1september.ru/2000/06/6.jpg

IV. Закрепление -5 мин.

Выполнение теста. Взаимопроверка

Какие ошибки вы допустили?

Оценивание тестовой работы. Общая оценка результата работы на уроке.

Что Вы знаете об иммунитете?

Что нового Вы узнали об иммунитете?

Заполняется графа, что нового узнали.

С какими трудностями вы столкнулись сегодня на уроке?

Испытывали ли вы чувство дискомфорта на уроке?

Какие пожелания вы можете высказать одноклассникам и учителю?

V. Домашнее задание : дифференцированный подход к учащимся с различной учебной мотивацией.

Чтобы разобраться с этим, сначала нужно понять, как иммунная система устроена и какие бывают виды иммунитета.

по теме


Мнение

Кто отвечает за работу различных видов иммунитета?

  • Костный мозг. Это центральный орган иммуногенеза. В костном мозге образуются все клетки, участвующие в иммунных реакциях.
  • Тимус (вилочковая железа). В тимусе происходит дозревание некоторых иммунных клеток (Т-лимфоцитов) после того, как они образовались в костном мозге.
  • Селезенка. В селезенке также дозревают иммунные клетки (B-лимфоциты), кроме того, в ней активно происходит процесс фагоцитоза — когда специальные клетки иммунной системы ловят и переваривают проникших в организм микробов, фрагменты собственных погибших клеток и так далее.
  • Лимфатические узлы. По своему строению они напоминают губку, через которую постоянно фильтруется лимфа. В порах этой губки есть очень много иммунных клеток, которые также ловят и переваривают микробов, проникших в организм. Кроме того, в лимфатических узлах находятся клетки памяти — это специальные клетки иммунной системы, которые хранят информацию о микробах, уже проникавших в организм ранее.

Таким образом, органы иммунной системы обеспечивают образование, созревание и место для жизни иммунных клеток. В нашем организме есть много их видов, вот основные из них.


по теме


Эпидемия

Учёные выяснили, как вирусы обманывают иммунитет

Как наша иммунная система понимает устройство антигена и подбирает подходящее для него антитело?

После этого успешно справившийся с задачей B-лимфоцит превращается в плазматическую клетку и начинает в большом количестве синтезировать антитела. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и связываются со всеми проникшими бактериями, вызывая их гибель. Кроме того, бактерии с прилипшими антителами гораздо быстрее поглощаются макрофагами, что также способствует уничтожению инфекции.

Есть ли еще какие-то механизмы?

Специфический иммунитет не был бы столь эффективен, если бы каждый раз при встрече с инфекцией организм в течение двух недель синтезировал необходимое антитело. Но здесь нас выручает другой механизм: часть активированных Т-хелпером В-лимфоцитов превращается в так называемые клетки памяти. Эти клетки не синтезируют антитела, но несут в себе информацию о структуре проникшей в организм бактерии. Клетки памяти мигрируют в лимфатические узлы и могут сохраняться там десятилетиями. При повторной встрече с этим же видом бактерий благодаря клеткам памяти организм намного быстрее начинает синтезировать нужные антитела и иммунный ответ запускается раньше.

Таким образом, наша иммунная система имеет целый арсенал различных клеток, органов и механизмов, чтобы отличать клетки собственного организма от генетически чужеродных объектов, уничтожая последние и выполняя свою главную функцию — поддержание генетического гомеостаза.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Иммунитет – это способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, вирусов, а также инородных тел и веществ.

Очень важную роль в формировании иммунитета играет тимус, или вилочковая железа. Она находится за грудиной и хорошо функционирует только у детей.

thymus.jpg

Виды иммунитета:

1. Естественный иммунитет:

1) врождённый – люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Он передаётся от родителей.

2) приобретённый – если человек уже перенес инфекционную болезнь, то в его организме тоже образуются антитела. Если этот же возбудитель через некоторое время снова окажется в организме, он тут же уничтожается. Поэтому люди, перенесшие в детстве корь или ветрянку, обычно повторно ими не болеют.

2. Искусственный иммунитет:

1) активный – чтобы уберечь человека от заражения какой-либо инфекционной болезни человеку делают прививки – вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет. Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела.

2) пассивный – если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание .

Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).

Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.

Различают ещё 2 типа иммунитета: специфический и неспецифический .

1) неспецифический иммунитет: защитные реакции возникают на любой антиген.

Защиту обеспечивают покровы тела, которые являются мощным механическим барьером для большинства микроорганизмов.

Секреты слюнных желёз выделяют вещество с сильным бактерицидным свойством – лизоцим.

Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови:

2) специфический иммунитет: образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. Может быть врождённым или приобретённым. В этих реакциях участвуют Т- и В-лимфоциты.

Т-лимфоциты созревают в вилочковой железе, узнают и поражают чужеродные бактерии, пересаженные ткани и собственные раковые клетки. Таким образом они обеспечивают специфический клеточный иммунитет.

В-лимфоциты созревают в лимфатических узлах и участвуют в выработке специальных белков – антител, способных нейтрализовать определённые антигены. Таким образом они обеспечивают специфический гуморальный иммунитет.

Дефекты иммунной системы : недостаточная активность иммунной системы – иммунодефицит, или усиленная её реактивность, чувствительность к некоторым веществам – аллергия.

При наследственных иммунодефицитах организм погибает. Приобретённые иммунодефициты возникают из-за: радиации, химического отравления, голодания, травм, воспалений, СПИД. При этом невозможны специфические иммунные реакции.

При аллергии возникает усиленный иммунный ответ. Его вызывают пищевые, микробные, белковые и другие биологические или синтетические вещества (аллергены). При первом попадании аллергенов в организме вырабатываются антитела, а после второго – образуется комплекс этого аллергена с уже имеющимися антителами. При его распаде выделяются токсические вещества.

Аллергия сопровождается шоком, судорогами, падением давления, расстройствами дыхания и сердечной деятельности. Хроническими аллергическими заболеваниями являются: бронхиальная астма, диатезы, некоторые поражения кожи (экземы, крапивница), аллергические риниты (насморки).

Бактерия

Пожалуй, каждый знает, насколько важным является иммунитет человека. Но далеко не все представляют, что означает это понятие. В основном оно ассоциируется у людей с защитой организма, что не совсем верно. Иммунитет человека – это способность организма сопротивляться различным болезнетворным влияниям, в частности инфекционным агентам и вредным бактериям. Благодаря иммунной системе, постоянно поддерживается состояние невосприимчивости к определенным микроорганизмам, а также к их продуктам жизнедеятельности. Компоненты иммунной системы распознают и разрушают чужеродные структуры (антигены), которые попадают из внешней среды или становятся опасными изнутри. Реакция иммунной системы организма на внедрение вирусов, грибов, паразитов, как правило, незамедлительная. Как только микроб попадает в организм, к нему устремляются иммунные клетки.

Общая сопротивляемость организма

В результате вокруг микроорганизма формируется очаг воспаления, который с одной стороны является барьером, направленным на предотвращение распространения возбудителя, а с другой – предупреждает организм о вторжении чужеродного агента. Далее происходит распознавание опасного агента и выработка факторов защиты против конкретного микроба, а также его частичное разрушение. Кроме того, формируется иммунологическая память о данных процессах, благодаря которой при следующей атаке этого микроба (антигена) запуститься сигнал для распознавания его особыми клетками иммунной системы. После того, как микроб изолирован и распознан, он подвергается полному уничтожению.

Клеточный и гуморальный иммунитет

Все защитные реакции в организме осуществляются за счет разных компонентов иммунитета: клеток и белков. Макрофаги и некоторые лимфоциты формируют клеточное звено. Причем макрофаги захватывают и переваривают чужеродные структуры, а затем передают информацию об этом лимфоцитам. В клеточном звене образуется клон лимфоцитов (разновидность белых клеток крови), который обладает способностью разрушать мембраны, так называемых клеток-мишеней, где имеются чужеродные структуры. Гуморальный иммунитет человека обеспечивается специфическими белками (антителами). Его действие реализуется через В-лимфоциты, которые еще не контактировали с антигенами, но после контакта они начинают активно вырабатываться антитела (иммуноглобулины, Ig), которые действуют на чужеродный агент. Эти белки обладают свойством прилипать к некоторым компонентам микроба, приводя к его разрушению или быстрому выведению из организма. Есть несколько видов антител, и каждый выполняет свою специфическую функцию.

Роль иммуноглобулинов

Антитела делятся на несколько классов: иммуноглобулины А, E, D, G, M. Иммуноглобулины типа А участвуют в первичном поверхностном контакте с микробами, в частности препятствуют проникновению микробов в организм, формируют антитоксический иммунитет. Они способны создавать особые полимерные формы – секреторный иммуноглобулин А. Именно этот иммуноглобулин препятствует прикреплению чужеродного агента к клеткам пограничных тканей (слизистых оболочек). Благодаря иммуноглобулинам типа G и M осуществляется защита организма от уже проникших внутрь инфекционных агентов. Ранними защитными белками являются иммуноглобулины М, а иммуноглобулины класса G являясь основным фактором гуморального звена иммунитета человека, отвечают за выздоровление организма в целом. К тому же, иммуноглобулины этого класса могут на протяжении долгого времени защищать от повторного внедрения различных микроорганизмов. Иммуноглобулины Е несут ответственность за возникновение аллергической реакции.

Функции интерферонов

В ответ на действие различных антигенов (к примеру, вирусов) клетки иммунной системы образуют сложные белковые соединения – интерфероны, которые осуществляют ряд защитный функций. Выделяют несколько типов интерферонов. Стоит отметить интерфероны 1 типа – альфа, которые обладают противовирусным эффектом. Человек, после инфицирования вирусным агентом некоторое время еще не знает о болезни (продромальный период инфекции). Но интерфероны альфа уже проявляют заботу. Они способны создавать невосприимчивость клеток к инфицированию вирусами, а в уже поврежденных клетках – блокируют размножение вирусов.

Механизм действия альфа-интерферонов

Интерферон

Вирусы покрыты оболочкой, защищающей располагающиеся внутриядерные молекулы ДНК или РНК. Когда они проникают в клетку, оболочка разрушается и происходит производство вирусных белков. Формируется вирусное потомство – иногда миллионы новых копий вируса. Воспроизведенные таким образом вирусы ищут новые клетки. А пораженные клетки человека, как правило, погибают. Альфа-интерфероны устремляются к клетке с вирусом, запуская ряд сигнальных реакций и не дают вирусу возможности синтезировать собственные белки для начала размножения. Кроме того, альфа-интерфероны вступают в контакт с соседними клетками, изменяют свойства их мембран таким образом, что они становятся невосприимчивыми к атакам вирусов. К тому же, интерфероны 1 типа корректируют и восстанавливают иммунитет, а также помогают иммунной системе бороться с антигенами. Иммуномодулирующий эффект альфа-интерферонов заключается в том, они регулируют экспрессию белков HLA, участников формирования иммунного ответа, и чувствительность к информационным белковым молекулам (цитокинам), определяющих выживаемость иммунных клеток. Они также повышают активность естественных киллеров, которые устанавливают с пораженной клеткой прямой контакт и уничтожают ее. Помимо этого интерфероны усиливают действие макрофагов, которые захватывают чужеродные частицы и переваривают их. Интерфероны 1 типа увеличивают и стимулируют рост иммунных клеток, усиливая борьбу иммунной системы против возбудителей самых разных заболеваний.

По материалам:

“Иммунология в клинической практике”, К.А. Лебедев, И.Д.Понякина.

“Вторичные иммунодефициты: необходимость корректной диагностики и адекватной интерфероно- и иммунотерапии”, И.В. Нестерова.

Читайте также: