В центре ойкумены конспект урока 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Класс: 6 класс
Автор: Струков Дмитрий Васильевич это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 2.99 Mb

Конспект урока для 6 класса по курсу

Тема урока: Второй Рим. Век Византии.

Тип урока:изучение нового материала

Дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев; подвести учащихся к пониманию особенностей императорской власти в Византийской империи;

Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи;

Продолжить развитие умения раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты; продолжить формирование умений изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой карты.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний:беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Основные понятия и термины темы урока:Константинополь, Византия, ойкумена, ромеи, всилевс, сенат, димы, крестово-купольный храм, мозаика, икона.

План изучения нового материала:

Возникновение и особенности развития Византии;Власть императора;Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.Культура Византии.Ход урока

Виды деятельности на уроке

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

Рассказ учителя с элементами беседы

I этап. Организационный момент.

Приветственное слово учителя, знакомство учителя с классом. Проверка наличия учебников, тетрадей, атласов.

IIэтап. Изучение нового материала.

Возникновение и особенности развития Византии.

- Когда и кто перенес столицу Римской империи в Константинополь?(330 год, Константин Великий)Почему?

- Когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную?(395 год)

Учитель:Итак, изучая историю Древнего мира в прошлом году, мы с вами узнали, что в 330 году римский император Константин Великий – первый император-христианин – основал город Константинополь на месте древнегреческой колонии Византий. Своей новой столице Константин дал гордое имя Новый Рим.

Византийцы считали себя ромеями, то есть римлянами, державу – ромейской, императора – василевса – продолжателем традиций римских императоров.

Огромная Римская империя в 395 году была разделена на два государства – Восточную империю и Западную.

Под ударами варваров в 476 году Западная римская империя пала. Восточную же империю, по названию ее главного города, стали называть Византией. Судьба этого государства оказалась более счастливой. Оно смогло просуществовать еще тысячу лет.

Покажите на карте Италию, Рим, территорию Римской империи, Западную Римскую империю, Восточную Римскую империю, страны и области, которые вошли в состав Восточной Римской империи.

Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала еще более тысячи лет?

- в Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной римской империи;

- между городом и деревней сохранился торговый обмен;

- в городах существовали торговля и ремесла;

- Император имел возможность содержать армию и флот;

- Византия могла отбивать натиск внешних врагов.

Учитель:Император обладал почти неограниченной властью:

- мог казнить подданных;

- конфисковать их имущество;

- смещать и назначать на должность.

Император издавал законы, был высшим судьей, руководил армией, определял внешнюю политику государства.

Но император не был собственником всех земель империи, хотя его владения были огромны.

Империя для византийцев – самое совершенное государственное устройство, олицетворение гармонии и порядка. Идея имперской власти была унаследована от Рима, где государство – высшая ценность, император – господин.

Римский император обязан был подчиняться закону. К этому же стремились и в Византии.

Христианство придало священный характер имперской власти. Христианская церковь утверждала, что власть дана императору Богом. Следовательно, основой византийской государственности являлось христианство. Светская и духовная власть должны быть слиты воедино и действовать в одном направлении, т.е. образовывать симфонию. Император был не только мирским правителем, но и главой церкви.

Качества, которыми должен был обладать император Византии:

- талантом государственного деятеля;

- проявлять усердие в вере.

Император считался смертным человеком, следовательно, его не обожествляли до конца, и ему постоянно надо было думать о своей ответственности перед подданными.

В то же время для общества, простых людей император – подобие Отца Небесного. Подражание Отцу Небесному было важной обязанностью императора. Дворцовый ритуал был этому подчинен. Император никогда не стоял на полу, всегда был на особом возвышении.

Непрочность положения императорской власти усиливалась и тем, что в Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству. Судьба многих императоров была трагичной (ослеплен, утоплен, отравлен, заточен в монастырь), а срок царствования – коротким. Неугодных императоров смещали, но сама императорская власть была неприкосновенной.

Самый важный пост мог занять и человек низкого происхождения. Власть императора считалась божественной, поэтому происхождение человека и его прежние занятия не имели никакого значения.

Имперская власть и общество

От Римской империи Византия унаследовала элементы республиканского строя.

Что такое республика?

Учитель: Первоначально в Византии был Сенат, государственный совет и организации свободных граждан – димы. Сенат подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. В V – VIвв. большие права получили димы:

- они участвовали в торжествах;

- участвовали в провозглашении императора.

Формально император выбирался Сенатом, армией и народом, но на самом деле императора выдвигали Сенат и воинская аристократия.

Император нарекался василевсом (царем), а также автократом (самодержцем). Имперская власть отнимала у общества следующие права:

- право участия в политической жизни общества.

Сильная централизация, самодержавие помогали Византии сохранить свою целостность. Но византийская имперская власть проявляла не только силу и могущество, но и слабость. Возможности императоров не были безграничны:

- император был скован в реформаторской деятельности;

- император являлся только хранителем традиций и обычаев;

- власть ориентировалась на прошлое и была изолирована от общества.

Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

Учитель:Юстиниан I (527-565 гг.) родился около 482 года в семье бедного крестьянина. В Константинополь Юстиниан был приглашен своим дядей Юстином, который в то время был очень влиятельным придворным. Юстиниан получил хорошее образование, дядя нашел ему должность при дворе.

В 518 году Сенат, жители Константинополя и гвардия провозгласили старого Юстина императором, а тот в свою очередь назначил свои соправителем Юстиниана (т.е. своего племянника). В 527 году – после смерти дяди – 45-летний Юстиниан стал самодержцем империи ромеев.

Юстиниан получил власть в очень трудное время:

- от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империи образовались варварские королевства;

- местная знать чинила произвол, крестьяне не обрабатывали землю, разбегались;

- в городах часто происходили бунты;

- в империи наметился финансовый кризис.

Необходимо было спасать империю. Юстиниан отчетливо понимал, что спасти империю можно, только предприняв решительные меры. Эту миссию силы мог выполнить только Юстиниан, так как, будучи православным христианином, богословом и политиком, он был чужд роскоши и всевозможных удовольствий.

Начало правления Юстиниана отмечается:

- раздачей средств бедным;

Укреплялись позиции христианской церкви. В Афинах была закрыта платоновская Академия. Начались гонения иудеев, самаритян.

Самое главное и важное событие начала правления Юстиниана – реформа права. В 528 году была учреждена комиссия из самых опытных государственных деятелей и юристов. Комиссия подготовила собрание императорских указов:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Основания для
сравнения
Столица и её
местонахождение
Какой язык главный
Западная часть
Восточная часть
Рим, р. Тибр
Константинополь,
Босфорский пролив
греческий
Хозяйственная
жизнь: состояние
городов, земледелие,
торговля
Города пустели,
земли заброшены,
сокращалась
торговля
латинский
сохранились
оживлённые,
многолюдные города,
торговля процветала,
развито ремесло,
земледелие

• сохранились оживлённые,
многолюдные города:
Константинополь,
Александрия, Антиохия,
Иерусалим, где
развивалось ремесло и
торговля.
• Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из
Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное.

12. Христианская империя

• 313 г. • 381 г. • Как была устроена христианская церковь в Византии?
Ответ зарисуйте в виде схемы.
• Дайте объяснения словам: миряне, монахи, монастыри
• Почему Византию называют христианской империей?

13. Власть императора

• Каким объемом власти обладал император?
• Как император получал власть?
• Какими качествами должен был обладать император?
• Какую роль в управлении государством играла церковь?

14. Власть императора

• Император выступал в
расшитых золотом и
жемчугом шёлковых
одеждах, с венцом на
голове, золотой цепью на
шее и скипетром в руке.

15. Власть императора

Император обладал
огромной властью:
1. Мог казнить подданных
2. Конфисковать их имущество
3. Смещать и назначать на должность людей
4. Издавал законы
5. Был высшим судьёй
6. Руководил армией
7. Определял внешнюю политику

16. Римляне, ромеи, византийцы?

• Что общего между этими названиями?
• Что давало право византийцам считать себя
подлинными наследниками Римской империи?

Конспекты по всеобщей истории 6 класс собраны по порядку на этой странице. Они помогут вам наглядно показать учебный материал на своих уроках, а ученик с их помощью сможет самостоятельно изучить любую тему урока по видео или конспекту. Это готовые материалы для учителя всеобщей истории, которые можно удобно использовать на каждом своем уроке.


17. Горожане и их образ жизни

Всемирная история 6 класс ФГОС


16. Торговля в средние века

Всемирная история 6 класс ФГОС


15. Формирование средневековых городов

Всемирная история 6 класс ФГОС


14. Средневековая деревня и ее обитатели

Всемирная история 6 класс ФГОС


13. В рыцарском замке

Всемирная история 6 класс ФГОС


12. Культура стран халифата

Всемирная история 6 класс ФГОС


11. Арабский халифат и его распад

Всемирная история 6 класс ФГОС


10. Возникновение ислама

Всемирная история 6 класс ФГОС


9. Образование славянских государств

Всемирная история 6 класс ФГОС


8. Культура Византии

Всемирная история 6 класс ФГОС


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Здесь собраны методические разработки конспектов уроков по истории для учащихся 6 класса.

Конспекты уроков по истории России 6 класс Данилов, Косулина ФГОС

Конспекты уроков по истории средних веков, 6 класс

Дидактические материалы по истории для 6 класса.

Календарно - тематическое планирование уроков истории для 6 класса

История 6 класс

Конспект урока

Урок истории по теме "Принятие Русью христианства" в 6 классеТип урока: урок усвоения новых знаний. Цель урока: сформировать представления детей о принятии Русью христианства. Задачи: 1. Выяснить сущность и причины возникновения христианства у восточных славян, общие черты и различия между язычеством и христианством. 2. Сопоставляя различные суждения о князе Владимире, обосновывать его поступки и действия, определять черты его характера. 3. Уметь читать историческую карту, работать с иллюс.

Конспект урока истории в 6 классе

Конспект урока истории в 6 классе

Урок истории в 6 классе по теме: "Расцвет русского государства при Ярославе Мудром"Описание: данная разработка предназначается для учителей истории общеобразовательных школ. Это классический вариант комбинированного урока, который включает разнообразные задания, смену видов деятельности, работу с электронными ресурсами, историческими документами, вариативное домашнее задание. Урок подготовлен по учебнику истории России под ред. Данилова, Косулиной, 6 класс Поскольку я работаю в специальной школе.


Разработка урока "Среднекаменный век на территории Казахстана" для учащихся 6 классов по истории КазахстанаФИО - Морозова Анна Викторовна Должность - учитель истории Место работы - ГУ "Основная общеобразовательная школа №14 отдела образования акимата города Костаная" Материал полезен для учителей истории. Цель: сформировать у учащихся представление о среднекаменном веке - мезолите: особенностях эпохи, занятиях людей эпохи. Задачи: развивать навыки разговорной речи, самостоятельного мышлен.

Урок по всемирной истории

Разработка урока "Культура древнего Китая" для учащихся 6 классов по всемирной истории. Материал полезен для учителей истории.Цель: сформировать у учащихся представление о культуре древнего Китая. Задачи: развивать навыки разговорной речи, самостоятельного мышления и общего кругозора учащихся. воспитывать познавательный интерес к истории, обращая внимание на героизм сакских племен, формировать у учащихся чувство патриотизма. 1.Организационный этап Здравствуйте учащиеся! Садитесь. 2. Подгот.

Читайте также: