Коран и сунна конспект урока 4 класс

Обновлено: 20.05.2024

Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать.

Дмитрий Иванович Писарев

Тип урока:урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся со Священной книгой мусульман,раскрыть основное содержание Корана, расширить их словарный запас;
    • сформировать представления о хадисах;
    • развивать мышление, внимание, речь;
    • развивать умение правильно обобщить данные и сделать вывод;
    • воспитывать доброту, толерантное отношение к окружающим и уважение к религиозным традициям;
    • воспитывать нравственные качества: ответственность, отзывчивость, человеколюбие, доброту;

    Формы и виды деятельности: просмотр презентации по теме урока, беседа,
    устный рассказ на тему, знакомство с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

    Основные понятия и термины: Коран, джузы, суры, айяты, хафиз (хафизы), хадисы, сунна.

    • компьютер, проектор,
    • классная доска;
    • Кулаков А.Е., Дымина Е.В., Теплова Е.Ф., Ярлыкапов А.А. "Основы исламской культуры": книга для учителя; Методическое пособие/Научн. ред. Ю.А.Горячев. –М.:ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера, 2014. – 108с.
    • таблица с новыми понятиями и их значениями;
    1. Организационный момент.
    2. Священная книга – Коран.
    3. Состав Корана.
    4. Физкультурная минутка.
    5. Коран учит …
    6. Сунна.
    7. Хадисы.
    8. Контроль знаний. Домашнее задание.

    1. Организационный момент

    Учащиеся: Ответы, краткое обсуждение.


    Давайте посмотрим на эту картинку, и попытаемся определить, какая из книг относится к той или иной религии.

    Учащиеся: Ответы, краткое обсуждение.

    Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со священной книгой мусульман – Кораном, Сунной, мы узнаем о чем в них говорится, как был передан Коран пророку Мухаммаду.

    2. Священная книга – Коран.

    Учитель показывает слайд 2.


    – Как вы думаете, ребята, чем же особым отличается это книга для мусульман?

    Учащиеся: Ответы, краткое обсуждение.

    3. Состав Корана

    Рассказ учителя о составе Корана. (Показ слайда 3)


    Показ слайда 4.



    – Ребята, а знаете ли вы, как появился Коран?

    Объяснение учителя (показ слайда 5)


    Мусульмане считают, что Коран был передан Мухаммаду ангелом Джибриилом в течение 23 лет. Сначала аяты мусульмане запоминали устно, а потом стали записывать на коже, верблюжьих лопатках, камнях. Затем весь текст Корана записали на пергаменте в виде отдельной книги, которая стала канонической, что значит не подлежащей какому-либо исправлению. Текс записан был на арабском языке, то есть на том языке, на котором ,говорил пророк Мухаммад. В наше время, мусульмане живут в разных уголках Земли, и далеко не все знают и умеют читать на арабском языке. Поэтому в целях понимания Корана теми, кто не знает арабский язык, существует переводы этой книги на другие языки. Особым почтением пользуются люди, знающие Коран наизусть, их называют хафизы (или хранители).

    Слушание и обсуждение услышанного с ребятами.

    Физкультурная минутка

    МЫ УСТАЛИ, ЗАСИДЕЛИСЬ

    Мы устали, засиделись,
    Нам размяться захотелось.
    Отложили мы тетрадки,
    Приступили мы к зарядке
    Одна рука вверх, другая вниз, (рывками менять руки)
    То на стену посмотрели,
    То в окошко поглядели.
    Вправо, влево, поворот,
    А потом наоборот(повороты корпусом)
    Приседанья начинаем,
    Ноги до конца сгибаем.
    Вверх и вниз, вверх и вниз,
    Приседать не торопись! (Приседания)
    И в последний раз присели,
    А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)
    Учитель: Ребята, а теперь можете встать подойти к столу и подержать в руках настоящий Коран, помня о том, что это священная книга для мусульман.
    – А теперь ребята, давайте, подумаем над вопросом: если автор Корана Бог, то для чего Ему нужно было создавать такую книгу?
    Учащиеся: Ответы и краткое обсуждение
    Учитель: (обобщает) Через тексты, написанные в Коране, Бог хочет научить людей жить, основываясь на правде.
    Поэтому, можно сказать, что Коран является настольной книгой каждого мусульманина, так как дает ответы, на все вопросы, возникающие в жизни человека.
    Например:
    – мусульманин должен быть искренен
    – мусульманин должен сохранять чистоту, непорочность, то есть даже в мыслях не совершать плохих поступков.
    – мусульманин долженбыть щедрым.
    – мусульманин с почтением относится к родителям
    – жизнь мусульманина неразрывно связана с трудом.

    Показ слайда 7



    Далее приводится в пример хадисы о родителях (показ в виде слайда 8):

    Слушай молча их (родителей), когда они разговаривают с тобой — постигнешь мудрость.
    Встань, когда они встают,
    Выполняй то, что они велят тебе, если это не грешно перед Аллахом
    Не ходи без нужды впереди них,
    Не повышай голос, выше их голосов.
    Отвечай, когда они зовут тебя,
    Старайся всеми путями достичь их довольства ,
    Отпусти перед ними крыло смирения, обходись с ними просто и мягко
    Не делай для них что-либо из одолжения
    Не смотри на них искоса, они все равно выше перед Аллахом, чем ты.
    Не смотри им в лицо нахмурившись, ведь злость не украсила никого.
    Не отправляйся путешествовать без их благословления, и твое путешествие принесет тебе пользу.
    Не оставляй их в одиночестве и сам не останешься один.
    Заботься об их благополучии — будешь благословен.
    Помни, что молитва родителей принимается Аллахом, молись за них и обретешь счастье в обоих мирах!

    Учитель: А теперь ребята возьмите листы бумаги, нарисуйте листочек дерева, которое вам больше всего нравится, и впишите в нем, то лучшее качество, на ваш взгляд, которое формирует, воспитывает в каждом мусульманинеСвященная книга – Коран. К доске выходят поочередно ребята и прикрепляют свои листочки к дереву, получается красивое, дерево, утопающее в листочках.
    – Итак, ребята, о чем сегодня мы с вами говорили?

    Учащиеся высказываются, учитель обобщает.

    – Коран, так же как и священные книги других мировых религий, учит нас тому, как нужно себя вести, помогает определить верный путь, учит отличать добро от зла, помогает любить и уважать людей.

    Домашнее задание: составить кроссворд из основных понятий и терминов, о которых мы говорили на уроке. Побеседовать с родителями, о том, что узнали на уроке.

    Педагогический анализ урока:

    Цели урока:

    – познакомить учащихся со Священной книгой мусульман,раскрыть основное содержание Корана, расширить их словарный запас;
    – сформировать представления о хадисах;
    – воспитывать доброту, толерантное отношение к окружающим и уважение к религиозным традициям;
    – воспитывать нравственные качества: ответственность, отзывчивость, человеколюбие, доброту;

    В выборе темы руководствовалась формированием среди учеников атмосферы взаимопонимания и уважения ко всем религиям и культурам, развитием и закреплением навыков понимания иной культуры и позитивного отношения к ней. На примере священной книги мусульманского народа хотелось продемонстрировать то, что этика священных писаний всех религий имеет сходную, почти одну основу духовных и нравственных идеалов, когда речь идет о понимании добра и зла, отношении между людьми, отношении к старшим, родителям и т.д. В завершении хотелось бы представить несколько пособий для детей по исламской культуре. ( слайд №9)

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Гвоздевой Натальи Владимировны

    МБОУ СОШ№4 г. Урай

    Тема урока: Коран и сунна.

    Цель урока: формирование представлений о Коране и Сунне как о священной книге и предании мусульман.

    Задачи урока:

    Раскрыть основное содержание Корана.

    Сформировать представление о хадисах.

    Развивать умения правильно обобщать данные и сделать вывод.

    Развивать у учащихся навыки культуры диалога, дискуссии.

    Оборудование:

    Виды учебной деятельности:

    Форма: беседа, диалог.

    I . Организационный момент.

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? Садитесь.

    - Объясните значение слов: Мусульманин, Аллах, ислам, халифы, хиджра.

    - Назовите, какие качества были свойственны Мухаммаду.

    - Расскажите о переселении Мухаммада из Мекки в Ясриб.

    - Расскажите, как выглядит Мечеть пророка Мухаммада в Медине.

    - Какие правила поведения людей утвердились благодаря пророку Мухаммаду?

    - Как называется священная книга мусульман?

    II . Изучение новой темы.

    -Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

    - Коран – главная книга мусульман. Она состоит из 114 сур , или глав, а каждая сура состоит из аятов, или стихов. Самая короткая сура состоит из трёх аятов . А самая длинная включает 286 аятов .

    - Ангел Джибраил передавал Священный Коран пророку Мухаммаду в течении 23 лет. Коран был ниспослан с небес на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульманы запоминали устно со слов самого пророка.

    - Потом Коран стали записывать на коже, верблюжьих лопатках, камнях. Затем весь текст Корана записали на пергаменте в виде отдельной книги.

    - О чём говорится в Коране?

    Бог один и един, кроме него нет других божеств.

    Мусульманин должен верить в ангелов.

    Верить в Священные Писания.

    Верить в посланников Бога.

    Верить в наступление Судного дня.

    Верить в жизнь после смерти.

    Коран учит отличать добро от зла, мир от вражды.

    - В Коране можно найти множество исторических рассказов. Описание рая и ада. Как человек должен себя вести, устраивать свою жизнь в семье.

    - Чтобы стать разносторонне развитым человеком, каждый из нас должен читать много других книг. Это и учебники, и научная литература, и художественные произведения.

    - Коран читают во время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски хотя бы одну суру из Корана. Его читают когда мусульмане собираются вместе по случаю праздника, свадьбы, поминок, посещают могилы предков или отправляются в дальний путь.

    - Если человек не знает арабского языка, но хочет узнать, что написано в Коране, то он может прочитать эту книгу в переводе на русский или другой родной язык.

    Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

    Хвала Аллаху, господу миров

    Властелину Дня суда!

    Тебе одному мы поклоняемся и просим помочь!

    Веди нас прямым путём,

    путём тех, кого Ты облагодетельствовал, -

    не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

    - Мусульмане бережно относятся к книге Корана, и к любым записям Корана на бумаге. Коран всегда хранится в доме на самом почётном месте.

    - Человек, знающий Коран наизусть по-арабски пользуется особым уважением. К нему обращаются за советом, его приглашают в гости. К чтению Корана прибегают, чтобы найти исцеление от болей и страданий.

    - Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого пророка Мухаммада. Из неё мусульмане знают о его жизни, поступках, нравственных качествах и внешнем виде.

    - Сунна занимает в исламе второе место после Корана. Она объясняет содержание Корана, дополняет его и учит как нужно поступать в тех или иных случаях. Слова пророка записанные в Сунне , называют арабским словом – хадисы , то есть рассказы.

    - Мусульмане внимательно читают и изучают хадисы. Собиратели хадисов пользовались уважением во все времена.

    III. Работа по учебнику.

    - Читая текст по учебнику стр.22 – 25, каждой группе найти ответ на вопрос и обсудить.

    1-2 группы – О чём говорится в Коране?

    3 – 4 группы – Как был передан Коран пророку Мухаммаду?

    5-6 группы – О чём рассказывает Сунна?

    2. Закрепление.

    IV. Рефлексия.

    - Наш урок на этом заканчивается. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями, что вам больше всего запомнилось на сегодняшнем уроке?

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Научить устанавливать взаимосвязь между религиозной ( исламской) культурой и поведением людей.

    Воспитывать такие нравственные человеческие качества, как: доброта, милосердие, честность, порядочность.

    Сформировать правильное мировоззрение учащихся.

    Оборудование:

    рисунки с изображением священных книг других религий;

    I.Вступительная часть урока.

    -Мы живем в замечательной стране – Россия. Россию мы любовно называем Родиной, потому что мы в ней родились. Мы ее уважительно зовем Отечеством, потому что наши деды и прадеды здесь жили, работали и защищали свою Землю для следующих поколений.

    -Когда особенно проявилась их любовь к Родине? (В годы Великой Отечественной войны.)

    В этом году 9 мая наша страна отмечает 70летие дня победы в Великой Отечественной войне.

    -В1941 году, когда фашисты напали на нашу землю, все народы встали как один и защитили ее.

    -Какие национальности живут в нашей стране?

    -Наша страна многонациональна.

    -Какие же народности живут в нашей стране? В России проживает 195 народностей

    -Каждый народ имеет свою культуру и свои традиции.

    -Что такое культурные традиции?

    -Какие традиции нашего народа вы можете назвать?

    II.Повторение раннее изученного.

    1.Фронтальный опрос.

    -А какие мировые религии существуют?

    -Какую религию исповедуют в основном люди нашей национальности?

    -Кто основал ислам?

    Город, в котором родился мусульманский пророк.

    Имя одного из мусульманских пророков.

    Главная мечеть Мекки -Аль-.

    Главная мусульманская святыня, имеющая кубическую форму.

    Мусульманское учебное заведение, где преподают основы исламской религии.

    Здание. в котором мусульмане совершают молитву

    Как звучит на арабском слово покорность?

    Город, в котором проповедовал и похоронен мусульманский пророк.

    III. Объявление темы урока.

    -Постепенно не только арабы, но и другие народы приняли ислам, и они стали жить по законам Корана и Сунны.

    IV.Объяснение темы – Коран.

    -Что у нас на экране?

    -У кого дома есть Коран?

    Коран -главная священная книга мусульман.

    Как, по мнению мусульман, Коран появился на земле?

    Расскажите, пожалуйста, об этом.

    -Мусульмане считают, что Коран был ниспослан Аллахом через пророка Мухаммада. Он получал Коран в течение 23 лет. Коран написан на классическом арабском языке.

    Он состоит из 114 сур (глав), которые в свою очередь состоят из аятов (стихов).

    3.Работа в словариках.

    Запишите в словариках новые слова.

    Русский перевод мы сейчас прочитаем.

    5.Объяснение смысла Корана.

    -Так о чем же говорится в Коране и чему учит Коран?

    Коран учит отличать добро от зла, а верный путь от заблуждения.

    В Коране прописаны правила поведения и нормы жизни мусульман, т. е. в Коране написано, как должен жить мусульманин, что он может делать, а чего ему нельзя делать.

    6.Чтение аятов из Корана и работа над их содержанием.

    -Сейчас мы прочитаем несколько аятов из Корана и попробуем понять их смысл.

    Коран, 17:23 — 24

    . И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму.

    Коран, 17:23 — 24

    . И к родителям — добродеянье. Если один из них иль оба достигнут старости, не говори ни слова им неуваженья, и не ругай их, но говори по-доброму.

    И кто способствует благому делу,

    Тот от него получит долю;

    А кто способствует дурному,

    Получит долю в бремени его.

    Кто делает добро,

    Найдет у Господа

    Достойную награду.

    Печаль не отягчит.

    На них не ляжет страх.

    (Дети читают отрывок из слайда и сразу объясняют их смысл)

    - Мы познакомились всего лишь с 4-мя аятами из Корана, но даже из этого можно сделать какой вывод?

    (Коран учит людей быть добрыми, любить своих родителей и т. д. )

    7. Священные книги других религий.

    -Те же истины прописаны и в других священных книгах.

    Соотнесите названия религий с картинками священных книг.

    буддизм – типитака (или трипитака)

    -Все эти религии учат только милосердии, добру, справедливости.

    1.-Второй источник ислама – сунна.

    Сунна объясняет содержание Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех или иных жизненных ситуациях. Но самое главное для мусульман заключается в том, что Сунна дает представление о самом пророке Мухаммаде, ведь его жизнь образец поведения, как считают мусульмане.

    2.Чтение домашних сочинений о пророке Мухаммаде.

    Зачитаем несколько из них.

    3.Чтение мудрых изречений о разных человеческих качествах.

    -Я знаю, что дома вы работали и над другим заданием:

    Вы провели много часов в библиотеке, подбирая высказывания мудрых людей о человеческих качествах как хороших, так и плохих.

    Я хочу, чтобы сейчас вы нам зачитали то, что приготовили.

    (Дети читают напечатанные на бумагах высказывания.)

    -Сейчас мы с вами проведем небольшую физзарядку таким образом:

    Я зачитаю человеческие качества, если вы считаете их положительными, похлопайте в ладоши; отрицательными- топайте возмущенно ногами.

    Дружба, ложь, скромность, любовь к Родине, себялюбие,

    Зло, добро, счастье, трудолюбие, эгоизм, справедливость.

    5.Чтение хадисов, приведенных в учебнике.

    -Познакомимся с содержанием хадисов, приведенных у нас в учебнике и обсудим их содержание.

    -Как бы вы поступили в той или иной жизненной ситуации?

    =В больнице меня навестили мои друзья;

    =В садике мы незаслуженно обидели девочку, обвинив ее в краже т. д.)

    VI. Вера есть отказ от всякого насилия.

    -Посмотрите на кадры, которые потрясли весь мир.

    1.Повторение темы.

    -Итак, как же должен жизнь мусульманин по предписаниям Корана?

    _Что ему можно делать, а чего нельзя делать?

    (он должен помогать людям, должен быть добрым и милосердным, сердечным..)

    VIII. Заключительная часть урока.

    –А есть ли в нас эти человеческие качества? Давайте, проверим себя. Насколько мы милосердны и умеем ли мы совершать добрые поступки.

    - У меня в руках макет сердца. Передавая его друг другу, назовем те хорошие дела, которые мы совершили в своей жизни. Я начну с себя: мы- учителя нашего района- недавно перечислили часть нашей зарплаты в фонд ветеранов войны. А что сделали вы?

    (дети называют свои дела)

    -Спасибо. От того, что я сейчас услышала, мне стало радостно на душе. Теперь я уверена, что из вас вырастутдобрые и милосердные люди. Мы повесим сердце нашего класса на самом видном месте, чтобы всегда помнить о доброте и любви.

    -Дорогие наши гости! Мы хотим и вам подарить частички нашего сердечного тепла.


    Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого Пророка Мухаммада, а также все, что помнят мусульмане о его жизни, поступках и внешнем виде.

    Хадисы – рассказы, записанные в Сунне

    презентация по основам исламской культуры Священный Коран и Сунна

    6. Закрепление основных понятий.

    Весь материал - в архиве.


    -75%

    Читайте также: