Зачем людям письмо 5 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Актуализация знаний об алфавите, фонетике, проверяемых/непроверяемых гласных.

Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества.

Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека.

Познакомить с вкладом Якова Карловича Грота в развитие русской орфографии.

Повысить познавательную мотивацию школьников.

Расширить кругозор учащихся.

Учить пересказывать лингвистический текст (развивать связную речь учащихся).

Способствовать развитию мышления.

Увлечь школьников учебным предметом.

Формировать умение выслушивать мнение других.

Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа со словарем.

Введение новой темы:

Работа с эпиграфом.

Слово учителя с элементами беседы.

Чтение и пересказ лингвистического текста.

Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему.

Организационный момент (≈2 мин.)

Учитель создает рабочую обстановку, приветствует учеников.

Введение новой темы.

1. Работа с эпиграфом (≈5 мин.)

На доске записан эпиграф к уроку.

…Письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время.

Ребята, давайте для начала запишем эпиграф к нашему уроку. (Ученики записывают его в свои рабочие тетради). Прочитаем его. (Читает один ученик). Ребята, это слова Якова Карловича Грота, известного русского филолога, с заслугами которого мы познакомимся чуть позже в ходе нашего урока.

2. Слово учителя с элементами беседы (≈7 мин.)

А как вы думаете, ребята, что возникло раньше: устная речь или письменность? (Устная речь, так как люди сначала научились говорить). Совершенно верно. Ведь вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как возникало и развивалось письмо.

Предпросмотр онлайн:

Посмотрите также:

Методические материалы для учителей средних школ, 2016—2020
Все права на материалы принадлежат их авторам. Материалы были собраны из открытых источников сети Интернет
Для связи с администратором используйте почту [email protected]

5. Цель урока: сосредоточить внимание обучающихся на значимости письма для человечества.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мы продолжаем разговор о языке, ведь именно он является для нас предметом изучения

- Вспомним виды речи(подсказка на стр.11)

- Чем отличается письменная и устная речь?

- Как вы думаете, какая речь появилась раньше?

- А что бы было, если бы не появилась письменность?(не смогли передавать знания, сохранять историю, делать открытия)

Сегодня мы будем говорить о письменности. Запишем тему урока.

Она звучит как вопрос, на который в конце урока мы должны ответить.

Обучающиеся слушают сочинение.

Называют тему урока

Этап изучения нового материала

- Что такое эпиграф?(с.3)

Учитель предлагает прочитать эпиграф к уроку (стр.23 учебника)

-Как понимаете первую часть высказывания? Вторую часть высказывания?

Проводит фонетическую разминку (Предлагает найти в эпиграфе слова, в которых не совпадает количество звуков и букв (письмо, придает, прочность, побеждает И?)

Работа у доски(транскрибция)

Проверяет умения обучающихся выполнять фонетический разбор слова.

Читают эпиграф, записывают в тетрадь.

Рассуждают о значении письма в жизни человека.

Выполняют фонетический разбор слова, анализируя звукобуквенный состав слова.

Анализируют и оценивают работу одноклассника у доски.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- А теперь давайте внимательно посмотрим на значение слова ПИСЬМО. Как вы думаете, сколько у него значений?

- Как называется словарь, где мы можем посмотреть?

1.Система графических знаков для передачи, запечатления речи.

Пример: иероглифическое письмо.

2. Умение писать.

Пример: учиться чтению и письму.

Пример: написать письмо родным.

- В каком значении оно употребляется в теме урока?

Работа с лингвистическим текстом (у.51):

- Прочитайте текст вслух, соблюдая интонацию.

Читают лингвистический текст.

Записывают ответы на вопросы.

Организует групповую работу уч-ся(по 4 человека):

Задание №1. Вопрос №3 стр.23(обсудите вопросы в группе, подготовьте ответы устно)

Задание №2. Составьте 2 вопроса по тексту упражнения для других групп

Задание №3. Вопрос №4 стр.23(запишите фразу, подберите однокоренные слова, обсудите в группе ответ на предложенный вопрос)

Выполняют самостоятельную работу, записывая сведения об академике.

Отвечают на вопросы.

Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос, заданный в теме урока.

Подводят итог сказанному на уроке.

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ(по выбору):

Открытка и рассказ об одной букве славянского алфавита

Записывают ДЗ в дневниках.

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

Поставьте оценку себе за урок.

Активно работал(а), отвечал(а) на уроке, справился(ась) с заданиями, отлично понял(а) тему урока, могу объяснить другим: оценка 5

Старался(ась) отвечать на вопросы, выполнял(а) не все задания верно, хорошо понял(а) тему урока: оценка 4

Не отвечал(а) на уроке, допускал(а) ошибки, но тему урока понял(а): оценка 3

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема урока: Зачем людям письмо?

Познавательные:

Актуализация знаний об алфавите, фонетике, проверяемых/непроверяемых гласных.

Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества.

Помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека.

Познакомить с вкладом Якова Карловича Грота в развитие русской орфографии.

Повысить познавательную мотивацию школьников.

Расширить кругозор учащихся.

Учить пересказывать лингвистический текст (развивать связную речь учащихся).

Способствовать развитию мышления.

Воспитательные:

Увлечь школьников учебным предметом.

Формировать умение выслушивать мнение других.

Воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, работа со словарем.

Введение новой темы:

Работа с эпиграфом.

Слово учителя с элементами беседы.

Чтение и пересказ лингвистического текста.

Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему.

Организационный момент (2 мин.)

Учитель создает рабочую обстановку, приветствует учеников.

Введение новой темы.

1. Работа с эпиграфом (5 мин.)

На доске записан эпиграф к уроку.

Письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время.

Я. К. Грот

Ребята, давайте для начала запишем эпиграф к нашему уроку. (Ученики записывают его в свои рабочие тетради). Прочитаем его. (Читает один ученик). Ребята, это слова Якова Карловича Грота, известного русского филолога, с заслугами которого мы познакомимся чуть позже в ходе нашего урока.

2. Слово учителя с элементами беседы (7 мин.)

А как вы думаете, ребята, что возникло раньше: устная речь или письменность? (Устная речь, так как люди сначала научились говорить). Совершенно верно. Ведь вы тоже сначала научились говорить, а потом писать.

Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как возникало и развивалось письмо.

Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, другого жилища еще не было. В пещерах жили и медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Возможно, так и возникла дорога к письменности.

Как вы думаете, ребята, все ли можно выразить с помощью рисунков? (Нет). Вы правы. И потому люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть. Да, сейчас китайцы и японцы гордятся своими иероглифами, но для других народов такая система письма оказалась неудобной и поэтому люди придумали буквы.

Существовала также узелковая письменность, придуманная славянами. Знаки этой “письменности” не записывались, а передавались с помощью узелков.

Как вы думаете, ребята, зачем людям потребовалось письмо? (Для того чтобы точнее передавать свои мысли другим людям). Да, ребята, вы правы.

3. Чтение и пересказ лингвистического текста (15 мин.)

Давайте сейчас выполним упражнение 52 на странице 21 и узнаем, зачем людям потребовалось письмо и что изменилось в жизни людей с его изобретением.

Давайте прочитаем текст сначала про себя (ученики читают текст про себя).

Когда-то люди не имели письменности и общались друг с другом только с помощью устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений была жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков (алфавит), с помощью которых свои мысли, свою речь закрепляли на определённом материале: коже, восковых дощечках, берёсте, бумаге.

Изобретение письма открыло новую эру в жизни людей, это было как волшебство. Возникло дополнительное к устной речи средство общения. Люди, живущие далеко друг от друга (в разных городах, странах, на разных континентах), получили возможность обмениваться своими мыслями, делиться открытиями.

Возникла связь поколений: благодаря письменности мы можем познакомиться с трудами учёных и философов, с произведениями поэтов и писателей, которые жили ещё до нашей эры.

А теперь, ребята кто-нибудь один прочитает нам его вслух, соблюдая паузы и логические ударения. (Один ученик читает текст вслух, остальные следят).

Ребята, скажите, зачем людям потребовалось письмо? (Чтобы общаться на расстоянии, передавать свои достижения следующим поколениям). Совершенно верно, ребята.

Что изменилось в жизни людей с изобретением письма? (Возникло дополнительное средство общения; люди, которые живут далеко друг от друга получили возможность общаться, стала возможной связь поколений; люди стали знакомиться с трудами ученых и философов, с произведениями писателей и поэтов, которые жили очень давно).

Ребята, давайте постараемся пересказать прочитанный нами лингвистический текст. На подготовку к пересказу дается не более 5 минут. Можно попросить одного ученика пересказать часть текста о том, зачем людям потребовалось письмо, а другого ученика о том, что изменилось в жизни людей с его изобретением. (Упражнение направлено на формирование речевых (коммуникативных) умений).

А сейчас, ребята, давайте вспомним, без чего не могло возникнуть современное письмо? (Без букв, алфавита). Верно, ребята. Давайте вспомним алфавит для того, чтобы правильно расположить слова в алфавитном порядке. Перепишите их в правильном порядке и подчеркните в них непроверяемые безударные гласные.

Яхонт, материал, огонек, шоколад, аршин, впечатление, моментально, большинство, объединение, конструкция.

Ребята, слова, значения которых вы не знаете, найдите в толковом словаре и выпишите их значение.

Два-три слова из этого списка (по вашему выбору) объедините в одном связном предложении.

Ответ: аршин, большинство, впечатление, конструкция, моментально, огонек, объединение, шоколад, яхонт.

Аршин (устар.) Мера длины, равная 71 см; линейка или палка такой длины для измерения.

Яхонт (устар.) Старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.

Найдите, пожалуйста, среди написанных слов 2 слова, в которых звуков больше, чем букв и 2 слова, в котором букв больше, чем звуков.

Большинство (11б., 10 зв.), моментально (11б., 10 зв.). Объясните, почему в этих словах букв больше, чем звуков? (мягкий знак не обозначает никакого звука).

Данное задание (перегруппировка слов, расположение их в алфавитном порядке) направлено на формирование классификационных умений; конструирование предложений направлено на формирование правописных умений (орфографической зоркости).

Чтение текста о языковеде К. Я. Гроте и беседа по нему. (10 мин.)

Ребята, а сейчас давайте внимательно прочитаем текст о том человеке, который и сформулировал правила русского письма – о Якове Карловиче Гроте, с которым мы уже встречались сегодня, в начале нашего урока

Упражнение 53, страница 22.

Яков Карлович Грот (1812-1893), русский филолог, академик, владел многими иностранными языками.

Он, как и А. С. Пушкин, окончил Царскосельский лицей. Занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей.

Ребята, скажите, пожалуйста, какое учебное заведение окончил Яков Карлович? (Он окончил Царскосельский лицей).

Каковы заслуги Якова Карловича перед русской орфографией? ( Он сделал очень многое для русской орфографии: обобщил и сформулировал правила русского письма).

Занимался ли Яков Карлович только русской орфографией? (Нет, он также много занимался литературой, переводами произведений зарубежных поэтов, исследовал творчество русских писателей).

Спасибо, ребята, очень хорошо.

Подведение итогов.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали. (Мы говорили об истории создания письма, узнали какие были формы письменности в древности, познакомились с вкладом Я. К. Грота в русскую орфографию, поняли, зачем людям потребовалось создать письмо и что изменилось в жизни людей с изобретением письма, то есть раскрыли назначение письма в жизни человека).

Домашнее задание.

Подготовить рассказ о возникновении письма, о его значении и о вкладе Я. К. Грота в русскую орфографию.

Урок русского языка в 5 классе по теме

Тип урока: Зачем людям письмо

Форма урока: традиционный

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: 1. Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества, помочь осознать феномен письма – самого великого изобретения человека, познакомить с вкладом Якова Карловича Грота в развитие русской орфографии.

Задачи урока:

1. Образовательные:

ü развить умение формулировать определение понятий;

ü ввести понятие письмо, развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü обогащать словарный запас учащихся;

ü совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

ü развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

ü развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

ü развивать умение применять новые знания;

ü развитие творческих, речевых способностей учащихся;

ü развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

ü развитие умения работы в группах.

3. Воспитательные:

ü воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü развитие коммуникативных УУД:

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

6) Закрепление изученного материала.

7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Давайте посмотрим на соседа по парте, улыбнемся, пожелаем ему удачи на уроке. - Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация

3. Постановка учебной цели.

II. Словарный диктант.

Учитель . Сегодня на уроке мы постараемся запомнить слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Случайное недоразумение, небесный свод, чувствовать усталость, поздно вечером, предавать идеалы, разъединять поколения, прекрасный вид, непреодолимое препятствие, яростный ветер, блеснуть на солнце, гигантская сосна, окрестные места, властный голос, воскресная прогулка, чинить часы, вязкая трясина, шествовать по улице, выразительные средства.

1. Чтение лингвистического текста о письменности, о значении письма в развитии общества (упражнение 52 на с. 21).

2 ученика работают у доски, остальные на местах, один выписывает слова с проверяемыми, другой с непроверяемыми орфограммами.

Записывают тему урока

Формулируют цель.

Личностные : оценивают уважение к труду, культуре. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабаты­вают критерии оценки и определяют степень ус­пешности выполнения своей работы и работы класса

Познавательные : выполняют универсальные ло­гические действия—

Коммуникативные : доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Читайте также: