Третий закон ньютона конспект урока 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Дзаурова Аминат Висангиреевна

Населенный пункт: с.п. Кантышево

Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала по теме, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Задачи:

- обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных фактов о вкладе Ньютона и Галилея в развитие науки.

-развивающие: развитие познавательной активности и любознательности учащихся, сенситивности для возникновения познавательного интереса; развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование научного мировоззрения;

ХОД УРОКА:

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

1. Явление сохранения скорости постоянной, если на него не действуют другие тела (или действие этих тел скомпенсированы) называют:

2. Все системы отсчета, движущиеся прямолинейно и равномерно относительно данной инерциальной системы отсчета, тоже являются

4.Как математически записать второй закон Ньютона? ( сформулируйте2 закон Ньютона)

5.Все законы Ньютона выполняются только в

а)инерциальных системах отсчета

б) в неинерциальных системах отсчета

в) в любых системах отсчета.

3. Объяснение нового материала.

Причиной изменения скорости тела или его деформации является векторная величина, называемая силой.

Вспомним, что сила характеризуется модулем, направлением и точкой приложения.

Единицей измерения силы в системе СИ является Ньютон.

Измеряют силу при помощи динамометра ,(создаем проблемную ситуацию).

1. Сколько сил на свете есть,

Ни кому не в силах счесть,

Но Ньютоном нам дано,

Что их четное число.

Как вы понимаете это высказывание?

2. Хорошо, давайте уточним и проведем опыт: Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

Учитель: Почему? Ведь Вы бьёте стол, а не он вас. Вот на этот вопрос мы ответим, если поймем третий закон Ньютона.

Вывод: (делают ученики)- Действие равно противодействию.

Учитель: Проведём опыт с двумя тележками одинаковой массы. Поставим между ними упругую пластинку и отпустим её. Пластинка, выпрямляясь, оттолкнет тележки друг от друга, мы увидим, что они откатятся на одинаковое расстояние. Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Ответ ученика…………
Теперь возьмем тележки разной массы, когда отпустим пластинку, тележки, разъедутся на разное расстояние. Но (см текст слайда)

Ученики: делают выводы, рассуждают.

Учитель: А сейчас работаем в парах: возьмите в руки по динамометру и соединив их один тянет, а другой просто держит. Что видите?

Ученик: показания на обоих динамометрах одинаковы.

Учитель: Равенство модулей сил и можно продемонстрировать на установке. Если к левому динамометру приложить некоторую силу, то такая же сила будет действовать и на правый динамометр и показания обоих динамометров будут одинаковы.

Ученик: Мы убедились в нашем выводе. А как выразить это математически?

Учитель: Давайте попробуем вывести формулу третьего закона Ньютона, используя уже известные выводы и второй закон Ньютона.

Согласно второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на тело, равно произведению массы тела на его ускорение.

Из этих соотношений следует, что

Это значит, что при взаимодействии двух материальных точек ускорения, приобретаемые точками, обратно пропорциональны их массам и направлены в противоположные стороны. Еще раз он получил подтверждение своего 2 закона и сформулировал 3.

две материальные точки взаимодействуют с силами, равными по величине, противоположно направленными и расположенными вдоль прямой, соединяющей эти точки:

Здесь – сила, действующая на первую точку со стороны второй, – сила, действующая на вторую точку со стороны первой.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала по теме, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

- обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных фактов о вкладе Ньютона и Галилея в развитие науки.

-развивающие: развитие познавательной активности и любознательности учащихся, сенситивности для возникновения познавательного интереса; развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование научного мировоззрения;

наглядный (р ис., записи на доске, видеоурок, презентация, анимации).

контролирующий (фронтальный опрос, тест, решение задач)

1. Слайд-шоу Иллюстрация к третьему закону Ньютона (N 187073)
2. Видеоролик Второй закон Ньютона(N 186901)
3. Анимация со звуком Третий закон Ньютона (N 187079)

1. Организационный этап.

Добрый день. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

Вам розданы листы, которые будут вашими помощниками сегодня на уроке.

Тест: выберете правильный ответ.

  1. Явление сохранения скорости постоянной, если на него не действуют другие тела (или действие этих тел скомпенсированы) называют:

2. Все системы отсчета, движущиеся п рямолинейно и равномерно относительно данной инерциальной системы отсчета, тоже являются

3.. посмотри на картинки Какое явление изображено?

Какой закон Ньютона объясняет это явление? (сформулируйте 1 закон Н)

4.Как математически записать второй закон Ньютона?( сформулируйте2 закон Ньютона)

5.Все законы Ньютона выполняются только в

а)инерциальных системах отсчета

б) в неинерциальных системах отсчета

в) в любых системах отсчета.

Третий Закон Ньютона

Запишите тему урока в тетрадь:

Объяснение нового материала.

Причиной изменения скорости тела или его деформации является векторная величина, называемая силой.

Вспомним, что сила характеризуется модулем, направлением и точкой приложения.

Единицей измерения силы в системе СИ является Ньютон.

Измеряют силу при помощи динамометра ,(создаем проблемную ситуацию).

1. Сколько сил на свете есть,

Ни кому не в силах счесть,

Но Ньютоном нам дано,

Что их четное число.

Как вы понимаете это высказывание?

2. Хорошо, давайте уточним и проведем опыт: Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

Почему? Ведь Вы бьёте стол, а не он вас. Вот на этот вопрос мы ответим , если поймем третий закон Ньютона.

Вывод: (делают ученики)- Действие равно противодействию.

Учитель: Проведём опыт с двумя тележками одинаковой массы. Поставим между ними упругую пластинку и отпустим её. Пластинка, выпрямляясь, оттолкнет тележки друг от друга, мы увидим, что они откатятся на одинаковое расстояние. Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Ответ ученика…………
Теперь возьмем тележки разной массы, когда отпустим пластинку, тележки, разъедутся на разное расстояние. Но (см текст слайда)

Смотри анимацию движения тележек.

Ученики: делают выводы, рассуждают.

Учитель: А сейчас работаем в парах: возьмите в руки по динамометру и соединив их один тянет, а другой просто держит. Что видите?

Ученик: показания на обоих динамометрах одинаковы.

Учитель: Равенство модулей сил и можно продемонстрировать на установке. Если к левому динамометру приложить некоторую силу, то такая же сила будет действовать и на правый динамометр и показания обоих динамометров будут одинаковы. .( видеоролик)

Ученик: Мы убедились в нашем выводе. А как выразить это математически?

Учитель: Давайте попробуем вывести формулу третьего закона Ньютона, используя уже известные выводы и второй закон Ньютона.

Согласно второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на тело, равно произведению массы тела на его ускорение.

Из этих соотношений следует, что

Это значит, что при взаимодействии двух материальных точек ускорения, приобретаемые точками, обратно пропорциональны их массам и направлены в противоположные стороны. Еще раз он получил подтверждение своего 2закона и сформулировал 3.

Ученики: ( работа с учебником). Соотношение сил при взаимодействии устанавливается третьим законом Ньютона: две материальные точки взаимодействуют с силами, равными по величине, противоположно направленными и расположенными вдоль прямой, соединяющей эти точки :

Здесь – сила, действующая на первую точку со стороны второй, – сила, действующая на вторую точку со стороны первой.

Учитель: посмотрим дальше видеоурок.

Учитель комментирует: Любое из наблюдаемых нами движений различных тел можно объяснить с помощью законов Ньютона. Например, идущий человек движется вперед благодаря тому, что он отталкивается ногами от земли, т. е. взаимодействует с ней. Человек и земля действуют друг на друга с одинаковыми по модулю и противоположно направленными силами и получают ускорения, обратно пропорциональные их массам. Поскольку масса Земли огромна по сравнению с массой человека, то ускорение Земли практически равно нулю, т. е. она не меняет свою скорость. Человек же приходит в движение относительно Земли.

Ассистенты проводят ряд упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, зрения и дыхательные упражнения.

Особенности третьего закона Ньютона

Возникают при взаимодействии

Силы F Приложены к различным телам

Не уравновешиваются, хотя и равны по величине,

противоположны по направлению

и действуют по одной прямой

Учитель: приведите примеры применения третьего закона Ньютона из жизни.

Ученики приводят примеры, например:

  1. Стул давит на пол, пол на ножки стула
  2. Груз давит на линейку, линейка на груз, не дает ему падать.
  3. Шарик на нити растягивает нить, а нить не дает шарику падать.

Слайды №12, 13 и 14 используются для закрепления знаний и проверки усвоения знаний учащихся.

Выдаются три задачи ученики в праве сами решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске.

Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.

По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с 2 . Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? ( F 1 = ma + Fтр., F 1 = 2,9 Н, F 2 = Fтр. = 2 Н)

Тело массой 2 кг движется под действием некоторой силы. Закон изменения скорости тела имеет вид: . Какова сила, действующая на тело? (F = ma, , a = 0,2 м/с 2 , F = 0,4 H)

Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось узнать еще.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Физика 9-А,9-Б. УРОК №__________ДАТА___________

Тема. Третий закон Ньютона. Равнодействующая сила.

Образовательная : выяснить особенности сил, возникающих при взаимодействии двух тел, сформулировать 3 закон Ньютона.

Развивающая : способствовать развитию навыков учащихся работать с приборами, навыки исследовательской деятельности, способности самостоятельно делать выводы, сравнивать изучаемые явления.

Воспитательная : продолжить формирование личностных качеств человека; воспитывать умения работать в группе, слушать; воспитывать стремление к познанию.

Оборудование и наглядность:

демонстрационный динамометр, две гири, лабораторные динамометры – 2 шт.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом с элементами исследований

Структура урока:

II . Повторение и актуализация знаний

III . Объяснение нового материала

V . Подведение итогов. Домашняя работа.

I . Орг.момент

II . Повторение и актуализация знаний (графики нарисованы на доске)

На графике V=V(t) указаны два движения I и II.

Что вы можете сказать о характере движения первого тела? Как движется тело в 1-м случае? (Тело движется равномерно и прямолинейно, то есть скорость постоянна)

Что это значит? (Это значит, что на тело не действуют другие тела или их действие компенсируется)

Чему равна равнодействующая сила в этом случае? (Равнодействующая сила F=0)

Почему она=0 (F=ma, а ускорение а=0, так как скорость не изменяется?)

Какой закон это подтверждает? Как читается? (Это первый закон Ньютона. Существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела)

Как движется второе тело? (Движется ускоренно)

Что является причиной возникновения ускорения? (Действие на тело других тел.)

Какая существующая связь между физическими величинами: силой, массой и ускорением? (2 закон Ньютона: ускорение прямо пропорционально равнодействующей всех сил, действующих на тело и обратно пропорционально массе этого тела)

Как направлены вектор силы и ускорения? (Они сонаправлены)

Давайте разберем задачу, которая была задана на дом.

Условие задачи. С каким ускорением будет всплывать находящийся под водой мяч массой 0,5 кг, если действующая на него сила тяжести равна 5Н, архимедова сила 10Н, а средняя сила сопротивления движению 2Н?

hello_html_25886167.jpg

Итак, мы выяснили: в первом законе Ньютон описал состояние тела, не подвергающееся действию других тел, во втором законе противоположная ситуация: на тело действуют другие тела, их действия не компенсируются, то есть равнодействующая сила не равна нулю, возникает ускорение.

А если во взаимодействии тел участвуют только два тела? Что в таком случае наблюдается? Ньютон и эту проблему решил успешно.

III . Объяснение нового материала

На прошлом уроке мы обсуждали вопрос взаимодействия тел. Если мы рассматриваем взаимодействующие тела, то должны отметить, что оба тела испытывают действия сил, т.е. одно тело действует на другое и, наоборот, с равными по величине силами. Этот факт можно проверить на опыте.

hello_html_m45c11aeb.jpg

Для демонстрации взаимодействия используем два динамометра. Если один из динамометров закрепить и на второй динамометр подействовать с некоторой силой, то можно увидеть, что деформация пружин будет одинакова. Показания динамометров тоже будут одинаковы.

Задание соедините динамометры крючками и расположите их на столе. Слегка потяните в разные стороны. Что вы заметили? Сравните силы по величине и по направлению. Вывод запишите в таблицу на доске и в свои тетради.

Это говорит о том, что действующие силы равны по величине.

В результате эксперимента мы определились с тем, что силы, действующие на тела (взаимодействующие тела), равны между собой по величине.

hello_html_me16fd3f.jpg

После того как мы обсудили все имеющиеся данные, мы можем говорить о следующем: о свойствах тех самых действующих сил.

Во-первых, те силы, которые действуют между телами, должны быть одной природы. Во-вторых, обратите внимание, что при взаимодействии силы действуют на разные тела. Т.е. взаимодействуют два тела, и каждая из сил действует на свое определенное тело. Мы всегда говорим, что при взаимодействии на каждое из тел действует своя сила.

Таким образом, можно сформулировать закон, который носит название третий закон Ньютона .

Сила, с которой первое тело действует на второе, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой второе тело действует на первое.

В итоге отметим, что очень часто встречаются такие рассуждения: камень притягивается Землей, значит, в свою очередь Земля притягивается камнем. Это так, все это правильно. Почему же мы не видим этого движения Земли? Не нужно забывать о том, что масса Земли и масса камня несоизмеримы. Масса Земли значительно больше, чем масса камня, и на основании третьего закона Ньютона ясно, что ускорение камня во много раз больше ускорения Земли. Естественно, мы не увидим движения Земли.

IV . Закрепление

1. Почему, при каких условиях тело совершает прямолинейное равномерное движение или находится в покое? Ответ дает 1-й закон Ньютона (ученик дает формулировку закона).

2. Почему и при каких условиях тело движется равноускоренно? Ответ дает на этот вопрос 2-й закон Ньютона (ученик зачитывает формулировку закона).

3. Как вообще возникает сила? Ответ на этот вопрос дает 3-й закон Ньютона (ученик зачитывает формулировку закона).

Законы движения выражаются простыми, на первый взгляд, формулами, но содержится в них необыкновенно много. Ведь вокруг нас происходят самые разнообразные движения (Учащиеся приводят свои примеры).

И эти движения, и тела, которые их совершают, не похожи друг на друга! Различны и силы, действующие на них. Но для всех движений и тел справедливы законы Ньютона, которые вышеприведенными математическими выражениями, на вид такими простыми.

На доске записано Д/З – § 12, упр. 12 (1,2), произвести запись в дневник.

Мы с вами изучили два закона динамики, т. е. …(закончите фразу), а сегодня мы проводим урок изучения нового материала с элементами литературных произведений с использованием презентации.
С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики. Сегодня мы с вами разрешим этот спор между физиками и лириками.

А может, они решают одну задачу, но каждый по-своему?

Поэтому эпиграфом к уроку будут служить такие слова: (слайд 1) Презентация

“…Что–то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе. . ”
Б.Слуцкий

Цели: (слайд 2)

1. Обучающая:

  • повторить основные положения первого и второго законов И.Ньютона;
  • ввести понятие третьего закона И.Ньютона;
  • закрепление теоретического материала при решении задач по теме.

2. Развивающая:

  • умение видеть мир в многообразии;
  • умение находить решение в проблемных ситуациях;
  • применять знания в различных областях.

3. Коммуникативная:

  • развитие умения у детей работать в группах;
  • вести диалог с учителем.

4. Воспитательная: развитие познавательного интереса к литературе, физике.

Первый этап урока – повторение.

Работают команды, им было дано домашнее задание, найти из какого произведения данные отрывки и кто автор данного произведения.

Зачитываю отрывки из литературных произведений.

Г.Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.

Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось. "Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, . откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру". ". Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды"

  • Укажите автора и название произведения.
  • Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?

Вопрос 2-й команде.

М.М. Пришвин. Кладовая солнца.

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца. "Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе. "

  • Укажите автора и название произведения.
  • Объясните случившееся.

Вопрос 3-й команде. В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.

"Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: "Это я! Я!" И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни".

  • Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она летала?
  • Укажите автора и название произведения?

Продолжаем повторение: (слайд 4–5)

1. “ …Вот мост железный
над рекой,
Промчался с грохотом
под нами …”

– Кто автор этих строк?

– С каким телом автор связал систему отсчета?

– Допустил ли автор в содержании физическую ошибку?

2. Сережа с мамой подошли к реке, по которой плавно плыли огромные белые льдины. Они как белые лебеди, торжественно и величаво уплывали вдаль. Мальчик некоторое время с восторгом смотрел на это чудо и вдруг громко сказал: “ Мама, мамочка, а мы-то поплыли!”

  • В чем ошибка мальчика?
  • С чем, по его словам, была связана система отсчета.
  1. Какую басню проиллюстрировали F физики?
  2. Какой закон позволяет ее описать?
  3. Сформулируйте этот закон?

Демонстрируется (слайд 6–8) – “… Лебедь, рак да щука…” и скатывание человека с горы.

После необычного повторения провожу проверочный тест – “Первый, второй законы Ньютона”. Дети садятся за компьютеры.

Тест в компьютерах и каждый ребенок работает индивидуально.

А) явление сохранения скорости телом, если на него не действуют другие тела;
Б) явление, при котором скорость возрастает;
В) явление, при котором скорость убывает.

2. Причиной ускорения тела является …

А) масса;
Б) изменение скорости;
В) сила, действующая на тело.

3. Масса тела – это …

А) 1 кг;
Б) мера инертности тела;
В) сила.

4. Первый закон Ньютона по-другому называется …

А) законом инерции;
Б) явлением диффузии;
В) инерциальной системой отсчета.

5. Второй закон Ньютона читается так…

А) сила, действующая на тело равна произведению массы тела на ускорение;
Б) ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к телу, и обратно пропорционально его массе;
В) равнодействующая всех сил приложенных к телу, равна произведению массы тела на его ускорение.

6. Второй закон Ньютона записывается так:

7. Какова масса тела, которому сила в 10Н сообщит ускорение 2 м/с 2 .

А) 20 кг. Б) 5 кг. В) 0,2 кг

Проверь. (На слайде 9)

Взаимообмен листочками и сосед проверяет работу другого.

Давайте, объясним ситуацию, изображенную на следующих слайдах (слайд 10–11). При объяснении возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Почему возникли такие ситуации с мальчиками?

Слайд 12–13. Звучит тема урока, дети записывают ее в тетрадь.

Включаю диск “Открытая физика”, под редакцией С.М.Козела первая часть, законы Ньютона. А затем как повторение, некоторые элементы из диска “Кирилла и Мефодия”.

Веду объяснение, а информацию ребята записывают в тетради. В заключении, еще раз обобщаем информацию о возникающих силах при взаимодействии, и говорим о практическом применении 3-го закона Ньютона.

Подведение итогов работы учащихся на уроке, выставление оценок.

  1. Так кто же прав, физики или лирики?
  2. Возвращаемся к слайдам 10–11.

Мы решили ту проблемную ситуацию, которую поставили перед собой? И на все вопросы, возникшие в этих слайдах, мы нашли ответ. Он заключен в формулировке третьего закона И.Ньютона.


Урок сможет обеспечить усвоение следующих ос­новных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона.

Описание разработки

Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала по теме, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Задачи:

- обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих ос­новных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных фактов о вкладе Ньютона и Галилея в развитие науки.

- развивающие: развитие познавательной активности и любознательности учащихся, сенситивности для возникновения познавательного интереса; развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.

- воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование научного мировоззрения;

ПЛАН УРОКА:

1. Организационный этап.

Добрый день. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

РАЗМИНКА:

Вам розданы листы, которые будут вашими помощниками сегодня на уроке.

Третий закон Ньютона (конспект)

Тест: выберете правильный ответ.

1. Явление сохранения скорости постоянной, если на него не действуют другие тела (или действие этих тел скомпенсированы) называют:

2. Все системы отсчета, движущиеся прямолинейно и равномерно относительно данной инерциальной системы отсчета, тоже являются

3. . посмотри на картинки. Какое явление изображено?

Какой закон Ньютона объясняет это явление? (сформулируйте 1 закон Н)

4. Как математически записать второй закон Ньютона? (сформулируйте2 закон Ньютона)

5. Все законы Ньютона выполняются только в

а) инерциальных системах отсчета

б) в неинерциальных системах отсчета

в) в любых системах отсчета.

2. Третий Закон Ньютона

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки


Учитель физики Иванченко Г.Н.

Пос. Жалагаш, 15.10.2015 год

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

Цель урока: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала по теме, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

- обучающие: обеспечить в ходе урока усвоение следующих ос­новных понятий как взаимодействие тел, третий закон Ньютона; а также научных фактов о вкладе Ньютона и Галилея в развитие науки.

-развивающие: развитие познавательной активности и любознательности учащихся, сенситивности для возникновения познавательного интереса; развитие самостоятельности мышления, воображения, логического подхода к решению поставленных задач.

-воспитательные: воспитание интереса к предмету; формирование научного мировоззрения;

наглядный (рис., записи на доске, презентация).

контролирующий (фронтальный опрос, тест, решение задач)

1. Презентация к третьему закону Ньютона

1. Организационный этап.

Добрый день. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

Актуализация знаний.

РАЗМИНКА:

Вам розданы листы, которые будут вашими помощниками сегодня на уроке.

Тест: выберете правильный ответ.

1. Явление сохранения скорости постоянной, если на него не действуют другие тела (или действие этих тел скомпенсированы) называют:

2. Все системы отсчета, движущиеся прямолинейно и равномерно относительно данной инерциальной системы отсчета, тоже являются

3.. посмотри на картинки. Какое явление изображено?



Какой закон Ньютона объясняет это явление? (сформулируйте 1 закон Н)

4.Как математически записать второй закон Ньютона? ( сформулируйте2 закон Ньютона)

5.Все законы Ньютона выполняются только в

а)инерциальных системах отсчета

б) в неинерциальных системах отсчета

в) в любых системах отсчета.

2. Третий Закон Ньютона

Запишите тему урока в тетрадь:

Объяснение нового материала.

Работа со слайдами "Третий закон Ньютона"

Причиной изменения скорости тела или его деформации является векторная величина, называемая силой.

Вспомним, что сила характеризуется модулем, направлением и точкой приложения.

Единицей измерения силы в системе СИ является Ньютон.

Измеряют силу при помощи динамометра ,(создаем проблемную ситуацию).

1. Сколько сил на свете есть,

Ни кому не в силах счесть,

Но Ньютоном нам дано,

Что их четное число.

Как вы понимаете это высказывание?

2. Хорошо, давайте уточним и проведем опыт: Ударьте рукой по столу. Что вы испытали?

Учитель: Почему? Ведь Вы бьёте стол, а не он вас. Вот на этот вопрос мы ответим, если поймем третий закон Ньютона.

Вывод: (делают ученики)- Действие равно противодействию.

Учитель: Проведём опыт с двумя тележками одинаковой массы. Поставим между ними упругую пластинку и отпустим её. Пластинка, выпрямляясь, оттолкнет тележки друг от друга, мы увидим, что они откатятся на одинаковое расстояние. Какой вывод можно сделать из данного опыта?
Ответ ученика…………
Теперь возьмем тележки разной массы, когда отпустим пластинку, тележки, разъедутся на разное расстояние. Но (см текст слайда)

Ученики: делают выводы, рассуждают.

Учитель: А сейчас работаем в парах: возьмите в руки по динамометру и соединив их один тянет, а другой просто держит. Что видите?

Ученик: показания на обоих динамометрах одинаковы.

Учитель: Равенство модулей сил и можно продемонстрировать на установке. Если к левому динамометру приложить некоторую силу, то такая же сила будет действовать и на правый динамометр и показания обоих динамометров будут одинаковы.

Ученик: Мы убедились в нашем выводе. А как выразить это математически?

Учитель: Давайте попробуем вывести формулу третьего закона Ньютона, используя уже известные выводы и второй закон Ньютона.

Согласно второму закону Ньютона, равнодействующая всех сил, действующих на тело, равно произведению массы тела на его ускорение.


Из этих соотношений следует, что


или .


Это значит, что при взаимодействии двух материальных точек ускорения, приобретаемые точками, обратно пропорциональны их массам и направлены в противоположные стороны. Еще раз он получил подтверждение своего 2 закона и сформулировал 3.


Ученики: ( работа со слайдами). Соотношение сил при взаимодействии устанавливается третьим законом Ньютона: две материальные точки взаимодействуют с силами, равными по величине, противоположно направленными и расположенными вдоль прямой, соединяющей эти точки:

Здесь – сила, действующая на первую точку со стороны второй, – сила, действующая на вторую точку со стороны первой.

Учитель: Любое из наблюдаемых нами движений различных тел можно объяснить с помощью законов Ньютона. Например, идущий человек движется вперед благодаря тому, что он отталкивается ногами от земли, т. е. взаимодействует с ней. Человек и земля действуют друг на друга с одинаковыми по модулю и противоположно направленными силами и получают ускорения, обратно пропорциональные их массам. Поскольку масса Земли огромна по сравнению с массой человека, то ускорение Земли практически равно нулю, т. е. она не меняет свою скорость. Человек же приходит в движение относительно Земли.

Физкультминутка.

Ряд упражнений на укрепление зрения и дыхательные упражнения.

Особенности третьего закона Ньютона


Возникают при взаимодействии


Появляются парами

Силы F Приложены к различным телам

Не уравновешиваются, хотя и равны по величине,

противоположны по направлению

и действуют по одной прямой

Учитель: приведите примеры применения третьего закона Ньютона из жизни.

Ученики приводят примеры, например:

Стул давит на пол, пол на ножки стула

Груз давит на линейку, линейка на груз, не дает ему падать.

Шарик на нити растягивает нить, а нить не дает шарику падать.

Слайды № 21-32 используются для закрепления знаний и проверки усвоения знаний учащихся.

Выдаются три задачи ученики в праве сами решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске.


Задача 1.Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.

Смотри рисунок 1.


По горизонтальной поверхности перемещается груз массой 3 кг с ускорением 0,3 м/с 2 . Под действием какой горизонтальной силы перемещается груз, если сила трения скольжения равна 2 Н? Какой величины силы достаточно, чтобы груз стал двигаться равномерно? ( F1 = ma + Fтр., F1 = 2,9 Н, F2 = Fтр. = 2 Н)

Тело массой 2 кг движется под действием некоторой силы. Закон изменения скорости тела имеет вид:. Какова сила, действующая на тело? (F = ma, , a = 0,2 м/с 2 , F = 0,4 H)

Рефлексия.

Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось узнать еще.

Читайте также: