Семья как социальная группа и социальный институт конспект

Обновлено: 05.07.2024

5.5. Семья как социальная группа и социальный институт.

Семья – это основанное на кровном родстве, браке или опекунстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их интимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регулируется как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Главная функция семьи – репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных функций, среди которых:

? воспитательная – первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

? хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

? экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

? функция первичного социального контроля – регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

? духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи;

? социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

? досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

? эмоциональная – оказание психологической поддержки членами семьи.

По своим формам и типам семейные отношения достаточно многообразны. В зависимости от структуры родственных связей выделяют два основных типа семьи: нуклеарную (простую) и расширенную (сложную). Первая состоит из родителей и находящихся на их иждивении детей, вторая – из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений.

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары – мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

К историческим формам семейно-брачных отношений относятся также эндогамия, предполагающая заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени и т. д.), и экзогамия, запрещающая брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного и того же клана, племени и т. д.).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменения некоторых ее социальных функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные ролевые семейные отношения, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, уступают место новым отношениям, при которых многие женщины стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд неоднозначных социальных последствий. С одной стороны, этот процесс способствовал росту самосознания женщины, установлению равенства в супружеских отношениях, с другой – вызвал конфликтную ситуацию в семье, привел к снижению рождаемости, ослаблению семейных связей.

В современной семье не только преобразуются традиционные роли женщин, но и претерпевают изменения мужские роли. Например, в западноевропейских странах не являются исключениями случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому в социологическом отношении важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, от чего зависит лидерство в семье.

В целом основной тенденцией в развитии семейных отношений является их демократизация, что предполагает равенство мужчины и женщины, отмену всякой дискриминации, гуманные методы воспитания, расширение независимости каждого члена семьи.

Данный конспект содержит основные понятия темы и может служить как материалом для подготовки к занятиям, так и к итоговой аттестации.

Содержимое публикации

Семья как социальный институт.

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья́ — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, следующими признаками

добровольностью вступления в брак;

члены семьи связаны общностью быта;

вступлением в брачные отношения;

стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей

Значение понятия “семья”.

“Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.С.И. Ожегов

“Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д. Мердок, анг. социолог

“Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.Э. Гидденс, анг. социолог

“Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”. Энциклопедический словарь

“Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс

“Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”. Л.Н. Боголюбов, академик

Семья - особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как социальный институт имеет две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи. Вторая особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения , принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

(доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от количества партнёров:

моногамная семья — состоящая из двух партнёров

полигамная семья — состоящая из более двух партнёров

многожёнство (полигиния) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета , Гавайских островов

шведская семья — семья, основанная на полиаморных отношениях между тремя партнёрами

В зависимости от количества детей:

бездетная, или инфертильная семья;

В зависимости от состава:

простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

однополая семья — семья, образованная двумя лицами одного пола (двумя мужчинами или двумя женщинами).

В зависимости от отношений между родителями и детьми:

родители проживают с родными детьми и до вступления в брак других детей у них не было;

хотя бы у одного из родителей уже были дети до вступления в данный брак, эти дети могут проживать как в данной, так и в другой семье ( сводная семья );

семья, в которой дети усыновлены ( приёмная семья ).

Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:

эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т. д.);

экзогамные, где брак внутри определённой узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т. д.) запрещается.

В зависимости от места человека в семье:

родительская — это семья, в которой человек рождается;

репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам.

В зависимости от проживания семьи:

матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены;

патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Тип семей по семейным обязанностям и лидерству.

1. Патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью, во главе которой стоит мужчина . Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Для патриарх. семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, чёткое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.

2. Партнёрская семья – современный тип семьи, для которой характерно справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие решений всеми членами семьи.

Тип семьи по характеру воспитания

1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей.

2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Виды брака по отношению к законодательству

По правовым последствиям

Церковный брак — освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением требуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств — Венчанием. Никах — брак по законам ислама, и в этом браке часто разрешено многожёнство.

Особые формы брака

Полигиния (многожёнство) — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Обычно такой брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причём возможны ограничения. В шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. В современном мире многожёнство официально разрешено в нескольких десятках государств мусульманского мира и некоторых немусульманских странах Африки (например, ЮАР) [3] .

Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися [4]

Детский брак — согласно определению ЮНИСЕФ, — официально заключённый брак или неофициальный союз с лицом, не достигшим 18 лет. Минздрав США и некоторые исследователи относят к детскому браку также обручение малолетних и их бракосочетание по решению суда при подростковой беременности.

Однополый брак — брак между лицами одного пола. Первой страной мира, легализовавшей в 2001 году однополые браки, стали Нидерланды. По состоянию на июль 2015 года однополые пары могут заключать брак в 20 странах мира. В Мексике и Великобритании заключение однополых браков возможно лишь в некоторых регионах. Также существуют страны или регионы, которые признают однополые браки, заключённые в других странах или регионах, но сами не разрешают их заключение на своей территории.

В России регистрация брака проводится в специализированном государственном органе — органе записи актов гражданского состояния (при которых, как правило, существуют специализированные помещения (Дворцы бракосочетания и т. п.), где мероприятию регистрации брака придаётся торжественная форма). Согласно Семейному кодексу Российской Федерации , брак заключается при персональном присутствии лиц, желающих его заключить, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть, по ряду обстоятельств, как увеличен — не более, чем на месяц, так и сокращён — вплоть до регистрации в день подачи заявления).

По Семейному кодексу РФ выделяются нижеследующие юридически значимые признаки брака:

Брак — это добровольный союз. Для заключения брака необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак.

Брак — это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признаётся и охраняется государством союз только между мужчиной и женщиной.

Брак — это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке.

Брак — это союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берёт под свою защиту.

Условием заключения брака являются:

добровольное согласие лиц, желающих заключить брак;

достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но можно заключить брак в возрасте от 16 до 18 лет, при наличии согласия органов местного самоуправления, а также возраст может быть снижен в случае, если субъектом РФ будет принят закон о снижении брачного возраста, семейное законодательство РФ не устанавливает предел, до какого можно снижать брачный возраст, поэтому у каждого субъекта свои НПА по этому поводу).

В России не допускается заключение брака (ст. 14 СК РФ):

между близкими родственниками (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сёстрами;

между усыновителями и усыновлёнными: с усыновителем с другим усыновителем одной семьи, с усыновителем с усыновлённым;

между усыновлёнными и родственниками усыновителя: племянниками, детьми, тд;

если хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Тенденции развития современной семьи:

1) Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.

2) Изменение положения женщины в семье, обусловленное рос­том её авторитета в обществе.

3) Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.

4) Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.

5) Разрушение расширенной (многопоколенной, родствен­ной) семьи.

6) Преобладание нуклеарной семьи.

8) Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

Цель: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития через работу с документами; охарактеризовать политику государства в сфере семейно-брачных отношений; воспитывать чувство ответственности перед семьёй и правильные взаимоотношения в семье. Учащиеся должны уметь анализировать источники, развивать опыт выступлений.

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той группой, которую он никогда не покидает. Семья, дом, дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.

Цель урока – охарактеризовать основные этапы становления семьи как социального института; проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции её развития.

Задание: Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и её нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:

  1. Семья – непреходящая ценность, основа любого общества.
  2. Семья – пережиток прошлого, её необходимо заменить более современной организацией.

К концу урока определите, какой из названных выводов, на ваш взгляд, больше соответствует истине. Свою позицию аргументируйте. (работа в группах)

а) Семья является важнейшим элементом социальной структуры – социальным институтом.

Вопросы: Что такое социальный институт? Что такое семья?

Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Семья как малая группа - основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Это интересно: В Бельгии, России, Франции, Швеции, Японии признаётся только светский брак. В Англии, Австралии, Италии, Испании, США – светский или церковный брак. В Израиле, Иране, Ираке - только церковный брак.

б) Развитие семейных отношений:

Семья очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития различные формы.

патриархальная традиционная парная демократическая

а) Патриархальная семья. (слайд 7)

Задание: На основании анализа источников ( документ 1 ) определите основные черты патриархальной семьи

  1. Однокарьерная семья;
  2. Многопоколенная семья;
  3. Главенство мужчины в доме;
  4. Зависимость жены от мужа, младших от старших;
  5. Роль женщины – рождение и воспитание детей, работа по дому без ведения денежных дел (Пример – семья Фёдора и Дарьи Васильевых, XVIII в. – 69 детей).

б) Причины возникновения патриархальной семьи:

  1. Естественное неравенство полов.
  2. Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств. Мужчины заняли господствующее положение в политической жизни.

Вопрос: Какое объяснение появления патриархальной семьи вам кажется более убедительным? Что ещё, на ваш взгляд, могло повлиять на этот процесс?

в) Современная семья – демократическая, партнёрская (слайд 8) :

  1. Двухкарьерная семья;
  2. Нуклеарная семья (родители и дети);
  3. Равноправие всех членов семьи;
  4. Равное распределение домашних обязанностей;
  5. Совместное принятие решений;
  6. Взаимная поддержка и кооперация взрослых и детей.

г) Вопрос: Какие причины возникновения демократической семьи вы можете назвать?

Являясь важнейшим социальным институтом, семья выполняет ряд основных функций в обществе.

Задание: Какие функции выполняет семья в обществе? Пользуясь текстом (учебник, с. 197-198), заполнить схему (слайд 9 ) :

Первичный социальный контроль

Духовного общения и досуга

Вывод: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция.

Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Задание: Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения 2002 г., 2010 г. ( документ 2 ) и текст ( документ 3 ) и сделайте вывод:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

6.7. Семья, как социальный институт и социальная группа:

В любом обществе подавляющее большинство взрослого населения состоят или состояли в браке.

Семья – группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Родство – отношения, возникающие при заключении брака, либо являющиеся следствием кровной связи.

Брак – получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды вступающие в брак становятся родственниками друг другу. Но их брачные обязательства связывают родственными узами значительно более широкий круг людей.

Клан – крупные родственные группы, существующие в большинстве обществ традиционного типа. Связи между его членами выходят за рамки обычных прямых родственных связей. Он представляет собой группу, члены которой считают, что происходят от общего предка, давшего начало клану несколько поколений назад. Кланы расценивают себя и расцениваются окружающими, как коллектив, наделенный специфическими чертами (схожие религиозные верования, экономические обязательства друг перед другом, проживание в одной местности).

Нуклеарная семья – два взрослый человека, живущих вместе и ведущих свое домашнее хозяйство, имеющих собственных или приемных детей.

Расширенная семья – нуклеарная семья + ближайшие родственники.

Семьи делятся на репродуктивные и родительские.

Родительская семья – где человек рождается.

Репродуктивная – которую человек образует став взрослым.

1 . Сексуальное регулирование

1 Авторитарный тип

2 Либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм).

3 Демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям).

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Показать современные проблемы семьи и пути их разрешения.

Методы урока: словесные, письменные, наглядные

Здравствуйте, я рада видеть Вас!

Сегодня мы проведем с вами урок обществознания по теме:

Семья как социальный институт.

Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта , взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак

2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка

3. Рождение последнего ребёнка

4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка

5. Смерть одного из супругов.

ФУНКЦИИ СЕМЬИ.

1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.

2. Воспитательная ( социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.

3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)

4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.

5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения , принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.

6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи

( доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)

А теперь я попрошу посмотреть небольшой видеоролик (гимн семье )

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Тип семей по семейным обязанностям и лидерству.

1. Патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью, во главе которой стоит мужчина . Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Для патриарх. семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, чёткое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.

2. Партнёрская семья – современный тип семьи, для которой характерно справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие решений всеми членами семьи.

Тип семьи по составу

1. Нуклеарная или малая семья – это семья из супругов или супругов с неженатыми детьми.

2. Расширенная семья ( многопоколенная) – т.е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях.

3. Полигамная семья – жена с мужьями или муж с жёнами.

Тип семьи по характеру воспитания

1. Авторитарная- основывается на авторитете родителей.

2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.

3. Демократическая- характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.

Тенденции в развитии современной семьи:

1. Рост влияния женщины, её карьера, разрушение патриархальной

семьи и переход партнерской семьи

2. Разрушение многопоколенной, расширенной семьи, преобладание нуклеарной семьи.

3. Разделение институтов семьи и брака , рост неполных семей, уменьшение количества законных браков , рост разводов , рост повторных браков.

Закрепление пройденного материала:

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

Какие проблемы есть у современной семьи?

Какие проблемы испытывает современная семья?

Насилие в семье

Низкая рождаемость (1,2 ребенка)

Высокая смертность населения

Нехватка рабочих мест, низкая з/п

Алкоголизм в семье

Проблема нравственного воспитания

в п Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе) стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Стихотворение Молчанова Д.

риведенном ниже списке характеристики т Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

Домашнее задание: параграф 37, задание 1,3.

радиционной (патриархальной) семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

Читайте также: