Конспект по балладе лесной царь

Обновлено: 05.07.2024

Образовательная – вспомнить сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского и дополнить их; представить картины, изображенные в балладе Жуковского “Лесной царь” (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, подготовка к заучиванию текста наизусть.

Воспитательная – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова.

Развивающая – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра баллады, размера стиха, определения рифмы; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

План урока

  1. Эпиграф к уроку. Слово учителя о Жуковском (с использованием компьютерной программы). Презентация.
  2. Работа с теорией литературы. Жанр баллады. Карточки.
  3. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание баллады в исполнении чтеца.
  4. Объяснение непонятных слов и выражений.
  5. Словесное рисование картины, представленной после прочтения текста.
  6. Анализ лирического произведения.
  7. Беседа о прочитанном.
  8. Выводы.
  9. Домашнее задание (выучить стихотворение наизусть).

Цель урока

Сегодня на уроке мы вспомним, что уже знаем о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Подробно мы проанализируем балладу “Лесной царь” и выясним, каковы композиционные особенности этого произведения.

Ранее мы уже встречались с творчеством Жуковского, в 5 классе: мы узнали о шутливом состязании между Пушкиным и Жуковским в написании сказок, читали сказку “Спящая царевна” и балладу “Кубок”.

Слово учителя о жизни и творчестве В.А. Жуковского

Композиционные особенности баллады В.А.Жуковского
“Лесной царь”

В.А. Жуковский – большой и оригинальный поэт,
открывший новый век в отечественной литературе.
В.Я. Коровин

“В.А. Жуковский – большой и оригинальный поэт,
открывший новый век в отечественной литературе”
,
- говорил В.И. Коровин

- Как вы понимаете эпиграф?

- Что вам известно о жизни В.А. Жуковского?

Поэт родился в 1783 году от богатого помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи. Судьба незаконнорожденного ребенка была незавидной. Чтобы обеспечить его общественное положение, Бунин приказал своему родственнику, обедневшему дворянину Андрею Жуковскому, жившему в их доме, усыновить мальчика. Поэт уверовал в доброту жизни и воспитывал себя в духе гуманизма. Забывая о себе, Жуковский заступался за гонимого Пушкина, Герцена, содействовал выкупу на волю Шевченко. Пушкин в одном из писем восторженно восклицал: “Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще”!

Перу Жуковского принадлежат баллады “Светлана”, “Людмила”, “Эолова арфа”, “Кубок”, “Ивиковы журавли” и др.

Василий Андреевич Жуковский - выдающийся русский поэт, он является основоположником жанра баллады в России. Ему принадлежат не только оригинальные "русские" баллады, но и талантливые переводы зарубежной классики, например, "Лесной царь". Эта баллада написана в 1818 году и является вольным переводом баллады Гете “Король эльфов”.

Johann Wolfgang Goethe "Erlkoenig"

И. Гете "Лесной царь"
(на немецком языке)

Wer reitet so spaet durch Nacht und Wind?
Es ist der Vater mit seinem Kind;
Er hat den Knaben wohl in dem Arm,
Er fasst ihn sicher, er haelt ihn warm.

Жуковсий отступил от подлинника, однако, его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым.

Марина Цветаева в своем исследовании “Два “Лесных царя” писала: “Вещи равновеликие. Лучше перевести “Лесного царя”, чем это сделал Жуковский, - нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой “Лесной царь”. Русский “Лесной царь” - из хрестоматии и страшных детских снов”.

Сам поэт признается в письме к Гоголю: “У меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и все, однако, мое”.

Работа с текстом

Прослушивание текста баллады (чтец).

- Почему фоном к чтению этой баллады выбрана такая музыка?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Попробуем и мы теперь прочитать балладу наизусть.

- Мы прочитали балладу. К какому роду литературы относится этот жанр? (Карточка)

- Как вы понимаете, что такое баллада? (Поможет ответить на вопрос обращение к карточке-повторению).

Карточка-повторение

эпос (эпические произведения),

лирика (лирические произведения),

лироэпика (лироэпические произведения),

драма (драматические произведения).

Жанры эпоса: рассказ, повесть, роман.

Жанры лирики: стихотворения.

Жанры лироэпики: поэма, баллада.

Баллада как жанр возникла в Средние века во Франции и была хороводной песней. Представляет собой лирическое стихотворение с напряженным, острым сюжетом.

Баллада – лироэпическое произведение, чаще всего необычного, легендарно-исторического, фантастического характера. Как правило, литературная баллада включает в себя пейзажный зачин и пейзажную концовку и строится на основе диалога – открытого (явного) или скрытого (монолог, обращенный к молчащему собеседнику). Литературные баллады подразделяются на исторические, семейные, фантастические (страшные) и др.

Образцами литературной баллады могут служить баллады В.А.Жуковского, баллады А.С.Пушкина “Жених” и “Песнь о вещем Олеге”.

- Каково построение произведения, то есть его композиция? (Чтение по ролям)

- Можем ли мы сказать точно о происходящем – сон это или явь? Что представляется обыденным, а что фантастическим в этой балладе?

- Какая атмосфера создана в произведении? Какое впечатление оставляет баллада? (Остается тайна, загадка)

- Каково отношение Лесного царя к младенцу?

- Почему отец не видит Лесного царя?

- Каковы черты баллады в “Лесном царе”?

    фантастические образы лесного царя и его дочерей;
  • диалогическая композиция;
  • повторы;
  • разделение повествования на два мира: видимый и невидимый, сон и явь, реальность и фантазия;
  • большое количество эпитетов.

(Хладная мгла, цветы бирюзовы, жемчужны струи, ветлы седые, ездок оробелый.)

- Каков размер стиха? (Тренажер на компьютерной программе)

Выводы

В балладе "Лесной царь" мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему. Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу. С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве - дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В своих переводах Жуковский выступает как подлинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося свои мысли и чувства в произведение. Можно сказать, что Жуковский сочинял баллады на заданную тему. Вспомним его слова: ". Переводчик в стихах - соперник". Не стоит забывать, что многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, это еще раз подчеркивает его талант и роль в русской литературе.


2. Развивать творческое мышление, умение анализировать, умение сравнивать.

3. Прививать любовь к творчеству Жуковского и литературе в целом.

4. Развивать творческие возможности детей через выразительное чтение, иллюстрирование эпизодов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Опрос по теме предыдущего урока.

- Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с творчеством В. А. Жуковского. Давайте вспомним материал прошлого урока.

- В каком жанре чаще всего писал свои произведения В. А. Жуковский?

- Что такое баллада?

3. Новая тема.

Образ Лесного царя традиционен для германского фольклора. Сказочники Гримм, Гауф, Гофман интересовались миром загадок, тайн, чудес. Жизнь казалась им торжеством неразгаданной тайны. Нередко таинственное обретало черты зловещие, злая судьба играла героями.

Такова и баллада Гёте, которую перевёл Жуковский.

Я буду читать балладу, а вы внимательно слушайте, следя за мной по тексту, после чего мы вместе с вами попытаемся разобраться в прочитанном.

Чтение баллады учителем.

4. Беседа.

- Какие чувства вызывают у нас первые строки баллады? (Чувства какой-то опасности, чего-то необычного, а, может быть, и ужасного)

- О чём спорят отец и ребёнок?

- Во что не верит отец?

- Как он объясняет страхи мальчика?

- Перечитайте вторую строфу. Что видит мальчик, и как это объясняет отец?

Конспект урока по литературе В. А. Жуковский Лесной царь

- Запишите в тетради.

- Перечитайте четвёртую строфу. Что видит мальчик, и как это объясняет отец? Продолжим записи в тетради.

Царь говорит ветер колышет листы

- Перечитайте шестую строфу. Что видит мальчик, и как это объясняет отец? Запишем в тетради.

Царь созвал дочерей это вётлы седые

- А что такоё вётлы? (белые, серебряные ивы)

- Найдите строчки, в которых описывается царство лесного царя? Зачитайте (3 и 5 строфы)

Чертоги – пышное, великолепное помещение или здание, дворец.

Дубрава – дубровый лес, роща.

- Почему лесной царь хочет взять себе мальчика?

- Почему отец не спас сына?

Слишком поздно поверил он в реальность чудесного мира, в правду детской фантазии. В балладе торжествует мир германского фольклора, в котором рок (судьба, предопределение) играет значительную роль.

5. Чтение по ролям.

Давайте прочитаем эту балладу по ролям. Но прежде ответьте на вопрос: сколько действующих лиц нужно для чтения этой баллады?

Автор – 1 и 8 (последняя) строфы

Отец, сын – 2, 4, 6, 7 строфы

Лесной царь – 3, 5, 7 строфы

6. Рисунок к балладе.

Сейчас вы в тетрадях должны будете нарисовать рисунок к этой балладе и подписать его. Что можно изобразить на рисунке?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Сырова Анна Александровна

учитель музыки

Предмет: Музыка

Класс: 6 класс

Номер урока в теме: урок №7

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Задачи урока:

Образовательная : совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование : ПК, проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 6 класс., фортепиано.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий обзор биографии Ф.Шуберта).

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

5. Домашнее задание.

Учитель: Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

Учитель: Чей образ воспет в этой музыке? (ответы детей)

Учитель: Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку? (нежные, ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего сына, страдает вместе с ним)

Учитель: Что для всех олицетворяет Дева Мария? (ответы детей)

Учитель: Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное произведение? (ответ учащихся).

(Портрет Шуберта)

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

(записать в тетрадь тему урока)

Учитель: Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из видео фильма, который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой биографии.

Смотрим на экран.

Вопросы для проверки выполнения работы.

· Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

· Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены – Лихтенталь)

· Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

· Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

· Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта?

· Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн Фогель)

· Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (Шубертиада)

· Представителем какого музыкального направления был Шуберт? (романтизм)

· Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский концерт)

· Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? (16 опер, 22 квартета, 22 сонаты, 9 увертюр , 9 симфоний, более 600 песен)

· Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

Учитель: Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады считается Ф.Шуберт.

Учитель: Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного происхождения, сопровождавшая танец. Позднее - литературное лирико-эпическое произведение драматического характера, часто с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды. Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с

напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. В эпоху романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Учитель: Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера.

Учитель: Что представляет собой баллада в музыке – это определение на экране, запишите его в музыкальный словарь

(баллада-вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса. (записывают в тетрадь)

Учитель: Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

(Портрет И.Гете)

Учитель: Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

Учитель: Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Послушайте первую интонацию вступления баллады.

Подумайте и ответьте, можно ли определить характер всего произведения по этой интонации. Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?

Звучит мелодия: (играет учитель)

Ученик: Эта интонация тревожная.

Ø В каком регистре звучит? (ответы учащихся)

Ø В каком ладу? (ответы учащихся)

Вывод: Ритм - чередование "триолей" с восьмыми нотами - длительности короткие. Штрих исполнения - стаккато, характер музыки тревожный.

( Портрет Жуковского)

Учитель: Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский.

Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в чем мы с вами постараемся убедиться.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

в переводе Жуковского.

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения: волнение, страх, тревога (ответы учащихся)

Ø Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении (ответы учащихся)

Ø О чем это стихотворение? (ответы учащихся)

О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно, младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

Учитель: Давайте обратим внимание на слова баллады (количество куплетов) и сравним её с песней.

Ø Что сразу обращает на себя внимание?

Учитель: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада - это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений.

Ø В какой форме изложено стихотворение? (ответ учащихся)

Да, баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги - (пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища, драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику баллады.

После прослушивания дети устно отвечают на вопросы.

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от Р до F (контрастная)

Регистр – низкий и средний (аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Ученик: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада - это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений.

В какой форме изложено стихотворение (диалог)

Да, баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги - (пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища, драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

Что вы услышали в аккомпанементе?

Можно ли это увидеть?

Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная ( выражает тревогу, изображает движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

В балладе четыре действующих лица.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Итак, продолжим урок и подведем итог услышанном.

Ø ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога, предчувствие гибели, трагедии)

Ø - каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к себе, отлучить от отца, лишить жизни)

Ø почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного младенца)

Ø можно ли точно сказать, сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)

Учитель: А теперь давайте определим образы, краски, звуки и чувства мира реального и мира ирреального (фантастического).

Реальный мир

Образы : отец, малютка, конь, лес, ветлы.

Краски : темнота, ночь, мгла, туман, темные ветви.

Звуки : шелест деревьев, тревожные голоса.

Чувства : теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

Образы: лесной царь, дочери лесного царя.

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны струи, золотые чертоги.

Звуки: сладкозвучные голоса, убаюкивающие интонации.

Чувства: холод, видения, обещающие радость, покой.

Вывод: сравним два мира реальный и фантастический:

Ø Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный. Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви - человеческой любви.)

Ø Вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у лесного царя, а отсутствие любви.

Ø Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы).

Вывод: два мира - призрачный, великолепный, но холодный мир царства лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства-мира реального.

Учитель: Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких жанров романтизма – баллада.

Учитель: Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически - напряжённый образ?

Ученики: Литература использует - слово, музыка - звуки, живопись – колорит.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств, главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти виды искусства не подражают друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

Учитель: На предыдущем уроке мы разучили песню Франца Шуберта

Какой образ показан в этой песне?

Ученики: Образ движения, круговорот воды.

Учитель: Это очень символичное произведение. Мельничное водяное колесо как символ вечности. Нельзя нам в жизни останавливаться, необходимо постоянно двигаться вперед. Жизнь – это постоянное движение.

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Цифровой диктант по теме урока (закрепление пройденного)

Рефлексия: Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас, прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране (высказывания учеников)

Домашнее задание: Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой. Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством удивительного композитора, Франца Шуберта.

Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает человеку лучше понимать себя и других людей.

А ваше душевное исполнение песни меня искренне порадовало, и я убеждена: вы счастливые дети, потому что ваши сердца наполнены музыкой. Урок окончен!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки 6 класс по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критскрй. Цель урока: формирование эмоционально-осознанного восприятия музыкального образа нп примере баллады "Лесной царь" Ф. Шуберта.

Конспект открытого урока в 6 классе

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

воспитание личностного отношения к музыке, эстетического вкуса.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Познавательные:

развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения).

Коммуникативные:

формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом;

развивать коммуникативные способности, умения в самостоятельной работе с информацией, умения анализировать и синтезировать полученную информацию.

Предметные УУД:

1. Музыкальное приветствие.

2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.

"Я родился на свет, чтобы сочинять и только сочинять! Меня должно содержать государство!", - говорил герой сегодняшней истории.

Слайд 1 Учитель:.Сегодня мы познакомимся с творчеством великого австрийского композитора, пианиста, поэта, создавшего большое количество произведений в различных жанрах. Имя этого человека Франц Шуберт. (обратить внимание детей на портрет композитора).

Франц Шуберт родился 215 лет назад 31 января 1797 года в австрийском городе Лихтентале (ныне Альзергрунд) в семье школьного учителя. С шести лет он учился в приходской школе. Дома вечерами в семье Шуберта часто музицировали, Франц играл на скрипке и фортепиано, прекрасно пел. В 11 лет Франц поступил в Конвикт (придворную капеллу), заведение с жесткой дисциплиной, почти как суворовское училище, где Шуберт был певчим в хоре, а также играл в симфоническом оркестре на альте.

Все учителя музыки отказывались обучать юного Франца, оправдываясь словами: "Его Бог научил, мне с ним делать нечего".

Когда голос Шуберта стал ломаться, он оставил Конвикт, и устроился учителем в школу. Но преподавательская работа тяготила его, к тому же она отвлекала от творчества.

А сочинял Шуберт много, легко переключаясь с одного произведения на другое. После его смерти друзья обнаружили огромное количество исписанных нотными знаками листов, - это были начатые и не законченные произведения Шуберта. Биографами подсчитано - если бы все начатые рукописи Шуберта кто-нибудь закончил, то список его произведений вырос бы раза в три.

Еще один пример (фоном звучит симфония № 8). Через тридцать лет после кончины композитора, один из друзей Шуберта нашел на чердаке портфель с рукописью неоконченной симфонии си минор. Так весь мир узнал эту удивительную, пусть даже не законченную симфонию Франца Шуберта, которой при издании был присвоен номер восемь. Считается, что "Неоконченная" симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, например, позднее у композиторов-романтиков произведения подобного рода стали обычным явлением.

Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры; 20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано; камерные ансамбли; 18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.

Помимо симфонической музыки, Шуберт написал огромное количество вокальных произведений.

Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.

Учитель: А сейчас проверю, внимательно ли вы слушали мой рассказ?

Вопросы: Слайд 3

Учитель - Истощенный морально, душевно, физически, измученный неудачами в жизни, он прожил не долго. Сколько лет прожил Шуберт?

Дети: - 31 год.

Учитель: Где Шуберт получил музыкальное образование?

Дети: в Конвикте (придворной капелле)

Учитель - В каких жанрах писал Ф.Шуберт?

Дети:- Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения

Учитель - Сколько симфоний написано Шубертом?

Учитель - При его жизни не прозвучала ни одна симфония. Сколько написал сонат?

Дети -20. Из 20-ти сонат прозвучало только 3.

Учитель - Вспомните, произведений, какого жанра больше всего написано Шубертом?

Дети:- Песни.

Учитель -Сколько им написано песен?

Дети:-Более 600.

Песни занимают в творчестве Шуберта главное место. Герой Шуберта – простой человек. Он глубоко несчастен. Все его мечты и надежды неосуществимы. Единственным верным его другом , которому он доверяет все свои мысли, является ПРИРОДА. Поэтому в песнях Шуберта можно услышать журчание ручейка, шелест леса, пение птиц. Они окружают героя и сопутствуют ему в его странствиях, делят с ним радости и печали.

Ф.Шуберт создавал новый тип песен, которые представляли собой небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, драматическим развитием, полноправным, чутко следовавшим за смыслом слов аккомпанементом.

Песня Шуберта – это всегда живая сцена, драматическая картина, в которой раскрываются тончайшие оттенки человеческих чувств. Большую часть своих произведений он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей, встречи с которыми назывались шубертиадами. Слайд 4.5

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; его аккомпанемент приобрел большее значение, больший художественный смысл.

Замечателен также сборник "Лебединая песня", из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, "Серенада").

Лучшими вокальными произведениями являются Баллада "Лесной царь", написанная в 1816 г., когда композитору было 18 лет.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с Балладой "Лесной царь". Сначала выясним, что такое баллада?

Дети: ответы детей.

Учитель: Баллада - лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Слайд 8 Баллада "Лесной царь" написана на слова немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гете Слайд 2. Гете - немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель.

Слайд 11. Перевод написал Василий Андреевич Жуковский, поэт и переводчик, критик, один из основоположников романтизма в России. Образование получил в Благородном университетском пансионе (Москва). С ранней юности занялся литературной деятельностью.

Слайд 12 . В нескольких городах России Василию Андреевичу Жуковскому установлены памятники, один из них в Санкт Петербурге. Пушкин назвал Жуковского "гением перевода". Многие переведенные им стихи отражали и его собственный взгляд на мир.

Послушайте балладу "Лесной царь" в переводе В.А. Жуковского (чтение стихотворения) Прослушивание баллады на протяжении слайдов13-21

Анализ прочитанного произведения:

- Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения. (волнение, страх, тревога).

- Назовите персонажей, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик, отец, сын, Лесной царь).

- О чем это стихотворение?

- О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

- В какой форме изложено стихотворение (диалог)

- Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают собственную характеристику музыке.

-Что вы можете сказать об этом произведении?

- Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики - Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей.

- Какие выразительные средства музыки использует композитор, чтобы передать наиболее полно смысл и характер произведения?

- Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный.

- Вы обратили внимание на аккомпанемент?

- Он в этом произведении играет большую роль - передает бег коня, завывание вьюги, напряжение.

- Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа?

Отец - переживание, внутреннее беспокойство.

Лесной царь - музыка ласковая, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость.

Младенец - страдание, мольба, ужас.

Учитель: Сейчас мы послушаем балладу на языке оригинала – немецком, и вы должны будете определить – сколько действующих лиц в этом произведении? Прислушайтесь внимательно к интонации исполнителя. Музыкальный язык понятен без перевода

(Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Слова И.Гете. (на немецком языке).)

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от РР до FFF

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

Слайд 23. Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране:

сегодня я узнал.

урок дал мне для жизни.

4. Учитель: Молодцы ребята, сегодня много вы узнали и запомнили о творчестве Франца Шуберта.

Учитель А сейчас мы продолжим работу парами.

Слайд 24 Приложение 1.

На скромной могиле Франца Шуберта есть надпись. А что это за надпись, вам предстоим расшифровать головоломку, и тогда вы сможете ее прочитать.

("Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды").

Приложение 2 кроссворд.

Если решите правильно, то прочтете фамилию композитора.

5.Домашнее задание: составить кроссворд или головоломку по теме: "Творчество Ф. Шуберта"

Читайте также: