Природные причины трансформации литосферы план конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование представления о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.

Задачи: дать представление об оползнях, селях, обвалах; расширить знания учащихся о вулканизме и землетрясениях как результате внутренних тектонических процессах; раскрыть влияние внешних и внутренних процессов на жизнь и хозяйственную жизнь человека.

I Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа по основным вопросам предыдущего урока.

На какие две группы можно разделить процессы, под воздействием которых формируется рельеф? (эндогенные и экзогенные)

В какой форме проявляются эндогенные процессы? (горообразовательные движения, внедрение магмы в земную кору, излияния ее на поверхность, медленные колебания земной коры)

Как называются формы рельефа, образованные внутренними процессами? ( эндогенные)

За счет чего происходят внешние процессы? (за счет солнечной энергии, поступающей на Землю, воды, воздуха, организмов)

Как называются формы рельефа, образованные внешними процессами? (экзогенные)

Приведите примеры экзогенных форм рельефа (овраги, пещеры, морены, троги, котловины, уступы, кары, воронки, дюны, терриконы, насыпи, болотные кочки и т.д.)

2. Диктант для проверки знаний ключевых слов.

Факторы: Формы рельефа:

А) эндогенные; 1) речные долины

Б) экзогенные; 2) морены

4) вулканические конусы

5) горные хребты

8) лавовые плато

II Изучение нового материала:

Учитель: -Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах!

Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.

Большинство склонов гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. Его внимание привлекают причудливые изгибы вершин, зубчатый профиль гребня, гладь равнин, при этом отвлекая от самого прекрасного - собственной жизни. Вот нарастает гул, рыбки мечутся в аквариуме, беспокойно озираются по сторонам животные. Вот уже маленькие камни стёрты при огромном движении. По швам трещит одеяния гор: друг - друга давя, обгоняя, глыбы устремляются вниз, не щадя ничего и никого на своём пути. И всё это так внезапно, так неожиданно!

- Почему они опасны?

- Как называют явления, которые происходят мгновенно, внезапно, неожиданно?

- Под стихийными понимаются разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Учитель: - К стихийным явлениям литосферы обычно относятся землетрясения, вулканизм, селевые потоки, оползни, лавины и обвалы, о которых сегодня мы с вами поговорим.

Учитель : - Люди во все времена считали, что землетрясения - это стихия, абсолютно не связанная с их деятельностью. В древности, вероятно, так и было. Но современный человек, добывая из - под земли нефть, газ, закачивая туда загрязнённую воду, влияет на процессы, происходящие глубоко в её недрах. Поэтому, в районах нефте- и газодобычи всё чаще происходят подземные толчки землетрясений, которые называются техногенными.

-Где в нашей стране встречаются вулканы, про это нам расскажет ученика.

2 Ученик: - Вулкан - это проявление внутреннего тепла Земли. Вулканы причиняют огромный ущерб, особенно тогда, когда извержение происходит внезапно и не остается времени предостеречь и эвакуировать население. Раскаленная лава уничтожает все, что встречается на ее пути, вызывая пожары. Ядовитые газы распространяются на большие расстояния. А пепел покрывает огромные пространства. 20 см вулканического пепла достаточно, чтобы разрушить крышу дома. Действующие вулканы в России находятся на Камчатке и на Курильских островах. Их около шестидесяти. Самый высокий из них - Ключевская Сопка. Его конус возвышается на 4750 м. Извергается Ключевская Сопка довольно часто – примерно 1 раз в 7 лет. Но потухшие вулканы есть и на Кавказе – Эльбрус и Казбек.

Учитель: Посмотрим видеофрагмент об извержении вулкана.

в) оползни - самое грандиозное и чаще всего катастрофическое проявление гравитации на склонах.

3 Ученик: - Оползни - это скользящие смещения масс горных пород вниз по склону, возникающие из-за нарушения равновесия, вызываемого различными причинами. Оползни могут быть на всех склонах с крутизной 20° и более и в любое время года. Они различаются не только скоростью смещения пород, но и своими масштабами. Скорость медленных смещений пород составляет несколько десятков сантиметров в год, средних - несколько метров в час или в сутки и быстрых - десятки километров в час и более. К быстрым смещениям относятся оползни-потоки, когда твердый материал смешивается с водой, а также снежные и снежно-каменные лавины. Следует подчеркнуть, что только быстрые оползни могут стать причиной катастроф с человеческими жертвами. Наиболее действенной защитой от оползней является их предупреждение. Из комплекса предупредительных мероприятий следует отметить собирание и отведение поверхностных вод, искусственное преобразование рельефа, фиксацию склона с помощью свай и строительства подпорных стенок.

4 Ученик: - Лавины - самый маленький толчок Земли может стать причиной катастрофической силы, которая, устремляясь вниз, набирает такую мощь, что способна даже перевернуть и оставить под собой огромный движущийся поезд. Лавина - масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор, аналогично обвалу. Скорость движения в среднем 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается образованием воздушной предлавинной волны, производящей наибольшие разрушения. В горных районах, где снежные лавины возникают ежегодно, созданы специальные службы, своевременно предупреждающие население о грозящей опасности. Осуществляется искусственный сброс лавин путем их обстрела, отвод лавин дамбами и лавинорезами, проводится укрепление склонов опорными сооружениями.

Лавины часто встречаются не только в горных районах России, а также и на равнинах.

- Еще в горах образуются грязекаменные потоки - сели. Причины их образования могут быть разные. Про них расскажет ученика.

5 Ученик: Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60% объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов.

Сель — нечто среднее между жидкой и твёрдой массой. Средняя скорость движения селевых потоков 2-4 м/с, достигая 4-6 м/с, что обуславливает их большое разрушительное действие. На своем пути потоки прокладывают глубокие русла, которые в обычное время бывают сухими или содержат небольшие ручьи. Материал селей откладывается в предгорных равнинах. Сели характеризуются продвижением его лобовой части в форме вала из воды и наносов или чаще наличием ряда последовательно смещающихся валов. Прохождение селя сопровождается значительными переформированиями русла.

Сель возникает в результате интенсивных и продолжительных ливней, бурного таяния ледников или сезонного снегового покрова, а также вследствие обрушения в русло больших количеств рыхлообломочного материала (при уклонах местности не менее 0,08—0,10). Решающим фактором возникновения может послужить вырубка лесов в горной местности — корни деревьев держат верхнюю чаcть почвы, что предотвращает возникновение селевого потока.

6 Ученик: Обва́л — отрыв и падение масс горных пород вниз со склонов гор под действием силы тяжести. Обвалы возникают на склонах речных берегов и долин, в горах, на берегах морей. Причиной образования обвалов является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. Оно вызывается:

увеличением крутизны склона в результате подмыва водой;

ослаблением прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;

воздействием сейсмических толчков;

строительной и хозяйственной деятельностью.

Крупнейший обвал объёмом 2,2 млрд м³ произошёл 18 февраля 1911 года на реке Мургаб, в результате которого образовались естественная плотина и Сарезское озеро.

27 сентября 1995 года в Сунженском районе Ингушетии, в 6 км от села Алкун, произошел горный обвал длиной 130—150 м, шириной 6-10 м и глубиной 40-50 м. В результате погибло 16 человек, в том числе ребёнок.

Учитель: Посмотрим видеофрагмент о селях и обвалах.

-Ребята, встречаются ли в нашей местности стихийные явления литосферы?

-Нет (примеры учащихся)

Учитель: - Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные на уроке знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений.

Работа в группах.

I группа – вулканы, землетрясения

П группа - сели, оползни, обвалы, лавины.

1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь.

Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)

Гора, имеющая кратер, конус, жерло – (вулкан)

Колебания земной поверхности – (землетрясения)

Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)

Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)

Падение больших масс горных пород – (обвал)

После небольшого наводнения мне удалось спасти записи о некоторых стихийных природных явлениях, но о каких точно – мне не ясно, многие места в тексте размыты. Я вам прочитаю, а вы попытайтесь определить его.

1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.

3. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.


Конспект урока содержит сведения о географии, причинах возникновения, последствиях и прогнозировании природных катастроф: землетрясений, извержений вулканов, цунами. Работа осуществляется в парах, применяются активные методы обучения: проблемные вопросы, эвристические беседы, ролевая игра. Конспект содержит подробный иллюстративный материал и презентацию.

Описание разработки

Цель: сформировать представление о природе и последствиях природных катастроф, о необходимости знаний правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

продолжить формирование представлений о разнообразии рельефа Земли;

выявить закономерности размещения крупных форм рельефа и сейсмических поясов;

сформировать представление о причинах землетрясений, извержения вулканов, цунами, их последствиях и путях минимизации ущерба;

сформировать представление о общих и конкретизированных правилах поведения при природных чрезвычайных происшествиях;

сформировать представление о необходимости совместной ликвидации последствий природных катастроф.

развивать мыслительные операции на основе сравнения, обобщения, установления причинно - следственных зависимостей, выделения существенных признаков;

развивать внимание, мышление, моторику на основе работы с атласом и контурной картой;

способствовать развитию умения комплексного использования карт атласа;

способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;

способствовать развитию навыков коллективного решения учебных задач и представления результатов работы.

способствовать воспитанию чувств взаимоуважения, взаимопомощи. Сострадания, желания помочь окружающим;

способствовать воспитанию активной жизненной позиции, осознанного отношения к своему здоровью.

Тип урока: интегрированный, урок - взаимообучения.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты обучения:

овладение навыками самостоятельной и коллективной деятельности в процессе решения учебной задачи, знаниями безопасного поведения при чрезвычайных происшествиях природного характера, осознание себя как члена общества на глобальном и региональном уровне.

Метапредметные результаты обучения:

развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний, составления плана решения учебной проблемы, поиска версий решения проблемы, обнаружения причинно - следственных связей, навыков работы в группе, самооценивания и взамооценивания результатов обучения.

Предметные результаты обучения:

иметь представление о строении вулкана, о причинах возникновения вулканизма, землетрясений и цунами, географии размещения районов этих процессов на карте мира; уметь находить на карте определенные объекты, комплексно использовать карты для решения учебной задачи, уметь работать с учебными текстами.

Ход урока:

Отчего возникают цунами и где они происходят, расскажет и покажет на карте третья команда.

Как вы считаете, почему именно в зоне Тихого океана наиболее часто происходят все перечисленные явления?

Каковы на ваш взгляд общие правила поведения при любом чрезвычайном происшествии природного и техногенного характера. (Не паниковать. Знать и соблюдать правила безопасности. Уметь оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим. Хотеть жить, несмотря ни на что).

Весь материал - смотрите документ.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока:
формировать знания основных природных и антропогенных причин изменения литосферы.
Основные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:
называют и характеризуют основные природные и антропогенные причины изменения литосферы.
2

УМО:
карты атласа;
рабочая тетрадь;
контурная карта;
презентация.

Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (слайд 5-11)
Актуализация знаний и умений (слайд 12)
Целеполагание (слайд 13)
Изучение нового материала (слайд 14-21)
Физкультминутка (слайд 22)
Закрепление изученного материала (слайд 23)
Информация о д/з (слайд 24)
Рефлексия. Итоги урока (слайд 25)

Географическая оболочка-это…
Литосфера-это…
Какое строение имеет Земная кора?
Какие процессы происходят в литосфере?
Как литосфера влияет на другие геосферы?
Каково значение литосферы в жизни человека?
Что такое биосфера?

Назовите и охарактеризуйте основные геоэкологические функции литосферы

В чем заключается принципиальное отличие геофизической и геохимической функций от ресурсной и геодинамической?
Ресурсная и геодинамическая определяет роль литосферы для жизнедеятельности биоты и человеческого общества и отражают влияние литосферы на состояние биоты, безопасность и комфортность проживания человека.
А геохимическая и геофизическая отражают свойство геохимических и геофизических полей литосферы природного и техногенного происхождения влиять на состояние биоты и человека.

Опишите перемещения веществ в литосфере

Какую роль играет большой круговорот веществ в географической оболочке и жизни биоты Земли?
Большой (геологический) круговорот веществ — постоянное перемещение веществ из недр Земли на её поверхность, осуществляемое различными способами (вулканы, рифтовые трещины, разломы и т. д.), и обратный поток веществ в недра (выветривание, эрозия, образование осадочных отложений и т. д.).
Большой круговорот перераспределяет вещества между биосферой и более глубокими горизонтами нашей планеты.
С появлением биосферы в большой круговорот веществ включились продукты жизнедеятельности организмов, вследствие чего геологический круговорот приобрёл совершенно новые черты. Он стал поставщиком питательных веществ живым организмам, во многом определяя условия их существования.

Большое количество электрических бытовых приборов и техники имеется у нас дома. Используя знания о геофизической функции литосферы, приведите доказательства отрицательного воздействия на здоровье человека бытовой техники и гаджетов.
Магнитные поля действуют непосредственно на нервные клетки мозга человека. Сильные электрические поля неблагоприятно влияют на его центральную нервную систему. В настоящее время доказано, что любой живой организм реагирует на электромагнитные поля. Даже в условиях нормального режима работы электротехнических и радиотехнических устройств их воздействие может приводить к потере аппетита, головной боли, ослаблению памяти, быстрой утомляемости человека. Воздействие вибрационных полей приводит к повышенной утомляемости, торможению двигательных реакций, нарушению координации движения у человека. Длительное влияние — к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервным расстройствам, поражению мышечных тканей и суставов.
10

Почему минеральные ресурсы относятся к категории невозобновляемых и каково их значение для хозяйственной деятельности человека?
Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым, потому что период их образования занимает очень большой промежуток времени. Скорость потребления человеком этих ресурсов намного выше, чем скорость их создания.
Минеральные ресурсы имеют огромное значение для хозяйственной деятельности человека. Они используются во всех сферах экономики: нефть и газ используются на электростанциях, в химической промышленности, из минеральных ресурсов (калий, фосфор, азот) производятся удобрения для сельского хозяйства. Человечество не может пока существовать без использования минеральных ресурсов.
11

Какие типы тектонических движений вам известны?
Какие причины вызывают землетрясения и вулканизм?
Какие природные процессы изменяют рельеф Земли?

Почему необходимо знать закономерности изменения геоэкологических функций литосферы?
Какие социально-экономические последствия влекут за собой землетрясения и вулканизм?
Как влияют эрозионные процессы на жизнь человека?

Нарушение геоэкологических функций литосферы оказывает прямое или опосредованное влияние на комфортность существования растительного, животного мира и человеческого общества. В экстремальных случаях может приводить к их гибели (вымиранию).

Основные природные причины изменений функций литосферы: активизация тектонических движений, вулканической деятельности, столкновение Земли с астероидами. Кроме прямого воздействия на биоту эти процессы могут вызывать резкое увеличение содержания углекислого газа в атмосфере, повышение температуры воздуха и морской воды. В результате происходит массовое вымирание животных и гибель растительности.

В мире всё взаимосвязано. Какая существует взаимосвязь между вымиранием животных на границе мелового и палеогенового периодов и метеоритами?

Читайте также: