Повседневная жизнь культура некрасовцев скитания игнат казаков конспект

Обновлено: 06.07.2024

Файлы: 1 файл

Особенности быта.doc

Особенности быта и творчества казаков-некрасовцев.

Первые переселенцы с Кубани обосновались в Добрудже, в устье Дуная и на озере Разельм, в селениях Большие Дунавцы, Сары-Кей, Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. Некрасовцы стали заниматься рыболовством, охотой. Жили они сравнительно спокойно, но в 1775 г. с приходом в дельту Дуная запорожцев (после разгрома Запорожской Сечи) в количестве 5000 человек эта мирная жизнь была нарушена. Запорожцы делали настойчивые попытки овладеть лучшими местами рыбной ловли, предпринимали даже военные походы на Большие Дунавцы и Сары-Кей. В ответ на это некрасовцы напали на селение запорожцев Едерлес, разгромили их жилища и уничтожили до основания Задунайскую Сечь.

Майносская ветвь некрасовцев жила вдали от русских границ в чуждом окружении, изолированно, замкнуто. Это создало условия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.

Демократическое устройство некрасовской общины Майноса, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, так и русских путешественников, побывавших у них. Мак-Фарлен пишет, что у некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ хорошо известны в Турции.

Старики-некрасовцы С.Ф.Шишкин (1847-1947), А.В.Ивануткина (1847-1939), Т.И.Капустина (1849-1949) и другие, помнившие Иванова-Желудкова, говорили, что на их памяти не было преступлений, за которые бы наказывали смертью, за исключением утопления в колодце Марии Гаврилушкиной, вышедшей за турка замуж.

Сравнительно благополучным периодом жизни некрасовцев на Майносе был период до 60-х годов XIX в. В это время зависимость от турецкого правительства выражалась в уплате налогов за место рыбного лова. Начиная с 60-x годов XIX в., турецкое правительство пыталось заставить некрасовцев служить не только во время войны, но и нести регулярную военную службу. Некрасовцы категорически отказались быть аскерами (солдатами). Иванов-Желудков, беседуя с казаками об их жизни, спросил:

- Ну, значит, вы живете у Христа за пазухой?

Некрасовцы, чтоб сохранить самостоятельность, решили уходить в менее населенную часть Турции. Долгое время они ходили по стране и наконец высмотрели озеро, посредине которого был остров. Некрасовцы купили его у правительства за 300 золотых Лир. После долгих ссор между собой с Майноса выделились 157 семей и в 1865 г. пошли на остров Маду (на Бейшеирском озере).

Судьба некрасовцев на Острове Мада оказалась трагичной. К 1910 г. в селении осталось всего 8 семей. Последние три семьи с Мады приехали в Совтский Союз в 1925 г. и поселились в Ново-Некрасовском Хуторе. Печальной была судьба и у некрасовцев Майноса. Они вымирали. После того как казаки отказались служить в турецкой армии, в 1865 г. они стали платить военный налог, налог за место рыбного лова, с доходов и т.д. А главное – лишились самостоятельности. Турецкие власти стали вмешиваться в жизнь общины. В самой общине произошло расслоение на земледельцев (землевладельцев) и рыбаков. Первые в экономическом отношении были более сильными. Рыбаки попали в зависимость. Рушился закон Игната, запрещавший казаку работать на казака. За экономическим расслоением произошел раскол в вере. Рыбаки приняли единоверие и посвящали своих попов (из числа казаков) в Москве, а земледельцы приняли австрийское священство и посвящали себе попов в Белой Кринице (в Австрии).

Раздоры экономические и религиозные, нарушение традиций предков стали частым явлением на Майносе. Казаки раскололись на две враждующих группы. Совместная жизнь стала невозможной. Рыбаки, как большая часть населения, стали поговаривать о возвращении на родину.

До всех этих событий некрасовцы жили замкнуто, изолировано.

В начале ХХ в. женщины особенно уговаривали мужчин покинуть Туретчину. С 1908 г. некрасовцы усиленно стали посещать русское посольство в Константинополе. Одним из инициаторов переселения был С.Ф.Шашкин. Когда в принципе вопрос о переселении был решен русским правительством, ходоки-некрасовцы в феврале 1911 г. явились в Константинополь к русскому послу Н.В.Чарикову и передали ему грамоту, в которой казаки просили царя: 1) простить им вины, совершенные их предками перед государями, 2) разрешить поселиться на Дону и восстановить их в казачьих правах, 3) помочь материально при переезде из Турции, 4) освободить в первые пять лет от всяких налогов.

В октябре 1911 г. ходатайство некрасовцев царским правительством было удовлетворено, за исключением одного пункта: некрасовцам было отказано в поселении на Дону и Кубани. Им прдложили земли в Новгородской губернии на берегу Ильмень-озера.

Некрасовцы, хотя и не были удовлетворены этим решением, но все же начали готовиться к переселению

Первые 80 семей выехали в 1912 г. из Константинополя в Батум, откуда были направлены в Кутаисскую губернию, в Узюргетский уезд, на станцию Натанеби. Вторая партия приехала в конце октября 1913 г. в количестве 70 семей и также остановилась на станции Натанеби. (На Майносе осталось около 60 семей земледельцев).В 5 километрах от станции Натанеби некрасовцы основали два поселка: Успенский и Воскресенский. На Кавказе они прожили до 1917 г. С приходом к власти в Грузии меньшевиков некрасовцам было предложено удалиться с грузинской территории. В 1918 г. они переехали на Кубань, в станицу Прочноокопскую, где и пробыли до 1921 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель урока: Познакомиться с основными занятиями и укладом жизни казаков – нек.

Игнат Некрасов

Властью у игнат – казаков обладало народное собрание – круг.

Властью у игнат – казаков обладало народное собрание – круг.

Заветы атамана Игната Федоровича Некрасова: 1. Царизму не покоряться. При ца.

Заветы атамана Игната Федоровича Некрасова: 1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться; - держаться старой веры. - за богохульство — смерть . 2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщаться. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены. 3. Высшая власть – казачий круг. Участие с 18 лет. 4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются. 5. Атаман избирается на год. Если провинился – смещается раньше срока. 6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все. 7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош. / В другом месте… просто свидетельство: – одну треть заработка казак сдает в войсковую казну/.

Заветы атамана Игната Федоровича Некрасова: 8. Кош делится на три части: 1-я.

Заветы атамана Игната Федоровича Некрасова: 8. Кош делится на три части: 1-я часть – войско, вооружение. 2-я часть – школа церковь. 3-я – помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся. 9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами – смерть. 10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает. 11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит. 12. За разбой, грабёж, убийство – по решению круга – смерть. 13. За разбой , грабёж, убийство на войне – по решению круга – смерть. 14. Шинков, кабаков – в станице не держать. 15. Казакам в солдаты дороги нет. 16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по-старому. 17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает. 18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные. 19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может. 20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжить формирование навыка анализировать документы.

Задачи урока:

рассмотреть процесс переселения некрасовцев в Турцию;

охарактеризовать процесс возвращения некрасовцев на свою историческую родину.

Возвращение староверов и некрасовцев на свою историческую родину.

Основные понятия: липованы, батог, Круг, Потемкинский хутор.

Важнейшие даты: 1740-1741г.г. переселение казаков-некрасовцев за Кубань и в Добруджу (Румыния), в устье Дуная;

1912-1913 г.г. – переселение некрасовцев в Грузию;

1924-1925 г.г – приезд некрасовцев и образование Потемкинского хутора;

1947г. – переселение некрасовцев из Румынии;

1962г – некрасовцы поселились в Ставропольском крае.

Оснащение урока:

История Кубани с древнейших времен до к.20 в.: Учебник. Краснодар.2004г.;

Выдающиеся личности: Анна Ивановна,

Императрица Екатерина 2; А.В. Суворов; В.П. Потемкин.

Организационный момент.

Общие рекомендации: данный урок является логическим продолжением предшествующего занятия, поэтому начать его следует с проверки домашнего задания.

Опрос рекомендуется проводить по вопросам, данным в учебнике (стр.141).

Почему некрасовские казаки выбрали местом поселения Кубань?

Как вы расцениваете условия, на которых поселились некрасовцы на территории, в то время принадлежавшей крымскому хану?

Какие взаимоотношения установились у некрасовцев с Россией в первой половине 18в.?

Обобщая ответы, учителю следует подвести учащихся к выводу, что только в результате сложившихся обстоятельств, казаки-некрасовцы были вынуждены покидать Прикубанье.

Рассматривая 1-й вопрос, важно отметить, что Россия расширяла свое влияние, и прикубанские казаки были вынуждены поменять место проживания. Одна их группа переместилась в 1740-1741г.г. за Кубань, другая в Добруджу (Румыния), в устье Дуная. Казаки, поселившись в Румынии, впоследствии стали называться липованами.

Уход некрасовцев с Кубани заставил правительство понять, что оно теряет возможность привлечь бывших подданных России на свою сторону.

Поэтому оно предпринимает неоднократные попытки переселить их, в том числе оставшихся жить на Кубани, внутрь страны. Однако эти попытки не увенчались успехом.

Можно дать задание: прочитав отрывок (стр.137), назвать 2 условия, которые устраивали бы некрасовцев.

После чтения учащиеся, должны ответить, что некрасовцы изъявили желание исполнить правительственные предложения только на 2-х условиях. Во-первых, чтобы им разрешили жить на границах Российского государства. И, во-вторых, позволили сохранить войсковую организацию.

Учитель может зачитать отрывок из книги:

«Во время войны русских с турками Императрица Анна Ивановна согласна была простить некрасовцев и предоставить им для жительства прежние места на Дону. но некрасовцы не могли воспользоваться этим, так как их удерживали закубанцы, стращавшие казаков московской виселицей.

В 1762г. Императрица Екатерина 2 разрешила переселиться в Россию бежавшим из нее раскольникам и в том числе некрасовцам. Некрасовцы не пошли на этот вызов, т.к. русское правительство ничего не упомянуло о тех правах, какие предоставлялись возвратившимся на родину беглецам.

В 1772г. сами некрасовцы просили позволения у русских властей возвратиться на Дон; на Государственный Совет, которому поручено было Екатериной 2 высказаться по этому поводу, не нашел возможным, отдать некрасовцам прежние земли и предлагал им занять свободные земли по Волге.

Предлагаем учащимся перечислить причины, из-за которых некрасовцы отказывались от переселения.

Учащиеся называют их:

Их удерживали закубанцы, пугая казаков московской виселицей;

Русское правительство ничего не упомянуло о правах, какие предоставляло беглецам;

Некрасовцев не устраивали земли на Волге;

Некрасовцы не доверяли русским властям;

Боялись бесправия и т.д.

Порта дала некрасовцам ряд привилегий, т.к. стремилась использовать их военную силу в борьбе с Россией. Некрасовцы выставляли в ряды турецкой армии до 3 тысяч воинов.

На чужбине некрасовцы сохранили те формы управления и быта, которые существовали у них на Кубани.

Учитель организует работу с раздаточным материалом.

ЗАВЕТЫ ИГНАТА НЕКРАСОВА.

Царю не покоряться, при царизме в Россию не возвращаться.

Власть в общине принадлежит кругу.

Держаться друг за дружку, без разрешения круга из станицы не уходить.

Тайно помогать бедным, явно помогает круг.

Женщину-мать защищает круг.

На войне с Россией в своих не стрелять, а палить через головы.

Казаку на казака не работать.

Каждому ремесло иметь, трудиться.

Казакам лавок не держать, купцами не быть.

С турками не соединяться, на мусульманках не жениться.

Церкви чтоб не закрывать.

Молодым почитать старших.

Казаки должны любить жен, не обижать их.

(Астапенко М. Остается вечно монументом. - Р на/Д, стр.40)

В ходе беседы по документу выясняется, что высшая власть у некрасовцев принадлежала войсковому Кругу (Народному собранию).

Учитель сообщает, Круг контролировал действия атамана, мог их досрочно сменить и призвать к ответу за неблаговидные поступки.

Люди, занимавшиеся промыслами, обязаны были третью часть заработка отдавать в войсковую казну. Ставится вопрос: Как вы думаете, ребята, как расходовались поступавшие средства? Учащиеся перечисляют: на церковь, содержание школы, помощь нуждающимся.

С 18 лет каждый некрасовец, мужского пола, приобретал полноту общественных прав. С этого времени он мог участвовать в собраниях Круга с правом решающего голоса. В отличие от них, женщины обладали правом совещательного голоса.

С 18 лет начиналось участие мужчин в военных походах. Командные должности разрешалось занимать по достижению тридцатилетнего возраста (низкий и средний уровень). А на высшие посты – могли претендовать умудренные житейским и военным опытом некрасовцы, достигшие пятидесятилетнего возраста.

За предательство, убийство применялась смертная казнь. Если казак нарушал обычаи, его лишали казачьего звания и изгоняли из общины.

Казаки держались с достоинством, были честными и порядочными. За эти черты их ценили турки. Казаки в большинстве своем, в том числе и казачки были грамотными, многие знали турецкий язык.

И далее, учитель переходит к изложению 2-го вопроса.

Учащимся дается задание: По ходу изложения материала записать в тетради основные этапы возвращения некрасовцев на свою историческую родину.

Начиная с 1908 г. некрасовцы посещают русское посольство в Константинополе. В феврале 1911г. они представили российскому послу грамоту, в которой просили: простить им вины, совершенные их предками перед государями; разрешить поселиться на Дону и восстановить их в казачьих правах; помочь материально при переселении из Турции; освободить в первые пять лет от всяких налогов и т.д.

В 1947 г. из Румынии прибыло в Советский союз более 2000 некрасовских семей. Часть из них поселились в вышеназванных хуторах. А другие – в Ейском районе (село Воронцовка) Краснодарского края.

Осенью 1962 г. 215 семей (999 человек) некрасовцев покинули Турцию и поселились в Ставропольском крае.

Учитель, просит учащихся назвать основные этапы возвращения некрасовцев на свою историческую родину.

Подводя итог отмечаем, что 250 лет казаки-некрасовцы вынуждены были жить на чужой земле. Однако долгое пребывание на чужбине не смогло погасить их любви к родине.

Они сберегли традиции жизни предков, культуру и язык. Особенной их заботой было стремление сохранить родную русскую речь. Не случайно в своих преданиях они говорили:

Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, подводит итог всему сказанному, делаются выводы.

Дополнительный материал для учителя.

«Некрасовцы, занимавшие раньше Таманский полуостров, перешли на левый берег реки Кубани. В царствование Анны Ивановны они были так стеснены, что Крымский хан, под властью которого они находились, пытался переселить их в Крым. Попытка не удалась и некрасовцы снова осели на Кубани. С Таманского полуострова на левый берег р. Кубани некрасовцы передвинулись в 1777г., во время занятия Таманского края русскими войсками. В 1778г. сам Крымский хан выгнал их с Фанагории.

В 1780г. некрасовцы вошли в соглашение с турками и приняли турецкое подданство.

Около этого времени часть некрасовцев выселилась с Кавказа в Болгарию – в Добруджу на Дунай. До 100 семей их, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горах вместе с черкесами.

С этими оставшимися на Кавказе некрасовцами вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань.

Черноморцев некрасовцы приняли враждебно и относились к ним предательски.

Потемкинский хутор – назван в честь полномочного представителя СССР в Турции, впоследствии наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина, который являлся инициатором переселения некрасовцев на родину.

Донские старообрядцы

Летом 1686 года благодаря поддержке беглых на выборах атамана Войска Донского победил покровительствовавший старой вере Самойло Лаврентьев, а весной следующего года настоятелем собора в войсковой столице Черкасске стал старообрядческий священник Самойла Манычский, службы были переведены на старый обряд, поминания Патриарха и царей отменены.

Исход

Во время Северной войны крестьянам на Руси жилось нелегко, и многие из них приняли решение бежать на Дон, в казачьи земли. В 1707 году Петр I издал указ о розыске беглых крестьян, а главным ответственным стал сам князь Юрий Долгорукий.

Когда Юрий Долгорукий прибыл к казакам, те решили, что ловля крепостных за Доном – это нарушение сложившейся традиции и подняли мятеж. Около двух тысяч крестьян Долгорукий смог вернуть, однако прочие примкнули к казачьему мятежному войску под предводительством Кондратия Булавина.

Булавину вместе с небольшим войском удалось напасть на отряд князя Долгорукова из засады, в результате чего Юрий Долгорукий и весь его отряд погибли, а Петром I была выслана новая 32-тысячная армия под предводительством брата Юрия – Василия Долгорукого.

Булавин, назначенный атаманом Войска Донского, решил идти на Москву, но имел в своем распоряжении куда меньшие силы, и им было принято решение разделить армию на три части. Одна из них отправилась осаждать Саратов, и после неудачи осела в Царицыне. Другая группа встретилась с войском Долгорукого и потерпела поражение. Третий отряд возглавил сам Булавин, и с ним он пытался взять Азов. После неудачи казаками против него был составлен заговор, атаман был убит (по другой версии совершил самоубийство), а Войско Донское присягнуло русскому царю.

Игнат Некрасов

Тем временем войска Игната Некрасова, расположенные в Царицыне, были настроены продолжать борьбу. Некрасов решил возвращаться на Дон с пушками и армией, другая часть казаков осталась в Царицыне. Уже вскоре была разбита оставшаяся в Царицыне группировка. Когда Некрасов встретился с царскими войсками из Черкасска, он тоже был разбит.

После заключения в 1711 году Прутского мира между Россией и Крымским ханством и Турцией правовой статус беглецов был урегулирован, и некрасовцы переселились из земель черкесов и ногайцев на территорию Крымского ханства в устье Кубани, где основали несколько городков, фигурирующих в источниках под славянскими названиями – Некрасовский, Блудиловский, Чирянский – и под татарскими – Хан-Тюбе, Кара-Игнат, Себеней.

Анна Иоанновна в 1735-1739 годах неоднократно предлагала казакам вернуться домой, однако результата не последовало. Тогда императрица отправила на Кубань донского атамана с целью вернуть назад непокорных некрасовцев. В страхе перед обширной военной кампанией, которую развернули русские войска, некрасовцы переселились на Дунай, из крымских в турецкие владения.

В 1740 году началось переселение на Дунай. Султаны Османской империи дали казакам-некрасовцам все те же полномочия, которые те имели под патронажем крымских ханов. В Османской империи казаки поселилились в области Добруджа, находящейся на территориях современной Румынии и Болгарии, и их соседями стали липоване, беспоповские старообрядцы из России, переселившиеся туда во время церковных реформ патриарха Никона.

Некрасовцы вскоре вынуждены были делить свои земли с запорожцами, которые переселились на те же земли после побелы над Запорожской Сечью в 1775 году. Несмотря на отвагу и храбрость, споры с запорожцами не давали покоя некрасовцам, и они начали уходить из Бессарабии и переселяться дальше на юг. Оставшиеся некрасовцы смешались с липованами и другими старообрядцами и утратили древние обычаи и предания.

Далее некрасовцы смогли расселиться на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатской Турции – на озере Майнос. После того, как во Фракии среди некрасовцев прошла эпидемия, оставшиеся в живых ушли на Майнос, однако объединившаяся община не смогла долго сдерживать социальные и религиозные противоречия. В 1860-х часть майносцев ушли из общины и основали свое собственное поселение на озерном острове Мада на юго-западе Турции. Из-за эпидемий и зараженной воды в озере население отколовшейся группы некрасовцев стремительно уменьшалось.

Возвращение на родину

Уже в 1860-х турецкие власти были недовольны некрасовцами, наращивали подати, вводили воинскую повинность и отнимали земли близ озера Майнос. Это было сопряжено с тем, что некрасовцы отказались выступать против России, к чему их пытались обязать турки.

После этого власти Турции и России разрешили реэмиграцию, но некрасовцам запрещали селиться на Дону или Кубани, их направляли в Грузию. После объявления независимости Грузии казакам уже вскоре придется переселяться снова, на Кубань. Еще около двухсот семей оставались к тому времени в Турции.

Массового переселения казаков-игнатовцев после 1914 года не было. Несмотря на разрешение, множество семей из деревни Майнос решили остаться на своих местах.

Последним ударом стал Константинопольский погром 6–7 сентября 1955 года, когда были разрушены сотни домов и осквернены десятки церквей. В 1956 году майносцы вступили в переговоры о возвращении в СССР.

Вторая волна реэмиграции началась спустя 50 лет, в 1962 году: тогда в Россию вернулись почти полторы тысячи некрасовцев из Турции.

Вы когда0нибудь видели как казаки танцуют под ритм дарбуки в размере 5/8? Кстати, этот размер популярен в Болгарии, вот видео:

Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит.

Интересно, что на старых фото видно, что некрасовские женщины сохраняли древний русский обычай — носили кику, шапку с рогами. Подробнее об этом здесь >

Более двух веков живя на территории, открытой для многих национальностей, проникаясь духом и культурой разных народов, казаки оставались последователями старой веры, сохраняли старорусскую речь и песенный фольклор. Однако в быту – своеобразном и полнокровном – ощутимо влияние различных национальностей, с которыми пересекались их пути на чужбине. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу. Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. Казаки помнят и хранят не только русский музыкальный фольклор, но и музыку других народов, например, турок и греков.

Некрасовское пение – это хоровое двухголосие (максимум 3 голоса) , гетерофония: женские голоса звучат в одном регистре с мужскими, будто узорочьем вьются вокруг оси напева; они не контрастируют, а звуковой рельеф отличается монолитностью, которую усиливает единовременная пульсация слов, присущая древнему многоголосию. А самое главное это Лад в котором они поют (это Турецкий лад-так как долго там жили) Запев и хоровой подхват почти не противопоставлены друг другу, что мало характерно для русского народного музицирования.

У некрасовцев популярны турецкие лирические, шуточные песни и припевки. Они заимствовались на ярмарках и в тавернах. Но, исполняя чужие напевы, казаки по-русски растягивают гласные, постепенно завышая мелодию, что вовсе не свойственно турецкому пению. Подобная новизна звучания очень привлекала турок, которым нравилось слушать свои напевы в исполнении некрасовцев.

Читайте также: