Конспект 4 клас неозначена форма дієслова

Обновлено: 30.06.2024

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Метапредметные УУД:

Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

ВложениеРазмер
konspekt_ur.prezent.4_kl.zip 715.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Васюткина Зульфия Магафуровна, учитель начальных классов второй категории МОБУ СОШ №6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Планируемые образовательные результаты:

формирование представления о глаголах неопределенной формы,

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует …

Учитель: 1. Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них больше.

2.Запишем словарные слова: Вагон, шофёр, километр, расстояние, автомобиль, Россия.

( У доски 1 ученик, проверка). Кто затруднялся?

Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Учить - ум точить.

Сделали дело – гуляем смело!

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор. : Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор. : Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала? ( Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Учитель: Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. (Работаем у доски). (Проблемный вопрос) Что же у вас получилось?

( Ученик: будем знать, будем спать, учить, точить, сделали, гуляем, лежит, бежит, добывают) (Слайд № )

- Какая проблема возникла перед нами?

- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола.)

- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ваши предположения……
Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

А где мы можем узнать о новой форме глагола?

А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Посмотрите, как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола (начальная форма или инфинитив).

- Какие цели перед собой поставим?

  • Почему неопределённую форму глагола так назвали?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Особенности неопределённой формы глагола.

- Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

- Итак, первое открытие.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

4.Открытие новых знаний.

1)Работа в парах. Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

Задайте вопросы к глаголам.

- Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.

2)Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола.

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы .

Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

- Какие суффиксы повторяются?

- Что мы выяснили? Запишем в исследовательскую карточку.

- Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:

ходить , ходит, кость, косит, косить , кровать, нест и, скатерть, плести , кости, ногти, грусть, вести , лошадь, стеречь ,думал,думать,поёт,петь.

Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

- Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.

1)Работа в группах

- Я предлагаю вам поработать в группах.

- Замените фразеологизмы глаголами.

Зарубить на носу

Пропустить мимо ушей

Делать из мухи слона

Обвести вокруг пальца

Держать язык за зубами

Витать в облаках

Вставлять палки в колёса

2). – А все ли мы узнали о глаголах неопределенной формы?

– Послушайте, какой разговор состоялся между 2-мя мальчиками-спортсменами:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….а может побежду– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Подумайте.

Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.

Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу, стану победителем, смогу победить (глагольное словосочетание)

Составьте предложение устно с этим словом.Например: Я должен победить….

К списку аналогичных глаголов относятся также: убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть и некоторые другие.

Какие открытия мы сделали на уроке?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Как еще называют глаголы неопределенной формы? (инфинитив)

Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

Какую особенность имеет инфинитив? (Суффиксы ТЬ, ТИ,чь )

6.Рефлексия. Сегодня на уроке

Я вам предлагаю задания на выбор. Выбирайте себе по вкусу, учитывая свои возможности:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сприяє розвитку пізнавальної активності, комунікативної компетентності учнів. Інтенсивному темпу уроку сприяло використання інтерактивних форм і методів роботи. Учні із задоволенням працюють в парах, в творчих групах.

Укр. мова 4 кл.

Тема: Неозначена форма дієслова

Мета: - закріплювати і поглиблювати знання учнів про н.ф.д.;

виробляти вміння правильно ставити питання до н.ф.д.;

розширювати словниковий запас;

сприяти розвитку пізнавальної активності, комунікативної компетентності;

ІІ. Каліграфічна хвилинка

(Число. Класна робота. Індивідуально звернути увагу на недоліки)

ІІІ. Перевірка д/з.

Правило с.50. Часи дієслів.

(додаткове питання: визначити час дієслів: з’їв, переможе, спіймав)

Так як тепер виглядає наш асоціативний кущ?

(додаткове питання: навести приклади дієслів Майб. часу)

Робота в парах. Утворення часових форм дієслів.

І ряд: кричати, дружити

ІІ ряд: лізти, мити

ІІІ ряд: вчити, малювати

ІV. Мотивація. Повідомлення теми і мети уроку.

Набрати в рот води – мовчати;

Надути губи – образитись;

Вішати локшину на вуха – брехати;

Робити з мухи слона – перебільшувати;

Накивати п’ятами – втекти;

Вчитель: - Поставте до слів запитання. Пригадайте, як називається така форма дієслова.

Сьогодні ми поглибимо знання про н.ф.д., будемо вчитися правильно ставити до неї питання. Запишіть тему уроку.

V. Робота над темою уроку.

- Яка інформація про н.ф.д. для вас нова?(Асоціативний кущ)

2. Вибіркове письмо. Впр. 89.

- Виписати дієслова в н.ф.д. Ставити запитання.

1) Щоб рибу їсти, треба в воду …(лізти).

2) Краще сім раз відміряти, ніж один раз …(відрізати).

- Чому вчать прислів’я? (не лінуватися, не поспішати).

5. Творча робота в групах.

1 і 3 група – із поданих іменників утворити дієслова н.ф.

1 і 4 група – із поданих прикметників утворити дієслова н.ф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

формирование представления о глаголах неопределенной формы,

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Метапредметные УУД:

Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Организационный момент:

Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует …

Минутка чистописания:

Учитель: 1.Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них больше.

2.Запишем словарные слова: Вагон, шофёр, километр, расстояние, автомобиль, Россия.

(У доски 1 ученик, проверка). Кто затруднялся?

Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Учить - ум точить.

Сделали дело – гуляем смело!

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала?(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Учитель: Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. (Работаем у доски). (Проблемный вопрос) Что же у вас получилось?

(Ученик: будем знать, будем спать, учить, точить, сделали, гуляем, лежит, бежит, добывают) (Слайд № )

- Какая проблема возникла перед нами?

- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола.)

- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ваши предположения……
Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

А где мы можем узнать о новой форме глагола?

А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Посмотрите, как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола (начальная форма или инфинитив).

- Какие цели перед собой поставим?

Почему неопределённую форму глагола так назвали?

На какие вопросы отвечает?

Особенности неопределённой формы глагола.

- Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

- Итак, первое открытие.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

_________________,___________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

4.Открытие новых знаний.

1)Работа в парах. Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

Задайте вопросы к глаголам.

Решать,решить,красить,перерасить,везти,привезти,бросать,бросить,отвечать,ответить.

- Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.

2)Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола.

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы.

Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

- Какие суффиксы повторяются?

- Что мы выяснили? Запишем в исследовательскую карточку.

- Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:

ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, скатерть, плести, кости, ногти, грусть, вести, лошадь,стеречь,думал,думать,поёт,петь.

Читайте также: