Основа слова что такое основа слова 3 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока: создать условия для того что бы, обобщить и систематизировать знания о фразеологизмах.

1. Способствовать развитию умений выделять основу слова.

1.Развитие устной и письменной речи, мышления, памяти, внимания.

2.Развитие умения выделять основу слова.

1. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

(П-познавательные, Р - регулятивные,

1. Научатся выделять основу слова.

2. Писать без ошибок, применять орфографические правила, проверять написанное.

1. На основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам;

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме.

1. Формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ

(Ф-фронтальная, И- индиивидуаль-ная, П-парная,

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

-Проверим готовность к уроку.

-На парте должны быть учебник, тетрадь, карандаш, ручка.

2. Актуа-лизация знаний и мотива-ция

— Перед вами лежат карточки. Что на них записано? (на карточках записаны названия частей слова)

— Найдите карточку, на которой записано название главной значимой части слова… (корень)

— Найдите карточку, на которой записано название изменяемой части слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении… (окончание)

— Найдите карточку, на которой записано название значимой части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов… (приставка)

— Какая карточка у вас осталась?

— Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)

(если затрудняются: учебник стр. 89, читаем вслух правило)

— Расставьте карточки в правильном порядке… (учитель проверяет – проходит по классу)

Знать, что такое основа, находить основу в слове, приводить примеры слов с разными основами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

  • находить основы,
  • различать основы слов в разных словах;
  • приводить примеры слов с разными основами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим схему. Составим рассказ на основе заданной схемы. Определим, что для нас будет новым, неизвестным?


Мы знаем, что морфемика - это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу. Мы знаем, как графически обозначить части слова. Мы изучили приставку, корень, суффикс, окончание. Тема нашего урока – основа.

На этом уроке

  • находить основы,
  • различать основы слов в разных словах;
  • приводить примеры слов с разными основами.

Часть слова без окончания называется основой слова. В основе слова заключено его лексическое значение. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончания.

Основа обозначается так:



Словообразовательный словарь поможет вам узнать, как образовано слово и из каких значимых частей состоит.

Посмотри, как даны в нем слова.

Обратим внимание, что словарь показывает, от какого слова образованы слова, что является основой слова (часть слова без окончания, в основу входит приставка, корень, суффикс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Основа слова". Повторение, закрепление изученного материала.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

143900, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.

Телефон: (495) 600 0719.

Факс: (495) 988 1436.

Учитель начальных классов: Сигурко Т.Ю.

Цель: повторить определение основы в словах.

Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.

- Начнём урок русского языка. Но чтоб красиво нам писать, надо пальчики размять (проводится пальчиковая гимнастика и прописываются элементы букв и соединений букв на усмотрение учителя).

3. Повторение правил.

-Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

-Из чего состоит текст? (Из предложений.)

-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)

-Из чего состоит предложение? (Из слов.)

-Сейчас мы с вами вспомним некоторые словарные слова.

4. Словарная работа.

-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)

На экране появляются картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).

Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.

-Что объединяет все эти слова? (Все они обозначают растения.)

- Какие части слова словообразование помогли ответить на этот вопрос?

- Из чего же состоят слова? (корня, приставки, суффикса и окончания)

- А какая часть слова самая главная? Почему?

(Корень. Это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах)

- Вот мы и попали в гости к главной части слова

(на доске открывается рисунок)

- Определите значение слова корень?

(Корень- это то, без чего растение не может жить, без него оно погибнет)

- А почему ученые использовали это слово для названия главной части слова?

(Из корня появляются слова)

- Послушайте историю о маленьком мудром корне Уч.

Жил- был корень Уч. Надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединиться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок Уч. в огромное семейство слов.

Попробуйте назвать все его семейство.

Да, его родственниками стали слова: учитель,

ученик, обучение, ученый, переучивать, заучивать, учебный, учительская, завуч, научить, учеба и т. д.

- Как найти в слове корень?

(Нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть)

На экране появляются слова: Москва, москвич, Москву, Москвы.

-Что общего у всех этих слов? (Корень -москв- ).

-Определите, какое слово лишнее. (Москвич.)

Дети записывают данные слова. Выделяют окончание.

- Часть слова без окончания называют основой слова.

Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение.

… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

7. Первичное закрепление.

На экране слова в хаотичном порядке: коза, козочка, козы, козлёнок, козу, козлик, козе.

-Выделите во всех словах корень. В 1 столбике выделите окончание и основу.

Вывод: окончание изменяемая часть слова. Окончание не влияет на образование однокоренных слов.

Плаваем мы как дельфины

И летаем как орлы,

Дружно ходим как пингвины,

Выше зайца прыгнем мы.

Мы быстрее волка мчимся

И тихонечко садимся.

На экране текст.

Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.

-Что вам не понравилось в тексте?

Дети самостоятельно списывают текст. Для проверки текст ещё раз выводится на экран. Ученики читают свои предложения и исправляют слова на экране. После проверки делается вывод: окончание служит для связи слов в предложении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Что такое основа слова?

Развивающая: развивать умение подбирать слова к схемам, развивать у детей умение разбирать слово по составу; формировать УУД.

Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку.

Планируемый результат

учебно-языковые умения: умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать морфемные единицы; умение проверять написанное; формировать у учащихся умения образовывать новые слова; углублять представления о значении частей слова;

речевые умения: составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный: мотивация учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей)

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

− сохранять и принимать учебную задачу;

– планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;

– проявлять самостоятельность и инициативу;

-способность контролировать свои действия.

Познавательные УУД:

– использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных задач;

– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать по морфемным признакам, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

– сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

– ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

– выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

– понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

– стремиться к более точному выражению собственного мнения;

I . Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок русского языка.

-Верно ребята, не зря народная мудрость гласит:

Порядок бережет время.

И мы с вами постараемся беречь наше время, соблюдая порядок в классе и на уроке.

II . Проверка домашнего задания

( Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III . Актуализация знаний

Индивидуальная работа у доски.

– записать ряд однокоренных слов:

2 ученик – мороз

Чистописание.

Об очк под ушк ов

- Что такое приставка? Суффикс?

3 . Проверка индивидуальной работы.

- Что такое корень?

- Как найти корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

IV . Самоопределение к деятельности

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

— Какое слово лишнее? (Предлог.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальноечасти слова.)

Ребята, смотрите у меня такая схема разбора слова по составу, скажите

Все ли в ней верно?

-Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите.

Что произошло со схемой.

Дайте определения частей слова.

— Рассмотрите таблицу, которая на доске. Со всеми ли частями слова мы познакомились?

— Назовите часть слова, с которой предстоит сегодня познакомиться.

— Сформулируйте тему урока.

V . Работа по теме урока

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой

Снег , снежный, снежки

Мороз , морозный, Морозко

Зима , зимний, зимушка

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.

Работа по учебнику с.95 сведения о языке.

— Что такое основа?

— Как найти основу в слове?

Упр. 179 (с. 95).

— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

— Что нового вы узнали из текста?

— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)

— Назовите все значимые части слов.

(П редлогаю двум учащимся выполнить это задание на доске.)

VI . Физкультминутка

Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.

Река, озеро, пила, утро, звезды, роса, мячи, ворота, орехи, школа, дерево. Руки, сады.

VII . Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— О чём может рассказать словообразовательный словарь?

Упр. 180 (с. 96). ( Групповая работа.)

Упр. 182 (с. 96). ( коллективная работа)

— Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите в них корень, окончание и основу.

Весна, поход, дом, быстрый, вылетел, дорога, книга, карандаши, рука, гроза.

VIII . Рефлексия

У вас карточка с изображением домика .Я буду говорить утверждение , если вы с ним согласны закрашиваете окошко, если нет пропускаете.

1.Основа слова может быть равна корню.

2. В основу слова может входить окончание

3.В основе слова обязательно должен быть суффикс.

4.В основу слова никогда не входит окончание.

5. Основа-это часть слова без приставки.

6.Основа-это часть слова без корня.

7. Что бы найти основу слова, нужно найти окончание.

8. Часть слова без окончания является основой слова.

Оцените свою работу.

-У кого в домике горит свет, так же как меня? Молодцы!

-У кого горит свет не в тех окошках?

-Каких знаний вам не хватило для выполнения задания правильно, что нужно сделать?

IX . Подведение итогов урока

— Что такое основа слова?

- Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кругов, которые лежат у вас на парте.

Читайте также: