Конспект основной части урока по легкой атлетике прыжок в высоту способом перешагивания

Обновлено: 05.07.2024

Маховая нога – в прыжке маховой ногой считается та, которая первая пересекает планку.

Толчковая нога – толчковой называется нога, которая совершает толчок и второй пересекает планку.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

При высоком препятствии человек использует физические усилия: разбег и толчок. Также необходимо применить прыжок. Чем выше препятствие, тем толчок должен быть сильнее, возможно применение разбега. Важно учитывать центр тяжести и физический рост, преодолевая препятствие, это вырабатывается тренировкой и навыками.

Огромную роль играет растяжка. Специальные упражнения на растягивание мышц существенно облегчат тренировку, например, махи в стороны ногами. Упражнение можно выполнять в парах или одному, просто держась за опору.

После нескольких прыжков и тренировок атлет научится правильно приземляться. Рекомендуется постепенно завышать планку для новичков, во избежание травм.

Сам прыжок состоит из следующих фаз:

  1. разбег;
  2. подготовка к отталкиванию;
  3. отталкивание;
  4. преодоление планки;
  5. приземление.

Существует два способа разбега – по прямой к планке и под углом. Каждый атлет выбирает для себя наиболее предпочтительный вариант. Новичку надо дать возможность на низкой высоте испробовать эти два способа, чтобы он выбрал более удобную технику и далее совершенствовался в ней.

В прыжке маховой ногой считается та, которая первая пересекает планку. Толчковой называется нога, которая совершает толчок и второй пересекает планку. В простой технике маховая нога переносится над планкой согнутой, толчковая быстро подбирается к ней и переносится вместе со всем телом над планкой.

Мастерство прыжка в высоту заключается в том, чтобы перевести скорость горизонтального разбега в вертикальный полёт. При этом центр тяжести с конечностями необходимо так сбалансировать движениями, чтобы они не зацепили планку сами или не помешали полёту через неё тела в воздухе.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА физической культуры

для учащихся 5 класса

Конспект составила: Шпиро Владимир Валентинович ,

учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №425 им. Академика П.Л. Капица

Образовательные:

· Научить занимающихся контролировать и регулировать состояние своего организма, при физических нагрузках.

Развивающие:

· Развитие двигательной сферы (управление своими двигательными действиями, развитие двигательной сноровки, соразмерности движений)

· Способствовать развитию скоростно-силовых качеств, применительно к прыжкам в высоту.

Воспитательные:

Тип урока: формирование умений и навыков

Основные используемые технологии:

Здоровьесберегающие:

· создание благоприятного эмоционального настроя.

· направленность на развитие личности учащегося (обеспечить приобретение знаний о себе, о своём организме)

· профилактическая направленность (включение оздоровительных моментов и смена видов деятельности на уроке);

Педагогические:

· формирование личностных качеств (самостоятельности, трудолюбия, творчества)

Методы и формы обучения:

1. По числу охвата учащихся учителем:

2. По источникам знаний:

· словесные методы (объяснения, рассуждения, беседа)

· практические методы (формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения задания)

3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:

· репродуктивные методы (формирование знаний на основе заучивания, формирование умений и навыков через систему упражнений)

· методы проблемного обучения (вовлечение учащихся в познавательную деятельность).

Формы проверки и контроля знаний учащихся :

· оценка личностных результатов (сформированность внутренней позиции обучающегося, эмоционально-положительное отношение обучающегося)

· оценка метапредметных результатов (способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи, умения контролировать и оценивать свои действия

· оценка предметных результатов: способность учащихся решать учебно-познавательную проблему и учебно-практические задачи.

Место проведения: спортивный зал школы.

Время проведения: 10:30-11:15

Дата проведения: __.__.____

Оборудование: Гимнастические набивные маты -8шт. Гимнастические поролоновые маты – 8 шт. Гимнастические скамейки – 10 шт. Станок для прыжков в высоту - перекладина л/а . Гимнастическая стенка. Мультимедийный комплекс (ноутбук, экран, колонки) .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о технике прыжка в высоту способом "перешагивание".. развиватьпрыгучесть. координацию, силу.

Раздел : Лёгкая атлетика

Развивающие (метапредметные результаты): формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих(коммуникативные УДД); развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения знанийРегулятивные УДД); развивать умения выполнятьпростейшие приёмы на качественном уровне(познавательные УДД).

Воспитательные задачи(личностные результаты):формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Развитие прыгучести, ловкости, координации движения .Воспитание морально-волевых качеств, преодоление страха.

Инвентарь: секундомер, свисток, 4 гимнастические скамейки, 2 стойки и 1 планка для прыжков, гимнастические маты.

Преподаватель-Иванова Ирина Анатольевна.

Дата проведения:06.10.15 г.

Место проведения : спортивный зал

1. Построение в одну шеренгу, организационные команды

— Направо! Налево в обход шагом марш! На пятках, руки за спину в замок марш! (10 с.) На носках, руки вверх марш!

С перекатом с пятки на носок марш! (10 с.) Бегом марш!

(Бег (2 мин), после которого учащиеся переходят на шаг. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.)

— Переходим к разминке со скамейками.

2. Разминка на гимнастических скамейках

Ходьба по скамейке руки в стороны, круговые движения предплечьями от себя и к себе.

Ходьба по скамейке руки на поясе. Наклоны головы вправо-влево. Между скамейками пройти, выполняя круговые движения руками перед собой.

Ходьба по скамейке на четвереньках. Между скамейками пройти с поворотами корпуса вправо-влево.

Ходьба по скамейке на четвереньках спиной вперед. Между скамейками пройти спиной вперед.

Лечь на скамейку на живот головой вперед руки вверх. Подтягивать себя вперед руками, скользя по скамейке. Между скамейками пройти в приседе.

Лечь на скамейку на спину головой вперед руки вверх. Подтягивать себя вперед руками, скользя по скамейке. Перебежать от скамейки к скамейке.

Опираясь на скамейку, перепрыгнуть ее, затем обратно с продвижением вперед. Расстояние между скамейками преодолеть бегом.

Пройти по скамейке, выполнить соскок точно в обруч (пластмассовое кольцо), который находится в 70 см от нее. Между скамейками пробежать спиной вперед.

Разминка окончена, переходим к сектору для прыжков в высоту.

(Скамейки стоят по четырем сторонам зала. Направляющий выполняет задание на первой скамейке, переходит ко второй, там повторяет задание и т. д. Если особого указания нет, то между скамейками ученики переходят шагом. Как только первый заканчивает выполнение упражнения на первой скамейке, его начинает выполнять второй и т. д. Расстояние между скамейками не менее 4 м.)

1. Махи прямой ногой .И.п- стоя боком к гимнастической стенке

2. Выпрыгивание вверх с места И.п- толчковая нога впереди.

3.Выпрыгивание вверх с 1-3 шагов разбега

4. Доставание подвешанного предмета маховой ногой.

Махи выполнять свободно

Активно выполнять маховые движения руками и толчек. Приземлятся на толчковую ногу.

Выполнять мах прямой ногой при отталкиваний.

Техника выполнения прыжка в высоту способом "перешагивание"

Сам прыжок состоит из следующих фаз:

подготовка к отталкиванию;


Существует два способа разбега – по прямой к планке и под углом. Ученику надо дать возможность на низкой высоте испробовать эти два способа, чтобы он выбрал более удобную технику и далее совершенствовался в ней. Существуют следующие элементы прыжка в высоту способом "перешагивание".

Способы исполнения прыжка

Начинаем с небольшой высоты — 20 см. Для начала разбег выполняется с 3—5 шагов, выпрыгивать надо вверх-вперед. Пока в секторе для прыжков кто-то есть, следующий не должен подходить.
Ученики выполняют прыжки по очереди. Затем учитель поднимает планку на 10 см, снова совершают прыжки и т. д. Если кто-то из учеников не берет высоту, отходит в сторону, когда все ученики свои прыжки выполнили, ему дается вторая попытка. Если кто-то не берет высоту трижды, то выбывает.
После каждой серии учитель обращает внимание на ошибки, говорит для всех, чтобы дети понимали, какие ошибки бывают и как надо их исправлять.

Заключительная часть

Проводится построение. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения. Учитель подводит итоги урока.

Упражнение на внимание. Разомкнитесь пошире, закройте глаза и слушайте мои команды.
(Учитель командует сделать шаг вперед, шаг назад, поворот направо, шаг вправо, поворот налево, шаг влево и т. п. и внимательно следит за тем, чтобы никто никого не задевал. Такое может случиться, если кто-то из учеников ошибается, например, перепутал шаг вправо с поворотом направо.
Упражнение выполняют 40—50 с.)- Откройте глаза, чтобы видеть, кто и где оказался.

Подведение итогов урока: анализ и самоанализ

Домашнее задание: выполнять ежедневно по 20 выпрыгиваний или приседаний до следующего урока.

Организованный уход из зала.

Самоанализ урока физической культуры.

Учитель: Иванова И.А.

Дата проведения: 06.10.2015 год.

В классе 31 ученик.

Присутствовало 28, освобожденных по состоянию здоровья 1, не присутствовали 3 .

При планировании урока я учитывала, что дети разные по уровню физического развития, темпераменту и характер. При подготовки урока старалась учитывать эти данные: временно освобождённые дети были помощниками при проведении урока.

Развитие прыгучести, ловкости, координации движения.

Воспитание морально-волевых качеств, преодоление страха.

Цели урока поставлены в соответствии с программными требованиями, содержанием материала для достижения необходимого уровня знаний и умений учащихся.

Программа физической культуры, по которой обучается данный класс, под редакцией А.П. Матвеева, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, рассчитана на три часа в неделю.

Методы, приемы и средства обучения были отработаны с учетом темы урока, его целей, а также возможности класса. Учитывалась учебно-материальная база, все этапы взаимосвязаны.

Тип урока: комбинированный урок.

Развивающие (метапредметные результаты): формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих(коммуникативные УДД); развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень усвоения знанийРегулятивные УДД); развивать умения выполнятьпростейшие приёмы на качественном уровне(познавательные УДД).

Воспитательные задачи(личностные результаты):формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Учитывая психологические особенности детей, я старалась построить его в соответствии с программными требованиями, подбирая материал с учётом возрастных заданий, а именно упражнений. Разнообразных. Кажется, мне это удалось, у нас с детьми теплые доброжелательные отношения. Все этапы урока – это единое целое, где каждый последующий вид работы логически вытекал из предыдущего с нарастанием нагрузки от этапа к этапу и снижение её к концу урока.

1 этап. Подготовительный: Этот этап я проводила с целью организации учащихся, функциональной подготовки организма к нагрузкам в основой части. Для этого проведена разминка. В ней использовались разновидности ходьбы и бег в равномерном темпе, общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке. При подборе упражнений я стремилась выбрать те упражнения, которые будут направлены на все основные группы мышц, а также следила за двигательной активностью (моторной плотностью).

2 этап. Основной: Основной этап был проведён в тренировочной форме. Учащиеся активно участвовали в уроке, чему во многом способствовала чёткость в организации урока основная часть, грамотный инструктаж, а также плавный переход от одной части урока к другой. В течение урока я следила за соблюдением техники безопасности, страховки и взаимопомощи.

3 этап. Заключительный: На заключительном этапе я постаралась создать предпосылки к восстановлению организма, к полноценной работе на последующих уроках, к воспитанию дисциплины на уроке и умению работать в коллективе. С этой целью, перед выставлением оценок, учащиеся выполняли упражнения на восстановления организма., упражнения на дыхание.

При проведении итогов урока отмечалось, что работа учащихся была продуктивной. Дети практически все с намеченными задачами справились.

На своём уроке я использовала следующие формы и методы работы. Фронтальный -при выполнении разминки; словесный –при отработке навыков, а также наглядный метод, работа по образцу, взаимоконтроль и самоконтроль, индивидуальный, групповой, поточный и комбинированный.

Использовала как ране сказано показ и объяснение на данном уроке. Дети внимательно слушали и одновременно выполняли все задания, которые я им давала. Учащиеся все в спортивной форме.

Хочу отметить большую подготовленность к уроку, осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению. Доброжелательную атмосферу, высокую работоспособность учащихся в течении всего урока обеспечивала смена различных видов деятельности и тип урока, тренировочный.

Урок способствовал общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом.

Всё содержание урока было подчинено решению поставленных задач. На уроке прослеживаются все этапы современного урока физической культуры. С целью решения оздоровительных задач использовались упражнения с барьерами.

Анализируя работу учащихся, следует отметить высокую активность на разных этапах урока, тема заинтересовала ребят, они с удовольствием выполняли все упражнения.

Плотность урока была оптимальной, потери времени практически не было, обучаемые быстро и четко выполняли требования учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В прыжках в высоту с разбега спортсмен должен преодолеть планку на максимально возможной высоте. Прыжок в высоту имеет смешанную циклически-ациклическую структуру движений, обусловливающую сложную технику с рядом переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз состоит в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно сложной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию. В ней заключаются динамическая и техническая основы, обусловливающие достижение высоких результатов.

В прыжках в высоту выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет (переход через планку), приземление.

В разбеге решаются следующие задачи:

  • набрать оптимальную горизонтальную скорость;
  • обеспечить положение туловища для эффективного выполнения отталкивания.

Рис. 6.1. Траектория разбега

У каждого занимающегося — своя оптимальная скорость разбега, она зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства. Наиболее полно реализовать имеющийся двигательный потенциал можно только при оптимальной скорости разбега. Максимальная скорость достигается на предпоследнем шаге.Действия прыгуна в фазе полета (перехода через планку) направлены на максимально полную реализацию приобретенной высоты. По мере подъема над планкой необходимо вытянуться вверх, перенося маховую ногу и туловище через планку, толчковая нога свободно опущена. В момент перехода планки за счет опускания маховой ноги за нее толчковая нога, сгибаясь в тазобедренном и незначительно в коленном суставах, поднимается с поворотом в голеностопном суставе несколько наружу переносится через планку. Туловище в это время несколько наклоняется вперед и в сторону планки, за счет чего таз немного поднимается и уходит от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу, с поворотом спортсмена грудью к планке. Важно обеспечить безопасность приземления. Для этого маты должны быть плотно сдвинуты, а высота места приземления обеспечивать приземление на выпрямленную маховую ногу.

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (рис. 6.2)

На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:

Читайте также: