Общее понятие о тексте 2 класс рамзаева конспект

Обновлено: 05.07.2024

Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. — с. 16-17.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2012. — с. 6.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что наша речь состоит из слов. Слова мы можем объединять в предложения.

Предложение — это не просто набор слов. Это группа слов, связанных между собой по смыслу. Например: яркое, солнце, из-за, выглянуло, облаков. Будет ли это предложением? Конечно, нет. Предложение должно выражать законченную мысль. Составим из этих слов предложение. Из-за облаков выглянуло яркое солнце. Теперь перед нами предложение.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Из предложений мы можем составить текст. Но предложения в тексте должны быть выстроены в определённом порядке. Если этот порядок нарушить, получится бессмысленный набор слов или предложений.

Перед вами несколько предложений.

Белой ватой плывёт туман. Под ногами шуршат разноцветные листья. Солнце дарит последнее тепло. Наступила золотая осень. Чудная пора! Осень - настоящая художница!

Как видите, это тоже не текст. Нарушен порядок предложений. Давайте восстановим его.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора! Осень - настоящая художница!

Рассмотрим ещё один пример.

Вечером мы возвращались домой началась гроза гремел гром сверкала молния ветер яростно качал деревья.

Этот текст трудно читать. Нет деления на предложения.

Выделим предложения, поставив недостающие знаки препинания.

Вечером мы возвращались домой. Началась гроза. Гремел гром. Сверкала молния. Ветер яростно качал деревья.

Сегодня на уроке вы узнали, что текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.


Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Текст.

Является ли данная запись текстом?

Солнце часто прячется за тучи. Космонавты готовились к полёту. Коля читал интересную книгу. Мама пошла в магазин.

Подсказка: текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений; предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

Задание: Последовательность предложений.

Укажите последовательность предложений.

__На ней растут цветы.

__Большие цветы золотыми головками качают.

__Есть у нас во дворе клумба.

__Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек.

__А маленькие цветы лепестками машут.

__Это так красиво!

Подсказка:предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 43. Главные члены предложения

Цели: дать представление о подлежащем и сказуемом, их признаках и взаимосвязи; формировать первоначальное представление о распространенном и нераспространенном предложениях.

(На доске запись.)

Наступила осень. Верхушка. На ветке сидела птица. Ель. Подул холодный ветер. Дятел.

— Выберите и прочитайте предложения.

- Почему вы решили, что эта предложения? (В предложении выражена законченная мысль.)

Но не только по этому признаку можно отличить предложение. Сегодня на уроке мы посмотрим, из чего же состоит предложение.

II. Чистописание

III . Работа по теме урока

— Прочитайте предложение, записанное на доске.

На деревьях желтеют листья.

О чем говорится в предложении? (Олистьях.)

Задайте вопрос к этому слову . ( Что ?Листья.)

Это главный член предложения — подлежащее, оно указывает, о ком или о чем говорится в предложении. Подчеркивается одной чертой.

— Что говорится о листьях? (Олистьях говорится, что они желтеют.)

— Задайте вопрос к этому слову. ( Что делают? Желтеют.) Это второй главный член — сказуемое. Оно обозначает, что в предложении говорится о подлежащем. Подчеркивается двумя чертами.

Итак, главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Они выражают в предложении главную мысль.

(Упр. 128. В предложениях выделяется грамматическая основа.)

Образец ответа. В предложении говорится о школьниках. Кто? Школьники! Подчеркиваем одной чертой. Школьники что делают? Сажают. Подчеркиваем двумя чертами.

(Чтение вопроса Почемучки на с. 73. Обобщение знаний о подлежащем.)

- Прочитайте. Составьте предложения. Найдите в каждом предложении главные члены.

Вернемся к первому предложению, над которым мы работали в начале урока.

— Чем отличается это предложение от предложений из упр. 128? (Оно состоит только из главных членов.)

Такие предложения в русском языке называются нераспространенными. Их можно распространить, т. е. подобрать подходящие по смыслу слова к словам осень и наступила. Например: Золотая осень наступила быстро. Уже наступила золотая осень.

Физкультминутка

Словарно-орфографическая работа

1. Работа со словарными словами.

Поставьте в словах ударение.

2. Работа с фразеологическим оборотом.

— Что означает выражение за тридевять земель?

Тридевять — старинное числительное, которое употреблялось раньше при счете девятками, т. е. трижды девять — двадцать семь. Выражение пришло в русский язык из сказок, где оно обозначало Неведомую даль. Этот фразеологический оборот употребляется В том случае, если говорящий хочет сказать о чем-либо, находящемся очень далеко.

Зайка, зайка, ты устал?

Прыгать даже перестал!

— Что несешь ты? — Карамель! Из-за тридевять земель!

VI. Закрепление изученного материала

(На доске висят картинки с изображением лисы, осла, козы
и зайца.)

— Отгадайте загадку, покажите отгадку на рисунке, отмечая при этом признаки, указанные в содержании загадки.

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь . (Осел.)

С бородой, да не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова. (Коза.)

Пришла рыжая хищница из лесу Кур посчитать. (Лиса.)

— Спишите предложения, дополните их названиями животных.

(Кто ?). дает нам молоко и шерсть. (Кто?). возит грузы. (Кто?). Ловит мышей.

(Учащиеся используют названия тех животных, о которых говорилось в загадках.)

Подчеркните в предложениях подлежащие и сказуемые.

Из данных слов составьте предложения.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

Снегу, много, следов, видно, на.

Ночью, вот, проскакал, хорек.

Осенью, льет, деревья, дождь, сучья, листья, воробьи.

VII. Итог урока

Что такое главные члены предложения?

Что обозначает подлежащее? На какие вопросы отвечает?

Какую роль играют главные члены предложения? (В них содержится главная мысль предложения.)

3 Цель: развитие умения отличать текст от набора отдельных предложений. Задачи: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. - использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность. - проконтролировать знания детей с помощью текста.

5 Настроимся на работу Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

7 Продолжите логическую цепочку слов: Звуки слоги слова предложения …… ?

8 ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ ?

9 Яркие признаки текста Ключевые (опорные слова) Начало Основная мысль Концовка Абзац Красная строка Заголовок Тема

10 Определи, о какой книге идёт речь. Дай традиционное название книги.

13 Первый снег. Однажды утром я проснулась, посмотрела в окно и увидела не чёрную, а белую землю. Я встала, умылась и позавтракала. Потом надела школьную форму, взяла портфель и пошла в школу. Земля была не чёрная, а белая. Когда я вышла на улицу, то увидела много снега. Снег был чистый и белый.

14 Вывод: Все предложения в тексте соответствуют одной теме.

15 Работа с текстом На столе стоит ваза с яблоками. Бежит ёжик по тропинке, несёт три листочка. На улице холодно и сыро. Вот старая сосна, остановился ёжик. Скоро осень. Там его нора. Стал он запихивать листья в нору. Подул ветер. Один лист не лезет. Тяжёлая работа у ежа. Как ему помочь? Удалите всё лишнее, оставьте только те предложения, из которых можно составить текст. Озаглавьте его.

16 Работа с деформированным текстом Прочитайте текст. Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху. Она бросилась поднимать и просыпала всё. Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20 горошинок. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох. Можно ли назвать это текстом? Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений (пронумеруйте предложения). Озаглавьте текст. Придумайте другую концовку и запишите её в тетрадь. Докажите, что это текст.

17 Перед вами текст. Прочитайте его. Никита-охотник. Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. Легко ли было читать текст? Почему? Представьте, что вы – корректоры. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.

18 Никита-охотник Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.

20 Вывод: Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определённой последовательности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭТАПЫ

УРОКА

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

1.Организацион-

ный момент

2. Чистописание.

3. Словарная работа.

4. Постановка учебной задачи

6. Подготовка к активному усвоению знаний.

Углубление и систематизация материала.

8. Реалаксация.

Начинаем урок русского языка.

Мы как всегда рады видеть друг друга.

  • Вы готовы к совместной творческой работе? Садитесь.

Перед вами на столах лежат цветные изображения: красного, синего и зеленого цвета. Посмотрите на них внимательно и выберите то, которое соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны и настроены на работу. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги и беспокойства.

Спасибо. Положите на край стола.

Урок начнём с чистописания.

Для этого приготовим руки для письма.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики

Пусть бегут , как зайчики.

Руки для письма готовы.

Послушайте стихотворение и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её не растопит уже! (буква Ж)

  • С чем сравнил автор букву Ж?
  • Почему вы так думаете?

Снежинки очень красивые и разные, но в основном они шестигранные.

Готовим рабочее место.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Обращаю ваше внимание на каллиграфически правильное письмо. Запись начнём с элементов наклона для заглавной и строчной буквы Ж. Расстояние между наклонными элементами соответствует ширине буквы. Затем – заглавная буква Ж и строчная. Далее – заглавная и строчная в соединении и, наконец сочетание шипящей Ж и гласной И. И по этой закономерности допишите до конца строки.

III lll Жж жи Ж ж

  • Объясните орфограммы, которые встретились в слове - СНЕЖИНКА. (сочетание ЖИ-ШИ, безударная гласная в корне слова).
  • Как проверить безударную гласную?
  • Подберите проверочные слова.

На 2 строке запишем группу проверочных слов и проверяемое слово. Обращаю внимание на соединения букв. Обозначьте орфограмму.

Снег, снежный – снежинка.

  • Что вы заметили в корнях слов? (чередование согласных букв)
  • В какое время года можно увидеть снежинки?

Сейчас месяц ноябрь, но зима в нашем городе уже наступила и порадовала нас первым снегом.

И к нам на урок тоже прилетела снежинка и принесла нам кроссворд со словарными словами.

Чтобы разгадать кроссворд нам надо отгадать загадки.

Отгадки вы записываете к себе в тетрадь, с красной строки, с заглавной буквы. Ставите ударение и подчёркиваете безударную гласную.

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (ВЕТЕР)

А серебром деревья уберёт. (ИНЕЙ)

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(ОБЛАКО)

  1. Эта рыжая плутовка и коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора,

И мышами поживиться

Любит шустрая ….. (ЛИСИЦА)

А ходить не может. (РАСТЕНИЕ)

Да, сегодня главный вопрос нашего урока:

  • Как вы думаете какие задачи нам сегодня предстоит решить?

Задача нашего урока познакомиться с

основные признаки текста и

попробовать применить теоретические знания

на практике.

Давайте все вместе вспомним основные признаки текста.

  • Предложения связаны по смыслу и стоят в строгой последовательности.
  • Тема текста.
  • Главная мысль текста.
  • Заглавие.
  • Части теска (водная часть, основная, концовка)

1. Работа по учебнику стр. 55 – 56

2. выполнение упраж. 102, 103.

Чтобы правильно закончить текст

надо определить его тему.

  • О чем говорится в тексте?
  • Какова же тема текста?
  • Почему текст так озаглавлен?
  • Есть ли у вас друзья среди животных?

ФИЗМИНУТКА.

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз

И вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем!

Поворот, поворот,

А потом наоборот.

Встанем, дети, на носочки,

Ручки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку,

Продолжаем наш урок.

Письма записаны на голубых листочках.

Возьмите их и положите перед собой.

Ваша задача: восстановить логическую цепочку, обозначив цифрами с помощью простого карандаша порядок предложений в тексте, а так же выполнять предложенные задания. Возьмите карандаши и приступайте к выполнению заданий.

Для защиты результатов своей работы из группы А я приглашаю …..

Задача всех остальных – внимательно слушать, чтобы объективно оценить его работу.

Группа А.

Какое задание вам было предложено.

СЛАЙД С ЗАДАНИЕМ.

Задание.

Обозначь цифрами порядок предложений в тексте.

Попробуй догадаться, о ком идёт речь в этом тексте. Допиши недостающие слова.

Вставь пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова.

Озаглавь свой текст.

  1. Текст состоит из предложений.
  2. Все предложения связаны по смыслу.
  3. К тексту нельзя придумать заглавие.
  4. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится.
  5. Части теста должны располагаться в такой последовательности: вводная часть, основная часть, концовка.
  6. Самое важное о чём говорит нам текст – называется главной мыслью.
  7. В тексте предложения не имеют определённой последовательности.
  8. Каждая часть текста записывается с красной строки.
  9. Заглавие к тексту должно быть точным, коротким и понятным.

Чему мы учились сегодня на уроке?

  • Достигли ли мы поставленных перед собой целей?
  • Что помогло нам в их достижении?

Посмотрите на все задания, выполненные вами сегодня на уроке.

Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я вами довольна. И работу всего класса мне хочется оценить одним словом:.

МОЛОДЦЫ!

А теперь выберите и покажите карточку с тем цветным изображением, которое соответствует вашему эмоциональному настроению теперь.

Я вижу, что все удовлетворены своей работой.

Спасибо, вам мои любимые детишки!

Триединая цель урока.

Образовательный компонент.

Сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

Учить младших школьников тонко и глубоко понимать текст, побудить их к творческому его восприятию (интерпретации).

Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной.

Читайте также: