Конспект про симфонический оркестр

Обновлено: 04.07.2024

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Cтрунно-смычковые инструменты

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Деревянные духовые инструменты

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Медные духовые инструменты

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

IV. Ударные инструменты

Ударные инструменты

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

V. Клавишные инструменты

Клавишные инструменты

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
    • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы

      Духовой оркестр

      Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
      По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
      Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
      С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

      Эстрадный оркестр

      В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

      Джазовый оркестр (джаз-бенд)

      В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

      Партитура

      В работе были использованы материалы:

      1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
      2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
      3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
      4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

      Задачи. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

      Приобщать к музыкальной культуре.

      Формировать потребность в восприятии музыки.

      Развивать познавательные и творческие способности.

      Форма организации – совместная деятельность педагога с детьми.

      Вид деятельности детей: познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная.

      Материалы и оборудование: музыкальный центр для слушания музыки, детские музыкальные инструменты,презентация.

      Предварительная работа: на музыкальных занятиях дети должны познакомиться с основными инструментами симфонического оркестра, их настоящим звучанием, тембровой окраской. Различать группы инструментов: струнных, духовых, ударных, одиночных.

      1. Расширять знания детей об особенностях звучания музыкальных инструментов.

      2. Воспитывать интерес, желание слушать звучание инструментов.

      3. Продолжать развивать навыки игры на ДМИ (детских музыкальных инструментах)

      4. Развивать тембровый слух детей.

      Формирование представления о симфоническом оркестре.

      Усиление способности отличать звучание инструментов симфонического оркестра.

      Принимать активное участие в игре на ДМИ.

      Испытывать потребность в восприятии музыки в исполнении симфонического оркестра.

      Ход занятия.

      Дети заходят в зал и выполняют обычный комплекс музыкально-ритмических движений, затем спокойно проходят на стульчики.

      М. р. Обращает внимание детей на экран, где дети видят большую группу музыкантов.

      М. р. Ребята, что вы видите на этой фотографии.

      М. р. Да, это оркестр – группа музыкантов, которые исполняют вместе одно музыкальное произведение. Каждый музыкант играет свою партию по нотам, которая называется партитура. Партитуры стоят на специальных подставках – пультах.

      А теперь, я хочу загадать вам загадку. Попробуйте её отгадать.

      Он оркестром управляет,

      Радость людям доставляет.

      Только палочкой взмахнёт,

      Музыка звучать начнёт.

      Он не врач и не шофёр.

      Кто же это?. (Дирижёр)

      М. р. Чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично – им управляет дирижёр. Он стоит лицом к музыкантам. Дирижёр может заставить оркестр играть и быстро, и медленно, и тихо, и громко – как угодно! Но при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только своей волшебной дирижёрской палочкой. Перед дирижёром лежат толстые-толстые ноты, в которых расписаны партии всех музыкантов. Называются такие ноты – клавир.

      Скрипка – 4-х струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию в своём семействе и важнейший в оркестре.

      Виолончель – большая скрипка, на которой играют сидя. Виолончель имеет богатый низкий звук.

      Контрабас – самый низкий по звучанию и самый большой по размерам (до 2 метров) среди семейства струнных смычковых инструментов. Играют на нём стоя или на специальном стуле. Это басовый фундамент (основа) всего оркестра.

      Флейта относится к группе деревянных духовых инструментов. Но современные флейты очень редко бывают из дерева, чаще из металла, иногда из пластика и стекла. Самый виртуозный и технически подвижный инструмент в семействе духовых. Флейте часто поручается оркестровое соло.

      М. р. Ребята, а почему инструменты называются духовыми?

      М. р. Да, в них действительно дуют. А правильнее сказать, что духовые инструменты звучат, когда в них вдувают воздух.

      А теперь вы видите и слышите трубу из группы медных духовых инструментов. У трубы высокий чистый звук, очень подходит для фанфар. Фанфары используется для подачи сигналов – торжественных или воинственных на праздничных торжествах, военных парадах.

      Перед вами – тромбон. Тромбон исполняет больше басовую линию, чем мелодическую. От других медных инструментов отличается наличием передвижной кулисы, двигая которую вперёд и назад музыкант изменяет звучание инструмента.

      Валторна – рожок. Изначально произошла от охотничьего рожка. Валторна может быть мягкой и выразительной или резкой и скрипучей.

      М. р. Назовите пожалуйста ударные инструменты.

      Дети. Барабан, бубен, маракасы, треугольник, металлофон, кастаньеты, колокольчики, трещотки, бубенцы.

      М. р. Правильно, ребята. Ударных инструментов очень много, но не все они могут служить в симфоническом оркестре.

      Назовите инструменты, которые вы видите на слайде.

      Барабаны, тарелки, ксилофон.

      А ещё, ребята, в оркестре используются одиночные инструменты. И вы должны узнать и назвать

      Дети. Рояль. Арфа.

      М. р. Верно. Это концертный рояль и древнейший инструмент – арфа.

      А вы, ребята, хотите почувствовать себя музыкантами большого оркестра? Тогда я предлагаю вам взять инструменты и сыграть одну очень красивую музыкальную пьесу.

      М. р. Спасибо, ребята. Мне понравилось.

      А как вы думаете, ребята, такие инструменты как балалайка или саксофон, могут играть в оркестре. А в каком? Дело в том, что эти инструменты входят в состав других оркестров.

      Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Кроме симфонического оркестра существуют другие виды оркестров : духовой, народный, эстрадный, джазовый. Они различаются по составу инструментов и по количеству музыкантов. В симфоническом оркестре, в среднем, около 60-70 человек, но бывает – 100 и более. Музыканты располагаются в определённом порядке. Они объединяются в группы схожих по тембру инструментов:

      струнная, деревянно-духовая, медная -духовая и ударная. Музыканты одной группы сидят рядом, чтобы лучше слышать друг друга. И это создаёт согласованное звучание.

      А сейчас, я хочу предложить вам поиграть в игру.

      М. р. Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? Как называется оркестр, с которым мы сегодня с вами познакомились? Какой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Я приготовила для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку. (на обороте силуэт – точками).

      Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове)


      познакомить кчащихся с группами музыкальных инструментов симфоничского оркестра, их хвучанием и учиться охаректеризовать их взависимости от способа извлечения звука. Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие. Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор.

      Содержимое разработки

      Предмет: Музыка

      Учитель: Филимонова Светлана Александровна.

      Тема урока: Симфонический оркестр

      Тип урока: Комбинированный

      Цель: Познакомить учащихся с группами музыкальных инструментов симфонического оркестра ,их звучанием и учиться характеризовать их в зависимости от способа извлечения звука

      Развивать творческие способности, музыкальный слух, музыкальное восприятие;

      Формировать эстетический вкус учащихся, расширять кругозор;

      Оборудование: Интерактивная доска,компьютер, проектор, карточки, музыкальные инструменты, оркестровая партитура, таблица.

      Тип урока: Изучение нового материала.

      1.Организация начала урока

      2. Постановка цели занятия перед учащимися.

      Учитель: Кто исполнил музыкальное произведение?

      Учитель: Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. ОРКЕСТР – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более 100 музыкантов. Это огромная музыкальная семья.

      Учитель: А теперь, представим себе. Открывается занавес, на сцене расположены только инструменты, а где же музыканты? Ожидание волнительно, ну вот на сцену выходят исполнители. Они занимают свои места. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и все в нем, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определенным правилам музыкального спектакля.

      3. Введение в тему.

      3.1. Организация восприятия и осмысления новой информации

      Учитель: Основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн - великий австрийский композитор, венский классик. Он стал основателем классицизма и новых музыкальных форм. Музыка, созданная ранее, была рассчитана на малый зал, то есть камерное звучание. Камерный оркестр значит малый. Так как, Й. Гайдну нужны были новые краски для своих произведений, он решил попробовать объединить инструменты, строго высчитал их количество, так как сила звука у каждого инструмента разная. Так появился симфонический оркестр, который мало изменился и по сей день.

      Учитель: Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?

      Ученики: Музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно.

      Ученики: А еще в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания, оркестрового колорита.

      Учитель: Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества,

      больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание. Для симфонического оркестра нужны, большие концертные площадки.

      Учитель: Посмотрите, как выглядит оркестр.

      Слушание и музыкальное наблюдение

      3.2. Создание проблемной ситуации. Дискуссия.

      1.Что вы слышите в музыке? (тяжелые шаги, стук колес).

      2. Какими средствами музыкальной выразительности достигается образ? (мелодия звучит печально, тяжело, монотонно, в низком регистре).

      3. Как осуществляется развитие? (Мусоргский использует принцип вариационности), Учитель: Тембровое варьирование играет ведущую роль в драматургии сочинения.

      4.Что происходит в динамике и оркестровке? (с каждым прохождением темы усиливается динамика, постепенно разрастается, ширится, музыка, звучит громче, настойчивее усиливается звучание в оркестре, и когда звучит, в оркестре тутти музыка становится грозной, гневной).

      5. Какие группы симфонического оркестра усиливают кульминацию? ( Звучание всего оркестра – тутти).

      6. Как звучит эта пьеса на фортепиано? (звучит более просто, менее выразительно. В оркестровом звучании произведение звучит интереснее и ярче).

      Учитель: Ну, вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре – ДИРИЖЕР. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где кларнетисты.

      Дирижерской палочкою осень

      Нехотя взмахнула, повела,

      Стайку скворушек, нырнувших в озимь

      На румяной зорьке подняла.

      Симфонический оркестр могучий

      Фраки надушив пыльцой цветов,

      Тишину безвольную нарушив.

      Зазвучал, запел на сто ладов.

      Учитель: В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме?

      4. Работа в тетрадях

      Схема расположения музыкантов в оркестре


      4.1. Знакомство с терминами:

      Учитель: Запишем сначала определение оркестра. Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В переводе с греческого, означает - круглый.

      5. Первичная проверка понимания

      Учитель: Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники.

      Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас.

      Эти инструменты звучат, когда по струнам водят смычком, или щиплют струну пальцем.

      Записываем в тетрадь.

      Учитель: В чем сходство, а в чем различие этих инструментов?

      Ученики: Они все одинаковые по форме, но различны по размеру, и тембровой окраске.

      Чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

      Слайды в презентации каждого инструмента, можно на синтезаторе изобразить их звучание.

      Учитель: Этот исполнитель юный

      С нотной грамотой знаком.

      Он по нежным тонким струнам

      Водит маленьким смычком. (Скрипач).

      5.1. Слушание и исполнение.

      Учитель: А сейчас мы прослушаем всю группу струнных смычковых инструментов.

      5.3. Слушание и музыкальное наблюдение.

      Ф. Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор Allegro

      Учитель: Это одно из красивых произведений для скрипки. Как звучит инструмент, как звучит оркестр?

      Учитель: Вторая группа - деревянные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха.

      Это флейта, кларнет, фагот, гобой.

      Слайды в презентации каждого инструмента.

      Учитель: На каком инструменте играл Саша? (кларнет).

      7. Работа в тетрадях

      Записываем в тетрадь.

      7.1. Слушание и музыкальное наблюдение. С. Прокофьев “Петя и волк” (фрагмент), тема птички (флейта).

      Учитель: В третью группу входят медно - духовые музыкальные инструменты, представляющие собой медные трубки различной формы. Звук извлекается, как и у деревянно - духовых.

      Слайды в презентации каждого инструмента, можно на синтезаторе изобразить звучание инструмента.

      Учитель: В четвертую группу входят ударные инструменты. Малый и большой барабаны, литавры - это в составе симфонического оркестра у Й.Гайдна. Уже позднее добавились тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, тамтам, колокольчики, колокола, ксилофон.

      Слайды в презентации каждого инструмента, можно на синтезаторе изобразить звучание инструментов.

      Записываем в тетрадь.

      7.2.Слушание и музыкальное наблюдение Б. Бриттен “Путеводитель по оркестру для молодёжи” (фрагмент).

      Учитель. А почему композитор решил создать такое произведение?

      Ученики: Чтобы мы смогли познакомиться со звучанием всего симфонического оркестра, а затем с каждой из групп, а также с солирующими инструментами.

      Учитель: В какой форме написано это произведение?

      Ученики: В форме вариаций (музыкальные превращения).

      Учитель: Какие группы инструментов в большей степени схожи по тембру?

      Ученики: Струнные и деревянно – духовые. А инструменты группы ударных отличаются.

      Учитель: На тембры, каких музыкальных инструментов ты обратил особое внимание?

      Ученики: На тембры – ксилофона, арфы.

      Учитель: Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас, в любой инструмент симфонического оркестра по выбору.

      Учитель: Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.

      Несколько учеников выходят, и по очереди показывают свой инструмент жестами, остальные отгадывают.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Урок музыкальной литературы

      Цель урока: знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.

      • расширение знаний учащихся о музыкальных инструментах и разновидности оркестров;

      • развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков слухового анализа звучания музыкальных инструментов;

      • развитие личного отношения к музыкальным инструментам;

      • повышение интереса к музыкальному искусству через изучение нового материала и применения различных форм деятельности;

      • приобщение к культурным традициям своего народа.

      Тип урока: урок изучения нового материала

      Вид урока: урок-лекция

      - словесные (рассказ, беседа, объяснение)

      - метод нравственно-эстетического познания музыки;

      Материально-техническое оснащение: учебники по музыкальной литературе, компьютер, телевизор, мультимедийная презентация

      1. Организационный.
      Музыкальное приветствие, организационный момент.
      2. Актуализация знаний.

      Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает подчас действие в кинофильме, участвует в исполнении опер и ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.

      Так какой же оркестр называется симфоническим?

      - Симфоническим оркестром называют большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

      Вот уже свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, а порой и переложенной для симфонического оркестра. И сегодня мы познакомимся с инструментами и группами симфонического оркестра.

      Учитель. Войдя в концертный зал, мы услышим, как музыканты настраивают свои инструменты.

      По щелчку мыши звуковое сопровождение слайда.

      Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты:

      По щелчку мыши на слайде появляются названия групп инструментов симфонического оркестра

      • струнные смычковые,
      • духовые деревянные,
      • духовые медные,
      • ударные.
      • иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.

      Учитель. Любая из оркестровых групп способна отделятся от других и вести своё музыкальное повествование при молчании остальных; но все они полностью, частично или единичными своими представителями, сливаясь с другой группой или её частью, образуют сложный тембровый сплав.

      Так какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?

      - В состав симфонического оркестра входят деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медные духовые: валторны, трубы, тромбоны, туба. Есть здесь и раскатистые литавры, трескучие барабаны, грохочущие тарелки, множество других ударно-шумовых инструментов; щипковые - арфа; клавишные - челеста и рояль. И, наконец, душа оркестра группа струнных смычковых. Это скрипки, альты, контрабасы, виолончели.

      - Познакомимся с каждой группой симфонического оркестра и услышим звучание инструментов. И так, первая группа, которую называют душой оркестра – струнные смычковые инструменты.

      - Это очень древнее семейство. Когда появились на свет первые представители его, даже установить трудно. Может быть, 800 лет назад, может быть, 600 или 400. Во всяком случае, оно существует не одну сотню лет. Уже с самого своего появления смычковые, а особенно скрипки,приобрели многочисленных поклонников и завоевали большую любовь. Скрипки играли и во дворцах королей и на деревенских праздниках и везде пользовались одинаково большим успехом.В семействе смычковых, которое играет в симфоническом оркестре, четыре представителя. Самые главные среди них скрипки - быстрые, живые, а еще великолепные рассказчицы.

      Им вторят и помогают альты. Вообще альты по характеру своему очень общительные. Они любят всем в оркестре помогать.

      Виолончель не так скромна, как альт. Она знает, что голос у нее очень красивый. Она умеет так проникновенно петь, что слезы невольно навертываются на глаза.

      Последний представитель смычковых - контрабас. Появился на свет он гораздо позже, чем скрипка, альт и виолончель. Голос у него скрипучий и тусклый, речь медлительна благоразумна. Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится-становится ворчливым и неприятным.

      Смычковые самые богатые по разнообразию звучания. Но сила звука у каждого из инструментов невелика, и именно поэтому в оркестре их больше всех.

      Слайд 3 и 4

      По щелчку мыши на слайде появляется название группы

      - В оркестре деревянные духовые не так многочисленны, как смычковые. Располагаются они близко от струнных и всегда поддерживают их. И хотя деревянных духовых, как и струнных, тоже четыре представителя - фагот, кларнет, гобой и флейта, но, если скрипок в оркестре тридцать, то флейт обычно бывает две - три и одна маленькая флейта - флейта-пикколо. Каждого из остальных членов этого семейства в оркестре так же не больше двух - трех. Голоса деревянных духовых очень схожи с человеческими, а флейта умеет подражать еще и щебетанью птичек, вздохам ветерка.

      - У кларнета голос чистый, тембр мягкий. Он может исполнять и нежные мелодии, и быстрые пассажи. Кларнет - инструмент, без которого не обходится ни один военный оркестр. Он умеет быть и воинственным, и нежным, и крикливым, и тихим. Словом, ведет себя сообразно обстановке.

      По щелчку мыши на слайде появляется название группы

      Остальные члены семейства медных столь же громогласны, но не так блестящи. Валторна характером помягче, голос ее очень выразителен и часто по звучанию напоминает виолончель. Вот почему виолончель любит, когда ее пение поддерживают валторны.

      По щелчку мыши на слайде появляется название группы

      Слайд 7 (продолжение 6)

      По щелчку мыши на слайде появляется инструменты

      - Ударные инструменты. Первые представители этой большой семьи появились в незапамятные времена, когда первобытный человек только-только начинал производить всевозможные орудия производства. Семейство ударных очень многочисленное. Большой и малый барабаны, литавры, треугольники, тамтамы. Бубен, тарелки, ксилофон, колокольчики, колокола. Даже челесту и рояль причисляют к семейству ударных. Только называют их не просто ударные, а клавишно-ударные. Ударные очень разнообразны по своим голосам. Все они и внешне совершенно не схожи друг с другом. Пузатая литавра похожа на огромный медный котел, а большой барабан скорее на железное колесо с натянутыми по бокам кожаными перепонками, треугольник же — это стальная толстая проволока, изогнутая в виде треугольника. Но всех их объединяет одно: звук извлекается у них ударом по инструменту. Поэтому и называются они Ударные.

      Слайды 8, 9,10

      - Мы познакомились сегодня с инструментами симфонического оркестра и группами, в которые они объединяются. Посмотрите, как схематично выглядит симфонический оркестр на сцене. Вам, наверное, показалось, что расположились инструменты на сцене, как кому вздумается: кто в углу, кто впереди, а кто где-то в сторонке. Но вглядитесь и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке.

      Учитель. Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых – от восьми до шестнадцати, виолончелей от шести до двенадцати, контрабасов от четырёх до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. И располагаются струнные всегда ближе к дирижеру, к слушателям.

      С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных духовых в оркестре бывает по два или три основных. Из медных духовых инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных может быть и больше.

      Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В неё в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.

      Очень часто такие инструменты как рояль, арфа солируют в оркестре.

      Учитель предлагает послушать музыку в исполнении симфонического оркестра.

      Учитель. А теперь предлагаю проверить, что вы запомнили на уроке..

      1. Какой из перечисленных музыкальных инструментов не является ударным?

      3. Какой инструмент причисляют к семейству струнных смычковых?

      4. Голоса какой группы инструментов очень схожи с человеческим, а некоторые инструменты этой группы умеют подражать еще и щебетанью птичек, вздоху ветерка?

      • Струнные смычковые
      • Духовые деревянные
      • Духовые медные
      • Ударные

      5. Как называется руководитель оркестра?

      Учащиеся проводят взаимопроверку викторины.

      В конце урока можно предложить просмотр мультфильма о муз. Инструментах


      Слайд 1: Слайд 2:


      Слайд 3: Слайд 4:

      Слайд 5: Слайд 6:


      Слайд 7: Слайд 8:


      Слайд 9: Слайд 10:

      Слайд 11: Слайд 12:


      Слайд 13: Слайд 14:

      Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

      Симфонический Оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения.

      Симфонический оркестр включает 3группы инструментов:

      Симфонический оркестр может иметь ненормированный состав музыкантов.

      В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

      • симфонический оркестр (большой и малый),
      • камерный, оркестр народных инструментов,
      • духовой,
      • эстрадный,
      • джазовый.

      В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

      I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
      II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
      III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
      IV. Ударные:

      а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
      б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

      V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
      VI. Добавочная группа: арфа.

      Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).

      Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

      На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

      Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

      Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.

      Характеристика групп симфонического оркестра

      I. Cтрунно-смычковые

      Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
      Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
      Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
      Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
      Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

      II. Деревянные духовые

      Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
      Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
      Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
      Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
      Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
      Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
      Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

      III. Медные духовые

      Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
      Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
      Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
      Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
      В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
      Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

      Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

      IV. Ударные инструменты

      Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

      V. Клавишные инструменты

      Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
      Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив, позитив), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино).
      По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
      Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
      Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
      Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

      VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

      Читайте также: