Осень в саду и огороде конспект
Обновлено: 06.07.2024
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.
Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;
Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в группе;
Воспитательные: любовь и уважение к природе.
Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи,
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"
Ход занятия:
1. Организационный момент
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
- Вас в круг, ребята, собираю!
(Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
- Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
- Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
- Вы готовы? Тогда в путь
(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №17)
- Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)
- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
- Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.
- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
- Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
- Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
- Посмотрите и скажите, что растет в саду
- Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
- Одно яблоко, много (яблок)
- Один банан, много (бананов)
- Один апельсин, много (апельсинов)
- Один лимон, много (лимонов)
- Один мандарин, много (мандаринов)
- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
- Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
- Давайте ежику расскажем об этих ягодах
- Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.
- Малина (форма, размер, цвет, вкус)
• Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
- Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!
- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
• Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ.
Этот злой кошачий куст.
- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?
- Клубника, какая? (красная, сладкая)
- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
Слайд №9 (по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
- Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется
- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов
- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидание.
- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путешествовать.
Содержимое публикации
Цель: коррекция нарушений речи детей старшего дошкольного возраста
Коррекционно — развивающие: - развивать монологическую речь, речевой слух; - развивать произвольное внимание, зрительную и словесно — логическую память, мышление; - развивать мелкую моторику, координацию движений с речью. Коррекционно — воспитательные: - воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.
Оборудование: сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.
3. Игра "Убираем урожай".
4. Игра "С чем корзина, с чем ящик?".
5. Игра "Незнайка пришел в магазин".
2. Вводная часть. Объявление темы. Логопед: к нам на занятие пришли гости: трудолюбивые гусята — Ваня и Костя. (Выставляются картинки). Они расскажут очень интересную историю, которую мы будем учиться пересказывать.
Вопросы: *О ком этот рассказ? *Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? *А где Костя? А как его можно назвать? *Что выращивал в саду Ваня? *А что в огороде Костя? *Кто мешал Ване? А кто Косте? *Как можно назвать гусениц и галок? *Кто помог Ване избавиться от гусениц? *А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок? *Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
4. Развитие мелкой моторики: массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца). Вырос у нас чесночок, перец, томат, кабачок, Тыква, капуста, картошка, лук и немного горошка. Овощи мы собирали, ими друзей угощали, Квасили, ели, солили, с дачи домой увозили. Прощай же на год, наш друг — огород!
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. Рассказы детей: Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.
Цель: Закрепить знание детей об овощах и фруктах; развивать речь и мышление детей; побуждать детей к диалогу. Стимулировать с помощью игры двигательную активность, формируя основные жизненно-важные движения.
1. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение всеми доступными речевыми средствами;
2. Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого; сопровождать речью игровые действия;
3. Воспитывать умение соотносить свои движения с окружающими предметами.
Оборудования: большая корзина с овощами и фруктами, карточки овощи и фрукты, презентация к занятию , муз. центр; сказочные кукольные герои.
Какие работы выполняют люди осенью в поле. Что делают люди осенью.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.
На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай согородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.
Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.
А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы можете здесь .
С Уважением. Елена Медведева.
Цель: Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе .
Знакомство с профессией садовник, наблюдение за работой дворника .
Наблюдение за посадкой семян цветочных растений и овощей на грядках.
Формировать желание помогать взрослым.
Воспитывать уважение к труду взрослых .
Создание условий: Котенок игрушка
Альбом о профессиях
Взаимодействие с родителями исоциумом: организация субботника совместно с родителями.
Непосредственно образовательная деятельность Совместная организованная образовательная деятельность
Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие.
Отрабатывать четкое произношение звука с Упражнять детей в умении вести диалог.
Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа.
Тема: занятие 15
Цель: обучить разным способам ходьбы.
Тренировать в чередовании бега, ходьбы, в построении по команде инструктора.
Развивать двигательную активность, наблюдательность.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе .
2. Расширять представление о труде сельских жителей , Формировать интерес к людям новых профессий – фермер, овощевод, хлебороб, животновод.
3. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей . Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда .
Здравствуйте ребята. Вы любите играть? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадки, слушайте внимательно.
Опустел наш школьный сад
Журавли на юг летят,
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?
Все мрачней лицо природы,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
Поле черно белым стало?
Падает то дождь то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы? ( Осень ) правильно. Это осень . И речь сегодня пойдет об Осени .
Скажите, что нам приносит осень ? -своиплоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном. Стены позолочены,
Ставни заколочены (колос)
• Большой или маленький;
• Где растет в саду или на огороде;
• Что можно приготовить.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте мы с вами попробуем разобрать загадку в ребусе. Но и при этом получить отгадку.
Что люди делают осенью. Что делают люди осенью.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.
На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай согородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.
Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.
А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .
С Уважением.
Елена Медведева.
Какой урожай собирают осенью.
Осенью собирают урожай
Осенью собирают урожай
— закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
— расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах.
— развивать внимание, память, мышление;
— развивать длительный плавный выдох;
— воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
— названия овощей: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картошка, горох;
— названия фруктов: яблоко, груша, лимон, банан, апельсин, слива;
— проговаривание текста песни и стихотворения
Материал и оборудование:
— две корзинки для урожая
Ход занятия
1. Организационный момент
— Ребята, посмотрите внимательно на картину. Какое сейчас время года? ( Осень )
— Как мы понимаем, что наступила осень ? ( Осенью идут дожди . Осенью опадают листья . И т. д.)
— Верно: на деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы полетели, небо хмурое, дождик льется, это время осенью зовется .
— Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Осень . Она сказала, что в этом году на полях и садах уродился богатый урожай . Осень просит нас помочь собрать овощи и фрукты .
Выяснить, какие работы проводятся осенью на огороде и в саду; расширить знания детей о сезонных работах на огороде и в саду, как люди убирают урожай, какое участие могут принять дети; расширить запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков; учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать, составлять связный рассказ, умение отвечать на вопросы, редактировать текст; воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание помогать своим родителям, работать в коллективе.
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 23 для обучающихся
План-конспект урока
окружающего природного мира
«Виды хозяйственных работ
Подготовила:
учитель начальных классов
Старый Оскол
Тема: Виды хозяйственных работ на земле осенью
Цель: выяснить, какие работы проводятся осенью на огороде и в саду.
Задачи: расширить знания детей о сезонных работах на огороде и в саду, как люди убирают урожай, какое участие могут принять дети;
расширить запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
учить выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать, составлять связный рассказ, умение отвечать на вопросы, редактировать текст;
воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание помогать своим родителям, работать в коллективе.
1. Актуализация знаний.
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень) (Слайд2)
- Какое время года сейчас идёт?
- Какой месяц уже прошёл?
- Какой месяц ещё будет?
- Назовите по порядку все осенние месяцы? (Слайд 3)
- А что делают люди осенью в саду и на огороде? (Убирают урожай.)
- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Я читаю загадки, а вы у кого лежит отгадка, её выносите на стол и объясняете, по каким признакам узнали. (Слайд 5)
- Осень щедрою рукою одарила нас с тобою.
И на каждой грядке выросли загадки.
- Уродилась я на славу голова бела, кудрява.
Кто любит щи, меня ищи. (капуста)
- Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (картошка)
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
- А на этой грядке горькие загадки.
Тридцать три одёжки и все без застёжки.
Кто их раздевает – слёзы проливает. (лук)
- Что это такое: в землю вросло
Сверху толсто, снизу востро, собой красно? (свёкла)
- Кругла, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (репа)
- Вот так диковинка!
На ветке – морковинка!
Висит, краснеется – на солнце греется. (перец)
- Как на нашей грядке выросли загадки –
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)
- Вырастает он к земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго. (чеснок)
- Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, крепкие, солёные. (огурцы)
- Вот зелёный толстячок –
Крупный, гладкий … (кабачок)
- Вот какой богатый урожай мы собрали на огороде. Как всё это можно назвать одним словом? (овощи).
4. Значение овощей.
- Для чего человек выращивает овощи?
5. Пословицы. (Слайд 6)
-Объясните смысл пословиц.
Овощи – слава докторов и гордость поваров.
Что посеешь, то и пожнёшь.
- За посевами нужен уход, чтобы собрать богатый урожай.
- Вставьте нужные слова в предложения, как убирают овощи.
Картофель из земли ….. .
Слова для справок:
выкапывают, срезают, срывают, выдёргивают.
7. Физминутка.
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали морковку ловко
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.
- Какое время года?
- Где работают ребята?
- Дайте имена детям и расскажите о них.
- Какой урожай картофеля вырос?
(сначала дети отвечают на вопросы, потом рассказать полностью весь рассказ.)
9. Участие детей в уборке урожая.
– Какое участие в уборке урожая принимали вы?
10. Рассказ о репе (Слайд 9)
11. Скороговорка.
В огороде старика репка выросла крепка.
Репка, репонька,
Расти крепонька.
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.
13. Фрукты. (Слайд 10)
- Кроме овощей, что ещё мы убираем осенью? (фрукты)
- По таблице назовите, какие фрукты вы знаете.
- Какие фрукты чаще всего растут в нашей местности? (яблоки)
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко сочное, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
-Какие признаки можете подобрать к слов яблоко? (Слайд 12)
(красное, жёлтое, зелёное, спелое, сочное, сладкое, кислое, душистое, ароматное, аппетитное)
- Где растут яблоки? (в саду)
Какое время года?
Где работают ребята?
Дайте детям имена и расскажите о каждом.
Какой урожай яблок вырос?
15. Редактирование текста. (Слайд 14)
- Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный рассказ.
Читайте также: