Конспект занятия матрешкины посиделки

Обновлено: 08.07.2024

Цель. Дать первоначальные сведения об истории русской народной игрушки- матрёшки.
Материал. Матрёшка. Костюм матрёшек. Гуашь. Ватные палочки. Сладости для чаепития. Картонные заготовки матрёшек – по количеству детей.
Воспитатель.
Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных ласковых глаз
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.
Сегодня мы с вами отмечаем День матери. Все мамы дарят своим детям любовь, нежность и ласку. И все дети тоже должны чаще говорить своим мамам тёплые, добрые слова.
Стихи: Много мам живет на свете
Всей душой их любят дети
Только мама есть одна,
Кто она? Отвечу я
Это мамочка моя.

Маму крепко поцелую,
Обниму мою родную,
Очень я люблю её
Мама – солнышко моё.

Нас качая в колыбели
Мамы песенки нам пели
А теперь пора и нам
Песню спеть для наших мам.
Песня о маме.
Стихи: Я поздравляю с праздником
Мамочку мою
Ты ведь знаешь мамочка
Как тебя люблю!

Пускай узнает ветер
И звезды и моря
Что лучше всех на свете
Мамочка моя.
Танец Веселых червяков.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: День матери празднуют в конце ноября. В народе в эти дни вспоминают Матрёнушку, Матрёну зимнюю. Именно её именем много лет назад была названа всеми любимая деревянная игрушка. (Показ матрёшки)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развлечение

Цель : Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.

Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.

Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

- Создать обстановку для совместной деятельности родителей, педагогов и детей для формирования разностороннего развития и гармонизации личности ребенка.

- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

- Обогащать словарь по теме, развивать коммуникативные навыки;

- Воспитывать интерес, любовь к народным традициям;

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д. На середину зала выходит ведущая (воспитатель)

hello_html_m50d00308.jpg

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках, каких

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Хозяйка : Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

(Дети здороваются) .

Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

( Хозяйка рассаживает детей)

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть – ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду – поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. Вызнаете пословицы про лес?

( Дети по очереди говорят пословицы)

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли. Пословицы то вы знаете, а плясать-то умеете.

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к вам пришли матрёшки.

Ложки деревянные, матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёшек постарайся!

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

hello_html_m18fa77b.jpg

Хозяйка : Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

А вы знаете историю создания матрёшек?

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Дети читают стихотворения про матрёшку:

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

Эти русские матрёшки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей) Правильно! Весь день печка пыхтит – старается. Блинчики печёт, щи, да кашу варит. Печь избу согревает, да освещает.

Ведущая : А мы и песню знаем про блиночки.

hello_html_m103d6357.jpg

Хозяйка: Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про блиночки.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

hello_html_m325da46a.jpg

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей).

Голос: (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да куриную ножку. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, запечный житель.

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Голос: Зовут меня – известно как, зовусь я Домовой. Слыхали, небось, такое имя?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Голос: (обиженно) Вот уж напраслина, Хозяюшка. Так и совсем обидеться могу.

Хозяйка: Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да.

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят. Научила, как это сделать. И сама, какая красавица. Да какая мудрая – ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя - то нам расскажешь?

Кузя : Ну, …так и быть – слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды.

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

Хлопают в ладошки

На ногах сапожки,

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)

hello_html_5007cb04.jpg

Кузя: У меня для Вас тоже подарочек есть. Вот, глядите! (выносит из-за печки корзинку)

Хозяйка : Кузя, да ведь это же обыкновенная корзинка.

Кузя : Моя корзинка – чистое волшебство, в ней песни, да игры, да разные сказки.

Хозяйка: А что там у тебя есть (заглядывает в корзинку и достаёт красивый платочек)

Хозяйка: Кузя, а что у тебя ещё есть в корзинке? (Кузя вытаскивает из корзинки детскую гармошку)

Ведущая : Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

На весь мир молва идёт!

Ложкари играть начнут

Ноги сами в пляс пойдут!

От зари и до зари

( мальчики исполняет русскую народную мелодию на ложках )

Кузя: Как известно всем, подружки – мастерицы петь частушки.

(девочки исполняют частушки)

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То русская матрешка!

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала.

Знают все ее загадку:

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки-

Ее младшие сестренки.

Семь красавиц расписных,

Все в платочках кружевных,

Все в передниках Цветастых,

Семь румяных, семь глазастых!

Мы - матрешки, мы - сестрички,

Мы толстушки- невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Хозяйка : Кузя, а в твоей корзинке ещё остались чудеса?

Кузя: да, да, да а теперь дыхание затаите и сюрприз мой вы примите.

hello_html_m77fd2bc9.jpg

Кузя: Ох, и здорово мы повеселились, пора и честь знать. Прощается. Спасибо, хозяюшка за веселье, да добрый приём.

Мы словно гуляли

на празднике нашем,

нигде не найдёте

вы праздника краше,

так будьте здоровы,

до дому, до хаты.

Ну что вы гости дорогие так торопитесь? Играми и плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным. Посмотрим пироги наши поспели или нет? (достает пироги).

Гости, будьте все здоровы, вот и пироги поспели.

Как в старых добрых сказках – приглашаем всех к чаю да к сдобному караваю.

Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать. ( Под русскую народную мелодию дети и родители идут пить чай)

Цель: Приобщать детей к русскому народному творчеству через песни, пляски; частушки; игры.

развивать эмоциональную отзывчивость;

воспитывать культуру общения;

прививать интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Оборудование: фонограммы русских песен, оформление русской избы.

Музыкальный зал оформлен в русском народном стиле, звучит русская народная музыка, в зал входят дети наряженные в русские народные костюмы. В зале детей встречает хозяйка.

Хозяйка: Дорогих гостей встречаем пышным, круглым караваем.

Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим (угощает всех караваем).

Хозяйка: Добрый день и поклон Вам, гости дорогие,

Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне.

Словно я в огромной, дружной и приветливой семье. (кланяется)

Посмотрите ка, ребятки,

Что у нас за окном творится?

К нам весна шагает твердыми шагами

И сугробы тают под ее ногами,

Черные проталины на полях видны,

Видно, очень теплые ноги у весны!

Встанем все в кружок скорее,

Весну будем славить веселее.

Хозяйка: Ой, вы добры молодцы, да красны девицы

Слушайте да глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхивали, да видом не видали!

Это Матрешечка песенку пою,

Это я Матрешечка в гости к вам иду!

Здравствуйте, мои маленькие, веселенькие, румяненькие! Какие вы нарядненькие, как цветочки, как мотылечки! И я нарядилась, у меня платочек, бусы, платок, сарафан красивый, вот какой!

Хозяйка: Матрешечка-Терешечка

В гости к нам пришла,

Матрешечка-Терешечка

Вот сапожки красные, (вынимает из короба)

И цветы прекрасные!

Детки танцевать хотят -

Вот платочки для девчат!

Хозяйка: Рады наши малыши,

Как гостинцы хороши!

Будем вместе мы играть,

Будем мы стихи читать.

Дети читают стихи.

1 реб: У Матрешке синеглазой

С балалайкою в руках,

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.

2 реб: Вот пять кукол деревянных

В разноцветных сарафанах,

На столе у нас живут,

Всех Матрешками зовут.

2 реб: Открываю я Матрешку

Ну, а в ней еще одна,

И похожа на большую –

3 реб:Ах, Матрешечка, Матрешка,

Хороша, не рассказать.

Очень любят с тобой дети

В нашем садике играть.

Матрешка : Вот платочки разные

Желтые да красные-

Зеленые да голубые,

Повязали ваши дочки,

В сарафаны нарядились

И в матрешек превратились.

Матрешка : Эй, подружки, эй, матрешки,

Выходите на дорожку,

Не зевайте, не сидите,

Для гостей скорей спляшите,

Хватит, девки горевать, выходите все плясать.

Молодцы! Как весело плясали, несите платочки мне в корзинку.

Хозяйка: Дорогие ребятки. сегодня мы собрались с вами, для того, чтобы посмотреть на русские матрешки и прославить мастеров- матрешечников

(Презентация)

Хозяйка: А теперь мы посидим,

На гостей все поглядим.

Какие же посиделки без частушек.

Матрешка : Пригласили наших мам,

Чтоб частушки спели нам,

Дроби, дроби, дроби бей,

Танцуй ноги не жалей.

Выходят родители, поют частушки.

Все вместе: Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Да и мы пожалуй встанем,

От подружек не отстанем.

1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеятся,

Тут народу очень много,

2. Очень любят мы, матрешки,

Разноцветные матрешки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.

3. У торговца, у торговки,

Покупали мы обновки,

Щупали и мерили

Глазам своим не верили.

4. Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки,

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

5. Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили.

Завтра снова чаевать!

6. У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем – молодец!

Матрешка : частушки спели - молодцы,

Теперь попляшем от души!

Хозяйка: На Руси играют ложки,

На Руси поет рожок,

На Руси живут матрешки,

Посмотри на них дружок!

Матрешка выносит куклы-Матрешки.

Муз. и сл. Н. Караваевой

1. На руки надели варежки-матрешки,

Припев: Вот какие, вот какие,

Маленькие крошки. (Прыгают).

Вот какие, вот какие

Русские матрешки. (Кружатся.)

Прогуляться вышли куколки-матрешки,

Наши ножки ходят по прямой дорожке. (Идут друг за другом.)

2. Весело попляшет куколка-матрешка,

Нравится ей прыгать на моей ладошке. (Матрешка прыгает на ладошке другой руки).

3. Милая Матрешка всех гостей встречает,

И свою головку низко наклоняет (Дети сгибают, разгибают пальцы- матрешки кивают головами.)

4. Спряталась за спинку куколка-матрешка,

Захотела в прятки поиграть матрешка (Прячут матрешек за спину и покачиваются из стороны в стороны.)

У ребяток наших заплясали ножки,

Пляшет вместе с нами куколка-матрешка. (Дети выставляют ножки)

Машет всем платочком куколка-матрешка,

А потом ложится отдыхает крошка (кладут матрешку на другую руку).

Матрешка : А я вам еще один сюрприз покажу. (Матрешка и хозяйка достают большой платок, держат его за концы). Вот какой большой и красивый платок! С ним можно играть!

Пляска с большим платком (хозяйка и Матрешка).

Заканчивая пляску натягивают платок и держат его горизонтально.

Матрешка : Какая красивая крыша, идите под крышу плясать! (Дети пляшут под платком).

Матрешка : А я деток догоню! (Дети убегают, Матрешка догоняет). Никого не догнала! Ничего в следующий раз поймаю!

Дети снова пляшут, хозяйка и Матрешка поднимают и опускают пузырь.

После игры дети садятся на стульчики.

Сегодня пели и плясали, мы старались от души,

Что могли, то показали, вам сегодня, малыши!

Посидели мы на славу, говорили от души.

О Матрешке все узнали-

Вы, ребятки, молодцы!

Матрешка : Посиделки, поплясалки,

Уж заканчивать пора,

Скажем дружно, детвора.

Исполняется общая пляска, затем чаепитие около самовара.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, воспитатель (педагог), родители воспитанников.

Сроки реализации: 1 неделя.

Проблема:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шефнер)

Анализ детских игрушек позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, не всегда имеет развивающий потенциал. Игрушки должны быть подобраны таким образом, чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать их развитию. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Актуальность:

Цель проекта:

Создать условия, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогические взаимодействие детей, родителей и воспитателей, способствующих пониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края;

Задачи проекта:

- способствовать развитию и систематизации знаний в познавательной и творческой активности детей;

- обогащать словарь детей;

- обогатить кругозор детей об игрушке как образа материнства, семьи;

- повысить родительскую компетенцию в вопросах воспитания и развития детей.

Планируемый результат:

- эмоциональное восприятие детьми предметов народного творчества;

- проявление детьми активности в разных видах деятельности;

- совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизирует их позиции, как участников педагогического процесса воспитания детей в детском саду.
Технологическая карта

Этапы проекта

Взаимодействие педагога и детей, выполнение которых приводит к достижению запланированных результатов

Деятельность педагога с родителями

I - этап - подготовительный

- подбор методического материала, научно-популярной и художественной литературы, иллюстраций по теме проекта;

Ознакомление родителей с предстоящим проектом.

II этап- реализация проекта

Виды деятельности при реализации проекта:

Познавательное развитие:

Беседы и ответы детей на вопросы по данной теме

Речевое развитие детей:

Н. Акишкина и В. Приходько;

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрёшке.

Как в доме деревянном.

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

а всего одна игрушка.

Математическое развитие:

Дети закрепляют знания о трех основных цветах игрушки – матрешки,

- количество предметов один-много;

- учатся выстраивать ряд в убывающем и возрастающем порядке по величине;

- совершенствуют навыки обследования предмета путем приложения, наложения;

Х/Э развитие детей:

- прослушивание песенок (частушек) про матрешку:

Физическое развитие детей:

Игры с детьми:

Читайте также: