Кровь кровообращение 8 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Кровообращением называют движение крови в организме человека. Оно состоит из трех основных частей: крови, кровеносных сосудов (артерий, вен, капилляров) и сердца.

Мы решили подготовить ознакомительный материал, чтобы каждый из вас был осведомлен обо всех нюансах работы сердечнососудистой системы. Это важно, чтобы вы вовремя могли понять, с какой проблемой могли или можете столкнуться в дальнейшем, а также, чтобы терминологические выражения нашего специалиста на очной консультации не казались вам иностранным языком.

Сердце – основа системы кровообращения

Сердце представляет собой мышечный орган размером с человеческий кулак, который располагается в левой части грудной клетки, чуть спереди легких. Этот орган фактически является мощным двойным насосом с четырьмя камерами, перекачивающим кровь и поддерживающим ее движение по всему телу.

Сердечная мышца совершает более 3 миллиардов ударов в течение жизни.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды имеют разную форму, структуру и объем, в зависимости от их роли в организме.

1. Артерии являются самыми прочными сосудами в теле человека. Их стенки плотны и эластичны, состоят из трех слоев – эндотелия, волокон гладкой мускулатуры и фиброзной ткани. Задача артерий обстоит в насыщении всех органов и тканей кровью, обогащенной кислородом и питательными веществами. Исключением являются артерии малого круга кровообращения, по которым венозная кровь течет от сердца к легким. Самым крупным артериальным сосудом является аорта.

2 . Вены выполняют функцию перемещения отработанной крови, насыщенной углекислым газом, обратно к сердцу. Эту жидкость вены получают из капилляров. Как и артерия, вена состоит из нескольких слоев – эндотелиального, мягкого соединительного, плотного соединительного и мышечного. Венозные стенки в несколько раз тоньше и уязвимее артериальных. По этой причине, по мере удаления от сердца, движение венозной крови может нарушаться – давление в капиллярах практически равно атмосферному, и нормального тока не создается. Поэтому в гемодинамике сосудам содействуют венозные клапаны и венозный пульс.

3. Капилляры – тончайшие сосуды, схожие по объему с человеческим волосом. Они являются ответвлениями крупных периферических артерий. Именно через них ткани и органы снабжаются кислородом и нутриентами. Они также обладают коммуникацией с венами, чтобы отдавать им клеточные отходы. Следовательно, эти крошечные сосуды одновременно являются кормильцами и санитарами нашего организма.

Нормальную циркуляцию крови внутри сосудистой системы обеспечивает артериальное давление.

Клеточное строение крови

Кровь состоит из двух компонентов: плазмы (50-60%) и взвешенных форменных элементов (40-50%).

Ко второй категории относятся:

· Эритроциты (красные кровяные тельца) – самые многочисленные из форменных элементов. Согласно данным официальных исследований, одна капля крови содержит порядка 5 миллионов эритроцитов. Красные кровяные тельца отвечают за транспорт газов – кислорода и диоксида углерода. Содержат в себе белок гемоглобин, обеспечивающий связывание молекул кислорода в легких. Эритроциты доставляют кислород ко всем тканям и органам, после чего вбирают в себя углекислый газ и несут его к легким. Он удаляется из организма в процессе дыхания.

· Лейкоциты (белые клетки крови) – элементы, защищающие наш организм от чужеродных тел и соединений, являются частью иммунной системы. Белые клетки крови распознают и атакуют патогенные микроорганизмы посредством вырабатываемых антител и макрофагов. Когда в организм проникает инфекция, продукция лейкоцитов существенно усиливается. В норме их количество уступает концентрации в крови других форменных элементов.

Все форменные элементы синтезируются костным мозгом и распространяются при помощи плазмы – жидкой части крови.

Распространенные проблемы с кровообращением

К категории самых распространенных заболеваний кровеносной системы следует отнести:

1. Атеросклероз – хроническая патология, характеризующаяся отложением холестерина и других липидов на стенках артериальных сосудов, которая приводит к нарушению тока крови и окклюзии артерии;

2. Аневризма – выпячивание части артериальной стенки на фоне неудовлетворительной регуляции тонуса сосуда (его растяжения или истончения);

3. Инфаркт миокарда – некроз части миокарда, обусловленный полной или частичной недостаточностью его кровоснабжения на фоне истончения местных сосудов;

4. Артериальная гипертензия (гипертония) – устойчивое повышение кровяного давления, обусловленное нарушением регуляторных факторов деятельности сердечнососудистой системы;

5. Варикозное расширение вен – хроническое заболевание, обусловленное необратимой деформацией вен, связанное с недостаточностью венозных клапанов и нарушением венозного тока крови.

Нормальное кровообращение является важнейшей составляющей здорового организма. Если вы отмечаете у себя характерные признаки того или иного заболевания сердечнососудистой системы, не медлите с обращением к сосудистому хирургу или флебологу. Помните, что игнорирование симптомов в данном случае может стоить вам жизни.

От всей души благодарен Калинину А.А., он вник в мою проблему и рекомендовал курс лечения (капельница и внутривенные инъекции). Моя проблема в том что облитирующий атеросклероз нижних конечностей ухудшается коксоартрозом тазобедренного сустава, т.е. я не могу ходьбой улучшить.

В организме человека, как у всех млекопитающих, две системы сосудов, по которым течёт кровь, — малый (лёгочный) и большой круги кровообращения. Движение крови по малому кругу занимает около \(4\) секунд, а по большому кругу — в \(5\) раз больше.

1_1.jpg

Малый (лёгочный) круг кровообращения обеспечивает насыщение крови кислородом. Он начинается от правого желудочка сердца. Из правого желудочка кровь выталкивается в лёгочную артерию. По этому сосуду из сердца течёт венозная кровь, содержащая мало кислорода.

Лёгочная артерия делится на две артерии: левую и правую лёгочные. В лёгких артерии ветвятся на сосуды всё меньшего диаметра вплоть до капилляров.

Венозная кровь проходит сквозь капилляры лёгких, отдаёт там углекислый газ и насыщается кислородом, т. е. становится артериальной.

Затем капилляры сливаются в более крупные сосуды, которые формируют лёгочные вены. По лёгочным венам артериальная кровь попадает сначала в левое предсердие, а затем в левый желудочек. Из левого желудочка она возвращается в сосуды большого круга кровообращения.

По сосудам большого круга кровообращения кровь поступает ко всем органам и тканям. Он начинается аортой, которая отходит от левого желудочка. Из аорты кровь поступает в восходящие и нисходящие артерии.

Артерии разветвляются и образуют сеть капилляров, в которых между кровью и тканями происходит обмен веществами. Отдавая тканям кислород и питательные вещества, кровь забирает продукты обмена и углекислый газ и становится венозной.

Венозная кровь возвращается в сердце по двум крупным венам: от головы и рук — по верхней полой вене, а из нижней части тела — по нижней полой вене. Обе вены впадают в правое предсердие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО: Тимохина Алёна Владимировна

Должность: Учитель биологии, химии

Тема: Кровь. Кровообращение. Внутренняя среда. Значение крови и её состав.

Цель: ознакомиться с особенностями внутренней среды организма человека.

1. образовательные: изучить особенности внутренней среды, состав крови (форменные элементы крови, плазма крови);

2. воспитательные: роль донорства крови в жизни человека;

3. развивающие: сравнить форменные элементы крови.

1. Организационный момент.

2. Повторение и проверка ранее изученного.

Форма опроса: Фронтальная.

Вопросы ко всем учащимся класса:

1) Какие части тела образуют опорно – двигательную систему?

http://fitfan.ru/uploads/posts/2013-11/1385061137_kostnii3.jpg

3) Как классифицируют кости по форме? Привести примеры кости различной формы.

4) Какие отделы образуют скелет головы?

5) Перечислить кости мозгового и лицевого отдела черепа?

6) Перечислить отделы позвоночника?

7) Какие структуры образуют грудную клетку?

8) Типы мышц, их функция.

Форма опроса: Индивидуальный.

Один из учащихся отвечает у доски, остальные слушают, дополняют, поправляют его ответ, участвуют в оценке.

http://www.medical-enc.ru/17/images/skelet.jpg

3. Изучение нового материала.

Внутренняя среда.

Внутреннюю среду организма составляют кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Кровь является соединительной тканью. Движется по системе замкнутых сосудов, не контактирует с клетками ткани.

http://en.drblaj.ro/wp-content/uploads/2011/12/endocrino.jpg

Тканевая жидкость образуется из жидкой части крови, находится среди тканей тела.

Лимфа – избыток тканевой жидкости попадает в вены и лимфатические сосуды. В лимфатических капиллярах она изменяет свой состав и становится лимфой. Движется медленно по лимфатическим сосудам и узлам (фильтруется, обеззараживает, обогащается лимфатическими клетками) и в конце концов попадает снова в кровь.

http://900igr.net/datas/biologija/Limfaticheskaja-sistema/0003-003-Limfaticheskie-kapilljary.jpg

Жидкости, составляющие внутреннюю среду, обладают постоянным составом – гомеостаз.

Кровь и её состав.

связывает каждый орган, клетку тела;

разносит питательные вещества;

доставляет к клеткам кислород, выводит углекислый газ.

Количество крови зависит от возраста и массы человека, у взрослого – 5 – 6 л.

Кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая из плазмы и форменных элементов (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).

http://lemur59.ru/sites/default/files/images/%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C-11.jpg

Плазма крови – желтоватая полупрозрачная жидкость, состоящая из воды, минеральных веществ, белков, углеводов и других веществ.

Тромбоциты – кровяные пластинки, участвуют в свертывании крови, очень мелкие образования.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Это многочисленные клетки крови, на 1 мм 3 в капле содержится до 5 млн.

Окраска эритроцитов зависит от содержания гемоглобина (белок, способный легко соединяться с кислородом и отдавать его. Функция гемоглобина - перенос кислорода от легким ко всем органам.)

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Бесцветны, больше по размерам, имеют ядро. Количество на 1 мм 2 составляет 6 – 8 тыс.

Некоторые лейкоциты способны изменять свою форму и двигаться против тока крови, легко проникают через стенки сосудов к тканям. Особенно много их скапливается в пораженных листах. Приблизившись к микробам, захватывают и уничтожают их, выходят наружу в виде гноя.

Лейкоциты разнообразны и борются с микробами разными способами. Способность определенных клеток лейкоцитов захватывать и уничтожать их была открыта И. И. Мечниковым – великим русским ученым. Эти клетки он назвал фагоцитами (пожиратели), а процесс – фагоцитозом.

http://www.vitamini.by/ris/346435634.jpg

Лимфоциты – шаровидные клетки лейкоцитов, на поверхности имеют ворсинки. С их помощью лимфоцит обследует поверхность других клеток, отыскивая чужеродные соединения – антигены.

4. Закрепление и обобщение темы.

Ответить на вопросы в конце параграфа, письменно.

1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Как они связаны между собой?

2. Каков состав крови и каково ее значение для организма?

3. Назовите форменные элементы крови и их функции.

4. Кто открыл явление фагоцитоза? Как он осуществляется?

5. Каковы функции лимфоцитов?

6. Как происходит свертывание крови?

7. Чем эритроциты человека отличаются от эритроцитов лягушки?

5. Задание на дом.

Список литературы

Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 272 с.

ЦЕЛЬ: выявить уровень сформированности понятий по данной теме: строение эритроцитов, функции лейкоцитов, свёртывание крови, переливание, регуляция работы сердца, кровообращение.

Класс делится на 5 команд. У каждого ученика своя инструктивная карточка с заданиями и маршрутом, по которому он должен передвигаться в течение урока. На выполнение задания отводится 5 минут. По команде учителя учащиеся начинают движение.

В конце урока проводится общая рефлексия.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Требования к выполнению

Задание представляет собой проблему: под микроскопом определить кровь человека

работа с микроскопом

1.Определить кровь человека

2.объяснить свой выбор

2. Биологические задачи

Решение проблемных задач

Изучить влияние гормонов и отделов нервной системы на работу сердца.

Индивидуальная работа на компьютере.

1.Выполнить задание на компьютере.

Выполнить интерактивный тест на компьютере

Индивидуальная работа на компьютере.

Малый и большой круг кровообращения

5.Кровообращение в цифрах.

Решение математической задачи

Сделать математические расчеты.

В качестве рефлексии (итог урока) учащимся предложено составить синквейн (элемент критического мышления). По результатам синквейна можно сделать вывод о эмоциональном отношении к уроку в целом. 92% учащихся выразили такие эмоции как радость, счастье интерес. Нужно отметить, что 100% учащихся среди всех заданий выделили виртуальную лабораторную работу и задание с микроскопом.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА УЧЕНИКА 8А КЛАССА

Фамилия, имя _________________________________________

Маршрут: вам предлагается выполнить задания в следующем порядке

На выполнение каждого задания вам отпускается 5 минут. Внимательно читайте задания.

Рассмотрите два образца крови под микроскопом. Определите, какой образец принадлежит человеку. Почему вы так считаете? Результат запишите ниже:

Решите биологические задачи в ПРИЛОЖЕНИИ №1 к вашей инструктивной карточке.

ГОРМОНЫ И ОТДЕЛЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ЧТО ПРОИСХОДИТ С СЕРДЦЕМ?

(ускоряется или замедляется).

ОЦЕНКА ЗА ТЕСТ__________________________

НЕВЕРНЫЕ ОТВЕТЫ №____________________________________________________________________

Представьте ритмичную работу сердца52-летнего человека, и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько из 52 лет у него:

а) отдыхали мышцы желудочков сердца б) отдыхали мышцы предсердий

в) работали (были закрыты) створчатые клапаны г) работали (были закрыты) полулунные клапаны

Сегодня на уроке вы достаточно много узнали о работе сердца, предлагаю вам в качестве творческого задания составить синквейн на тему “Сердце”.

Синквейн – стихотворение в прозе из 5 строк

2 строка - 3-5 прилагательных

3 строка - 3-5 глаголов

4 строка - 1-2 суждения (умные предложения)

5 строка - эмоция, выражающая личное отношение к теме

(на задание дается 3-5 минут, затем желающие представляют свои работы)

Горячее, сильное, молодое.

Бьется, тикает, живет.

Сердце, один из важнейших органов в человеческом организме.

П Р И Л О Ж Е Н И Е № 1

Лейкоциты – самые крупные клетки человека. Их размер колеблется от 8 до 20 мк. Это –“одетые в белые халаты санитары нашего организма”. Почему лейкоцитам дали такое название?

Если судно в море получает пробоину, команда старается закрыть образовавшуюся дыру любым подсобным материалом. Природа в изобилии снабдила кровь собственными заплатами. Назовите их. Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Папа Римский Иннокентий III, удрученный старостью приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему?

У человека общая протяженность всех сосудов около 100 тыс. километров. 7-10 литров крови для их заполнения явно недостаточно. Как организм обеспечивает снабжение кровью всех органов и тканей?

Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1 мм 3 в 13 раз больше, чем у лягушки. Как объяснить этот факт?

Можно ли вводить в кровь больного не все, а только те или иные необходимые ему составные части крови.

При микроскопическом исследовании крови у человека обнаружено повышение количества лейкоцитов ( в 1мм 3 – 12 тыс.). Показателем чего это может быть?

Читайте также: