Взаимодействие человека и экосистем конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации, в будущей профессиональной деятельности.

  1. обобщить, расширить и углубить экологические знания по теме;
  2. познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся проблемами окружающей среды;
  3. способствовать расширению знаний о предприятиях города Альметьевска, экологической обстановке, выявление антропогенных изменений в экосистемах нашей местности и мерах по её улучшению;
  4. развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией;
  5. воспитывать толерантность к чужому мнению, способности работать в коллективе;
  6. формировать целесообразное экологическое поведение в будущей трудовой деятельности.

План урока (на доске, скрытая часть)

  1. Влияние человека на окружающую среду .
  2. Анализ различных экологических ситуаций, предсказание последствий, найти выход из этих ситуаций.

Тип урока: интегрированный (география – биология – экология) комбинированный.

Вид занятия : семинар-конференция.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся и гостей, создание положительной мотивации на учебное занятие (любой ответ фиксируется жетонами), представление участников пресс-конференции – учащихся “учёных”, “экологов”, “врачей”.

Повторение предыдущей темы урока “Общие проблемы адаптации человека”.

3. Формулировка темы и определение учебных задач.

Тема нашего семинара-конференции заключена в законах экологии, послушайте стих и определите, о чём пойдёт речь?

Как вы думаете, о чём пойдет речь?

К кому обращены эти слова?

(ответ учащихся: к человеку)

Запись на доске:

Ноосфера – сфера разума.[1]

Поскольку современная экологическая ситуация есть продукт деятельности человека, то следует определить главные направления.

Сегодня мы во главу угла поставим человека и главный вопрос семинара: влияние человека на окружающую среду и как среда влияет на него.

А далее на основе подготовленных и прослушанных материалов нам предстоит проанализировать различные экологические ситуации, предсказать последствия, найти выход из этих ситуаций.

В работе пресс-конференции принимают участие исследователи, они сегодня выступят в роли учёных, врачей и экспертов - экологов.

1 .Научные сотрудники Государственного института по защите природы:

Тема исследования: “Экологические проблемы водных ресурсов г.Альметьевска и Альметьевского района”

2 .Эксперты Международного союза охраны природы:

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

3 .Представители городского отделения общества охраны природы:

Тема исследования: “Экология города Альметьевска и здоровье будущего поколения ”.

Первый пункт плана многогранен, мы его конкретизируем с помощью вопросов.

Какие экологические вопросы вы хотели бы задать нашим гостям?

( Учащиеся задают вопросы, которые фиксируются на экране )

Итак, вопросы по 1 пункту плана нашей конференции определены, и мы готовы обсудить их.

Все вопросы напрямую связаны с нашей темой конференции.

Слово предоставляется экспертам Международного союза охраны природы:

_______________ (Ф.И.О. учащихся)

Тема исследования: “Влияние человека на окружающую среду”

(Прослушав “экспертов” учащиеся задают вопросы, дополняют.)

Многие интересуются экологической обстановкой в нашем городе и как это влияет на здоровье жителей г. Альметьевск, и особенно нас интересует здоровье будущего поколения.

“Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье”. [2]

Слово предоставляется представителям городского отделения общества охраны природы:

Тема исследования : “ Экология города Альметьевска и здоровье будущего поколения ”.

(Прослушав “экспертов” учащиеся задают вопросы, дополняют.)

Безусловно нас всех очень волнует экологическая обстановка рек Нариманка и Бигашка, протекающих на территории г.Альметьевска.

Слово предоставляется _______________(Ф.И.О. учащихся)

(Прослушав “экспертов” учащиеся задают вопросы, дополняют.)

Поблагодарим наших гостей за исследования в области экологии человека и окружающей его среды в нашем городе.

Мы совместно исследовали вопросы, которые волнуют нас и думаю, что мы все удовлетворены ходом нашей дискуссии.

Прослушав все выступления, мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательства человека.

Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство:

Чистый воздух – чтобы дышать;
Кристальная вода – чтобы пить;
Вся Природа – чтобы жить. [3]

Берегите эти земли, эти воды даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Человек? А что он представляет собой без природы? Без воздуха, без воды, без пения птиц, без аромата цветов и шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго отношения к себе.

Давайте жить в согласии с природой и не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её дары и богатство!

А сейчас, мы переходим ко второму пункту плана нашей конференции.

Задание учащимся: проанализировать различные экологические ситуации и найти пути решения этих проблем.

Цель задания: сформировать понимание влияния человека на окружающую среду, умение управлять процессом оздоровления окружающей среды.

Самостоятельная работа в группах.

1 группе - экологическая ситуация №1,№2

Если исследовать здоровье детей, проживающих вблизи аэропорта, и детей, живущих в аналогичных условиях, но в тихом посёлке, то какие результаты можно ожидать?

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия влияния на здоровье человека .

(Дети живущие вблизи аэропорта будут болеть в 2 раза чаще и дольше, чем дети не подвергающие воздействию сильного шума. Наиболее распространённые болезни-нервные, инфекционные, органы дыхания.)

Но люди, проезжающие по этой дороге, не хотели отдыхать под искусственными деревьями.

Задание: Как вы думаете, почему? А вам захотелось бы посидеть в таком искусственном лесу? Объясните, почему нет или да.

(Потому что искусственные деревья не могут заменить настоящие. Только настоящие деревья порадуют шелестом листьев, создадут тень и прохладу, выделяют фитонциды, убивающие микроорганизмы, только под деревом воздух чистый и лечебный. Деревья защищают нас от пыли и вредных веществ, выделяют кислород. Листья, испаряя воду, создают прохладу в жаркий солнечный день. Искусственные деревья мертвы.)

2 группе - экологическая ситуация № 3,№4

Ученые считают, что комары повинны в том, что являются переносчиками многих инфекционных заболеваний и из-за них погибло множество людей, живших на Земле во все времена и эпохи. Как это происходило? Вы все знаете, что комары (комарихи) – кровососы.

Прокалывая кожу здорового человека, они могут перенести инфекцию от больного человека. И вообще, комары – очень назойливые насекомые. Не случайно А. С. Пушкин писал:

Ах, лето красное, любил бы я тебя.

Когда б ни зной, да комары, да мухи…

Так может быть, изобрести какое-нибудь средство и начать уничтожение комаров, как тараканов, когда они поселяются в нашем жилище?

Задание: Что будет,если удасться каким то способом избавиться,от всех комаров? опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия.

На бульварах города в суровую зиму вымерзла часть тополей. Более всего пострадали те деревья, что росли у уличных фонарей.

Задание: опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации, её возможные последствия . Почему им так не повезло?

(Фонари изменили соотношение света и темноты, деревья не получили нужного сигнала и не подготовились к зиме.)

3 группе - экологическая ситуация №4,№5

Задание: О ком идет речь? Почему он назван самым опасным зверем на Земле?

( О человеке, так как человек не всегда правильно ведет себя, нарушает законы экологии, целостность природных экосистем, загрязняет окружающую среду, изменяет условия обитания живых организмов, что приводит к различным нарушениям экологического равновесия и даже экологическим бедствиям и катастрофам. Человек должен научиться грамотно хозяйничать на Земле.)

Мысли героя романа Ф.Абрамова "Братья и сёстры"

". - Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше".

Задание: согласны ли вы с этой мыслью, обоснуйте свой ответ и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.

Мысли героя (прочитать начало и продолжить)

("-Ан нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву- то зарыли на аршин в песок да сверху её глиной, каменной плитой придавили".

Пути решения этой проблемы мы чуть позже увидим в фильме “Элевит”.

На анализ и решения проблемы даётся ровно 10 минут .

А наших уважаемых гостей попросим поучаствовать в нашей дальнейшей работе в качестве экспертов (эксперты дают правильный ответ после прослушивания ответа группы).

Биосфера и человечество, как её неотъемлемая часть, переживает новую революцию перехода к очередной стадии развития ноосфере , то есть сфере разума, которая от стихийного и неуправляемого движения попадает в область сознательного регулирования.

Российские учёные внесли свой вклад в дело внедрения ноосферных технологий. Сейчас с помощью фильма “Элевит” мы познакомимся с этими технологиями. Уже сегодня ноосферные технологии внедряются в нашу жизнь, а в недалёком будущем начнётся строительство ноосферных поселений и в нашем городе.

Перед просмотром вопрос учащимся.

Подумайте, какое общество может вступить в эпоху ноосферы?

(Просмотр фильма “Элевит” -13 мин)

Ответы учащихся на вопрос, который был поставлен перед ними до просмотра.

Преподаватель обобщает ответы учащихся, и совместно делают вывод .

В эпоху ноосферы может вступить лишь высокообразованное общество, понимающее свои цели, способное соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему Природа.

Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас.

6. Контроль и оценка деятельности учащихся.

Итак, пришло время подвести итог нашей конференции.

Что интересного вы для себя отметили из нашей конференции?

Обращаемся к тем вопросам (вопросы на экране), которые были заданы ребятами вначале занятия и учащиеся самостоятельно отвечают на них.

Внимание – творческое домашнее задание. Ответить на вопросы письменно.

  1. Вы пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
  2. Вы оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.

Оценка деятельности учащихся .

Выставляются оценки. Преподаватель благодарит учащихся за плодотворный труд, рекомендует учебно-методическую литературу для углубленного изучения учебного материала по данной теме.

обучающиеся научатся анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственную деятельность в окружающей среде; предлагать пути преодоления экологического кризиса.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Роль человека в биосфере, ноосфера, техносфера, бионика, экологический кризис, загрязнения, глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Биосфера - живая оболочка планеты

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Техносфера - часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

Био́ника (от др.-греч. βίον — живущее) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Экологический кризис – напряженные состояния взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение (в частности, антропогенное загрязнение)- это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу, приводящих к увеличению уровня содержания в ней вредных веществ, появлению новых химических соединений, чужеродных предметов т.п.

Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.

Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Экосистемы и биосфера в целом являются тонко сбалансированными системами и даже слабое воздействие нарушает равновесие в них. Каково место человека в биосфере? В чем проявляется экологический кризис? Каковы последствия экологического равновесия?

С момента появления человека в эволюции биосферы стал действовать антропогенный фактор (процесс исторического развития человека и его влияния на биоценоз).

Когда это произошло? Наука пока не может точно ответить на этот вопрос. Чем больше мы о себе узнаем, тем старше представляемся. Ещё недавно считалось, что возраст человечества не более 30 тыс. лет. В последние годы сделаны удивительные открытия, обнаружены артефакты и следы древнейших (допотопных) цивилизаций, которые заставляют предполагать, что нам сотни тысяч или даже миллионы лет.

Исторически сложилось, что больше всего достоверной информации из древности дошло до нас о жизни, начиная с времен палеолита – древнего каменного века.

На этом этапе превалировал присваивающий тип экономики – занятия охотой, собирательством (добывания пищи). Совершенствование орудий труда и возрастающие потребности в еде при резком изменении климата приводили к нехватке питания и исчезновению крупных травоядных животных.

В эпоху неолита (новый каменный век) активизируется процесс одомашнивания животных, растениеводство. Люди научились использовать огонь. Появляются более совершенные орудия труда и оружие дальнего боя – лук и стрелы.

Влияние человека на биосферу

Скорость антропогенного влияния очень быстро возрастает. Рост численности населения, скачок в развитии новых ресурсозатратных и не всегда безопасных технологий превратили этот фактор в определяющее явление планетарного масштаба.

А биосфера не успевает адаптироваться к новым условиям, отсюда её неустойчивость. Наблюдателями и участниками этого явления становимся мы с вами – ныне живущие на планете.

Человечество интенсивно потребляет все природные ресурсы. Развивая города, совершенствуя технологии и улучшая жизнь внутри крупных мегаполисов цивилизованного мира, человек делает биосферу всё более уязвимой.

Выбор у нас не велик:

  • неизбежность рационального природопользования;
  • экология природы и человека;
  • ресурсосберегающие технологии;
  • утилизация отходов.

Решить эти проблемы можно только опираясь на надежную законодательную базу, позволяющую рационально использовать и защищать природу, обеспечивать воспроизводство возобновляемых ресурсов и среды обитания человека.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Как биологически социальный объект-человек тесно зависит от природы. Как мощная социальная система- человек создает свою интенсивную среду. Техносфера - часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.

Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение - это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу. Типы загрязнений:

Биологические, Физические, Химические ,Загрязнение атмосферы. Основные загрязнения атмосферы: механические, физические, биологические

Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создание культурных биоценозов, развитие биотехнологии, рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях.

Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой. .

Бионика – научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий.

Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба.

Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создаёт, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

Главная цель создания агроэкосистемы — рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека — источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.

Отличия агроценозов от естественных биогеоценозов. Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и большие различия, которые важно учитывать в сельскохозяйственной практике.

Первое отличие состоит в разном направлении отбора. В природных экосистемах существует естественный отбор, отвергающий неконкурентоспособные виды и формы организмов и их сообществ в экосистеме и тем самым обеспечивающий ее основное свойство — устойчивость. В агроценозах действует преимущественно искусственный отбор, направленный человеком прежде всего на максимальное повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По этой причине экологическая устойчивость агроценозов невелика. Они не способны к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней. Поэтому без участия человека, его неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3−4 года, плодовых культур — 20−30 лет. Затем они распадаются или отмирают.

Второе отличие — в источнике используемой энергии. Для естественного биогеоценоза единственным источником энергии является Солнце. В то же время агроценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д. Без такой дополнительной затраты энергии длительное существование агроценозов практически невозможно.

Третье отличие сводится к тому, что в агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий. Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (ржавчинными, головнёвыми грибами, фитофторой и др.).

Четвертое отличие состоит в разном балансе питательных элементов. В естественном биогеоценозе первичная продукция растений (урожай) потребляется в многочисленных цепях (сетях) питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания.

В агроценозе такой круговорот элементов резко нарушается, поскольку значительную их часть человек изымает с урожаем. Поэтому для возмещения их потерь и, следовательно, повышения урожайности культурных растений необходимо постоянно вносить в почву удобрения.

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы имеют ограниченный видовой состав растений и животных, не способны к самообновлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию.

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Выделите цветом правильный вариант. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.

По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).

(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.

По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).

(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.

Подсказка: посмотрите еще раз ролик

Распашка степей приводит к изменениям …..

Перемещение веществ в пищевых цепях обеспечивает биологический…..

Самые существенные преобразования в биосфере вызывают …..

Искусственная экосистема называется…..

Научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий -…….

Часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности-……

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен экологическим проблемам, которые являются следствием неразумной деятельности человека. На уроке проводится лабораторная работа, в ходе которой учащиеся выявляют изменения экологических систем своей местности в результате хозяйственной деятельности человека.

11 класс Дата____________

Тема: Влияние человека на экосистемы.

Лабораторная работа .№ 7. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Цель: обобщить, расширить, систематизировать знания учащихся об экосистемах, причинах их устойчивости и смены, а также влияния человека на экосистемы.

Образовательные:

Развивающие:

-развивать умения работать с текстом учебника, анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы,;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Воспитательные:

- воспитывать биологическую культуру и ценностное отношение к природе.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

1). Блиц-опрос

Консументы 1го порядка

Консументы 2го порядка

Гетеротрофы

2). Беседа

1. Что такое сукцессия?

2. Какие виды сукцессий вы знаете?

3. Что такое пищевая цепь?

(Цепь, в которой осуществляется однонаправленный поток вещества и энергии от одной группы организмов к другой).

4. Какие типы пищевых цепей вы знаете? Приведите примеры.

5. Что такое экологическая пирамида?

6. Под соснами в лесу встречаются молодые ели, но под елями никогда нет молодых сосен. Почему? (Ели - теневыносливые растения. Ее всходы не выдерживают солнечных ожогов на открытой местности и находят благоприятные условия в сосновой тени. Светолюбивым соснам не хватает освещения под кронами ели).

7. Зимой на речках и озерах во льду делают проруби, в которые вставляют снопы камыша, соломы. С какой целью это делается? (Таким образом создаются условия для газообмена между воздухом и водоемом, вследствие чего она обогащается кислородом, и предотвращает замор рыбы).

8. В умеренном поясе водятся несколько десятков видов земноводных, в тропиках же их около полутора тысяч видов. Чем это объясняется?

(Условия в тропиках более благоприятны для жизни земноводных (повышенная влажность и тепло).

3. Новый материал.

1. Загрязнение окружающей среды.

Многие экологические проблемы, существующие сегодня, являются следствием неразумной хозяйственной деятельности человека. Развивающиеся промышленные производства, энергетика, сельское хозяйство могут, при несоблюдении экологических требований, сильно загрязнять окружающую среду.

Так, хозяйственные выбросы свинца, кадмия и цинка, которые являются токсичными (вредными) для живых организмов, уже превосходят естественное содержание этих металлов в биосфере соответственно в 18, 5 и 3 раза.
Многие синтезированные человеком химические соединения, даже при очень малых концентрациях, опасны для живых организмов. Например, диоксин, образующийся в виде примесей во многих производствах, где используется хлор, обладает очень высокой биологической активностью, большой стойкостью и способностью к биопереносу в природе. Он даже в ничтожных концентрациях подавляет иммунную систему организмов, повышает чувствительность к вирусным заболеваниям, снижает умственную и физическую работоспособность. В более высоких концентрациях он может вызвать раковые заболевания, поражать нервную систему, печень, пищеварительный тракт.

В сельском хозяйстве широко используются различные ядохимикаты. При этом их воздействию подвергаются не только вредители, но и живущие рядом с ними полезные организмы (птицы, черви, насекомые-опылители, бактерии и др.), которые либо гибнут, что приводит к нарушениям в экоcистемах, ухудшению структуры и плодородия почвы, либо накапливают в своих организмах этот яд, передавая его по пищевым цепям консументам более высокого порядка вплоть до человека. А так как консументы съедают за свою жизнь не одно растение или животное, а много, то с каждым уровнем цепи концентрация вредных веществ в организме повышается примерно в 10 раз, доходя до смертельных доз ( рис.139 ). Это относится не только к ядохимикатам, но и к любым другим вредным загрязнителям.

2. Накопление загрязнителя в пищевых цепях.

Для многих веществ – загрязнителей характерно явление биологического накопления в пищевы цепях. В рыбе, например, концентрация ртути может быть в 1000 раз больше, чем в воде, в которой она живет. Любой организм, питающийся такой рыбой, подвергает себя смертельной опасности.

Каждый загрязнитель оказывает определенное отрицательное воздействие на природу, поэтому их поступление в окружающую среду должно строго контролироваться.

3. Формирование экологического сознания.

В настоящее время воздействие человеческого общества на природу привело к возникновению сложных экологических проблем биосферы. Решить их способно лишь общество, которое научится соизмерять свои потребности с теми возможностями, которые дает ему Природа.

Для осуществления разумного управления состоянием атмосферы и перехода на уровень ноосферы необходимо не только знать устройство и механизмы этой сложной и огромной системы, но и иметь возможность влиять на ее процессы в желаемом направлении.

Природные ресурсы — важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества (рис. 140).

Ограниченность ресурсов Земли становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем человеческой цивилизации. Поэтому одним из важнейших моментов современности можно считать решение задач по рациональному управлению природными ресурсами.

Ограниченность природных ресурсов, несовершенство технологии их добычи и переработки часто приводят к разрушению биогеоценозов, загрязнению окружающей среды, нарушениям климата и круговорота веществ в экоcистемах.

4. Рациональное природопользование.

Общая задача рационального управления природными ресурсами состоит в нахождении наилучших (по определенным критериям) или оптимальных способов эксплуатации естественных и искусственных экосистем.
Создание новых технологий должно сочетаться с компетентной, грамотной экологической экспертизой всех, особенно широкомасштабных, проектов в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и других отраслях человеческой деятельности. Проводимая специальными независимыми органами, такая экспертиза позволит избежать многих просчетов и непредсказуемых последствий реализации этих проектов для биосферы.

Охрана окружающей среды и задачи восстановления природных ресурсов должны предусматривать следующие виды деятельности:

—локальный (местный) и глобальный экологический мониторинг, т. е. измерение и контроль состояния важнейших характеристик окружающей среды, концентрации вредных веществ в атмосфере, воде почве;
—восстановление и охрану лесов от пожаров, вредителей, болезней;
—расширение и увеличение числа заповедных зон, эталонных экосистем, уникальных природных комплексов;
—охрану и разведение редких видов растений и животных; широкое просвещение и экологическое образование населения;
—международное сотрудничество в деле охраны среды.

4. Закрепление.

1. Беседа

2). Какие природные ресурсы вам известны?
3). В чем причина экологического кризиса на нашей планете?

5. Итог урока. Домашнее задание.

Д/З П. 7.1, с.237-239, (Общая биология. Сонин Н.И. 11 класс).

§§ 87,88 стр.337-342, (Общая биология. Пасечник В.В.)

Повторить по кодификатору 4.4 (Царство растений. Строение ( ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма ( на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений).

На протяжении многих тысячелетий человек жил в естественной среде обитания, не оказывая серьёзного воздействия на процессы, происходящие в биосфере. С развитием цивилизации отношения человека и природы существенно изменялись. Человек всё шире использовал природные ресурсы, разрушал сложившиеся экосистемы и создавал искусственные, или антропогенные (т. е. созданные человеком) экосистемы.
Наиболее распространёнными антропогенными экосистемами являются агробиоценозы ( агроценозы) . Они занимают около 10 % всей поверхности суши, создаются для получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаются человеком.

01.jpg
image006.jpg
03.jpg

  • продуценты (культурные растения, сорняки),
  • консументы (насекомые, птицы, грызуны, хищники) и
  • редуценты (бактерии и грибы).

Человек является обязательным звеном этой пищевой цепи. Он создаёт условия для его высокой продуктивности, а затем использует урожай.

Однако при неправильном ведении сельскохозяйственного производства происходит потеря плодородия почвы, её засоление, опустынивание огромных территорий и загрязнение окружающей среды. Массовое сведение лесов под сельскохозяйственные угодья приводит к серьёзным негативным изменениям в биосфере.

без участия человека агробиоценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3 года, плодовых культур — 20 лет.

Агробиоценозы помимо солнечной энергии получают дополнительно энергию, затрачиваемую человеком на обработку почвы, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, внесение удобрений и т. д.

В естественной экосистеме первичная продукция растений (урожай), пройдя через многочисленные цепи питания, вновь возвращается в систему биологического круговорота .

В агробиоценозе такой круговорот нарушен, так как большая часть продукции изымается человеком при сборе урожая.

Агроценозы помимо солнечной энергии получают дополнительно энергию, затрачиваемую человеком на обработку почвы, борьбу с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, внесение удобрений и т. д.

Агроценоз характеризуется бедным видовым составом (монокультура — большое число растений одного вида). Следовательно, в нём создаются хорошие условия для консументов, питающихся этим видом растений (вирусов, бактерий, нематод, клещей, насекомых и т. п.). Поэтому в сельском хозяйстве приходится бороться с вредителями и возбудителями болезней. Основные способы борьбы:

  • химические методы (использование ядохимикатов);
  • биологические методы (использование естественных врагов — наездников против бабочек, божьих коровок против тли и т. п.);
  • севооборот (каждый год на поле выращивается другая культура, чтобы вредители не накапливались в почве).

Важным свойством природного сообщества является его устойчивость, поддерживающаяся многообразными связями большого числа входящих в него видов.

В агроценозе живёт меньше видов, чем в естественной экосистеме. Поэтому пищевые цепи в агроэкосистеме короткие, неразветвлённые, и следовательно, экологическая устойчивость агроценозов невелика .

без участия человека агробиоценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3 года, плодовых культур — 20 лет.

В естественной экосистеме первичная продукция растений (урожай), пройдя через многочисленные цепи питания, вновь возвращается в систему биологического круговорота — это замкнутый круговорот веществ .

В агроценозах такой круговорот нарушен, так как большая часть продукции изымается человеком при сборе урожая ( незамкнутый круговорот веществ ). В результате постоянно приходится заботиться о поддержании плодородия почвы, внося удобрения.

Наряду с агробиоценозами экосистемы городов занимают всё большее место в развитии биосферы на нашей планете (сейчас более половины населения Земли живёт в городах и поселках городского типа, а в промышленно развитых странах эта цифра доходит до 70 %).

В городской экосистеме экологическое равновесие невозможно. В экосистемах городов нарушено соотношение продуцентов, консументов и редуцентов. Регулирование всех процессов, связанных с потоками вещества и энергии, в городе берёт на себя человек.

Ещё в Средние века было замечено, что продолжительность жизни горожан меньше, чем у сельских жителей. Отсутствие зелени, узкие улочки, маленькие дворы-колодцы, куда практически не проникал солнечный свет, создавали неблагоприятные условия для жизни человека.

В город поступают энергия и ресурсы, необходимые для промышленности, транспорта и жизнедеятельности его жителей. Город производит огромное количество ядовитых газов, токсичных отходов, загрязняющих окружающую среду.
В больших городах особенно сильно проявляется повышение уровня заболеваемости. В определённой степени это объясняется одновременным воздействием на организм двух, трёх или более вредных факторов, каждый из которых обладает незначительным действием, но в совокупности приводит к серьёзным бедам людей.

насыщение среды и производства скоростными и быстродействующими машинами повышает напряжение, требует дополнительных усилий от человека, что приводит к переутомлению. Хорошо известно, что переутомлённый человек больше страдает от последствий загрязнения воздуха, инфекций.
Загрязнённый воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день.

Городской ландшафт не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зелёные массивы, парки, скверы). В этом большую роль могут сыграть ландшафтные архитекторы.

Экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворён в ней. Поэтому общая площадь зелёных насаждений в городах должна занимать больше половины его территории .
Учитывая способность зелёных насаждений благоприятно влиять на состояние окружающей среды, их необходимо максимально приближать к месту жизни, работы, учёбы и отдыха людей.
Особое место вокруг промышленных предприятий и автострад должны занять защитные зелёные зоны. В них рекомендуется высаживать деревья и кустарники, устойчивые к загрязнению, например клён американский, тополь канадский, липу сердечную, можжевельник казацкий и виргинский, иву белую, крушину ломкую, дуб черешчатый, бузину красную.
Ухаживая за зелёными насаждениями, оберегая и умножая их, каждый житель города может внести свой посильный вклад в улучшение экологии города.

Природные ресурсы — важнейшие компоненты окружающей человека среды, используемые для удовлетворения всевозможных материальных и культурных потребностей общества.

Читайте также: