Конспект урока 7 класс медный всадник вступление на берегу пустынных волн

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 7 классе.

(вступление к петербургской повести

(Запись темы на доске и в тетрадях учащихся).

Учитель: В 7-м классе мы не будем обращаться к полному тексту произведения. Сейчас наша задача – прочитать, понять вступление и подготовить его выразительное чтение.

(Многие ответят, что они представляют памятник Петру Великому работы Этьена Мориса Фальконе, установленный на Сенатской площади в Петербурге).

Учитель: Фигура Петра обращала на себя пристальное внимание А.С. Пушкина. Потомки поставили памятник Петру, но Петр и сам поставил себе памятник. Какой?

(Этот памятник – Санкт- Петербург).

Учитель: Кто знает, что это за музыка?

Учащийся (домашнее индивидуальное задание): Памятник Петру I был первым установленным в России памятником. До XVIII века памятников, даже царям, не ставили. Между тем, создание европейской столицы без скульптурных монументов было немыслимо. Памятник был воздвигнут по велению Екатерины II . Сначала создание памятника было поручено архитектору Карло Бартоломео Растрелли, но императрица отвергла созданную им статую и поручила работу французскому скульптору Этьену Морису Фальконе.

И вот 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника Петру I .

Тысячи людей с нетерпением ждали этого события. На шлюпке от зимнего дворца прибыла императрица. По её знаку полотнища упали, и перед зрителями предстал всадник, взлетевший на крутую скалу. Радостными криками приветствовали люди этот монумент.

Учитель: Давайте посмотрим, как расположен текст? На сколько частей он разделен? Какова его композиция?

(Ученики отметят три части:

Учитель: Вдумаемся, что послужило причиной такого деления. Для этого перечитаем последовательно каждую часть.

(Учащиеся вслух читают первую часть).

Учитель: Расскажите о впечатлениях и мыслях, возникающих при чтении именно этой части. (Цель: подвести детей не только к осмыслению содержания, но и к осознанию своего ощущения от звучания поэтического текста).

(Ученики скажут, что первая часть вызывает ощущение неторопливого, величественного повествования).

(Эпический – 1. свойственный эпосу; 2. величаво - спокойный, бесстрастный).

Стиль первой части – эпический. (Запись в тетрадь).

Анализ текста:

Чухонцы – дореволюционное название эстонцев, а также карело-финского населения Санкт-Петербурга.

Какой композиционный прием использует автор в этой части?

(Цель: нужно, чтобы ученики сами заметили антитезу – что есть и что будет).

Какие средства выразительности языка использует автор?

Выпишите эпитеты с определяемыми словами в два столбика. Какие картины нарисованы поэтом с помощью этих эпитетов?

Что есть Что будет

Пустынных волн Дум великих

Бедный челн Надменному соседу

Мшистым, топким берегам Ногою твердой

Убогого чухонца Новым им волнам

Прочитаем выразительно полностью весь текст первой части (учащиеся).

Схема работы та же, что и с первой частью: читаем текст второй части, выясняем впечатления, ощущения учеников; если они сразу не говорят, что эта часть написана в одическом стиле, то начинаем работать с церковно-славянскими словами.

Анализ текста:

На какой лексике строится первое четверостишье? (церковно-славянские слова)

(Запись в тетрадь: юный град, полнощных (полуночных, то есть северных) стран, из топи блат (болот), вознесся, порфироносная вдова) Заметим, что во втором четверостишье такой лексики нет.

Порфира, пурпур (работа со словарём – раздаточный материал)

Какой композиционный приём используется во второй части вступления? (антитеза - (что было, что есть)). Как она проявляется в подборе лексики?

Как звучит вторая часть? На каком фонетическом приёме строится? Докажите. (Аллитерации).

Каков стиль второй части вступления к поэме?

Стиль второй части - одический. (Запись в тетрадь).

Ученики выразительно читают вторую часть, передавая торжественную поступь одического стиля.

Читаем третью часть, выясняем ощущения и впечатления учеников.

Анализ текста:

Кто выходит на первый план в третьей части?

Семиклассники еще не знают, что такое лирический герой. Но, вероятно, в данном случае можно воспользоватся этим термином в качестве пропедевтического материала.

Лирический герой (запись в тетрадь)

Как лирический герой называет Петербург?

На каком композиционном приёме строится эта часть? (антитеза: первые пять строк – это день Петербурга, ясность, строгость, четкость линий; следующие строки – это белые ночи севера, задумчивость, призрачность, противоположная однозначности дня) Как она проявляется?

Важно, чтобы ученики самостоятельно обнаружили антитезу.

Антитезу можно выделить на уровне эпитетов и аллитераций (работа в тетради):

Строгий, стройный вид Задумчивых ночей

Державное теченье Прозрачный сумрак, блеск безлунный

Береговой ее гранит Спящие громады пустынных улиц

Оград узор чугунный

Каков стиль третьей части?

Стиль третьей части – лирический. (Запись в тетрадь)

При чтении передаем плавный лирический настрой, который сочетается со строгостью Петербурга.

В заключении полностью читаем отрывок из вступления, стремясь к передаче характера каждой части. (Читают учащиеся).

3. Домашнее задание.

Учитель: Вернёмся к разговору о том, что вдохновило А.С. Пушкина на создание поэмы.

За 200 с лишним лет своей истории памятник Петру I на Сенатской площади стал символом города на Неве. Он воплотил исторические судьбы народа и страны.

Вспомните, свидетелями каких событий был монумент.

Учитель: Мы сегодня познакомились лишь с вступлением к произведению А.С. Пушкина. Как вы думаете, о чём может повествовать произведение с таким вступлением?

Учитель: Скажите, ребята, появилось ли у вас желание прочитать поэму А.С. Пушкина?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: презентация, проектор, экран, компьютер, фонохрестоматия 7 класс.

Ход урока 1.

I. Слово учителя.

Пушкин создал синтетические образы Петра и Петербурга. В них обе взаимоисключающие мифологические концепции дополнили друг друга. Поэтический миф об основании города развернут во вступлении, ориентированном на литературную традицию, а миф о его разрушении, затоплении — в первой и во второй частях поэмы.

II. Слушание вступления через фонохрестоматию.

- Найти в первой строфе фольклорные традиции в изобра­жении величия и мощи исторической личности.

- Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к дея­тельности Петра как исторически необходимой и направ­ленной на благо государства.

IV. Конкурс выразительного чтения отрывка.

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов…

Бросал в неведомые воды

Замысел реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление к повести призвано подвести читателя к пониманию его основного конфликта — истории и личности.

V. Работа со словарем. Найти определение конфликта.

Конфликт в литературном произведении — столкновение, борь­ба, на которых построено развитие сюжета.

VI. Определение жанра.

Домашнее задание.

Мы продолжаем разговор о А. С. Пушкине, продолжаем знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

Презентация: портрет А.С. Пушкина.

Прозвучали слова, ещё раз подтвердившие гениальность, великий талант А. С. Пушкина.

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.

Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? (Слайд 5)

Уточним наши знания. Читаем дополнительный материал: раздаточный материал.

Первая церковь была деревянной, как и множество других в России.

Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости был заложен 8 июня 1712 года. Первый камень в основание собора положил Пётр I, второй – императрица Екатерина, а затем поочередно камни клали все высшие сановники.

Петропавловская крепость с её каменными стенами и золочёным шпилем соборной колокольни представлялась одновременно величественной и грозной. Шпиль собора был виден из любой части города.

В полдень холостым выстрелом пушка отмечает время. И пушечный дым, поднимаясь над крепостью, напоминает жителям о том, что Петербург – военная столица, и крепость готова их защищать от врага.

(Слайд 6) Петропавловская крепость.

Такова история. Обратим внимание, что как любое великое дело на Руси строительство С.-Петербурга имело и духовные основы. (Духовность – стремление к красоте, чистоте помыслов, праведности, связь с религией, церковью)

Каков образ Петра I? Каков образ Петербурга?

чухонцы – дореволюционное название эстонцев и карело-финского населения
челн – лодка
полнощные страны – северные страны
из топи блат – из топи болот
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
порфироносная – носящая порфиру (пурпурную мантию монарха), царственная

Слушаем отрывок (Чтение учителя сопровождается слайдами презентации)

Учитель читает на фоне музыки. Слайды 9-13.

Слайд 9. (Вид Каменного острова в Петербурге. Неизв. художник I половины XIX века)

Слайд 10. (Английская набережная в Петербурге. А.И. Шарлемань (1826-1901))

Слайд 11. (Летний сад. Лебяжья канавка)

Слайд 12. (Вид на стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости)

Слайд 13. (Казанский собор в Петербурге)

4. Анализ отрывка

Каким настроением, чувством наполнено вступление?

Вы заметили торжественность, величие, восхищение, гордость, любование, патриотизм.

Каков образ Петра I? Каков образ Петербурга?

Раскроем государственность, державность этих образов.

государственность (от государство), державность (от держава) – способность мыслить широко, мудро, в масштабах государства, державы

Найдите строки в I части, отражающие державность замыслов Петра I.

1) Прочитаем начало вступления I строфу.

2)

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море. (метафора)

Как понимаете данные строки?

Строительство нового города на берегах Невы у моря дает возможность наладить торговые и культурные связи с Европой.

3)

Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам… (метонимия – употребление части вместо целого флаг вместо корабля)
Как понимаете данные строки?
Корабли разных стран приплывут в город на Неве.

А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

Найдите примеры того, что было.

Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво
2) Вознёсся пышно, горделиво
3) По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся

(Отметим употребление славянизмов (особенности одического стиля): юный град, полнощных стран краса, вознёсся, из топи блат…)

Воплотились мечты Петра I. Петербург – великолепный город, гордость России, вторая её столица.

Выразительное чтение II части учащимися.

Послушаем эту часть в исполнении артиста А.Шварца и посмотрим видеоряд о Петербурге.

Какое слово определяет отношение автора к городу? (люблю)

5. Итог урока

Прочитаем эпиграф к уроку, строчки, заключающие вступление к поэме:

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…
Почему эти строки могут быть эпиграфом к уроку?

В них чувствуется любовь поэта к Петербургу, гордость, звучит патриотизм, подчёркивается неразрывность Петербурга, Петра I и России, проявляется державность, государственность образов Петра I и города С.-Петербурга.

6. Домашнее задание

Литература

  1. И. В. Золотарева, С. М. Аникина. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2004
  2. О.А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. – М.: Экзамен, 2003
  3. О.Ю. Коровина, И.А. Кузьмин. Истоки отечественной литературы и русского языка.

А.С. Пушкин. Святая Родина моя! Петербург. Комплект для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Истоки, 2003

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности построения вступления к поэме "Медный всадник" заинтересуют читателя.

Урок литературы в 7 классе по теме:

Александр Сергеевич Пушкин

Цели: 1) образовательная – знакомство с историей создания поэмы, с её содержанием, художественно-изобразительными и композиционными особенностями; 2) развивающая – развитие речи, образного мышления, выразительного чтения; 3) воспитательная – воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина, любви к родине.

Задачи: 1) развивать умение определять изобразительно – выразительные средства речи, с помощью которых А.С.Пушкин создаёт поэтические образы;

2) развивать умение видеть композиционные особенности произведения;

3) развивать умение выразительного чтения (предурочная подготовка).

Содержание урока.

Слово учителя.

Композиция повести, небольшой по размеру, отличается большой продуманностью и стройностью. Обрамляющий элемент её назван Пушкиным вступлением. Обратимся к вступлению и прочитаем его.

Ученица читает наизусть вступление к поэме.

Слово учителя.

- Из скольки частей, по-вашему, состоит вступление? Найдите эти части.

-Какое время изображает Пушкин в каждой из них?

Итак, вступление состоит из своеобразной экспозиции ко всей повести, которая переносит нас в эпоху Петра I, и лирического гимна Петербургу, где показана пушкинская современность.

VI. Записи в тетради темы и композиции вступления.

1.Экспозиция ко всей повести – эпоха Петра I.

2. Лирический гимн Петербургу – пушкинская современность.

- Так строится вступление. В самой же повести изображён Петербург времён Александра I, когда было наводнение.

Такая композиция передаёт масштабность изображаемых событий и придаёт поэме актуальность на все времена.

Обратимся к началу и посмотрим, каким изображён Пётр в первой строфе поэмы.

Во вступлении к поэме Пётр появляется как живой человек:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

Перед ним невесёлый пустынный пейзаж: широкая, стремительно несущая свои воды река, тёмные убогие избы, утлый челн. Тем величественнее мечта необыкновенного человека.

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Пётр во вступлении к поэме так же, как и на иллюстрации картины Лансере, устремлён в будущее, он властелин судьбы, покоритель природы, мудрый созидатель.

VIII. Анализ вступления к поэме.

-Зачем Петру нужен город на берегу Финского залива?

( Пётр полон важных дум о том, что построит новую столицу- Петербург. Город на берегу Финского залива ему необходим для того, чтобы, во-первых, обеспечить политическую независимость:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Во-вторых, для культурного общения с Западом:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

В-третьих, для развития экономики и торговли страны, для полного торжества России:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.)

(Пётр велик настолько, что не нуждается в имени. Он стоит и глядит вдаль и видит будущее, а это может увидеть только гений.)

- В первой строфе есть элементы фольклора в изображении величия и мощи исторической личности. Что в Петре от былинного героя?

- В дальнейшем Пётр как реально действующее лицо больше не выступает. Пушкин переносит нас на сто лет вперёд, когда мечта Петра воплотилась в жизнь. Вырос громадный великолепный город Петербург, который является самостоятельным героем поэмы, и эта тема звучит во второй части вступления. Каким нарисован в ней Петербург?

Пушкин начинает рассказ о Петербурге белых ночей. Прекрасны не только его архитектура, Нева, поэтична сама природа:

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла – это золочёный шпиль на здании Адмиралтейства в Петербурге.

X. Анализ вступления к поэме.

Обратимся к тексту.

- Какие детали, рисующие город, помогают увидеть нам пушкинский Петербург? Найдите их в тексте.

Выросла новая северная столица, перед которой померкла Москва,

Порфироносная вдова, т.е. носящая порфиру, царскую мантию.

- Каковы основные черты Петербурга у Пушкина?

«Громады стройные теснятся

«И ясны спящие громады

«Плеская шумною волной

- Описывая Петербург, Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Найдите их.

Громады стройные теснятся…

В гранит оделася Нева…

Твоих оград узор чугунный…

И ясны спящие громады…

- Как называется этот приём?

- Каково же отношение Пушкина к Петербургу и в каких строчках оно показано?

(Пушкин открыто выражает своё восхищение великим городом России:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

В жанре оды обычно писали о событиях и делах государственного значения.)

XI. Вывод.

- Мы увидели, как мастерски рисует Пушкин образ Петра и его детище Петербург во вступлении к поэме.

Читайте также: