Классный час по правам человека 1 класс конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

2001 – 2010 гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии.
24 октября – День Организации Объединённых наций.
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
10 декабря – День прав человека.
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

- Сегодня 10 декабря. Если посмотреть на Календарь правовых дат, то можно увидеть, что эта дата связана с Всеобщей декларацией прав человека.

Что такое “декларация”, когда и почему она появилась, что такое “право”, “ООН”. Об этом мы сегодня и поговорим на уроке.

2. Разминка-игра “Меня зовут… Я люблю…”

- Меня зовут Таисия Ивановна. Я люблю путешествовать по разным городам и знакомиться с ними.

(Дети называют своё имя и говорят, что они любят в жизни)

3. Беседа “Права человека: Всеобщая декларация прав человека”.

- Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть что-то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее. Общее – это права.

Права человека есть у всех людей.

- А что такое права?

(Права человека–охраняемая и обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять то, что разрешено законом и соответствует природе человека).

- Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Все мы люди, все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщая декларация прав человека.

- Что такое декларация?

(Декларациямеждународно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Являются лишь рекомендациями, пожеланиями.)

- “Ребята, давайте жить дружно!” - сказал Кот Леопольд, когда познакомился с содержанием Всеобщей декларации прав человека.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют? И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.

И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев…

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

Каких ещё литературных героев вы знаете, права которых были нарушены? (Ответы детей)

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

4. Модель “Солнышко”

- Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И не случайно.

- Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей).

- И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

- Как вы думаете, что для нас является самым ценным, самым дорогим? (Открывается лучик со словом “жизнь”)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

- Не менее важным, подсказывает солнышко, является … (здоровье)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

- Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей; открывается слово “семья”)

Вывод: каждый человек вправе иметь семью, жить в семье.

- Что же ещё является значимым для человека? (Родина).

Люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою родину, защищали её.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

- Как вы понимаете слова “честь и достоинство”?

Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.

- Открываем последний лучик, читаем слово “мир”.

- Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека?

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Так появилась Организация Объединённых Наций (табличка).

5. Знакомство с Организацией Объединённых Наций.

- Что такое нация? (Исторически сложившаяся общность людей, живущих на одной территории, имеющих свой язык, свою культуру, свой национальный характер.)

- О чём вам говорит год 1945?

- Только что закончилась Великая Отечественная война – Вторая мировая война.

В ходе этой войны фашизмом были истреблены миллионы людей, на оккупированной им территории были ликвидированы права человека, права целых народов. Чтобы восстановить свободу и независимость, права народов, порабощённых фашизмом, и была в 1945 году создана Организация Объединённых Наций (ООН) (табличка).

25 октября - День Организации Объединённых наций. Главная цель этой организации – поддержать мир во всём мире.

Центр ООН находится в Соединённых Штатах Америки, в городе Вашингтоне. Каждый год сюда съезжаются представители всех стран-членов ООН. Они обсуждают самые важные вопросы, связанные с защитой мира на Земле, развитию дружеских отношений между народами.

6. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.

- Одним из направлений деятельности ООН является защита прав человека. Поэтому в 1948 году ООН был принят очень важный документ - Всеобщая декларация прав человека (табличка).

В ней были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку только потому, что он – человек.

10 декабря – День прав человека.

Физкультминутка “Хлопай-топай”

  • Работа в саду.
  • Посещение концерта.
  • Посещение кружка, секции.
  • Помощь другу.
  • Нарушение обещания.
  • Отдых в санатории.
  • Драка.
  • Невыполнение домашнего задания.
  • Признание своих ошибок.
  • Грубость в разговоре, поведении.

7. Знакомство с декларацией (театрализованное информационно-познавательное представление).

Декларация. Я, Всеобщая декларация прав человека, обещаю помогать людям всегда, везде, всюду! Или, иначе, защищать их законные права! Все мои слова и мысли будут изложены в официальных документах, которые разойдутся по всем странам, ведь эти сведения необходимы каждому человеку в жизни! Да будет так!

Когда вы станете чуть старше, вы подробнее со мной познакомитесь, а пока что я хочу познакомить вас с наиболее понятными для вас моими помощниками - Статьями Декларации.

Ну что же, Статья 1, мы с большим нетерпением тебя ждём.

(Звучит песня “Пусть всегда будет солнце!” муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)

Статья 1. “Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски”.

Декларация. А теперь вас ожидает встреча со Статьёй 2. Встречаем её, друзья!

  • национальности, языка, расы, пола, религии;
  • социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
  • величины и мирового значения его страны”.

(Звучит “Песня Красной Шапочки”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Красная Шапочка, а потом дорогу ей переходит Волк)

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда идёшь?

Красная Шапочка. К бабушке.

Волк. А где живёт твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал. У меня дела!

(Злорадно смеётся и убегает.)

Декларация. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!

Красная Шапочка. А что делать?

Декларация. Для начала послушать мою Статью 3.

Статья 3. “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу”.

Красная Шапочка. Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!

Статья 3. Пойдём, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдёмте!

(Звучит песня “Бу-ра-ти-но”, муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина.

Появляется Буратино, потом выходит Карабас Барабас со своей плёткой-семихвосткой.)

Карабас. Ах ты, негодный мальчишка! Пустоголовая деревянная болванка! Как ты смел помешать моему гениальному представлению!

Буратино. Но, уважаемый сеньор Карабас Барабас…

Карабас (грозно). Молчи, глупая кукла, я сейчас брошу тебя в огонь для растопки моего очага!

Декларация. Но-но, уважаемый сеньор Карабас Барабас! Не смейте этого делать!

Карабас (возмущённо). Это почему это?!

Декларация. Да потому, что вы нарушаете права Буратино! И сейчас об этом вам расскажет Статья 4.

Статья 4 (строго). “Никто не должен содержаться в рабстве или подневольности. Рабство и работорговля запрещается во всех видах!”

Декларация. Так что, уважаемый, мы вынуждены просить вас покинуть этот зал!

(Карабас Барабас, бурча себе что-то под нос, уходит со сцены.)

Буратино. Огромное вам спасибо!

Декларация. Пожалуйста! Обязательно изучайте свои права!

Буратино. Конечно же! Ой! Я, кажется, в школу опаздываю!

(Звучит русская народная мелодия. Появляются Баба Яга и Ивашка.)

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка. Зачем это?

Баба Яга. Как это, зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ёй-ёй! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручите!

Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 5 встретим и послушаем!

Статья 5. “Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению!”

Декларация. Вам всё понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал всё, мне конец, съест Баба Яга!

Статья 5. Пойдём-ка, дружок, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием!

Декларация. Ну, вот вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это ещё не всё! У меня статей-помощниц всего 30! Со всеми, конечно, за один урок невозможно познакомиться. Но одну из них, очень важную, я всё-таки хочу вам представить!

Статья 29. Первое! “Каждый человек имеет обязанности перед обществом!”

Второе! “Права и свободы каждого человека ограничены лишь в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других людей”!

Третье! “Осуществление этих прав и свобод не должно противоречить целям и принципам Организации Объединённых Наций”!

Декларация. А что такое обязанность? (Обязанность - круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.)

- Надеюсь, что наша встреча с вами принесёт вам какую-то пользу в будущем!

8. Показ кукольным театром сказок “Заюшкина избушка” и “Колобок”.

- Какие права были нарушены в этих сказках?

  • на жизнь и её охрану;
  • на охрану здоровья;
  • охрану чести и достоинства;
  • право жить в мире;
  • право жить в родной стране и в случае необходимости пользоваться её защитой.

Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. Пособие для учителя.

Методические рекомендации по проведению 10 декабря 2008 года урока “Права человека” (Актуальные документы Министерства образования РФ).

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. Книга для учащихся начальных классов.

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

ВложениеРазмер
разработка классного часа в 1 классе по правам ребенка 22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №34

Классный час для 1 класса:

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №34 г. Кирова

Мишкарева Лилия Александровна

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

- Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

- Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу - играю, хочу - не играю – возмущённо ответил Паша.

-Как вы считаете, прав ли Паша?
-Да, Паша прав. Вот если бы он жил 200 лет тому назад и был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Учитель: Как называют людей, живущих в нашей стране?

Учитель: Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Учитель: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учить оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы . В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги- сборники документов .

Ученики зачитывают права детей :

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка ( разрешается ).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго ( запрещается )

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это ( разрешается ).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть ( садится за стол, начинает есть ).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка ( встает из-за стола ). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка ( садится, смотрит телевизор ).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

В заключение нашего классного часа я прочту вам стихи.

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час с презентацией "Имею право на права"

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах.


Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в .


Классный час "Имею право на права"

Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников.



Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен.


Классный час "Имею право на права"

Цель: познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:- научить применять права в жизни;- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;- помочь детям осозна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(для учащихся 1 класса).

- знакомство детей с Декларацией;

- развитие чувства человеческого достоинства;

- воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

Ход классного часа.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

Буратино и Царевна-лягушка, Гулливер и Дон-Кихот, князь Гвидон и Том Сойер занялись решением вопросов о Правах Человека.

И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев.

И правильно сделали! Без этого они были бы нам совершенно неинтересны!

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

Если в точности соблюдать всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми тридцатью её статьями.

Всеобщая декларация прав человека была принята в 1948 году. Сегодня, 10 декабря, исполняется 62 года со дня её принятия. Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых статьях этой декларации.

Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.

Каждый имеет право на следующие права, несмотря на:

- различный цвет кожи;

- различия в языке, на котором говорит;

- различия во мнениях;

- принадлежность к другой религии;

- обладание большим или меньшим имуществом;

- рождение в различных социальных группах;

- происхождение из другой страны,

Также не имеет значения тот факт, является ли ваша

страна независимой или нет.

Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности, и никто не имеет права покушаться на вашу жизнь.

Никто не имеет право относиться к вам как к рабу, и вы никого не должны обращать в рабство.

Никто не имеет права пытать, унижать и жестоко с вами обращаться.

Никто не имеет права поместить вас в тюрьму, держать там или выслать из вашей страны несправедливо или без веских причин.

Вы имеете право владеть вещами, и никто не имеет права отобрать их у вас без веских на то оснований.

Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что

вам нравится, и никто не должен запрещать вам

делать это, но при этом, вы должны уважать чужое

мнение и не оскорблять других людей.

Вы имеете право на работу, право свободно выбирать работу и получать зарплату, которая позволит вам жить и содержать семью. Если мужчина и женщина выполняют одинаковую работу, они должны получать одинаковую зарплату. Все, кто работают, имеют право объединяться для обеспечения и защиты своих интересов.

Вы должны иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, не испытывали недостатка в одежде и жилище.

Вы имеете право ходить в школу, каждый должен ходить в школу. Начальное образование должно быть бесплатным. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас должны учить ладить с другими людьми, независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.

Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Вы имеете обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый человек уважал других и чтобы другие уважали его.

Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права человека.

1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

- право на получение образования;

- право на владение имуществом.

Рассмотрите ваши рисунки.

К какой сказке относится первая иллюстрация?

1.Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

- право на неприкосновенность жилища;

- право на справедливый суд;

2.Напишите, кто нарушает это право.

3.Напишите, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права.

К какой сказке относится вторая иллюстрация?

1.Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

- право на свободное передвижение;

- право на неприкосновенность жилища;

- право на образование;

2.Напишите, кто помог лягушке воспользоваться её правом на свободное передвижение:

3.Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения? Выберите правильный ответ:

- в пределах болота;

- в пределах страны;

Рассмотрите второй лист. Нарушение каких прав изобразил художник?

Поставьте номер рисунка около нужной строки текста:

- право на владение личным имуществом;

- право на свободу;

- право на неприкосновенность жилища;

- законный и справедливый суд;

- уехать из своей страны и вернуться на родину;

- посягательство на честь и репутацию.

1) Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не ме¬шал воспользоваться правом .

2) Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой виноваты в царицы.

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека).

Права человека есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.

Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.

Декларация - это основные принципы, к которым стремится государство.

Сегодня на уроке мы рассмотрели некоторые статьи из Всеобщей декларации прав человека. Какие статьи вы запомнили?

Закончить наш урок я бы хотела словами кота Леопольда, которые он произнёс после прочтения Всеобщей декларации прав человека:


Цель мероприятия – создание условий для социализации личности, для вхождения ребёнка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи: ознакомить с Декларацией прав ребёнка; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Целевая аудитория

Учащиеся 1 – 2 классов.

Сроки проведения мероприятия

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, иллюстрации знаков разрешающих и запрещающих, иллюстрации с грустным и весёлым сюжетом, детские ноутбуки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Вступительное слово учителя

Начинаем классный час,

Речь пойдёт сейчас о вас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать

На доске два рисунка. Сюжеты - грустный и веселый.)

Ребята, посмотрите на рисунки. Какое настроение вызывает этот рисунок? А этот?
- А какое настроение у вас сейчас? Выберите своё настроение, в соответствии с рисунком. Почему такое? - Для чего важно хорошее настроение ? Молодцы!

Дети объясняют и выбирают своё настроение в соответствии с рисунком

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

- С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

А зачем отдельный документ для защиты прав детей.

Ребенок уязвим, несамостоятелен.

Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира.

Учащиеся отгадывают загадку

Думают, отвечают на вопросы

Думают, отвечают на вопросы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Выяснение темы занятия

Выявление затруднений

Ребята, прочитайте на слайде тему классного часа.

Что такое право ?

/ Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми / Ожегов

Это определение я взяла из словаря Ожегова.

Скажите, а как вы понимаете что такое

А какие же права есть у вас?

Давайте сегодня постараемся подробнее узнать, на что же вы имеете право.

Читают, проговаривают тему занятия, отвечают на вопросы

Читают определение, думают, отвечают на вопросы

Погружение в тему

- В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Беседа по слайдам во время просмотра

Нравится ли вам ваше имя? А знаете ли вы, почему вам дали такое имя?

Обращались ли вы в больницу? Как к вам там отнеслись?

Расскажите о нашей школе? Какие предметы вам нравятся больше всего?

Случалось ли в вашей жизни такое, что вас обижали, причиняли вам боль? Что вы чувствовали?

Хватает ли вам времени на отдых, игры? Какие кружки вы посещаете?

Кто такие – дети с ограниченными возможностями? Почему они нуждаются в особой заботе?

отвечают на вопросы, делают выводы

отвечают на вопросы, делают выводы

Применение знаний

Работа с раздаточным материалом

Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка ( разрешается ).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).

Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили

Слушают, думают. выбирают нужный знак,

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Применение знаний

Работа в парах

на персональных ноутбуках

А сейчас предлагаю вам поработать в парах с вашими компьютерами

Вспомните правила работы в группе.

Не забывайте – дружба в этой работе – ваша помощница.

Вспоминают и проговаривают правила работы в парах

Работают на компьютерах

выбирают нужный ответ

Подведение итогов

Закончит наш кл. час я бы хотела следующим стихотворением

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок очень веские права!
Он имеет право жить,
развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любимым
Он на свете не один

Ребята, вы сегодня очень хорошо и дружно работали. Молодцы!
Я надеюсь, что вы поняли, как важно знать свои права и обязанности.

Скажите, пригодится ли вам в жизни знать ваши права? Где пригодится?

Посмотрим на доску. Изменилось ли ваше настроение? Выберите своё настроение, в соответствии с рисунком.

Если изменилось, то почему?

В знак того, что вы теперь знаете свои права, хочу вручить вам медали с вашими правами.

Цель: знакомство обучающихся с их правами, основными документами о правах детей.

Задачи: повторить приобретаемые в соответствии с возрастом права ребёнка; воспитание гражданственности, сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Ученик: Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,

Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Учитель: Определите тему сегодняшнего классного часа.

Все права ребёнка регулируются и защищаются основными Законами РФ. (2 – 3, 4 слайды)

С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения ты можешь начать обучение в более раннем возрасте)

Ты вправе самостоятельно заключать:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями

Тебе 10 лет

С этого возраста ты:

-даешь согласие на изменение своего имени и фамилии;

-даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей.

Выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, ты хотел бы проживать после развода.

Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы.

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Можешь вступать в детские общественные объединения.

Твои права в семье: (5-12 слайды)

Право на имя, отчество и фамилию.

Такое право появляется у ребенка с момента рождения. Имя, отчество и фамилия указываются в свидетельстве о рождении.

Имя дается ребенку по соглашению родителей, отчество ребенку присваивается по имени отца (если отцовство не установлено, то отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка). Фамилия определяется фамилией родителей. Если у родителей разные фамилии, то ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей. Если ребенку уже исполнилось 10 лет, то изменить ему имя и фамилию можно только с его согласия. А с 14 лет ребенок вправе самостоятельно подать заявление об изменении имени и фамилии.

Право знать своих родителей.

Рождение ребенка - важное событие в жизни мужчины и женщины, давших ребенку жизнь. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Право на заботу родителей.

Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально- бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т.п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т.д., то есть в обеспечении разнообразных интересов детей.

Право на воспитание своими родителями.

Для полноценного воспитания ребенка родители должны создать в семье условия, обеспечивающие достоинство ребенка, его уверенность в себе, научить его активно участвовать в жизни общества, всесторонне обеспечить его интересы.

Право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Если родители находятся в разводе, или проживают раздельно, это не является препятствием для того, чтобы воспользоваться этим правом на общение.

Право выражать свое мнение. (13-15 слайды)

Это значит, что ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Такое право появляется у ребенка с того момента, когда он способен сформулировать свои собственные взгляды.

Твои права в школе (16 слайд)

- право получить образование бесплатно;

- право выбрать школу в которой ты будешь учиться, а также форму получения образования. Ты можешь получать знания в школе, а можешь обучаться дома, самостоятельно осваивая учебные дисциплины. Даже если ты будешь обучаться самостоятельно, тебе будет необходимо сдать экзамены в школе;

- право обучаться по общей учебной программе, если ты имеешь возможность досрочно выучить какой- либо предмет, ты имеешь право на ускоренный курс обучения. О том, каким образом, можно заниматься по индивидуальной программе, должно быть записано в Уставе школе;

- право бесплатно пользоваться библиотекой;

- право участвовать в управлении школы, каким образом ты можешь участвовать в управлении школы ты можешь узнать, прочитав Устав твоей школы;

- право на уважение твоего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений;

- соблюдать устав общеобразовательного учреждения (кстати, из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом);

- бережно относиться к имуществу школы;

- уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;

- выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Дисциплина в школе

В школе ты должен соблюдать дисциплину и уважать человеческое достоинство других учеников. Если кто-либо из учеников нарушает дисциплину, к нему могут быть применены меры воздействия. Виды мер воздействия определены в Уставе школе.

Ты вправе покинуть школу, окончив 9 классов, получив основное общее образование, если ты останешься в школе и окончишь 11 классов, ты будешь иметь аттестат о среднем (полном) общем образовании. В любом случае тебе, как выпускнику, будет необходимо пройти итоговую аттестацию.

Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование. (17,18 слайды)

Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию. Вступая в какие-либо трудовые отношения, ты приобретаешь статус работника, и, следовательно, наделяешься соответствующими правами и обязанностями. По общему правилу, если тебе нет еще 16 лет, то ты не можешь быть принят на работу.

Итак, давайте подведём итог нашего классного часа, повторив права ребёнка. (19,20 слайды)

О детях и для детей написано много книг, например (слайд 21-22)


Слайд 1


Слайд 2

Читайте также: