Конспект урока прямая речь 4 класс презентация
Обновлено: 20.05.2024
Загрузить презентацию (986 кБ)
Тип урока: введение нового знания
Место в учебном плане: первый урок по данной теме.
Цель: познакомить ребят с прямой речью, схематическим её изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.
- формировать умения выделять из текста предложения с прямой речью,
- обучать ребят коллективной работе,
- развивать речь учащихся, образное мышление, логические операции (такие как сравнение, обобщение, конкретизация,
- воспитывать взаимовыручку, взаимоподдержку.
1. Организационный момент
– Откройте тетради и запишите число. (Слайд 2)
– Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония:
– Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. (Слайд 3)
– Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания пригодятся в жизни.)
2. Чистописание
Запишите это предложение. (Слайд 3а)
Объяснить постановку знаков препинания. Составить схему.
3. Словарная работа
– Прочитайте слова и определите часть речи. (Слайд 4)
Сочинять, решать, выражать, стараться (сочинение, решение, выражение, старание)
– Образуйте от них имена существительные с помощью суффиксе -ени, -ани
– Запишите полученные слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места.
– В каких значениях может употребляться слово решение? Поработайте в группах.
1. Трудно было прийти к окончательному решению (итогу)
2. Наконец-то зачитали решение суда (постановление)
3. Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи
4. Решение исполнить эту песню было неожиданным и для самого артиста (осуществление замысла)
4. Создание проблемной ситуации:
– Кто помнит, что случилось со стариком? (Поймал золотую рыбку. Так начались его приключения)
– Ребята, запишите предложение:
– Кто смог записать это предложение без проблем?
– Что в этом предложении необычного?
Предположения детей (предложение как будто состоит из 2 частей или разных предложений…)
Проводится анализ предложения:
– Что мы слышим?(2 предложения или 2 части)
1 часть: Рыбка спросила (Слайд 5а)
2 часть : слова, которые сказала рыбка.
– Но ведь я попросила вас записать 1 предложение! Что вы можете про него сказать? (Оно необычное: не похоже ни на простое предложение, ни на сложное)
– Нам предстоит с вами узнать, как называются такие предложения. Проведем исследование:
– Как можно назвать рыбку? (Предположения ребят: герой, тот, кто говорит,… Учитель подводит ребят к понятию автор)
– А как мы можем назвать слова, которые она говорит?(предположения ребят. Учитель подводит их к понятию речь)
– А как бы вы назвали предложение, где есть автор и его речь? (Предположения ребят) (Слайд 6)
5. Подведение к теме урока. Постановка целей
Учащиеся формулируют тему урока, цель и задачи.
– Что нам предстоит узнать?
– Чему должны научиться?
– Наша тема звучит так: Предложение с прямой речью. (Слайд 7)
– А почему же речь мы называем прямой? (Предположение ребят)
– Делаем совместный вывод: Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменений.
– Давайте проверим себя, посмотрим, что про это говорят наши словари (работа в группах со словарями).
Каждая группа зачитывает определение прямой речи из различных словарей.
– Наши объяснения оказались верными? Мы молодцы! (Слайд 8)
– Как же на письме отделять слова автора от прямой речи? (В скобки, в кавычки…) Часто, читая произведения, мы встречаем предложения с прямой речью. Как же такие предложения оформляются на письме? (есть : и « «)
– Что бы взяли в кавычки?
– А сейчас каждой группе предстоит придумать схему предложения с прямой речью
Работа в группах
Защита, анализ работ
Выбирается самая доступная и понятна схема: (Слайд 9)
– Для чего мы ставит двоеточие?
– Что мы заключаем в кавычки?
– С какой буквы пишется прямая речь?
Учитель еще раз обращает внимание учеников на необычность предложений с прямой речью: Это предложение начинается с заглавной буквы, и прямая речь тоже начинается с заглавной буквы.
– Давайте сверим свои открытия и выводы с учебником (стр. 84) Чтение правила
– Что же такое прямая речь?
– Как оформляется на письме?
– Давайте теперь запишем то предложение, которое в самом начале урока вызвало у нас затруднение:
Один ученик работает у доски, объясняя написание предложения.
– А еще это необычное слово : оно любит окружать себя запятыми.
– Какой знак препинания вы поставили в конце предложения?
– Почему? Вы поставили перед кавычками (Потому что прямая речь была с вопросительной интонацией)
– К как вы запишете предложение с Восклицательным знаком?
– Почему точка выносится за кавычки?
Составление опорных схем (Слайд 10)
6. Первичное закрепление
– Объяснить постановку запятых. Разбор по членам предложения.
Ветер на море гуляет (Слайд 13)
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
– Объясните пропуск букв.
Учитель: Глядя на экран, проверьте выполненное задание.
Взаимопроверка.
Исправьте ошибки в схемах. (Слайд 16)
Проверьте выполненное задание, глядя на экран.
Задание 3. Работа с текстом. (Самостоятельная работа по карточкам.)
(Под)…кном (Г,г)видон с…дит, (Слайд 17)
Молч… (на)м…ре гл…дит:
Не)шумит оно, (не)хлещет,
Лишь едва-едва тр…пещет,
И в лазоревой д…ли
П…к…зались к…р…бли:
(По)равнинам (О,о)кияна
Едет флот царя (с,С)алтана.
Князь Гвидон т…гда вскочил, (Слайд 19)
Громогласно возопил
Матушка м…я р…дная!
Ты, кн…гиня м…л…дая!
П…см…трите вы туда:
Едет батюшка сюда.
– Составить схему предложения с прямой речью.
Дополнительно
Упражнение 85 выполняется по заданию.
– Разбить на слоги и для переноса слово КОРИДОР
– Выделить в словах уменьшительно-ласкательный суффикс
7. Подведение итогов
– С какой темой мы сегодня познакомились?
– Решили ли мы те задачи, которые ставили перед собой в самом начале урока?
– Прочитайте ключевые слова урока:
1.Чужая речь.
2. Слова автора.
3. Прямая речь.
4. Однородные члены.
5. Дословно.
– Какие трудности в усвоении материала вы встретили?
– Что было особенно сложно?
– Что было особенно интересно?
– За что можете себя похвалить?
– Вам понравился урок или нет? Почему?
8. Домашнее задание
Выписать из любых художественных произведений 3 предложения с прямой речью. Составить схему.
Прочитайте предложения, приведенные внизу. Попробуйте переделать их так, чтобы вначале шли слова автора, а за ними следовала прямая речь:
Как на письме оформляется прямая речь ?
Для оформления прямой речи на письме используют особые знаки препинания . Прямая речь заключается в кавычки .
Обратите внимание, какие
знаки препинания стоят до и после прямой речи.
Если слова автора стоят после прямой речи, перед ними ставится тире , а после кавычек — запятая .
Если прямая речь заканчивается
восклицательным или вопросительным знаком , он ставится внутри кавычек , а запятая или точка не ставится .
Схемы предложений с прямой речью.
Схемы предложений с прямой речью.
Составьте схемы к предложениям:
Составьте схемы к предложениям:
Составьте схемы к предложениям:
,, ,, П , — а .
Составьте схемы к предложениям:
Составьте схемы к предложениям:
,, П ? — а .
Составьте схемы к предложениям:
Составьте схемы к предложениям:
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Тут Мишка говорит сейчас я попробую. Алёнка говорит спорим, не пойдёт?
Здорово получается! кричит Мишка.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Тут Мишка говорит сейчас я попробую.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Тут Мишка говорит сейчас я попробую.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Алёнка говорит спорим, не пойдёт?
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Алёнка говорит спорим, не пойдёт?
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Алёнка говорит : « Спорим, не пойдёт?
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Здорово получается! кричит Мишка.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Здорово получается! кричит Мишка .
Вставьте пропущенные знаки препинания.
« Здорово получается! кричит Мишка .
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
До новых встреч!
Найдите и исправьте ошибки в схемах.
Найдите и исправьте ошибки в схемах.
Найдите и исправьте ошибки в схемах.
Найдите и исправьте ошибки в схемах.
Найдите и исправьте ошибки в схемах.
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Конспект урока по русскому языку.docx
Конспект урока по русскому языку
(урок развития речи)
-обучать здоровьесберегающим технологиям (физминутка);
-развивать интерес детей к изучению родного языка;
Оборудование:
-детские рисунки (фразеологизмы),презентация, учебники ,тетради.
1.Орг. момент.
2. Ввод в тему.
1) -Чтобы узнать тему сегодняшнего урока попробуйте определить ,о чем я говорю.
Он хорошо подвешен у того , кто умеет красиво говорить.
Он без костей у того, кто много болтает.
Он может отняться от страха.
-Мы с вами ,прежде всего будем говорить о языке ,как средстве общения, способе передать свои мысли другому человеку, понять его мысли.
2)-Чтение учителем басни про Эзопа и языки. (слайд 3)
Умей владеть языком
Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? - разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, - все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык - самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! - злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. - Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей.
-почему Эзоп сказал ,что язык –это и самое лучшее на земле и самое худшее?
-отчего это зависит?
-об этом говорит пословица : Язык мой –враг мой!
Мы должны стараться сделать так, чтобы ее можно было изменить ,как?
Должны мы помнить каждый миг,
Наш лучший друг- родной язык.
И дружно скажем мы с тобой :
-Цель нашего урока- подружиться с родным языком!
3. Физминутка.
4.Работа по теме.
-У каждого друга есть свои секреты .Конечно, секреты русского языка мы открываем на уроках в школе ,но есть и более интересные тайны нашего языка. Сегодня мы поговорим о некоторых из них. Это шарады, фразеологизмы, пословицы и поговорки.
1) Шарады-игры со словами.
- (переставить буквы, чтобы получилось слово) (слайд 5)
- (слова, зашифрованные цифровым кодом) (слайды 6,7)
-привести примеры (дети комментируют свои рисунки к фразеологизмам ,т.к. это было домашнее задание)
-фразеологизмы часто связаны с частями тела, как думаете, почему?
Например –клевать носом,
сидеть, сложа руки,
бежать, сломя голову,
одна нога здесь ,другая там.
-Попробуйте объяснить, что это значит.
-Приведите свои примеры.
-Составьте предложения с фразеологизмами и запишите в тетрадь.
5.Физминутка .
3) Пословицы и поговорки.
-чем отличаются пословицы от поговорок? Приведите примеры, объясните смысл.
6.Работа с учебником .
Прочитать пословицы , объяснить их смысл. Записать, комментируя орфограммы.
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Четырнадцатое февраля. Классная работа. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. [ и ]. Сверкнула молния, и грянул гром. [ ] , и [ ].
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Решаем проблему, открываем новые знания Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим : Отпусти ты, старче, меня в " " море!
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Самостоятельная работа Поставьте недостающие знаки препинания и составьте схему. 1 Мишка бежал рядом и кричал Жми на педаль! 2 Я услышал, как мама сказала кому – то в коридоре Тайное всегда становится явным. 3 Я не выдержал и спросил у контролёрши Скажите, пожалуйста, когда будет выступать девочка на шаре?
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Презентация и конспект урока по русскому языку на тему "Понятие о прямой речи". ( 4 класс)
Читайте также:
- Конспект урока сила ампера сила лоренца
- Природные ресурсы русской равнины и проблемы их рационального использования конспект
- Конспект занятия по рисованию на тему наурыз
- Конспект урока по английскому языку 5 класс my family
- Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука т в слогах и словах