Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука т в слогах и словах

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект индивидуального занятия

Цель : Закрепить умение произносить звук [Т] в слогах, словах и словосочетаниях.

Программные задачи:

-Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука [Т];

-упражнять в правильном произношении звука [Т] в слогах, словах и словосочетаниях;

-закрепить умение находить положение звука [Т] в слове;

-упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в согласовании местоимений с существительными; прилагательных с существительными.

-упражнять в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных;

-развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

-развивать фонематический слух;

-развивать память, внимание, мышление;

-воспитывать самоконтроль за речью, умение вслушиваться в речь логопеда.

Материал и оборудование : картинка с изображением паровоза; предметные картинки: такси, самолёт, петух, стул, самокат, тыква; улитка, таз, туча, тарелка, совок, тачка, хобот, котлета, робот, кофта, творог; массажный мячик, вертушка.

Предварительная деятельность с ребёнком: постановка звука [т]; автоматизация изолированного звука [т]; автоматизация звука [т] в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), автоматизация звука [т] в начале, в конце, середине слова.

Планируемый результат: соблюдает правильную артикуляцию звука [т]; формируются функции контроля за речью; определяет положение звука[т] в слове; образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласует местоимения с существительными; прилагательные с существительными; образует формы именительного падежа множественного числа существительных.

Ход занятия

1.Орг.момент

Логопед: Сегодня мы с тобой совершим путешествие. А на чём мы будем путешествовать, ты узнаешь, отгадав загадку.

Печь по рельсам быстро мчит

Громыхает и стучит.

За собою тащит воз,

То не печь, а ….(паровоз).

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие на паровозе. А зовут его Томас.

Выставляется картинка с изображением паровоза.

Логопед: А чтобы нам веселее было путешествовать, в пути мы будем играть в интересные игры.

-А какой звук будет помогать нам в путешествии? (Звук [Т])

-Почему ты так решил?( Потому что слово Томас начинается со звука [Т])

2.Артикуляционная гимнастика

3.Автоматизация изолированного звука [Т]

Логопед: Отправляемся в путешествие! Паровоз набирает ход: Т-Т-Т-Т-Т. ( Ребёнок проговаривает звук [Т])

(Обратить внимание ребенка на положение языка во время произнесения звука [Т].)

-Когда мы произносим звук [т], то в каком положении у нас губы? (Губы улыбаются)

-Зубки? (Между зубками дорожка)

-Где язычок? (За верхними зубками)

-Какой это звук гласный, или согласный?

Почему. (Это звук согласный, потому что он не тянется, не поётся)

-Звонкий или глухой? (Глухой)

-Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

4. Автоматизация звука [Т] в слогах.

Логопед: Паровоз сильнее набирает ход:

Та-та, то-ту, ту-ты, ты-та

Та-то-ту та-ту-ты ту-ты-та ты-та-то ( Ребёнок повторяет слоги, чётко проговаривая звук [Т])

5. Автоматизация звука [Т] в словах

Логопед: Прибыли на первую станцию. Здесь нас ждёт первое задание. Нужно назвать картинки, чётко проговаривая звук [т].

Ребёнок называет картинки: такси, самолёт, петух, стул, самокат, тыква.

Логопед: Назови картинки ещё раз и скажи, где в словах спрятался звук [т].

Ребёнок называет картинки и определяет положение звука [т] в слове.

6. Развитие мелкой моторики

Логопед: Поехали дальше. А пока мы едем до следующей станции, поиграем с массажным мячиком.

-Мячик-ёжик мы возьмём

Покатаем и потрём

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол

Ручкой ёжика прижмём

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

Ребёнок выполняет движения по тексту.

7. Ребёнок выполняет движения по тексту.

-Я назову тебе большой предмет, а ты маленький.

Перед ребёнком выкладываются картинки: улитка, стул, таз, петух.

8. Образование форм именительного падежа множественного числа существительных

-Я назову тебе один предмет, а ты много.

Перед ребёнком выкладываются предметные картинки: туча, тарелка, лопатка, тачка.

9. Развитие речевого дыхания.

Логопед: Поехали дальше. А чтобы нам было не скучно в пути, подуем на вертушки.

Ребёнок дует на вертушки.

10. Динамическая пауза

Логопед: Что-то засиделись мы с тобой в пути.

Пора нам и размяться.

-Вновь у нас физкультминутка,

Наклоняйся, ну-ка, ну-ка.

А теперь назад прогнись.

Поднимай-ка руки, плечи,

Чтоб работать было легче.

Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом.

11. Согласование местоимений с существительным.

Скажи, пожалуйста, кто такой жадина? Кого можно так назвать? ( Жадина, это тот, кто ничем ни с кем не делится. Говорит, что это всё его)

-Посмотри на картинки и скажи, что это твои предметы.

Перед ребёнком выкладываются по одной предметные картинки: тыква, карта, петух, хобот, котлета, тапки. ( Моя тыква, моя карта, мой петух, мой хобот, моя котлета, мои тапки)

12. Согласование прилагательных с существительным .\

Логопед: А сейчас пора нам возвращаться домой.

А пока мы возвращаемся, подбери к словам признакам предметы. Назови оба слова вместе.

Предметные картинки: тапки, кофта, робот, таз, творог.

(Новые тапки, вкусный творог, тёплая кофта, большой таз, железный робот)

13. Итог занятия

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие.

На чём мы путешествовали? (На паровозе-Томас)

Какой звук помогал тебе в путешествии? (Звук [Т])

А что было для тебя трудным? Ответ ребёнка

А за то, что ты сегодня старался, Томас дарит тебе наклейку со своим изображением.

Задачи: укреплять мышцы артикуляционного аппарата; закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох ртом); автоматизировать правильное произношение звука Т изолированно, в слогах, словах и коротких предложениях; развивать фонематический слух; формировать умение изменять слова по числам, падежам; формировать умение определять место в слове звука Т; развивать логическое мышление; развивать зрительное внимание.

Оборудование: презентация, мяч, барабан, микрофон.

Ход:

1. Слайд 5. Артикуляционная гимнастика (О. Петрова):

Улыбается щенок, зубки напоказ.

Я ведь тоже так могу, вот смотри сейчас.

Мои губы – трубочка, превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Испекли блинов немножко, остудили на окошке.

Щеткой кухню уберу, наведу там чистоту.

Вверх – вниз гну щетинки, не оставлю ни соринки.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго,

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

Барабанщик очень занят,

Носом вдох, а выдох ртом, дуем на кораблик.

Поплывет красавец наш маме за подарком.

Дятел стучит: Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т

Гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твёрдый или мягкий?

- среди других звуков: т, м, т, д, к, п, т, в, х, т, т… ;

- в слогах: та, па, ха, на, то, до, ко, ку, ту, ты…;

- в словах: Таня, Даня, Тоня, Толя, Коля, Поля, Тата, Наташа… .

Толя барабанит: ТА ТА-ТА ТА-ТА-ТА … (Логопед показывает, ребёнок повторяет)

Слайд 8,9. На каждый сказанный слог указательными пальцами ударяем по барабану (или столу) поочерёдно в ритме по образцу.

Слайд 10, 11. На каждый сказанный слог топаем ногой поочерёдно, оттопываем ритм.

Я начну произносить слово, а ты добавь слог ТА, когда поднесу к тебе микрофон, догадайся какое слово получится, назови и покажи предмет, который обозначает это слово: ха (та) - хата, ва (та) - … .

Повтори за мной как Эхо, когда я тебе передам мяч.

3 уровень сложности: Назови предметы и догадайся, какой из них лишний? Почему?

2 уровень сложности: Я назову предметы, а ты догадайся, какой из них лишний? Почему?

1 уровень сложности: Я назову 4 слова, а ты определи, где спрятался звук Т (в начале, в середине или в конце, тогда догадаешься, какое слово лишнее. Как ты догадался?

Я назову один предмет, а ты назови много (несколько) и покажи: хата – хаты, самолёт - … .

1 вариант (сопряжённо): Сначала я, потом мы вместе!

2 вариант (отражённо – более сложный): Сначала я, потом ты!

На каждый слог пальцы правой руки поочерёдно прикасаются подушечками с большим пальцем той же руки. Начинаем с указательного - до мизинца, затем обратно. Аналогично на левой руке, затем на обеих одновременно.

Слайд 18. Итог. Друг! У тебя отлично получается! Тебе понравилось со мной играть? Приходи в гости ещё, поиграем! До встречи!

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа Индивидуальная коррекционно-развивающая программа (с 15.09.14г. - 31.12.14г.) Фамилия имя ребенка Группа: подготовительная Логопедическое.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработ для автоматизации звука Т. Предназначен для развития речи учащихся.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

по развитию речи

Тема: Слухо-зрительное различение знакомого речевого материала и различение количества звучаний на слух

составлено на основе программы Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста

Коррекционно-обучающие:

- продолжать учить различать слухо-зрительно знакомый речевой материал;

- закреплять простейшие нормы орфоэпии;

- различать количество звучаний на слух (1-5);

- упражнять в счете до 5.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие;

- развивать устную речь ребенка;

- развивать слуховое внимание и память.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Словарь: привет, будем заниматься, тетя Катя, Виталя, барабан, стол, стул, кофта, штаны, куртка, цифры от 1 до 5, мы слушали, мы занимались, пока.

Методы и приемы: показ, поощрение, объяснение, практическое упражнение, вопросы, указание.

Оборудование: коробка-сюрприз, кукольная одежда (кофта, штаны, куртка), кукольная мебель (стол, стул), зеркало, бабочка из картона на веревочке, барабан, экран, таблички с надписями (привет, будем заниматься, тетя Катя, Виталя, барабан, стол, стул, кофта, штаны, куртка, цифры от 1 до 5, мы слушали, мы занимались, пока).

Ход занятия:

Слова и действия педагога

Слова и действия ребенка

I. Вводная часть:

- Привет! (Педагог произносит и дактилирует)

- Слушай (Показывает на ухо).

- У меня есть вот такая коробка-сюрприз с заданиями для тебя, давай выполним их вместе. (Педагог показывает коробку-сюрприз)

II. Основная часть:

- Сначала давай выполним гимнастику.

-Смотри в зеркало и выполняй (Педагог показывает жестом на зеркало и на лицо).

Артикуляционная гимнастика:

- А теперь подуй на бабочку (показывает).

- Сейчас слушай меня и повторяй.

- Та, то, ту, ат, ут, ит. (произносит).

Повторяет 3 раза.

- А теперь слушай (показывает на ухо).

Педагог произносит слоги за экраном.

- Та, то, ту, ат, ут, ит.

- Молодец! А теперь посмотрит, что у нас в коробке.

Педагог достает по очереди предметы: стол, стул, кофту, куртку, штаны.

- Что это? (спрашивает про каждый предмет)

Если ребенок не называет предмет педагог произносит название предмета, дактилирует и показывает карточку с названием предмета.

- А сейчас слушай, что я буду говорить.

Педагог произносит за экраном слова.

- Стол, стул, куртка, штаны, кофта.

Если ребенок не понимает на слух, то педагог убирает экран и ребенок читает с губ, если ребенок не прочитал с губ, то педагог дает табличку с названием предмета.

- А теперь будем слушать без аппаратов.

Снимает слуховые аппараты с ушей ребенка.

Педагог за экраном произносит слова.

- Стол, стул, кофта, куртка, штаны.

Если ребенок не понимает на слух, то педагог убирает экран и ребенок читает с губ, если ребенок не прочитал с губ, то педагог дает табличку с названием предмета.

-Давай отдохнем с тобой. Вставай со стульчика. (показывает жестами что нужно встать)

Одевает слуховые аппараты на уши ребенка.

Физ. минутка:

Ветер дует мне в лицо(машут руками на лицо),
Закачалось дерево (наклоны влево, вправо, руки вверху).
Ветерок всё тише, тише ( присаживаются),
Деревцо всё выше, выше (поднимаются на носочки).

- Молодец, садись на стульчик.

- Посмотри, что у меня еще есть. Что это?

- Вставай, будем с тобой стучать (показывает, что будут стучать).

Подводит ребенка к доске с цифрами.

- Помнишь цифры?(показывает на цифры от 1 до 5)

Если ребенок не может назвать цифры, то педагог произносит и дактилирует каждую цифру.

- А сейчас ты будешь слушать и показывать на цифры (показывает жестами на ухо и цифры).

Педагог поворачивает ребенка и стучит в барабан ( от 1 до 5 раз).

- А теперь давай снимем слуховые аппараты и без них послушаем.

Педагог поворачивает ребенка спиной и стучит в барабан (от 1 до 5 раз).

- Молодец! Теперь сам поиграй.

Педагог показывает цифру ребенку.

III. Заключительная часть:

-Мы хорошо позанимались (показывает жестом). Давай посмотрим, что еще есть в коробке (показывает коробку-сюрприз), достань что там?


3. Основная часть – Операционно – исполнительский этап – 15-17мин.

4. Оценочно – рефлексивный этап – 2-3мин.

Ход урока.

Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой учащихся на предстоящее занятие.

Организует деятельность детей. Создает психологически комфортную среду для взаимодействия. Мотивирует учащихся на продуктивную деятельность во время занятия.

Здравствуйте меня зовут Юлия Алексеевна.

− Какой сейчас у нас урок?

− Чему мы учимся на индивидуальных занятиях?

− А что помогает нам правильно и красиво говорить?

Сегодня на урок к нам пришел гость,а кто это, вы узнаете отгадав загадку.

Отворилась тихо дверь -

Автоматизация звука Т в слогах, словах и словосочетаниях (технологическая карта логопедического занятия)

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умысля мягкой лапкой.

- А зовут его Тоша. Сегодня он будет смотреть как вы занимаетесь на уроке.

Подготовительный этап.

1. Мимические упражнения.

Цель: подготовка учащихся к автоматизации звука [т].

Ребята а давайте Тоше покажем как мы можешь хорошо заниматься на уроке.

Я предлагаю выполнить мимические упражнения.

- Посмотрите на экран, давайте выполним, с помощью зеркала.

- Чему мы учились, выполняя это упражнение?

А теперь мы выполним упражнение для развития дыхания (Тучка с дождиком)

- Чему мы учились, выполняя задание?

2. Упражнения для дыхания.

- Ребята Тошин друг попал в беду. Он гулял по лесу и вышел к высокой горе,но что бы попасть домой ему нужно перебраться через гору.

Давайте же ему поможем! Будем учиться говорить громко и тихо.

3. Упражнения для развития силы голоса.

- Чему мы учились, выполняя это упражнение?

Кот вам говорит спасибо за то, что вы помогли его другу вернуться домой игру.

Читайте также: