Ручные работы 6 класс технология конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: коврик, ножницы, карандаш, линейка, скотч, скрепки, давилки, затупленное шило, мягкая жесть банок из-под прохладительных напитков, шариковая ручка с не пишущим стержнем, масло, наждачная бумага.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

  • предметные результаты – умение разметки; прямой угол; свойства металлов, получение тонколистового металла, резание листового металла, организация рабочего места.

Деятельностная цель: формирование навыков выполнения тиснения по тонколистовому металлу, фольге.

Цель урока

Выполнение декоративного изделия в технике ручного тиснения. Формирование УУД

Основное содержание темы, термины и понятия

Технологии обработки материалов. Резание. Пластичность. Ручное тиснение по фольге, рельефное изображение, виды фольги, инструменты для тиснения (штампик, накатка, давилки), рисунок, шаблон. Организация рабочего места. Технология выполнения ручного тиснения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Развитие познавательных
интересов.
Знакомство с терминами: резание, пластичность давление. Овладение
умениями
выполнения ручного тиснения. Умение организовать свою деятельность.
Находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь. Организовать рабочее место.

Предметные – расширят представление о художественной обработке металла. Будут иметь представление об основных технологиях обработки материалов (резание и пластическое формование). Узнают о материалах и инструментах для тиснения. Узнают о приемах выполнения ручного тиснения по фольге. Обогатят словарный запас новыми техническими словами. Овладеют приемами выполнения ручного тиснения по тонколистовому металлу.
Регулятивные - определят последовательности операций с учетом конечного результата; составят план и последовательности действий при выполнении практической работы;
Познавательные - выберут способы решения задач по выполнению практической работы.
Коммуникативные - умеют вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Личностные – получат навыки самооценки.
Развитие навыков трудолюбия и ответственности за результат своей деятельности.
Развитие навыков эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
Познакомятся с навыками творческой деятельности эстетического характера.
Познакомятся с профессией мастера декоративно-прикладного искусства.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Групповая: рассматривание изделий, выполненных в технике тиснения по фольге.
Фронтальная: рассуждение, постановка задач, наблюдение за действиями при показе приемов работы.
Индивидуальная: выполнение практической работы. Оценивание выполненной работы.

Тиснение по фольге

Ручное тиснение по фольге (металлопластика) — один из древнейших способов художественной обработки металла. Мягкость и пластичность фольги даёт возможность сравнительно быстро с помощью простых инструментов — давилок — получить рельефное изображение.

Для выполнения тиснения по фольге прежде всего изготовляют рабочую доску. Размеры доски зависят от размеров художественных изделий, которые вы собираетесь делать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сукно, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Для тиснения по фольге используют различные инструменты. Контурные линии проводят шилом, кончик которого закругляют и полируют. Хорошо отполированная рабочая часть шила должна оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для проведения штриховых линий можно использовать шариковую авторучку со стержнем без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготовляют из твёрдой древесины дуба, бука, яблони, клёна. Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части инструмента натирают парафином или воском, чтобы они легко скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стержням приварить шарики от подшипников.

Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звёздочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а затем опиливают её по контуру напильником и надфилями.

Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и вращающегося колёсика (гладкого или зубчатого).

Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из любого металла. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают. Можно использовать мягкую жесть банок из-под прохладительных напитков.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем его накладывают на фольгу, а фольгу помещают на сукно рабочей доски. Обведённые шариковой ручкой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обрабатывают крупные элементы рисунка, затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фольге, постепенно увеличивая нажим. Чтобы с лицевой стороны получались выпуклые участки, выдавливание производят с изнанки фольги, чтобы получались углублённые участки — с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек.

Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его укрепляют — заливают с обратной стороны специальной смесью. Для приготовления смеси разводят в воде строительный гипс — алебастр, доводя смесь до густоты сметаны. В смесь добавляют немного клея ПВА, чтобы застывший гипс не был очень хрупким.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Прил. 1Сценка.docx

Автор: Как-то подглядывал чертенок, за работой портного и показалось чертенку, что тот уже очень долго возится со своим шитьем. Слишком часто в иголку нитку вставляет. Пока оторвет нитку, пока в иголку вставит, а время уходит.

Чертенок: - Казалось бы, опытный специалист в своём деле!- запальчиво крикнул он,- а не соображаешь взять длинную нитку.

-Возьми метра три и шей себе всю рубашку от начала до конца одной ниткой. Время сэкономишь, и узлов этих дурацких не будет!"

Портной: - Я предпочитаю работать, так как мне удобно.

Чертенок: - А я бы попроворней управился с шитьем. Подумал и окликнул портного: - Эй, портной, давай поспорим, что я быстрее сделаю твою работу.

Портной: удивился словам чертенка, задумался на минутку – А давай поспорим!

Автор: Чертенок не будь простаком, отмотал длинную нитку, с версту, вдел в иголку и стал шить. Проткнет ткань иглой и бежит в другой конец избы, нитку за собой тянет, потом обратно бежит к столу, а сам путается в нитке, ругается. А портной сидит себе да шьет. Чертенок и одной строчки никак не закончит, а у портного вся работа уже готова. Проиграл, проспорил самоуверенный чертенок.

Выбранный для просмотра документ прил. 2.docx

Технология выполнения операции.

1. Не снимая выкройки с ткани, прокладываем через

2. два слоя ткани и выкройку прямые копировальные

3. стежки длиной 7-10мм ниткой контрастного цвета в два сложения.

4. По контуру выкройки оставлять петли высотой около 20мм.

5. Снимаем выкройку, разъединяем детали кроя и растягиваем нитки.

6. Разрезаем нитки- перемычки посередине между слоями ткани.

Технология выполнения операции.

1. Приложите лицевую сторону мелкой детали к лицевой стороне крупной детали, совмещая срезы.

2. Приколоть детали булавками, располагая их поперёк среза.

3. Проложить ручные прямые стежки длиной 7-10мм, расстояние от среза 1см. В конце строчки сделать закрепку.

Вымётывание.

Технология выполнения операции.

А. При этом выправленный шов может располагаться точно на сгибе.

Б. Одна из деталей может образовать кант – выступающий край шириной 1-3мм.

Выбранный для просмотра документ Ручные работы 6 класс.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Пословицы
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Дело мастера боится.

Умелые руки не знают скуки.

способы переноса
линий выкроек
Резцом-колёсиком
Прямыми стежками
Булавками

Инструменты и приспособления для ручных работ

Стежок
Расстояние между двумя проколами иглы?
Строчка
Несколько стежков проложенных друг за другом?
Шов
Соединение двух или нескольких слоёв материала строчкой?

Найдите рисунок с правильно обозначенной длинной стежка?

Чем смётывание отличается от замётывания?
Смётывание (сметать) временное соединение двух деталей примерно равных по величине
Замётывание (заметать) временное закрепление подогнутого края

Обмётывание – предохранение срезов от осыпания
Ручные косые стежки
Ручные петельные стежки

Копировальные стежки
Силки, предназначенные для точного перевода линий, контуров деталей и контрольных меток на другой слой ткани, на симметричную, парную деталь. А также для того, чтобы сохранить эти линии продолжительное время. Силки прокладываются так же, как и смёточные стежки, но нитки не затягиваются, а прокладываются с образованием петли.

Примётывание
Временное ниточное соединение мелких деталей с крупными, например: подкройной обтачки к горловине, манжеты к рукава, клапана к намёточной лини кармана.

Вымётывание
Временное ниточное закрепление предварительно стачанных на машинке и вывернутых краёв деталей для сохранения приданной формы. Например: вымётывание обтачки горловины, воротника, клапана кармана.
Стачать на машинке
Вывернуть
Выметать

Требования безопасности труда при выполнении ручных работ
Иглы и булавки хранить в игольнице.
Сосчитайте иголки и булавки, их количество в начале работы должно совпадать с количеством в конце работы.
Сломанную иглу не бросать. А класть в специальную коробочку.
Класть ножницы справа, сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
Передавать ножницы только сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Требования к выполнению ручных работ

Цвет ниток для работы должен быть контрастный цвету ткани

Копировальные строчки проложены ниткой в два сложения

Приметочные и сметочные строчки – ниткой в одно сложение

Ручные закрепки в заданиях 2 и3 выполнены в начале и в конце строчки

Домашнее задание
1.Изучить материал п.19, ответить на вопросы параграфа стр.113.
2. Принести на следующий урок лоскут любой ткани размером 20Х30 (формат А4)
3. Закончить ПР (для тех кто не успел во время урока).

Выбранный для просмотра документ Самоанализ урока технологии в 6 классе.docx

Самоанализ урока технологии в 6 классе

учителя технологии Говоруха Ольги Владимировны

1. Повторить терминологию и технологию выполнения ручных работ.

2. Развивать навыки рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдения правил безопасного труда.

3. Отработать технологию выполнения копировальных стежков.

4. Развивать самостоятельную активность;

5. Способствовать приобретению навыков самооценки, рефлексии.

6. Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уважение к труду людей.

Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока

Предметные результаты:

- знать о требованиях к выполнению ручных работ, технологию и терминологию выполнения ручных швов,

- уметь переносить линии выкройки при помощи копировальных строчек,

- соблюдать технику безопасности при выполнении ручных работ.

Личностные результаты:

- формирование готовности к самостоятельным действиям, уважения к труду людей и своему труду, владения основами самоконтроля и самооценки с позиции профессионального самоопределения.

Метапредметные результаты:

- познавательные УУД – проведение обобщения и анализа; извлечение необходимой информации, умение перерабатывать и применять полученную информацию о ручных работах на практике, умение делать выводы, соблюдение технологии, норм безопасности.

- регулятивные УУД – целеполагание, осуществление пооперационного и итогового контроля деятельности, рефлексия, оценка и самооценка.

- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать речь других, умение формулировать собственное мнение и позицию, вести познавательный диалог по теме урока, слушать одноклассников, учителя, воспринимать мнение других,

Тип урока : комбинированный.

Дидактические средства обучения : учебник технологии (п.19), ПК, проектор, материалы ЭОР; инструменты и приспособления для ручных работ, детали кроя для изготовления образцов с приколотыми к ним выкройками (выкроенными на прошлом уроке).

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с инструкционными картами и учебником.

Цель урока: Формирование универсальных учебных действий в условиях решения практических задач.

Повторить терминологию и технологию выполнения ручных работ.

Развивать навыки рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдения правил безопасного труда.

Отработать технологию выполнения копировальных стежков.

Развивать самостоятельную активность;

Способствовать приобретению навыков самооценки, рефлексии.

Воспитывать аккуратность, целеустремленность, уважение к труду людей.

Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока

- знать о требованиях к выполнению ручных работ, технологию и терминологию выполнения ручных швов,

- уметь переносить линии выкройки при помощи копировальных строчек,

- соблюдать технику безопасности при выполнении ручных работ.

- формирование готовности к самостоятельным действиям, уважения к труду людей и своему труду, владения основами самоконтроля и самооценки с позиции профессионального самоопределения.

- познавательные УУД – проведение обобщения и анализа; извлечение необходимой информации, умение перерабатывать и применять полученную информацию о ручных работах на практике, умение делать выводы, соблюдение технологии, норм безопасности.

- регулятивные УУД – целеполагание, осуществление пооперационного и итогового контроля деятельности, рефлексия, оценка и самооценка.

- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать речь других, умение формулировать собственное мнение и позицию, вести познавательный диалог по теме урока, слушать одноклассников, учителя, воспринимать мнение других, работать в группе.

Тип урока: урок развития практических (технологических) умений (по М.И. Махмутову и В.С. Ледневу).

Межпредметные связи: технология 5 класс.


Характеристика этапов урока

Название этапа,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствует учащихся:
Отмечает явку, проверяет готовность к уроку.
Организует работу учащихся с положительным эмоциональным настроем, создает комфортную обстановку.
Мотивирует на активную деятельность.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний

Учитель: из этого разнообразия ручных работ необходимо определить, чем конкретно мы сегодня будем заниматься. Приглашает трех учащихся к доске сгруппировать термины (слова) в соответствии с заданиями, которые записаны в карточках, - этапы изготовления одежды, способы переноса линий выкройки и определения стежка, строчки, что из себя представляет копировальная строчка. (см. приложение 2).

Отвечают на вопрос учителя:

О ручных работах.

Сметывание, заметывание, наметывание, приметывание, пришивание, копировальные стежки (строчка), выметывание, обметывание.

По заданиям в карточках группируют термины. Затем проверяют, как выполнено задания у одноклассниц. В случае согласия размещают на доску зеленый смайлик, в случае несогласия красный и обосновывают свое несогласие.

Целеполагание

Учитель: посмотрите внимательно на наши группы терминов и определите, какая задача поставлена перед вами на этом уроке.

Корректирует ответы учащихся, подводит к формулировке темы, цели и задач.

В качестве наводящих вопросов могут быть:

1.К какому этапу в изготовлении швейного изделия мы уже подошли? (к переносу линий выкройки)

2. какой вид ручных работ мы применяли в 5 классе для переноса линий выкройки?

Перенос линий выкройки при помощи копировальной строчки

Составление алгоритма выполняемой работы

Назовите, какие инструменты и приспособления для выполнения этой ручной работы мы будем использовать.

Как организуем рабочее место для выполнения ручных швейных работ?

Каковы правила безопасного труда? (беседа)

Слайд 2 (см.Приложение3).Демонстрирует образец копировальных стежков.

Учитель: обращает внимание на то, что этот приём — самый трудоёмкий и его применяют для тонких тканей, которые легко повредить копировальным колесиком и булавками; предупреждает, что при выполнении копирования линий прямыми стежками нитку не нужно закреплять на ткани ни в начале строчки, ни в конце, для того чтобы в дальнейшем её можно было быстро удалить.
Сейчас вы приступите к выполнению практической работы. Вы продолжаете набирать баллы для получения более высокого разряда по профессии портной индивидуальной мастерской (ателье). Сегодня по окончании вы самостоятельно оцените свои работы, присвоите ей (работе) разряд, и этот разряд будет соответствовать оценке.

Иголки ручные, ножницы, нитки.

Иглы должны находиться в игольнице, ножницы с сомкнутыми лезвиями, нитки не запутаны, свет падает слева спереди.

Ножницы передаем сомкнутыми лезвиями к себе. Нитки отрезаем ножницами. Волосы собраны в хвост или под косынку.

Организация практической работы.

Физкультминутка

Направляет и контролирует действия учеников, по ходу работы отдавая необходимые распоряжения

Выполняют практическую работу.

Анализ и самоанализ результатов работы

Контроль выполнения копировальных строчек

Рефлексия деятельности (итог урока)

Проведение:
Учитель: мы хорошо поработали. Теперь отметим нашу работу в ресторане. Я приготовила продукты, а вы, пожалуйста, наполните эту кастрюлю продуктами из корзины, так:

- если вы усвоили весь материал, то положите 5 продуктов,

- если вы считаете, что-то необходимо повторить еще, то положите 3 продукта,

- если для вас информации было слишком много, то положите 1 продукт.

Все это необходимо делать с комментарием.

По наполненности кастрюли можно сказать об отношении к нему уч-ся.

Оценивают содержание урока, дают комментарии по итогам своей работы (выполнили или не выполнили поставленные задачи)

Используемая литература.

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015.

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: методическое пособие/ Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016.

А Гин. Приемы педагогической техники: Свобода выбор. Открытость. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 13-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2013 .

Сайт учителя технологии лицея № 48 г. Калуги Ларьковой Галины Владимировны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии в 6 классе. Митченков Ю.А.

Тема. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение.

Правила безопасного труда.

Практическая работа. Изготовление шила.

Обучающие цели: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов:

ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение, основные технологические операции обработки проволоки, приёмы безопасного труда при использовании ручного слесарного инструмента. Формирование умения реализации новых способов действий при выполнении практической работы – изготовления ручного инструмента - шила. Развитие мотивации безопасных приёмов труда.

Развивающие цели: прививать навыки культуры труда, развивать координацию рук.

Воспитательные цели: воспитывать организованность, технологическую грамотность и дисциплину, аккуратность, точность в работе, положительную мотивацию к предмету.

Методы обучения: демонстрация учителем приёмов работы при использовании ручного слесарного инструмента, практическая работа.

Наглядные пособия: Инструкция по технике безопасности при выполнении слесарных работ, КТ презентация.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения: определение длины заготовки, правка, линейная разметка, резание, гибка. Правила безопасного труда.

Учащиеся могут приобрести умения и навыки по изготовлению детали из проволоки по чертежу: определение длины заготовки; правка проволоки; разметка заготовок; резание проволоки кусачками; гибка проволоки с использованием плоскогубцев, круглогубцев. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасного труда

Инструменты и оборудование.

Ручные инструменты: тиски, круглогубцы, ножовка по металлу, стальная проволока диаметром 4- 5 мм.

Объект работы: изделие, изготовленное столярными режущими инструментами

I. Организационный момент.

1.Приветствие учителя, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Наличие рабочей формы.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Я вам предлагаю отгадать несколько загадок об орудиях труда и инструментах. Вы правильно отгадываете – я показываю вам названный инструмент. Согласны?

- Все пробует на зуб: и сосну, и клен, и дуб (пила).

- На зеркальном, на катке, на единственном коньке, он проехался разок – и распался весь каток (стеклорез).

- Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала. Но не съела ни куска – знать, невкусная доска (пила).

- Бьют Ермилку по затылку. Ну а он не плачет, только носик прячет (гвоздь и молоток).

- У них тяжелый труд – все время что-то жмут (тиски).

- Сам худ – голова с пуд (молоток).

- Много делать мы умеем: стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети, - можем больно наказать (ножницы).

- У конька-горбунка деревянные бока. У него из-под копыт стружка белая бежит (рубанок).

- Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз (отвертка и шуруп).

- Я любопытный инструмент, узнаю все в один момент. Везде сую свой нос витой. Проткну дыру в стене, чтобы узнать, а что на той, обратной стороне? (Сверло).

- Вострушка-вертушка уперлась в винт ногой – потерял болтун покой (отвертка).

- Тяжело, конечно, было, но пилила и пилила. И старалась, как могла. Распилила и легла.

- Что за слово, угадай. Части в нем — загадки. Первая—нота, вторая-игра. Целое встретится у столяра (долото).

Молодцы, вы хорошо знаете инструменты и их назначение.

Сегодня вы получите возможность изготовить инструмент, о котором я загадку пока не загадала. Я предлагаю угадать его название по подсказкам.

.Этот инструмент использовали для сшивания грубых тканей.

Этот инструмент представляет собой металлическую иглу, снабженную ручкой.

Ручка обычно бывает деревянная, хотя не всегда.

Этому инструменту часто находили применение в столярных и плотницких работах, но наибольшим спросом он до сих пор пользуется у сапожников и швей.

Так что же это за инструмент? Шило. Вот и загадка.

Где упрется хвостом, станет дырка потом. Сегодня на уроке вы сможете не только узнать много нового об этом инструменте, но и своими руками его изготовить.

Итак, пишем тему урока. Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение. Правила безопасного труда.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с ручными инструментами и приспособлениями для обработки проволоки, их назначением и приемами работы. На уроке вы получите возможность изготовить из проволоки шило.

IV. Изложение нового материала.

Это инструмент, без которого многие виды работ невозможно было выполнить. Он был незаменим в старину при пошиве верхней одежды, обуви, с его помощью шили сбрую для лошадей. И в наше время народы Севера шьют одежду и обувь из оленьей шкуры, используя шило как вспомогательный инструмент. И у мастера по ремонту обуви он незаменим и по сей день.

При некоторых сантехнических работах без шила не обойтись. Для головок кранов заводы вы­пускают прокладки из паранита. Именно к таким прокладкам относится четверостишие: «Прокладка сносилась и стала, как камень. Ее не заменишь одними руками.

Твердо запомни! В этот момент — шило единственный твой инструмент.

Шило – колющий инструмент, предназначенный для проделывания отверстий в таких материалах, как картон, бумага, кожа. (Демонстрация перечисленных материалов).

Но вот что удивительно, шило часто бывает востребованным, а в списке домашних инструментов шило часто отсутствует. Сегодня я предлагаю вам найти решение этой проблемы: нет шила, значит, надо его сделать.

Шило чаще всего представляет собой металлическую иглу, снабженную ручкой.

Из чего можно сделать шило? Если вы думаете, что только из специальной проволоки, то я попробую сейчас продемонстрировать, что шило можно сделать из многих при­шедших в негодность изделий из проволо­ки.

Например, из дверной пружины получится шило с уже готовой рукояткой. Такое шило долговечно, так как пружины сделаны из высокоуглеродистых сталей.

Из крупной иглы для сшивания мешковины можно сделать шило, близкое по внешнему виду к покупному.

Также можно изготовить шило из гвоздя, спицы или обрезка проволоки. В зависимости от диаметра отверстия, которое надо сделать, подбирают и материал для шила, или затачивают кончик шила более остро.

Организация рабочих мест.

Для выполнения работ подготовьте рабочее место.

На рабочем месте должен находиться только тот инструмент и материалы, которые необходимы для производственного процесса.

Перед началом работы проверьте инструменты и расположите в необходимом и удобном для работы порядке. Все предметы, которые берутся во время работы левой рукой, размещаются слева, а правой - справа.

Часто используемые инструменты размещаются ближе к работающему, а редко используемые - дальше, но не более чем на расстояние вытянутой руки.

Каждый предмет должен иметь своё постоянное место, инструменты нельзя класть друг на друга или на металлические предметы.

По окончании работы рабочее место должно быть тщательно убрано, инструменты и приспособления очищены, проверены и положены на отведённое для них место.

Обработанные изделия и заготовки должны быть убраны на свои места. Изготовленное изделие остается в кабинете.

V. Практическая работа. Изготовление шила.

Вводный инструктаж учителя:

— разъяснение задач практической работы;

— ознакомление с объектом труда (образцом);

— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание.

Ручные инструменты и приспособления для обработки проволоки, их назначение.

Для изготовления шила понадобятся: тиски, ножовка по металлу, напильник, круглогубцы или пассатижи.

Инструктаж по технике безопасности.

Изготовить нужную вещь своими руками - здорово, однако для этого вам нужно пользоваться острыми, режущими, просто тяжелыми предметами, а значит, всегда сохраняется опасность пораниться, получить травму. Поэтому необходимо:

1. Правильно организовать рабочее место (учащиеся выбирают необходимые для работы инструменты, правильно располагают их).

2. Нужно хорошо знать, и обязательно их выполнять правила по технике безопасности.

( Запрещается допускать учащихся к практическим работам без предварительного инструктажа по правилам техники безопасности).

Каждый учащийся обязан выполнять установленные в учебном кабинете правила техники безопасности и руководствоваться существующими инструкциями). Инструкция №

  1. Разрешается работать только исправным и остро заточенным режущим инструментом
  2. Распиливаемый материал (металл) должен быть прочно закреплён в тисках.
  3. Направлять все движения режущего инструмента надо от себя, иначе лезвие может соскользнуть и повредить пальцы.
  4. При работе ножовкой по металлу не допускается ставить палец или руку для направления пилы.
  5. Заканчивать пропил следует осторожно, ослабевая нажим на пилу, чтобы обрезанная часть заготовки не упала на ногу
  6. Не оставлять пилу в пропиле, если работа временно прекра­щена.
  7. Оставлять напильник или ножовку по металлу на краю крышки верстака нельзя, так как при внезапном падении инструмента можно получить травму
  8. Если вы упустили режущий инструмент, то не старайтесь поймать его на лету.

Это лишь некоторые рекомендации, которые помогут выполнить работу без травм.

Режущий инструмент должен быть острым и настроенным. Тупым инструментом гораздо легче пораниться, чем острым, так как к нему приходится прикладывать большие усилия, и он может соскользнуть. Самым опасным из всех ручных инструментов является пила.

Изучение приемов безопасного труда при использовании ручного столярного инструмента.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Организация рабочего места.
  2. Основные технологические операции обработки проволоки и особенности их выполнения:

Учитель показывает приемы работы круглогубцами для оформления верхней части шила

- Закрепление заготовки в тисках.

- Определение длины заготовки. Разметка заготовки.

- Резание проволоки кусачками или ножовкой по металлу.

- Обтачивание нижней части шила напильником (до конусообразной острой формы)

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Работа проводится фронтально под контролем учителя. Каждая технологическая операция комментируется. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасного труда.

Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

VI. Заключительная часть. Подведение итогов урока учителем.

— объективная оценка результатов кол­лективного и индивидуального труда уча­щихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;

— задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

Шило очень острое. Эту его особенность народ отразил в пословицах, поговорках.

Солдат шилом бреется, дымом греется.

Шила в мешке не утаишь.
Правду, что шило в мешке, - не утаишь.
Именно поэтому с шилом надо обращаться осторожно. Изготовленный инструмент вы оставляете в кабинете.

Рефлексия. У вас на столах лежат карточки двух цветов: желтого и красного. Я предлагаю поднять карточку красного цвета, если у вас были затруднения.

Если не было затруднений, урок понравился, поднимите карточку желтого цвета.

Какое настроение у вас сейчас? Выберите соответствующий смайлик. Спасибо за работу. Молодцы!

Читайте также: