Великолепный конспект для обучения профессии проводник пассажирских вагонов железная сеть

Обновлено: 07.07.2024

1.2. На работу проводником пассажирского вагона (далее — проводник) принимаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие подготовку в специализированных учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров в поездах по установленной программе.

Лица, принимаемые на работу проводником, проходят в установленном МПС России порядке медицинскую комиссию для определения пригодности к данной работе.

Периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму проводники проходят не реже одного раза в два года с отметкой в личной медицинской книжке проводника.

1.4. Проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, бытовых холодильников и водоохладителей, установок принудительной вентиляции и кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников и других устройств пассажирских вагонов, а также обеспечивать сохранность внутреннего оборудования и инвентаря.

1.5. Проводник при исполнении своих рабочих обязанностей должен руководствоваться требованиями:

Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации";

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ);

Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;

Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;

Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте;

5. ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПО ПРИБЫТИИ ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА В ПУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ
5.1. По прибытии пассажирского поезда в пункт формирования проводник обязан:
осмотреть пассажирское помещение вагона; при обнаружении забытых вещей сдать их по акту в камеру забытых вещей;
сдать нереализованные продукты чайной торговли;
сдать деньги за реализацию платных услуг;
сдать чистое и использованное белье;
сдать съемное оборудование и инвентарь сменной бригаде или в кладовую, если пассажирский вагон отставляется в резерв;
передать пассажирский вагон сменной бригаде или же дежурному проводнику в парке отстоя вагонов с отметкой об этом в маршрутном листе;
сдать в резерв проводников маршрутный лист, акты, составленные в пути следования;
сделать запись в Журнале приемки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8);
расписаться за время очередного выхода на работу.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ХВОСТОВОГО ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
6.1. Проводниками хвостового пассажирского вагона назначаются проводники со стажем работы не менее одного года после сдачи соответствующего экзамена и получения удостоверения на право выполнения обязанности проводника хвостового вагона.
6.2. Проводник хвостового вагона должен получить после приемки пассажирского вагона сумку главного кондуктора.
6.3. На проводника хвостового пассажирского вагона возлагаются дополнительные обязанности:
принимая пассажирский вагон, проверить наличие, исправность, чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие в них электроламп, а в пути следования контролировать их работу;
на участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник хвостового пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к подаче сигналов для его остановки;
при отправлении пассажирского поезда с железнодорожной станции проводник хвостового вагона должен показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы): днем — свернутый желтый флаг, ночью — ручной фонарь с прозрачно-белым огнем;
при вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда ограждение производится проводником хвостового вагона по указанию машиниста локомотива;
если миновала надобность в ограждении поезда, по сигналу машиниста локомотива (один длинный свисток) проводник, ограждающий хвост пассажирского поезда, обязан снять ранее установленное ограждение;
при изменении направления движения пассажирского поезда, при отцепке и прицепке пассажирских вагонов в пути следования проводник хвостового пассажирского вагона должен проверять наличие, исправность и чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, а в пути следования контролировать их работу;
в случаях, предусмотренных ПТЭ, проводник хвостового пассажирского вагона принимает участие в сокращенном опробовании автотормозов в соответствии с установленным порядком;
во время проследования железнодорожной станции, где не предусмотрена по графику остановка пассажирского поезда, проводник хвостового пассажирского вагона должен следить за проходом поезда и в случае сигнала остановки поезда дежурным по железнодорожной станции, стрелочником, сигналистом или другими лицами немедленно остановить поезд стоп-краном.
6.4. Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, поставлен служебно-технический, почтовый, багажногрузовой или другого типа железнодорожный вагон, не предназначенный для перевозки пассажиров, дополнительные обязанности проводника хвостового пассажирского вагона сохраняются за проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
9.1. Проводник пассажирского вагона несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящей Инструкции в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Типовая инструкция проводнику пассажирского вагона, утвержденная МПС СССР 02.10.89 № ЦЛ/4723, на территории Российской Федерации не применяется.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Познакомить обучающихся с профессиональной деятельностью проводника на железнодорожном транспорте .

Каждый человек на земле должен трудиться, так как без труда нельзя прожить.

Труд был, есть и будет основой жизни на земле.

Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии.

Каждый из вас еще учась в школе задумывается о своей будущей профессии.

Сегодня мы познакомимся с профессией проводник на железнодорожном транспорте

Все о профессии проводник

Проводник поезда (пассажирских вагонов) — профессия для тех, кто любит путешествия и новизну ярких впечатлений.

Постоянная смена пейзажей за окном, калейдоскоп новых лиц, общение с самыми разными людьми — такова внешняя сторона работы проводника, которую называют романтикой большой дороги.

А внутренний смысл работы проводника — обеспечить максимальный комфорт пассажирам вагона.

Кроме того, проводник работает с техническим оборудованием вагона: водоснабжением, отоплением, электроснабжением, вентиляцией, а также поддерживает санитарную чистоту в вагоне.

Особенности профессии

Работа проводника осуществляется не только в пути, а начинается за несколько часов до отправления поезда:

-участие в планерке и инструктаже;

-получение постельного белья, моющих средств, чая, сахара, кофе;

В пути следования проводник:

-размещает пассажиров согласно билетам;

-контролирует и обеспечивает исправную работу освещения, отопления, вентиляции, электрооборудования;

-обеспечивает пассажиров постельным бельём, чаем;

-оповещает пассажиров о прибытии поезда на станции и времени стоянки;

-оказывает в случае необходимости первую медицинскую помощь;

-выполняет влажную и сухую уборку вагона по специальному графику;

-в международных поездах оформляет дорожную ведомость и таможенную декларацию;

-при работе в последнем вагоне контролирует состояние хвостовых сигнальных фонарей.

Плюсы и минусы профессии

Постоянная востребованность профессии

Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок

Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье

Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.

Разъездной характер работы

Высокий уровень травматизма на железной дороге

Переизбыток общения с разными типами людей

Высокая ответственность за людей+материальная ответственность

Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику

Нехватка времени на отдых

Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава

Место работы

Важные качества

-ответственность, пунктуальность и организованность

-умение работать в команде, коммуникабельность

-быстрая и точная реакция

-умение работать самостоятельно при минимальном контроле

-способность принимать взвешенные и ответственные решения

-аккуратность в работе в документацией

-умение анализировать и систематизировать информацию

-умение находить нестандартные решения в цейтноте

-крепкое физическое здоровье

Буква с которой начинается подчеркнута.

ИООВДКН П Р – (проводник) ИТЕ Б Л-(билет)

РО К ТОЛНЕР-(контролер) С П АРИЖСА- (пассажир) КЫЛ У БА- (улыбка)

c:\users\преподаватель\desktop\33455.jpg

2011



Проводник пассажирского вагона

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 7

1. Путь и путевое хозяйство 7

3. Устройство СЦБ на перегонах 8

2. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 9

1. Что устанавливают Правила технической эксплуатации 9

2. Основные общие обязанности работников 9

3. Основные требования к сооружениям и устройствам 9

4. Расстояние между осями путей 10

5. Расположение груза 10

6. Земляное полотно 10

7. Ширина железнодорожной колеи 10

8. Путевые сигнальные знаки 11

9. Основные требования к сооружениям и устройствам станции 11

10. Расположение платформ 11

12. Линия связи и СЦБ 12

13. Основные требования к тормозному оборудованию 13

14. Расположение автосцепки 13

15. График движения поездов 13

16. Раздельные пункты 14

17. Маневровые работы 14

18. Опробование тормозов 14

3. ИНСТРУКЦИЯ ПО СИГНАЛИЗАЦИИ 16

1. Видимые сигналы 16

2. Звуковые сигналы 16

4. Сигналы ограждения 18

4.1. Постоянные диски уменьшения скорости 18

4.2. Переносные сигналы 18

5. Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне 18

6. Ограждение поезда при наличии препятствия на смежном пути 19

7. Ручные сигналы 19

8. Сигналы, применяемые при маневровой работе 20

9. Ограждение хвоста поезда 21

10. Звуковые сигналы 21
4. САНТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВАГОНОВ 22

1. Техническое обслуживание и ремонт вагонов 22

2. Надписи на пассажирских вагонах 22

3. Устройство пассажирских вагонов 23

4. Уход за внутренним оборудованием вагона 23

5. Основные части пассажирских вагонов 24

6. Колесная пара 24

7. Действия проводника при заклинивании колесной пары 25

8. Буксовый узел 26

9. Рессорное подвешивание 27

10. Тележка пассажирского вагона 27

11. Наблюдение за ходовыми частями в пути следования 28

12. Рамы вагонов 29

13. Автосцепка 29

14. Кузов пассажирского вагона 29

15. Упругие переходные площадки 30

16. Действия проводника при срабатывании СКНБ 30

17. Действия проводника при срабатывании СКНБП 30

18. Автоматические тормоза 31

19. Действия при сокращенном опробовании тормозов 32

20. Действия проводника при саморасцепе 32

21. Кипятильник непрерывного действия 33

22. Водоохладитель 34

23. Система водоснабжения 34

24. Комбинированная система отопления 35

25. Эксплуатация отопления 37

26. Система вентиляции 37

27. Действия проводника при сходе вагона с рельсов 39

5. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ВАГОНА 40

1. Основные узлы и детали электрооборудования вагона 40

2. Источники тока пассажирских вагонов 40

3. Контроль за работой генератора в пути следования 41

4. Назначение аккумуляторной батареи 41

5. Щелочные аккумуляторы. Назначение, устройство, работа 42

6. Уход за аккумуляторными батареями в пути следования 42

7. Для чего служит РНГ 42

8. Виды сигнализации 43

9. СКНБ. Назначение, устройство 43

10. Действия проводника при утечке тока одного из полюсов 43

11. Обслуживание вагонов с отоплением 3000 В 44

12. Назначение электропреобразователей 45

13. Вольтметр. Назначение, предельные показания 45

6. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ 46

1. График движения поездов 46

2. Виды перевозок 46

3. Категории поездов 46

4. Номера пассажирских вагонов 47

5. Предрейсовая подготовка пассажирских вагонов 48

6. Заправка вагонов водой 48

7. Обеспечение вагонов топливом 49

8. Приемка и сдача вагонов 49

9. Сдача вагона 50

10. Безопасность пассажиров при посадке и высадке 51

12. Подлинность проездных документов 52

13. Воинские билеты 53

14. Групповой билет 53

15. Проезд железнодорожников 54

16. Маршрутные листы 55

17. Бесплатный и льготный проезд 56

18. Отказ в перевозке 57

19. Сроки годности проездного документа 57

20. Остановка в пути следования 58

21. Условия проезда детей 59

22. Страхование пассажиров 59

23. Изменение условий проезда 60

24. Пассажир отстал от поезда 60

25. Пассажир опоздал на поезд 60

26. Пассажир оставляет проездной документ у провожающего 61

27. Разрешение споров 61

28. Перевозка ручной клади 62

29. Правила перевозок животных 62

30. Правила перевозки бытовой техники 63

31. Контроль перевозок 63

32. Документы, дающие право на проведение проверок 64

33. Штрафы, взимаемые с пассажиров 65

ВАГОНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ПАССАЖИРСКОЙ ДИРЕКЦИИ 67

1. Область применения 67

2. Термины и определения 67

3. Общие требования к проводнику 68

4. Требования к готовности вагона для посадки пассажиров 68

5. Требования к обслуживанию при посадке пассажиров в вагон 69

6. Требования к обслуживаю пассажиров в пути следования 71

7. Требования к обслуживаю прибывающих пассажиров 75

8. Работа с нестандартными просьбами, конфликтами 76

8. ОХРАНА ТРУДА 79

1. Обязанности работодателя 79

2. Виды инструктажей 80

3. Расследование несчастных случаев на производстве 81

9. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 83

1. Общие требования безопасности 83

2. Требования безопасности перед началом работы 89

3. Требования безопасности во время работы 91

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях 97

5. Требования безопасности по окончании работы 104

10. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ 105

1. Общие положения 105

2. Основные причины возникновения пожаров 109

3. Требования по обеспечению пожарной безопасности 111

4. Требования пожарной безопасности в прочих вагонах 117

5. Обязанности персонала при обнаружении пожара 119

6. Оснащенность вагонов средствами пожаротушения 119

11. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНАХ ПРИЛОЖЕНИЯ А-Е 125

1. Порядок действия при обнаружении пожара 125

2. Переносные огнетушители, устройство и работа 131

3. Содержание и обслуживание огнетушителей 143

4. Установка пожарной сигнализации и водяное пожаротушение 145

5. Огнетушитель самосрабатывающий порошковый 151

6. Самоспасатель промышленный изолирующий 153

12. ТЕСТ № 1. ДЛЯ ПРОВОДНИКОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 155
13. ТЕСТ № 2. ДЛЯ ПРОВОДНИКОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 157

14. БИЛЕТЫ ДЛЯ ВЫПУСКА ПРОВОДНИКОВ 163

15. ПАМЯТКА ПРОВОДНИКУ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ 166

Мифы и правда о реализации чайной продукции 166

Правила предложения платных услуг пассажиру 169

16. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ

УБОРОЧНОГО ИНВЕНТАРЯ 173

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/12/2007_teicha_02.jpg/250px-2007_teicha_02.jpg

1. ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1. Путь и путевое хозяйство
Габарит погрузки – это предельное поперечное очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз на открытом подвижном составе.

Габарит подвижного состава – это предельное поперечное очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав.

Габарит приближения строений – это предельное поперечное очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств.

Проводники пассажирских вагонов при обнаружении негабаритности угрожающей безопасности движения, обязаны принять меры к немедленной остановке поезда для устранения возникшего препятствия.


  • видимые (дневные, ночные, круглосуточные);

  • звуковые;

  • постоянными;

  • переносными;

  • поездными;

  • ручными;

  • сигнальные знаки;

  • сигнальные указатели.

  • путевой блокировки;

  • системы Автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН);

  • автоматической переездной сигнализации;

  • устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) на станциях.

Настоящие Правила обязательны для всех подразделений и работников федерального железнодорожного транспорта, а их выполнение обеспечивает слаженность всех звеньев железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность движения.
2. Основные общие обязанности работников

Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.

Каждый работник, связанные с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей ответственность за выполнение настоящих Правил и безопасность движения.
3. Основные требования к сооружениям и устройствам
Сооружения и устройства железной дороги должны содержаться в исправном состоянии.

Предупреждение появления неисправностей и обеспечение длительных сроков службы сооружений и устройств железной дороги должны быть главными в работе лиц, ответственных за их содержание.

Сооружения и устройства, железных дорог должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: пассажирских – 140 км/ч, рефрижераторных – 120 км/ч, грузовых – 90 км/ч.
4. Расстояние между осями путей



  • на перегонах не менее 4100 мм;

  • на трехпутных и более участках, расстояние между 2 и 3 путями не менее 5000 мм;

  • на станции не менее 4800 мм;

  • на не проходных или грузовых путях не менее 4500 мм;

  • при расположении главных путей крайними, с разрешения начальника железной дороги – 4100 мм;

  • на перегрузочных не менее 3600 мм.

Для проверки правильности размещения грузов в пределах габарита, устанавливаются габаритные ворота.

Грузы, находящиеся около пути должны быть уложены и закреплены так, чтобы соответствовать габариту приближения строений. При высоте до 1200 мм они должны находиться не ближе 2 м от крайнего рельса, при большей высоте – не ближе 2,5 м.
6. Земляное полотно
Основная площадка должная быть не менее 5,5 м на однопутных участках, и 9,6 м на двухпутных. В сложном грунте 5 и 9,1 м соответственно. Обочина не менее 0,4 м с каждой стороны. При максимальном уровне воды, бровка должна быть выше уровня воды не менее чем на 0,5 м.
7. Ширина железнодорожной колеи
Расстояние между внутренними гранями головок рельс должно быть 1520 мм, и 1524 мм до переустройства. Допускаются отклонения при скоростях движения более 50 км/ч -4/+8 мм, а при меньших скоростях -4/+10 мм. Наименьшая допустимая ширина 1512 мм, максимальная не более 1548 мм.

8. Путевые сигнальные знаки
Километражные столбики устанавливаются у главных путей с правой стороны по ходу счета километров. Сигнальные знаки устанавливаются с правой стороны по ходу движения. Устанавливаются на расстоянии не менее 3100 мм от оси пути. В выемках расстояние увеличивается до 5700 мм.

Предельные столбики устанавливаются в местах, где расстояние междупутья 4100 мм, в местах суженного междупутья (на перегрузочных путях) 3600 мм, ставятся около стрелочных переводов с указанием номера стрелки.

Пикетные столбики отсчитывают сотни метров между километражными столбиками.
9. Основные требования к сооружениям и устройствам станционного хозяйства
Сооружения и устройства станционного хозяйство должны быть: удобными, безопасными, эстетически красивыми, сюда входят – станционные пути, платформы, переходы надземные и подземные, пешеходные настилы, надписи, указатели. Все перечисленное должно быть оборудовано как для грузовых, так и для пассажирских перевозок.

Расположение ларьков и киосков не должно препятствовать для прохода к кассам, выходу в город, входу в вокзал. Все пути должны быть освещены. Не допускается использование какой-либо рекламы на путях.

На вокзалах должно быть оповещение пассажиров в виде громкоговорителей, информационных табло. Так же должны быть: справочная информация, камеры хранения, места для отдыха, залы ожидания.
10. Расположение платформ
Платформы для посадки пассажиров бывают двух типов – высокие и низкие. Высокая 1100 мм (от головки рельса), низкая не менее 200 мм. От оси пути до края платформы расстояние должно быть у высокой платформы 1920 мм, у низкой 1745 мм.

http://www.svettofor.ru/joomla/components/com_virtuemart/shop_image/product/_________________49a7017333619.jpg

11. Сигналы
Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.

Проезд закрытого светофора не допускается.

Погасшие сигнальные огни светофоров, непонятное их показание, а также непонятная подача сигналов другими сигнальными приборами требуют остановки.
12. Линия связи и СЦБ
Кабельные линии связи и СЦБ на перегонах должны прокладываться, как правило, в полосе отвода железных дорог вне пределов земляного полотна.


  • 5 м от земли в ненаселенной местности;

  • 6 м от земли в населенной местности;

  • 4,5 м от поверхности пассажирских платформ;

  • 7 м от полотна автомобильных дорог на железнодорожных переездах.

  • 2,5 м от земли в ненаселенной местности;

  • 3 м от земли в населенной местности;

  • 5,5 м от полотна пересекаемых автомобильных дорог;

  • 7,5 м от верха головки рельса пересекаемых не электрифицированных железнодорожных путей.

13. Основные требования к тормозному оборудованию
Подвижной состав должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, кроме того, электропневматическими тормозами.

Автоматические и электропневматические тормоза должны обладать управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а автоматические тормоза также остановку поезда при разъединении или разрыве тормозной магистрали и при открытии стоп-крана.

Все части рычажной тормозной передачи, падение которых возможно на путь, должны иметь предохранительные устройства.

Внутри корпуса вагона и на вагоне имеются разнообразные приборы, и оборудование работа которых связана с выработкой и потреблением электроэнергии.

Системой электроснабжения вагона называется комплекс электрооборудования предназначенный для выработки и распределения электроэнергии потребителям вагона.

В основном системы энергоснабжения пассажирского вагона делятся на два вида:

1. Централизованная система энергоснабжения – в составе поезда все вагоны потребляют электроэнергию от одного источника тока электростанции, или в дизельных поездах дизель-электростанции имеющей 2-3 генератора, общей мощностью от 400 до 600 КВт, каждый вагон имеет аккумуляторную батарею напряжением 50 V, или в электричках – от высоковольтной сети через электровоз.

2. Автономная система энергоснабжения – каждый вагон имеет свои источники тока. Получила наибольшее распространение – применяется только постоянный ток, отцепка вагона не влияет на работу потребителей электроэнергии.

Возможно и применение смешанной системы энергоснабжения – все потребители вагона потребляют электроэнергию от основных источников тока, а на тэны котла подается ток высокого напряжения 3000V от высоковольтной сети через электровоз – применяется только на электрифицированных участках пути и при наличии комбинированного отопления.

Источники тока:

Генератор – главный источник тока, вырабатывает электроток при движении вагона идущий на сеть потребителей вагона и на зарядку аккумуляторной батареи. При скорости 20-40 км/ч начинает работать.

Аккумуляторная батарея – резервный источник тока, все потребители вагона (кроме мощных) во время стоянки, на малых скоростях, в аварийных ситуациях потребляют электроэнергию от аккумуляторной батареи.

Все электрооборудование вагона имеет двухполюсную защиту от коротких замыканий на корпус вагона, изоляция проводов рассчитана: низковольтных (50V/110V) – до 1000V; высоковольтных (3000V) – до 8000V.

Потребители – то что работает от электричества, потребляет электрический ток.

II. Расположение электрооборудования вагона и условия работы

Все электрооборудование вагона делится на два вида:

1. Подвагонное – расположенное под вагоном, по своим габаритам и условиям работы не может устанавливаться внутри вагона.

генератор с приводом;

магистраль электропневматического тормоза.

коммутационная и защитная аппаратура;

электромашинные преобразователи люминесцентного освещения;

двигатели компрессора, вентилятора, установки кондиционирования воздуха;

высоковольтный ящик с защитной аппаратурой:

2. Внутреннее:

аппаратура управления (электрощит …);

аппаратура контроля за работой электрооборудования – измерительные приборы, амперметр, вольтметр…

осветительное оборудование – лампы накаливания и люминесцентного освещения, индивидуальное освещение (софиты);

нагревательные элементы котла и титана (тэны);

умформер – нерабочая сторона вагона;

двигатель циркуляционного насоса;

распределительный шкаф или пульт управления.

Условия работы электрооборудования вагона. Электрооборудование вагона сложно по устройству и работает в сложных условиях. В процессе работы на него воздействуют: динамические усилия, возникающие в результате вибрации, толчков – особенно на больших скоростях; атмосферное воздействие – зимой, при низких температурах снижается механическая прочность, замерзает смазка, вследствие чего снижается КПД, но увеличивается сопротивление, изолирующий материал проводов становится хрупким, увеличивается ломкость металлических узлов и агрегатов, летом, при высоких температурах плохо охлаждаются механизмы, увеличивается коррозия металла, влага и грязь затрудняют работу электрооборудования. В связи с этим к электрооборудованию вагона предъявляются повышенные требования: оно должно обеспечить высокую эксплутационную надежность и механическую прочность при разности температур от +40 до -50 О С и относительной влажности 95%.

III. Техническое обслуживание электрооборудования и понятие о электросхемах

Виды технического осмотра:

ТО-1 – проводится в пункте формирования и оборота поезда, перед отправкой в рейс, а так же на промежуточных станциях – ежедневно – доскональный осмотр состава по техническим характеристикам. Проводится силами поездной бригады – замена перегоревших предохранителей, очистка плафонов от пыли и насекомых. Запрещается проводнику производить какой-либо ремонт и регулировку электрооборудования вагона!;




ТО-2– проводится до 15 мая (подготовка вагонов к работе в летний период) и до 15 октября (подготовка вагонов к работе в зимних условиях) – замывка. Включает в себя ТО-1 и: осенью, перед началом зимних перевозок в аккумуляторной батарее производится коррекция электролита (плотность 1,21-1,23 г/кг), консервация установки охлаждения воздуха; весной, перед летними перевозками в аккумуляторной батарее производится коррекция электролита (плотность 1,21-1,18 г/кг), расконсервация установки охлаждения воздуха – ресиверы заполняются хладагентом (фреоном);

ТО-3 (ЕТР)– проводится каждые 6 месяцев после заводского или деповского ремонта, проводится работниками электроцеха, комплексной бригады, на специально отведенных путях. Проверяется работа всех узлов и агрегатов электрооборудования и замена неисправных.

Схемы электрооборудования бывают принципиальными и монтажными.

IV. Электрические машины. Генераторы

На пассажирских вагонах применяются генераторы постоянного и переменного тока.

1. Типы генераторов постоянного тока:

ДУГ-28В. Мощность (Р) – 28 КВт, напряжение (U) – 110 В, сила тока (J) – 80 А. Применяется в вагонах с кондиционированием воздуха, напряжением 110В, включается со скоростью 40 км/ч, эксплуатируется с редукторно-карданным приводом от средней части оси колесной пары, имеет фрикционную муфту сцепления, предназначенную для отключения карданного вала от вала генератора при скоростях менее 40 км/ч, тем самым карданный вал сохраняется от механических повреждений.

ГАЗЕЛАН 230717;19;21 и PW-114 (польский). Р – 4,5 КВт, U – 52 В, J – 70 А. Применяются на вагонах без кондиционирования воздуха с напряжением 52 В, эксплуатируются с редукторно-карданным приводом от торца оси колесной пары. Скорость включения – 28 км/ч.

2. Типы генераторов переменного тока:

RGA-32 и ДЦЖ. Р – 32 КВт, U – 110 В, J – 80 А. Применяются в вагонах с кондиционированием воздуха, напряжением 110В, вагонах-ресторанах, вагонах купе-буфетах, включается со скоростью 40 км/ч, эксплуатируются с редукторно-карданным приводом от средней части оси колесной пары, включается при скорости 20 км/ч.

2ГВ-003 и 2ГВ-008. Р – 4,5 КВт, U – 52 В, J – 70 А. Применяются на вагонах без кондиционирования воздуха с напряжением 52 В, эксплуатируются с техстропно-редукторно-карданным (2ГВ-003) и техстропно-карданным (2ГВ-008) приводами. Скорость включения – 28 км/ч.

3. Устройство генераторов постоянного тока:

Статор – неподвижная часть генератора – является основной полюсной частью, внутри болтами крепятся полюса на которые одеваются катушки возбуждения.

Якорь – подвижная часть генератора, состоящая из: сердечника, в пазы которого уложены основные и дополнительные обмотки, концы которых припаяны к пластинам (петушкам) коллектора. Сердечник якоря вместе с коллектором напрессовываются на вал, вращающийся в подшипниках.

Коллекторная коробка предназначена для замены щеток – закрыта крышкой от попадания влаги, пыли, грязи.

Перекидная траверса или переключатель полярности с щеточным устройством для сохранения полярности при перемене направления движения вагона. В зависимости от направления вращения якоря, автоматически поворачивается на 90 О в ту или иную сторону. Электрический ток в генераторе постоянного тока снимается с коллектора при помощи электрографитных щеток.

Принцип работы генератора постоянного тока основан на преобразовании механической энергии в электрическую.

4. Устройство генераторов переменного тока индукторного типа:

Статор – подвижная часть генератора – имеет зубья и впадины (пазы), в которые уложены основные и дополнительные обмотки, в подшипниковых щитах уложены обмотки возбуждения.

Ротор – неподвижная часть генератора, основная полюсная часть, состоящая из: сердечника имеющего зубья и пазы, напрессованного на вал генератора, вращающийся в подшипниках расположенных в подшипниковых щитах.

Вентилятор предназначен для охлаждения генератора.

Клеммная коробка с зажимами к зажимам подходят провода обмоток.

Генератор переменного тока работает с выпрямителем – на выходе выпрямителя постоянный ток. Выпрямители применяются с генераторами переменного тока, предназначены для преобразования переменного тока в постоянный, в настоящее время применяются диодные выпрямители.

Электрический ток в генераторе переменного тока снимается при включении нагрузки (потребителей). При вращении ротора в обмотках статора вырабатывается электромагнитная индукция – когда зуб ротора совпадает с зубом или пазом статора.

Принцип работы генератора постоянного тока основан на изменении магнитного потока.

V. Приводы подвагонных генераторов

Подготовка электрощита к работе

1. По вольтметру проверить напряжение;

2. Вся коммутационная аппаратура должна быть выключена;

3. Снять тумблер управления с длительного отстоя (вверх);

2. Проверка всех потребителей на предмет исправностина примере распредщита ЭВ-26

Проверка потребителей на предмет исправности начинается с сигнализаций:

2. СКНБ – тумблер СКНБ опустить в нижнее положение (искусственно разрывается цепь) – должна загореться лампочка и зазвенеть звонок, тумблер СКНБ поднять вверх (замкнуть цепь) лампочка гаснет, перестает звенеть звонок – СКНБ исправна;

3. Сигнализация ограждения поезда – горение сигнальных тормозных фонарей;

4. РМН (реле максимального напряжения) – нажимаем на кнопку, загорается лампочка;

Далее проверяем исправность всех потребителей вагона:

5. Проверяем работу вентиляции – включаем-выключаем поступенчато, – проверяем движение воздуха в вагоне;

Коммутационная аппаратура

Коммутация – включение и отключение электроцепей при помощи коммутационной аппаратуры.

Коммутационная аппаратура делится на два вида:

Кнопки, тумблера, переключатели – расположены на распределительном щите, служат для непосредственного включения и переключения персоналом (непосредственное управление);

Реле, контакторы – находятся на расстоянии от распределительного щита, служат для автоматического включения и отключения электроцепей (дистанционное управление).

Приборы защиты

Вагон имеет восьмикратную защиту.

РМН (реле максимального напряжения) – защищает сеть вагона и аккумуляторную батарею от перенапряжения, могущего возникнуть из-за неисправности РНГ или обрыва цепи аккумуляторной батареи. РМН последовательно включена в обмотки возбуждения генератора и при срабатывании отключает генератор.

Предохранители – защищают электрическую цепь вагона от перегрузки – перегорают (выплавляется легкоплавкая вставка), тем самым разрывая цепь.

Автоматы-выключатели – защищают электрическую цепь вагона от перегрузки – выключаются, не выходят из строя.

РПН (реле пониженного напряжения) – защищает аккумуляторную батарею от глубокого разряда (ниже 47-41В) – выключает все потребители, остается защита и сигнализация.

Приборы регулирования

ДОНС (диодный ограничитель напряжения сети) или РНС (регулятор напряжения сети) – предназначены для стабилизации напряжения сети потребителей вагона.

РНГ (регулятор напряжения генератора) – для стабилизации напряжения генератора не зависимо от скорости движения. При исправном РНГ напряжение генератора должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи (52В или 110В).

РОТ (реле обратного тока) – переключающее устройство, включающее и отключающее генератор автоматически.

Аварийная кнопка

Аварийна кнопка предназначена для отключения генератора в аварийных ситуациях:

2. при резком колебании стрелок измерительных приборов;

3. при повышенном зарядном токе;

4. при замыкании на корпус вагона.

Перед нажатием аварийной кнопки нужно отключить мощные потребители, а если вагон топится от высоковольтного напряжения – отключить высоковольтное отопление (тэны).

Сигнализации

1. Сигнализация замыкания на корпус вагона – предназначена для выявления нарушения изоляции в проводах минусовых и плюсовых цепей. При выявлении нарушения изоляции в цепи, одна из лампочек будет гореть ярче другой или совсем потухнет.

Схема сигнализации представляет собой специальную электрическую цепь последовательно соединенных ламп, средняя точка которых выведена на корпус вагона, переключателей или кнопок и двух предохранителей.

Принцип работы: при нарушении изоляции в цепи (+ или -) сигнал подается на среднюю точку, поэтому лампочка цепи, где нарушена изоляция будет гореть ярче другой.

Частичное замыкание на корпус вагона – когда имеет место частичное разрушение изоляции проводки в вагоне – одна лампочка горит ярче другой. При наличии частичного замыкания на корпус вагона аварийную кнопку не нажимаем, вызываем ПЭМ.

Полное замыкание на корпус вагона – когда имеет место полное разрушение изоляции проводки в вагоне – одна лампочка горит, другая не горит. При наличии полного замыкания в любой из цепей проводник должен нажать на аварийную кнопку и вызвать ПЭМ.

1. Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ) – предназначена для быстрого выявления грения букс во время движения поезда.

СКНБ состоит из двух частей:

Командная – 8 датчиков (может быть еще 1 на хвостовике редуктора) последовательно соединенных между собой – вворачиваются в буксы.

Исполнительная – звонок и сигнальная лампа расположенные на распределительном щите вагона.

Принцип работы: при разрыве цепи КНБ подается сигнал на исполнительную часть (загорается лампочка, звенит звонок), проводник должен срывом стоп-крана (в любом месте) остановить поезд. Один проводник осигналивает поезд, другой – проверяет все буксы и редуктор на грение. Вызвать ПЭМ и ЛНП.

2. Сигнализация ограждения поезда – с обеих сторон вагона (с торца) должны быть исправны по три красных сигнала – предназначены для обеспечения безопасности движения поезда, то есть во время движения поезда у последнего вагона должны гореть три красных сигнала – ограждение поезда.

Проводник при приемке вагона обязан проверить исправность и видимость хвостовых сигналов, даже если вагон в середине состава.

3. Вызывная сигнализация:

а) Наружная – предназначена для вызова проводника в случае, когда перекрыт вагон. Кнопки наружной вызывной сигнализации расположены: в пассажирских вагонах – с торца вагона у переходной площадки на раме суфле; у спецвагонов – на кузове вагона у входной двери с рабочего конца вагона;

б) Внутренняя – предназначена для вызова проводника пассажирами – в каждом купе расположена вызывная кнопка, в рабочем купе проводника установлен блок со светодиодами и сигнализацией (по количеству купе в вагоне).

4. УПС противопожарная сигнализация

предназначена для раннего выявления пожара, состоит из: датчиков установленных во всех помещениях вагона, кроме тамбуров, и реагирующих на ионизацию и горение (70 О С); в рабочем купе проводника установлен блок управления с акустической системой.

Проводник при приемке вагона обязан проверить исправность УПС, для этого нужно открыть нищу, нажать на кнопку (искусственно создается ситуация пожара) при этом загорятся все светодиоды и сработает акустическая система – выключаем УПС нажатием на кнопку. В пути следования УПС должна быть включена. При срабатывании УПС проводник должен выключить акустическую систему и, согласно светодиоду, проверить помещение, где сработал датчик – установить причину срабатывания.

5. Сигнализация баков заполнения водой – предназначена для предупреждения от перезаправки баков при экипировке вагона водой.

XI. Виды отопления

Комбинированное – подогрев воды в котле осуществляется путем сжигания твердого топлива и при помощи тэнов на которые подается ток высокого напряжения – 3000В от высоковольтной сети через электровоз, подвагонную высоковольтную магистраль. Остальные потребители вагона получают питание от основных источников питания.

Контроль за работой комбинированного отопления:

Зеленая лампочка – говорит о подаче на тэны котла электроэнергии;

Лампочка уровня воды – при уровне воды ниже допустимого отключает отопление, нужно подкачать воду в котел ручным насосом.

Лампочка защиты – дифференциальная защита, говорит о нарушении изоляции тэнов.

XV. Заземление

Заземление предназначено для защиты кузова вагона, при попадании на него тока высокого напряжения, от поражения током – в случае нарушения изоляции высоковольтных цепей. Заземление производится заземляющими шунтами, которые представляют собой многожильный медный провод (сплетенный или скрученный) без изоляции, соединяющийся двумя болтами.

Заземляются следующие узлы вагона:

Ø кузов вагона с рамой тележки, в двух местах, с обеих сторон;

Ø рама с каждой буксой тележки;

Ø высоковольтный ящик – в двух местах;

Ø электропечи, электрокалорифер, электрокотел – в двух местах;

Ø корпусы токоприемных и холостых розеток.

XVI. Умформер освещения

Умформер – разновидность преобразователя, предназначен для преобразования постоянного тока (52В или 110В) в переменный ток (220В), для ламп люминесцентного освещения. Умформер находится в потолочной части тамбура с нерабочей стороны вагона.

1. Устройство умформера освещения

Электродвигатель, на который подается постоянный ток, начинает вращать вал генератора, то есть якоря, который преобразует постоянный ток в переменный с напряжением 220В.

2. Принцип действия – электрический ток преобразуется в механическую энергия, механическая энергии преобразуется в электрический ток.

Читайте также: