Конспект занятия знакомство с глиной пластилином комарова

Обновлено: 04.07.2024

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.
Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Лепка

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

К концу года дети могут
• Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
• Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
• Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
• Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
• Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
• Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
• Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
• Создавать изображения предметов из готовых фигур.
• Украшать заготовки из бумаги разной формы.
• Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Сентябрь

Октябрь

Занятие 19. Лепка по замыслу
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.

Занятие 20. Рисование по замыслу
Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Ноябрь

Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.

1. Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

2. Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.

3. Способствовать овладению способами обследования глины и пластилины, включая простейшие опыты.

4. Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

1. Глина, пластилин, салфетки, колпачки от фломастеров для нанесения рисунка, дощечки для лепки по количеству детей.

2. Баночки прозрачного цвета с водой (по две на каждого ребёнка, деревянные палочки для размешивания воды.

3. Посуда, игрушки, музыкальные свистульки сделанные из глины.

4. Кукла би-ба-бо медвежонок.

1. Обогатить представление детей о свойствах объектов экспериментирования (глина, пластилин);

2. Приобретение детьми навыков и умений лепить из глины;

3. Развитие у детей творческих способностей, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Содержание организованной деятельности детей:

Дети слышат плач.

Воспитатель: Ребята, кто-то плачет, слышите?

Дети подходят к воспитателю. У воспитателя на руке игрушка би-ба-бо медвежонок.

Воспитатель: Мишутка, что случилось?

Мишутка: Я разбил любимую мамину тарелку.

Воспитатель показывает разбитую глиняную тарелку.

Мишутка: Что мне делать, мама будет ругать меня. (Плачет)

Воспитатель: Мишутка, давай мы с ребятами посмотрим можно ли ее починить.

Воспитатель показывает детям разбитую тарелку.

Воспитатель: Как вы думаете можно тарелку починить?

Воспитатель: А как вы думаете, из чего была сделана тарелка?

(Воспитатель дает детям потрогать тарелочку)

Дети: Из глины.

Воспитатель: Правильно, материал, из которого была сделана тарелка, называется – глина.

На столах приготовлены кусочки глины, пластилина, баночки с водой, деревянные палочки, салфетки на каждого ребенка.

Воспитатель: А сейчас давайте мы подойдем к нашим столам и посмотрим, что на них лежит.

Дети рассаживаются за столы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что лежит перед вами на тарелочке красного цвета?

Если дети затрудняются ответить, то педагог предлагает им произвести обследовательские действия.

Воспитатель: Возьмите в руки, помните, то, что взяли с тарелочки красного цвета. Что это?

Воспитатель: Возьмите в руки и помните теперь то, что лежит на тарелочке синего цвета. Как вы думаете, что это?

Дети: Это глина.

Воспитатель: А похожи ли между собой глина и пластилин?

Воспитатель: А чем?

Дети: Из пластилина и глины можно лепить разные поделки.

Воспитатель: А чем отличаются пластилин от глины? А вот об этом мы узнаем, когда проведем экспериментирование.

На столах у каждого ребенка стоит поднос, на котором находятся по два прозрачных стаканчика с теплой водой, по кусочку пластилина и глины (на тарелочках разного цвета, деревянные палочки для размешивания.

Воспитатель: Дети, берем один стаканчик и ставим поближе к себе, теперь возьмите кусочек пластилина и опустите его в стаканчик с водой, палочкой попробуйте размешать пластилин в воде.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что мы видим? С пластилином произошли какие-нибудь изменения, когда мы его поместили в воду?

Воспитатель: А вода изменила свой цвет?

Воспитатель: А теперь берем другой стаканчик с водой и опускаем туда кусочек глины, размешиваем и наблюдаем, что происходит с глиной и водой.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Что мы увидели?

Дети: Глина растворилась в воде. А вода стала мутной.

Воспитатель: Дети, что мы узнали о глине и пластилине?

Дети: Пластилин в воде не растворился, а глина – растворилась.

Воспитатель: Какая стала вода, где мы растворяли глину?

Дети: Вода в стаканчике, где была глина, стала мутной, не прозрачной.

Воспитатель: А изменилась ли прозрачность воды в стаканчике, где был пластилин?

Воспитатель: Значит, какой мы можем с вами сделать вывод?

1-й ребё нок: Пластилин в воде не растворяется, и вода остаётся прозрачной.

2-й ребё нок: А глина в воде растворяется, и вода становится мутной.

Воспитатель: А сейчас проведем небольшую физкультминутку.

Дети с педагогом выполняют движения согласно текста.

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу)

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками)

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи - не калачи (машут указательным пальцем)

А в печи - игрушки! (вытягивают руки вперед).

Воспитатель: А сейчас, так как у нас есть глина, а у Мишутки была сделана тарелочка, которую он разбил, из глины, то давайте для Мишуткиной мамы слепим красивые и новые тарелочки.

Дети садятся за столы. Педагог детям объясняет, как нужно лепить тарелочку из глины.

Воспитатель: Дети, берем кусочек глины, скатываем его между ладошками в шар, затем сплющиваем. Вот у нас и получилась тарелочка. Теперь каждый берет колпачок от фломастера и той стороной, где у колпачка нет отверстия, мы наносим узор.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все постарались порадовать Мишуткину маму, и сделали очень красивые тарелочки. Мишутка, а тебе понравились тарелочки, которые сделали наши дети для твоей мамы?

Мишутка: Да! Спасибо, дети, мне очень понравились ваши тарелочки. И думаю, что моя мама будет очень рада, если я передам ей ваши замечательные тарелочки. А вы мне их отдадите?

Дети Мишутке отдают свои поделки для его мамы. Мишутка прощается с детьми и уходит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей младшего возраста с пластилином и его свойствами. Учить работать аккуратно, не пачкать одежду. Развивать творчество детей.

Цель: знакомство с пластилином и его свойствами; знакомство с правилами работы с этим материалом.

Оборудование и материалы: кукла, пластилин по количеству детей (кусочек пластилина должен легко помещаться в детскую ладошку), салфетки для рук, игрушечная лиса.

Дети входят в комнату, их встречает кукла. Дети здороваются и располагаются на стульчиках полукругом.

- Сегодня нам принесли не карандаши и краски, а новый материал. Называется он пластилин. (Дети повторяют название.) Этот материал необыкновенный, из него можно лепить все, что захотите.

Педагог показывает детям, как можно разминать пластилин, отщипывать от него маленькие кусочки, скручивать.

- Кто мне скажет, какой пластилин? (Мягкий, теплый.)

Затем все кусочки пластилина педагог соединяет в один большой кусок.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и попробовать размять пластилин в руках.

- Какой пластилин? (Мягкий.)

- Давайте разделим его на несколько кусочков, а затем отщипнем от них еще маленькие кусочки, а затем снова соберем в один большой кусок.

- Покажите мне, что можно делать с пластилином? (Делить на части, отщипывать и лепить.)

Педагог предлагает детям попросить художника слепить из пластилина, например, зайчика. Кукла отвечает, что это сможет сделать и воспитатель, потому что из пластилина лепить легко. У воспитателя получается зайчик.

Зайки серые стоят,

Ушки длинные торчат.

Ушки на макушке.

(Дети стоят, руки над головой, изображают ушки.)

Сели зайки все в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие лапки,

(Дети садятся на корточки, перебирают руками.)

Вдруг бежит лисичка,

Смотрит, где же зайки,

На лесной лужайке

Вот какие зайки,

(Дети прыгают на двух ногах.)

Воспитатель хвалит детей, предлагает им вспомнить, что сегодня принесла кукла (пластилин, он мягкий) и что дети с этим материалом делали (лепили, отщипывали). Все вместе благодарят художника и приглашают его в гости.

Программное содержание. Закрепить знания детей о песке и его свойствах: сыпучий, сухой, мокрый. Из мокрого песка можно делать куличики. Сухой песок светлый, коричневый; мокрый - темный, холодный.

Познакомить детей с глиной и ее свойствами: глина бывает сухая, она твердая. Мокрая глина - липкая, из нее можно лепить.

Ход занятия

Воспитатель. Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное.

(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим песком.)

(Дети работают стоя у столов.)

Посмотрите, что это такое? (Песок.)

Скажите, какого цвета песок? (Коричневый.)

Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?

Олег, какой песок?

Юра, и ты скажи, какой песок?

Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям.) Значит, песок какой? (Сыпучий.) Вова, какой песок? (Сыпучий.)

Сережа, повтори, какой песок?

Да, дети, он сыплется, он сыпучий.

А можно ли из него сделать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок.

Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку.

Оля, получился у тебя куличик?

Дети, получились у вас куличики?

Почему же не получились куличики? Кто знает? (Песок сухой, он сыпучий.)

Правильно, из сухого песка куличики не получаются.

Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (Мокрый песок.)

Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый?

Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный.

Саша, какой же это песок?

Алеша, мокрый песок какой: теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает.)

Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его.

Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимайте формочку.

Что получилось? (Куличик.)

Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы.

А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас на игру.

Вокруг себя повернитесь и в песочек (песчинки) превратитесь.

Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей.) Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песчинки осторожно опустились на землю. Вдруг вновь подул ветер и поднял весь песок вверх. Полетели песчинки, закружились.

Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка. Давайте поиграем в каравай. (Игра проводится 1 раз.)

Приглашаю вас сесть за стол. (На столе, лежат тарелочки с сухой и мокрой глиной, салфетки.)

Дети, что это такое?

Это глина. Давайте скажем все вместе: глина.

Возьмите глину в руки.

Какого она цвета? (Коричневая, как шоколадка.)

Потрогайте ее и скажите, какая она? (Сухая.)

Сережа, какая глина, твердая или мягкая? (Твердая.)

Правильно, сухая глина твердая.

Попробуйте из нее что-то слепить. Получилось?

Почему не получилось? (Она сухая, она рассыпается.)

Положите сухую глину на место и возьмите другой кусочек в руки.

Что вы взяли? Саша, что это? Маша, а у тебя что?

Правильно, это тоже глина.

Потрогайте и скажите, какая это глина? (Она мокрая, липкая.)

Из мокрой глины можно лепить.

Какая у вас глина? (Мокрая, липкая.)

Здравствуй, девочка. Как тебя зовут?

Я кукла Катя. Сегодня ко мне придут гости. А я не успела приготовить для них угощение.

Не расстраивайся. Мы тебе поможем. Присаживайся рядом с нами. (Куклу сажают на заранее приготовленный стул.)

Сейчас мы, дети, будем лепить из глины печенье для куклы Кати.

Вначале надо скатать вот такой шарик. (Воспитатель показывает детям прием лепки.)

Покажите, как вы будете лепить шарик? (Дети руками показывают прием лепки.)

Затем нужно придавить шарик ладошками, чтобы получилось печенье. Вот так. (Воспитатель показывает.)

Как вы ладошками прижмете шарик?

Возьмите все глину и скатайте шарик. (Во время работы подхожу к детям, оказываю им помощь.)

У кого шарик готов? Придавите его ладошками. Вот какое красивое печенье получилось.

(Если дети быстро выполняют работу, предложить им еще слепить печенье. По окончании работы протереть руки салфеткой.)

Вот сколько разного печенья - большого и маленького - мы слепили из глины.

Кукла Катя. Большое спасибо, дети, вы мне очень помогли.

Мы рады тебе помочь. Давайте на этом красивом подносе отнесем наше печенье в кукольный уголок.

А я тоже для вас испекла печенье и хочу всех угостить. Пойдемте помоем руки.

Читайте также: