Рейд смотр как живешь учебник план конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Е.Д. Обойщикова

Разговор с моим учебником

(классный час для учащихся 3 класса)

Воспитание в школьниках бережного отношения к учебникам , аккуратности.

1.Познакомить с правилами обращения с учебниками.

2.Способствовать воспитанию уважения к книге, бережного отношения к ней.

3.Воспитывать потребность аккуратно обращаться со школьными принадлежностями.

Оборудование:

Выставка аккуратных учебников; кроссворд; плакат с пословицами о книге.
Ключевые понятия:

Книга, писатель, художник, редактор.

Определения ключевых понятий:

Книга – произведение печати в виде переплетенных листов с каким-нибудь текстом.

Писатель – человек, который пишет художественное произведение.

Художник – то же, что живописец.

Редактор – человек, который редактирует, т.е. проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

Ход занятия

Вступительная часть

Задание: разгадайте кроссворд.

hello_html_m34471de9.jpg

(Книга)

2. Основная часть

Пословицы и поговорки о книге.

Книга – лучший друг.

Букварь – к мудрости ступенька.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

Ум без книги как птица без крыльев.

Сказанное слово было да нет, а написанное живет век.

Пишут не пером, а умом.

Загадки для детей.

Человечки стали в ряд –
Обо всем нам говорят. ( Буквы )

Земля белая, а птицы на ней черные. ( Бумага и буквы )

Первая книжка для всех детишек:

Учит — мучит, а научит — радует. (Азбука)

Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные, все ужасно важные. (Портфель, учебники, тетради)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. ( Книга )

Много интересного рассказано о книге. А знаете ли вы, что.

1) самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр; перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат;

2) самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Человеку нужны разные книги: весёлые и грустные, исторические и фантастические. Без них человек не может прожить и дня, особенно школьник. Каждый день получать новые знания помогают школьные учебники. Если бы они могли говорить, наверное, сказали бы нам о самом важном.

Мы – учебники. Без нас
Не приходят дети в класс.
Ты нас бережно храни,
Непременно оберни!

Нужен весь учебный год
За учебником уход,
Чтобы чистым, неизмятым
Он пришел к другим ребятам.

Я – Букварь. Учу читать.
Меня не надо забывать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.

Твой учебник – не альбом!
Рисовать не надо в нем.
Бейся над любой задачкой,
А страницу не испачкай.

Конечно, еще о многом вы узнаете из учебников, но для этого нужно дружить с книгой. Правда. бывало и такое.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

- Ну, как твои делишки?-

Одна спросила у другой.

- Ох, милая, мне стыдно перед классом:
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложка.
Оборвал листы!
Из них он сделал корабли, плоты
И голубей. ( плачет ).
Боюсь, листы мои пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них ты не увидишь точки!
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на "отлично".

- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.

В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки,
Какой ты ученик.

- Как вы думаете, о чем шепчутся учебники, когда вы забываете их привести в порядок?

- Какой учебник вам приятно получить в начале учебного года?

- Задумываетесь ли вы о том, что по этому же учебнику будет учиться еще и другой школьник?

Задание: выберите из перечисленных действий те, которые вы совершаете по отношению к книге.

Строить из книжек башни; нарезать из них лапшу; строить домики для кукол; делать из страниц самолетики; разглядывать картинки; читать на ночь; читать во время еды; читать и есть мороженое одновременно; просто читать; вырезать из книг разные картинки; изображать, что читаешь, нацепив на нос бабушкины очки; забивать гвозди книгой.

Стихотворение К. Мухаммади (читает ученик).

Правила бережного отношения к книге.

1. Книга очень боится воды: когда намокшие бумажные листы высыхают, они становятся ломкими, шершавыми, неровными, а книга разбухает и выглядит неопрятной.
2. Приступая к чтению книги, необходимо одеть на нее обложку. Если этого не сделать, то будет пачкаться переплет, быстрее потускнеет иллюстрация, сотрется название книги.
3. Читать надо аккуратно. Не загибать листы, не делать на листах пометок, не загибать уголки у книг, а пользоваться закладкой.

Изготовление закладок для учебника.

(Читает учитель)

Для книжек, которым пора лечиться,
Открылась книжкина больница.
Доктором может быть каждый из вас
В свободный день и свободный час!

(Дети учатся подклеивать листы в книгах из школьной библиотеки.)

– Почему так важно уметь продлить книге жизнь? (Книга – вещь очень дорогая. Много людей работает над созданием книги, затрачивается много сил и денег, прежде чем книга появится у читателя.)
– Знаете ли вы, как создается книга и кто трудится над ней?

3. Заключительная часть

Задание: прочитайте предложение, зашифрованное на доске.

Будь бережлив и аккуратен! Пусть эти слова станут вашим девизом на школьной дороге знаний. Вам помогут получить знания школьные учебники. Не забывайте о том, что рассказали нам сегодня учебники.

(Читает учитель)

Ты в юности учись прилежно, споро,
Ученье – твоей старости опора.
Седой невежа – гибнущее дерево.
Стремись к наукам, в свет наук уверовав. (Б. Гуржуев)

Дорохов А. Город твоих друзей. -М., 1962.

Леонтьев Н. Г. Книга – хорошая или плохая? (об искусстве быть читателем).- Л., 1971.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С детских лет книга становится нашим постоянным спутником. Всю жизнь она помогает нам работать, учиться. Книги обогащают нас знаниями, жизненным опытом, формируют наши взгляды, вкусы, характеры, приносят нам радость. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Но вдумайтесь: ведь книга — это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению, своеобразная летопись человеческого общества. Книга не только знакомит нас с прошлым, но и позволяет разобраться в настоящем и, словно крылья, уносит нас в будущее.

Салимурзаева Г.Н. зав. библиотекойМКОУ СОШ №4

Тема урока: О сохранности учебников.

Цель: привитие бережного отношения к учебнику, книге.

сформировать навыки бережного отношения к учебнику путем бесед, изготовления закладок;

привить практические навыки работы с учебником;

воспитать бережное отношение к учебнику.

Дают вам учебники в школах бесплатно!
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности что неприятно:
Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятна
И там на страницах какие-то пятна.
Чернилами синими залит портрет…
В тарелку свалился учебник случайно…

Так что же: отныне твой личный секрет – не тайна?
Какой-то мальчишка из младшего класса
Отыщет там пятнышко хлебного кваса и спросит:
- Скажите, вы правда такая грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном на обложке!
Ещё я нашел там следы вашей кошки…
Ведь надо же: там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!

Но, к сожалению, и у нас в школе тоже есть ребята, которые небрежно обращаются с учебниками. Учебники издаются один раз в 4 года. И он обходится государству очень дорого, труд многих людей вложен в него. Дело чести каждого ученика - сохранить свои учебники. Сделать это совсем нетрудно, надо их только.
• Не рвать!• Не пачкать!• Не разрисовывать!• Не загибать страницы!• Не делать записей на полях!
Кроме этого есть ещё единые для всех правила обращения с учебниками, которые помогают нам сохранять их.
• Бери книгу только чистыми руками!

• Оберни книгу, вложи в нее закладку!

• Переворачивай страницы за верхний правый угол!

• Не перегибай книгу при чтении!

• Не делай в книге пометок!

• Не загибай страницы!

Но если книгу мы приобретаем по желанию, то учебники нам необходимы, без них мы не сможем учиться

Памятка с правилами обращения с учебником:

Правила обращения с учебником!

•Обверни учебник – не будет пачкаться обложка.

•Не клади в учебник толстых предметов – порвется переплет.

•Не загибай углов на страницах учебников – пользуйся закладкой.

•Не рви страниц, не рисуй и не пиши ничего в учебнике.

•Не перегибай учебник– от этого вырываются страницы.

•Не бери учебник грязными руками.

Мы сегодня много слов посвятили учебнику. Перед началом урока вы увидели на парте закладки, которые я вам приготовила. Они останутся у вас, чтобы вы всегда помнили чего боится учебник и как к нему надо относиться. я предлагаю вам сейчас сделать своими руками закладку для учебника или книги.

Вот наш урок и закончился. Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили? Какой вывод мы можем сделать?



(смотр знаний в 1 классе)


Автор: учитель начальных классов

Открытый урок в 1 классе

Цель: воспитание у учащихся интереса к учёбе, чтению.

  • в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу;
  • развивать активность и творчество учащихся;
  • воспитывать умение общаться, помогать друг другу;
  • способствовать формированию доверительных отношений между родителями, учителем и детьми;

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, презентация, удостоверения, задания на слайдах, клип песни Азбука.

Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова - в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.

Праздник начинается, гости улыбаются,
А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.

1. За окном снежинки вьются,

День приветливый такой

Нынче праздник в первом классе:

День прощанья с Азбукой!

2. Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

3. Тому, кто хочет много знать,

Кто хочет книги прочитать.

Про горы и долины,

Про водные глубины,

Про звезды, ивы вдоль реки,

Не обойтись без Азбуки!

4. Я с этой книжкой первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил,

И как мне радостно сказать:

5. Мы в школе полгода уже отучились,

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились,

И первые книги свои прочитали.

6. А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам, а так же мальчишкам.

7. Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребятам всем сразу.

8. Мы прочтём хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Из-за леса, из-за гор

Мимо нас во весь опор

С громким цоканьем копыт

Скачет русский алфавит.

Буквы все – от А до Я –33 богатыря.

Давайте вместе повторим Алфавит под песню.

(видеоклип Азбука. Р. Паулс, И. Резник)

Учитель : Вот мы и вспомнили все буквы, которые изучили, благодаря нашей первой книге – Азбуке. С ейчас продолжим наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами и почему буква Я стоит в конце алфавита?

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Автор: Говорят ей:

Буквы: Встань на место!

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!

Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.

Автор: Сердито ЭС сказала!

Автор: Проворчала П:

Буква П : “Попробуй, потолкуй с такой особой!”

Автор : Я затопала ногами.

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Автор: Как зальется буква ХА:

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!

Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -

Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Без них нельзя постичь науки

Вы догадались это? (ЗВУКИ).

Учитель: Ребята, на какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)

А как нам отличить гласные звуки от согласных? Давайте разберёмся.

1-й ученик : Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам,

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

2-й ученик : Ель, топор, лопата, руки -

В каждом слове слышны звуки.

Звуки эти разные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать.

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Дружат гласные с согласной,-

Составляют вместе слог.

К нам явились на урок.

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете находить слоги. Для выполнения этого задания надо из слогов составить слова.

Задание на слайде

Учитель: Молодцы! С этим заданием вы справились отлично!

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Вы подумайте о чуде:

Сколько букв - сестер родных?

Могут слов сложить из них!

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Первоклассник – лак, нос, класс, вокал, веник, лесник, сон, сор, вор, перо, репа, слон, сок, сено, сани, пика, ров, пол, полка, волк, полк, пони, кони, коса, санки, салки, салон, кино…

Учитель: Ребята, вы отлично справились и с этим заданием! А впереди у нас новое испытание.

Был на речке, на Чернильной

Город маленький, не пыльный,

С незапамятных времен

Букваринском звался он.

Там, не ведая невзгод,

Очень славный жил народ:

Дружный и трудолюбивый.

Учитель: Подумайте, где могут жить разные буквы?

(Слайд - город Букв)

Учитель: Азбука приготовила для вас задания. Я надеюсь, что и с ними вы успешно с справитесь. Итак - первое испытание –

Блиц-опрос. Нужно быстро ответить на вопросы.

  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Чем буквы отличаются от звуков?
  • Сколько гласных букв? Звуков?
  • Назовите мягкие согласные.
  • Назовите твёрдые согласные.
  • Чем замечательны буквы я, ю, е, ё ?
  • Когда эти буквы обозначают два звука?
  • Какие буквы не обозначают звука?
  • Какие правила русского языка вы знаете?

Следующее задание. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (Слайд )

Ещё одно испытание. Буквы, из которых надо составить слово.

Азбука приготовила вам тексты, которые вы должны по цепочке громко вслух прочитать.

  1. Нашу Родину в разное время защищали разные люди.
  2. Но одно у них было общее – сильная любовь к Родине.
  3. Я вырасту и тоже буду её защищать.
  4. Юные безусые герои, юными остались вы на век.
  5. Благодарность вечная вам всем.
  6. Нам нужен мир – тебе, и мне
    И всем на свете детям.
  7. И должен мирным быть рассвет,
    который завтра встретим.
  8. Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство.
  9. Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
  10. Мир и дружба всем нужны,
    Мир важней всего на свете.
  11. На земле, где нет войны,
    Ночью спят спокойно дети.
  12. Нужен мир для всех ребят,
    Нужен мир на всей планете.

Учитель : Молодцы! С заданиями Азбуки вы справились, прочитали тексты хорошо. А сейчас я попрошу вас отгадать загадки.

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят (Буквы)

Сделать ровную черту

Всем я помогаю (Линейка)

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто же это… (Ученик)

Материки и страны –

Все умещается на нем,

На этом шаре голубом (Глобус)

Есть эта книжка – заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем… (Букварь)

Вам мое почтение!

Я – Литературное чтение.

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы.

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Пушкин, Лермонтов, Толстой…

Да, учебник непростой.

Там много интересного,

Пока вам неизвестного.

Учитель: Чтение тоже приготовило для вас несколько заданий. Злой волшебник Звукомор заколдовал стихи. Расколдуйте их.

1.Уронили зайку (мишку) на пол,

Оторвали зайке (мишке) лапу…

2.Идёт медведь (бычок) качается…

3.Наша Лена (Таня) громко плачет:

Уронила в печку (речку) мячик.

Тише, Леночка (Танечка), не плачь…

4.Зайку бросила лентяйка (хозяйка)…

Учитель: Сейчас я прошу вас сказать, как называется сказка. (слайды)

Молодцы! Вижу, что со сказками вы тоже знакомы.

Позади нелёгкий труд

Вам сегодня выдают

В том, что Азбуку прочли!

Полный курс наук прошли!

И теперь без передышки,

Вы прочтёте любые книжки!

(Детям вручаются удостоверения)

Мы простимся с Азбукой

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Дети хором говорят: Спасибо, Азбука!

-На этом наш праздник закончен. В добрый путь по дороге знаний!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

03.02.2020 2 Прощание с Азбукой

Девиз Е сли хочешь много знать Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться! 03.02.2020 3

СОЕДИНИТЕ СЛОГИ ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА ТАЙ ВЕРТ УЧЕ ЧА ОШИБ НА КОН БА ЗАДА НИК ДРУЖ КА

ПЕРВОКЛАССНИК 03.02.2020 6

03.02.2020 8 А О Б Я Ы Е Я Ю В С Р Д Ш Ж М Ч Б Ы С М

03.02.2020 9 ЗАУБАК ВУКАБ ИНАКГ ВЛООС АЗБУКА БУКВА КНИГА СЛОВО Составить слова из букв

Загадки Б У К В Ы Л И Н Е Й К А У Ч Е Н И К Г Л О Б У С Б У К В А Р Ь

Заколдованные стихи Звукомор

Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила Девочка имя забыла своё, Вы подскажите, как звали её? Узнай сказку или сказочного героя

С букварём шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка? Узнай сказку или сказочного героя Приключения Буратино

Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. Сказка известна любому ребёнку и называется…. Узнай сказку или сказочного героя

Удивляется народ: едет печка, дым идёт, А Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотению, А сказка называется… Узнай сказку или сказочного героя По щучьему велению.

Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несёт её домой. Ну, отгадал загадку? Тогда ответь! Названье этой книжки… Узнай сказку или сказочного героя Маша и медведь

Их приглашают с другом Геной На день рожденья непременно. И любит каждую букашку Забавный добрый ….. Узнай сказку или сказочного героя

Укатился он из дома По дороге незнакомой… Ты узнал его, дружок? Это самый непослушный, говорливый, простодушный И румяный… Узнай сказку или сказочного героя

На глазах у детворы кры с у красят маляры!

Полюбуйтесь-ка, ребятки, р аки выросли на грядке!

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался д ом!

Старый дедушка Пахом на ко з е скакал верхом!

По дороге вдоль села мама с б очками пошла!

Сели в ло ж ку и айда! По реке туда – сюда!

На болоте нет дорог, я по ко ш кам скок да скок!

Вам мое почтение! Я – Литературное чтение. Полистай мои страницы: Здесь стихи и небылицы. Сказки, басни, прибаутки, Поговорки, даже шутки. Пушкин, Лермонтов, Толстой… Да, учебник непростой. Там много интересного, Пока вам неизвестного.


Он молчаливый и добрый волшебник,
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
Сразу в обложку его оберни,
Ручкой не пачкай, не рви, и не мни.
Славный учебник научит всему –
Будь благодарен за это ему!

Береги книгу – источник знаний! Эти слова знают все, кто учится в школе. Школа обеспечивает учащихся учебниками, и каждый ученик в течение учебного года несет ответственность за сохранность книг.

Проверка проводилась активом библиотеки вместе с библиотекарем во всех классах. Проверялось наличие учебников на уроке и их внешний вид, а также наличие обложки. Итоги рейда показали, что большинство учащихся содержат учебники в хорошем состоянии, носят их согласно школьному расписанию. Самыми бережливыми оказались ребята начальных классов.

Напоминаем, что все учебники используются в учебном процессе минимум 5 лет, поэтому необходимо сохранить их в достойном состоянии! От того, как сегодня относится к учебнику каждый из нас, зависит, насколько долго проживёт эта книга, и как долго она будет приносить пользу другим.

Благодарим классы и их классных руководителей, которые подошли к проблеме сохранности учебников серьёзно и ответственно!

Читайте также: