Лосев 12 тезисов об античной культуре конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тезис I. Прежде всего, я хочу отличить античную культуру от других культур. Поскольку познание совершается путем сравнения, сначала укажем, что не есть античная культура, а потом уже будем говорить о том, что она такое. Античная культура не есть новоевропейская культура. А что такое новоевропейская культура? Это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивид, субъект и его власть, его самочувствие. Субъект стоит здесь над объектом, человек объявлен царем природы. Этого нет в античной культуре; личность там не имеет такого колоссального и абсолютизированного значения, как в новоевропейской культуре.

Тезис II. Необходимо также отличить античность от тысячелетия средневековой культуры, в основе которой – монотеизм, исходящий из признания божественной личности. Да-да, по средневековым представлениям над миром, над человеком царит абсолютная личность, которая творит из ничего космос, помогает ему и спасает его. Словом, абсолютная личность стоит над всей историей.

Этого нет в античной культуре, хотя и там есть свой абсолют. Но какой? Звездное небо, например. То есть тот абсолют, который мы видим глазами, слышим, осязаем. Чувственный космос, чувственно-материальный космологизм – вот основа античной культуры….

Таким образом, космос видимый, слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого существа, как в целом, так и во всех своих частях.

Итак, второй мой тезис гласит: античная культура – это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. В этом отличие ее от средневековой философии и религии абсолютного духа.

Тезис III. Античные люди полагали, что самодвижение возникло изначально. Не нужно уходить в бесконечность поисков принципа движения. Вместе с тем вещь, раз она есть и движется, то она – живая, одушевленная. Поэтому и космос, о котором мы говорили во втором тезисе, – тоже одушевленный, тоже разумный. Все это понимается в человеческом плане: поскольку человеческое тело – разумное и одушевленное, постольку одушевленным и разумным является космос.

Итак, третий мой тезис гласит: античность построена на одушевленно-разумном (а не просто объективном, не просто объективно-материальном и чувственном) космологизме.

Тезис IV. Если существуют небесный свод, звезды, но нет того, что создавало бы этот космос, ибо космос существует вечно, сам по себе, то он сам для себя свой абсолют.

Тезис V. Раз есть абсолютный космос, который мы видим, слышим, осязаем, следовательно, этот космос – божество.

Космос – это и есть абсолютное божество. Пантеизм вытекает из основ этого объективистского и чувственно понимаемого космоса. Таким образом, античная культура вырастает на основе пантеизма. Мне могут возразить: выходит, кроме космоса, ничего нет? А боги? Боги же выше космоса.

Античные боги – это те идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют.

Тезис VI. Тоже представляет собой развитие мысли об абсолютном космологизме.

Итак, шестой тезис гласит: античная культура есть абсолютизм фаталистически-героического космологизма.

Тезис VIII. Является результатом дальнейшего обобщения.

Но если природа сама для себя абсолют, тогда мой тезис гласит: античная культура основана на внеличностном космологизме.

ТезисIX. Касается объективной стороны безличностного космоса.

Все эти личности, личные свойства представляют собой эманацию, истечение звездного неба, эфира, который находится наверху Вселенной. Это – эманация космологического абсолюта.

Личность рассматривается здесь не как что-то неразложимое; она сводима на процессы, которые происходят в небе, но касаются также и земли.

Тезис XI. Какая же действительность вырисовывается в результате такого космологизма? Здесь перед нами не объект, не субъект, но нечто характерное для античного понимания личности. Так что и в тезисе XI, где я рассматриваю космологизм с точки зрения объективно-субъективной, тоже господствует внеличностный принцип.

Тезис XII. …Основное представление о мире у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Откуда они приходят, неизвестно, куда уходят, неизвестно. Впрочем, это известно: приходят они с неба, ведь люди – эманация космоса, космического эфира, и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля – это сцена, где они исполняют свою роль.

Вот в этом представлении как раз и проявляется огромный внеличностный характер космологизма, с одной стороны, а с другой – сказывается возвышенный, высокий, торжественный космологизм. …

482
Таким образом, античная литература вплоть до настоящего вре-
мени является источником и вдохновителем больших литературных
школ и направлений, всякого рода философских, эстетических и
политических учений и даже революционной практики.

3. Двенадцать тезисов об античной культуре.*

Тезис I. Прежде всего следует отличить античную культуру от
других культур. Поскольку познание совершается путем сравнения,
сначала укажем, что не есть античная культура, а потом уже будем
говорить о том, что она такое. Античная культура не есть ново-
европейская культура. А что такое новоевропейская культура? Это
буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном вла-
дении. На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и
его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного.
Субъект стоит над объектом объектом, человек объявлен царем
природы. Этого нет в античной культуре; личность там не имеет
такого колоссального и абсолютизированного значения, как в ново-
европейской культуре. Мой первый тезис очень прост: античная
культура основана на принципе объективизма.

483
надлежало быть тому, что рождалось. И далее, когда необходимо
было завершить космос так, чтобы он стал Всем, боги приступили
к образованию трех родов опять-таки живых и телесных существ
(на земле, в воздухе и в воде). Таким образом, космос видимый,
слышимый, осязаемый, материальный в представлении древнего
грека есть не что иное, как огромное тело живого человеческого
существа, как в целом, так и во всех своих частях.
Итак, второй наш тезис гласит: античная культура — это не
только объективизм, но это еще и материально-чувственный
космологизм.
В этом отличие ее от средневековой философии и
религии абсолютного духа.

Тезис III. Раз уж мы стали на точку зрения человеческой
интуиции чувственного восприятия, то это говорит нам также о
том, что существует еще нечто живое, движущееся. А если что-ни-
будь движется, то либо его движет какой-нибудь другой предмет,
либо эта вещь движется сама по себе. Античные люди полагали,
что самодвижение возникло изначально. Не нужно уходить в бес-
конечность поисков принципа движения. Вместе с тем вещь, раз
она есть и движется, то она — живая, одушевленная. Поэтому и
космос, о котором мы сказали во втором тезисе,— тоже одушев-
ленный, тоже разумный. Все это понимается в человеческом плане;
поскольку человеческое тело разумное и одушевленное, постольку
одушевленный и разумный космос.
Итак, третий тезис гласит: античность построена на одушев-
ленно-разумном космологизме
. А не просто объективном, не просто
объективно-материальном и чувственном.

Тезис V. Раз есть абсолютный космос, который мы видим, слы-
шим, осязаем. следовательно, этот космос — божество.
А что вы понимаете под божеством? Абсолют. Божество — это
то, что все создает, что выше всего того, от чего все зависит? Так
это же космос. Космос — это и есть абсолютное божество. Пантеизм
вытекает из основ этого объективистского и чувственно понимаемого
космоса. Таким образом, античная культура вырастает на основе
пантеизма.
Мне могут возразить: выходит, кроме космоса, ничего
нет? А боги? Боги же выше космоса.

484

Античность — скульптурна. Таков седьмой мой тезис.

Тезис VIII. Он появляется в результате нарастающего обобще-
ния. До сих пор я говорил о том, что космос есть абсолютное тело,
прекрасное и божественное. Позвольте, а больше ничего нет? Как
же так? Ведь космос — это абсолютизация природы. Да-да! Античная
культура основана на внеличностном космологизме. Если возражать
против того, что космическое тело в основе всего, то это возражение
исходит уже из принципов неантичных. Но возражают, утверждая,
что так мы обворовываем античность, что она получается бессодер-
жательная, бедная. Нет, это возражение дается с точки зрения
монотеизма. Монотеизм, иудаизм, христианство, магометанство—
вот там, действительно, в основе лежит не природа, а абсолютная
личность. Если вас интересует абсолютная личность, тогда не об-
ращайтесь к античности, займитесь лучше средневековым моноте-
измом. Там все будет построено на абсолютной личности, которая
выше мира, раньше космоса, всякого тела.
А тут — только сама природа, красиво организованная: она сама
для себя абсолют.
И тогда мой тезис гласит: античная культура основана на
внеличностном космологизме.

Следующие тезисы посвящены анализу этой внеличностной при-
роды античной культуры. Девятый тезис будет рассматривать кос-
мологизм как объективную картину, десятый будет говорить о кос-
мосе как о субъективной картине, и одиннадцатый — о космосе в
общем смысле — и объективном и субъективном.

Я несусь и несу неизбывных пыланий глухую грозу
И рыдаю в пустынях эфира.

Так кончились те светлые дни, когда человек молился на звезды,
возводил себя к звездам и не чувствовал своей собственной личности.

Тезис I. античная культура основана на принципе объективизма.

Тезис II. античная культура – это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. В этом отличие ее от средневековой философии и религии абсолютного духа.

Тезис III. античность построена на одушевленно-разумном (а не просто объективном, не просто объективно-материальном и чувственном) космологизме.

Тезис IV. Если существуют небесный свод, звезды, но нет того, что создавало бы этот космос, ибо космос существует вечно, сам по себе, то он сам для себя свой абсолют.

Тезис V. утверждение пантеизма: космос – божество, идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной.

Тезис VI. античная культура есть абсолютизм фаталистически-героического космологизма.

Тезис VII. Космос есть тело абсолютное и абсолютизированное произведение искусства - скульптура, - само для себя определяющее свои законы.

Тезис VIII. античная культура основана на внеличностном космологизме.

Тезис IX. в античности нет слов для обозначения личности, чувств и эмоций, из-за чего античный человек плохо различает факты бытия и смыслы бытия

Тезис X. там есть только формы, материи, тела, свойства тел, природы, носители свойств, наружности и виды.

Тезис XI. а также роли, маски, ощущения, умы, слова, мысли, смыслы и сущности, умелость и ремесло, часто подменяющее искусство.

тезис XII. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что мир есть театральная сцена, а люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят.

комментарий:

а) это не объективизм, а онтологизм и экзистенционализм с тенденцией к расщеплению на объективизм и субъективизм уже в 5 веке до Р.Х. у софистов (человек - мера всех вещей).

б) Лосев перемешал разные эпохи античности, ибо героический фатализм, коий вообще характерен для времен высокого варварства и ранней государственности (ср. с др.германцами и ариями) был присущ архаичной и ранней античности, но после греко-персидских войн и утверждения демократии с ее торгово-ремесленным строем о нем остались лишь воспоминания в комедиях, трагедиях, в театре; а также в поздних диалогах Платона и мифе о золотом веке, но именно эта декадентская античность любима новоевропейцами и постмодернистами

Тезис I. - античная культура основана на принципе объективизма.

Тезис II.-античная культура – это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. В этом отличие ее от средневековой философии и религии абсолютного духа.

Тезис III.-античность построена на одушевленно-разумном (а не просто объективном, не просто объективно-материальном и чувственном) космологизме.

Тезис IV. -Если существуют небесный свод, звезды, но нет того, что создавало бы этот космос, ибо космос существует вечно, сам по себе, то он сам для себя свой абсолют.

Тезис V. -пятый тезис утверждает пантеизм, ибо все – это божество, идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной.

Тезис VI тоже представляет собой развитие мысли об абсолютном космологизме. Античная культура есть абсолютизм фаталистически-героического космологизма.

Тезис VII.-тезис утверждает: перед нами – художественное понимание космоса. Сам термин "космос" указывает на лад, строй, порядок, красоту. То, что это – наилучшее произведение искусства, обычно более или менее признается. А что такое человеческое искусство? Это только жалкое подобие космологического искусства.

Тезис VIII является результатом дальнейшего обобщения. До сих пор речь шла о том, что космос есть абсолютное тело, прекрасное и божественное; космос – это абсолютизация природы. Возражения против того, что космическое тело находится в основе всего, исходят не из античных принципов. Античная культура основана на внеличностном космологизме.

Тезис IX касается объективной стороны безличностного космоса. Философия ("любомудрие"), как известно, существует для того, чтобы изучать существо дела. Есть греческий термин "усия", имеющий два основных значения: 1) факт, факт бытия (от "эйми" – быть, есть) ; 2) смысл, сущность, значение.

в тезисе XI, где рассматривается космологизм с точки зрения объективно-субъективной, тоже господствует внеличностный принцип.

Наконец, тезис XII, итог. -

Оказывается, основное представление о мире у греков сводится к тому, что это есть театральная сцена. А люди – актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят. Откуда они приходят, неизвестно, куда уходят, неизвестно. Впрочем, это известно: приходят они с неба, ведь люди – эманация космоса, космического эфира, и уходят они туда же и там растворяются, как капли в море. А земля- это сцена, где они исполняют свою роль. Кто-то спросит: какую же пьесу разыгрывают эти актеры? Отвечу: сам космос сочиняет драмы и комедии, которые мы исполняем. Философу достаточно знать только одно: что он актер и больше ничего. Прибавьте к этому еще и то, что, согласно исследованию советского филолога А. А. Тахо-Годи, наше понятие личности довольно часто выражается по-гречески термином "сома", а это есть не что иное, как "тело". Значит, сами же греки в своем языке раскрыли тайну понимания личности: это – хорошо организованное и живое тело.

Античная культура - целостное образование, охватывающее исторические формы общественного сознания: мифологию, религию, политику, право, науку, философию и искусство.

Прежде всего следует отличить античную культуру от других культур. Поскольку познание совершается путем сравнения, сначала укажем, что не есть античная культура, а потом уже будем говорить о том, что она такое. Античная культура не есть новоевропейская культура. А что такое новоевропейская культура? Это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом объектом, человек объявлен царем природы. Этого нет в античной культуре; личность там не имеет такого колоссального и абсолютизированного значения, как в новоевропейской культуре. Мой первый тезис очень прост: античная культура основана на принципе объективизма.

Читайте также: