Конспект занятия в подготовительной группе зима что такое новый год

Обновлено: 07.07.2024

- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Обобщить и систематизировать знания о времени года зима.

- Приучать детей к самостоятельности суждений.

- Совершенствовать умение составлять рассказы с помощью мнемотехники.

- Развивать творческое воображение, фантазию, речь, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.

- Развивать умение детей разгадывать ребусы.

- Воспитывать умение слушать друг друга.

- Воспитывать любовь и бережное отношения к родной природе.

Методы используемые в занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.

- наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, птицы, одежда людей, работа техники);

- опытно-экспериментальная деятельность: замораживание цветных форм из воды, установление причинно следственной связи: где быстрее замерзнет, - рассматривание картинок с приметами зимы, открыток, альбомов с журнальными вырезками, репродукции художников;

-чтение худ. литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

- дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;

- худ. творчесво: рисование на тему зима (трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала.

Дети заходят в зал и становятся полукругом.

Воспитатель : Ребята сколько времён года? (четыре). Назовите их : (зима, весна, лето, осень). А какое время года у нас сейчас.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети : На экране нарисован ребус.

Воспитатель : Правильно. В этом ребусе спрятано слово, давайте его все вместе разгадаем.

Воспитатель : Ребята, а сейчас что вы видите на экране?

Воспитатель : Совершенно верно. Мы оказались во владениях Матушки- Зимы. Она приготовила для вас задания и сюрпризы.

1.Явилась вслед за осенью

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

3.Бел, да не сахар.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

4.В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет (изморозь).

Воспитатель: Молодцы, как много слов признаков вы назвали про зиму.

Воспитатель : Дети, а сейчас перечислите по порядку зимние месяца (декабрь, январь, февраль).

Воспитатель : Каждый месяц имеет свои особенности. Давайте расскажем про них.

Рассказы детей о месяцах.

Ребенок. Декабрь – первый зимний месяц. В декабре дни короткие, ночи длинные. Холодно в декабре зверям и птицам. Деревья и кустарники стоят без листьев, на ветках лежит снег. Медведь спит в берлоге, белки прыгают по деревьям и грызут шишки, зайцы одели белые шубки. Птицы перелетают ближе к жилью человека. В конце декабря самый любимый праздник встреча Нового Года.

Ребенок. Январь- второй зимний месяц. В январе сугробы высокие. Мороз на стёклах рисует узоры. Солнце уже светит ярче. В январе на Руси отмечают светлый праздник Рождества Христова.

Ребенок. Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. В феврале дни становятся длиннее. Солнце начинает пригревать. Появляются первые проталины. В феврале мы провожаем зиму и встречаем весну.

Воспитатель : Послушайте загадку.

Чтоб не мерзнуть пять ребят.

В печке вязанной сидят?

Воспитатель: достает чудесный мешочек и просит ребенка проверить, что в нем.

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……………снег!

С неба всё скользят пушинки – серебристые…снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается……………снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее……………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в………снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка……….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…….снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил….снег!

Воспитатель: Дети, какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…). Правильно.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится (покачивание руками)

И на землю тихо

Падает ложится (присели, руки опустили)

И под утро снегом (встали, покружились)

Поле забелело (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Все его одело (присели, руки опустили на пол).

Воспитатель : Дети садимся на стульчики. Внимание на экран. (Изображение горки.) Что изображено на картинке.

Любите кататься на горке? Ответы детей

А из чего строят горку (из снега).

Какой может быть зима? (холодная, снежная, грустная, весёлая).

Послушайте мой рассказ по этой схеме.

Какие слова помогли мне составить рассказ о зиме? (Снегопад, сугроб, метели, лёд, коньки, санки, строить крепость, игра в снежки.)

Как называется рассказ?

Воспитатель: Чем зима накрыла землю? (Белым покрывалом – образное выражение.)

Какие подарки принесла зима людям? (лыжи, санки, коньки).

А какие ещё зимние забавы вы знаете?

Воспитатель : А сейчас кто хочет составить рассказ по другой схеме.

Рассказы детей (2, 3 ребенка).

Воспитатель : Дети, вам понравилось занятие?

О чём мы сегодня говорили?

Дети: Говорили о зиме. Отгадывали загадки, строили снежную горку, ребус отгадывали, составляли рассказы о зиме…

Воспитатель : Мне понравилось как вы работали на занятии, какие составили рассказы. Молодцы! Всем спасибо.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект НОД для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "Новый год идет по миру" с применением ИКТ.

F:\на инфоурок\1.jpg


2. Беседа о появлении Нового года.
Воспитатель: А вы ребята как думаете, что же такое новый год?
Дети: отвечают на вопрос.
Воспитатель: Молодцы ребята, оказывается, вы столько всего знаете интересного об этом празднике.
Воспитатель: А вы знаете, что в новогоднюю ночь ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем новый год? Поэтому этот праздник принято отмечать ночью. А не днем, например.
Воспитатель: Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I (Слайд 3) издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января.

F:\на инфоурок\3.jpg


По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. (Слайд 4) .


F:\на инфоурок\4.jpg

F:\на инфоурок\4а.jpg


Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе (Слайд 5) , который приносит подарки.

F:\на инфоурок\5.jpg

F:\на инфоурок\6.jpg


Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства.
Воспитатель: А сейчас ребята давай те немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.

4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.
Воспитатель: Как отмечают новый год в разных странах, я вам сейчас расскажу. Английский Санта-Клаус
(Слайд 7) , путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей.

F:\на инфоурок\7.jpg


Его все очень ждут, особенно дети. Они вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок.
Во Франции (Слайд 8) Французского Деда Мороза (Пэра Ноэля) дети ждут.

F:\на инфоурок\8.jpg


Он подарки для детей разделяет на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество.
В Германии на Новый год подарки дарит (Слайд 9) немецкий Дед Мороз (Вайнахтсман). В одной руке он держит подарки, а в другой розги.

F:\на инфоурок\9.jpg


Как и положено, кто вел себя хорошо, получает подарок. Кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать.
В Японии каждый ребенок новогодним вечером кладет под подушку рисунок своей “мечты” и они верят, что тогда их мечты обязательно сбудутся.
В России же Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на новый год (Слайд 10) Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

F:\на инфоурок\10.jpg


Воспитатель: Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год?
Дети: ответы детей.


5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.
Воспитатель: Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А скажите мне ребята, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?
Дети: Ответы детей.
(Слайд 11)

F:\на инфоурок\11.jpg


8. Итог.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать. Как вы думаете, почему тема нашего сегодняшнего приключения - Новый год идет по миру?
Дети: Потому что мы узнали, какие бывают Деды Морозы в разных странах мира.
Воспитатель: А что еще интересного вы сегодня узнали ребята?
Дети: Как появился праздник Новый год в России.
Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом вас!

Главная Занятия по теме "Зима"

Подготовила воспитатель: Шевелева Л.В. подготовительной группы г.Тюмень 2016 год

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.

Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил.,

Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ на картинке.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение

Учить детей замечать красоту зимних явлений.

Совершенствовать умение лепить пластилином.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Предварительная работа: беседа о зиме, о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок о зиме.

Словарная работа: ледок, морозец, саночки, холодок, метелица, снежок, солнышко, зимушка.

1. Организационный момент:

- Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.

- Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.

-Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

- Какое время года пришло на смену осени?

- Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

- Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе.

-Сейчас случится волшебство предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка — балеринка.

-Давайте все вместе закроем глазки и произнесем заклинание — превратимся в снежинок. Жинки, жинки, жинки, мы теперь снежинки. (Открыли глазки.)

(Проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”).

-Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад. Молодцы. А теперь закроем глазки произнесём заклинание и превратимся в ребятишек. Ишки, ишки, ишки опять мы ребятишки. (Открыли глаза).

- Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

- Молодцы! Вы были очень внимательными.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

- Молодцы! Все загадки отгадали правильно.

-Ой, ребята к нам кто-то стучится.

Почтальон: — Здравствуйте, ребятишки?

Почтальон: -Это дс №78?

Почт-он: — Вам письмо.

Почт-он: -До свидания.

-Ой, ребята, давайте прочитаем от кого оно. Кто сможет прочитать? (Распечатываю). Посмотрим, что в нём написано.

- Кто услышит, ошибку поднимает руку, и отвечаем полным ответом. (Сели по удобнее, спина прямая.)

- «Первый зимний месяц называется сентябрь (декабрь). Как наступает зима, так начинается жара (холода), и люди сразу одевают летнюю (зимнюю) одежду.

- Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде. Дети лепят снежную бабу, скользят по льду, загорают. Готовятся к празднику – 8 Марта.

- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

(Сосульки кушать нельзя).

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу, и спит… Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках.

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, дети находят, и выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках).

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Что делает медведь в берлоге?

Дети: Медведь в берлоге спит.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках.

- Молодцы! У нас с вами получилась замечательная картина.

Зима (какая?) — … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т.д.).

Снег (какой?) — … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т.д.).

Сосулька (какая?) — … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя).

Мороз (какой?) — … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой).

Горка (какая?) — … (снежная, ледяная, большая, скользкая,).

Дорожка изо льда (какая?) —. (ледяная, скользкая, длинная).

- Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.

-Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега).

-А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами.

Давайте каждый слепит свою снежинку и подарит нашим гостям.

Итог занятия:

Рассматривание готовых работ. У всех получились красивые снежинки и все они не похожи друг на друга.

Оборудование. Бумажные снежинки, искусственная ёлочка, колокольчики, ноутбук, запись вьюги, метели, листы синего и голубого картона с контурными рисунками, клей, соль крупного помола и манная крупа.

Предварительная работа. Прогулки по территории детского сада, наблюдения за изменениями в природе. Чтение стихов, загадок о зиме. Заучивание пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

Воспитатель: (приглашает детей в круг.)

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.
На ладони появилось ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой,
И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Доброе утро, мои дорогие!

Желаю вам дружно и весело провести этот день.

Воспитатель: А чтобы узнать тему занятия, нам нужно разгадать зашифрованное слово

Воспитатель: мы будем говорить о Зиме.

Продолжите: Зима – это…….(время года)

Воспитатель:

- А давайте узнаем сколько слогов в слове.

Звучит запись ветра, метели, скрип шагов по снегу.

Воспитатель: Послушайте внимательно звуки. Что они вам напоминают? Что вы слышите?

Дети: (ветер воет; это зима; кто-то идёт по снегу; зимний морозный день; скрипят шаги по снегу)

- К нам кто-то идет.

Воспитатель: А бывает ли зима без мороза?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ой, ребята по смотрите Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята, мне нужна ваша помощь?

Незнайка: я не чего не знаю о зиме,

А (мне) ему так хочется по пасть на праздник НАВЫЙГОД, который бывает только Зимой, вы мне поможете?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Но тебе, Незнайка, придется с нами выполнить ряд заданий.

Воспитатель: А что ты Незнайка знаешь о зиме?

Незнайка: я сейчас вам расскажу то, что знаю.

А вот и первое задание.

- «Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу надевают: шортики, платья, сарафаны, сандали.

- Зимой дети катаются на велосипеде, самокате, купаются в море, загорают, готовятся к празднику – Маминому дню.

- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Дети: Нет.

Воспитатель:

- Сколько у ЗИМЫ месяцев?

- Вспомните их названия?

- Какой зимний месяц первый, третий, второй.

- Вспомните пословицы о зимних месяцах

- декабрь – год кончает, а зиму начинает,

- январь крыша зимы,

- В феврале два друга мороз да вьюга

Воспитатель: Понял незнайка? (да)

А вот следующее задание

Воспитатель: Подумайте, без чего ещё не бывает зимы? Давайте вместе нарядим ёлочку и, называя слово, или приметы украсим её снежинками.

Я начну предложения, а вы закончите

Зимы не бывает без……

Дети: (без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)

Воспитатель: Посмотрите, какая нарядная ёлочка у нас получилась. Вы хорошо знаете, что бывает зимой.

Воспитатель: чем мы украшали ёлку? Давайте подуем на них.

Дыхательная гимнастика:

Как подул Дед Мороз
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды. (дети представляют на ладошке снежинку и дуют)

Воспитатель: А, знаете ли, чего никогда не бывает?

Воспитатель:

Падает снег.
Летают бабочки.
Метёт метель.
Цветут одуванчики.
Наряжают ёлку. Лепят снеговика.
Рисуют мелом на асфальте.
Замерзают реки.
Загорают на пляже.
Катаются на санках.
Играют в снежки.
Катаются на велосипеде.
Тепло одеваются.
Играют в песке.
Лепят снеговиков.
Встречают Новый год.
Купаются в море.
Строят снежную горку.
Зеленеют листья на деревьях.
Падают снежинки.

Воспитатель: А теперь проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

Опыт 1. Рассматривают, определяют цвет. Возьмите цветную картонку положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный)

Опыт 2. Видно через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный)

Опыт 3. Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей). Почему разбился? (Хрупкий)

Потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый)

Опыт 4. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт 5. Что происходит со снегом в тепле? Со льдом? (Тает, превращаются в воду)

Воспитатель: А что мы сейчас делали? (опыты)

Физминутка

Задание

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег).

С неба всё скользят пушинки –
Серебристые …(снежинки).

На посёлки, на лужок
Всё снижается …(снежок).

Вот веселье для ребят –
Всё сильнее …(снегопад).

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в…(снежки).

Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка –
Это девочка - …(Снегурка).

На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).

Воспитатель: Вспомните, какие вы досказывали слова?

- Как мы называем эти слова? (слова родственники)

Задание

Воспитатель: Здесь Зима предлагает вам на память о таком замечательном времени года нарисовать зимние рисунки. РИСУНОК СНЕЖИНКУ? (солью)

(Детям объясняется порядок выполнения работы: клеем аккуратно обвести контур рисунка, нанесённый на лист картона педагогом, густо посыпать солью, затем лишнюю соль стряхнуть в миску. Зимний рисунок, готов)

Незнайка: Спасибо вам ребята, я все запомнил, а подарок от меня - конфеты.

Читайте также: