Конспект занятия вверх вниз

Обновлено: 03.07.2024

Мақсаты – Цели: Ознокомление с пространственными отношениями выраженными словами вверх – вниз.Учить детей понимать значение слов вверх – вниз и повторять их вслед за педагогом, развивать и совершенствовать понимания речи, развивать слуховое восприятия ,воспитывать внимательность.

Словарная работа: Ввер – вниз.

Билингвальный компонент: төмен – вниз, жоғары – вверх.

Қызмет кезеңдері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің іс – әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс – әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –қозғаушы

Мотивационно-

побудительный

Вгруппу принесли посылку ,в ней разные мягкие игрушки.Достает игрушки, просит назвать и сказать какая она большая или маленькая.Раздает детям игрушки.

Дети проявляют интерес включаются в игровую ситуацию.

Ұйымдастырушылық –ізденіс

Организационно –поисковый

Дидактическое упражнение

Вверх – вниз .

Словарная работа : Вверх – вниз.

Строит из кубиков лесенку. По ней ходит игрушка : вверх-вверх-вверх-вниз-вниз-вниз.

Билингвальный компонент: төмен – вниз, жоғары – вверх.

Приглашает детей для совместной деятельности.

Дидактическое упражнение:

Кладет игрушку на стол.

-Посмотрите,Зайка, на стулесверху.

А теперь Зайка прыгнул на пол —вниз.

Повторяют вверх – вниз.

Следят за ее действиями.Затем по очереди , вместе с педагогом ,

Выполняют действие,произносят соотвесвующие слова: вверх – вниз.

Наблюдают за действиями.

Рефлексивті – түзету

Рефлексивно – корригирующий

Исценировка стихотворения:

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Итог. Хвалит детей.

Выполняют движения согласно по тексту.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Күтімді нәтиже – Предполагаемый результат:

Ұғынады – Воспроизводят: Выполнения и повторения задания по примеру педагога.

Түсінеді – Понимают: Значение слов вверх- вниз.

Қолданады – Применяют : навык выполнения действий и при этом называть его.

Методы и приё мы реализации:

рассказ, беседа, игра; проблемная ситуация; словесный, наглядный, игровой.

Предварительная работа: игра, беседа, чтение, рассматривание.

Организация среды: шкаф с игрушками, корзина с мячами, листы бумаги, фломастеры.

Стремится к общению с педагогом, активно подражает в движениях и действиях. Эмоционально откликается на поэтические произведения. Проявляет интерес к окружающему.

Звучит тихая музыка и на пороге появляется зайчонок. Зайчонок дрожит.

Воспитатель: - Ой, ребята, кто это к нам пришёл?

Ответ детей:- Зайчик.

Воспитатель: Дети, а почему зайка дрожит?

Воспитатель: какая на улице погода? А какое сейчас время года?

Дети: Сейчас осень, на улице холодно. Зайка замёрз и дрожит.

Дети, поднимите, пожалуйста, головы и посмотрите вверх. Что вы увидели наверху?

Ответ детей: потолок, плафоны с лампочками.

Посмотри – ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок.

Белый, белый он на вид – белой краскою покрыт.

Видишь голубой плафон, он висит под потолком.

Знают взрослые, и дети лампочка в нём ярко светит.

Дети, что ещё можно увидеть на потолке?

Ответ детей: муху, трещинку.

Воспитатель: верно. Трещинку видим, муху. Это ведь про неё придумали загадку: кто над нами вверх ногами? А теперь я попрошу, вас поднимите, пожалуйста, руки и покажите мне, где у нас в комнате верх. (Дети выполняют) Верно, молодцы, дети.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, где в нашей комнате низ?

Ответ детей: дети показывают пол.

Воспитатель: правильно! Низ - это пол. Ну-ка все дружно топните ножкой по полу (дети выполняют). Посмотришь вниз – увидишь пол, котик по полу прошёл.

На полу лежит ковёр – как красив на нём узор!

Воспитатель: - Ребята, а что это стоит перед вами?

Ответ детей: Шкаф.

Воспитатель: а шкаф высокий или низкий?

Ответ детей: шкаф высокий.

Воспитатель: - Ребята, что стоит наверху шкафа?

Ответ детей: наверху стоят куклы.

Воспитатель: а что стоит внизу?

Ответ детей: Внизу стоят машины.

Воспитатель: - ребята, давайте поиграем в мяч. В корзине сверху лежат мячи, какого цвета?

Ответ детей: - сверху лежат зелёные мячи.

Воспитатель:- а внизу мячи, какого цвета?

Ответ детей: внизу лежат красные мячи.

Воспитатель: - молодцы, ребята. Дети, возьмите зелёные мячи и подкиньте их вверх.

Дети выполняют задание.

Воспитатель:- Что вы сейчас сделали, дети?

Ответ детей: подкинули зелёные мячи вверх.

Воспитатель: А теперь красные мячи положите вниз. Куда положили красные мячи?

Ответ детей: красные мячи положили на пол, внизу.

Воспитатель:- что, вы сделали, ребятки.

(Повторить это упражнение 2 раза).

Воспитатель: - давайте, дети, подойдём к окну и посмотрим на улицу. Что увидели наверху?

Ответ детей: небо, солнце, облака.

Воспитатель: отгадайте загадку: оно круглое, как блин, но его мы не съедим!

Оно свет на землю льёт, и тепло нам всем даёт!

Ответ детей: - это солнышко.

Воспитатель: - теперь, ребятки, посмотрите вниз. Что находится внизу?

Ответ детей: земля, песок, дорога.

Воспитатель: - послушайте стихотворение: вверху небо голубое – на нём солнце золотое.

И запомните, друзья, что внизу у нас земля!

Воспитатель: - давайте, ребята, возьмём фломастеры и нарисуем голубое небо и солнышко наверху листа, а внизу нарисуем землю. Что, ребята, вы нарисовали?

Ответ детей: вверху нарисовали небо и солнышко, а внизу дорогу.

Воспитатель: молодцы, ребятки! Вот видишь, зайка, ребята внимательно слушали и теперь знают где верх и где низ. А ты, зайка, знаешь, где верх и низ? Молодец!

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете дома?

выставляет на стол дом и двух медведей с куклой.

Чтобы зайти в дом к медведям, нужно разбиться на пары.

На столах разложены карточки с цифрами 1-4. Дети должны соотнести количество точек на своей каточке с цифрой и сесть за нужный стол. Таким образом, за одним столом оказываются два, три ребенка с одинаковым количеством точек на своих карточках.

-закрепить счет в пределах 4, умение определять, назвать и сравнивать свойства предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры;

-тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, сформуровать опыт самоконтроля.

Дети сидят за столами. У каждого лист бумаги с нарисованными на нем двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда)-3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

-Сколько полок на кухне у медведя?

Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде,- одна, две, всего две полки.

-покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.

-сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде:

Одна, две, три-всего три тарелки.

-сколько квадратных ( треугольных) тарелок на нижней полке?

-на верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

-сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

-чем похожи эти тарелки?

Дети отвечают: они все круглые – у них одинаковая форма; они все желтые-у них одинаковый цвет.

-чем отличаются тарелки?

Дети: у них разный размер.

Как вы думаете, какая тарелка на верхней полке принадлежит медведю? Насте? Мишутке?

Дети: самый большой-медведя, круг поменьше- Настин, самый маленький-мишутки.

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, серенький волчок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

-организовать активный отдых детей, тренировать умение изображать реальные действия с помощью мимики и жестов, развивать фантазию.

Воспитатель: Ребята , к трем медведям собирается в гости заяц.

-Что обычно делают перед приходом гостей?

Дети: наводят порядок

-тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Медведи попросили достать посуду с верхней полки.

Дети должны снять три круга с листа и положить перед собой.

Воспитатель выставляет на столе рядом с медведями и куклой изображение зайца. К медведю в гости пришел заяц.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?

Воспитатель: Почему вы думаете, что не хватит?

Дети: Потому что тарелок три, а зверушек на столе-четыре.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы тарелок хватило всем?

Дети: надо поставить на стол еще одну тарелку.

Воспитатель: Где можно взять недостающую тарелку?

Дети: с нижней полки.

Воспитатель: Какую тарелку вы поставили зайцу?

Дети: квадратную, треугольную.

Воспитатель: Чем тарелка зайца отличается от остальных тарелок?

Воспитатель: медведи благодарят детей за помощь и приглашают поиграть.

-тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает поиграть в игру.

Воспитатель называет предмет, например солнце, а дети должны сказать где-вверху или внизу-он находится.

Слова могут быть: луна, птица, звезды, трава, земля, грибы, и т.п.

Что у человека вверху (голова), внизу-ноги)

Что у дерева на вверху-ветки, внизу-корни.

Итог занятия:

-восстановить в памяти то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха

Воспитатель: У кого в гостях вы сегодня побывали?

Чем вы помогли медведям?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они сегодня смогли помочь медведям потому, что хорошо считают, знают, где вверх, а где вниз, и не боятся трудностей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закреплять на предметной основе представление о геометрических фигурах, счет в пределах 4, умение соотносить цифры 1-4 с количеством, сравнивать группы предметов по количеству.

Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов и объединять их в группы.

Раздаточный материал: листы бумаги, по два круга разного цвета и два треугольника разного цвета.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Введение в игровую ситуацию.

Ребята, сейчас мы с вами представим, что находимся на кухне и помогаем маме по хозяйству. Какая мебель есть на кухне?

Правильно. На кухне есть стол, стулья, а также шкафы и полки.

Задание №1. Сейчас я раздам каждому из вас листок бумаги, который разделен на две части линией. Ребята, это – две кухонные полки: верхняя и нижняя. Проведем пальчиком по верхней полке. А теперь по нижней (дети проводят пальчиком ). Теперь я даю каждому два круга – это тарелки и треугольники – это стаканы. Вы должны поставить тарелки на нижнюю полку, а стаканы на нижнюю (дети выполняют задание). Давайте посчитаем, сколько у нас тарелок, сколько стаканов (считаем вместе). Какого цвета кружки? Какого цвета тарелки?

Физкультминутка.

Все ребята дружно встали ( выпрямиться).

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (руки поднять вверх),

И немножечко встряхнулись (встряхнуть руками).

Как пружинки мы присели (присесть).

И тихонько разом сели.

Игра. Ребята, сейчас я буду называть предметы, а вы должны ответить, где они находятся в пространстве – вверху или внизу. Если вверху – поднимаем руки вверх, если внизу – опускаем вниз.

Итак, самолёт, машина, птичка, цветочек, трактор, солнышко.

Речевой контроль: где самолёт? (вверху…)

Сейчас я буду показывать картинки. На них изображены герои сказок. На какой части листа изображен Карлсон?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Тема урока: Вверх. Вниз. Налево. Направо.

2. Цель урока: Формировать пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху - внизу выше- ниже, слева, справа (левее – правее).

3. Задачи урока:

- развивать у учащихся память, мышление, логику;

- воспитывать интерес к математике.

4. Тип урока: изучение нового материала.

6. Ход урока:

I . Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Приготовьте рабочие места. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку: учебники, рабочая тетрадь, ручки, карандаши? Мы начинаем урок.

II . Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

- Вспомните, чему мы научились на прошлом уроке. (Считать предметы.)

- Кто хочет рассказать считалки, в которых ведется счет предметов?

(Заслушиваются ответы учащихся, подготовивших дома считалки.)

- Какие правила счета мы с вами вывели? (Ответы детей.)

- Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос автора.

Один кузнечик стрекотал,

Две бабочки летели,

Гуляли вместе три кота,

Четыре птички пели.

Белок пять, а может, семь?

В них я запутался совсем.

Слон один, но тянет весом

И на восемь, и на десять.

Всех пока пересчитали,

Что-то в счете потеряли.

- Кто слушал внимательно и заметил, какие числа потеряли при счете? (6и 9.)

2. Устный счет

- Встаньте те , кто ни разу не ошибся в счете.

- Встаньте те, кто ошибся совсем немного. Вы все молодцы.

III . Самоопределение к деятельности

- Откройте учебник на с. 6. Прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться? (Ответы детей.)

- Для чего нужно уметь определять левую, правую стороны, верх и низ? ( Чтобы не заблудиться, найти дорогу, объяснить, где лежит предмет, и т. д.)

— Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

Могут шить и штопать,

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

- О чем идет речь в стихотворении? (О руках.)

- Поднимите вверх правую руку. Что умеет правая рука? (Ответы детей.)

- Правая рука умеет работать, рисовать, держать ручку, рубить ит. д.

— Поднимите вверх левую руку. Что делает левая рука? (Ответы детей.)

Левая рука ласковая. Она лежит на столе, когда вы пишете, в ладушки правой руке помогает играть.

IV. Работа по теме урока

- Приготовьте геометрические фигуры. Выложите в линию красный круг, красный треугольник, синий треугольник, синий круг, синий квадрат.

- Сколько фигур вы выложили? (5.)

- Сколько синих фигур? (3.)

- Сколько треугольников? (2)

- Назовите фигуры, которые лежат справа от синего треугольника. (Синий круг, синий квадрат.)

- Какие фигуры лежат слева от синего круга? (Красный круг, красный треугольник, синий треугольник.)

- Какая фигура первая справа? (Синий квадрат.)

- Какая фигура первая слева? (Красный круг.)

- Задайте вопросы по узору, который мы сложили. (Учащиеся по очереди задают вопросы и отвечают на них.)

V. Физкультминутка

(При чтении стихотворения учащиеся показывают руками лево и право.)

Это правая рука,

Справа — шумная дубрава,

Слева — быстрая река.

Справа — роща протянулась,

Слева — чей-то огород.

А когда я обернулась, (Повернуться.)

Стало все наоборот.

Слева стала вдруг дубрава,

Справа — быстрая река.

Неужели стала правой

- Повернитесь лицом к соседу. Поднимите правую руку. Поздоровайтесь за руку.

- Поднимите левую руку. Положите ее на правое плечо соседа. Все действия мы выполняем в зеркальном отображении по отношению друг к другу.

VI .Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунок на с. 6. Прочитайте задание к нему.

- Что видите на рисунке ?

- Возьмите карандаш, линейку и ручку и положите их так, как сказано в следующем задании. Что вам удобнее взять правой рукой: карандаш или ручку? (Карандаш, он лежит около правой руки.)

- Переложите карандаш и ручку так, чтобы ручка была сверху от линейки, а карандаш — снизу. Назовите предметы по порядку сверху вниз. (Ручка, линейка, карандаш.) - Прочитайте задание к рисункам на полях. В какой руке держит совок девочка на верхней картинке? (левой.)

- А на нижней? ( Тоже в левой.)

- Чем отличаются рисунки с машинами? (На верхнем рисунке машины едут налево, а на нижнем — направо.)

— Рассмотрите рисунок на с. 7. Прочитайте вопросы к нему. (Учащиеся читают по порядку вопросы и отвечают на них.)

- Прочитайте задание к рисунку на полях. Что обозначает восклицательный знак в кружке? (Задание повышенной сложности.)

2.Работа в парах.

Первый ученик рассказывает соседу по парте, как колобок катился из дома в лес, второй — как он будет возвращаться по этой же дороге из леса.

- Кто справился с заданием, поднимите руку.

- У кого не получилось? Почему, как вы думаете? (Путаем лево и право, невнимательно прочитали задание.)

3. Работа в тетради с печатной основой

- Откройте тетрадь на с. 4.

- О чем говорит условный знак около первого задания? (Нужно взять карандаши.)

- Прочитайте задание. Какой вагончик будет левее всех? (Зеленый.)

- Какой вагончик нарисуете рядом с зеленым? (Желтый, потому что зеленый вагончик слева от желтого.)

- В каком порядке будете раскрашивать дальше? (Красный и синий.)

Прочитайте и раскрасьте флажки сами.

(Проверка. Цвета флажков слева направо: белый, красный, голубой, желтый.)

Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если все выполнено верно, знак + , если есть одна ошибка, знак —, если выполнить задание пока не получилось .

- Давайте раскрасим кроликов. Поднимите правую руку. Сколько кроликов смотрит на правую руку? (2.)

- Как вы их закрасите? (Оставим белыми.)

- Поднимите левую руку. Сколько кроликов смотрит налево? (1.)

- Каким цветом его закрасите? (Черным.)

- Сколько морковок дорисуете? (По 2морковки двум кроликам.)

- Посмотрите на мячи. Чем они отличаются (Размером.)

— Дорисуйте еще два мяча, соблюдая эту закономерность. (Учащиеся рисуют еще два мяча, больших по размеру.)

- Где находится самый маленький мяч? (Слева.)

- Где находится самый большой мяч ? (Справа.) Посмотрите на флажки.

- Какую закономерность вы увидели? (Первый флажок смотрит направо, второй — налево, третий — направо, следующий — снова налево.)

- Куда будут смотреть следующие два флажка? (Направо, потом налево.)

VII. Рефлексия

Проверь себя (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение задания. Проверка. Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если вы все поняли и не ошибаетесь, знак +, если вы поняли почти все, по немного ошибаетесь, знак —, если вы ничего не поняли и вам нужна помощь.

VIII. Подведение итогов урока

- Что сегодня на уроке вспоминали? (Расположение предметов: слева, справа, вверху, внизу.) - Покажите правой рукой вверх. Покажите левой рукой вниз. Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой на уроке.

Читайте также: