Конспект комбинированного урока по окружающему миру

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

Тип урока: Изучение и первичное закрепление.

Форма урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с разнообразием групп царства растений; выделить их характерные особенности.

1. Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

2. Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3. Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

4. Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

5. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

6.Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Дидактический материал и оборудование:

I . Проверка домашнего задания.

II. Фронтальная работа

- Что такое почва? (верхний плодородный слой земли)

- Какой состав имеет почва? (Учащиеся проговаривают вслух названия, которые входят в состав почвы – вода, воздух, перегной, песок, глина, соли, микробы)

- Какие живые существа есть в почве? (микробы, черви, личинки, кроты и др.)

- А теперь ответьте на вопросы:

1.Главная часть почвы, которая делает её более плодородной? (перегной)

2.Как называется верхний слой земли? (почва)

3.Что используют растения из почвы для питания? (соли)

4.Это животное считает почву своим домом? (крот)

5.Составная часть почвы, полезное ископаемое, которое применяют в строительстве? (песок)

6.И её тоже применяют в строительстве? (глина)

7.Как называются живые существа, которые находятся в почве? (микроорганизмы)

8.Иногда почву называют просто… (земля)

- Какое же слово у вас получилось? (РАСТЕНИЯ)

- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомим с новой классификацией растений.

Тема урока «Разнообразие растений

-На какие группы делятся растения?

- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами) (на доске картинка с растением)

Задание. Подпишите части растений.

- Цветковые растения устроены очень сложно: корень, стебель, побеги, листья, цветки, плоды, семена. Они венчают корону царства растений.

– Прочитайте текст (с. 72) о каждой группе растений.

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на с.72, растения очень разнообразны.

- Сейчас мы прочитаем текст учебника и найдем ответы на вопросы.

- Как называется наука о растениях? (ботаника)

- На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.

Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов.

Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10 тысяч видов папоротников.

Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки– это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки с семенами.

- Где растут водоросли? (в воде)

- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)

- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).

- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с.72). К какой группе они относятся?

- Сколько видов растений вы видите? (3)

- Ученые – биологи их называют одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. А мы обычно называем их одуванчик, подорожник, клевер.

Ученым сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

V. Работа в рабочей тетради.

1. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп растений. Пронумеруйте рисунки.

Поставьте цифру один в этот прямоугольник. Выполните задание.

2. Запишите, сколько растение каждого вида показано на рисунке в учебнике стр. 72.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности : игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, беседа, работа с книгой.

Средства обучения : ТСО, творческие задания, дополнительная литература.

Планируемые результаты: осознание необходимости безопасного образа жизни; установление причинно-следственных связей, умение правильно определять части тела и внутренние органы человека.

Х О Д У Р О К А:

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о человеке. Попытаемся ответить на вопрос кто такой человек и как он должен заботиться о своём здоровье.

Учитель: Человек. Кто такой человек?

Учитель: Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Учитель: Куда же спрятали боги здоровье человека, нам сегодня и предстоит выяснить.

А узнать мы с вами не сможем, пока не узнаем, как же устроены мы с вами, т.е. люди.

Это внешнее и внутреннее строение человека.

( На доске появляются записи, слайды с внешним и внутренним строением человека). Объяснение нового материала.

Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, посмотрите друг на друга и скажите, как устроено тело человека снаружи? (У человека есть….)

Учитель: Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова (погладьте себя по голове)

Шея. Погладьте себя по шее. Встаньте и покажите на себе туловище. Его верхнюю часть грудь. Нижнюю часть живот, погладьте по часовой стрелке животик. Повернитесь к соседу спиной, потритесь спинками.

Поднимите ручки вверх и покрутите ими, это верхние конечности. Тихонечко потопайте ножками, это нижние конечности. Покажите на силуэте верхние конечности (руки) , нижние конечности (ноги).

Детям выдаются макеты, на которых они должны подписать части тела. Покажите на силуэте части тела.

Учитель: Мы рассмотрели внешнее строение человека. А что же находится внутри? Для этого нам предстоит совершить маленькое путешествие по нашему организму.

Приготовились. Закрыли глаза. Я начинаю отсчет. 3,2,1- пуск.

Вот мы с вами и внутри.

Тело человека внутри состоит из органов.

Учитель: Дети, вы смотрите, слышите, читаете, разговариваете, ходите. Без труда можете вспомнить, что было вчера или год назад, можете заплакать или рассмеяться. Все это происходит как бы само собой. Но это не так. .Какой орган управляет вашими мыслями, движениями, чувствами? ( головной мозг – важнейший орган тела.)

Догадайтесь по названию, в какой части тела он располагается.

Учитель: Без воздуха человек может прожить совсем недолго. Человеку нужно все время вдыхать и выдыхать воздух. При помощи чего человек дышит? ( легких.)

Учитель: У каждого из вас два легких – левое и правое. Легкие похожи на две розовые губки Посмотрите на губки. Когда мы выдыхаем – легкие сжимаются, когда вдыхаем – легкие наполняются воздухом и расправляются.

(Практическая работа с губкой). Легкие проделывают огромную работу. Если бы они перекачивали не воздух, а воду, то за одну бы ночь подняли на высоту второго этажа полтонны воды. Это 500 литровых банок.

Попробуем предположить, где находится легкие.

Поставьте руки выше талии большими пальцами вперед. Выдохните воздух, вдохните через нос и выдохните через рот. Сделаем это несколько раз и понаблюдаем за тем, что происходит в организме.

Где по вашему мнению располагаются легкие?

В легких происходит газообмен. Вдыхаем воздух, а выдыхаем углекислый газ, т.е. легкие очищают организм и питают клетки головного мозга кислородом.

Для здоровья человека важно, чтобы он дышал свежим воздухом.

Сожмите кулачок. Это размер вашего сердца. Сердце очень важный орган. Он отвечает за работу нашего организма. Его можно назвать нашим моторчиком.

Приложите кулачок к груди слева. Здесь бьется ваше сердце. Сжимайте и разжимайте кулачек. Сердце неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет ее обегать все тело. За 1 минуту сердце перегоняет 4-5 литров крови.

Учитель: Представьте себе, что вы пришли домой. Время обеда.

И мама подает вам на тарелке кусок сырого мяса. Вы будите это есть? Нет.

Потому что это надо сварить или поджарить.

Учитель: Желудок напоминает мешок. Без еды он как спущенный шарик. Съедим кашу - он немного надуется. Чем больше пищи съедим, тем больше растягивается желудок.

Учитель: В желудке пища перерабатывается наполовину. А потом отправляется в длительное путешествие по извилистому лабиринту кишечника. Тянется он почти на 8 метров.

Как же такой длинный кишечник помещается в таком маленьком животе?

Он свернут так плотно, что целиком помещается в животе.

Учитель: А теперь найдите информацию в учебнике о необыкновенной соседке желудка – печени.

Цель: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птица, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Оборудование: картинки с изображением животных разных групп, учебники.

I . Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Психологический настрой.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с таким хорошим настроением начнем наш урок.

II . Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я хотела бы начать наш урок с викторины, которая связана с темой предыдущего урока.

а) эти растения имеют мягкие сочные стебли (травы).

б) эти растения имеют листья в виде пластинок (лиственные).

в) эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков (кустарники).

г) у этих растений листья в виде иголок (хвойные).

д) у этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол (деревья).

2. Проверка домашнего задания.

- Ребята, что вам было задано на дом?

- Давайте проверим задание в тетради.

III . Самоопределение к деятельности.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Это анаграмма.

- Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей).

- Прочитайте тему нашего урока в учебнике на стр.60.

- Что вы уже знаете о животных?

- А хотели бы еще что-то новое о них узнать?

- Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы детей).

- Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV . Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на странице 60. Прочитайте задание. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке. Выполните задание в парах. Воспользуйтесь текстом приведенным ниже.

2. Выполнение задания в рабочей тетради.

- Ребята, а сейчас давайте поработаем в тетрадях.

- Открой тетради на стр.21 и самостоятельно выполните задание №1,3.

3. Беседа, работа по учебнику.

- Ребята, а сейчас давайте вернемся к учебнику.

- Откройте учебник на стр.61. Рассмотрите иллюстрации.

- Поделитесь с одноклассниками информацией. О чем вы узнали? (О том, что есть еще две группы животных пресмыкающиеся и земноводные).

- Почему их так назвали? Выскажите свои предложения.

- Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, морские, змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде — от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вовсе отсутствуют.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Ребята, давайте выполним самостоятельно задание №5 на стр.22 в наших тетрадях.

- Ребята, а давайте немного поиграем.

- Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки учебнике на стр.61? Как бы вы его назвали?

- Как он умеет передвигаться?

- Части тела каких животных объединены на этом рисунке.

6. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (Прыжки на месте)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте).

V . Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

- Давайте разделимся с вами на три команды.

- Подумайте, какую пользу человеку приносят животные?

- Какие группы животных можно выделить?

- Почему их так назвали?

- Назовите животных каждой группы.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какая информация была для вас новой?

- Что особенно вам понравилось на уроке?

- Что было трудно?

- За что вы можете себя похвалить на уроке?

- Спасибо! Урок окончен.

VII . Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 22)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.

Формируемые УУД: познавательные - умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

коммуникативные - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

личностные - положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.

Оборудование:

Для учителя: учебник, карточки для опроса, иллюстрации растений и животных;

Для учащихся: карточки для опроса, учебник, рабочая тетрадь.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Индивидуальный письменный опрос.

Напиши, какие животные обитают в Тундре. Опиши только одно
животное.

Опиши природные условия зоны Тундры.

Напиши одну цепь питания, которая сложилась в Тундре.

Найди верное высказывание о тундре.

а) все четыре времени года одинаковые по продолжительности;

б) длинная и суровая зима, жаркое лето;

в) длинная и суровая зима, короткое и прохладное лето;

г) длинное лето, короткая зима.

1) Выберите правильный ответ: растения, которые относятся к зоне Тундры:

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;

б) кедр, осина, пальма, брусника;

в) береза, вишня, дуб, брусника;

г) карликовая береза, морошка, полярная ива, брусника.

2) Укажи заповедник тундры.

Фронтальный устный опрос.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Почему эта зона называется зоной Тундры?

Ребята, где расположена зона Тундры? Кто может
рассказать и показать на карте?

Каким цветом она обозначена на карте?

Опишите природные условия этой зоны.

Какие растения сумели приспособиться к жизни в таких условиях?

Работа в парах.

Графический диктант

Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей

Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето

В тундре зимой только полярная ночь, а летом — только полярный день

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения

Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя

Растения тундры высоко тянутся к солнцу

Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища

Дикие северные олени обычно живут стадами

В тундре добывают нефть и природный газ

Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек

3. Обобщение по домашнему заданию и объявление новой темы.

Кто-нибудь знает, что это за зона? Как она называется? Это зона
лесов.

4. Открытие нового знания

А)Работа с картой

Кто-нибудь знает, где располагается зона лесов? Где именно
южнее? Давайте найдем и покажем эту зону на карте.

Как нам сказать словами, где находится зона лесов?

Каким цветом она обозначена на карте?

С какой зоной у нас граничит зона лесов?

- Зная это, попробуйте поразмыслить над природными условиями
зоны лесов. Тепло там или холодно?

Б)Работа по новой теме. Рассказ учителя.

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

-Давайте вспомним, на какие три части можно разделить зону лесов? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес) Скажите, в какой природной зоне мы живем?

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. -Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

-Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.

-Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

-Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

-Ребята, а как Вы думаете, какие же животные обитают в нашей зоне?

- Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

5.Физкультминутка

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

6.Первичное закрепление.

Самостоятельная работа в группах.

Сейчас Вы поработаете в группах. Вам нужно будет подготовить ответы на вопросы:

1) Какие группы животных обитают в лесу?

2) Как животные приспособились к жизни?

3) Чем питаются лесные животные?

Как лучше теперь нам проверить, что у вас получилось? (Слушаем представителей групп)

7. Подведение итогов.

Итак, каковы же природные условия зоны лесов? Назовите особенности.

Назовите растения зоны лесов.

Назовите животных зоны лесов.

8. Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

9. Домашнее задание.

Читайте также: