Конспект занятия по ломоносову

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы в 7 классе

Учителя русского языка и литературы Потемкиной Т.Т.

С использованием технологии проблемного обучения, игровых, групповых, здоровьесберегающих технологий.

ознакомление с основными событиями жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова.

развитие навыков опережающего восприятия литературной и личной судьбы великого человека.

воспитательные : привитие интереса к подлинному искусству и воспитание народного и национального чувства при ознакомлении с произведениями классика.

устойчивый познавательный интерес к литературе

формулировать собственное мнение,

осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

работать в группе

переработку текста , выразительно читать, строить устное и письменное высказывание,

Планирование самостоятельного выполнения заданий,

выбор темпа работы,

умение действовать самостоятельно

Знакомство с биографией М.В.Ломоносова.

Умение выразительно читать художественный текст.

Умение понимать тему, идею произведения.

проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов

• давать определение понятиям;

Формирование устойчивого познавательного интереса к литературе

Оборудование урока: АРМ, портрет, книги М.В. Ломоносова.

hello_html_m23a656aa.jpg

Великий характер, явление, делающее честь

человеческой природе и русскому имени.

В.Г.Белинский.

ХОД УРОКА.

I . Организация работы класса.

Ребята, сегодня наш урок будет посвящен одному из самых великих и талантливых людей России М.В.Ломоносову.

Произведения, созданные Ломоносовым, живы и будут жить дальше, потому что их одушевляет огромная нравственная сила.

II . Активизация познавательной деятельности учащихся

Знакомство с биографией М.В.Ломоносова (опережающее обучение, работа в группах )

Михаил Ломоносов родился в ноябре 1711г. в деревне Денисовка близ города Холмогоры. Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич - был крестьянином-рыбаком. Десятилетним мальчиком Ломоносов уходит с отцом в долгие плавания по Белому морю на небольшом парусном судне. В этих плаваниях закалились мужество и энергия мальчика, познавалась жизнь в ее заманчивой красоте и трудностях.

Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка.

Рыбный обоз, к которому пристал Ломоносов, прибыл в Москву в начале января. Стояли морозы. Ломоносову негде было даже переночевать. Большая Москва не ждала пришельца с Севера, и первую ночь ему пришлось провести под открытым небом в санях-розвальнях.

Вскоре Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.

Разносторонне образованный юноша с необычайной тягой к знаниям не мог не обратить на себя внимание преподавателей академии. Поэтому, когда

В сентябре 1736 года Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург для изучения химии и горнорудного дела.

Ломоносов мечтал о процветании родины и своими научными трудами как только мог способствовал этому.

Выдающийся ученый, человек гениального ума, он страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира, был неутомимым экспериментатором.

hello_html_4bbca45.jpg

Мастерство ее отделки остается непревзойденным.

hello_html_m6af5a220.jpg

Ломоносов демонстрирует Екатерине II свои мозаичные произведения.

Столь же настойчив был и в других изысканиях. В работе он забывал о еде, отдыхе и, можно сказать, не щадил жизни своей ради науки.

Меж стен и при огне лишь только обращаюсь;

Отрада вся, когда о лете я пишу;

О лете я пишу, а им не наслаждаюсь

И радости в одном мечтании ищу.

Такое признание сделал Ломоносов о себе в одном частном послании 1750 года.

Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития отечественного просвещения. 26 апреля 1755 года был открыт Московский университет, сразу же став признанным флагманом русской науки.

hello_html_32a0c0e1.jpg
hello_html_78901f98.jpg

hello_html_m608735db.jpg

Таким образом, Ломоносов взял курс на ограничение церковнославянизмов, на сближение литературного языка с разговорной речью.

Преобразование Ломоносова способствовали очищению родного языка от таких иностранных слов, употребление которых не вызывалось необходимостью.

(Демонстрируется портрет Елизаветы.)

hello_html_48e07a4a.jpg

В словаре ученики находят определение оды, записывают его.

- Ода – наиболее важный жанр в литературе 18 в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов.

Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Беседа по вопросам:

- К кому обращается автор в первых строках отрывка? (К молодым соотечественникам)

- К чему он их призывает? (К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра)

С именем Петра Ломоносов связывал свои представления о России. В лице Петра он воспевал мощь, силу и великую жизнеспособность русской нации. В этом нетрудно убедиться, обратившись к лучшей оде Ломоносова 1747года – на день восшествия на престол Елизаветы Петровны.

hello_html_m640ff72d.jpg

В костюмированной инсценировке участвует четыре человека, играющие роли автора, астрономов Коперника и Птолемея, повара.

Беседа по вопросам:

Проводится словарная работа , в ходе которой выясняются некоторые слова, которые сейчас устарели (весьма – очень, сей – этот и др.)

VI .Рефлексия.

- В какое время жил М.В.Ломоносов, как развивался образовательный процесс ?

- Каковы открытия М.В . Ломоносова в области языка и литературы ?

- Ведущий литературный жанр в творчестве поэта?

(Примерные ответы обучающихся)

Ломоносов – ученый, поэт, философ – один из тех великих деятелей, которым благодарные потомки ставят памятники, но главным памятником для него стал памятник нерукотворный – это его дела, свершения на благо отечества и человека. Потому что Ломоносов сыграл важную роль в жизни каждого из нас, дав нам во владения свои великие открытия.

Верность своему делу, трудолюбие, стремление постичь новое – вот те нравственные ориентиры, к которым должен стремиться каждый из нас.

Составила воспитатель 1категории Белозерчик Н. В. ,Архангельск 2012г.

Цель: - познакомить детей с жизнью и творчеством великого ученого

М. В. Ломоносовым;

- словарь: познание, стипендия, Каталог, окаменелости, книжная лавка.

Ход занятия.

- Сегодня мы с вами познакомимся с великим ученым, основателем многих наук и искусства, человеком, чье имя навсегда вошло в русскую историю – это Михаил Васильевич Ломоносов (слайд).

- Много сотен лет назад русские люди заселили берега Белого моря, негостеприимный край сурового Севера (слайд). Этих людей прозвали поморами.

- Одним из главных поморских городов был Архангельск (стрелочка и кружок, у впадения реки Северная Двина в Белое море. А выше по течению находилась деревня Денисовка (ныне село Ломоносово) (слайд, где родился мальчик Михаил (слайд).

- Любимым занятием Михаила было чтение (слайд).

- Помимо учебы, Михаил с 10 летнего возраста помогал своему отцу ходить в море, заниматься рыбным промыслом (слайд).

- Подростком, Михаил перечитал все книги, которые попадались ему. Это знакомство с книгами, побудило огромное желание узнать больше о современной науке и зимой он отправляется пешком в Москву. На третий день он догоняет обоз, который везет мороженную рыбу в Москву, договаривается, чтобы его взяли с собой (слайд).

- В Москве М. В. Ломоносов поступает учиться в Славяно-латинскую академию (слайд)

- Нелегко было 19 летнему юноше учиться с малыми ребятами, но он превзошел всех (слайд).

- Ученикам на жизнь выдавали деньги – три копейки в день. Одну копейку Ломоносов тратил на хлеб (слайд, вторую на квас (слайд, а третью - на прочие надобности (слайд, в книжных лавках (слайд).

- чтобы подробнее изучить науки о природе – физику, химию, минералогию, Ломоносов отправляется в Киев для продолжения учебы (слайд).

- Однако и в Киеве он не смог утолить жажду познания. Пришлось возвращаться обратно в Москву.

- В 1735г по распоряжению Сената 12 лучших учеников академии были посланы учиться в Санкт-Петербург (слайд). Среди этих учеников был М. В. Ломоносов, он продолжает изучать математику, физику, химию и стихосложение, вот его первое стихотворение (слайд).

- Три года Ломоносов проучился в Петербурге и как лучшего ученика, его отправляют в университет (слайд) города Марбурга (слайд). Там он продолжает познавать минералогию, геологию, но учиться трудно, стипендия за учебу поступала нерегулярно – и он возвращается на попутном корабле (слайд) обратно на Родину.

- в Петербурге Ломоносов составляет Каталог собрания минералов и окаменелостей (слайд).

- Затем он переделывает в академии наук химическую научную лабораторию (слайд) и целыми днями ставит там опыты.

- Однако Ломоносову интересна не только наука. В химической лаборатории он начинает проводить опыты по изготовлению цветного стекла, использовании стекла в изобразительном искусстве, составляет мозаичные картины (слайд) которые представлял на показ императрице Екатерине Алексеевне (слайд) и становится первым в России автором многих мозаик.

- Но самая главная мечта у М. В. Ломоносова – открыть свой университет в Москве. Он сам разработал проект и в 1755г в России появляется первый университет (слайд, где Ломоносов продолжал свои научные работы над законом сохранении материи. И даже в астрономии Ломоносов совершил открытие, обнаружив наличие атмосферы на Венере – соседней с Землей планета (слайд).

- Научные приборы и инструменты, которыми пользовался М. В. Ломоносов (слайд).

- Михаил Васильевич Ломоносов стал великим ученым и основателем многих наук и искусства. Его имя навсегда вошло в русскую историю (слайд).

- На родине Ломоносова, в селе Ломоносова, воздвигнут памятник (слайд).

- У нас в Архангельске стоит памятник у образовательного учреждения САФУ (слайд) и ПГУ (слайд)

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный аквилон сотреть не может.

Ни множество веков. Ни едка древность.

Не вовсе я умру; но смерть оставит

- На земле мы живем Ломоносова, Он — великий ученый страны,

Не забыл наш народ Ломоносова, Его памяти все мы верны!

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с личностью, литературной деятельностью и удивительной жизнью русского учёного- М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности стихотворения; обучать выразительному чтению;

развивать умения находить в тексте юмористические моменты; развивать умения работать со словарём, анализировать стихотворный текст;

воспитывать интерес к истории развития русского языка, к литературе, её теоретическим аспектам.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Слово о Ломоносове.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Беседа по тексту.

Словарная работа: ритор, механик, минералы. Астроном, очаг. Весь­ма, слыл, о сём.

Оборудование: книги Ломоносова, репродукции мозаик, портрет.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня у ребят урок уж очень важный.

Совместное целеполагание, обсуждение эпиграфа к уроку.

Запишите тему урока в тетради и скажите, каковы цели нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнаем?

Историк, ритор, механик, химик,

минералог, художник и сти­хотворец,

он всё испытал и всё прошёл.

1. Объясните значение непонятных слов.

2. Что нам сказали о Ломоносове эти пушкинские слова?

3. Слово о Ломоносове.

Подобно всем детям из крестьянских семей, Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в десятилетнем возрасте стал ходить в море вместе с отцом. В одиннадцать-двенадцать Ломоносов стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился он старательно и плодотворно. Ломоносовские односельчане вспоминали в конце столетия, что дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год по­сле начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему всё, что знал, и ничему его больше научить его не может.

В 1730 году тайком от отца Ломоносов уходит пешком вместе с обо­зом рыбы в Москву, надеясь там продолжить своё учение. В возрасте де­вятнадцати лет (то есть в возрасте выпускника) он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось закончить двенадцатилетний куре менее чем за шесть лет, и в 1735 году его в числе двенадцати лучших уче­ников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для про­должения образования. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Гер­манию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.

В Германии Ломоносов учился с 1736 по 1741 год, сначала в Марбургском университете (вторым великим русским, обучавшимся там, был Борис Пастернак) под руководством известного философа и физика Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге под руководством профессора химии и гор­ных дел Иоганна Ганкеля. Наряду с физикой, химией и геологией Ломоно­сов за это время овладел немецким, французским, итальянским и англий­ским языками (латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но, пожалуй, самым главным за этот период стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы, блестящий ре­форматор русского стихосложения.

Знакомство со стихотворением (чтение стихотворения учителем, акцент на логич. ударениях, паузах).

Словарная работа:

-Какие слова в стихотворении вам показались непонятными, сложными?

Коперник, Птолемей, астроном, очаг, слыл, о сем, весьма.

Астроном - астроном (ученый).

Весьма - очень сильно.

В жару - в пылу спора (сильно).

Слыл - все его знали.

Коперник — польский астроном.

Птолемей - древнегреческий астроном.

Очаг — место, где разводят огонь, для приготовления пищи.

Беседа по тексту.

- Какова тема этого стихотворения? В чём его необычность?

- О чём спорили учёные Коперник и Птолемей?

— Кто разрешил их спор?

- Какие доводы использовал для этого повар?

- Что хотел сказать своим произведением автор?

- Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит смеш­но?

- Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?

Юмор- понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно – насмешливое отношение к чему- нибудь.

РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

Вы начинаете читать и обсуждать произведения рус­ской и зарубежной литературы XVIII, XIX и XX веков. Очень важно запомнить, что все произведения художест­венной литературы делятся на три большие группы, или, иначе, роды, литературы: эпос, лирика, драма.

Если образовать от этих терминов определения, то по­лучится, что мы знаем произведения эпические, лириче­ские, драматические.

Эпические произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене.

Каждый род литературы состоит из более мелких групп произведений, которые называются жанрами.

Многие жанры, входящие в каждую из этих групп (родов), вам уже давно известны, например: эпос вклю­чает в себя рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы и т. д.; лирика — стихотворе­ния; драма — пьесы, сценки.

В дальнейшем ваши знания о жанрах будут расши­ряться. Вы узнаете о романах-эпопеях и трагедиях, поэ­мах и одах.

Домашнее задание.

С.52 (наизусть); с. 55 (термины), с.56- 64 (чтение, 2 басни наизусть)

Оценки. Итоги.

Работа с таблицей. Укажите в таблице стрелкой соответствия.

произведения передают чувства, мысли, переживания человека.

произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведе­ния предназначены для постановки на сцене

произведения повествуют о событиях, про­исходящих с героями произведения.

Эпос включает в себя жанры:

оды, стихотворения, баллады, поэмы, песни

Лирика включает в себя жанры:

пьесы, сценки, комедии, трагедии

Драма включает в себя жанры:

рассказы, повести, крупные прозаические произведения — романы, эпопеи, трилогии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беляева Любовь Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

План-конспект урока литературы в 7 классе.

Тема: М.В. Ломоносов – самородок земли русской.

Цель: познакомить учащихся с отдельными событиями жизни М.В. Ломоносова, его гражданской позицией, ролью в русской литературе; дать понятие об оде как жанре лирической поэзии; совершенствовать умения систематизировать материал различными способами, сотрудничать, оценивать собственную деятельность; формировать гражданскую позицию.

Предполагаемые результаты:

Предметные: объясняют вклад М. Ломоносова в русскую литературу, умеют выразительно прочесть стихотворения М. Ломоносова, понимают их смысл, знают что такое ода и ее характерные признаки.

Метапредметные:

личностные: учатся оценивать собственную учебную деятельность, использовать правила коллективного сотрудничества; выражают гражданскую позицию;

познавательные: анализируют материал учебника, преобразовывают информацию, делают на основе полученных знаний собственные выводы;

коммуникативные: строят конструктивные взаимоотношения со сверстниками; совершенствуют навыки работы в группе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальная

Оборудование: учебник Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016, презентация, проектор, карточки, аудиозапись, колонки.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1200 километров – много это или мало?

Самолет преодолеет это расстояние за 2 часа, поезд – за 20 часов, на автомобиле путь займет часов 16. А пешком пробовали? А кто хотел бы попробовать? Каким должен быть человек, способный преодолеть такое расстояние пешком?

Учителю нужно быстро записать на доске перечисляемые учащимися качества.

Хочу вам представить двух известных людей, ученых, обладавшими качествами, которые вы назвали.

15 декабря 1730 г - первый покинул Архангельскую губернию и пешком отправился в Москву. За три недели он прошел 1200 км. За 54 года жизни он стал одним из выдающихся ученых европейского уровня, совершил открытия в химии, физике, механике, которыми мы пользуемся до сих пор. Разработал подробный план маршрута первой русской полярной экспедиции по Северному Ледовитому океану на восток.

Учитель предлагает поднять руки тем, кто хочет узнать о М. Ломоносове.

Словарная работа: самородок – человек, обладающий большими природными дарованиями, талантами.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Нам предстоит выяснить, каков вклад М. Ломоносова в развитие русской литературы. Можно ли назвать его реформатором?

Словарная работа: реформатор – человек, который что-либо преобразовывает, изменяет.

Обратитесь за помощью к учебнику (с. 85). Ответ на вопрос представьте или в виде кластера, или в виде таблицы в рабочей тетради.

Дифференциация. Слабые учащиеся получает схему кластера или заготовку таблицы, в которую нужно только вписать информацию (приложение 2).

Самопроверка по эталону. На экран выводятся слайды, по которым учащиеся (слайд 4,5) пошагово сравнивают выполненную работу.

Выявление места и причины затруднения.

Для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному выразительному чтению стихотворений М. Ломоносова, учитель предлагает прослушать аудиозапись актерского чтения.

Что нужно сделать, чтобы прочитать стихотворение торжественно?

Учитель предлагает учащимся объединиться в 4 группы для дальнейшей работы на уроке.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Один представитель группы выразительно читает стихотворение.

Учитель предлагает группам оценить услышанное чтение.

Что было сложным при чтении?

Перескажите содержание стихотворения. На какие заслуги Петра I указывает поэт в стихотворении?

Словарная работа: Зрак — образ, лик, облик; изображение, картина.

Самопроверка по образцу (слайд 6)

Динамическая пауза (слайд 7). Предлагаю послушать музыку, популярную в XVIII веке и выполнить под нее несколько упражнений.

Ломоносов был лучшим поэтом XVIII века. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Но любимым его жанром была ода.

В одах Ломоносов воспевает таланты великого русского народа, его могучий дух, необъятные просторы Родины, ее неисчерпаемые природные богатства, прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты.

Один представитель группы выразительно читает стихотворение.

Учитель предлагает группам оценить услышанное чтение.

Представьте, императрице Елизавете Петровне так понравилась ода, что она приказала нагрузить два воза медными монетами на сумму 2000 и отравить его к дому М. Ломоносова. Чье чтение достойно подарка императрицы?

Что было сложным при чтении? Какие слова, их значения были непонятны?

Словарная работа: благословенны – благополучны, счастливы;

дерзайте – смело стремитесь к новому; раченье – старание, усердие; отрада – то, что успокаивает, утешает.

Какие заветные мечты поэта нашли отражение в оде?

Теория литературы: К какому жанру относится данное стихотворение?

Учитель раздает группам карточки, на которых дано неполное определение оды, им нужно его дополнить и записать в тетради (приложение 3).

Кто смог бы сформулировать определение оды без карточки-помощника?

5. Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа в группах.

До нас не дошло ни одного оригинала портрета М. Ломоносова. Оба прижизненные портрета писателя потеряны. Вот и написанное М. Ломоносовым стихотворение почти потеряно. Предлагаю, используя материал для справок, восстановить написанное, почувствовать себя поэтом XVIII века (приложение 4).

Группы получают по одному отрывку для восстановления, т.е. фрагмент № 1 – у первой и второй группы, а фрагмент № 2 - у третьей и четвертой группы.

Реализация построенного проекта.

Для того, чтобы представить результат, группам нужно объединиться, выбрав двух представителей для выразительного чтения.

Над чем задумывается М. Ломоносов, о чем размышляет?

Учитель предлагает всем занять свои места.

. 7. Рефлексия учебной деятельности

М. Ломоносов прожил 54 года: он умер в 1765 году. Как вы считаете, он много или мало прожил? А что он успел сделать за свою жизнь? (слайд 9)

С помощью экспресс-теста сейчас выясним, что узнали.

а) активно использовать просторечные слова;

б) каждому жанру должна соответствовать своя лексика;

в) смешивать три стиля.

а) прославление спокойной, счастливой жизни страны, управляемой императрицей;

б) восхваление личных качеств императрицы;

в) критика деятельности императрицы.

3. Ломоносов жил и творил в: а) XVIII веке; б) XIX веке; в) XVII веке.

4. Свою деятельность в различных областях М. В. Ломоносов рассматривал с точки зрения:

а) выгоды, повышения по службе;

б) пользы родной Отчизне;

в) тяжёлой работы, которую выполняет простой русский народ.

5. Основное содержание творчества Ломоносова определяли:

а) мысли о воинских победах России;

б) мысли о собственном величии;

в) мысли о таланте русского народа.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу, сравнив с образцом. (слайд 10)

Домашнее задание

Обязательное для всех: прочитать материал учебника с.89-91. Найти и записать в тетрадь название восстановленного стихотворения М.В. Ломоносова.

По выбору: Написать похвальное слово М. Ломоносову.

Сформулировать и записать 6 вопросов для одноклассников по теме сегодняшнего урока.

Составить подборку высказываний о М. Ломоносове.

Источники информации, которые использовались при подготовке к уроку

Болгаров М. В. Русская и зарубежная литература в кроссвордах и заданиях. 7 класс.- Х.: Основа, 2004.

Читайте также: