Первая помощь пострадавшим и ее значение обж 8 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Урок 1. Первая медицинская помощь. Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания

  • уменьшить его страдания,
  • предупредить развитие возможных осложнений,
  • облегчить тяжесть течения травмы или заболевания,
  • спасти жизнь пострадавшему.
  • временная остановка кровотечения,
  • повязки на рану и ожоговую поверхность,
  • искусственное дыхание и непрямой массаж сердца,
  • введение болеутоляющих (при шоке),
  • транспортная иммоби­лизация.

Оказание первой медицинской помощи возможно в более ранние сроки имеет решающее значение для дальнейшего течения и исхода поражения, а иногда и спасения жизни. При сильном кровотечении, поражении электрическим током, утоплении, прекращении сердечной деятельности и дыхания, в ряде других случаев первая медицинская помощь должна оказываться немедленно. Если в первой медицинской помощи будет нуждаться одновременно большое число пораженных, то опре­деляется срочность и очередность ее оказания. В первую очередь помощь оказывают детям и тем пострадавшим, которые могут погибнуть, если не получат ее сейчас же.

Условия: все приемы первой медицинской помощи должны выполняться бережно и быть щадящими. Грубые вмешательства могут по­вредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

Табельными средствами оказания первой медицинской помощи являются перевязочный материал – бинты, перевязочные пакеты медицинские, большие и малые сте­рильные повязки и салфетки, вата и др. Для остановки кровотече­ния применяют кровоостанавливающие жгуты – ленточные и трубчатые, а для проведения иммобилизации специальные ши­ны – фанерные, лестничные, сетчатые и др. При оказании первой медицинской помощи используют некоторые медикаменты – раствор йода спиртовой 5%-й в ампулах или в флаконе, 1–2%-й спиртовой раствор бриллиантового зеленого во фла­коне, валидол в таблетках, настойка валерианы, нашатырный спирт в ампулах, гидрокарбонат натрия (сода пищевая) в таблетках или порошке, вазелин и др. Для личной профилактики поражений радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами в очагах поражения используется аптечка индивидуальная (АИ-2).
В качестве подручных средств оказания первой медицинской помощи могут использоваться следующие: при наложении повя­зок– чистая простыня, рубашка, ткани (лучше не цветные); для остановки кровотечения – вместо жгута брючный ремень или пояс, закрутка из ткани; при переломах вместо шин – полоски твердого картона или фанеры, доски, палки и др.

Понятие об асептике и антисептике

Асептика – это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение попадания микробов в рану. Таким образом, асептика является методом профилактики раневой инфекции. Она достигается строгим соблюдением основного правила – все, что соприкасает­ся с раной, должно быть стерильным (не иметь микробов). Нельзя руками трогать рану, удалять из нее осколки, обрывки одежды, использовать нестерильный материал для закрытия раны.

Антисептикой называется система мероприятий, на­правленных на уменьшение количества микробов или их уничтожение в ране. Различают механическую, физическую, химическую и биологическую антисептику. Механическая анти­септика состоит в первичной хирургической обработке ран. Физическая антисептика заключается в применении таких методов, при которых создаются неблагоприятные условия в ране для выживания микробов,– это высушивание раны, ее дренирование и отток раневого отделяемого. Убивает микробы солнечный свет и искусственное ультрафиолетовое облучение. Химическая антисептика основана на применении различных лекарственных средств, обладающих противомикробным дейст­вием. Эти вещества называются' антисептическими. Наиболее широко применяются такие антисептики, как настойка йода, этиловый спирт, растворы хлорамина, риванола, перманганата калия и др. Антисептики могут состоять из нескольких веществ, например мазь Вишневского. К биологическим антисептикам относятся антибиотики, которые используются для профилактики и лечения раневой инфекции.

Способы асептики и антисептики дополняют друг друга в борьбе с инфекционным заражением ран.

Принципы оказания первой помощи в неотложных ситуациях

Попав в экстремальную ситуацию, сохраняйте спокойствие и, прежде чем действовать, продумайте свои шаги. Спросите себя: "Что мне необходимо предпринять? Чем я могу быть полезен?" Четыре принципа оказания помощи при неотложных случаях являются вашим руководством к действию. Они выступают в качестве плана действий в любой неотложной ситуации.

Принципы оказания первой помощи при неотложной ситуации

Существует четыре принципа оказания первой помощи при неотложных ситуациях, которых следует придерживаться шаг за шагом:

1. Осмотрите место происшествия.
2. Проведите первичный осмотр пострадавшего и окажите первую помощь при состояниях, угрожающих его жизни.
3. Вызовите скорую помощь.
4. Проведите вторичный осмотр пострадавшего и при необходимости окажите помощь при выявлении других проблем. Непрерывно наблюдайте за пострадавшим и успокаивайте его до прибытия скорой, помощи.

Эта последовательность действий обеспечивает вашу безопасность, безопасность пострадавшего и окружающих, а также способствует эффективной работе человека, оказывающего помощь, тем самым увеличивая шансы пострадавшего на выживание.

Принцип первый: осмотр места происшествия

Как только вы определили, что неотложная ситуация налицо, и приготовились действовать, проверьте, не представляет ли место происшествия опасности для вас и для окружающих. Внимательно осмотритесь и постарайтесь определить следующее:

1. Не представляет ли место происшествия опасности?
2. Что произошло?
3. Сколько пострадавших?
4. В состоянии ли окружающие вам помочь?

Когда вы производите осмотр места происшествия, обращайте внимание на все то, что может угрожать вашей безопасности и безопасности окружающих: оголенные электрические провода, падающие обломки, интенсивное дорожное движение, пожар, дым, вредные испарения, неблагоприятные погодные условия, слишком большая глубина водоема или быстрое течение. Если вам угрожает какая-либо опасность, не приближайтесь к пострадавшему. Немедленно вызовите скорую помощь и соответствующую аварийную службу или милицию для получения профессиональной помощи.

Как только вы приблизились к пострадавшему

Постарайтесь успокоить пострадавшего. Находитесь на уровне его глаз. Говорите спокойно.

1. Скажите кто вы такой.
2. Объясните, что вы прошли курс первой помощи.
3. Предложите вашу помощь (получите согласие пострадавшего на оказание помощи).
4. Объясните, какие действия вы собираетесь предпринять.

Прежде чем приступать к оказанию первой помощи, вам следует получить на это разрешение пострадавшего. Пострадавший, находящийся в сознании, имеет право отказаться от вашей услуги. Если пострадавший находится без сознания, то считайте, что вы получили его согласие на проведение мероприятий первой помощи.

Принцип второй: проведение первичного осмотра

  • Шаг первый: дыхательные пути.
  • Шаг второй: дыхание.
  • Шаг третий: пульс.

Определите наличие признаков жизни, не передвигая пострадавшего. Переворачивайте пострадавшего на спину только в том случае, если у него отсутствуют дыхание и пульс. Если вам необходимо повернуть пострадавшего на спину, поддерживайте его голову так, чтобы голова и позвоночник, по возможности, находились на одной оси .

Шаг первый: обеспечение проходимости дыхательных путей

Убедитесь в том, что дыхательные пути у пострадавшего открыты. Дыхательными путями являются воздухоносные проходы от рта и носа к легким. Любой человек, который в состоянии говорить или издавать крик, находится в сознании и дыхательные пути у него открыты.
Если же пострадавший находится без сознания, необходимо убедиться в проходимости его дыхательных путей. Для этого запрокиньте его голову и приподнимите подбородок . При этом язык перестает закрывать заднюю часть дыхательного горла, пропуская воздух в легкие. Если у вас есть подозрение на травм шеи у пострадавшего, используйте иной метод для открытия дыхательных путей который называется выдвижение нижней челюсти без запрокидывания головы". Если в дыхательные пути пострадавшего попало инородное тело, вам сначала следует его удалить.

Шаг второй: проверка наличия дыхания

Следующим шагом является проверка наличия дыхания. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, обратите внимание на наличие у него признаков дыхания. Грудь при дыхании должна подниматься и опускаться. Кроме этого, вам необходимо услышать и почувствовать дыхание, чтобы убедиться, что человек действительно дышит. Приблизьте ваше лицо ко рту и носу пострадавшего так, чтобы можно было слышать и ощущать воздух при выдохе. При этом наблюдайте за поднятием и опусканием грудной клетки. Делайте это в течение полных 5 секунд .
Если пострадавший не дышит, вы обязаны помочь ему в этом путем вдувания воздуха через рот. Зажмите его ноздри и сначала сделайте два полных вдувания. Далее следует производить по одному вдуванию. Подобная процедура называется искусственной вентиляцией легких. О порядке проведения искусственной вентиляции легких вы узнаете в главе 5.

Шаг третий: проверка наличия пульса

Последней ступенью первичного осмотра пострадавшего является проверка пульса. Это включает определение пульса и выявление сильного кровотечения и признаков шокового состояния.
Если человек дышит, его сердце сокращается, тогда вам не надо проверять наличие пульса. Если же дыхание отсутствует, вы должны прощупать пульс пострадавшего. Для определения пульса нащупайте сонную артерию на шее пострадавшего со стороны, находящейся ближе к вам . Для этого найдите адамово яблоко (кадык) и передвиньте пальцы в углубление, расположенное сбоку шеи. Замедленный или слабый пульс бывает трудно определить. Если вам не удалось нащупать пульс с первого раза, начните снова с кадыка. Когда вы считаете, что нашли верную точку, прощупывайте пульс не меньше 10 секунд.
Если пульс у пострадавшего отсутствует, необходимо проведение искусственной вентиляции легких с одновременным надавливанием на грудину. Эта процедура называется сердечно-легочной реанимацией. Если у пострадавшего, который находится без сознания, определяются дыхание и пульс, не оставляйте его лежать на спине. Переверните пострадавшего на бок, чтобы его дыхательные пути были открыты. Это положение называют восстановительным. В этом положении язык пострадавшего не закрывает дыхательные пути. Кроме того, при этой позиции рвотные массы, выделения и кровь могут свободно выходить из ротовой полости, не вызывая закупорки дыхательных путей.

  • поведение пострадавшего,
  • внешний вид пострадавшего,
  • жалобы, т.е. субъективные ощущения, которые сообщает вам пострадавший,
  • объективные данные, свидетельствующие о травме или болезни, которые можно увидеть, ощупать или определить на слух.

Признаки и симптомы помогают вам определить у пострадавшего проблемы, при которых требуется оказание первой помощи.

Принцип третий: вызов скорой помощи

Позвоните по телефону "03" для вызова скорой помощи. По возможности пошлите кого-нибудь позвонить в то время, как вы оказываете помощь пострадавшему. В главе 2 вы можете прочесть о службе скорой помощи, зачем и когда вызывать помощь.

Принцип четвертый: проведение вторичного осмотра

При вторичном осмотре пострадавшего после оказания первой помощи продолжайте наблюдать за признаками жизни вплоть до прибытия скорой помощи. Состояние человека может ухудшаться постепенно, и внезапно может возникнуть серьезная угроза для жизни (например, остановка дыхания или остановка сердца). Не успокаивайте себя мыслью, что пострадавший находится вне опасности только на основании того, что, на первый взгляд, нет никаких серьезных проблем. Помогите человеку сохранять спокойствие и находиться в максимально удобном положении в период ожидания.

Урок 3. Понятие о шоке

ШОК — ЭТО АКТИВНАЯ ЗАЩИТА ОРГАНИЗМА ОТ АГРЕССИИ СРЕДЫ.

О ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЯХ ШОКА

Условия: сильная боль и страх смерти, психическое напряжение и стресс, которые неизбежны в момент нанесения травм и повреждений.

Экстремальная ситуация уже сама по себе провоцирует развитие шока. Когда человек сталкивается с угрозой смерти — будь то несчастный случай или боевые действия, — его организм в состоянии стресса выделяет огромное количество адреналина.

Сосудистая сеть этих и многих других органов будет практически исключена из кровообращения. А такие жизненно важные центры, как головной мозг, сердце и отчасти легкие, получат крови гораздо больше, чем обычно.

ЗАПОМНИ!

Колоссальный выброс АДРЕНАЛИНА вызывает резкий спазм прекапилляров кожи, почек, печени и кишечника.

Происходит ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ. Такое сверхрациональное перераспределение крови вырабатывалось миллионы лет. Эволюция нашла мудрый способ самосохранения — уж лучше пожертвовать какой-то частью организма, чем потерять жизнь.

Каждый знает, как легко пугливая ящерица в минуту опасности расстается со своим хвостом, а из сохранившейся культи не выделяется ни единой капли крови — настолько сильно спазмированы сосуды при испуге.

Роль хвоста ящерицы в нашем организме играют кожа, почки, кишечник и т.п. В минуту смертельной опасности, когда нет настоятельной необходимости в полном объеме их функций, эти органы приносятся в жертву. Конечно, в надежде на то, что после преодоления экстремальной ситуации они вновь смогут приступить к нормальной жизнедеятельности.

ЗАПОМНИ!

Только за счет спазма сосудов кожи и ее исключения из кровообращения компенсируется потеря 1,52 литров крови.

Вот почему в первые минуты шока, благодаря спазму прекапилляров и резкому ПОВЫШЕНИЮ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ (ПС), организму удается не только сохранить уровень артериального давления в пределах нормального, но и превысить его даже при интенсивном кровотечении.

ШОК — ЭТО КОМПЛЕКС ОТВЕТНЫХ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ОДНОЙ ЦЕЛИ — ВЫЖИТЬ!

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШОКА (ПАРАДОКСЫ ШОКА)

ПЕРВЫЙ ПАРАДОКС

Резкая бледность кожных покровов никак не соответствует такому поведению и высокому уровню артериального давления. При этом обескровленная, со множеством мелких пупырышков, как при ознобе, кожа (гусиная кожа) очень быстро покрывается липким холодным потом.

ВТОРОЙ ПАРАДОКС

ТРЕТИЙ ПАРАДОКС

Феномен самообезболивания, когда раненый совершенно не ощущает боли, настолько загадочен и необычен, а его значение так велико в дальнейшем развитии событий, что есть смысл рассказать о нем подробнее.

  • Резкое побледнение кожных покровов.
  • Эмоциональное и двигательное возбуждение.
  • Неадекватная оценка ситуации и своего состояния.
  • Отсутствие жалоб на боли даже при шокогенных повреждениях.
  • Отрыв или травматическая ампутация конечностей.
  • Открытые переломы костей конечностей.
  • Перелом костей таза и позвоночника.
  • Проникающие ранения грудной клетки и брюшной полости.
  • Заторможенность и апатия.
  • Появление на коже мраморного рисунка.
  • Снижение температуры тела и артериального давления.
  • Заострение черт лица.
  • Полное прекращение выделения мочи.

ЧТО ТАКОЕ ШОКОВЫЕ ОРГАНЫ

ЗАПОМНИ!

Органы, которые в большей степени страдают во время шока, получили название

ШОКОВЫЕ ОРГАНЫ

ШОКОВОЕ ЛЕГКОЕ

Развивается состояние острой дыхательной недостаточности: появляются одышка, посинение губ и кончиков пальцев.

ШОКОВАЯ ПОЧКА

Длительное исключение капиллярной сети почек из кровообращения приводит к острой почечной недостаточности и накоплению в крови токсичных веществ, к уменьшению выделения мочи, вплоть до развития АНУРИИ (полного прекращения выделения мочи).

ШОКОВАЯ ПЕЧЕНЬ

Поражение обескровленных тканей печени оборачивается грубым нарушением ее защитных функций, что обязательно вызовет острую печеночную недостаточность и быстрое накопление в крови крайне токсичных продуктов обмена.

Наиболее эффективны для обезболивания — эффективного обезболивания достигают, применяя большие дозы АНАЛЬГИНА (до четырех таблеток для взрослого человека).

НЕДОПУСТИМО!

Давать алкоголь как противошоковое средство при длительном пребывании на морозе и в случае любого кровотечения.

НЕДОПУСТИМО!

Давать пострадавшему пить в случаях проникающих ранений живота.

  • Тревожить и заставлять двигаться пострадавшего без крайней необходимости.
  • Перемещать пострадавшего с переломами костей конечностей без наложения транспортных шин.

КАК НЕ НАВРЕДИТЬ ПОСТРАДАВШЕМУ В СОСТОЯНИИ ШОКА

НЕ ТРЕВОЖЬ ПОНАПРАСНУ ПОСТРАДАВШЕГО: ЛЮБОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРИЧИНЯЕТ ЕМУ МУЧИТЕЛЬНУЮ БОЛЬ.

(Перемещать пострадавшего можно только после иммобилизации поврежденных конечностей и обязательно на носилках.)

ПРОЯВИ ВНИМАНИЕ К КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ПОСТРАДАВШЕМУ В КАТАСТРОФЕ ИЛИ ПРИ НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Основы безопасности жизнедеятельности

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.

Изучаемые вопросы:

Первая помощь и ее предназначение.

Общие правила оказания первой помощи.

Средства, используемые при оказании первой помощи.

Образовательная:

- Сформировать знание о первой медицинской помощи.

Развивающая:

- создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

- развивать способности, обучающихся анализировать, быстро принимать решения и грамотно действовать в экстремальной ситуации.

Воспитательная:

- воспитать у обучающихся убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

Оборудование:

Доклад дежурного о готовности к занятиям, отсутствующих на уроке.

Проверка домашнего задания

Рецензирование устного ответа . Сами ученики внимательно слушают ответ своего одноклассника и готовят устную рецензию на него, отмечают достоинства и недостатки ответа, дополняют и расширяют его.

Слово учителя

Попросить обучающихся сформулировать предназначение первой медицинской помощи.

Первая помощь – это комплекс самых простых базовых мероприятий, направленных на сохранение жизни человека.

Ее предназначение заключается в устранении потенциальных угроз, а также в предупреждении повреждений и осложнений, которые могут возникнуть в дальнейшем как последствие полученных пострадавшим травм.


Рассмотреть случаи оказания медицинской помощи.

1. Первая медицинская помощь оказывается при различных несчастных случаях и предназначена для проведения простейших медицинских мероприятий, которые могут спасти жизнь и здоровье пострадавших, предупредить возможные осложнения и уменьшить тяжесть последствий травм или заболевания. В зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки первую медицинскую помощь могут оказывать врачи, средний медицинский персонал, а также в порядке само- и взаимопомощи люди, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.
Обучающиеся пользуются раздаточным материалом.

Первая медицинская помощь, как правило, оказывается на месте происшествия и может включать в себя проведение следующих мероприятий:

-наложение специальных повязок на раны и ожоги;

-иммобилизацию (наложение шин или подручных средств) при переломах, вывихах и ушибах;

-искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

-профилактику лучевых поражений путем использования медицинских средств из индивидуальной аптечки (АИ-2);

-помощь при отравлениях, укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

Оказание первой медицинской помощи в возможно ранние сроки имеет решающее значение для дальнейшего течения и исхода поражения, а иногда и спасения жизни. При сильном кровотечении, поражении электрическим током, утоплении, прекращении сердечной деятельности и дыхания, в ряде других случаев первая медицинская помощь должна оказываться немедленно. Если в первой медицинской помощи будет нуждаться одновременно большое число пораженных, то определяется срочность и очередность ее оказания. В первую очередь помощь оказывают детям и тем пострадавшим, которые могут погибнуть, если не получат ее тотчас же.

Приступая к оказанию первой медицинской помощи при комбинированном поражении, надо определить последовательность отдельных ее приемов. Сначала выполняют те приемы, от которых зависит сохранение жизни пораженного, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой медицинской.

Все приемы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые вмешательства могут повредить пострадавшему и ухудшить его состояние. Если первую медицинскую помощь оказывает не один, а двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руководить выполнением всех приемов.

Перед тем как оказывать первую медицинскую помощь, необходимо осмотреться, чтобы вовремя заметить возможный источник опасности – угрозу обвала, пожара, взрыва, обрушения конструкций и фрагментов сооружений, подъёма воды, начала движения грунта и т. д.

При оказании первой медицинской помощи обычно придерживаются следующего порядка действий:

- устранение воздействия на пострадавшего опасных и вредных факторов (температуры, обрушившихся тяжестей и т.д.) или удаление пострадавшего из неблагоприятной среды (воды, огня, химически опасных, отравляющих веществ и т.п.);

- оценка состояния пострадавшего;

- выполнение необходимых мероприятий по спасению пострадавшего в порядке срочности (остановка кровотечения, искусственное дыхание и восстановление сердечной деятельности и т.д.);

- поддержание основных жизненных функций пострадавшего до прибытия медицинского персонала.

Необходимо знать не только правила оказания первой медицинской помощи при различных повреждениях, но и то, чего делать нельзя, чтобы не ухудшить состояние пострадавшего:

- переносить пострадавшего на другое место, если ему не угрожает огонь, обрушение конструкций здания, при необходимости осуществлять реанимацию;

- прикасаться к ране руками или какими-либо предметами;

- вправлять выпавшие органы при повреждении грудной и брюшной полостей;

- давать воду или лекарство для приёма внутрь пострадавшему без сознания;

- удалять видимые инородные тела из раны брюшной, грудной или черепной полостей. Необходимо оставить их на месте, даже если они значительных размеров и легко могут быть удалены. При попытке их удаления возможны значительные кровотечения или другие осложнения. До прибытия скорой помощи инородные тела нужно накрыть перевязочным материалом и осторожно забинтовать;

- оставлять на спине пострадавшего без сознания, особенно при тошноте и рвоте. В зависимости от состояния его нужно повернуть на бок или, в крайнем случае, повернуть набок его голову;

- снимать одежду и обувь у пострадавшего в тяжёлом состоянии. В данном случае их следует разорвать или разрезать;

- пытаться извлечь потерпевшего из огня, воды, здания, грозящего обвалом, не приняв должных мер для собственной защиты и безопасности;

- допускать причинения дополнительной боли, которая ухудшит самочувствие пострадавшего при наложении повязки, шины.

Оказывая помощь нужно вести себя спокойно и уверенно, успокаивая и подбадривая пострадавшего. Нельзя усугублять его состояние своим взволнованным или озабоченным видом.

Подручные средства для оказания первой помощи

Работа с учебником

Когда происходит трагедия, не всегда имеется возможность использовать средства и медикаменты из аптечки. В этой ситуации следует использовать все, что не навредит пострадавшим.

Кровоостанавливающий жгут: поясной ремень, галстук, косынка, шарф, лента для бантов, ремешок сумочки, электрошнур от бытовой техники, тканевой шов одежды, свернутый скотч или полиэтилен, веревки, кабели, провода, проволока, тросы, канаты, фалы, шнур от куртки (ветровки), рюкзака, палатки.

Перевязочные средства: белье, рубашки, простыни, наволочки, полотенца, флаги, вата, женские прокладки, тампоны, носовые платки, памперсы.

Дезинфекция ран: алкогольные напитки, одеколон, духи, туалетная вода, раскаленные металлические предметы (лучше получить дополнительный ожог, чем протез).

Дезинфекция инструментов: огонь, кипяток, алкоголь.

Хирургический инструмент: маникюрный набор, лезвия для бритья, перочинный нож, зубочистка, шило, соломинка для коктейля, стебли камыша и др.

Иммобилизация позвоночника: доски, фанера, панели ПВХ, пластик, элементы мебели, двери, листы металла, плоский шифер.

Иммобилизация переломов: рейки, палки, штакетник, ветви, пучки стеблей, прутья, проволока, арматура, листы пластика, картон, фанера, плотно скатанная одежда, зонтик, лыжи, ложка, вилка, нож, пилка для ногтей, папки, файлы, коробки компакт дисков.

Носилки: вставить палки (ветви, лыжи, весла и т.п.) в рукава нескольких курток, ветровок, пиджаков, свитеров, пальто, плаща, юбку или платье из плотной ткани, чехол сидения машины.

Спасательный круг: пустые пластиковые бутылки, канистры, емкости, обломки пенопласта.

Контрольные вопросы

1. Каково основное предназначение первой медицинской помощи и кто ее оказывает?

2. Какие основные медицинские мероприятия могут проводиться при оказании первой медицинской помощи?

3. Как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи?

4. Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой медицинской помощи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использова­ны при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каж­дый человек должен владеть приемами в оказании первой ме­дицинской помощи пострадавшим.

Изучаемые вопросы

Первая медицинская помощь и ее предназначение.

Общие правила оказания первой медицинской помощи.

Средства, используемые при оказании первой медицин­ской помощи.

Изложение учебного материала

1. Рассмотреть случаи оказания медицинской помощи. Попросить учащихся сформулировать предназначение первой ме­дицинской помощи.

В зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки первую медицинскую помощь могут оказывать врачи, средний медицинский персонал, а также в порядке само- и взаимопомо­щи люди, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.

Далее необходимо подчеркнуть, что первая медицинская помощь, как правило, оказывается на месте происшествия и может включать в себя проведение следующих мероприятий:

временная остановка кровотечения;

наложение специальных повязок на раны и ожоги;

иммобилизация (наложение шин или подручных средств) при переломах, вывихах и ушибах;

искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

профилактика лучевых поражений путем использования медицинских средств из индивидуальной аптечки (АИ-2);

помощь при отравлениях, укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

2. Разобрать с учащимися общие правила оказания первой медицинской помощи.

Все приемы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые, насильственные вмешательства могут по­вредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

Если первую медицинскую помощь оказывают двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руково­дить выполнением всех приемов первой медицинской помощи.

Приступая к оказанию первой медицинской помощи, вна­чале необходимо определить последовательность отдельных ее приемов. Сначала необходимо выполнить те приемы, от вы­полнения которых зависит сохранение жизни пострадавшего, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой медицинской помощи. Так, при открытом пе­реломе бедра и наличии артериального кровотечения сначала надо остановить опасное для жизни кровотечение, затем на рану наложить стерильную повязку и только потом на ногу на­ложить специальную шину или подручные средства для обес­печения неподвижности конечности в месте перелома.

3. Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи: табельные (перевязочный материал,кровоостанавливающие жгуты, некоторые медикаменты, специальные шины); подручные (чистая простыня, рубашка, ткани (лучше нецветные), брючный ремень, закрутка из ткани, полоски твердого картона и фанеры, доски, палки и др.).

Контрольные вопросы

Каково основное предназначение первой медицинской помощи и кто ее оказывает?

Какие основные медицинские мероприятия могут про­водиться при оказании первой медицинской помощи? Как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи?

Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой медицинской помощи?


2) Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

Содержимое разработки

Дата проведения: 04.05.2018 г.

Составитель: преподаватель ОБЖ Никитина Е.В.

Тема: Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение

Основные цели урока:

1) Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом;

2) Сформировать у них убеждение в том, что каждый человек должен владеть приемами в оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

Задачи урока:

1) Развить умение быстро анализировать экстренную ситуацию;

2) Развить умение быстро принимать самостоятельное решение в случае экстренной ситуации;

3) Развить способность применять знания на практике;

1) Способствовать формированию нравственных, личностных качеств, таких как ответственность, стрессоустойчивость, умение работать в команде;

2) Воспитывать инициативу и самостоятельность;

1) Дать представление о ПМП;

2) Сформировать умения различать виды травм, оказывать ПМП;

3) Узнать навыки оказания ПМП;

4) Обеспечить усвоение знаний о ПМП.

Планируемые результаты обучения:

1) Сформировать умение работать в парах, группах;

2) Сформировать умение работать с различными источниками информации;

3) Сформировать умения работать с наглядным материалом;

4) Сформировать умение составлять устно монологический ответ;

5) Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

1) Научиться правильно действовать в экстренной ситуации;

2) Знать правила оказания ПМП.

1) Сформировать знание о ПМП;

2) Сформировать умение применять новое знание в практической деятельности.

Материально-техническое оснащение урока:

Учебно-методическое оснащение урока:

Перевязочный материал (15шт), аптечка(2шт), раздаточный материал(37шт).

Тип урока: Усвоение нового материала.

1. Организационный момент (5 минут)

Проверка внешнего вида и количества учащихся.

Сегодня мы изучим одну из самых важных тем, которая может коснуться любого.

Прослушайте обращение врача Альберта Юрьевича Аксельрода:

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и оттого, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека.

Как Вы считаете, какая тема нашего урока?

Ученики: Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение.

Учитель: Правильно, записываем ее.

2. Изучение нового (20 минут)

План урока фиксируется на доске:

1. Найти ряд общих правил оказания первой медицинской помощи.

2. Составить эталон оказания ПМП.

3. Узнать какими средствами пользуются при оказании ПМП.

3. Научиться применять эталон в разных ситуациях.

Первая медицинская помощь оказывается при различных несчастных случаях и предназначена для проведения простейших медицинских мероприятий, которые могут спасти жизнь и здоровье пострадавших, предупредить возможные осложнения и уменьшить тяжесть последствий травм или заболевания.

Итак, цель поставлена, путь намечен, давайте достигать цели.

В каких источниках информации вы будете искать необходимую информацию? (Можно использовать учебник, раздаточный материал, перевязочные материал, аптечку).

Давайте разделимся с вами на 3 группы, каждая группа найдет эталон оказания ПМП в определенной ситуациях:

1 группа - На перемене. Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.

2 группа – В столовой. Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

3 группа − В классе. Учащийся на уроке потерял сознание.

Молодцы! Теперь Вы знаете как правильно действовать в таких ситуациях. А теперь давайте запишем общие правила оказания первой медицинской помощи:

1. Передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность;

2. Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверить у него наличие дыхания и пульса;

5. Если пострадавший находится в сознании, необходимо спросить его разрешения на оказание ему первой медицинской помощи.

3.Закрепление и обобщение (10 минут)

Теперь я предлагаю Вам выполнить задание по теме урока:

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП)

Задания – соответствия.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

3. АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

4. ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

6. СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА

6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА

7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ

8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ

9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ

Давайте вместе проверим задание:

− У кого возникли затруднения?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− Как вы думаете, а какое значение в вашей жизни имеет знание и умение правильно оказать ПМП? (Ответы учеников)

− Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним план нашего урока?

− Вы достигли цели? (Да.)

− Как вы оцениваете свою работу на уроке?

зеленый цвет − понял, могу объяснить другим;

желтый цвет – понял, но нужна практика;

красный цвет – ничего не понял.

− Поднимите сигнальные карточки с оценкой своей работы в соответствии со значением цвета карточки, которое указано в тексте.

4. Задание на дом (5 минут)

Параграф 9.1 читать, коротко сформулируйте необходимость обучения всего населения приемам ПМП. Узнайте у родителей, умеют ли они оказывать ПМП. Выучите записи из тетради. Запишите, какими подручными средствами, которые есть в природе или у Вас дома, можно оказать ПМП и как. Спасибо за урок, до свидания!


-80%

Читайте также: