Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква и
Обновлено: 05.07.2024
Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)
Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.
1. Речевая гимнастика.
Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?
– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.
Какое положение занимает язык?
Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?
– Выполним другие упражнения для языка.
Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)
2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.
(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)
Посмотрите на картинки (слайды 1–5), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)
В вышеперечисленных словах где стоит звук И?
Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.
– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)
3. Развитие фонематического слуха.
– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…
Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.
4. Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.
5. Развитие орфографической зоркости.
– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.
Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).
6. Развитие мелкой моторики.
– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)
Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.
7. Связь фонемы с графемой.
– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.
Письмо с проговариванием написания элементов.
8. Подведение итогов урока.
– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?
– Этот звук гласный или согласный?
– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.
– Какой буквой на письме обозначается звук И?
– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Вложение | Размер |
---|---|
i_2.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Конспект занятия по обучению грамоте
Составила и провела: воспитатель
I квалификационная категория
г. Саранск, 2018г.
- познакомить с механизмом образования звука И;
- познакомить ребят с многозначными словами.
-развивать у детей навыки звукового анализа;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
- Какое слово прозвучало несколько раз?
- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Давайте запомним это слово.
- Какой звук я выделяла голосом?
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
4. Артикуляция звука и его характеристика .
Воспитатель: - Давайте все вместе произнесём звук [и].
- Когда мы произносим звук (И, то:
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?
-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.
-Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы)
5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.
-Дети, скажите, пожалуйста, какие имена и фамилии детей начинаются со звука И?
Ира, Алина, Эмилия, Миша, Денис, Лиза, Иван, Тимофей, Инкина, и т. д.
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
А сейчас мы дружно вместе
Сделаем вот так…
(Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.
7. Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).
Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.
8. Индивидуальная работа
- Предлагаю вам выложить букву И из трёх счетных палочек.
9. Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Да крошка Тимошка!
10. Работа в тетрадях
11. Подведение итогов:
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активны ми на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР
В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден.
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател.
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"
Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями.
конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения.
Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"
Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять .
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема "Защитники Отечества"
конспект занятия по обучению грамоте.
- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Оборудование:
предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Снятие психоэмоционального напряжения.
Воспитатель: Ребята! Доброе утро!
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.
Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.
А сейчас откройте глаза.
Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
Воспитатель:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
Воспитатель:
- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.
Ребёнок:
Воспитатель:
Давайте запомним это слово.
- Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
4. Артикуляция звука и его характеристика.
Воспитатель:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
Воспитатель:
- Когда мы произносим звук (И, то:
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?
-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.
-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)
5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.
-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?
Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.
6. Гимнастика для пальчиков и глаз.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).
Да крошка Тимошка!
7. Игра на закрепление места звука (И) в словах "Угадай звук"
Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.
8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.
Воспитатель:
МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА
9. Физкультминутка
Ира, Инна и Иван
На местах остановились. (соответствующие движения)
10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.
Из слогов составить отгадки на загадки:
Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб. (Пила)
Очень редко отдыхает,
Но всегда фонтан пускает
Ну, конечно, - это (Кит)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет -
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (Малиной)
Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.
-Максим будет звуком- Т, Ангелина - И, Артем – К.
Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.
11. Работа в тетрадях
Воспитатель:
12. Подведение итогов:
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.
1.Проверка готовности к уроку.
2. Рефлексия. Проговаривают хором слова стихотворения :
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Сядьте, пожалуйста, девочки.
Конверт с картинками
Какой новый звук вы слышите?
Подумайте звук [и] гласный или согласный?
Давайте произнесем его.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?
Актуализация опорных знаний и умений
2. Артикуляционное упражнение (дети повторяют за учителем)
Ит-ит-ит, ит-ит-ит –
добрый доктор Айболит.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил –
Крокодил солнце в небе проглотил.
Ин –ин - ин – иду в магазин.
Ир –ир- ир – мы пьем кефир.
Ис –ис-ис –я ем вкусный рис.
Иш –иш-иш – у меня малыш.
3. Определить звук по артикуляции. (Посмотрите на губы девочек. Какие звуки они произносят? Кто из них произносит звук [а] [о] [у] [ы] [и]). Артикуляционная таблица.
- работа с конвертом, который принесла кукла Ирина (в конверте набор картинок, дети выбирают только те, в которых есть звук [и] ) Конверт с картинками
ил, ли, ин, ни, им, ми, ис, си, ир, ри, ип, пи, ит, ти
2. Работа с Букварем.
( От первой буквы ко второй. Читайте первую букву протяжно, потом буквы вместе.)
- покажите на рисунке малыша, который пьет сам, прочтите слово сам;
- покажите на рисунке малышку, которая пьет сама, прочтите слово сама;
- определите количество букв в словах пил, пи-ла;
- разделите слова пил, пи-ла на слоги;
- определите место расположения звука [и] в словах пил, пи-ла ;
Закрепление знаний
1.Проговаривание слова игрушки. Определение места звука [и] в слове игрушки.
На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)
Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)
Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)
Вам понравилась игра?
Давайте хором проговорим имя куклы.
Проговаривание слова Ира. Определение места звука [и] в слове Ира. Выкладывание слова Ира из разрезной азбуки. Определение количества букв в слове.
Физминутка .
Проговаривают хором слова стихотворения и выполняют называемые движения:
- Раз: подняться, потянуться.
- Два: согнуться, разогнуться.
- Три: в ладоши три хлопка, головою три кивка.
- На четыре: руки шире.
- Пять: руками помахать.
- Шесть: на место тихо сесть.
3. Работа с потешкой. Играй, играй, да дело знай.
Подведение итога урока
Молодцы! Вы все правильно делали. Кукла Ира с хорошим настроением уходит с урока.
Образовательные задачи. Буква И и звук и. Чёткое произнесение звука. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Выделение начального гласного. Развитие навыка чтения слияний гласных.
Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.
1. Оргмомент.
-Мой кот проглотил наши буквы. Надо нащупать букву, угадать её, а остальные придумают слова, которые начинаются на этот звук.
Буквы: А, О, У, И. (буква И должна остаться)
Логопед разговаривает с котом: Что ты говоришь? У тебя в животе осталась ещё буква? Только ты ее не отдашь, пока мы все твои задания не выполним? Ребята, будем выполнять?
По кустам развешан… (Иней)
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;
Бывает на сосне, на ёлке,
А называется… (Иголка)
Что за плакса навсегда
Поселилась у пруда.
Ветви в нём свои купает,
Это дерево кто знает? (Ива)
Как вы думаете, какой звук сегодня на нашем занятии? (Звук И)
2. Звук И.
- Так как буква вас испугалась, давайте поговорим о звуке И.
-Произнесите этот звук: И-И-И…Когда мы произносим звук И, ни губы, ни язык, не мешают воздуху свободно выходить изо рта. Это гласный звук. Попробуем его пропеть: И-и-и.
-Этот ряд будет говорить так, словно вы поднимаетесь по лестнице, а второй ряд – как будто спускаетесь вниз. Посмотрим, у кого лучше получится!
- Кружком какого цвета будем обозначать этот звук? (Красным кружком).
3. Выделение первого и последнего гласного в словах.
-Ой, буква И говорит, что принесла вам картинки и куда-то положила их. А куда – не может вспомнить, давайте поможем букве найти картинки. Вы превращаетесь в робота, а я вами командую. Алёша, иди ко мне. (Логопед отдаёт команды: прямо, поверни направо, поищи под книгой и т. д.)
- Давайте назовём картинки, которые нашли наши роботы (иней, ива и т. д.). Какой первый звук в этих словах.
4. Физминутка.
Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте
А индюк сидит под ивой - присесть
Ирис он клюет красивый – встать и сделать движение головой вперед – назад
Какие слова со звуком И встретились в этом стихотворении?
5. Знакомство с буквой И.
-Звук И обозначают гласной буквой И. Посмотрите на неё.
На доску выставляется буква И.
-На что похожа буква И?
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Сложите букву И из палочек.
-Мы с вами уже знаем несколько букв. Сложите на коврике эти буквы. (А, О, У, И)
7. Работа в тетради.
- Открываем тетради. Нарисуйте две вертикальные палочки. Давайте превратим эти палочки в букву И. От правой или от левой палочки вы начнёте писать?
8. Звуко-буквенный анализ и синтез.
- Выложите из звуков ИА. Какой первый звук? Какой второй? Составьте ИА из букв под звуковой схемой. Запишите в тетрадь.
Читайте также: