Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква и

Обновлено: 05.07.2024

Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)

Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.

1. Речевая гимнастика.

Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?

– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.

Какое положение занимает язык?

Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?

– Выполним другие упражнения для языка.

Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.

(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)

Посмотрите на картинки (слайды 15), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)

В вышеперечисленных словах где стоит звук И?

Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.

– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)

3. Развитие фонематического слуха.

– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…

Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.

4. Физкультминутка.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.

5. Развитие орфографической зоркости.

– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.

Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).

6. Развитие мелкой моторики.

– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)

Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.

7. Связь фонемы с графемой.

– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.

Письмо с проговариванием написания элементов.

8. Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?

– Этот звук гласный или согласный?

– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.

– Какой буквой на письме обозначается звук И?

– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

ВложениеРазмер
i_2.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Конспект занятия по обучению грамоте

Составила и провела: воспитатель

I квалификационная категория

г. Саранск, 2018г.

- познакомить с механизмом образования звука И;

- познакомить ребят с многозначными словами.

-развивать у детей навыки звукового анализа;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание;

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

- Какое слово прозвучало несколько раз?

- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Давайте запомним это слово.

- Какой звук я выделяла голосом?

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика .

Воспитатель: - Давайте все вместе произнесём звук [и].

- Когда мы произносим звук (И, то:

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, какие имена и фамилии детей начинаются со звука И?

Ира, Алина, Эмилия, Миша, Денис, Лиза, Иван, Тимофей, Инкина, и т. д.

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

А сейчас мы дружно вместе

Сделаем вот так…

(Поднимаем руки вверх и произносим громко ИИИ). Игра повторяется 3-4 раза с изменением движений, громкости и длительности произнесения звука ИИИИ.

7. Игра “Узнайте звук”. (Хлопните в ладоши, если он есть в слове).

Ива, индюк, шар, астра, Ира, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.

8. Индивидуальная работа

- Предлагаю вам выложить букву И из трёх счетных палочек.

9. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! - говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

10. Работа в тетрадях

11. Подведение итогов:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активны ми на занятии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис детьми с ОВЗ, исключить принужден.

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки М, Мь и буква М. Семья".

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепляют знания о звуках и букве на лексическом материале по теме "Семья". Конспект может быть использован логопедами и воспитател.


Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями.


конспект занятия по обучению грамоте. Звуки [б, б\'] и буква Бб

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Специфика-дети с нарушением зрения.


Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять .

Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема "Защитники Отечества"

конспект занятия по обучению грамоте.

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Оборудование:

предметные картинки, буква [И], раздаточный материал, слоговая таблица.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель:

Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.

2. Чтение стихотворения.

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

Воспитатель:

- Какое слово прозвучало несколько раз?

Дети:

Воспитатель:

- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф.

Ребёнок:

Воспитатель:

Давайте запомним это слово.

- Какой звук я выделяла голосом?

Дети:

Воспитатель:

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

4. Артикуляция звука и его характеристика.

Воспитатель:

- Давайте все вместе произнесём звук [и].

Дети:

Воспитатель:

- Когда мы произносим звук (И, то:

-зубки сближены, но не сомкнуты;

-язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;

Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

-Как вы думаете, можно ли увидеть звук (И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

-Возьмите свои буковки и обведите их пальцем (работа с раздаточным материалом) (показ буквы)

5. Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

-Дети, скажите, пожалуйста, имена и фамилии каких детей нашей группы начинаются со звука И?

Ира, Арина, Иван, Тимофей, Ивашина, и т. д.

6. Гимнастика для пальчиков и глаз.

Идут четыре братца навстречу старшему.

- Здравствуй, большак! - говорят.

(Когда большой палец будет прикасаться к другим пальцам, закрывать и открывать глаза).

Да крошка Тимошка!

7. Игра на закрепление места звука (И) в словах "Угадай звук"

Воспитатель показывает картинку ; дети должны хлопнуть в ладоши, если на картинке есть звук И, а если нет – убрать руки за спину.

8. Чтение слоговой таблицы и слов, составленных из этих слогов.

Воспитатель:

МИША, РИТА, НИНА, КИРА, ЛИНА

9. Физкультминутка

Ира, Инна и Иван

На местах остановились. (соответствующие движения)

10. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

Из слогов составить отгадки на загадки:

Все пробует на зуб:

И сосну, и клен, и дуб. (Пила)

Очень редко отдыхает,

Но всегда фонтан пускает

Ну, конечно, - это (Кит)

Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет -

Если Вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной)

Воспитатель вызывает детей, называя их звуками в разбивку.

-Максим будет звуком- Т, Ангелина - И, Артем – К.

Дети составляют на фланелеграфе слово КИТ, выставляя в нужном порядке свои буквы.

11. Работа в тетрадях

Воспитатель:

12. Подведение итогов:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Проверка готовности к уроку.
2. Рефлексия. Проговаривают хором слова стихотворения :

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Сядьте, пожалуйста, девочки.

Конверт с картинками

Какой новый звук вы слышите?

Подумайте звук [и] гласный или согласный?

Давайте произнесем его.

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте?

Актуализация опорных знаний и умений

2. Артикуляционное упражнение (дети повторяют за учителем)

Ит-ит-ит, ит-ит-ит –

добрый доктор Айболит.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил –

Крокодил солнце в небе проглотил.

Ин –ин - ин – иду в магазин.

Ир –ир- ир – мы пьем кефир.

Ис –ис-ис –я ем вкусный рис.

Иш –иш-иш – у меня малыш.


3. Определить звук по артикуляции. (Посмотрите на губы девочек. Какие звуки они произносят? Кто из них произносит звук [а] [о] [у] [ы] [и]). Артикуляционная таблица.


- работа с конвертом, который принесла кукла Ирина (в конверте набор картинок, дети выбирают только те, в которых есть звук [и] ) Конверт с картинками

ил, ли, ин, ни, им, ми, ис, си, ир, ри, ип, пи, ит, ти

2. Работа с Букварем.

( От первой буквы ко второй. Читайте первую букву протяжно, потом буквы вместе.)

- покажите на рисунке малыша, который пьет сам, прочтите слово сам;

- покажите на рисунке малышку, которая пьет сама, прочтите слово сама;

- определите количество букв в словах пил, пи-ла;



- разделите слова пил, пи-ла на слоги;

- определите место расположения звука [и] в словах пил, пи-ла ;

Закрепление знаний

1.Проговаривание слова игрушки. Определение места звука [и] в слове игрушки.

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.

(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Вам понравилась игра?

Давайте хором проговорим имя куклы.

Проговаривание слова Ира. Определение места звука [и] в слове Ира. Выкладывание слова Ира из разрезной азбуки. Определение количества букв в слове.

Физминутка .

Проговаривают хором слова стихотворения и выполняют называемые движения:

- Раз: подняться, потянуться.

- Два: согнуться, разогнуться.

- Три: в ладоши три хлопка, головою три кивка.

- На четыре: руки шире.

- Пять: руками помахать.

- Шесть: на место тихо сесть.

3. Работа с потешкой. Играй, играй, да дело знай.

Подведение итога урока

Молодцы! Вы все правильно делали. Кукла Ира с хорошим настроением уходит с урока.

Образовательные задачи. Буква И и звук и. Чёткое произнесение звука. Формирование умения находить новую букву среди других букв алфавита. Выделение начального гласного. Развитие навыка чтения слияний гласных.

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, самостоятельности.

1. Оргмомент.

-Мой кот проглотил наши буквы. Надо нащупать букву, угадать её, а остальные придумают слова, которые начинаются на этот звук.

Буквы: А, О, У, И. (буква И должна остаться)

Логопед разговаривает с котом: Что ты говоришь? У тебя в животе осталась ещё буква? Только ты ее не отдашь, пока мы все твои задания не выполним? Ребята, будем выполнять?

По кустам развешан… (Иней)

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я;

Бывает на сосне, на ёлке,

А называется… (Иголка)

Что за плакса навсегда

Поселилась у пруда.

Ветви в нём свои купает,

Это дерево кто знает? (Ива)

Как вы думаете, какой звук сегодня на нашем занятии? (Звук И)

2. Звук И.

- Так как буква вас испугалась, давайте поговорим о звуке И.

-Произнесите этот звук: И-И-И…Когда мы произносим звук И, ни губы, ни язык, не мешают воздуху свободно выходить изо рта. Это гласный звук. Попробуем его пропеть: И-и-и.

-Этот ряд будет говорить так, словно вы поднимаетесь по лестнице, а второй ряд – как будто спускаетесь вниз. Посмотрим, у кого лучше получится!

- Кружком какого цвета будем обозначать этот звук? (Красным кружком).

3. Выделение первого и последнего гласного в словах.

-Ой, буква И говорит, что принесла вам картинки и куда-то положила их. А куда – не может вспомнить, давайте поможем букве найти картинки. Вы превращаетесь в робота, а я вами командую. Алёша, иди ко мне. (Логопед отдаёт команды: прямо, поверни направо, поищи под книгой и т. д.)

- Давайте назовём картинки, которые нашли наши роботы (иней, ива и т. д.). Какой первый звук в этих словах.

4. Физминутка.

Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте

А индюк сидит под ивой - присесть

Ирис он клюет красивый – встать и сделать движение головой вперед – назад

Какие слова со звуком И встретились в этом стихотворении?

5. Знакомство с буквой И.

-Звук И обозначают гласной буквой И. Посмотрите на неё.

На доску выставляется буква И.

-На что похожа буква И?

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

- Сложите букву И из палочек.

-Мы с вами уже знаем несколько букв. Сложите на коврике эти буквы. (А, О, У, И)

7. Работа в тетради.

- Открываем тетради. Нарисуйте две вертикальные палочки. Давайте превратим эти палочки в букву И. От правой или от левой палочки вы начнёте писать?

8. Звуко-буквенный анализ и синтез.

- Выложите из звуков ИА. Какой первый звук? Какой второй? Составьте ИА из букв под звуковой схемой. Запишите в тетрадь.

Читайте также: