Климов е в географический фактор христианизации древней руси конспект

Обновлено: 05.07.2024

Исторический процесс – явление сложное и многоплановое. На историческое развитие того или иного человеческого сообщества, его государственности оказывают влияние самые разнообразные факторы. Условно их можно разделить на неизменные и изменяемые. К изменяемым можно отнести непосредственно исторические события и явления, которые возникают в процессе взаимодействия человеческих коллективов, отдельных личностей, а также социально-политических образований, и зависят от конкретных исторических (временных и территориальных) условий. Это разного рода войны и союзы, смены правителей, хозяйственно-экономическая деятельность людей (торговля, внедрение технических новшеств), культурные, религиозные и этнические контакты между народами, и многое другое.

К неизменным же факторам относятся те, которые не зависят от воли людей и сохраняют свое относительное постоянство на протяжении исторически длительного времени. К ним, прежде всего, относят природно-географические и геополитические условия той основной территории, на которой происходят процессы исторического развития конкретного человеческого сообщества.

Народы и государства возникают и существуют в определенных географических рамках. Все процессы их жизнедеятельности, особенно на ранних этапах, тесно связаны с природным ареалом их обитания. Взаимодействие человека и окружающей среды формирует социо-географический фактор исторического процесса. Однако история народа протекает не только под воздействием природной среды, она зависит и от его местоположения на физической и политической карте мира. Соседство с развитыми или, напротив, дикими этносами, отделенность от тех и других естественно-географическими препятствиями (горами, морями), близость к Мировому океану и важнейшим транспортно-торговым путям – все это также оказывает заметное влияние на процессы социо- и этногенеза, на ход формирования и тип государственности. Особенности географической локализации, ландшафта, климата, флоры и фауны той территории земного шара, на которой проживает тот или иной народ, имеют решающее значение для выбора им хозяйственно-экономического уклада, характера взаимоотношений с соседями, для его расселения и прогрессивного развития. Кроме того, те же условия играют далеко не последнюю роль в формировании особенностей национального характера (менталитета).

Россия, в исторической ретроспективе и современном ее виде, – это особая географическая территория, не имеющая аналогов в мире. Начальные этапы становления российской цивилизации связаны с Восточной Европой, растянутой от Ледовитого океана на севере до Черного моря и Кавказского хребта на юге, от Вислы и Карпат на западе до Урала на востоке. Всю эту огромную территорию занимает Восточно-Европейская равнина – одна из крупнейших в мире. К востоку же, за относительно низким Уральским хребтом простирается еще одна обширнейшая равнина – Западносибирская. Таким образом, на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток наша страна представляет собой непрерывное равнинное пространство, занятое преимущественно лесом (45 % современной территории), а также лесостепью и степью. Перечисленные условия определяют отличительные географические и геополитические характеристики России. Рассмотрим важнейшие из них.

1) континентальность, под которой подразумевается значительная удаленность основных территорий от моря. Близость к морю открывает этносу громадные возможности внешней экспансии – военной, торговой, культурной. Морские границы делают цивилизацию открытой для желательных контактов и превращают в естественную крепость при угрозе контактов нежелательных.

2) северное геополитическое местоположение. Изначально российская цивилизация стала зарождаться на востоке Европы и постепенно распространилась в Северную Азию. Россия – самая северная из известных нам развитых цивилизаций. 14 % современной территории страны находится за полярным кругом. В то же время, к примеру, самые северные штаты США (кроме Аляски) находятся на широте Волгограда и Ростова-на-Дону. Столица Франции Париж расположена в том же широтном поясе, что и Краснодарский край и Кубань. Климатические условия, сходные с теми, что бытуют на основной территории России, зафиксированы в Северном полушарии только на севере Канады, а в Южном – на юге Чили и Аргентины. В обоих случаях, это малонаселенные территории, не имеющие важного хозяйственного значения. Северными также являются и скандинавские страны, однако температурный режим там значительно смягчается за счет теплого течения Гольфстрим.

Северное геополитическое местоположение России предопределило и еще одно важное историческое обстоятельство – значительную удаленность от античных цивилизационных центров.

3) неустойчивый климат. Большая часть территории страны находится в умеренном климатическом поясе, при этом преобладающий тип климата – континентальный. Его характеризует долгая суровая и снежная зима в сочетании с коротким летом, которое может быть холодным и дождливым, либо, наоборот, жарким и засушливым. Разность зимней и летней температур в Европейской России составляет около 30°..

4) природные богатства при значительной неосвоенной территории. Россия – самая богатая природными ресурсами страна в мире. Здесь сосредоточено до трети всех мировых запасов полезных ископаемых. Между тем, большая часть разведанных месторождений сосредоточена в азиатской части страны (Урал, Забайкалье, Якутия, Дальний Восток, Чукотка), где проживает даже сейчас всего 22 % населения.

Это обстоятельство влечет за собой целый ряд трудностей, связанных с дороговизной добычи минерального сырья и его транспортировки. Вероятно, отсюда ведут начало такие парадоксы российской действительности как поразительная бедность основной части населения при колоссальном богатстве государства, бесконтрольное расходование природных ресурсов при тяжелейших условиях их добычи, ориентация на экстенсивный путь развития хозяйства, пренебрежение сберегающими и безотходными технологиями.

Все перечисленные особенности оказали заметное влияние и на ход российской истории, и на характер самобытной российской культуры, и на формирование российского социума, и на свойства национальных нравов и традиций.

Скотоводство также требовало больших трудовых затрат, поскольку стойловое содержание скота длилось более полугода, а заготовка кормов на это время должна была уложиться в 20-30 дней сенокоса. Относительно частые неурожаи также тяжело сказывались на экономическом положении населения страны.

Во-первых, Российское государство всегда ощущало (и вовсе не без основания) постоянную внешнюю угрозу. Отсюда берет начало богатая воинская культура с тщательно разработанными понятиями долга, чести, героизма и почтительное отношение к армии и военной службе. На протяжении всей своей истории Россия оставалась традиционно милитаризованной державой

5. Религиозный фактор в становлении российской государственности.

Принятие христианства(утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии стало событием большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило экономические, политические и династические связи с христианскими государствами. Новая религия ускорила изживание на Руси местных племенных различий, способствовала процессу этнической консолидации, принесла на Русь из Византии идею великого князя, как Богом поставленного владыки, правителя и верховного судью подвластных народов, то есть идею государства, принесло на Русь новую архитектуру и живопись, способствовало распространению письменности, развитию летописания, появлению школ и библиотек),

Исторические особенности развития цивилизаций во многом зависели от природно-климатических условий, в которых проживал тот или иной народ. Потребность в обогреве жилищ зависит от того, в какой широте они находятся, что является наиболее доступным топливом. Эти условия всегда накладывали отпечаток на социально-экономический уклад, уровень технического развития и особенности государственной организации. В этом отношении сочетание природного и человеческого начала в истории нашей страны является уникальным, что определило отличительные черты в истории развития пожарной охраны, как одной из составных частей истории России.

Оглавление

Географический и климатический фактор в истории России и проблема пожарной безопасности сел и городов Древней Руси.
Геополитические условия становления российской государственности.
Демографический фактор в развитии российского общества и проблема хронической нехватки людских ресурсов для потребностей экономики и обороны страны.
Особенности менталитета в средние века и отношение населения древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны.
Заключение.

Файлы: 1 файл

История ПО Вар. 1..doc

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Уральский институт ГПС МЧС России

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

зачётная книжка № 09241

Выполнил: инспектор ОГПН старший лейтенант внутренней службы

____________ Хуснетдинов Раиль Фяритович

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Обратный адрес 433940 Ульяновская область Старокулаткинский район

р.п. Старая Кулатка

ул. Комсомольская, 5.

Дата выполнения работы 20 июля 2010 г.

Проверил: ______________________________ _____

______________________________ _____

Дата проверки работы ______________________________ _____

Результат проверки ______________________________ _____

(подпись, фамилия, инициалы преподавателя)

  1. Географический и климатический фактор в истории России и проблема пожарной безопасности сел и городов Древней Руси.
  2. Геополитические условия становления российской государственности.
  3. Демографический фактор в развитии российского общества и проблема хронической нехватки людских ресурсов для потребностей экономики и обороны страны.
  4. Особенности менталитета в средние века и отношение населения древней Руси к пожарам. Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны.

Человек с давних времен стремился познать сущность природных явлений. Огненная стихия вызывала у него смешанные чувства страха и восторга. Наблюдая за пламенем, человек получил возможность познать скрытые возможности материалов. Благодаря огню люди научились выплавлять металлы, что по сути стало революционным преобразованием образа жизни и способа мышления человека. Древнегреческий миф о Прометее, подарившем людям знания об использовании огня и научившим применять его для облегчения их жизни, являлся отражением религиозного поклонения перед огненной стихией, которая по воле богов стала служить на благо человека.

Исторические особенности развития цивилизаций во многом зависели от природно-климатических условий, в которых проживал тот или иной народ. Потребность в обогреве жилищ зависит от того, в какой широте они находятся, что является наиболее доступным топливом. Эти условия всегда накладывали отпечаток на социально-экономический уклад, уровень технического развития и особенности государственной организации. В этом отношении сочетание природного и человеческого начала в истории нашей страны является уникальным, что определило отличительные черты в истории развития пожарной охраны, как одной из составных частей истории России.

1. Географический и климатический фактор в истории России и проблема пожарной безопасности сел и городов Древней Руси.

Россия имеет уникальное географическое положение. Наша страна расположена в северной части континента Евразия и находится в наиболее неблагоприятных климатических условиях, по сравнению со своими южными и западными соседями по континенту. Практически вся территория нашей страны расположена в зоне отрицательной изотермы января, что означает, что сумма температур января у нас выше, чем сумма температур июля. Это, в свою очередь, определяет многие закономерности хозяйственной жизнедеятельности населения России, а в опосредованном виде сказывается на социально-политическом устройстве страны и на общественном сознании россиян.

Безусловно, что не только Россия находится в таких экстремальных климатических условиях. Наиболее всего на Россию по климатическим характеристикам похожа Канада. Большая часть ее территории также находится в субарктическом поясе. Но вместе с тем, есть и определенные отличия. Население Канады меньше чем в России примерно в 6 раз (26 млн. чел. в Канаде и 145 млн. чел. в России). При этом подавляющее большинство канадцев проживают на очень узкой, вытянутой с востока на запад полосе в зоне весьма умеренного климата (аналогичного нашему Центральному Черноземью и Украине), расположенной вдоль северной границы США.

В России довольно значительная часть населения, примерно 43%, проживает в зоне рискованного земледелия и в субарктической и арктической климатической зоне. Это практически весь Крайний Север, Дальний Восток, за исключением Приморья и юга Хабаровского края, вся Восточная Сибирь, северная и центральная часть Западной Сибири, это Северный и Средний Урал, это Русский Север.

Территория, которая по мировым стандартам считается благоприятной для проживания человека, в Росси составляет всего около 20%. Других, похожих на Россию стран, в мире больше нет.

Историки на основе археологических исследований доказали, что 500 и 1000 лет назад климат в Евразии, да и во всем мире был еще более суровым и холодным. Глобальное потепление началось относительно недавно, примерно 150 - 100 лет назад, причем во многом, это следствие развития крупной машиностроительной, химической и топливной промышленности, которое было усугублено достижениями НТР, начавшейся примерно 50 лет назад.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что наша страна действительно уникальна в географическом и климатическом плане. Но за эту уникальность необходимо платить. В нашей стране самый длительный отопительный сезон. Сейчас он начинается в октябре, и заканчивается в мае. Тысячу лет назад его рамки были еще шире и охватывали до 9 месяцев в году.

Качество строительного материала всегда влияет на теплозащитные возможности жилья. Каменные строения требуют длительного прогревания, но они же долго сохраняют накопленное тепло. Возникает вопрос, а почему в России вплоть до ХХ века упорно продолжали строить дома из дерева. Речь, конечно, не идет о культовых сооружениях, крепостных стенах или дворцах знати и глав государства. Помимо дороговизны строительства из камня, а этот материал в России был и остается достаточно редким, а поэтому дорогим из-за необходимости его транспортировки, нашим предкам приходилось учитывать значительно большее количество топлива, необходимого для отопления каменных строений. Как тут не вспомнить, что на заседания Боярской Думы русские цари и бояре появлялись в традиционных шубах и шапках, а на ассамблеи, учрежденные Петром Великим, дамы приезжали в меховых накидках и думочках, а кавалеры в суконных мундирах, наглухо застегнутых на все крючки, но все равно во дворцах Петербурга и Царского Села, Петергофа и Гатчины всегда было холодно и сыро.

Деревянные дома, в отличие от каменных достаточно быстро прогреваются, и при постоянном протапливании печей достаточно долго сохраняют тепло. Россия по-прежнему является богатой лесной державой, а тысячу лет назад лесные богатства нашей страны были неизмеримо больше. Лес давал нашим предкам и топливо, и строительный материал, и возможности изготовления нехитрого домашнего хозяйства, начиная с мебели, заканчивая посудой и обувью.

Дешевизна леса на самом деле оборачивалась весьма дорогой ценой. В засушливые годы леса пересыхали, начинали гореть торфяные болота, а затем начинались многочисленные лесные пожары, которые уничтожали редкие деревеньки.

Казалось бы, опыт погорельцев можно было учесть, тем более что при жизни одного поколения люди переживали пожары не один раз, но наши предки продолжали строить жилье и хозяйственные постройки на достаточно скученном пространстве. И это несмотря на то, что не освоенных территорий на Руси было больше чем достаточно: плотность населения в Киевской Руси составляла менее 1 человека на 1 км². Основной причиной такой скученности жилья в Древней Руси являлась экономия тепла, которая достигалась созданием эффекта колодца, который до сих пор соблюдают современные архитекторы в российских городах, особенно в районах многоэтажных новостроек. Не секрет, что огромные усилия каждый год русичи тратили на заготовку дров, не смотря на то, что леса нашим предкам хватало с избытком, дрова требовалось довезти до дома, подсушить, распилить и наколоть, на что уходило большое количество драгоценного времени, которое можно было потратить на подготовку к очередной посевной кампании.

Безусловно, что жители сельской и городской местности стремились обезопасить свои жилища от огня. Наиболее богатые горожане покрывали крыши своих домов очень дорогим листовым железом. Православные храмы в столицах княжеств, начиная с конца Х века (Десятинная церковь в Киеве), стали возводить из привозного белого известняка, а деревянные купола обшивали позолоченными листами меди. Менее состоятельные русичи выкладывали крыши своих домов дерном в летний период, а печи летом топили только в самых крайних случаях, довольствуясь летними переносными очагами из камня.

Зимой от пожара спасал толстый слой снега на крышах, который иногда заметал и сами дома (толщина снежного покрова тогда была выше чем в ХХ веке), которые наполовину были врыты в землю, что также делалось для сохранения тепла, так как предотвращало большую часть стены от выдувания (от выдувания тепла избу также защищали дома соседей и хозяйственные пристройки).

Еще одной мерой предупреждения пожаров было то, что наиболее крупные селения, не говоря уже о городах, строились на берегах достаточно крупных рек. Близость к воде не только обеспечивала хозяйственные потребности селян и горожан Древней Руси, но и позволяла предотвращать пожары в прибрежной полосе, а также спасаться от огня, в случае возникновения больших пожаров.

Перечисленные меры пожарной безопасности были весьма примитивными и не гарантировали от пожара ни зимой, ни тем более летом. Поскольку несущие конструкции в городских домах, дворцах и храмах были деревянными, любое неосторожное обращение с огнем могло обернуться быстрым выгоранием здания, а теснота и скученность древнерусских городов и сел способствовали выгоранию целых улиц, кварталов и даже всего населенного пункта.

Вывод. Города в Древней Руси выгорали с завидной периодичностью, примерно 1 раз в 10 – 15 лет. Села и деревни выгорали еще чаще – раз в 3-5 лет. Только доступность строительного материала, взаимная помощь и терпеливая покорность судьбе раз за разом способствовали возрождению древнерусских городов и сел буквально из пепла.

2. Геополитические условия становления российской государственности.

Геополитическое положение Древней Руси нельзя назвать удачным. Только северные границы государства были относительно спокойными и безопасными, поскольку с севера на Киевскую Русь осуществить нападение было практически невозможно. Белое море было покрыто льдом более 8 месяцев в году, а морские пути тогда вокруг Скандинавского полуострова весьма опасными для мореходов в силу частых штормов, туманов и опасности разбиться о прибрежные скалы. Одним из наиболее доступных путей вторжения с севера на Русь была речная сеть, начинавшаяся от устья Невы, через Ладожское озеро и далее по реке Волхов. Эти места были покрыты густыми и непроходимыми лесами и болотами, так что без проводников завоеватели могли быстро заблудиться и погибнуть. Поэтому это географическое направление (с северо-запада) особой угрозы не представляло.

Огненное восхождение Ильи Пророка. 1570-е гг. (в образе Перуна)

Проблемы христианизации Древней Руси постоянно привлекали внимание исследователей. Несмотря на это, целый ряд вопросов, в том числе продолжительность и периодизация христианизации, остаются открытыми и малоизученными.

Дореволюционные историки, исходя из ошибочного вывода о том, что религия восточных славян являлась примитивным язычеством и у них не было самостоятельного и организованного жреческого сословия, пришли к выводу о том, что христианизация Древней Руси завершилась в течение одного - двух столетий 1 .

В то же время, как свидетельствует мировая история, христианизация является длительным и противоречивым процессом, в течение которого происходят глубокие изменения, охватывающие все сферы социальной, политической, культурной и духовно эмоциональной жизни как индивида, так и общества в целом.

Этот процесс протекает сложно, с резкими рывками вперед и сменяется длительными рецидивами язычества, так как на него оказывают сильное влияние как внутриполитические, так и внешнеполитические факторы материального и духовного происхождения. Немаловажную роль в этом процессе играет и субъективный фактор.

Из письменных источников известно, что христианизация Древней Руси началась задолго до принятия христианства великим князем Владимиром Святославичем (988 г.). Согласно археологическим и письменным источникам, уже во второй половине девятого века в Киеве появились христиане, очевидно из Византии или ее черноморских колоний 9 . По своему социальному происхождению они должны были принадлежать к княжеско-дружинному сословию. Представители этой социальной группы чаще других соприкасались с носителями христианства. Причем христианами являлись как представители старшей, так и младшей дружины. На это указывает договор великого князя Игоря с Византией, в котором говорится о том, что дружинники-христиане приносят клятву в церкви святого Ильи 10 .

Высшим достижением первого периода христианизации стало принятие христианства великой княгиней Ольгой. В историографии нет единого мнения о причине и времени этого важнейшего события религиозной истории Древней Руси. Наиболее устоявшейся датой крещения великой княгини Ольги является 955-957 гг. Но она подвергнута сомнению Б. А. Рыбаковым, который высказал предположение о том, что это событие могло произойти намного раньше, а именно в 946 г. во время первой поездки Ольги в Константинополь 11 .

Столь успешное распространение христианства среди правящей элиты вызвало противодействие среди религиозных консерваторов. Серьезным поражением древнерусской христианской общины явился отказ великого князя Святослава Игоревича принять христианство 12 . После смерти княгини Ольги (969 г.) наступил кризис. Святослав начал гонения против христиан, которые были прерваны его гибелью (972 г.) 13 . При его старшем сыне Ярополке христианская община вновь приобрела прежнее влияние, но после его гибели в междоусобице с младшим братом начались новые антихристианские гонения, связанные с усилением политического влияния волхвов на молодого великого князя Владимира Святославича. Именно этим можно объяснить тот факт, что свое правление Владимир начал с религиозной реформы. На этом заканчивается первый период христианизации Древней Руси. Он характеризовался тем, что христианство принимает часть элиты, но это приводит к конфликту между сторонниками традиционной религии и христианами. Этот конфликт заканчивается их поражением.

Более того, мы видим, что произошло усиление влияния религии. Были построены новые святилища в Киеве, Новгороде 14 , Медоборах 15 . В 983 г. принесена в жертву семья христиан 16 . О деятельности христианской общины почти ничего не известно. А это значит, что против христиан начались гонения и репрессии.

Крещение великого князя и его дружины стало переломным моментом в христианизации Древней Руси. С этого момента начинается новый период христианизации, который продлится до начала XIII в.

В этот период была создана организационная структура Русской Православной церкви (РПЦ): митрополичья кафедра в Киеве, архиепископская - в Великом Новгороде, епископские в крупных экономико-политических и культурных городах, количество которых будет расти, и достигнет 15 накануне нашествия.

Будут построены кафедральные соборы и монастыри, которые станут духовными центрами христианизации: Киево-Печерская Лавра, соборы Святой Софии в Киеве, Великом Новгороде и др. Появятся первые национальные святые - Борис и Глеб. Заложена материальная основа экономического могущества Русской Православной церкви. Но в то же время этого будет недостаточно, чтобы завершить христианизацию огромного государства, по территории превосходящего Западную Европу. Например, в Болгарии, которая по территории была значительно меньше Древней Руси, насчитывалось в XI в. 32 епископских кафедры и одна архиепископская в Охриде 19 .

Как мы видим, и через 200 лет после Крещения в древнерусской литературе сосуществовали два направления, основанные одно - на христианской, другое - на дохристианской традициях.

Третий период христианизации начался со второй половины XIII в. после татаро-монгольского нашествия. В сознании древнерусского человека произошел революционный религиозный переворот, так как большая часть населения восприняла татаро-монгольское нашествие как наказание за грехи, в том числе за нарушение христианских моральных ценностей.

РПЦ. получившая ряд политических и экономических привилегий, по сравнению со светской властью становиться мощной торгово-промышленной и аграрной корпорацией и влиятельным политическим институтом формирующегося Русского централизованного государства.

Сопротивление волхвов сломлено окончательно, и это древнее и влиятельное сословие исчезает. Его остатки маргинализируются в сельских колдунов, знахарей и ведьм 37 .

Третий период христианизации заканчивается на рубеже XV-XVI вв. В этот период завершается христианизация всех основных социальных и политических институтов государства 41 .

Е. В. Климов
Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 16 (154). История. Вып. 32. С. 117-122.

Примечания

2 Топоров, В. И. Святость и святые в русской духовной культуре : в 2 т. М., 1995. Т. 1. С. 425.

3 Голубинский, Е. Е. История русской церкви : в 2 т. М, 1997. Т. 1. С. 851.

4 Милюков, И. И. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. М., 1994. Т. 2, ч. 1. С. 23.

5 Рыбаков, Б. А. Стригольники - русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 34.

7 Новосельцев, А. И. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века//Вопр. истории. 1989. №9. С. 31.

8 Фроянов, И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003. С. 72.

9 Карташев, А. В. Очерки по истории русской церкви : в 2 т. М., 1991. Т. 1. С. 92; Иловайский, Д. И. Становление Руси. М., 2003. С. 30. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000. Т. 1. Повесть временных лет. С. 103.

11 См.: Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 387.

12 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 113.

13 См.: Татищев, В. И. История Российская : в 3 т. М., 1962. С. 111; Климов, Е. В. Причина гибели великого князя Святослава I Игоревича//Вопр. истории. 2008. № 11. С. 155-160.

14 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 129.

15 См.: Русанова, И. И. Еще раз о славянском языческом центре на реке Збруч / И. И. Русанова, Б. А. Тимощук // Рос. археология. 1998. № 2. С. 242.

16 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 131.

17 Рапов, О. М. Русская церковь в IX - первой половине XI вв. Принятие христианства. М., 1998. С.364.

18 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 157.

19 См.: Гийу, А. Византийская цивилизация. Екатеринбург, 2005. С. 185.

211 См.: Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. С. 225; Волхова, М. И. Монастыри на Руси XI - середины XIV в. // Монашество и монастыри в России. XI - XX вв. Исторические очерки. М., 2005. С. 32.

21 См.: Татищев, В. Н. История Российская. Т. 1. С. 112-113; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. С. 167; Тихомиров, В. И. Крестьянские и городские восстания на Руси в XI - XII вв. М., 1955. С. 123-126.

22 См.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 4. Слово о полку Игореве. С. 254-267.

23 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С.267.

24 Климов, Е. В. Религиозная реформа великого киевского князя Владимира I и христианизация Древней Руси. Торжок, 2008. С. 92-110.

25 Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. С. 241.

26 Рыбаков, Б. А. Стригольники - русские гуманисты XIV столетия. М., 1993. С. 67-69.

27 См.: Климов, Е. В. Очерки по истории христианизации Древней Руси. Нижневартовск, 2006.

29 См.: Колычева, Е. И. Православные монастыри второй половины XV-XVI вв. // Монашество и монастыри в России XI-XX вв.

Исторические очерки. М., 2005. С. 82-83.

30 См.: Климов, Е. В. Теократические тенденции в Древней Руси / Е. В. Климов, А. П. Ка-баченко //Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2008. № 6. С. 35-40.

31 Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. М., 2003.С. 104.

32 Там же. С. 134.

33 Литаврин, Г. Г. Византия, Болгария, древняя Русь (IX - начало XII в.). СПб., 2000. С. 297.

34 История средних веков / под ред. С. П. Карпова. М., 2005. Т. 1. С. 544.

35 Федотов, Г. П. Указ. соч. С. 134.

36 Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994. С. 100.

37 Климов, Е. В. Очерки по истории христианизации Древней Руси. Нижневартовск, 2006. С. 144-161.

38 Карсавин, Л. П. Очерки средневековой религиозности // История ересей. М., 2007. С. 253, 254.

39 См.: Рыбаков, Б. А. Стригольники - русские гуманисты XIV столетия. М., 1993; Клибанов, А. И. Реформационные движения в России в XIV - первой половине XVI вв. М., 1960.

40 Рыбаков, Б. А. Указ. соч. С. 335.

41 См.: Климов, Е. В. Очерки по истории христианизации Древней Руси. Нижневартовск, 2006.

ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОД РУССКОЙ ИСТОРИИ

Географический фактор. Природно-климатический Фактор. Значение рек. Влияние леса и степи на ход русской истории. Национальный фактор. Религиозный фактор. Роль личности в Российской истории.

Россия прошла длительный исторический путь развития, на ход которого существенное влияние оказал ряд объективных и взаимосвязанных факторов, не зная которых нельзя понять суть происходящих в России событий. Поэтому, одной из задач историка является выявление и изучение условий, обстоятельств, закономерностей определивших не только своеобразие и самобытность русской истории, но во многом и судьбу всего Российского государства.

Уникальной особенностью географического положения России явилось её промежуточное положение между Европой и Азией. Россия единственная в мире евразийская держава. Данное обстоятельство послужило причиной длительных ожесточённых споров, по какому пути должно идти развитие России в русле европейской или антагонистичной ей азиатской цивилизации. Вопрос этот до сих пор не решён, но наиболее правильной представляется третья точка зрения, отстаивающая особенность и самобытность исторического пути России. В пользу этого мнения главным аргументом служит слишком большое количество отличий России, как от Европы, так и от Азии, ведь Россия отличается от них своим менталитетом, религией, культурой, мировоззрением, всем своим укладом жизни.

Равнинная, обширная и малонаселённая территория с одной стороны имела положительное значение для русской истории, поскольку способствовала беспрепятственному и главное мирному расселению славян по Великой русской равнине, а также во многом предопределила государственный строй России. Так как эффективное управление большой территорией требовало сильной централизованной власти, которую могла обеспечить только абсолютная монархия. Но с другой стороны создавала серьёзные трудности для защиты границ, так как требовало большого войска, которое крайне малочисленное и довольно бедное население не могло содержать.

Незащищённость границ естественными преградами в виде гор, лесов, морей и т.п. делало Россию уязвимой, для вражеских иноземных вторжений, как с востока, так и с запада, обрекало страну на многовековую борьбу с недружелюбными соседями. С Востока Русь подвергалась бесконечным набегам кочевых племён: сарматов, гуннов, аваров, хазар, печенегов, половцев и татар. С Запада страдала от нашествия воинственных литовских племён, поляков, немцев, шведов. Бесконечные войны истощали физические и духовные силы русского народа в этой борьбе, и только плодовитость русских спасла их от полного физического истребления. Это, пожалуй, самый драматичный из всех факторов оказавших влияние на ход русской истории.

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Ещё одним, исторически наиболее ранним и важным, оказавшим серьёзное влияние на занятия, характер и весь уклад жизни восточных славян был природно-климатический фактор. Поэтому не случайно на данное обстоятельство обращали все крупнейшие историки, такие как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Е.Ф. Шмурло, Л.В. Милов. Многочисленные историки евразийского направления, к которым принадлежат Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилёв, П.Н. Савицкий,. Сувчинский, Трубецкой, Г.Ф. Флоровский, даже считают, что всё развитие России определяется этим фактором. Хотя такой взгляд и грешит явным преувеличением, поскольку природа в состоянии ускорить или замедлить развитие общества, но все, же не является доминирующей причиной его развития. Не отрицала значение природных условий, и советская историография наиболее ярким представителем, которой был Н.М. Покровский. Признавая, что природная среда влияет на развитие общества двояким образом, а именно благоприятные условия, наличие лесов, рек, полезных ископаемых, плодородных почв и т.п. положительно воздействуют на развитие общества. Неблагоприятные, такие как чрезмерно жаркий или наоборот чрезмерно суровый климат, бедность природных ресурсов могут напротив отрицательно сказаться на развитии экономики государства. При этом следует учитывать и то, что общество, подвергаясь влиянию со стороны природы, также в свою очередь воздействует на неё. Степень этого воздействия определяется уровнем научно – технического прогресса, техники, производства, общественного строя.

Теперь от рассмотрения историографии перейдём непосредственно к изучению проблемы.

ВЛИЯНИЕ ЛЕСА И СТЕПИ НА ХОД РУССКОЙ ИСТОРИИ
Говоря о роли рек, не справедливо будет обойти вниманием то влияние, которое оказали на ход русской истории ещё два природных фактора - лес и степь.

Лес, играл очень важную роль в жизни русского человека. Он очень долгое время был неотъемлемой частью русской жизни. Лес давал нашим предкам всё самое необходимое для их жизни: еду, так как был богат различными животными, мёдом диких пчёл, грибами и ягодами; строительный материал, ведь и жильё и домашняя утварь изготовлялись в те далёкие времена из дерева. Ещё лес давал человеку топливо для обогрева суровыми зимами, лучину для освещения жилья, лыко для плетения лаптей. Промысловая добыча пушного зверя, которым когда-то были очень богаты наши леса, была важной статьёй доходов в народном хозяйстве, поскольку меха шли на экспорт. Кроме того лес служил нашим предкам и надёжным убежищем от нападений внешних врагов, которые были частым явлением. Наконец, в лес, подальше от мирской суеты и соблазнов, в поисках тишины, покоя и уединения, часто уходили религиозно настроенные люди. Они строили себе в лесу кельи и скиты, проводя свою жизнь в постах и молитве.

Таким образом, лес был одним из благотворных факторов русской истории, так как оказывал восточным славянам экономические, политические и нравственно-религиозные услуги.

Значение конфессионального фактора не следует недооценивать не только для России, но и для всеобщей истории, не случайно многие войны имели религиозную окраску. Что, касается значения православия, то оно всегда выполняло на Руси, прежде всего консолидирующую, мировоззренческую, морально-нравственную и культурную функции. Именно в православии в условиях современного идеологического кризиса многие люди видят силу способную сплотить общество. С православной точки зрения русский человек издревле давал оценку происходящих в стране и мире событий, судил о добре и зле. На протяжении многих веков православие обеспечивало сохранность нравственных устоев. И только после революций начала 20 века с ослаблением государственных устоев и утратой православной церковью своих позиций, особенно после её отделения от государства в обществе происходит резкое падение морали и нравственности. Наконец, православие оказало большое влияние на всю русскую культуру, подняло её на высоту недосягаемую для западной культуры, за счёт огромной духовности которой так недостаёт странам западноевропейским и особенно американским.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ
При изучении Русской истории необходимо учитывать такой важный фактор как роль личности, те крупного государственного политического, военного, религиозного или иного деятеля, оставившего заметный след в истории. Конечно, личность имеет большое значение для истории любой страны, но именно в истории России этот фактор проявил себя наиболее ярко.

Значение личности заключается в том, что она ускоряет или наоборот замедляет объективный ход истории, приводит в движение геополитические, природно-климатические, идеологические, культурные и другие факторы, ставит перед народом определённые цели и организует его на их достижение. В России, как и в других странах, выдающиеся личности появляются в переломные моменты истории, когда в обществе происходят серьёзные политические, экономические, социальные перемены. При сильных правителях умевших отстаивать её интересы Россия всегда процветала, побеждала в войнах, расширяла границы, укрепляла свои государственные устои, что вызывало зависть и злобу других менее крупных и сильных держав, всегда стремившихся путём политических интриг ослабить Россию насколько возможно. При слабых нерешительных, мягкотелых, продажных политиках, не умеющих, и не хотевших отстаивать её национальные интересы страна неизбежно приходила в упадок, и теряла те достижения, которые с таким трудом были завоёваны их великими предшественниками.

Что бы полно, объективно, и всесторонне раскрыть историческую роль того или иного правителя в судьбе России историк должен учитывать следующие обстоятельства:
1.Исторические условия, в которых происходила его деятельность;
2.Задачи, которые стремился решить исторический деятель и методы их решения;
3.Интересы, какого класса он представлял.
И тогда сумевший сделать это историк получит ключ к пониманию пусть не всего, но очень многого в истории.

Таким образом, на ход русской истории большое воздействие оказала совокупность цивилизационных факторов в чём-то благотворных в чём-то губительных для страны. Они самым прямым образом влияли на форму правления, государственный и социальный строй, развитие экономики, культуру, быт, мировоззрение и формирование русского национального характера те затрагивали все сферы общественной жизни.
[1] Вернадский Г.В. Древняя Русь. М.: 1991. С. 12.
[2] Шмурло Е.Ф. История России. М.: 1997. С. 28.
[3]Покровский М.Н. История России в самом сжатом очерке. М.: 1970. С. 15.
[4] Ключевский В.О. Полный курс лекций по русской истории. Лекция IV. М.: 1993. С. 57.
[5] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М.: 1993. Книга I. Том I. Глава I. С. 15.
[6] Ключевский В.О. Указ соч. С. 52.

Читайте также: