Фольклор коллективное устное народное творчество конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: дать понятие фольклора, развивать речь учащихся.

предметные: знать фольклорные жанры, их отличительные особенности, уметь воспринимать и анализировать поэтику фольклора.

личностные: положительное отношение к познанию, желание приобретать новые знания, умения.

познавательные: осознают познавательную задачу, умеют осмысленно читать и объяснять значение;

регулятивные: планируют действия, действуют по плану, используют речь для регуляции своих действий;

коммуникативные: строить монологические высказывания, владеть умениями диалогической речи.

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, добрые пожелания ученикам)

Реализация домашнего задания:

1-й ученик – составленный дома план статьи - на доске;

2-й ученик – пересказ статьи (стр. 3 учебника);

Вариант плана статьи:

- какие чувства вызывает у вас исполнение фольклорных произведений?

- какие атрибуты (предметы, костюмы, музыкальные инструменты) являются обязательными при выступлении фольклорных ансамблей?

- какое настроение они создают?

- что вы узнали о фольклоре в начальной школе? Назовите фольклорные жанры.

- перескажите кратко сюжет знакомой сказки, прочитайте текст народной песни или частушки, загадайте загадку классу.

III. Постановка учебной задачи.

- Фольклор – более древнее искусство, нежели литература.

Заполнение таблицы с помощью учителя:

в письменной форме

ориентировано на новое

опора на традиции

- Как сформулируем тему урока? (Фольклор – коллективное устное народное творчество)

- Какие эти нас волнуют в этой теме? ( Во-первых, что такое фольклор? Во-вторых, для чего нам нужно его изучать?)

IV. Открытие нового знания (в форме диалога)

- Сегодня фольклорные произведения исполняют артисты, а произведения УНТ напечатаны в книгах. А в древности песни, загадки, частушки, сказки были частью жизни простого человека. Они сопровождали его вбыту, украшая его, сопутствовали людям от рождения до смерти. В фольклоре отразились нравственные идеалы народа, его мечты о счастье.

- Подумайте, о чём мечтали наши предки, создавая фольклорные произведения.

- Представьте, что они думали о труде и отдыхе, о доме и семье, о родителях и детях.

- Опишите жизненные ситуации, сопровождавшиеся фольклорными произведениями и обрядами. (сказки детям, загадки, свадьба, похороны, работа)

- Каковы признаки фольклорного произведения? Чем отличается от литературных жанров?

Физпауза – упражнения для мышц шеи – повороты головой

V. Первичное закрепление (составление опорного материала – в тетради)

- традиционные зачины и концовки;

- повтор слов, строк;

VI. Рассказ о художниках , иллюстрирующих сказки.

Опора на презентацию

- Что такое фольклор?

- Для чего мы его изучаем?

VIII. Домашнее задание.

- Подобрать или самостоятельно составить загадки, пословицы, скороговорки; записать в тетрадь.

- Понравился ли вам урок?

- Как вы отметите свое участие в диалогах и в работе на уроке? (индивидуальные мнения)

Отметки за урок.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие о фольклоре; формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать речь и деятельность учащихся.

Цель урока: дать понятие о фольклоре; формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать речь и деятельность учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Слово учителя.

II. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме:

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
— Я спать хочу!
Дремота говорит:
— Я дремати хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки.

Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

На кисоньку потягушеньки,
На Петеньку растушеньки.

Вдоль — растушки,
Поперёк — толстушки,
Ручки — берушки,
Ножки — бегушки,
Глазки — смотрушки,
Роток — говорок.

Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трёт.

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

Ножки-ножки, топотушки!
Попрыгушки, побегушки.
Ножки сильными растут,
Скоро быстро побегут!

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия. Родитель вместе с малышом проговаривают потешку, при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке.

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки,
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушки дадим.
Всем по одному,
А Лёшеньке — два.

Тра-та-та, тра-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по диванчику,
Ловит кота за лапочки:
— Ох, ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Муркой, киской молодой!

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку.
В люди снесла,
Добрым людям сбыла.
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла уточку,
За уточку — гусёночка!
Гусё-но-чка!

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!

Закличка — это один из древнейших жанров фольклора — закликательные песни языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.

В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.

Закличка рождает в ребенке веру в значимость слова. Ребёнок, проговаривая закличку, как бы произносит заклинание, что все будет хорошо. Например, если попала вода в ухо при купании, то нужно попрыгать на одной ножке и прокричать:

Или когда у ребёнка шатается молочный зуб, он приговаривает:

Мышка, мышка,
Возьми плохой зуб,
А дай мне хороший.

Приговорка — общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом – целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их.

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.

Сей, сей горох,
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем;
И сам тридесят –
Для всех ребят.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке.

Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей —
Не задерживай добрых и честных людей!

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап!

Загадка — это метафорическое выражение, то есть такое выражение, которое описывает предмет при помощи его связи с каким-нибудь другим предметом, при наличии у этих предметов общего свойства. Суть заключается в том, что человек должен отгадать о каком предмете идет речь.

Два близнеца - два братца,

На нос верхом садятся,

Сами верхом, а ноги — за ушами.

Один льёт, второй пьёт, третий подрастает.

Ответ (дождь, земля, растения)


III. Итог урока
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров. Уделить внимание развитию речи учащихся.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания. ( Учащимся было задано подобрать по 2 пословицы и по 1 поговорке о чтении и об учении, выписать в тетрадь, подумать, какой смысл заключен в них

Пословицы и поговорки — отражение народной мудрости. Они являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций.

Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.

Пословицы об учении

Ученье — красота, неученье — простота.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Ученье лучше богатства.

Ничего не смыслить — век киснуть.

Пословицы о чтении

С книгой поведешься – ума наберешься

Книги читаешь — далеко видишь.

Поговорки об учении

Век живи — век учись, а дураком помрешь

Поговорки об чтении

Смотрю в книгу – вижу фигу

Чем отличается поговорка от пословицы?

Пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное. А поговорка — это часть суждения без вывода. Поговорку можно заменить одним словом или фразой. Например:

На попятный двор. (Отказаться);

Заткнуть за пояс. (Победить);

При царе Горохе. (Давно);

Хоть шаром покати. (Ничего нет);

Легок на помине. (Появился быстро);

У черта на куличиках. (Далеко);

Яблоку негде упасть. (Тесно);

Как снег на голову. (Внезапно);

Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

Работа по теме урока.

Фольклор - народная мудрость (от англ. cлов folk-народ,lore- мудрость)

Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Словарная работа.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, марийского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.

- С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.

Сказки, пословицы, загадки всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.

С самым первым фольклорным произведением ребенок знакомится, когда мама поет ему колыбельную.

-Что такое колыбельные? Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка.

Для чего они нужны?


Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.

Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм .
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм? Потом ребенок немного подрастает и знакомится с пестушкой и потешкой .

Кто знает, что такое пестушка? — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают: А что такое потешка? Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Вышла кошка за кота.

Ходит кот по лавочке.

А кошечка – по подлавочке,

Ловит кота за лапочки:

- Ох ты, котик, коток,

Поиграй ты, кот, со мной,

С Машкой, кошкой молодой!

Вспомните, какие вам известны пестушки и потешки?

Обратите внимание, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети. Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

Ребята, кто может сказать, что такое заклички? Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Зачем они были нужны народу? Приведите свои примеры закличек. Заклички восходят к древнейшим обрядам. Заклички-обращения превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце и т.д.) Когда закликали весну, кричали:

Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали: Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить. Не путайте с поговоркой. *

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.

Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Что в кружочке здесь стоят.

-Как называется этот жанр народного творчества? Что такое считалка? Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит . Какие вы еще знаете считалочки?

Что такое скороговорка ? Скороговорк а — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова . Для чего нам нужны скороговорки? ( Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.) Пробуем повторить

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

Добры бобры
Идут в боры.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

От топота копыт
Пыль по полю летит.

Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

Но все загадки разные.

Итак, загадки развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность, тренируют сообразительность.

Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит. (петух)

- А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (ёж)

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик)

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет, а он не знает. (Крот)

То блин, то полблина,

То та, то эта сторона. (месяц)

- Хорошо, названия жанров вы знаете, а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).

Зимой оживает (снег). (загадка)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

4) Матушка – репка,

Будь пудаста! (закличка)

5) А у нас во дворе

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица)

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились . (потешка)

7) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять … (прибаутка)

8) Потягунчики, порастунчики!

Ноги – ходунюшки . (пестушка)

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить . (считалка)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка)

13) Семь пятниц на неделе . (поговорка)

Подведение итогов урока+оценки

-Давайте повторим. О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня.

Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

-А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

- Что нового вы для себя узнали?

- Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

Домашнее задание
Стр. 7 читать
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

Устное народное творчество (фольклор) – coвoкyпнocть paзличныx видoв и фopм мaccoвoгo cлoвecнo-xyдoжecтвeннoгo твopчecтвa, вoшeдшиx в бытoвyю тpaдицию тoгo или инoгo нapoдa.

Закличка – обрядовая песня заклинательного характера, сопровождающая обряд кликания и включающая обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т.д., которые живут в закличках, как одушевлённые существа.

Считалка – рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Загадка – выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Скороговорка – это короткое предложение или фраза, преднамеренно составленная так, что её трудно правильно произносить, обычно из-за различных комбинаций подобных звуков; малый поэтический жанр фольклорного происхождения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304.
  2. Иванова Е. В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.112.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96.
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112.
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400.
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80.
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 27.
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80.
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фольклор был словесным искусством, присущим народному быту. С древности у большинства народов существовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Важнейшим событием стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел, а не как имевшее место быть в реальности событие.

1) тексты, которые сочиняют сами дети;

2) тексты, которые сочиняют взрослые для детей.

Детский фольклор является частью мудрой древней народной педагогики.

К первой группе можно отнести следующие жанры:

Колыбельные – песенки, которые поёт мать для ребенка, чтобы его усыпить. Древние колыбельные не потеряли своих функций и популярности и в наше время. Цель колыбельных – успокоить ребёнка – достигается особой манерой исполнения и обращением к помощи различных животных. Самыми распространёнными персонажами колыбельных, кроме волчка, были куры, петушок, голуби.

Потешки, которыми развлекают ребёнка, чтобы он не плакал. Потешки содержат игровой элемент, который малыши выполняют пальчиками, ручками, ножками.

Загадки. Загадки можно считать самым древним жанром фольклора. В прежние времена человек верил, что, отгадывая загадки, он подчинит себе природу, животных, растения. Загадки для чаще всего связаны с бытовыми предметами или существами из животного мира, знакомыми ребёнку, который должен хорошо представлять себе, о чём идёт речь.

Ко второй группе можно отнести такие жанры, как:

Заклички. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Закличка включала обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевлённые существа.

Теоретический материал для углублённого изучения

Наконец, в детском фольклоре есть и такие произведения, которые созданы самими детьми. Они возникали в играх и в быту детей. Эти произведения живут лишь в детской среде. Детский фольклор в прямом смысле слова – творчество детей. Ему особенно присущи черты, свойственные детям. Отличительная черта всех этих произведений состоит в учёте возрастных особенностей детей. Этот фольклор выражает душевный мир ребёнка. История произвела строгий отбор тех детских произведений, которые могли жить века, забывалось и исчезало всё то, чему не было дано остаться в памяти народной. Традиционный детский фольклор покоряет своим совершенством, красотой и жизненной силой. Это поистине поэзия детства и отрочества. Её замечательные свойства обнаружились в том, что она на протяжении столетий с успехом формировала душевный мир здоровых и весёлых русских людей.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания / зачёркивания элементов

Подчеркните верный вариант:

Заклички – это обращение к:

- силам природы и временам года

Нажмите, чтобы узнать подробности

б) углубить представление детей о жанрах фольклора;

в) повторить различие между пословицами и поговорками;

г) обогатить словарный запас учащихся.

Развивающие:

а) развитие познавательного интереса;

б) развитие умения обобщать, классифицировать, делать выводы, доказывать;

в) развитие умения различать пословицы и поговорки;

г) развитие монологической речи учащихся.

Воспитывающие

а) воспитывать интерес к культуре народа, к родному языку, к изучению литературы.

Тип урока: объяснение нового материала с опорой на имеющиеся зна­ния.

I. Оргмомент.

II. Объявление темы и задач урока.

Учитель: - Сегодня на уроке мы продолжим начатое в начальных классах знакомство с устным народным творчеством, вспомним малые жанры фольклора.

Запись в тетрадь: фольклор - устное творчество народа.

III. Вступительная беседа

- Черты фольклора:

Устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, вариативность, сочетание слова с лементами других видов искусства. Впоследствии фольклор и литература обогащали и дополняли друг друга.

Отличие фольклора от литературных текстов:

- набор традиционных зачинов и концовок, единоначалие, повтор слов, строк, эпизодов, использование фольклорных символов, общих типических мест, формул повелевания, постоянные эпитеты.

Жанры: былины, легенды, песни, исторические песни и народные баллады, необрядовая лирика.

IV. Беседа с учащимися.

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как происходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

1. Раздать учащимся заранее подготовленное игровое поле (Приложение 1) и карточки с текстами (Приложение 2).

2. Попросить прокомментировать слова, напечатанные на игровом поле, используя материал учебника.

3. Попросить разложить карточки с текстами на игровом поле.

4. Проверить по последовательности номеров текстов – карточек, правильно ли выполнено задание.

5. В качестве дополнительного по повторению можно задать вопрос: как в фольклорных текстах и в каких именно нашли отражение мифологические представления наших предков.

Читайте также: