Сложение натуральных чисел свойства сложения 5 класс мерзляк конспект

Обновлено: 07.07.2024

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!

II. Проверка домашнего задания

На доске записаны ответы на два номера из домашнего задания. Учащиеся сверяют свои ответы.

№ 171 в, г

№ 172

  1. 50*2=100
  2. 130-100=30 (не успеет)
  3. 50*3=150
  4. 150-130=20(успеет)

III. Устная работа

1. На доске записаны примеры.

Вопрос: Какое действие выполняется последним?

2. Вычислите устно:

3. Какие натуральные числа удовлетворяют двойному неравенству 2 15.05.2010

Конспект урока по математике в 5 классе на тему «Сложение натуральных чисел.

Цель урока: формировать н авык сложения натуральн ых чисел, умение применять свойства

сложения п ри выполнении заданий; поверить степень усвоения материала учащимися в виде

Проверить домашнее задание в виде сам опроверки с выставлением оценки

Сколько примеров и задач вы решили за 4 года обучения в школе?

А задумывались ли вы хоть раз о том, откуда эти знаки пришли и что означали?

черточками скольк о мер вин а они продали, а когда доливал и в бочку новые запасы, то их

перечеркивали. Так появились знаки сложения и вычитания.

В начале 15 века для обозначения действия сложения использовали начальную бук ву

Существуют и др.объяснения, вместо а+ в (в лат.писали а et в, писали много и для

3. Как называют числа, которыми мы пользуемся при счете?

4. Какие законы сложения мы изучили на прошлом уроке?

3 . Выполните устно : (работа на концентр ацию внимания и быстроту м ышления)

а) в каждом примере на йти сумму, расположить эти числа в п орядке убывания сопоставить

соответствующую букву – п олученное слово - название самого высокого в мире вулкана

2) Вычислите удобным способом значение выра жения 138+172+37+262

3) В к ниге содержится два ра ссказа о животных. Первый, о гренландских китах,

занимает на 12 страниц меньше, чем второй, об австралийских страусах. Если первый

2) Вычислите удобным способом значение выра жения 107+132+92+268

К вам в гости при шел сказочный герой. Он хочет уз нать как вы учились по математике в

Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому числу прибавить сумму второго и третьего.

5. Как записывают в буквенном виде сочетательное свойство сложения?

(a + b) + c = a + (b + c)

6. Каким свойством обладает число 0 при сложении?

Если одно из двух слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.

Решаем устно

1. Вычислите:

  1. 23 + 17 = 40
  2. 230 + 17 = 247
  3. 23 + 170 = 193
  4. 30 — 13 = 17
  5. 300 — 130 = 170
  6. 300 — 13 = 287
  7. 12 • 4 = 48
  8. 12 • 40 = 480
  9. 120 • 40 = 4800
  10. 72 : 8 = 9
  11. 720 : 8 = 90
  12. 720 : 80 = 9

2. Назовите два последовательных натуральных числа, сумма которых равна 91.

Любые два последовательных натуральных числа различаются между собой на 1.

1) 90 — 1 = 90 — сумма искомых натуральных чисел без различающих их 1.

2) 90 : 2 = 45 — наименьшее из искомых натуральных чисел.

3) 45 + 1 = 46 — наибольшее из искомых натуральных чисел.

3. Назовите двузначное число, сумма цифр которого равна наибольшему однозначному числу. Сколько существует таких чисел?

Наибольшее двузначное число — 9.

Значит условию удовлетворяют следующие двузначные числа: 18, 81, 27, 72, 36, 63, 45, 54, 90. Значит существует 9 таких чисел.

Упражнения

167. Найдите сумму:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

168. Выполните сложение:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

169. Аня и Коля решали задачи. Коля решил 26 задач, а Аня — на 16 задач больше. Сколько задач решили Коля и Аня вместе?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 26 + 16 = 42 (задачи) — решила Аня.

2) 42 + 26 = 68 (задач) — решили Коля и Аня вместе.

170. Миша купил книгу за 170 р., что на 12 р. меньше, чем заплатил Петя за свою новую книгу. Сколько рублей заплатили за книги Миша и Петя вместе?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 170 + 12 = 182 (рубля) — заплатил за книгу Петя.

2) 170 + 182 = 352 (рубля) — заплатили за свои книги Петя и Миша вместе.

Ответ: 352 рубля.

171. Выполните сложение, выбирая удобный порядок вычислений:

  1. (42 + 37) + 58 = (42 + 58) + 37 = 100 + 37 = 137
  2. 29 + (98 + 71) = (29 + 71) + 98 = 100 + 98 = 198
  3. (215 + 818) + 785 = (215 + 785) + 818 = 1 000 + 818 = 1 818
  4. 634 + (458 + 166) = (634 + 166) + 458 = 800 + 458 = 1 258
  5. 183 + 732 + 268 + 317 = (183 + 317) + (732 + 268) = 500 + 1 000 = 1 500
  6. 339 + 584 + 416 + 661 = (339 + 661) + (584 + 416) = 1 000 + 1 000 = 2 000
  7. (15 083 + 1 458) + (4 917 + 6 542) = (15 083 + 4 917) + (1 458 + 6 542) = 20 000+ 8 000 = 28 000
  8. (1 654 + 18 135) + (7 346 + 11 865) = (1 654 + 7 346) + (18 135 + 11 865) = 9 000 + 30 000 = 39 000

172. Используйте свойства сложения при вычислении суммы:

  1. (146 + 322) + 178 (322 + 178) + 146 = 500 + 146 = 646
  2. 784 + (179 + 116) = (784 + 116) + 179 = 900 + 179 = 1 079
  3. 625 + 481 + 75 + 219 = (625 + 75) + (481 + 219) = 700 + 700 = 1 400
  4. 427 + 88 + 273 + 112 = (427 + 273) + (88 + 112) = 700 + 200 = 900

173. Стена Московского Кремля состоит из трёх участков: южного, восточного и западного. Длина южного участка составляет 685 м, что на 45 м меньше длины восточного. Длина западного участка на 135 м больше длины южного. Сколько метров составляет общая длина стен Московского Кремля?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 685 + 45 = 730 (метров) — длина восточной стены Кремля.

2) 685 + 135 = 820 (метров) — длина Западной стены Кремля.

3) 685 + 730 + 820 = 2 235 (метров) — общая длина стен Кремля.

Ответ: 2 235 метров.

174. У Иры в коллекции есть 26 марок, посвящённых историческим событиям, а также марки, посвящённые архитектуре и спорту. Марок по архитектуре у неё на 15 больше, чем по истории, и на 14 меньше, чем на спортивную тему. Сколько марок в коллекции у Иры?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 26 + 15 = 41 (марки) — по архитектуре.

2) 41 + 14 = 55 (марок) — посвящённых спорту.

3) 26 + 41 + 55 = 122 (марки) — всего в коллекции Иры.

Ответ: 122 марки.

175. На одной полке было 17 книг, на второй — на 18 книг больше, чем на первой, а на третьей — на 6 книг больше, чем на первой и второй вместе. Сколько всего книг было на трёх полках?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 17 + 18 = 35 (книг) — на второй полке.

2) 35 + 17 = 52 (книги) — на первой и второй полке вместе.

3) 52 + 6 = 58 (книг) — на третьей полке.

4) 52 + 58 = 110 (книг) всего на трёх полках.

176. Отправившись в велосипедный поход, группа туристов в первый день проехала 42 км, что на 12 км меньше, чем во второй, а в третий — на 4 км больше, чем в первый и второй вместе. Сколько километров проехали туристы за три дня?

1) 42 + 12 = 54 (км) — туристы проехали во второй день.

2) 42 + 54 = 96 (км) — туристы проехали всего за первый и второй день.

3) 96 + 4 = 100 (км) — туристы проехали в третий день.

4) 96 + 100 = 196 (км) — туристы проехали за три дня всего.

177. Упростите выражение:

  1. (74 + x) + 38 = (74 + 38) + x = 112 + x
  2. 238 + (а + 416) = (238 + 416) + a = 654 + a
  3. у + 324 + 546 = y + (325 + 546) = y + 870
  4. 2 753 + m + 4 199 = (2 753 + 4 199) + m = 6 952 + m
  5. (b + 457) + (143 + 872) = b + (457 + 143) + 872 = b + 600 + 872 = b + 1 472
  6. (2 235 + с) + (4 671 + 1 765) = (2 235 + 1 765) + c + 4 671 = (4 000 + 4 671) + c = 8 671 + c
  7. (1 696 + 3 593) + (р + 1 304) = (1 696 + 1 304) + 3 593 + p = (3 000 + 3 593) + p = 6 593 + p
  8. (5 432 + 8 951) + (4 568 + а + 1 049) = (5 432 + 4 568) + (8 951 + 1 049) + a = (10 000 + 10 000) + a = 20 000 + a

178. Упростите выражение:

  1. (56 + а) + 14 = (56 + 14) + a = 70 + a
  2. 342 + (b + 58) = (342 + 58) + b = 400 + b
  3. 805 + х + 195 = (805 + 195) + x = 1 000 + x
  4. m + 4 563 + 1 837 = m + (4 563 + 1 837) = m + 6 400

179. Дядя Фёдор выехал из города в Простоквашино в 15 ч 40 мин и потратил на дорогу 3 ч 50 мин. В котором часу дядя Фёдор приехал в Простоквашино?

1) 15 ч 40 мин + 3 ч 50 мин = (15 ч + 3 ч) + (40 мин + 50 мин) = 18 ч + 90 мин = 18 ч + (60 мин + 30 мин) = (18 ч + 1 ч) + 30 мин = 19 ч 30 мин

Ответ: дядя Фёдор приехал в Простоквашино в 19 часов 30 минут.

180. Поезд отправляется от станции А в 9 ч 57 мин и прибывает на станцию В через 2 ч 36 мин. В котором часу поезд прибывает на станцию В?

1) 9 ч 57 мин + 2 ч 36 мин = (9 ч + 2 ч) + ( 57 мин + 36 мин) = 11 ч + 93 мин = 11 ч + (60 мин + 33 мин) = (11 ч + 1 ч) + 33 мин = 12 ч 33 мин

Ответ: поезд прибывает на станцию В в 12 часов 33 минуты.

181. Найди:

  1. Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 12? Сумма увеличится на 12.
  2. Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 23, а второе — на 17? Сумма увеличится на 40 (23 + 17 = 40).
  3. Как изменится сумма, если одно из слагаемых уменьшить на 34? Сумма уменьшится на 34.
  4. Как изменится сумма, если одно из слагаемых уменьшить на 16, а второе — на 9? Сумма уменьшится на 25 (16 + 9 = 25).
  5. Как изменится сумма, если одно из слагаемых увеличить на 28, а второе уменьшить на 15? Сумма увеличится на 13 (28 — 15 = 13).
  6. Одно из слагаемых увеличили на 3. На сколько надо увеличить второе слагаемое, чтобы сумма увеличилась на 14? Второе слагаемое надо увеличить на 11 (14 — 3 = 11).
  7. Одно из слагаемых увеличили на 8. Как надо изменить второе слагаемое, чтобы сумма:
    • а) увеличилась на 3 — Надо второе слагаемое уменьшить на 5 (8 — 5 = 3).
    • б)уменьшилась на 5 — Надо второе слагаемое уменьшить на 13 (13 — 8 = 5) .

182. Найдите сумму:

  1. 76 м 39 см + 41 м 58 см = (76 м + 41 м) + (39 см + 58 см) = 117 м + 97 см = 117 м 97 см
  2. 4 км 238 м + 3 км 474 м = (4 км + 3 км) + (238 м + 474 м) = 7 км + 712 м = 7 км 712 м
  3. 64 м 86 см + 27 м 45 см = (64 м + 27 м) + (86 см + 45 см) = 91 м + 131 см = 91 м + (100 см + 31 см) = (91 м + 1 м) + 31 см = 92 м 31 см
  4. 16 км 527 м + 37 км 783 м = (16 км + 37 км) + (6 527 м + 783 м) = 53 км + 1 310 м = 53 км + (1 000 м + 310 м) = (53 км + 1 км) + 310 м = 54 км 310 м
  5. 12 ч 24 мин + 9 ч 18 мин = (12 ч + 9 ч) + (24 мин + 18 мин) = 21 ч + 42 мин = 21 ч 42 мин
  6. 35 мин 17 с + 16 мин 35 с = (35 мин + 16 мин) + (17 с + 35 с) = 51 мин + 52 с = 51 мин 52 с
  7. 18 ч 42 мин + 14 ч 29 мин = (18 ч + 14 ч) + (42 мин + 29 мин) = 32 ч + 71 мин = 32 ч + (60 мин + 11 мин) = (32 ч + 1 ч) + 11 мин = 33 ч 11 мин
  8. 53 мин 32 с + 44 мин 56 с = (53 мин + 44 мин) + (32 с + 56 с) = 97 мин + 88 с = (60 мин + 37 мин) + (60 с + 28 с) = 1 ч + (37 мин + 1 мин) + 28 с = 1 ч 38 мин 28 с

183. Найдите сумму:

  1. 4 дм 6 см + 5 дм 8 см = (4 дм + 5 дм) + (6 см + 8 см) = 9 дм + 14 см = 9 дм + (10 см + 4 см) = (9 дм + 1 дм) + 4 см = 10 дм 4 см
  2. 8 м 5 см + 6 м 96 см = (8 м + 6 м) + (5 см + 96 см) = 14 м + 101 см = 14 м + (100 см + 1 см) = (14 м + 1 м) + 1 см = 15 м 1 см
  3. 12 км 29 м + 24 км 92 м = (12 км + 24 км) + (29 м + 92 м) = 36 км 121 м
  4. 2 т 4 ц 56 кг + 9 т 6 ц 48 кг = (2 т + 9 т) + (4 ц + 6 ц) + (56 кг + 48 кг) = 11 т + 10 ц +104 кг = (11 т + 1 т) + (100 кг + 4 кг) = 12 т + 1 ц + 4 кг = 12 т 1 ц 4 кг
  5. 3 ч 48 мин + 2 ч 26 мин = (3 ч + 2 ч) + (48 мин + 26 мин) = 5 ч + 74 мин = 5 ч + (60 мин + 14 мин) = (5 ч + 1 ч) + 14 мин = 6 ч 14 мин
  6. 25 мин 17 с + 7 мин 54 с = (25 мин + 7 мин) + (17 с + 54 с) =32 мин + 71 с = 32 мин + (60 с + 11 с) = (32 мин + 1 мин) + 11 с = 33 мин + 11 с

184. Вместо звёздочек поставьте цифры так, чтобы сложение было выполнено верно:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

185. Вместо звёздочек поставьте цифры так, чтобы сложение было выполнено верно:

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

186. Не выполняя вычислений, расположите данные суммы в порядке возрастания:

  1. 129 + 288
  2. 288 + 659
  3. 782 + 659
  4. 782 + 943
  5. 943 + 1 105
  6. 1 105 + 2 563

187. Найдите сумму наиболее удобным способом:

1) 1 + 2 + 3 + … + 9 + 10

1 + 2 + 3 + … + 9 + 10 = (1 + 9) + (2 + 8) + (3 + 7) + (4 + 6) + 5 + 10 = 10 + 10 + 10 + 10 + 5 + 10 = 10 • 4 + 5 + 10 = 40 + 5 + 10 = 55

Комментарий: В данном примере надо сложить 11 чисел. из них:

  • есть один десяток
  • четыре пары образуют десяток
  • число 5

В результате получаем 5 десятков плюс 5, то есть число 55.

2) 1 + 2 + 3 + … + 99 + 100

1 + 2 + 3 + … + 99 + 100 = (1 + 99) + (2 + 98) + (3 + 97) + … + (49 + 51) + 50 + 100 = 100 • 49 + 50 + 100 = 4900 + 50 + 100 = 5 500.

188. Найди:

1) На сколько сумма 1 + 3 + 5 + … + 99 меньше, чем сумма 2 + 4 + 6 + … + 100?

1) 1 + 3 + 5 + … + 99 = (1 + 99) + (3 + 97) + (5 + 95) + … + (49 + 51) = 100 • 25 = 2 500 — слагаемыми являются только нечётные числа, а от 1 до 49 их 25 штук.

2) 2 + 4 + 6 + … + 100 = (2 + 98) + (4 + 96) + (6 + 94) + … + (48 + 52) + 50 + 100 = 100 • 24 + 50 + 100 = 2 400 + 50 + 100 = 2 550 — слагаемыми являются только нечётные числа, а их 24 пары по 100 плюс число 50 плюс число 100.

3) 2 550 — 2 500 = 50

2) Какая из сумм 1 + 3 + 5 + … + 2 001 и 2 + 4 + 6 + … + 2 000 больше и на сколько?

1) 1 + 3 + 5 + … + 2 001 = (1 + 1 999) + (3 + 1997) + (5 + 1995) + … + (999 + 1 001) + 2 001 = 2 000 • 500 + 2 001 = 1 000 000 + 2 001 = 1 002 001

2) 2 + 4+ 6 + … + 2 000 = (2 + 1998) + (4 + 1996) + (6 + 1994) + … + (998 + 1 002) + 1 000 + 2 000 = 2 000 • 490 + 1 000 + 2 000 = 2 000 + 500 + 1 000 = 1 000 000 + 1 000 = 1 001 000

3) 1 002 001 — 1 001 000 = 1 001

Ответ: сумма 1 + 3 + 5 + … + 2 001 больше суммы 2 + 4 + 6 + … + 2 000 на 1 001.

444 + 44 + 4 + 4 + 4 = (444 + 44) + (4 + 4 + 4) = 488 + 12 = 500

Ответ: 444 + 44 + 4 + 4 + 4

190. Замените звёздочки числами так, чтобы сумма любых трёх соседних чисел была равна 20: 7, *, *, *, *, *, *, 9.

7, 9 , 4, 7, 9, 4, 7 , 9

7 + 9 + 5 = 20; 9 + 4 + 7 = 20; 4 + 7 + 9 = 20 и т.д.

Ответ: 7, 9 , 4, 7, 9, 4, 7, 9.

191. Слава разрезал проволоку на кусочки и составил фигуру, изображённую на рисунке 65. Мог ли Слава разрезать эту же проволоку так, чтобы составить фигуру, изображённую на рисунке 66?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

Посчитаем, сколько проволоки Слава потратил на составление первой фигуры:

  • 15 кусочков по 1 см
  • 12 кусочков по 2 см

1) 15 • 1 + 12 • 2 = 15 + 24 = 39 (см) — проволоки использовано на первую фигуру.

Посчитаем, сколько проволоки Славе потребуется для составления второй фигуры:

  • 12 кусочков по 3 см
  • 12 кусочков по 1 см

2) 12 • 3 + 12 • 1 = 36 + 12 = 48 (см) — проволоки потребуется для второй фигуры.

Ответ: нет, длины проволоки, использованной для первой фигуры, не хватит для изготовления второй фигуры.

Упражнения для повторения

192. Отметьте на координатном луче натуральные числа, которые больше 6, но меньше 12.

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

193. Запишите все шестизначные числа, которые больше 999 888 и оканчиваются цифрой 5.

  • 999 895
  • 999 905
  • 999 915
  • 999 925
  • 999 935
  • 999 945
  • 999 955
  • 999 965
  • 999 975
  • 999 985
  • 999 995

194. Скороход прошёл 24 км за 4 ч. На обратном пути он увеличил скорость на 2 км/ч. Сколько времени он потратил на обратный путь?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

1) 24 : 4 = 6 (км/ч) — скорость движения скорохода по пути туда.

2) 6 + 2 = 8 (км/ч) — скорость движения скорохода по пути обратно.

3) 24 : 8 = 3 (часа) — скороход потратил на обратный путь.

195. Вася старше своей сестры Светы на 5 лет. На сколько лет он будет старше Светы через 7 лет?

И через 7 лет, и через 10, и через любое количество лет разница в возрасте между Васей и Светой останется одинаковой — 5 лет. Это происходит потому, что с количество лет прибавляется с каждым годом для всех с одинаковой скоростью.

Ответ: Вася будет старше своей сестры Светы на 5 лет.

Задача от мудрой совы

196. Можно ли таблицу из пяти строк и шести столбцов заполнить натуральными числами так, чтобы сумма чисел каждой строки была равна 30, а сумма чисел каждого столбца — 20?

Мерзляк 5 класс - § 7. Сложение натуральных чисел. Свойства сложения

Мы знаем, что строк в таблице должно быть 5 и сумма натуральных чисел в каждой строке должна равняться 30. Значит сумма натуральных числе во всех пяти строках таблицы должна равняться:

Мы знаем, что столбцов с таблице должно быть 6 и сумма всех натуральных чисел в каждом столбце таблицы должна равняться 20. Значит сумма натуральных числе во всех шести столбцах таблицы должна равняться:

Получается, что сумма натуральных чисел в таблице, если считать по строкам и если считать по столбцам, не совпадает:

Значит таблицу с указанными условиями невозможно заполнить натуральными числами.


Обобщить и систематизировать знания учащихся о свойствах сложения натуральных чисел

  • Развивать готовность к самообразованию и решению творческих задач
    Слагаемое, сумма, переместительное свойство сложения, сочетательное свойство сложения
Название этапа Методический комментарий
1 Актуализация знаний
2 Обобщение и систематизация знаний № 188. 1) Каждая из данных сумм содержит 50 слагаемых. Каждое слагаемое второй суммы на 1 больше соответствующего слагаемого первой суммы. № 191. На изготовление фигуры, изображённой на рисунке 65, требуется 39 см проволоки, а на изготовление фигуры, изображённой на рисунке 66, — 48 см проволоки. Поэтому ответ на вопрос задачи отрицательный. Для фронтальной работы на уроке рекомендуем задания из учебника: № № 177 (5 – 8), 187, 188, 189, 191. Для парной работы на уроке рекомендуем задания: № 4, 6. Для индивидуальной работы на уроке рекомендуем задания: № 1, 2, 3, 5.
3 Контроль и коррекция знаний Задания контрольной работы можно вывести на интерактивную доску или распечатать. Ответы на задания Вариант 1 № 1. Ответ: + 4 5 0 3 2 6 4 4 7 6 7 + 2 7 8 5 3 5 2 1 6 3 0 6 № 2.Ответ:(106 + 49) + 51 = 206 415 + (585 + 263) = 1263 № 3.Ответ: 21 ч 9 мин. Вариант 2 № 1. Ответ: + 5 1 7 0 7 2 9 5 8 9 9 + 5 6 3 8 2 6 7 1 8 3 0 9 № 2. Ответ: (138 + 37) + 63 = 238 624 + (376 + 382) = 1382 № 3.Ответ: 13 ч 7 мин.
4 Повторение Для повторения можно использовать задание из учебника.
5 Рефлексия учебной деятельности Для подведения итогов урока можно предложить учащимся ответить на вопросы.
6 Информация о домашнем задании Для индивидуальной работы дома рекомендуем: § 7, № 178 (3 – 4), 190, 195.


Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Читайте также: