Музыка 20 века конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Лубянова Наталия Николаевна

Организация: МОУ СШ №17

Населенный пункт: город Волгоград

Класс: 8

Тема: Новые области в музыке 20 века: Авангард.

Проблема: Авангард – это музыка настоящего и будущего?

Цель: сформировать представление о характерных особенностях авангардной музыки

Проектируемый результат:

  1. Знать, что такое авангард;
  2. Знать разные направления авангардной музыки;
  3. Понимать, какие средства музыкальной выразительности в авангардной музыке;
  4. Исследовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений разных авангардных направлений.

Задачи: 1. Научить выделять отличительные черты авангардной музыки;

2. Научить сравнивать средства музыкальной выразительности классической и авангардной музыки;

3. Сформировать представление о разных направлениях авангардной музыки;

4. Воспитывать чувства уважения к музыке С. Губайдулиной и А. Шнитке.

Содержание: авангард, пуантилизм, додекафония, сонорика, электронная музыка, алеаторика.

Средства: методы: погружения, соучастия, беседы, анализа, обобщения, работа с Рабочими листами

Приёмы: учебная задача, упражнение

Формы: индивидуальные, групповые

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок - размышление

Жанр урока: тематический

Сценарный план урока

Этап урока и его содержание

Визуальный ряд

Деятельность учащихся

УУД

1 Вводная часть

Как вам кажется эта музыка в какое время создавалась?

В чём необычность музыки?

Любое произведение отражает мир человека. Каков этот мир?

Посмотрите на картины, какому веку они принадлежат?

Есть общее между необычностью музыки и живописными полотнами?

Произведения живописи авангардного стиля

Рассуждают, анализируют (музыка необычная, в ней ритм- основа)

Это музыка 20 века

Картины яркие, непонятного содержания. Это содержание надо объяснять. Что хотели сказать авторы?

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; поиск и выделение необходимой информации из различных источников (Рабочие листы), анализ информации, построение причинно-следственных связей.

Регулятивные: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный диалог

Личностные: готовность и способность учащихся к саморазвитию

2. Определение темы и постановка цели урока

Это направление в искусстве АВАНГАРД – что значит вперёд идущий. Авангардный стиль – отличающийся, от уже сложившегося (например, классический). Привнесение в имеющееся чего-то нового, расширение границ имеющегося

Наша задача понять, что такое авангардная музыка, в чём её особенность? В чём отличие от классической музыки?

Проблема: авангард — это музыка 20 или 21 века?

3. Основная часть

Каждое музыкальное произведение имеет своё содержание. Содержание - это какая-то идея, тема, образ. В классической музыке это Человек, Природа, сказка, Родина и т. д.

Какая идея заложена в этом произведении?

Целая история, рассказанная необычными средствами

В чём необычность музыкального языка?

НЕТ определённой мелодии, ритма, гармонии.

Разрушение тональности, лада, ищем тембры, музыкальные инструменты, краски, которые передают СОСТОЯНИЕ человека

Просмотр мультфильма, определение главной проблемы, затронутой авторами

Какими средствами музыкальной выразительности осветил эту проблему композитор? Можно было об этом рассказать традиционной мелодией, гармонией? СВОБОДНАЯ МУЗЫКА, как Маугли

Что было важным в творчестве Софии Губайлиной?

Авангард – это веяние времени.

Причины рождения авангарда.

Какой музыкой можно показать весь ужас войны?

Это в одной стороны, а с другой стороны обращение к Вселенной, размышление на тему, кто Я в этой Вселенной, поиск нового звука, инструментов.

Основные направления авангардной музыки:

- додекафония – двенадцать звуков образуют серии и не повторяются;

- сонорика – тембровые комплексы, звуковые массы (соноры)

- пуантилизм – муз мысль излагается не в виде тем и мотивов, а с помощью отрывистых звуков

- алеаторика – (игральная кость) принцип случайности;

- электронная музыка – музыка, созданная с помощью электронных инструментов

ВИДЕО

Восприятие и размышление о ней

Может быть идея взаимоотношения человека и природы.

Эта музыка ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ: пение птиц, треск, шаги, шелест ветра, бег человека и не только

Каменные джунгли и человек в них, вдали от природы. А он (Человек) хочет стать свободным как птица

Работа с Рабочими листами

1 и 2 мировые войны, поиск себя, эксперименты, потребность человека что-то прокричать.

Восприятие музыки и размышление о ней

Примеры из Рабочего листа, обращение С. Губайдулиной к Религии.

Работа в тетради

4.Заключительная часть.

Актуальна ли сейчас авангардная музыка, в 21 веке?

Это музыка больше 20 или 21 века, есть ли неё будущее?

ВЫВОД: Авангард – это музыка и настоящего, и будущего.

Примеры из Рабочих листов

Познавательные: обработка информации; передача информации (устным и письменным способом)

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию и самоконтроль; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений

формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; умение работать в команде

Контроль и оценка результатов деятельности

  1. Что такое авангард?
  2. Что главное в содержании авангарда?
  3. Чем отличаются средства музыкальной выразительности авангардной музыки от средств классических произведений?
  4. Какие направления авангардной музыки вы знаете?
  5. С какими композиторами авангарда вы познакомились на уроке?
  6. Авангард – это музыка 20 или 21 века? Прошлого, настоящего или будущего?

Домашнее задание: найти в Интерне-ресурсах примеры разных направлений авангардной музыки

Выполнение тестового задания

Использованная литература:

1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования/ Э.Б. Абдулин. - Москва: Академия, 2006. - 272 с.

2. Авангардизм/ Большая Российская энциклопедия. Том 1. - Москва: Большая Российская энциклопедия. - 2005. - С. 766

3. Житомирский, Д.В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны/ Д.В. Житомирский, О.Т. Леонтьев, Г.К. Мяло. - Москва: Музыка, 1989. - 303 с.

4. Ивашкин, А.Е. Беседы с Альфредом Шнитке/ А.Е. Ивашкин. - Москва: РИК Культура, 1994. - 630 с.

5. Каллош, Ш.Э. Лигети/ Музыкальная энциклопедия. Том 3. - Москва: Советская энциклопедия. - 1976. - С. 356

6. Русская музыка и ХХ век/ под ред. М.Г. Арановского. - Москва, 1997. - 874 с.

7. Искусство: Музыка. 8 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2014. – 173с.: ил., нот.

Познакомить с композиторами, сочиняющими музыка в новых стилях.

Расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

Развить интерес к музыке 20 столетия.

Развить чувственные отношения от прослушанных музыкальных произведений.

Развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.


Планируемые результаты :

научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности,

осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

Авторская мультимедийная презентация;

Иллюстрации к теме урока;

Организационный этап.

Истинное новация в искусстве-.

это, прежде всего, новация духа, идеи.

Форма лишь выражает,

найденное, художником, новое

содержание, воплощает его в

Д. Шостакович

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Уч (слайл 2) Тема урока - Музыка XX века.

Уч (слайд 3) В начале столетия в музыкальной культуре доминировала классическая музыка ( 500 лет. 20 век – это эпоха величайших потрясений и развития технического прогресса. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Впервые искусство отказывается от подражания миру, а воспроизводит модель мира по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Трагические повороты истории - революции, войны, , появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

Уч. Характерной чертой 20 века смело мoжно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство.

Усвоение новых знаний.

Уч . (слайд 4) Характерные черты музыки 20 века:

тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами).

трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров.

изобретение новых жанров и техник.

разнообразие тенденций, стилей и языка,

тема самопознания личности.

Уч. Давайте вспомним о каких новых направлениях в музыке конца 19 - 20 веков мы говорили на уроках ранее?

Д . Это джаз, рок - музыка, экспрессионизм,

Уч. (слайд 5). В конце 19в в музыке возникло новое направление-и мпрессионизм (от франц. impression–впечатление). Музыканты-импрессионисты стремились передать в музыке настроения, ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания, тяготели к поэтической пейзажности. Но при этом они сочиняли музыку, используя традиционные жанры, гармонии и формы, в свете авторского современного их видения и прочтения. Основоположник импрессионизма фр. ком. Клод Дебюсси.

Уч. (слайд 6) Джаз в музыке. Почему джаз называют сплавом разных культур?

Д. Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки в начале 20 века. Основа джаза – импровизация. Основатель первого джаз-бенда-Луи Армстронг. Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Развиваясь, он порождал новые направления.

(слайд 8) Первым популярным у молодёжи направлением рок музыки, стал рок н ролл (англ, "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка . Королём в рок-н-ролле был американский музыкант Элвис Пресли.

(слушание песни Элвис Пресли).

(слайд 9) Жанры рок – музыки: фолк-рок, арт-рок, джаз – рок, хард-рок, хэви-металл.

(Слушание песни Роберта Келли)

Уч . Что вы можете сказать об экспрессионизме?

Д . Это направление появилось в музыке в 20 г 20 века. Оно полностью отвергает классическую музыку и ищет новые формы выразительности.

Основные средства выразительности :

Мелодия прерывистая, скачками,

резкая смена темпа музыки

о тсутствие гармонии - атональность.

Замена пения речью, шепотом, криком.

Уч. Какие направления авангарда вы знаете?

Д. Додекафония, компьютерная, коллаж и др.

Уч . (слайд 13)Что означает конкретная музыка?

Д. Конкретная музыка – звуковые композиции, создаваемые с помощью записи звуков природы на магнитофонную ленту , затем их сочетание со звучанием музыкальных инструментов, голосов певцов.

Уч . Послушайте музыкальный фрагмент и назовите композитора, автора?

Уч . Что вы знаете о творчестве этого композитора?

Д . Создатель экологического джаза, в котором часто используются звуки живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т
Цель его музыки – донести до людей проблему сохранения природы.

Уч . (слайд 14) Электро́нная му́зыка ( нем. elektronische Musik , англ. electronic music ) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (компьютерных технологий). Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие.

1. мелодии плавные, приятные

2. темп спокойный

3. используются звуки живой природы

4. используются народные инструменты

5. музыка инструментальная

Закрепление изученного материала.

(рассказ о творчестве американского композитора Джорджа Уинстона).

(слайд 19) Эти мелодичные произведения передают суть сезона и отражают природные пейзажи. Это композиции самого Уинстона, обработки народных мелодий: английской, украинской, американской и немного классики.

Уинстон записал несколько саундтреков к детским мультфильмам.

(слайд 21) Последние два альбома благотворительные: средства перечислены в фонды помощи близким жертв теракта 11 сентября 2001 года и помощи жертвам урагана Катрина в 2007г.

Уч. (слайд 22) В России стиль нью-эйдж представлен в творчестве известного композитора, гитариста Валерия Дидюли.

Нью-эйдж часто используется в саундтреках к фильмам и компьютерным играм, в особенности посвящённым природе, фантастике или истории.

Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн. Учитель подводит итоги.

Синквейн: составь словосочетания по смыслу и запиши ответ цифрами.

Импрессионизм 1. стиль, сочетающий в себе все разновидности джаза.

экспрессионизм 2. это свобода выражения мысли;

R&B 3. загадочный, неуловимый, изысканный.

нью-эдж 4. абстракция, диссонантные звуки.

Джаз 5. вид массовой культуры.

Поп-музыка 6. приятная музыка со звуками природы для релаксации.

(ответ: 13, 24, 31, 46, 52, 65).

Уч. (слайд 23) ВЫВОД. Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20 -го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей. Важным обстоятельством становятся новые формы коммуникации музыки и слушателя - через посредство аудиозаписи, кино, телевидения и видео, а также поиски новых звучностей, в том числе электронных. Стиль нью-эйдж - это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты без сомнения, способная изменить человека к лучшему.

Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)

5. Нечаева Н. Музыка XX века в современном образовательном процессе // Ярославский педагогический
вестник. 2008, №1 (54)

7. Энциклопедия рок-музыки под ред. В. Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок разработан на основе программы по музыке авторов В.В.Алеева, Т.И.Науменко.

Раздел: О современности в музыке.

1. Познакомить с новыми направлениями в искусстве.

Образовательные:

1. Сформировать систему знаний о направлениях в музыке.

2. Познакомить с композиторами, сочиняющими музыка в новых стилях.

3. Расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

1. Развить интерес к музыке 20 столетия.

2. Развить чувственные отношения от прослушанных музыкальных произведений.

3. Развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

Воспитательные:

1. Воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.


Планируемые результаты:

· научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

· выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

· формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

· познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

· коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

· регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

· умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности,

· осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

1. Авторская мультимедийная презентация;

2. Компьютер, видеопроектор;

4. Иллюстрации к теме урока;

Организационный этап.

Истинное новация в искусстве-.

это, прежде всего, новация духа, идеи.

Форма лишь выражает,

найденное, художником, новое

содержание, воплощает его в

Д. Шостакович

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

У: Тема урока - Музыка XX века.

У: В начале столетия в музыкальной культуре доминировала классическая музыка ( 500 лет. 20 век – это эпоха величайших потрясений и развития технического прогресса. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Впервые искусство отказывается от подражания миру, а воспроизводит модель мира по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Трагические повороты истории - революции, войны, , появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

У: Характерной чертой 20 века смело мoжно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство.

Усвоение новых знаний.

У: Характерные черты музыки 20 века:

ü тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами).

ü трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров.

ü изобретение новых жанров и техник.

ü разнообразие тенденций, стилей и языка,

ü отсутствие мелодии,

ü сложность восприятия,

ü трудность исполнения,

ü тема самопознания личности.

У: Давайте вспомним о каких новых направлениях в музыке конца 19 - 20 веков мы говорили на уроках ранее?

Д . Это джаз, рок - музыка, экспрессионизм,

У: В конце 19в в музыке возникло новое направление-и мпрессионизм (от франц. impression–впечатление). Музыканты-импрессионисты стремились передать в музыке настроения, ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания, тяготели к поэтической пейзажности. Но при этом они сочиняли музыку, используя традиционные жанры, гармонии и формы, в свете авторского современного их видения и прочтения. Основоположник импрессионизма фр. ком. Клод Дебюсси.

У: Джаз в музыке. Почему джаз называют сплавом разных культур?

Д. Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки в начале 20 века. Основа джаза – импровизация. Основатель первого джаз-бенда-Луи Армстронг. Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Развиваясь, он порождал новые направления.

Первым популярным у молодёжи направлением рок музыки, стал рок н ролл (англ, "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка. Королём в рок-н-ролле был американский музыкант Элвис Пресли.

(слушание песни Элвис Пресли).

Жанры рок – музыки: фолк-рок, арт-рок, джаз – рок, хард-рок, хэви-металл.

(Слушание песни Роберта Келли)

У: Что вы можете сказать об экспрессионизме?

Д . Это направление появилось в музыке в 20 г 20 века. Оно полностью отвергает классическую музыку и ищет новые формы выразительности.

Основные средства выразительности :

ü Мелодия прерывистая, скачками,

ü резкая смена темпа музыки

ü диссонантные звуками,

ü о тсутствие гармонии - атональность.

ü Замена пения речью, шепотом, криком.

У: Какие направления авангарда вы знаете?

Д. Додекафония, компьютерная, коллаж и др.

У: Что означает конкретная музыка?

Д. Конкретная музыка – звуковые композиции, создаваемые с помощью записи звуков природы на магнитофонную ленту , затем их сочетание со звучанием музыкальных инструментов, голосов певцов.

У: Послушайте музыкальный фрагмент и назовите композитора, автора?

У: Что вы знаете о творчестве этого композитора?

Д . Создатель экологического джаза, в котором часто используются звуки живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т
Цель его музыки – донести до людей проблему сохранения природы.

У: Электро́нная му́зыка ( нем. elektronische Musik , англ. electronic music ) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (компьютерных технологий). Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие.

1. мелодии плавные, приятные

2. темп спокойный

3. используются звуки живой природы

4. используются народные инструменты

5. музыка инструментальная

Закрепление изученного материала.

(рассказ о творчестве американского композитора Джорджа Уинстона).

Эти мелодичные произведения передают суть сезона и отражают природные пейзажи. Это композиции самого Уинстона, обработки народных мелодий: английской, украинской, американской и немного классики.

Уинстон записал несколько саундтреков к детским мультфильмам.

Последние два альбома благотворительные: средства перечислены в фонды помощи близким жертв теракта 11 сентября 2001 года и помощи жертвам урагана Катрина в 2007г.

У: В России стиль нью-эйдж представлен в творчестве известного композитора, гитариста Валерия Дидюли.

Нью-эйдж часто используется в саундтреках к фильмам и компьютерным играм, в особенности посвящённым природе, фантастике или истории.

Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн. Учитель подводит итоги.

Синквейн: составь словосочетания по смыслу и запиши ответ цифрами.

Импрессионизм 1. стиль, сочетающий в себе все разновидности джаза.

экспрессионизм 2. это свобода выражения мысли;

R&B 3. загадочный, неуловимый, изысканный.

нью-эдж 4. абстракция, диссонантные звуки.

Джаз 5. вид массовой культуры.

Поп-музыка 6. приятная музыка со звуками природы для релаксации.

У: ВЫВОД. Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20 -го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей. Важным обстоятельством становятся новые формы коммуникации музыки и слушателя - через посредство аудиозаписи, кино, телевидения и видео, а также поиски новых звучностей, в том числе электронных. Стиль нью-эйдж - это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты без сомнения, способная изменить человека к лучшему.

Домашнее задание: разгадать кроссворд. (раздаточный материал)

5. Нечаева Н. Музыка XX века в современном образовательном процессе // Ярославский педагогический
вестник. 2008, №1 (54)

7. Энциклопедия рок-музыки под ред. В. Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.


Ход урока

I. Рассказ учителя о новаторстве в современной музыке.

Музыка не может не обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые в XX веке охватили все стороны жизни общества, никак не коснулись музыки, ее образов, стилей, средств выразительности. Но любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим. В искусстве всегда существовала связь времен, таким образом оно доказывала значение человеческой памяти. Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.

Авангардизм отрицает все, что характерно для классической музыки. Но ведь нельзя создать новый литературный язык или язык другого искусства , также нельзя создать совсем новый музыкальный язык. Можно лишь обогатить его новыми тембрами синтезаторов и электромузыкальных инструментов, новыми ритмами рок – музыки, новыми акустическими эффектами, какими - то новыми инженерно - режиссёрскими решениями.

- Какое впечатление произвела на вас музыка?

- помогает ли выразительность интонация чтеца понимать аномальную музыку?

III Знакомство с авторской песней Б. Окуджавы.

Б. Окуджава – один из тех, людей кто напоминал о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально как выразительная интонация.

Читайте также: