Конспект занятия витражная роспись

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить учащихся с искусством витража.
Сформировать навыки и умения создания художественного образа в декоративной работе.
Воспитательная:

Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
Развивающая :

Развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.

Вызвать интерес к творческой деятельности.

Выполнить работу в технике имитации витража.

1 вариант: разработать эскиз композиции с соблюдением симметрии на основе геометрического орнамента.

2 вариант: составить эскиз на сюжетную композицию.

Развивать художественные навыки при выборе цветового решения в составлении витража.

Вызвать потребность заняться поисковой деятельностью в области витражного искусства.

Прогнозируемый результат

Личностные результаты:

В ценностно-эстетической сфере – художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы; стремление использовать художественные умения для создания работы имитирующей витраж.

Метапредметные результаты:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания выразительных средств, произведений искусства;

– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов;

– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельност-ных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла при создании своей творческой работы;

– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;

В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.

В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

Фотографии с изображением витражей, готических соборов.

Работы старшеклассников, имитирующие витраж, от эскиза до завершенной работы.

Художественные материалы: картон, ножницы, клей, цветная бумага.

Музыкальный ряд: музыка Баха.

Для учеников : картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.

Оформление доски : тема урока, термины (готический собор, роза, витраж, каркас). Репродукции с изображением готических соборов, работы учащихся старших классов.

Беседа на тему монументальное искусство, история создания витражного искусства, основные правила изготовления витража.

Объяснение последовательности основных этапов работы.

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов, анализ и защита работ.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Формирование новых знаний.

На экране появляется первая заставка презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из монументальных искусств, витраж. Работа, имеющая большие размеры и предназначенная для украшения зданий, то это произведение монументального искусства. К ним относятся: мозаика и витраж.

Презентация.

Витраж – это картина, выполняется из кусочков стекла посредством свинцовых узких полос. Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Куски цветных стекол крепятся в металлических переплетах специальной сквозной рамы – каркаса, или так называемой арматуры, а иногда скрепляются цементом. Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узор.

История цветного стекла уходит вглубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получать совершенно новую субстанцию - стекло.

Примерно в I веке до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставляли пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.
То, что мы сегодня называем витражами, появилось лишь в эпоху Христианства. Куски стекла укреплялись с помощью замазки в прорези деревянных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы. Прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галлии, затем они появились в Германии и Англии. Витраж воспринимался как посредник между земными и божественными сферами.
Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму – цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. После завершения этого этапа из полученной мозаики изымали кусочки, требовавшие индивидуальной росписи, и на них рисовали мелкие детали лиц, рук и орнаментов.

Готовые кусочки скрепляли на месте узкими Н - образными свинцовыми переплетами. В романский период витражи достигали в высоту шести метров. В наше время начинается вторая молодость искусства. Талантливые художники придумали новую технику витража, на стекольных заводах заранее отливают стекла нужные по формату и соединяют их арматурой.
Также очень много изобретено средств для имитации витража. К ним относятся: витражные, акриловые краски. В настоящее время витраж обрел новую жизнь: он украшает окна, двери, перегородки общественных зданий, изменяя их облик.

Вопрос учащимся: Где вы встречали витражи?

Ответы учащихся: о своих встречах с витражным искусством.

(Приводят примеры зданий своего города, где можно увидеть витражи).

Предполагаемые ответы: ( Краеведческий музей, кафе).

Рассмотреть фотографии современных интерьеров с витражами.

Учитель: Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха. По эскизам художников украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные коттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров.

Объяснение предстоящей работы.

Изготовить настоящий витраж в условиях школьного урока не представляет возможности, а вот сделать его имитацию яркими уголками из цветной бумаги или заменить его на прозрачные цветные пакеты задача легко выполнимая.

Но прежде необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, марин, растительных, геометрических узоров, по мотивам сказок и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Работая над эскизом, вы должны обязательно помнить, что все контуры – линии изображения – должны соприкасаться друг с другом и конечно с самой рамкой. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, в которые впоследствии вы вставите цветные стекла.
При составлении эскиза нужно не забыть, что в настоящем витраже мастер работает со стеклом, которое надо вырезать по рисунку, поэтому линии делать по возможности прямыми. ( Показ работ ребят прошлых лет.)

Практическая работа

Задание: выполнить эскиз декоративной композиции для техники витража.

hello_html_14620f41.jpg

Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вырезать и подклеить. После уточнения рисунка его необходимо обвести контуром толщиной до 5мм.

Во время самостоятельной работы учащиеся сотрудничают

Анализ работ.

Задание на дом. Заняться поисковой работой по искусству витража.

1. Сформировать понимание создания декоративной работы над имитацией техники витража.
2. Воспитывать творческую и познавательную активность, нравственно – эстетическое отношение к миру и искусству, к истории, культуре.
3. Продолжать развивать творческий интерес, познавательную активность, фантазию, навыки работы с художественными материалами, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование и материалы:

Эскизы работ, выполненные на первом уроке.

Работы старшеклассников: готовые и находящиеся на разных этапах выполнения.

План урока №2:

Практическое выполнение задания.

Подведение итогов, анализ и защита нескольких работ.

Ход урока №2

1. Организационный момент.

2. Доработка эскизов.

Ребята просматривают свои эскизы, завершают рисунок перед переносом его на картон, определяются с цветовой гаммой.

Формирование умений и навыков.

Перевести рисунок на 2 листа черного картона в зеркальном отражении.

Ножом для бумаг вырезать те части картона, куда будут вставляться цветные кусочки, при этом нужно стараться не перерезать тонкие полоски, иначе композиция может развалиться на отдельные элементы.

Вырезать цветные кусочки из уголков с припуском для склеивания, а затем аккуратно с обратной стороны приклеить к полоскам на клей.

Цель: продолжать знакомить детей с декоративными оформительскими техниками (витраж) и вызывать интерес к рисованию в стилистике витража.

расширять знания детей о цветах и оттенках в изобразительном искусстве, обогащать представление о предметах и явлениях действительности.

Задачи:

• освоение техники рисования витража акварелью по предварительному эскизу;

• составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка;

• закрепить знания детей о цветах, оттенках и их сочетаниях;

• совершенствовать изобразительную технику;

• развивать художественный вкус, внимание, память, творчество.

• воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, интерес к оформлению интерьера;

• обогащать речь детей новыми словами, включать их в активный словарь детей.

Материалы: вырезанные из бумаги бабочки (контурные рисунки в технике витража, законченные и дающие простор для творчества, акварель, кисти, простые карандаши, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ой, бабочка разбилась. Что же делать?

Ребята решают поселить бабочку на дерево, сделать ей подружек и заодно развеселить дерево.

Педагог предлагает детям сделать необычных витражных бабочек.

Воспитатель. Витраж — вид изобразительного искусства (картина) из цветного стекла.

Это уникальное изобретение, которое использует солнечный свет, проходящий сквозь цветное стекло

Люди не могут сказать, когда появились витражи. Давным-давно в окна вставляли тончайшие прозрачные каменные пластины, составляющие различные орнаменты. Когда появилось стекло, витражи стали представлять собой мозаику из кусочков цветного стекла.

Огромные стеклянные окна с изображениями персонажей Библии начали появляться в окнах церквей.

Постепенно витражное искусство процветало. Изображения сценок из жизни стали украшением многих домов. А в Индии, например, витражи, изображали женщин в традиционной одежде.

Классическим вариантом витража считается мозаичная техника составления витража из кусочков цветного стекла. Её появление связано с тем, что первое стекло было ломким и кривым. Поэтому большую композицию приходилось составлять, из фрагментов.

Со временем восприятие витража изменилось. Он стал более распространенным и сложным. Художники использовали всё больше различных цветов и оттенков. Мастеров по выкладке цветного стекла, заменили художники, дизайнеры, так как эти работы стали больше напоминать живопись.

В настоящее время высокое витражное искусство доступно всем и взрослым и детям.

Как и любые другие виды искусства, роспись стекла является важным инструментом отражения людей в своей истории и культуре. Потрясая внешней красотой, витражи вызывают восхищение, трепет, благоговение.

• Что такое витраж?

• Какие цвета используют при создании витражей?

• Чем отличаются витражные картины от других картин?

• А где у нас в детском саду можно встретить витражи?

Педагог на экране показывает варианты деления эскиза на части и напоминает, что у каждой части свой цвет.

Дети пробуют самостоятельно разделить рисунок на части и подобрать цвета и оттенки, путём смешения на палитре.



– это картина, выполненная из кусочков стекла или на стекле, расписанном специальными витражными или акриловыми красками или прозрачной витражной плёнкой.
На экране презентация разных видов витража.
Существует огромное разнообразие видов витражей: это
- Сюжетные и готические витражи;
- Классический паяный витраж. Витраж Тиффани;
- Фьюзинг. Матированный витраж (матовый);
- Пленочный витраж. Комбинированный витраж и еще много разновидностей.







Витраж выглядит как стеклянная мозаика. Давайте посмотрим удивительный витраж в интернете (демонстрация фото - видео по гиперссылке). Именно в витражах удивительным образом соединились цвет и черная контурная линия, превратившись в диковинный узоры.
Обратите внимание на выставку работ моих воспитанников – они сделаны в классическом и комбинированном стиле, ребята воплотили здесь свои детские фантазии и настроение.




Я предлагаю Вам сегодня познакомиться на практике с росписью классического витража, который делается с помощью готовых шаблонов, рисунок переводится на стекло витражным контуром, и раскрашивается прозрачными красками.

Главный "инструмент" — это наши руки. Они будут искусными, если за дело браться в добром расположении духа. И этот добрый настрой обязательно перейдет в созданное руками изделие,
Эта техника позволяет создавать узоры, не имея художественных способностей. Приемы — совсем несложные, а результаты получаются просто поразительные при минимуме затрат времени, сил и средств.

Сначала необходимо выполнить эскиз декоративной композиции. Это может быть изображение несложных пейзажей, узоров, и т.д. Композицию лучше всего выбрать не слишком сложную и избегать мелких элементов. Это могут быть картинки, фотографии, авторские рисунки (шаблоны на доске). Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно нарисовать или сделать при помощи специальных программ или в программе рисования Paint, который есть на каждом современном компьютере или ноутбуке. (демонстрация работы в программе рисования ПК), или воспользоваться современными электронными образовательными ресурсами.
Мои коллеги по ДПИ, тоже частые пользователи ЭОР. (выход в интернет) здесь можно поделиться опытом работы, перенять передовые технологии, найти инновации в ДПИ. Работая над эскизом (рисунком), мы должны обязательно помнить, что все контуры – линии рисунка – должны соприкасаться друг с другом. Рисунок необходимо раздробить на выразительные по очертаниям части – ячейки, которые впоследствии вы будете расписывать. Я предлагаю воспользоваться эскизами разных видов.

На этом этапе нам потребуется резерв или контур и готовый шаблон, который размещается под стекло для нанесения рисунка. Резерв наносится толщиной до 5 мм по контуру эскиза на стекло. Поверхность стекла обезжиривается спиртосодержащей жидкостью. Очищенную поверхность руками не трогаем, т.к. любой жир создает прослойку, с которой краска очень быстро слезет.
Контур сохнет очень долго (от 30 мин. до 3 часов), поэтому мы применим стёкла с уже нанесенным контуром. Его подготовили мои воспитанники, а наша с Вами задача расписать витражной краской предполагаемые витражные картины.

Музыкальный фон.
Мы будем использовать: витражные краски, кисти, палитра, ватные палочки, спирт, салфетки. Заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей. Я советую наносить тона от самых светлых к более тёмным. Начинать роспись легче сверху вниз, дабы избежать смазывания и растекания краски. Для этой же цели окрашиваемая сторона предмета располагается строго горизонтально. В процессе работы проверяется прозрачность рисунка, ведь способность пропускать свет - это главная ценность витража, позволяющая создавать красочные блики. Смешивать и разводить краски удобно на палитре. Огрехи убираются ватной палочкой, смоченной растворителем. Пузырьки воздуха, образовавшиеся на картинке, сразу же удаляются зубочисткой или кончиком ткани. Корректировка росписи. Во время самостоятельной работы гости сотрудничают с педагогом. Декорировать витражными красками можно практически любой стеклянный предмет обихода, от зеркала до вазы.

Если вы по-настоящему увлечетесь, то вы можете экспериментировать. В создании предметов декоративно - прикладного искусства ваз, светильников, кувшинов для воды, расписать стеклянные вставки в дверях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с искусством витража (историей витража, современными направлениями, видами и технологией его изготовления, возможностями его использования в современном интерьере).

Научить анализировать информацию, сортировать ее для решения поставленной задачи.

Формировать коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать точку зрения, убеждать, умение слушать).

Развивать познавательный интерес.

Познакомить учащихся с искусством витража (историей витража, современными направлениями, видами и технологией его изготовления, возможностями его использования в современном интерьере).

Научить анализировать информацию, сортировать ее для решения поставленной задачи.

Формировать коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать точку зрения, убеждать, умение слушать).

Развивать познавательный интерес.

Тип занятия: Изучение нового теоретического материала

Методы: информационный, поисковый, наглядный, практический, проблемный.

Формы: индивидуальная, групповая.

Оборудование и наглядные пособия: ММП, мультимедиа проектор, картины, рисунки с витражной росписью.

кейс с информацией -3 шт.

тексты по направлениям

Межпредметные связи: история, МХК

1. Подготовительный этап. Цель этапа: конкретизировать цели, разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап. Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

Краткое вступление педагога, озвучивание учебных целей занятия, представление метода работы (метода case-study), задач и основных этапов дальнейшей работы.

3. Аналитический этап (начало обсуждения). Цель этапа: проанализировать кэйс в группе и подготовить выступление.

На данном этапе учащиеся самостоятельно работают над текстом по заданной схеме: чтение текста, анализ ситуации.

Дискуссия в группе.

4. Итоговый этап (выступление). Цель: представить и обосновать решение и выводы группы по заданию.

Представители групп выступают со своим анализом (докладом), остальные участники могут занять позицию оппонентов к докладчику.

Подведение итогов занятий.

Теперь, когда мы подарили друг другу положительные эмоции, начнём наше занятие! И начну его я с загадки:

Вставленный в оконный проем орнамент или картина из цветных стекол (чаще бывает в соборах, церквях, капеллах. )

Старое искусство сборки витража!

В маленьких стекляшках мастера душа!

Из цветных осколков сложится узор

Вычурных соцветий, неба и озер.

- Как вы считаете, актуальна ли эта тема для наc? Почему? В чем ее актуальность? (ответы учащихся)

- Что вам известно о витражном искусстве? Где, от кого вы узнали о нем? (Ответы учащихся)

-Наверное, каждый человек, хоть раз в жизни, видел настоящий художественный витраж в музее или церкви. С уверенностью можно сказать, что такое зрелище равнодушным никого не оставит.

Приходилось ли вам видеть витражи и где? (Ответы учащихся)

Посмотрите на экран. Перед вами две работы. Как вы думаете, в какой технике они выполнены?

(Слайд - роспись по стеклу)

Кто мне скажет, что это такое?

Ответы учащихся: - Это рисунок на стекле

Роспись по стеклу – это увлекательное занятие, не требующее особенных художественных навыков, с доступными необходимыми материалами по приемлемым ценам. Освоив технику росписи по стеклу, вы можете своими руками делать уникальные подарки друзьям и близким, а также создавать эксклюзивные предметы декора.

-А это? (Слайд – витраж)

Ответ учащихся: - Это витраж.

-Правильно, это витраж. Чем он отличается от росписи по стеклу?

Что же такое витраж?

Зачем нужен витраж? (создание проблемной ситуации)

Витраж – это историческая ценность

Витраж – это технология

Витраж – это искусство

Предлагаю вам поработать сегодня в режиме кейс-занятия. Вы будете самостоятельно знакомиться с новым материалом, используя кейс.

Что такое кейс? (ответ учащихся)

-Кейс – это учебный материал, представленный в письменной форме или техническими средствами обучения.

-Вам предлагается ознакомиться с ним, выявить проблемы, заложенные в нем, найти выходы из создавшейся ситуации.

-Перед вами три кейса: история, технология, искусство

-Изучив материалы первого кейса, вы познакомитесь с историей появления и развития витража, его видами и стилями. Вы узнаете об основных типах витражей.

-Содержимое второго кейса подробно познакомит вас с процессом изготовления витражей. Здесь можно найти все необходимые сведения о материалах, необходимом оборудовании, инструментах и приспособлениях.

-Материалы третьего кейса содержат информацию о витражном искусстве, его применении, значении и актуальности

-Подумайте и запишите на стикерах один вопрос, который вас интересует больше всего, ответ на который вы можете получить в одном из кейсов.

(пишут на листах 3-х цветов, крепят на доске)

-У нас получилось 3 группы вопросов.

-Чтобы получить ответ на свой вопрос вам предлагается поработать в группах с кейс - информацией.

-Успех работы зависит от того, как слаженно будет работать группа, а для этого вам надо выбрать лидера, который будет фиксировать ваши ответы, следить за временем. Остальные участники группы изучают информацию, выделяют главное и готовят краткое выступление, которое представит лидер группы.

Работа с кейсом.

-В кейсе находится информация - пакет документов, содержащий иллюстрации, текстовый материал, который поможет ответить на ваши вопросы.

(Работа с папками: знакомство с информацией, обсуждение и обмен мнениями, подготовка выступления)

Выступление лидеров (вопросы к выступающим: на уточнение, на понимание)

А сейчас я хочу вернуться к слайду:

Витраж – это историческая ценность (достопримечательность)

Витраж – это технология

Витраж – это искусство

-Нашли ли вы ответы на свои вопросы?

-Можете ли вы сейчас ответить на вопрос?

Витражи являются не только одним из самых красивых и необычных украшений, сделанных из кусочков цветного стекла, но и искусством! Издавна они широко использовались в храмах, в настоящее же время - являются украшением квартир, загородных домов и тому подобных жилых и нежилых помещений. Красоту витражей можно описывать бесконечно, а об их истории - говорить часами!

Актуальность витража в наши дни обусловлена требовательностью людей к эстетичности и экологичности интерьеров, а также практичностью всех его элементов. Витражное стекло не требует особого ухода, является достаточно долговечным и способно стать украшением абсолютно любого помещения.

Слайд (метро, гостиница, ДК)

История возникновения витража

Когда возник этот вид искусства, никто точно не знает, но его родина - Франция.

Расцвет этого искусства пришелся на средние века, быстро завоевав почти всю Европу.

Уже в XII веке окна начали украшать медальонами небольшого размера различных форм: четырехугольных, круглых, продолговатых

На Руси стекло производят более 1000 лет. В 1631 г. в подмосковном городе Духанино, возник первый стекольный завод, открытию которого посодействовал М.В. Ломоносов.

Уже в X1-XIII вв. витражи были з церквях Новгорода, Галича, Гродно.

И хотя в России они были не так распространены, как в Европе, но всё же достаточно широко. Витражи украшали как светские, так и церковные здания (и не только католические костёлы, но и многие православные храмы и монастыри).

Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха. По эскизам художников украшаются многие здания музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные коттеджи не прочь приобрести витражи для украшения интерьеров.

Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов: разработка эскиза; раскрой цветного стекла;

окантовка свинцом и пайка.

Существует много видов изготовления витража, наиболее распространенные:

Ниболее известные витражисты:

Испанский архитектор Антонио Гауди, использовавший в своих архитектурных постройках витражи.

Читайте также: