Конспект занятия в средней группе величина

Обновлено: 30.06.2024

Совершенствовать навык различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) .

Закрепить умение сравнивать количество предметов на основе счета в пределах 5.

Формировать знания о частях суток.

Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.

Воспитывать интерес к занятиям по математике.

Демонстрационный материал: мольберт, теремок, мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, 5 деревьев, дидактический мешочек, геометрические фигуры, карточки (время суток) .

Раздаточный материал: лист бумаги с изображением геометрической фигуры, цветные карандаши, карточки, 5 морковок, 5лимонов.

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) .

- Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Появляется мышка (персонаж кукольного театра) .

Мышка: Я маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячусь. Кто я? (Ответ детей) .

- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?

Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.

Мышка: Какое задание?

Теремок: Посмотри, сколько деревьев растет рядом со мной. Какие они?

Мышка: Ребята, вы мне поможете выполнить задание. (Ответ детей).

- Как называются деревья?

- Какие они по величине?

- Как вы узнали? (Ответы детей) .

- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы справились с твоим заданием?

Теремок: Справились, заходи Мышка – норушка.

- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.

Лягушка: Скачу в траве

Глаза на голове

Скользкая и мокрая

Как зовут меня? (Ответ детей) .

- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?

Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.

Лягушка: А какое мне нужно выполнить задание? Ребята вы мне поможете?

Теремок: Назовите геометрические фигуры. (Из окна появляется волшебный мешочек) .

Лягушка: Ребята, смотрите какой чудесный мешочек! Он не пустой, давайте посмотрим, что в нем? (Дети выходят и достают по одной геометрической фигуре) .

- Что это? (Квадрат) .

- Давайте посчитаем, сколько у квадрата углов. (Считают) .

(Продолжаем работу с каждой геометрической фигурой) .

- Чем отличается овал от круга?

- Чем отличается прямоугольник от квадрата?

- У вас на столах лежат листочки с нарисованными геометрическими фигурами, возьмите цветные карандаши и заштрихуйте свои фигуры.

(Дети выполняют работу).

Лягушка подходит к детям, спрашивает:

- Какая у тебя фигура?

- Какого цвета ты выбрал карандаш? (Ответы детей) .

- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы выполнили твое задание?

Теремок: Выполнили, заходи Лягушка – квакушка.

- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.

Зайчик: В норке живу

От лисы и волка

Угадали, кто я? (Ответ детей) .

- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?

Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.

Зайчик: Какое задание мне нужно выполнить?

Теремок: Зайчик, детки устали, поиграй с ними.

Зайчик: Ребята, поиграем? (Ответ детей) .

- Выходите вместе со мной на полянку. (Дети выходят) .

- Давайте возьмемся за руки, встанем в круг.

Зайка маленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так

И ушами шевелит. (Показывают ушки) .

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки согреть,

Вот так, вот так

Надо лапоньки согреть. (Греют руки) .

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (Прыгают на двух ногах) .

Дети садятся за столы.

- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы выполнили твое задание?

Теремок: Молодцы! Заходи Зайчик – побегайчик.

- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.

Лиса: Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

В деревне кур краду.

Вы узнали меня? (Ответ детей) .

- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?

Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.

Лиса: Какое еще задание?

Теремок: Разложи угощение для моих гостей по полкам.

Лиса: Какое еще угощение? Я ведь хитрая, попрошу ребят, они все за меня сделают. Ребята, вы мне поможете? (Ответ детей) .

- Посмотрите, у вас на столах есть морковь? (Ответ детей) .

- Морковь, что это?

Из теремка раздается шум.

Лиса: Давайте послушаем, только, очень внимательно и посчитаем.

Раздается мышиный писк: Пи – пи – пи – пи.

Лиса: Вы слышали ребята? Сколько раз писчала мышка? (Ответ детей) .

- Теперь возьмите, каждый себе карточку, на верхнюю полочку положите 4 лимона.

Лиса, ходит, смотрит.

- Давайте проверим, сколько у нас получилось лимонов. (Дети считают) .

Из теремка раздается барабанный стук: Тук – тук – тук – тук – тук.

Лиса: Ребята, сколько раз стучал барабан? (Ответ детей) .

- Возьмите 5 морковок и положите на карточке, на нижнюю полку.

Лиса, ходит, смотрит.

- А теперь проверим, сколько получилось морковок. (Дети считают) .

- На сколько, лимонов меньше чем морковок? (Ответ детей) .

- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы выполнили твое задание?

Теремок: Выполнили! Заходи Лисичка – сестричка.

- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.

Волк: На собаку я похож,

Что ни зуб – то острый нож

Бегу, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Кто, я? (Ответ детей) .

- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?

Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.

Волк: Какое мне нужно выполнить задание?

Из теремка появляется конверт, волк распечатывает. Достает карточки, с изображением частей суток, крепит на мольберте.

Волк: Друзья, вы мне поможете? (Ответ детей) .

- Это время нам знакомо

Это время – для подъема.

На зарядку, как зайчата,

По утрам бегут ребята.

Умывайся, не ленись,

Чистым завтракать садись.

- Когда это бывает? (Ответ детей) .

Волк, предлагает одному из детей, выйти и показать карточку с соответствующим временем суток. (Дети выполняют) .

Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький.

По длине — длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.

Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,

средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,

самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.

2) Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества

3) Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.

Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.

Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны косынка (треугольник), картинки с геометрическими фигурами, карандаши.

Звучит русская народная музыка.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская. (Матрешка)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно

Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?

Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три

— Давайте на них посмотрим и сравним. Одинаковые они?

Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая

Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?

Воспитатель: На второе место?

Воспитатель: На третье?

Воспитатель: А давайте попробуем поставить наоборот матрешек, поиграем с ними.

Большая матрешка должна стоять последней, а первой маленькая.

Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?

Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Дети: Длинный

Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?

Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.

Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?

Дети: Маленькой матрешке

Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнем

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите матрешки такие нарядные, а платки у них почему-то белые. Давайте поможем им украсим для них?

Воспитатель: У каждого у вас лежит платок (треугольник). Матрешки просят украсить с помощью геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?

Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей

— Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет платок по размеру. И так большой матрешке, какой нужен платок?

Воспитатель: А маленькой матрешке?

Воспитатель: а для средней матрешки?

Воспитатель: Идите, выберете себе платок для той матрешки для которой будете украшать.

Воспитатель: Вот какая красота у нас получилась!

Давайте теперь мы с ними поиграем.

Мы матрешки - вот какие крошки!

Как у нас, как у нас яркие платочки!

Мы матрешки - вот какие крошки,

Как у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки - вот какие крошки,

Как у нас, как у нас на ногах сапожки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашим Матрёшенькам очень понравилось с вами играть, рисовать. Но им пора возвращаться домой, давайте им скажем до свидания!


Цель: закрепить знания элементарных геометрических фигур, и их характерных особенностей.

• уметь различать предметы по длине, ширине, высоте;

• уметь указывать количество цифрой;

• правильно называть время суток: утро, день, вечер, ночь;

• называть геометрические фигуры, их особенности (сторона, угол, количество углов, сторон и т. п.) ;

• карточки с цифрами от 1-го до 10-ти;

• изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;

• плакат с изображением двух сказочных домиков;

• палочки Х. Кюизенера;

Воспитатель: Деточки, Катюша и Надюша живут загородом, в своих сказочных домиках. А вот и они.

- Как вы думаете, в каком доме живет Катюша (если она высокая, а в каком Надюша (если она невысокая?

Дети: Катюша живет в высоком доме, а Надюша в низком (маленьком) доме.

Воспитатель: Ребята, пока Катюша и Надюша ругались, они совсем забыли, когда надо обедать, а когда ужинать. Кто помнит?

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

- Солнце светит днём, а луна (ночью)

Воспитатель: Молодцы! Теперь Катюша и Надюша все запомнят.

Посмотрите, ребята, а вот и их гости - весёлые фигурки. Воспитатель показывает на плакате изображенные геометрические фигуры.

- Ребята, а вы узнали их? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы) .

Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Воспитатель: Катюша и Надюша пригласили весёлых фигурок на чай, да вот только не могут разобраться, сколько же нужно чашек и блюдец?

- Давайте сосчитаем, сколько всего веселых фигурок? (5)

- Сколько нужно чашек для них? (5) Найдите и покажите цифру 5.

- А сколько нужно блюдец? (5)

- Сколько чашек, сколько блюдец? (одинаково, поровну) .

- Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе? (10) Найдите цифру 10.

- Найдите мне остальные цифры 2, 3, 4, и т. д. (дети находят их на столе и показывают) .

- Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек? (4)

- Это больше или меньше? (меньше)

- На сколько чашек меньше? (на одну чашку)

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В: Ребята, вы помните, что у Катюши с Надюшей разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех их гостей. Они будут очень рады, и больше не будут ссориться.

(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)

Цель: закрепить знания элементарных геометрических фигур, и их характерных особенностей.

• уметь различать предметы по длине, ширине, высоте;

• уметь указывать количество цифрой;

• правильно называть время суток: утро, день, вечер, ночь;

• называть геометрические фигуры, их особенности (сторона, угол, количество углов, сторон и т. п.) ;

• карточки с цифрами от 1-го до 10-ти;

• изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;

• плакат с изображением двух сказочных домиков;

• палочки Х. Кюизинера;

Воспитатель: Деточки, Катюша и Надюша живут загородом, в своих сказочных домиках. А вот и они.

- Как вы думаете, в каком доме живет Катюша (если она высокая, а в каком Надюша (если она невысокая?

Дети: Катюша живет в высоком доме, а Надюша в низком (маленьком) доме.

Воспитатель: Ребята, пока Катюша и Надюша ругались, они совсем забыли, когда надо обедать, а когда ужинать. Кто помнит?

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

- Солнце светит днём, а луна (ночью)

Воспитатель: Молодцы! Теперь Катюша и Надюша все запомнят.

Посмотрите, ребята, а вот и их гости - весёлые фигурки. Воспитатель показывает на плакате изображенные геометрические фигуры.

- Ребята, а вы узнали их? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы) .

Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Воспитатель: Катюша и Надюша пригласили весёлых фигурок на чай, да вот только не могут разобраться, сколько же нужно чашек и блюдец?

- Давайте сосчитаем, сколько всего веселых фигурок? (5)

- Сколько нужно чашек для них? (5) Найдите и покажите цифру 5.

- А сколько нужно блюдец? (5)

- Сколько чашек, сколько блюдец? (одинаково, поровну) .

- Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе? (10) Найдите цифру 10.

- Найдите мне остальные цифры 2, 3, 4, и т. д. (дети находят их на столе и показывают) .

- Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек? (4)

- Это больше или меньше? (меньше)

- На сколько чашек меньше? (на одну чашку)

Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В: Ребята, вы помните, что у Катюши с Надюшей разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех их гостей. Они будут очень рады, и больше не будут ссориться.

(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)

Цель: Закреплять умение считать в пределах 5 и сравнить предметы по параметрам величины.

Ход ООД

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

- Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.

- К нам в гости прилетела Сова.

Она к нам сегодня прилетела не просто так, она хочет нас познакомить с миром математики, сейчас сова превратит вас в умников и умниц, и мы можем отправляться с вами в мир математики (сова прикасается волшебной палочкой к детям). Умники, садитесь за этот стол, а умницы за этот.

2. Основная часть

Ребята, мы с вами сейчас будем упражняться в счете предметов до 5.

Смотрите-ка, у вас лежат на столах. (Ответы детей)

- У умников лежат машинки, а у умниц лежат куклы.

- Умники, сосчитайте, сколько у вас на столе машинок,

- А теперь, умницы, сосчитайте, сколько у вас на столе кукол.

- Сколько машинок на столе?

- Одна, две, три, четыре, пять - всего пять машин.

- Сколько кукол на столе?

- Одна, две, три, четыре, пять - всего пять кукол.

- Правильно умницы, какие вы все молодцы и умники и умницы.

Умники и умницы, наши куклы собрались поехать в гости к своей подруге кукле-Кате, давайте посмотрим, всем ли куклам хватит машин. Всем хватило машин?

- Машин хватило всем куклам.

Упражнение в сравнении групп предметов по количеству

- Правильно, умницы и умники, всем куклам хватило машин.

А у меня не хватает, одна машина осталась лишней, так чего же больше 5 машин или 4 куклы? (Ответы детей)

- 5 машин больше, чем 4 куклы.

- Правильно 5 машин больше чем 4 куклы.

А чего меньше 4 куклы или 5 машин?

- 4 куклы меньше, чем 5 машин.

- Молодцы, конечно 4 куклы меньше, чем 5 машин.

- А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?

- Вызывается умник Идар покажи нам первый способ как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну (добавляет одну машину). По сколько стало кукол и машин?

- Одна, две, три, четыре, пять - всего пять кукол.

А теперь посчитаем машин: Одна, две, три, четыре, пять - всего пять машин. Стало 5 кукол и 5 машинок.

- А теперь давайте посмотрим другой способ. Если я уберу одну куклу. сколько кукол получится? (убираю одну куклу).

- Со стороны умниц вызывается умница Динара, покажи нам, как еще можно сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну.

Динара убирает одну машинку.

- Правильно. По сколько стало кукол и машин?

- Давайте сосчитаем кукол: Одна, две, три, четыре - всего четыре куклы. Теперь сосчитаем сколько машинок: Одна, две, три, четыре - четыре машины. Стало 4 куклы, 4 машинки.

- Молодец, Динара, по 4 куклы и по 4 машинки.

Теперь, ребята, мы с вами расставим геометрические фигуры по величине, большой, средний и маленький. (Кубики)

А сейчас мы с вами поиграем.

Игра "Разложи фигуры"

- Умники и умницы, вы должны собрать для Совушки урожай из геометрических фигур: из кубов и шаров. Команда умников будет собирать урожай на этой стороне ковра, а команда умниц на той, вы должны собрать кубы в одну корзину, а шары в другую, начали. (дети собирают фигуры по корзинам).

- Какие молодцы, все собрали урожай для Совушки-мудрой головушки. А теперь давайте сравним, правильно ли вы собрали наш геометрический урожай.

Урожай умниц будет проверять умник Ренат, а урожай умников будет проверять умница Лия.

- Правильно, ребятки. Умники и умницы, вы очень хорошо умеете собирать геометрический урожай, а как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Вы очень большие молодцы.

3. Окончание занятия

Совушке-мудрой головушке и мне сегодня очень понравилось, что вы все были очень дружными, умными и хорошо справились со всеми заданиями. Вы настоящие умники и умницы, все молодцы.

- Ребята, вам понравилось быть умниками и умницами?

- Совушке-мудрой головушке пора лететь в свою страну. Давайте все попрощаемся с совой. До свидания, сова!

Читайте также: