Конспект занятия в средней группе величина
Обновлено: 30.06.2024
Совершенствовать навык различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник) .
Закрепить умение сравнивать количество предметов на основе счета в пределах 5.
Формировать знания о частях суток.
Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать интерес к занятиям по математике.
Демонстрационный материал: мольберт, теремок, мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, 5 деревьев, дидактический мешочек, геометрические фигуры, карточки (время суток) .
Раздаточный материал: лист бумаги с изображением геометрической фигуры, цветные карандаши, карточки, 5 морковок, 5лимонов.
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) .
- Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Появляется мышка (персонаж кукольного театра) .
Мышка: Я маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячусь. Кто я? (Ответ детей) .
- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?
Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.
Мышка: Какое задание?
Теремок: Посмотри, сколько деревьев растет рядом со мной. Какие они?
Мышка: Ребята, вы мне поможете выполнить задание. (Ответ детей).
- Как называются деревья?
- Какие они по величине?
- Как вы узнали? (Ответы детей) .
- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы справились с твоим заданием?
Теремок: Справились, заходи Мышка – норушка.
- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Лягушка: Скачу в траве
Глаза на голове
Скользкая и мокрая
Как зовут меня? (Ответ детей) .
- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?
Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.
Лягушка: А какое мне нужно выполнить задание? Ребята вы мне поможете?
Теремок: Назовите геометрические фигуры. (Из окна появляется волшебный мешочек) .
Лягушка: Ребята, смотрите какой чудесный мешочек! Он не пустой, давайте посмотрим, что в нем? (Дети выходят и достают по одной геометрической фигуре) .
- Что это? (Квадрат) .
- Давайте посчитаем, сколько у квадрата углов. (Считают) .
(Продолжаем работу с каждой геометрической фигурой) .
- Чем отличается овал от круга?
- Чем отличается прямоугольник от квадрата?
- У вас на столах лежат листочки с нарисованными геометрическими фигурами, возьмите цветные карандаши и заштрихуйте свои фигуры.
(Дети выполняют работу).
Лягушка подходит к детям, спрашивает:
- Какая у тебя фигура?
- Какого цвета ты выбрал карандаш? (Ответы детей) .
- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы выполнили твое задание?
Теремок: Выполнили, заходи Лягушка – квакушка.
- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Зайчик: В норке живу
От лисы и волка
Угадали, кто я? (Ответ детей) .
- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?
Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.
Зайчик: Какое задание мне нужно выполнить?
Теремок: Зайчик, детки устали, поиграй с ними.
Зайчик: Ребята, поиграем? (Ответ детей) .
- Выходите вместе со мной на полянку. (Дети выходят) .
- Давайте возьмемся за руки, встанем в круг.
Зайка маленький сидит
И ушами шевелит,
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (Показывают ушки) .
Зайке холодно сидеть
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так
Надо лапоньки согреть. (Греют руки) .
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать,
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (Прыгают на двух ногах) .
Дети садятся за столы.
- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы выполнили твое задание?
Теремок: Молодцы! Заходи Зайчик – побегайчик.
- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Лиса: Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
В деревне кур краду.
Вы узнали меня? (Ответ детей) .
- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?
Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.
Лиса: Какое еще задание?
Теремок: Разложи угощение для моих гостей по полкам.
Лиса: Какое еще угощение? Я ведь хитрая, попрошу ребят, они все за меня сделают. Ребята, вы мне поможете? (Ответ детей) .
- Посмотрите, у вас на столах есть морковь? (Ответ детей) .
- Морковь, что это?
Из теремка раздается шум.
Лиса: Давайте послушаем, только, очень внимательно и посчитаем.
Раздается мышиный писк: Пи – пи – пи – пи.
Лиса: Вы слышали ребята? Сколько раз писчала мышка? (Ответ детей) .
- Теперь возьмите, каждый себе карточку, на верхнюю полочку положите 4 лимона.
Лиса, ходит, смотрит.
- Давайте проверим, сколько у нас получилось лимонов. (Дети считают) .
Из теремка раздается барабанный стук: Тук – тук – тук – тук – тук.
Лиса: Ребята, сколько раз стучал барабан? (Ответ детей) .
- Возьмите 5 морковок и положите на карточке, на нижнюю полку.
Лиса, ходит, смотрит.
- А теперь проверим, сколько получилось морковок. (Дети считают) .
- На сколько, лимонов меньше чем морковок? (Ответ детей) .
- Тук – тук – тук. Теремок – теремок мы выполнили твое задание?
Теремок: Выполнили! Заходи Лисичка – сестричка.
- Стоит в поле теремок – теремок. Он не низок, не высок – не высок.
Волк: На собаку я похож,
Что ни зуб – то острый нож
Бегу, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Кто, я? (Ответ детей) .
- Теремок – теремок! Кто в тереме живет?
Теремок: Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание.
Волк: Какое мне нужно выполнить задание?
Из теремка появляется конверт, волк распечатывает. Достает карточки, с изображением частей суток, крепит на мольберте.
Волк: Друзья, вы мне поможете? (Ответ детей) .
- Это время нам знакомо
Это время – для подъема.
На зарядку, как зайчата,
По утрам бегут ребята.
Умывайся, не ленись,
Чистым завтракать садись.
- Когда это бывает? (Ответ детей) .
Волк, предлагает одному из детей, выйти и показать карточку с соответствующим временем суток. (Дети выполняют) .
Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький.
По длине — длинный, короче, самый короткий; соотносить предметы с размером.
Обучающие: Продолжать учить сравнивать по величине – большой,
средний, маленький; сравнение предмета по длине: длинный, короче,
самый короткий. Упражнять в умении называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция.
2) Развивающие: Развивать логическое мышление, память, сообразительность, содействовать развитию самостоятельности и творчества
3) Воспитательные: Воспитывать интерес к математике, активность, усидчивость.
Обогащение и активизация словаря: Длиннее, короче, величина, длинна.
Оборудование и материалы: магнитная доска, матрешки, шарфы, шаблоны косынка (треугольник), картинки с геометрическими фигурами, карандаши.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская. (Матрешка)
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли матрешки. Они ждут вас и спорят, кому из них первой стоять. Давайте поможем им встать правильно
Воспитатель: Сосчитайте, сколько всего матрешек?
Воспитатель: Правильно ребята, матрешек всего три
— Давайте на них посмотрим и сравним. Одинаковые они?
Дети: Нет, они разные. Большая, средняя, маленькая
Воспитатель: Какую матрешку мы поставим на первое место?
Воспитатель: На второе место?
Воспитатель: На третье?
Воспитатель: А давайте попробуем поставить наоборот матрешек, поиграем с ними.
Большая матрешка должна стоять последней, а первой маленькая.
Воспитатель: Андрей, иди, поставь матрешек по величине
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе для матрешек есть шарфики, все они разной длины. Длинный, короткий и самый короткий. Нам нужно будет выбрать шарфики для каждой матрешки подходящие ей по размер. Поможем?
Воспитатель: Дети, какой шарфик надо дать самой большой матрешке? Дети: Длинный
Воспитатель: Саша, а какой шарфик ты дашь средней матрешке?
Саша – короткий, матрешка маленькая и ей подходит короткий шарфик, иначе ей будет неудобно, она запутается.
Воспитатель: А самый короткий шарфик мы отдадим кому?
Дети: Маленькой матрешке
Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнем
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, посмотрите матрешки такие нарядные, а платки у них почему-то белые. Давайте поможем им украсим для них?
Воспитатель: У каждого у вас лежит платок (треугольник). Матрешки просят украсить с помощью геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете. Давайте я вам покажу, а вы скажете, что за фигура?
Дети: Круг, прямоугольник, овал, трапеция, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Спросить индивидуально 5-6 детей
— Но давайте разберем то, какой матрешке подойдет платок по размеру. И так большой матрешке, какой нужен платок?
Воспитатель: А маленькой матрешке?
Воспитатель: а для средней матрешки?
Воспитатель: Идите, выберете себе платок для той матрешки для которой будете украшать.
Воспитатель: Вот какая красота у нас получилась!
Давайте теперь мы с ними поиграем.
Мы матрешки - вот какие крошки!
Как у нас, как у нас яркие платочки!
Мы матрешки - вот какие крошки,
Как у нас, как у нас чистые ладошки.
Мы матрешки - вот какие крошки,
Как у нас, как у нас на ногах сапожки.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашим Матрёшенькам очень понравилось с вами играть, рисовать. Но им пора возвращаться домой, давайте им скажем до свидания!
Цель: закрепить знания элементарных геометрических фигур, и их характерных особенностей.
• уметь различать предметы по длине, ширине, высоте;
• уметь указывать количество цифрой;
• правильно называть время суток: утро, день, вечер, ночь;
• называть геометрические фигуры, их особенности (сторона, угол, количество углов, сторон и т. п.) ;
• карточки с цифрами от 1-го до 10-ти;
• изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;
• плакат с изображением двух сказочных домиков;
• палочки Х. Кюизенера;
Воспитатель: Деточки, Катюша и Надюша живут загородом, в своих сказочных домиках. А вот и они.
- Как вы думаете, в каком доме живет Катюша (если она высокая, а в каком Надюша (если она невысокая?
Дети: Катюша живет в высоком доме, а Надюша в низком (маленьком) доме.
Воспитатель: Ребята, пока Катюша и Надюша ругались, они совсем забыли, когда надо обедать, а когда ужинать. Кто помнит?
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)
- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Солнце светит днём, а луна (ночью)
Воспитатель: Молодцы! Теперь Катюша и Надюша все запомнят.
Посмотрите, ребята, а вот и их гости - весёлые фигурки. Воспитатель показывает на плакате изображенные геометрические фигуры.
- Ребята, а вы узнали их? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы) .
Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Воспитатель: Катюша и Надюша пригласили весёлых фигурок на чай, да вот только не могут разобраться, сколько же нужно чашек и блюдец?
- Давайте сосчитаем, сколько всего веселых фигурок? (5)
- Сколько нужно чашек для них? (5) Найдите и покажите цифру 5.
- А сколько нужно блюдец? (5)
- Сколько чашек, сколько блюдец? (одинаково, поровну) .
- Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе? (10) Найдите цифру 10.
- Найдите мне остальные цифры 2, 3, 4, и т. д. (дети находят их на столе и показывают) .
- Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек? (4)
- Это больше или меньше? (меньше)
- На сколько чашек меньше? (на одну чашку)
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
В: Ребята, вы помните, что у Катюши с Надюшей разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех их гостей. Они будут очень рады, и больше не будут ссориться.
(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)
Цель: закрепить знания элементарных геометрических фигур, и их характерных особенностей.
• уметь различать предметы по длине, ширине, высоте;
• уметь указывать количество цифрой;
• правильно называть время суток: утро, день, вечер, ночь;
• называть геометрические фигуры, их особенности (сторона, угол, количество углов, сторон и т. п.) ;
• карточки с цифрами от 1-го до 10-ти;
• изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;
• плакат с изображением двух сказочных домиков;
• палочки Х. Кюизинера;
Воспитатель: Деточки, Катюша и Надюша живут загородом, в своих сказочных домиках. А вот и они.
- Как вы думаете, в каком доме живет Катюша (если она высокая, а в каком Надюша (если она невысокая?
Дети: Катюша живет в высоком доме, а Надюша в низком (маленьком) доме.
Воспитатель: Ребята, пока Катюша и Надюша ругались, они совсем забыли, когда надо обедать, а когда ужинать. Кто помнит?
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)
- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)
- Солнце светит днём, а луна (ночью)
Воспитатель: Молодцы! Теперь Катюша и Надюша все запомнят.
Посмотрите, ребята, а вот и их гости - весёлые фигурки. Воспитатель показывает на плакате изображенные геометрические фигуры.
- Ребята, а вы узнали их? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы) .
Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Воспитатель: Катюша и Надюша пригласили весёлых фигурок на чай, да вот только не могут разобраться, сколько же нужно чашек и блюдец?
- Давайте сосчитаем, сколько всего веселых фигурок? (5)
- Сколько нужно чашек для них? (5) Найдите и покажите цифру 5.
- А сколько нужно блюдец? (5)
- Сколько чашек, сколько блюдец? (одинаково, поровну) .
- Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе? (10) Найдите цифру 10.
- Найдите мне остальные цифры 2, 3, 4, и т. д. (дети находят их на столе и показывают) .
- Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек? (4)
- Это больше или меньше? (меньше)
- На сколько чашек меньше? (на одну чашку)
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
В: Ребята, вы помните, что у Катюши с Надюшей разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех их гостей. Они будут очень рады, и больше не будут ссориться.
(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)
Цель: Закреплять умение считать в пределах 5 и сравнить предметы по параметрам величины.
Ход ООД
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях.
- К нам в гости прилетела Сова.
Она к нам сегодня прилетела не просто так, она хочет нас познакомить с миром математики, сейчас сова превратит вас в умников и умниц, и мы можем отправляться с вами в мир математики (сова прикасается волшебной палочкой к детям). Умники, садитесь за этот стол, а умницы за этот.
2. Основная часть
Ребята, мы с вами сейчас будем упражняться в счете предметов до 5.
Смотрите-ка, у вас лежат на столах. (Ответы детей)
- У умников лежат машинки, а у умниц лежат куклы.
- Умники, сосчитайте, сколько у вас на столе машинок,
- А теперь, умницы, сосчитайте, сколько у вас на столе кукол.
- Сколько машинок на столе?
- Одна, две, три, четыре, пять - всего пять машин.
- Сколько кукол на столе?
- Одна, две, три, четыре, пять - всего пять кукол.
- Правильно умницы, какие вы все молодцы и умники и умницы.
Умники и умницы, наши куклы собрались поехать в гости к своей подруге кукле-Кате, давайте посмотрим, всем ли куклам хватит машин. Всем хватило машин?
- Машин хватило всем куклам.
Упражнение в сравнении групп предметов по количеству
- Правильно, умницы и умники, всем куклам хватило машин.
А у меня не хватает, одна машина осталась лишней, так чего же больше 5 машин или 4 куклы? (Ответы детей)
- 5 машин больше, чем 4 куклы.
- Правильно 5 машин больше чем 4 куклы.
А чего меньше 4 куклы или 5 машин?
- 4 куклы меньше, чем 5 машин.
- Молодцы, конечно 4 куклы меньше, чем 5 машин.
- А как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну?
- Вызывается умник Идар покажи нам первый способ как сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну (добавляет одну машину). По сколько стало кукол и машин?
- Одна, две, три, четыре, пять - всего пять кукол.
А теперь посчитаем машин: Одна, две, три, четыре, пять - всего пять машин. Стало 5 кукол и 5 машинок.
- А теперь давайте посмотрим другой способ. Если я уберу одну куклу. сколько кукол получится? (убираю одну куклу).
- Со стороны умниц вызывается умница Динара, покажи нам, как еще можно сделать так, чтобы машин и кукол стало поровну.
Динара убирает одну машинку.
- Правильно. По сколько стало кукол и машин?
- Давайте сосчитаем кукол: Одна, две, три, четыре - всего четыре куклы. Теперь сосчитаем сколько машинок: Одна, две, три, четыре - четыре машины. Стало 4 куклы, 4 машинки.
- Молодец, Динара, по 4 куклы и по 4 машинки.
Теперь, ребята, мы с вами расставим геометрические фигуры по величине, большой, средний и маленький. (Кубики)
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра "Разложи фигуры"
- Умники и умницы, вы должны собрать для Совушки урожай из геометрических фигур: из кубов и шаров. Команда умников будет собирать урожай на этой стороне ковра, а команда умниц на той, вы должны собрать кубы в одну корзину, а шары в другую, начали. (дети собирают фигуры по корзинам).
- Какие молодцы, все собрали урожай для Совушки-мудрой головушки. А теперь давайте сравним, правильно ли вы собрали наш геометрический урожай.
Урожай умниц будет проверять умник Ренат, а урожай умников будет проверять умница Лия.
- Правильно, ребятки. Умники и умницы, вы очень хорошо умеете собирать геометрический урожай, а как хорошо вы знаете геометрические фигуры. Вы очень большие молодцы.
3. Окончание занятия
Совушке-мудрой головушке и мне сегодня очень понравилось, что вы все были очень дружными, умными и хорошо справились со всеми заданиями. Вы настоящие умники и умницы, все молодцы.
- Ребята, вам понравилось быть умниками и умницами?
- Совушке-мудрой головушке пора лететь в свою страну. Давайте все попрощаемся с совой. До свидания, сова!
Читайте также: