Конспект занятия в 7 классе на тему попробуем договориться

Обновлено: 01.07.2024

Цель: развивать умения строить конструктивные отношения друг с другом; побуждать учащихся к проявлению творческой активности; умению найти компромисс; взаимопонимание; искренне выражать свои чувства; способствовать созданию атмосферы доверия и доброжелательности для конструктивной работы.
Задачи: формирование и усиление общего командного духа путем сплочения классного коллектива; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.
Предполагаемый результат т: оптимизация отношений внутри коллектива; развитие умения действовать сообща.

Оценить 1347 0

Час общения

Цель: развивать умения строить конструктивные отношения друг с другом; побуждать учащихся к проявлению творческой активности; умению найти компромисс; взаимопонимание; искренне выражать свои чувства; способствовать созданию атмосферы доверия и доброжелательности для конструктивной работы.

Задачи: формирование и усиление общего командного духа путем сплочения классного коллектива; развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач; осознание себя командой.

Предполагаемый результат т: оптимизация отношений внутри коллектива; развитие умения действовать сообща .

Ход занятия:

І. Духовно-эстетический

1. Слово тренера:

Тепло своих ладоней

Я с радостью начну.

Мы с тобой одна семья

Обними соседа слева, обними соседа справа

Мы с тобой – друзья!

Мы с тобой одна семья,

Пощекочи соседа слева, пощекочи соседа справа.

Мы с тобой – друзья!

Мы с тобой одна семья,

Ущипни соседа слева, ущипни соседа справа.

Мы с тобой – друзья!

Мы с тобой одна семья,

Почеши соседа слева, почеши соседа справа.

Мы с тобой – друзья!

Мы с тобой одна семья,

Ты погладь соседа слева, ты погладь соседа справа.

Мы с тобой – друзья!

Мы с тобой одна семья,

ІІ. УСТАНОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ

1. Слово тренера.

Это прекрасно, когда человек о чем-то мечтает. Это означает, что у него есть цель, которой он обязательно достигнет, если будет прилагать усилия и старания. Вот и мы собрались здесь, чтобы научиться жить дружно, в мире и радости, уважая друг друга.

По легенде, когда рождается человек, Бог зажигает в небе новую звезду и посылает к ребенку ангела-хранителя. Во сне ангел целует ребенка трижды: в лоб – чтобы рос умным; в лицо – чтобы был красивым; в грудь – чтобы был здоровым, чтобы любовь и доброта вселилась в его тело, сердце и душу. Но это легенда… Нет на свете одинаковых людей. Каждый человек - индивидуальность. Даже близнецы отличаются между собой характером, желаниями, взглядами. Люди отличаются физическими данными, умственным развитием, способностями, характером, темпераментом, вкусом. Чтобы жить со всеми окружающими в мире и понимании, необходимо стремиться к умению общаться, быть честным и порядочным человеком. Если вы хотите, чтобы окружающие вас уважали и прислушивались к вашему мнению, нужно научиться уважать их и уметь сотрудничать с другими.

3. Эпиграф занятия:

( Сотрудничать – работать вместе, принимать участие в общем деле).

ІІІ. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПОИСКОВЫЙ

Актуализация полученных знаний.

Вспомним правила работы в группе.

Какие из них хотели бы изменить?

Какое из этих правил нравится больше других?

(На доске таблица с правилами)

Суть упражнения в развитии двух умений: передавать другому человеку свой замысел и понимать замысел другого без слов. Каждый участник получает лист бумаги и один из цветных карандашей (важно, чтобы все рисовали разными цветами). Задание состоит в следующем: каждый придумывает, что бы он хотел нарисовать. После этого по команде ведущего все начинают рисовать свой замысел, но через 10-20 секунд (по усмотрению ведущего) рисунок прерывается и передается соседу по кругу. Без слов и комментариев другой продолжает рисунок, по истечении того же отрезка времени рисунок передается дальше по кругу и так до конца – пока не дойдет до того, кто начал рисовать. Первый автор имеет право что-то рисовать, но нельзя менять и зачеркивать уже сделанный рисунок. После этого каждый сообщает, что он хотел нарисовать и, что из этого вышло.

Если первоначальный замысел сильно отличается от того, что получилось, обсудите, что помешало реализовать план: кто-то невнимательно посмотрел на рисунок или замысел был обозначен неточно? Важно, чтобы участники упражнения проговорили, что уровни понимания замысла другого и умение донести свою мысль до других тесно взаимосвязаны.

Анализ упражнения:

что чувствуешь, когда тебя не поняли;

как нужно оформить свой замысел, чтобы другой тебя понял;

как нужно изучать рисунок другого, чтобы как можно лучше его понять;

кто несет ответственность за непонимание.

(Основным выводом данного упражнения становится принятие участниками обоюдной ответственности общающихся людей за взаимопонимание: часто те, что хочет быть понятым, считают, что другой их просто обязан понимать, если любит и хочет помочь, но бывает и так, что нужно постараться обеим сторонам).

Все мы знаем, что пингвины живут в Антарктиде. Они вытягивают крылья вдоль туловища и, переваливаясь с ноги на ногу, сбываются в стайку и постепенно перемещаются в хаотичном порядке из центра на периферию и обратно.

IV . АДАПТАЦИОННО-ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ

Цель: уметь согласов ы вать свои действия с действиями других и принятие на себя ответственности за то, что происходит в группе.

Все участники садятся по кругу.

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Анализ упражнения.

Объединение в группы (3-5 человек).

Любой человек не один раз сталкивается с ситуацией, когда ему предлагают делать то, чего он не хочет.

Ситуация 1. Вам предлагают помочь приготовить обед (убраться в квартире). Вы побаиваетесь, потому, что не имеете нужного опыта.

Ситуация 2. Вам предлагают пойти в кино, но вам не хочется смотреть этот фильм. Все члены семьи хотят сделать это, кроме вас, и в то же время вам не очень интересно оставаться в одиночестве.

Ситуация 3 . Вам предлагают заняться каким-то делом с тем членом семьи, с которым вы себя чувствуете не очень уверенно. Вам бы хотелось делать то же самое, но с другим человеком.

V . ОЦЕНОЧНО-СМЫСЛОВОЙ

1. Работа в парах.

Цель: развивать терпение, необходимое при тесном сотрудничестве.

Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах.

Участники связывают руки левую одного с правой другого, дают в руки фломастеры разного цвета. Нужно нарисовать рисунок. Можно общаться между собой.

Анализ упражнения.

Насколько вам удалось сотрудничество?

Насколько понравился рисунок?

Что было труднее всего?

Нравится ли сотрудничать с кем-то?

Что в первую очередь необходимо для успешного сотрудничества?

Анализ упражнения . Выводы.

Цель: снижение мышечного тонуса, настрой на работу.

Красивое упражнение для настройки на работу. В нашей жизни всегда есть место волшебству и добру, но для этого важно быть чутким и внимательным. Волшебный дождик, который сейчас прольется, можно услышать, только если будет полная тишина.

Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам,

на 1-м круге – трет ладошкой о ладошку;

на 2-м круге – щелкает пальцами;

на 3-м круге – хлопает по коленям;

на 4-м круге – стучит ладонями по коленям и топает ногами;

на 5-м круге – щелкает пальцами;

на 6-м круге – просто опускает руки.

V І . СИСТЕМНО-ОБОБЩАЮЩИЙ

Что нужно делать, чтобы уметь договариваться? (Работа в группах).

Презентация.

V ІІ . КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ

- Что понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

V ІІІ . ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

Классный час посвящён способам эффективного общения школьников, конфликтам в школе. Ежедневная школьная жизнь изобилует конфликтами, ссорами, мелкими стычками и взаимными обидами. Конфликты связаны косвенно или напрямую с обучением, воспитанием детей, с влиянием на психологический климат учебного заведения. Актуальность обусловлена тем, что многие дети в 13-14-летнем возрасте не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии. Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов – таково содержание классного часа.

ВложениеРазмер
klassnyy_chas_kak_izbezhat_konflikta.docx 71.24 КБ
prezentatsiya_k_klassnomu_chasu_kak_izbezhat_konflikta_-_kopiya.pptx 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 7 классе "Как избежать конфликта?"

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.

  1. Формирование толерантного и уважительного отношения к одноклассникам.
  2. Обучение навыкам бесконфликтного общения.
  3. Создание условий для формирования у учащихся чувства сострадания, желания и умения слушать, помогать.
  4. Сплочение детского коллектива.

Вышеперечисленные цели и задачи способствуют

  • выработке у ребят таких личных качеств, как:
  • уверенность в себе;
  • честность и открытость;
  • чувство юмора;
  • умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
  • быстро принимать решения;
  • успешно преодолевать кризисные ситуации.
  • формированию конструктивных навыков взаимодействия, таких как:
  • умение безопасно и эффективно общаться;
  • умение понимать и выражать свои чувства;
  • умение противостоять давлению.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Мотивация: в начале занятия классный руководитель задает ситуацию-провокацию. Вызывает к доске 2 учащихся и дает им игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность учащимся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра? (Учащиеся после выполнения задания расстроены)

- Почему? Что произошло в данной ситуации? (Конфликт)

- Вот мы и пришли к теме нашего классного часа. Мы будем говорить о конфликте, а вернее о том, как избежать его.

- Почему рисунок не получился? ( Учитель плохо объяснил, дети не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (Можно)

- Как? (ответы учащихся)

- Какие задачи мы будем решать в ходе классного часа?

  • Уточним понятие о конфликте;
  • расширим представление об основных типах и причинах конфликтов;
  • познакомимся с различными способами выхода из конфликтных ситуации;

Классный руководитель . Итак, конфликт, пути его решения – тема нашего разговора. Важна ли для вас эта тема? Почему? (Высказывания обучающихся). Давайте прочтем слова, являющиеся эпиграфом к классному часу:

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

В ходе классного часа мы попытаемся согласиться или опровергнуть это высказывание. Для начала я предлагаю вам выполнить индивидуальные задания.

2 группа. Ситуативный практикум

- У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, участником которого вы были.

(Ребята пишут слова. Учитель в это время к доске прикрепляет солнце и его лучи. Написав слова, ученики прикрепляют листочки-облака к доске)

- У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: сверкает молния, гремит гром и т.п.) Да, ребята, мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов …

- А что чувствуют конфликтующие люди? (1 группа говорит об ассоциациях)

  1. Работа в парах. Конструирование определения. Работа со словарями.

Конфликт , согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.

Конфликт — противоборство, противоречие между изображенными в произведении силами: характерами, характерами и обстоятельствами, различными сторонами характера.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Конфликт – это противоборство, противоречие из-за отсутствия согласия, которое ведёт к преобразованию отношений .

Классный руководитель: Самым распространенным типом является межличностный конфликт. Он проявляется как столкновение личностей с различными, взглядами, ценностями, чертами характера. На листах-облачках вы уже написали , в каких конфликтах вам приходилось принимать участие. А сейчас давайте поразмышляем о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими. Из-за чего разгораются конфликты? Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос и т.д. Разыгрываем сценку в группах.

Ситуация (команда защищают сторону какой-либо девочки)

  1. Коля предложил уйти с урока физики, будет контрольная работа.

Классный руководитель: Ребята, вы отлично потрудились, я думаю, что мы можем убрать еще одно облачко . А как происходит конфликт?

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности

В чем же вред конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний. В-третьих, работа не ладится и вообще все валится из рук. И наконец, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать различные конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Для этого существует множество способов. Одним из них является общение — основа разрешения конфликтов. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой также нелегко. Но нужно. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях.

  1. На одной из перемен к Диане подошла одноклассница Саша, попросила посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начала с него звонить.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с инсценировкой, поэтому я убираю еще одно облачко. А теперь ответьте на вопрос теста: Тебя обозвали. Твоя реакция?

б) Отблагодарю тем же (обзову)

в) Пожалуюсь старшим

  1. Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
  2. Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
  3. Игнорирование (уход от решения проблемы)

Думаю, что я могу убрать еще одно облачко , мы с вами узнали еще много нового. Вступая в конфликт, люди занимают определенную стратегию. Обратите внимание на таблицу, которая лежит у вас на столах. Посмотрите, какую позицию могут занимать люди в ходе конфликта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся вспоминают признаки предлога. Учащиеся кчатся выполнять морфологический разбор.

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

Тема: Морфологический разбор предлога

Вид урока: изучение нового материала, повторение ранее изученного

Оборудование: проектор, учебник, доска

Образовательная. Научиться морфологическому разбору предлогов, повторить ранее изученный материал

Развивающая. Развивать орфографическую и морфологическую зоркость

Воспитательная. Воспитать любовь к слову, русскому языку

Здравствуйте ребята, запишите в тетрадях число, классная работа

Синтаксический разбор

Давайте начнем наш урок с синтаксического разбора предложения

1 |Очнувшись от лихорадки|, Гек слабым голосом завел разговор о трактирах и между прочим спросил, |смутно опасаясь самого худшего|, 2 не нашли ли чего-нибудь в трактире Общества трезвости, 3 пока он болел.

Повеств., невоскл., сложно (3 части); 1. Двусост, распр., осложн. Обособл обст-ми И однородн сказ; 2. Односост., распр, не осолж; 3. Двусост, распр, неосложн.

Давайте вспомним что такое КС? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает, как мы выяснили, состояние (природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека). Слова категории состояния не изменяются в КС является сказуемым в односоставном предложении.

В тетрадях небольшая самостоятельная работа. Задание вам знакомо, выделите грамматическую основу, укажите часть речи выделенного слова и его разряд СЛАЙД

Легко на сердце от песни веселой – КС, душевное сост. человека

Всем было грустно

Было приятно смотреть на их работу

Он грустно по­смотрел на прияте­ля

Лицо его грустно, печально

Внезапно сделалось темно

Скучно нам сидеть дома

Она оказалась скучна

Опять тревожно, больно сердцу стало

Мне было лень подняться

На улице темно

Он шел быстро

Она грустно посмотрела на меня

Давайте теперь вспомним что такое предлоги? (служебная часть речи, служит для связи слов в предложении), бывают простыми и составными, однозначными и многозначными.)

Отлично, задание будет такое, найдите предлоги (как правильно найти предлог) и укажите простой он или составной, производный или непроизводный. СЛАЙД

Вследствие этих обстоятельств мы должны оставаться дома.

Вместо того, чтобы сходить в зоопарк, мы пошли в кино.

Несмотря на то, что был сильный мороз, я пошел в школу

По причине болезни многих преподавателей, в школе объявлен карантин

В целях безопасности, не нужно играть с огнём.

В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и

смотреть на море.

Над водой носятся белокрылые чайки

Несмотря на хорошую погоду, берег пуст.

Изучение нового материала

Хорошо, теперь откройте учебники на стр. 142 и внимательно посмотрите на схему морфологического разбора предлога.

Давайте разберем выделенные предлоги в предложениях

Вследствие этих обстоятельств мы должны оставаться дома

В целях безопасности, не нужно играть с огнём.

Над водой носятся белокрылые чайки

Несмотря на хорошую погоду, берег пуст.

Помните мы с вами говорили, что производные предлоги могут выступать в роли самостоятельной части речи, в зависимости от предложения? Давайте попробуем найти где в предложении предлог, а где самостоятельная часть речи

1. Командир шел впереди.

3. Мы договаривались насчет поездки в Москву.

4. Деньги перечислили на счет в банке.

5. Благодаря усилиям рабочих, строительство дома было завершено в срок.

6. Гости расходились, благодаря хозяйку за хороший прием.

Повторение правописание наречий

Давайте вспомним правописание наречий, на доске вы видите задание, посмотрите внимательно какое правило здесь нужно применить? (мягкий знак после шипящих) и когда же пишется мягкий знак после шипящих? (всегда, кроме уж, замуж, невтерпеж) давайте устно, по цепочки его выполним, начиная с 3-го ряда

Удалиться прочь, ударить наотмашь, выйти замуж, отворить окно настежь, пуститься вскачь, ждать невтерпеж, сплошь зарасти сорняками, упасть навзничь

Верно. Следующее задание. Выберете правильный вариант написания приставки. Какое правило здесь нужно применять? Так же устно продолжаем СЛАЙД

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час

hello_html_46f158c1.jpg

Подготовила и провела:

Новикова Н.Н.

- учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.

- познакомить учащихся со способами выхода из конфликтных ситуаций.

1. Актуализация опорных знаний.

Учит.: - Ребята, как вы понимаете тему нашего занятия? (Договариваться и понимать). А для чего нам ребята, нужны эти умения?

(Умения договариваться с людьми, понимать их, нам нужны для успешного общения). А кто из вас знает, что такое общение?

(Общение- это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную). А как вы думаете ребята, может ли человек прожить, ни с кем не общаясь? Почему для людей так важно общение? (Без общения человек не может. Все люди связаны друг с другом: общаясь, мы передаем информацию, получаем её, договариваемся, объясняем, т. е. взаимодействуем, общаемся). А можно сказать, что, понимая речь человека, мы его понимаем? Его чувства, его поступки?

( Выслушать ответы детей)

(Учитель предлагает послушать рассказ.)

Лучший друг

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.

- Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг — Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

-Что же вы на самокате-то не катаетесь.

(Далее беседа по содержанию)

- Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?

- Из-за чего рассердился Коля?

- Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что Вова взял без спроса его самокат?

- А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?

- Что вы чувствовали в этой ситуации?

- Что вам хотелось сделать?

- Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?

- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?

- Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?

Учит.: –Ребята, давайте разберем вот такую проблемную ситуацию…

Проблемная ситуация.

Приходит мальчик Антошка домой, он чем-то расстроен.

Мама обращает внимание на Антошку: - Что случилось? Ты чем-то расстроен? Антошка рассказывает маме свою историю.

Антошкина история

- Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.

- Можно мне с вами поиграть? - спросил я ребят. - Чур, буду убегалка!

- Нет уж, - ответили ребята, - если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой. Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться.

- Но почему же ты грустишь? - Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.

Учит.: - Давайте ребята разберем эту ситуацию. Как поступили бы вы?

- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?

- Какие советы дали бы вы ребятам в подобном случае?

(Учитель выслушивает высказывания детей)

3. Чтение рассказа В. Осеевой.

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

- Алеша! — закричала Катя. - Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

- Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

- Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

- Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. - Еще как заплачешь!

- Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх.

- А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

- Алеша! — кричала она. - Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

- Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени.

- Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

- Что, не можешь стоять? — спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.

- Я никогда больше не буду трогать твои краски. никогда. никогда. не буду!

Учит.: - Из-за чего Катя обиделась на Алешу? Как Катя отомстила брату?

- К чему привело желание Кати отомстить брату?

- Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?

- Что чувствовал Алеша?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

(Учитель выслушивает детские мнения)

- Так что же значит правильно понимать?

- К чему может привести ситуация, когда люди друг друга не понимают?

4. Открытие нового знания .

Учит.: -Вернемся к нашему сюжету. Могла бы данная ситуация сложиться по- другому? Как нужно было поступить нашим героям? Они могли договориться друг с другом?

(Учитель выслушивает мнение детей)

(выслушать, войти в его положение, объяснить, что хочешь ты, договориться и т. д.)

Учит.: - Когда между людьми возникает непонимание, это ведет к ссоре. Возможно, они больше не захотят общаться, но могут и прибегнуть к силе. Ссора может перерасти в конфликт.

(Конфликт – столкновение, серьёзное разногласие, спор)

5 . Расширение нового знания

Материалы: пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.

Учит.: - Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую , вы можете показать насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала мне понадобятся две тройки игроков. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит ноги в две пустые коробки из-под обуви, одна коробка предназначена для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой.…Теперь все должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Учит.: - Что помогло добиться успеха?

- Смогли ли вы в своей команде договориться друг с другом?

-Что было труднее всего?

(Дети приходят к выводу, что договариваться трудно, каждый настаивает на своем, не хочет выслушать другого, не хочет уступить)

-Именно поэтому нам в жизни не всегда удается избежать конфликтов. И если конфликтующие стороны не могут договориться, может произойти и такое.

- Молодцы ребята! Действительно всё очень просто:

-нужно выслушать другого и постараться понять, что он хочет;

-объяснить, что хочешь ты.

-Ребята, запомните главное правило: спорщикам нужно успокоиться и выслушать друг друга без оскорблений и драки, конечно.

Учит.: - Ссоры и конфликты никогда не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. Всё зависит от каждого из нас, от того, как мы смотрим на мир. Только стремясь понять другого, мы научимся решать наши споры и правильно общаться. Это и есть тот золотой ключик, который открывает дверь в замечательную жизнь.

7. Рефлексия

Учит.: - Я предлагаю вам ребята, уже сегодня, воспользоваться этим золотым ключиком: попробуйте каждый для себя составить несколько правил, как избежать конфликта.

Warning!

Get Firefox 3.5

Get Internet Explorer 8

Get Safari 4

Get Google Chrome

Раздел: Без раздела

Все публикации автора

Все публикации автора

Урок риторики в 7 классе

Матвеева Ольга Ивановна

МБОУ гимназии №5

г. Морозовска Ростовской области

Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

бойся ложного задора!

В споре побеждает не тот,

а тот, кто думает.

Ход урока

Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

- Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

-Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

-Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

После полдника у нас был разговор про вежливость.

- Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

- Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

- Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

- О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

- Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

- Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

- Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

- Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

- Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

- Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.

Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.

3. Знакомство с правилами ведения спора.

- Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

- НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

- ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

4. Упражнения в ведении диалога.

- Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)

Осенью часто идёт дождь.

Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

В морях вода имеет соленый вкус.

Это обидное слово – кличка..

- Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

- Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

1) Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.

- Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

Читайте также: